Тенденции развития национального ремесленничества в Узбекистане

Остонов О.А.1
1 Ташкентский государственный аграрный университет, Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46326587
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Данная статья посвящается анализу развития национального традиционного ремесленничества в Узбекистане за годы независимости. За этот период значительно вырос спрос и интерес к научному изучению национального ремесленничества, а также различных направлений и отраслей художественно-прикладного искусства как его неотъемлемой части. Все необходимые правовые и материальные условия, создаваемые со стороны правительства Республики являются мощным стимулом для развития этой отрасли эволюционным путем а такие предусматривает злободневность её научного исследования В статье речь идёт о мерах принятых по восстановлению ремесленничества, развитию в регионе национального ремесленничества, созданию школ наставничества о некоторых проблемах и путях его разрешения в отрасли национального ремесленничества, о воздействии глобальных прогрессивных процессов на данную сферу, а также о перспективах кустарного дела

Ключевые слова: традиции, традиционное ремесло, предприниматель, торговец, торговля, коммерция



Возрождение традиционного национального ремесленничества в качестве ценности

В силу серьезных исторических преобразований, связанных с обретением независимости, появились огромные возможности для объективного раскрытия истории культуры узбекского народа. Множество вопросов, касающихся истории родины и культуры, с научной точки зрения находят новое реальное и разностороннее решение. Принимаются необходимые меры по всестороннему развитию всех видов ремесленничества. Коренным образом изменилось отношение к национальному ремесленничеству. Это связано с новой идеологической политикой, направленной на сохранение национального наследия. Особое внимание, оказываемое видам национального ремесленничества, подтверждает то, что после обретения независимости культуроведы все чаще стали обращаться к художественному опыту прошлых веков. Это, в свою очередь, требует нового подхода к развитию ремесленничества и открывает путь для его дальнейшего роста. Накопленный опыт по развитию современного общества показывает необходимость сохранения культурного наследия. Нужно отметить, что за прошедшие 25 лет в республике накопился большой опыт по возрождению традиционной культуры ремесленничества. После обретения независимости Республики Узбекистан узбекский народ получил огромные возможности по восстановлению древнего национального ремесленничества и прикладного искусства как его составной части. Наследие национального ремесленничества было воспринято как национальное культурное наследие. Поэтому бережное отношение к наследию ремесленничества, созданному руками, трудом и умом народа, а также восстановление забытых его видов является актуальной и злободневной задачей сегодняшнего дня.

Следовательно, все преобразование социальной жизни, создающееся благодаря национальным ценностям традиционного образа жизни исконных трудовых навыков нашего талантливого народа, требует последовательных научных исследований. Исходя из народного ремесленнического опыта, сформированного на протяжении тысячелетий, а также опираясь на социально-духовный фундамент для развития ремесленничества в русле традиционного национального искусства, по инициативе президента республики и правительства был принят ряд указов и постановлений, способствующих эволюционному развитию этой отрасли в годы независимости. Это является важной ступенью в процессе национального народного ремесленничества и декоративно-прикладного искусства, в восстановлении кустарничества и его дальнейшем развитии, особенно некоторых позабытых видов, отраслей национального ремесленничества. В начале XXI века город Бухара и Гиждуван оказались центрами златоткачества не только Узбекистана, но и всей средней Азии. В городах Шофиркан, Вобкент, Рамитан а также в районе Нурота Навоийского вилоята развиваются вышивание, гончарное ремесло, резьба по камню, ювелирное дело, ковроткачество как своеобразная школа на основе традиции наставничества. Чустский район Наманганской области издавна был центром древнего ремесленничества. Во многих кишлаках данного района хорошо развиты следующие виды народного ремесла: вышивание, пекарное дело, изготовление ножей, бешиков и сундуков, кожевничество, вышивка, резьба по дереву и кузнечное ремесло. В годы независимости город Самарканд и Ургутский район отличаются особенностью развития и восстановления национального ремесленничества. Ургут издавна считался родиной ремесленников, там ремесло по изготовлению ножей, гончарное дело, ковроткачество, резьба по дереву поднялись до ступени искусства, и славится династиями ремесленников. В Фергане издавна развиты следующие сферы ремесленничества: шелкоткачество, керамика, вышивание тюбетеек, резьба по дереву, развиваются школы керамики Риштана [1] (Kadzaeva, 1998), традиции резьбе по дереву Коканда. В годы независимости заметно развивается вышивание в Шахрисабзе, керамика в Касбе, ткачество и кузнечное дело в Косоне и Карши. Заново восстановлены «ироки», вышивание и гончарное дело в Касбе. Население Дехканабада Кашкадарьинской области в основном занимается животноводством, поэтому женщины этого региона занимаются поэтапной работой ковроткачества, такой как трепание, расчесывание, прядение шерсти, выпечка, ковроткачество и войлочное дело. Надо отметить, здесь изготавливаются виды сшитого и резного войлока. В целях демонстрации узбекского национального ремесленничества по всему миру организуются различные фестивали, конференции и симпозиумы, в годы независимости открылись новые возможности по сбыту продукции узбекского национального ремесленничества на мировых рынках в крупных городах, являющихся центрами мировой торговли, сформирована система магазинов по продаже изделий узбекского национального ремесленничества. Такие магазины открылись в Стамбуле, Токио, Санкт-Петербурге, Алмате, Нью-Йорке и в других городах [2] (Macleod, Mayhew, 2008). На этих торговых точках на продажу выставлены керамика Риштана, Гурумсарая, Бухары, Гиждувана, Ургута, изделия вышивки Шахрисабза, Самарканда, Бухары, Бойсуна, ювелирные изделия Бухары, Ферганской долины, Ташкента, изделия златоткачества Бухары, Гиждувана и Самарканда, даже предметы, необходимые в домашнем быте. В сотрудничестве с компанией УзЭКСПОцентр, «Узбектуризм» и Республиканским союзом «Хунарманд» узбекистанские ремесленники 7 сентября 2000 года участвовали на мировой выставке «ЭКСПО-2000», проходящей в Гановере (Германия), в частности щелкоткач Мухаммаджон Каримов из Маргилана продемонстрировал атласы, сотканные вручную, кроме того, изделия национального ремесленничества, изготовленные златошвеем Шоирой Соибовой из Бухары и Шавкатом Жуманиезовым, мастером по резьбе из Хивы, оставили глубокое впечатление у европейцев.

Некоторые проблемы и области традиционного национального ремесленничества

Несмотря на экономические трудности, с первых дней независимости государство стало уделять особое внимание развитию культуры и искусства, усилило интерес нации, имеющей богатое прошлое, культурное наследие и традиционные ценности. Учитывая значимость ремесленничества в социально-экономической и духовно-идеологической жизни узбекского народа, а также глубокие корни национального ремесленничества и неповторимые своеобразные особенности, правительство выдвигает ряд задач, направленных на его дальнейшее развитие, восстановление забытых видов, совершенствование подготовки кадров по ремесленному промыслу. В частности, необходимы изменения в системе организационного управления, сохранившегося по сей день, подготовки специалистов и настоящих мастеров национального ремесленничества, ремесленного промысла среди местной молодежи сельских местностей.

Доелис на контролироваться местными властями и государством, в противном случае она может не достигнуть намеченной цели реформ, реализуемых по всей республике в годы независимости, несомненно, могут послужить фактором по обеспечению социально-экономического роста Республики Узбекистан, а также развитию на современной основе национального ремесленничества, средних и малых предприятий. Регистрация традиционных народных центров ремесленничества, мастеров, изделий художественных традиций, каталогизация и инвентаризация на сегодняшний день является злободневной темой не только в Узбекистане, в рамках всемирного сообщества. Поэтому в настоящее время актуальной задачей является научное исследование традиционного ремесленничества, глубокое изучение художественных и технологических особенностей ремесленничества в некоторых центрах и регионах, определение народных мастеров и утрачиваемых ремесел и таким образом восстановление и развитие неповторимых традиций ремесленного дела. Например, благодаря большому вниманию, оказываемому художественному ремесленничеству, на местных и зарубежных рынках эта отрасль приносит огромную прибыль, но исследования об этих традициях недостаточны. В статье Г. Домбровского, написанной в 1995 году, приводятся общие сведения о вышивках Шахрисабза, но о вышивальном мастерстве других регионов не упоминается [3] (Dombrovski, 1995). В 2005 году в статье Хакимова А. приводятся общие сведения о вышивках, там даны образцы вышивки вилоятов Узбекистана, но не имеется полная их характеристика [4] (Khakimov, 2005). Значит, традиционное ремесленничество данного региона, в частности вышивание, с научной точки зрения недостаточно изучено. Одним из важных источников в данной сфере является художественный Атлас ремесленничества Узбекистана, изданный на английском языке в 1999 году в рамках Международного института по исследованиям Центральной Азии [5] (Atlas of Central Asian artistic crafts and trades, 1999). Но там тоже допущены ряд ошибок. Вышивание как тема искусствоведения многие годы не изучалось. Только в каталоге вышивок Узбекистана XIX–XX вв., изданном Государственным музеем истории Узбекистана, дается короткая в виде инвентаря информация об образцах вышивки. В научных трудах, посвященных прикладному искусству Узбекистана, тоже о ней не упоминается. Это свидетельствует о том, что не была организована научная экспедиция, которая раскрыла бы те или другие стороны вида, указывающего на точные местные аспекты народного ремесленничества. На сегодня изделия традиционного ремесленничества тоже приносят экономическую прибыль. Однако ухудшается качество изделий традиционного народного ремесленничества, изготавливаемых для использования в быту и для сбыта на рынке. Во-первых, это связано с пренебрежением традиционными шаблонами, во-вторых, рыночное «правило» негативно воздействует на качество изделия и понятие «школа».

Когда речь идет о качестве продукции, мы замечаем, насколько отражены в ней традиции ремесленничества мастера, производимые изделия для рынка и для демонстрации на выставках стараются выявить в своей продукции традиции ремесленничества. При изготовлении изделий они используют только традиционные технологии и природные материалы и краски. Поэтому спрос к таким экологически чистым продукциям всегда высок. В то же время в этих изделиях утрачиваются художественные традиции. Однако, как говорят мастера, не надо переживать об утрачивании «школ». Они верят в то, что традиции сохранятся. Но нельзя надеяться на процветание традиционных форм, тесно связанных коллективной деятельностью, нежели опыт конкретного автора. Естественно, по этому поводу тоже надо что-то предпринимать. В первую очередь нужно создавать союз цехов. В этом случае можно установить контроль над качеством продукции и сохранениям в ней некоторых местных отличий. Признавая положительные результаты по поводу сохранения и развития художественного наследия, необходимо отметить некоторые недостатки и упущения, одним из них является то, что к восстановлению традиций относятся как к коммерческому проекту. Также наблюдается то, что международные фонды в своих проектах оставляют без внимания своеобразные особенности местного региона. Например, производство в Бухаре шелкового ковра (ЮНЕСКО) и в Хиве настенной большой сюзане при финансовой поддержке Британского совета, народно-ремесленнического союза вилоята «Хунарманд» и Международного благотворительного фонда «OperationMercy». При осуществлении данной программы не учтена определенная региональность местного ремесленничества, так как в Бухаре никогда не ткали ковер по данному дизайну. а Хива никогда не являлась центром по пошиву сюзане.

Эти же недостатки наблюдаются и в деятельности общественных организаций. В их программах обучают женщин ремеслу, не свойственному данному региону. Между прочим, издавна на каждой территории формируется определенный вид ремесла и сохраняется спрос к нему. Из-за неучета данных особенностей не восстанавливается деятельность некоторых местных ремесленных центров. Например, в древности в Джизаке ткали длинноворсный уникальный ковер, вместо того чтобы сохранить и развивать данную традицию, здесь обучают женщин златоткаческому делу.

Акции общественных организаций и международных фондов по восстановлению забытых ремесел, профессий и ремесленничества, совместная деятельность международных национальных экспертов в области искусства во многом помогают решать финансовые проблемы. При всем этом, учитывая региональную особенность исторического развития ремесленного дела, необходимо строго координировать совместные усилия.

Крайне актуальной является экология национального искусства. Сохранение своеобразности местных школ «чистоты» искусства является злободневной темой, эту проблему можно разрешить с помощью специалистов данной сферы. К сожалению, не налажена совместная работа мастеров и искусствоведов. Мастер изготавливает вещь, опираясь на свой опыт и вкус. В результате теряется местная своеобразность традиционного искусства. С этой точки зрения надо рассмотреть гончарное дело Регистана, вышивку, златовышивание, лаковую миниатюру Сурхандарьи и критически проанализировать.

В настоящее время имеются проблемы, связанные с развитием декоративно-прикладного ремесла. Накопленный опыт свидетельствует о том, что проблемы связаны с развитием декоративно-прикладного искусства. Основная проблема заключается в вопросе менеджмента, то есть для развития данного искусства в республике не имеются оптимальные условия, недостаточное внимание оказывается деятельности мастеров. В данной ситуации необходимо координировать деятельность мастеров, искусствоведов, менеджеров, спонсоров и средств массовой информации, от которых зависит перспектива декоративно прикладного искусства.

Проекты по восстановлению традиционного ремесленничества с учетом местных свойств надо направлять по точному адресу, и конкретно наметить развитие в будущем. В первую очередь нельзя допустить резкое различие между оригинальным состоянием производимого для рынка товара и дальнейшими новшествами.

Конечно, нельзя упускать из виду своеобразность традиционного искусства. Так как «народное искусство отражает в себе не своеобразный стиль и историчность, национальность и свойственность конкретному обществу».

Эффективность проектов, направленных на поддержку и развитие традиционного ремесленничества, видна при удовлетворении требований потребителей, покупающих изделия народных мастеров, так как основная цель проектов заключается в этом. Поэтому независимо от того, кем изготовлен товар и какого он качества и вида, основная цель – его реализация.

По показателям нынешнего художественного процесса изделия ремесленничества все больше используются в повседневной жизни. Вначале эти изделия изготавливаются для коллекции музеев.

Необходимо отметить, что иностранцы являются основными потребителями изделий ремесленного промысла, определенная часть интеллигенции, имеющая отношение к традиционной культуре, также широко пользуется товарами данного вида, так как на местных рынках низкий спрос к товарам ремесленничества, мастера свою продукцию стараются вывозить за рубеж. Изделия из керамики и текстиля вывозят в Казахстан, Россию и страны Европы. Этим они не только реализуют свою продукцию, но и представляют культуру Узбекистана. Пропаганда развития стиля и вкуса общественности на местных рынках не включает в себя изделия ремесленничества.

Рынок, как и в прежние времена, является точным индикатором, показывающим процесс развития ремесленничества. На сегодняшний день на рынках имеется большой спрос на изделия из текстиля (вышивка, ковры, ткани, изделия златоткачества златовышитые халаты, тюбетейки), керамики, а также сумки, кошельки, косметички, наволочки ручной вышивки, одежду, сшитую из национальной ткани совершенного дизайна, маргиланские шелка. Новый вид ткани – батик, созданный ремесленниками нашего края, изготовлен из традиционного шелка, в основном с творческим подходом к Маргиланскому шелку, вскоре стал ходовым товаром.

В программе «Знак качества» ЮНЕСКО отмечается необходимость соответствия товаров современного ремесленничества законам о труде, высокому качеству, инновационности, экологии, требованиям рынка.

В мусульманском обществе ремесленничество издавна было своеобразным зеркалом, отражающим распределение труда между мужчинами и женщинами. Мужчины занимались торговлей на рынке, а женщины были заняты изготовлением товаров для нужд семьи.

В мастерских по гончарному, ювелирному делу, по изготовлению тканей, пошиву одежды, резьбой по дереву, златоткачеством занимались только мужчины, женщины были заняты вышивкой ковров – ткачеством, войлокоделием [6] (Akilova, 2005). Они также изготавливали керамические игрушки, посуду, ткани из дешевого хлопка. К концу ХХ века такой традиционный образ жизни резко изменился. Городские женщины совершенно перестали заниматься ремеслом, только в отдаленных кишлаках женщины сохранили ремесленное дело предков. Из-за нужды женщины стали активно заниматься ремесленничеством. В условиях экономической неустойчивости занятие ремеслом стало приемлемым делом, чтобы выйти из кризиса. Таким образом, случилось неожиданное – женщины-ремесленники заняли рынок.

В ремесленническом деле женщины очень активны. Для привлечения женщин к новым экономическим условиям этот процесс поддерживается со стороны государства и международных фондов, конечная цель – повышение социального статуса женщин, умножение прибыли, а также восстановление прикладного искусства. Перспектива прикладного искусства непосредственно связана с каждым из нас, являющимся его потребителями. Изделия ремесленничества вносят в наш быт уют, нежность и неповторимость. Благодаря традиционному искусству, в процессе глобализации нашего скоростного века сохраняется своеобразность, многогранность современной культуры.

Воздействие глобализации на перспективу ремесленничества

В годы независимости большое внимание стало уделяться деятельности малого бизнеса и предпринимательства. В соответствии с программой развития за этот период была проделана большая работа по развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, которая продолжает еще больше развиваться и по сей день. В странах мира с развитой экономикой предпринимательство развивается быстрыми темпами. В некоторых странах Западной Европы доля предпринимательства в национальной валовой продукции достигла 70–80 %. Свыше 70 % населения страны заняты деятельностью в субъектах малого бизнеса и частного предпринимательства. В Узбекистане также ведется большая работа по дальнейшему развитию предпринимательства. Для того, чтобы предпринимательство получило широкий размах, нужно создать экономическую и правовую базу. Сегодня предпринимательство рассматривается как фактор, стимулирующий экономический прогресс, вместе с тем отмечается его важная роль в обеспечении населения рабочими местами, снабжении рынков потребительскими товарами, развитии экономики страны и повышении благополучия населения. Сейчас, как и ранее, в восстановлении традиционного ремесленничества активно участвуют международные фонды и организации, содействующие развитию туризма и экономики молодых государств на территории СНГ. В их деятельности основное внимание удаляется конкретному виду ремесленника или же центрам, ранее популярным, а нынче погасшим. Например, в Узбекистане долгие годы действовал проект ООН «Развитие культурно-познавательного туризма и ремесленничества», «Помощь ремесленникам» при организации Каунтерпарт Консорциум Америки. Они проводили различные семинары, ярмарки прикладного искусства, приглашали зарубежных специалистов с целью обучить местных мастеров пользоваться традиционной технологией натуральными красками, поддерживали проекты, связанные с деятельностью местных ремесленнических центров. В последние годы в этой области ведут активную работу Бюро сотрудничества и развития Швейцарии, Представительство ЮНЕСКО в Узбекистане, а также Национальная комиссия ЮНЕСКО [7]. Одним из крупных мероприятий данной организации является объявление Бойсунского района Сурхандарьинский области «Жемчужиной устного и нематериального наследия человечества» (2002). Уникальное место, где ремесленничество сохранилось в оригинале и создается основа для его будущего развития. Этот факт послужил началом осуществления мероприятий, направленных на развитие народного ремесленничества.

Местные мастера учувствуют в программе «Продукция ремесленничества со знаком качества ЮНЕСКО», включающей в себя государства Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан), Южной Азии (Бангладеш, Индия, Молдова, Непал, Пакистан и Шри-Ланка), Восточной Азии (Китай, Япония, Монголия, Северная и Южная Корея). В результате продукция ремесленничества района в международном масштабе получает признание. В 2006 году ткань «Жанда», широкий белый ковер были награждены Знаком качества ЮНЕСКО и наряду с другими победителями были размещены на сайтах офисов в банке Пекина, Нью-Дели и Алматы, на основе проекта трастфонда ЮНЕСКО и ЯПОНИИ «Загадочная керамика Узбекистана». В рамках этого проекта с участием знаменитых мастеров и искусствоведов республики, зарубежных специалистов, приглашенных для обмена опыта, проводятся семинары. В 2007 г. проводилась выставка в Каттакургане – центре восстановленного гончарного дела. Гончарное дело Денава 2003 г. и когда-то популярная Нуратинская вышивка тоже являются объектом проекта бюро Швейцарии по сотрудничеству и развитию. Естественно, результаты первого проекта не удовлетворили специалистов. Второе – в работе по восстановлению Нуратинской прикладной вышивки обучение молодых девушек вышиванию и обеспечение их рабочими местами. В результате проекта было издано учебное пособие, которое поможет местным самостоятельно изучать традиционное вышивание.

Безусловно, традиционное художественное наследие будет развиваться дальше, так как в стране сохранение национально-культурных ценностей является делом государственной важности. Общественные и международные организации и учреждения также всесторонне поощряют традиционное художественное наследие.

Одна из важнейших задач в деле сохранения традиционного наследия и передачи его будущему поколению – восстановление ремесленнических центров и их рост. Также необходимо обратить внимание на качество выпускаемой продукции. Производимый товар на сегодняшний день можно разделить на две группы: для использования в быту (в основном в кишлаках) и для рынка. Также изготавливаются товары, предназначенные для участия на выставках. Растет количество товаров, предназначенных для сбыта. На сегодняшний день Союз «Хунарманд» насчитывает в себе свыше 28 тысяч ремесленников [8], действуют ряд магазинов, салонов для продажи и несколько галерей.

Предоставление налоговых льгот национальным ремесленникам, а также меры по их поддержке со стороны правительства служат гарантом для данного развития. В частности, надо подчеркнуть постановления кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по развитию и расширению семейного и ремесленнической деятельности без организации юридического лица» и «Продление сроков действия налоговых льгот по уплате строго намеченных налогов для членов союза «Хунарманд» – индивидуальным предпринимателям». Внимание, направленное на развитие национального ремесленничества, выражается в часто организуемых в стране и за рубежом ярмарках, где наши ремесленники, участвуя со своей продукцией, заключают договоры по сбыту этой продукции. Подтверждением этому является непосредственная продажа изделий ремесленничества в исторических городах, архитектурных памятниках, которые часто посещают туристы. По социологическому опросу выявлено то, что растет спрос на товары ремесленничества на внутренних рынках страны, то есть за последние 8 лет потребность выросла на 30 %, несмотря на все это целесообразным является расширение экспорта товаров национального ремесленничества и выход национальной продукции на мировой рынок. Поэтому необходимо изучать зарубежный опыт и использовать соответствующие стороны, так как другие страны в этой сфере опередили нас. Например, компания «Dinka» Аргентины занимается поиском покупателей товаров, изготовленных аргентинскими ремесленниками, доставкой товаров, таможенными формальностями, и взамен получают процент от реализации. Основавшись, компания установила сотруднические отношения с магазинами Чили, Перу, Эквадора, затем заключила договор с дистрибьютерской компанией Техаса, на сегодняшний день ищет новые возможности сотрудничества с маркетами Испании, Италии, Германии, и Швейцарии. Годовой оборот компании составляет 1 млн долларов США. Среди стран Азии особое внимание к народному ремесленничеству оказывается во Вьетнаме. Только за 2003 г. по экспорту товаров ремесленничества Вьетнам занял 8-е место и получил доход в 367 млн долларов. В настоящее время Китай и Германия, занимаются экспортом продукций ремесленничества. Исходя из опыта этих государств в нашей республике также требуется экспорт зарубежных товаров ремесленничества. Усвоение новых видов деятельности, соответствующих рыночным условиям и специализированных на выпуск новых товаров и услуг, является требованием времени. Нужно разработать механизмы, позволяющие переход ремесленников и кустарей от неофициальной деятельности к официальной. Пропаганда среди населения деятельности кустарей, их преимуществ, информации о льготах и преимуществах, предоставленных правительством для развития кустарничества, подняло бы имидж кустарничества, в частности применение передового зарубежного опыта при развитии кустарничества и ремесленничества, оказание услуг, не выходя из дома, через телефон, наряду с этим развитие туристических услуг по изучению историческо-культурного и архитектурного наследия местных регионов, а также экономическое пространство с соседними странами и развитие приграничной торговли способствуют повышению уровня занятости населения. Выявление систематических сторон при анализе развития и эффективности малого бизнеса и деятельности золотого предпринимательства в экономике страны требует точного определения факторов и критериев, воздействующих на нее. Критерии экономической эффективности малого бизнеса и частного предпринимательства должны отражать эффективность оплаты труда, взаимосвязь законов, характеризующих удовлетворение растущей потребности, спроса и предложения в процессе усовершенствования оплаты труда. Потому что факторы, воздействующие на экономическую деятельность, предпринимательство взаимосвязаны с общим критериями эффективности производства. Вместе с тем материальная поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства должна соответствовать условиям оплаты труда, его организация проводится параллельно улучшением целой системы механизма по организации управления и ведения хозяйства условий оплаты труда, в противном случае она не даст надлежащего эффекта. Повышение эффективности предпринимательско-инициативной деятельности в виде заработной платы необходимо связывать с внесенным вкладом работника. Анализ предпринимателя, а также способы определения экономической эффективности предприятия занимают основное место в методике определения эффективности малого бизнеса и частного предпринимателя. Так как здесь внутренние факторы будут исследоваться с теоретической точки зрения, в направлении фактических результатов и потерь, внешние условия – положительным или отрицательным воздействием на деятельность предпринимателя. Поэтому все грани предпринимательской деятельности должны всесторонне анализироваться. В итоге можно указать, что в современных условиях модернизации экономики страны масштабное развитие и совершенствование деятельности предпринимателей, ремесла, их суть, а также расширение рамок его задач требуют глубокого анализа и принятия решений, направленных на развитие, так как оно имеет важное значение в обеспечении интеграции экономики страны в мировое сообщество.

Заключение

Подготовка кадров традиционного национального ремесленничества формировалась на протяжении веков, поэтому школы «наставник-ученик», передающиеся от поколения к поколению, должны официально восприниматься как отдельный вид образовательной системы. В настоящее время актуальной задачей времени является привлечение сельской молодежи и женщин к различным отраслям ремесленничества, развитие соответствующим им сфер ремесленничества, выделить им ответственные, самостоятельные рабочие участки, предоставить им возможность для выявления своих профессиональных и духовных возможностей, организация предприятия по изготовлению инструментов, обеспечивающего отрасли ремесленничества современными механизациями и технологиями, налаживание путей по производству сложных и тонких механизмов для механизации процессов, требующих ручного труда, которые в сотрудничестве с опытными ремесленниками можно осуществить на основе промышленности. Подготовка специалистов и настоящих национальных ремесленников для ремесленной промышленности среди молодежи, сельской молодежи находится под контролем государства в условиях возрождения отраслей ремесленничества, для роста доли экспорта за границу продукции естественного ремесленничества в целях приравнивания к международным стандартам качества выпускают продукцию со стороны ремесленных мастеров при союзе «Хунарманд». С более глубоким внедрением рыночных отношений в нашу жизнь начинают возникать и развиваться различные формы предпринимательства. Стимулом развития семейного предпринимательства является большое внимание, оказываемое со стороны правительства. Высокий темп его развития, обеспечение населения необходимой продукцией, создание рабочих мест для безработной части населения, для роста своей доли во внутриваловой продукции является своеобразностью ремесленничества, для которого имеются все необходимые условия. Маркетинг и его стратегии занимают важную роль в развитии семейного предпринимательства, в обеспечении работой незанятой части населения, создании и расширении разных форм кустарничества, заключение договора между предприятием и кустарничеством является требованием времени. Субъекты и руководители, занимающиеся малым бизнесом и частным предпринимательством, развивая свою деятельность, стремятся повысить прибыль, получаемую совместно. Предприниматели с целью получить большую прибыль выпускают необходимую продукцию для населения района, города, страны, способствуют созданию новых рынков, создают новые рабочие места для безработных. В итоге способствуют улучшению жизненных условий населения страны. Обретя независимость, Республика Узбекистан получила возможность ведения внутренней и внешней политики, выражающей в себе национальные интересы государства. Важным направлением данной политики является развитие национального ремесленничества, которое является культурным наследием узбекского народа, определением его перспективы предстать в мировом масштабе. Рост каждой нации определяется уровнем культуры и искусства. В свою очередь, отношение государства к искусству и культуре определяет уровень развития общества. В Узбекистане в условиях развития туризма и рыночной экономики формировался рынок по выпуску продукции национального ремесленничества, который составляет основу рынка подарочной продукции. Путем развития кустарничества появилась возможность привлечения к производству активной и социально слабой части населения.

В результате осуществления национальной программы подготовки кадров была создана система новых направлений, специализированных на национальном ремесленничестве в системе профессионального образования. Для подготовки квалифицированных педагогов-инженеров и наставников-ремесленников эффективно используется опыт зарубежных стран и открываются краткосрочные курсы по повышению квалификации.

Также колледжи, специализированные на национальном ремесленничестве, оснащены современным учебным оборудованием. Система «наставник-ученик» совершенствуется. При поддержке и стимулировании женщин, составляющих основную часть населения страны, ведется перспективная государственная политика, был создан Комитет женщин республики, Союз женщин-предпринимателей и другие учреждения, фонды, где женщинам-предпринимателям оказываются экономическая и социальная защита. Ремесленнические центры Ташкентской, Ферганской, Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Бухарской и Хорезмской областей в годы независимости стали бурно развиваться. В период перехода к рыночной экономике развитие национального ремесленничества в республике имеет огромное значение.


Источники:

Кадзаева Л.Х. Керамика Риштана. Традиции и мастера. - Ташкент, 1998.
Macleod C., Mayhew B. Uzbekistan. The golden road to Samarkand. - Hong - Kong: Odyssey, 2008. – 368 с.
Домбровски Г. Сюзане – вышивка из Средней Азии. / Наследники Шелкового Пути. - Узбекистан. Штутгарт, 1995. – 263-282 с.
Хакимов А. Шедевры искусства Средней Азии // Великий Шелковый путь и его наследие. Токио. 2005. 28-32 с
Atlas of Central Asian artistic crafts and trades. A. Khakimov – author of the scientific projectand author of the next chapters - Introduction, Ceramics,Copper Embossing, Knife making. VolumeI.Uzbekistan. Tashkent. 1999. –158 р
Акилова К. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана. ХХ век. - Алматы: PRINT-S, 2005. – 288 с.
Ўзбекистон санъати. - Тошкент: Шарқ, 2001. – 86 с.
Ўзбекистон Республикаси "Ҳунарманд" уюшмаси матбуот анжумани. [Электронный ресурс]. URL: http://handicraftman.uz/uz/node/536.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:08