Корпоративное управление и его развитие в Узбекистане
Мухамаджанов Ш.С.1
1 Фонд «Эл-юрт умиди», Узбекистан, Ташкент
Скачать PDF | Загрузок: 72 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46326920
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Сегодня корпоративное управление стала актуальной темой для большинства исследований. Корпоративное управление в настоящее время играет ключевую роль в экономическом развитии страны. В связи с этим в данной статье мы в основном рассматриваем концепцию корпоративного управления и ее применение, а также ее развитие в Узбекистане. Также в данной статье кратко рассматривается история корпоративного управления и важность применения принципов корпоративного управления в деятельности компаний. За этим обзором основных определений следуют необходимые нормативные акты, принятые для совершенствования практики корпоративного управления в Узбекистане. В исследовании также упоминаются важные шаги, предпринятые для разработки принципов корпоративного управления, подробно обсуждается законодательство о корпоративном управлении. В конце статьи рассматривается применение принципов корпоративного управления в развитых странах, включая США, Германию, Великобританию и в странах Европейского Союза.
В частности, ключевые элементы структуры корпоративного управления были обсуждены на примере в основном развитых стран Европы, США и Великобритании и соотнесены с принципами развивающихся стран, таких как Узбекистан. В этом отношении ряд шагов, которые были предприняты для развития принципов корпоративного управления, обсуждался с учетом различных нормативных актов.
Ключевые слова: опыт корпоративного управления, корпоративное управление, модели корпоративного управления, законодательство о корпоративном управлении
JEL-классификация: L26, L31, M14
Введение
Признанное на мировом уровне корпоративное управление является эффективной формой развития экономики. Опыт корпоративного управления стран доказывает, что для конкуренции и выхода на мировые рынки, необходимы прежде всего, постепенное экономическое реформирование, реструктуризация и углубление диверсификации, создание новых предприятий на основе высоких технологий. Процесс разгосударствления и приватизации предприятий, повсеместное внедрение принципов корпоративного управления в деятельность акционерных обществ укрепляют потенциал национальной экономики.
Основной целью нашего иследования является рассмотрение концепции корпоративного управления, применение принципов корпоративного управления в деятельности компаний Узбекистана, анализ литературы в области корпоративного управления и обсуждение ключевых элементов структур корпоративного управления на примере развитых стран.
Корпоративное управление известно как система, которая используется для контроля и управления компанией. На уровне компании она стремится распределить обязанности и полномочии между акционерами, директорами и руководством. Колдер описал корпоративное управление термином «Святая Троица», который включает в себя права акционеров, прозрачность и подотчетность совета директоров. Эволюция корпоративного управления восходит к периоду распада Римской империи. Именно после падения Римской империи предпринимательская деятельность членов церкви и баронов-грабителей заметно улучшилась на более высоком уровне по сравнению с деловыми людьми. Сообщалось, что характер деловой активности, осуществлявшейся в тот период, был простым, и между церковью и ее членами существовали разногласия. Это можно объяснить фактом длительного существования и присутствия церкви в период накопления богатства; поэтому церкви считаются предками современных корпораций [1] (Calder, 2008).
Основная часть
Существует множество определений, объясняющих концепцию корпоративного управления. Определения корпоративного управления можно пояснить, разделив их на две основные категории. Первая категория –определения корпоративного управления в основном связаны с группой моделей поведения [2] (Siebens, 2002). В частности, это связано с реальным поведением корпораций, взаимодействием между корпорациями и членами заинтересованных сторон. Другая категория – определения касаются правовой базы. Если быть более точным, это больше касается нормативной базы, в соответствии с которой действуют фирмы. Можно констатировать, что первая категория определений, относящихся к корпоративному управлению, более применима для случаев изучения фирм или групп фирм, которые работают в конкретной стране. Таким образом, первая категория касается структуры совета директоров, ответственности заинтересованных сторон, связи между сотрудниками и производительностью компании. Определение корпоративного управления в более широкой перспективе показывает, что оно рассматривается как набор механизмов, отделяющих собственность от управления [3] (Claessens, 2006). Таким образом, корпоративное управление представляет собой систему, с помощью которой компании и фирмы могут контролироваться и управляться. Основываясь на определении корпоративного управления, можно сказать, что цель хорошего корпоративного управления состоит в том, чтобы максимизировать вклад компании в экономику в целом, особенно для всех заинтересованных сторон. Иными словами, концепция корпоративного управления может быть описана в терминах отношений между заинтересованными сторонами фирмы, а именно кредиторами, и компанией или акционерами и корпорациями.
Обзор соответствующей литературы показывает, что корпоративное управление может стать еще более важным, когда в сегодняшних современных корпорациях есть разделение собственности и управления. А именно интересы менеджеров должны противоречить интересам акционеров. Таким образом, из-за разницы в интересах заинтересованных сторон большинство корпораций сталкивается с проблемой принципала-агента, которую можно наблюдать в управлении, и в вопросах, связанных с управлением компанией. Следовательно, не существует единого определения, которое можно было бы применить для понимания лежащего в основе определения корпоративного управления с разных точек зрения. Согласно Ла Порта, корпоративное управление напрямую влияет на процесс принятия решений руководителями высшего звена [4] (La Porta, Lopez-De-Silanes F. and Shleifer, 2000). Согласно Шлейферу, корпоративное управление – это система, которая помогает финансовым корпорациям обеспечить безопасность их возврата на инвестиции [5] (Shleifer, Vishny, 1997). В описании Пей упоминается, что корпоративное управление – это система, которая контролирует и направляет корпорацию [6]. В частности, корпоративное управление оговаривает основные права, обязанности и ответственность акционеров и совета директоров и помогает им в принятии решений.
В последнее время значение корпоративного управления возросло. Именно критические аспекты корпоративного управления, как полагают, оказывают положительное влияние на экономическое развитие стран. Одной из причин, вызвавших рост значимости корпоративного управления, является приватизация. В настоящее время большинство фирм обращаются к государственному сектору для получения капитала и большинство партнерств преобразуют свой тип собственности бизнеса в корпорации. Вторая важная причина, объясняющая развитие и критическую важность корпорации, может быть связана с техническим прогрессом. Более подробно это можно объяснить либерализацией и открытостью все большего числа стран для международной торговли [2]. В результате распределение ресурсов стало довольно обычным явлением, и его трудно контролировать, что привело к формулированию корпоративного управления. И последнее, но не менее важное: растущая популярность корпоративного управления может быть объяснена возрастающей важностью финансовых посредников, которые были сформированы благодаря мобилизации капитала от основного владельца. Более того, критический обзор литературы привел к выявлению различных каналов, которые могут влиять на рост и развитие корпоративного управления [3, 2, 7] (Onuorah, 2016). Во-первых, расширяющийся доступ и доступность вариантов внешнего финансирования для фирм приводит к увеличению инвестиций и росту. Кроме того, это может привести к созданию большего количества рабочих мест. Во-вторых, более низкая стоимость капитала и высокая оценка фирм рассматриваются как следующий важный аспект, который можно объяснить ростом популярности корпоративного управления. Улучшение условий для операционных показателей, что ведет к лучшему распределению ресурсов и к увеличению благосостояния. Считается, что передовая практика корпоративного управления снижает риск финансового кризиса, который считается важным для экономического роста страны.
Вклад корпоративного управления в экономический рост страны
В настоящее время ряд крупных корпораций постоянно доминируют в экономической деятельности не только на местном, но и на глобальном уровне. В этом отношении системы корпоративного управления, используемые в этих корпорациях, также отличаются друг от друга. Рассматривая случай банков, которые играют значительную роль в экономике каждой страны, можно констатировать, что их сила и постоянная стабильность являются наиболее важными моментами, которые вызывают интерес широкой общественности.
Таким образом, оказывается, что практика эффективной системы корпоративного управления тесно связана с растущим уровнем общественного доверия и уверенности в банковской системе. Это, в свою очередь, считается важнейшими элементами, обеспечивающими надлежащее функционирование банковской системы и экономики в целом. В противном случае количество банкротств банков может возрасти из-за плохого их функционирования [8]. (Tara, Sadri, 2015).
В настоящее время большинство исследователей интересуются феноменом корпоративного управления. Важность корпоративного управления можно наблюдать в социально-экономическом развитии страны. Более того, тема корпоративного управления широко обсуждалась среди исследователй развитых стран [9] (Mallin, 2016).
Однако состояние корпоративного управления не изучено в достаточной степени в развивающихся странах, таких как Узбекистан.
В настоящее время большинство производственных организаций сформировано на основе принципов корпоративного управления. В целях повышения эффективности деятельности акционерных обществ и создания благоприятных условий для инвестиционной среды принят ряд новых нормативных актов. Например, Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года посвящен мерам по совершенствованию применения современных принципов корпоративного управления в деятельности акционерных обществ. Некоторые из обозначенных пунктов следующие:
- изучить международную практику компаний, работающих на принципах корпоративного управления;
- создавать акционерные общества на основе прямых иностранных инвестиций и улучшать условия деятельности, чтобы привлечь внимание инвесторов;
- осуществлять стратегическое управление акционерными обществами, создать эффективную систему контроля за персоналом корпорации;
- обучать молодых специалистов эффективным мерам стратегического управления в тесном сотрудничестве с ведущими международными университетами [10].
Создание благоприятных условий для инвестиций и усиление внимания к привлечению прямых иностранных инвестиций в Узбекистан считается одним из важнейших вопросов, которые постоянно обсуждаются и поддерживаются на правительственном уровне. Таким образом, важно рассмотреть ряд постановлений, принятых правительством Узбекистана, чтобы внимательно изучить последствия принятых постановлений.
Корпоративное управление в Узбекистане
В последние годы в Узбекистане осуществляются широкомасштабные реформы по развитию национальной системы корпоративного управления, которые направлены в основном на внедрение современных методов корпоративного управления, коренное повышение эффективности деятельности акционерных обществ; широкое привлечение в акционерные общества иностранных инвестиций; обеспечение их открытости и инвестиционной привлекательности; кардинальное изменение принципов и подходов к системе корпоративного управления и придача ей реального характера, присущего современной рыночной экономике.
В республике в январе–декабре 2020 года приватизировано (включая программные и внепрограммные объекты) 842 предприятия и объекта.
В отчетном периоде наибольшее количество объектов было приватизировано в Ташкентской области – 117 объектов (13,9 % от общего числа приватизированных объектов по республике), Ферганской области – 112 объектов (13,3 %), Андижанской области – 111 объектов (13,2 %), Наманганской области – 77 объектов (9,1 %), Республике Каракалпакстан - 67 объектов (8,0 %), Кашкадарьинской области 64 объекта (7,6 %) (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели приватизации предприятий по регионам Узбекистана в 2020 году
|
Число приватизированных
предприятий и объектов
|
Поступление средств от
реализации государственных активов
| ||||
ед.
|
%
к итогу
|
млн.сум
|
%
к итогу
| |||
Республика Узбекистан
|
842
|
100
|
399540,9
|
83,2
| ||
Республика Каракалпакстан
|
67
|
8
|
3378,3
|
0,7
| ||
Андижанская
|
111
|
13,2
|
5640,7
|
1,2
| ||
Бухарская
|
47
|
5,6
|
25229,9
|
5,3
| ||
Джизакская
|
37
|
4,4
|
5248,1
|
1,1
| ||
Кашкадарьинская
|
64
|
7,6
|
3498,3
|
0,7
| ||
Навоийская
|
29
|
3,4
|
10591,6
|
2,2
| ||
Наманганская
|
77
|
9,1
|
32370,7
|
6,7
| ||
Самаркандская
|
34
|
4
|
8645,3
|
1,8
| ||
Сурхандарьинская
|
60
|
7,1
|
6463,9
|
1,4
| ||
Сырдарьинская
|
26
|
3,1
|
1451,4
|
0,3
| ||
Ташкентская
|
117
|
13,9
|
11267,3
|
2,3
| ||
Ферганская
|
112
|
13,3
|
19342,1
|
4
| ||
Хорезмская
|
31
|
3,7
|
3781,1
|
0,8
| ||
г.Ташкент
|
30
|
3,6
|
262632,2
|
54,7
| ||
В структуре приватизированного государственного имущества наибольший удельный вес приходится на объекты местных органов власти – 574 объекта (68,2 % от общего числа приватизированных по республике объектов), Министерства жилищно-коммунального обслуживания – 80 объектов (9,5 %), Министерства здравоохранения – 59 объектов (7 %), Агентства по управлению государственными активами – 35 объектов (4,2 %), Министерства народного образования – 19 объектов (2,3 %), Министерства финансов – 16 объектов (1,9 %).
Более того, иностранным инвесторам были предложены некоторые преференции и льготы; освобождаются от уплаты дивидендов и налогов на прибыль, что создает благоприятные условия для их бизнеса.
Таблица 2
Этапы развития практики корпоративного управления на примере Узбекистана
№
|
Период
|
Признаки
|
Понятие
|
Результат
|
1
|
1990–1992
|
Формирование имущественных
отношений
|
Формулировка правовых аспектов
имущественных отношений
|
Исследования
начали понимать основные предположения корпоративного управления
|
2
|
1993–1997
|
Реформирование отношений
собственности
|
Эволюция первых акционерных обществ
|
Принятие закона о мерах защиты
юридических прав акционерных обществ
|
3
|
1998–2002
|
Реформирование
отношений корпоративного управления
|
Полное
выполнение реформ корпоративного управления в Узбекистане
|
Применение
принципов корпоративного управления в акционерных обществах. Создание
фондовых бирж
|
4
|
2003–2007
|
Совершенствование
системы корпоративного управления
|
Эволюция
различных подходов к корпоративному управлению. Важность корпоративного
управления сохраняется за счет увеличения класса собственников
|
Значительно
расширилась деятельность акционерных обществ
|
5
|
2008–2010
|
Применять
принципы характеристик международного корпоративного управления
|
Создание
системы стимулов для местных и иностранных инвесторов
|
Устранено
влияние мирового финансового кризиса, что повышает привлекательность
инвестиционной среды
|
6
|
2011–2014
|
Создавать
здоровую конкуренцию и устранять средства владельцев собственности
|
Корпоративное
управление с участием государства развило свою инфраструктуру
|
Обеспечение
безопасности капитала инвесторов
|
7
|
2015
|
Определить
пути улучшения условий корпоративного управления
|
Кодекс
корпоративного управления выполнен
|
Изучить
принципы корпоративного управления иностранных компаний
|
8
|
2016–2020
|
Совершенствование
корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающей долей
государства
|
Внедрение во
всех обществах норм и положений Кодекса корпоративного управления, обеспечение
внутреннего и внешнего контроля за эффективностью деятельности
исполнительного органа
|
Сохранилось
в форме акционерных обществ предприятия с государственной долей, играющих
стратегическую роль и значимых
для развития экономики, обеспечив их работу строго по международным стандартам
корпоративного управления
|
Процесс внедрения и реализации принципов корпоративного управления в Узбекистане можно изучить, разделив их на семь этапов, которые критически важны для понимания уникальности и особенностей каждой фазы развития.
История формирования корпоративного управления в Узбекистане восходит к ряду законодательных актов. Одним из первых законов по этому вопросу является Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (принят в 1996 г., пересмотрен в 2014 г.) [12]. Этот закон определяет официальные шаги, которые необходимо предпринять для создания корпораций, принципы управления и деятельности компаний, а также принципы взаимодействия между исполнительными органами и заинтересованными сторонами. Также очерчиваются основные права акционеров, определяются участники рынка ценных бумаг и обеспечиваются меры по защите прав предприятий и инвесторов, таким образом, формулируется правовая структура корпоративного управления в Узбекистане.
Основные принципы корпоративного управления в Узбекистане изложены в данном законе с учетом специфики нации, менеджмента и контроля. Принятие этого закона привело к позитивному развитию рыночных отношений в Узбекистане.
В законе четко прописаны конкретные случаи деятельности акционерных обществ, их реорганизации, ликвидации, управления компанией, ценными бумагами акционерного общества, распределения прибыли и дивидендов. Некоторые поправки были внесены в следующее законодательство в 2014 году.
Также в 2016 году был принято Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающей долей государства» [13].
Уникальность операций корпоративного управления может быть охарактеризована ролью различных заинтересованных сторон, вовлеченных в процесс (табл: 3).
Таблица 3
Обязанности и преимущества участников корпоративного управления
Группы участников корпоративного управления
|
Обязанности
|
Льготы
|
Акционеры
|
Рассматриваются как инвесторы компании
|
Преимущества при необходимости продать или купить дивиденды
|
Наемные менеджеры
|
Выполняет все необходимые функции управления
|
Выгоды от высокого статуса, предоставленного в рамках их обязанностей
|
Персонал компании
|
Ответственный за производство
|
Выгоды от высокого статуса, предоставленного в рамках их обязанностей
|
Органы управления
|
Устанавливает правовые основы деятельности корпоративного управления
|
Выгоды от стабильности компании и ее способности создавать возможности
для трудоустройства
|
Кредиторы
|
Участвует в финансировании производства
|
Выгоды от стабильности и прибыль после уплаты налогов
|
На основании таблицы можно сделать вывод, что участники корпоративного управления отделены друг от друга и различаются по своим обязанностям и получаемым преимуществам. Большинство мер, принимаемых для улучшения состояния корпоративного управления, будут бесполезны, если не будут созданы необходимые инвестиционные возможности. В целях повышения эффективности корпоративного управления в Узбекистане правительство уделяет внимание демократизации правил, касающихся перехода государственных акций в частный сектор (рис. 2).
Рисунок 2. Приток денег, полученных от продажи государственных компаний (в тыс. долларов США)
Источник: составлено автором по источнику [14]
Корпоративное управление в США, Германии, Великобритании и Европейском союзе
Есть две теории, которые можно использовать для объяснения корпоративного управления. Первая теория известна как теория акционеров. Теория акционеров утверждает роль акционера как принципала и роль менеджера как агента, что аналогично теории агентских отношений. Благополучие акционера – главная цель агентской теории. Таким образом, ожидается, что агенты будут действовать в интересах акционера. В свою очередь, акционеры контролируют и направляют действия менеджеров, вводя различные правила и обязательства, относящиеся к деятельности компании [15] (Radygin, Entov, Mezheraups, 2003). Вторая теория, лежащая в основе корпоративного управления, это теория заинтересованных сторон, которую можно использовать для объяснения взаимоотношений между корпорацией и заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны состоят из групп людей, которые могут оказывать внутреннее и внешнее влияние на деятельность компании [16]. Однако правительства все больше озабочены поощрением применения принципов корпоративного управления в акционерных обществах. Таким образом, чтобы способствовать применению принципов корпоративного управления в акционерных обществах, необходимо тщательно проанализировать и внедрить современные методы государственного управления. В этом отношении уже развитые компании с большим опытом в области корпоративного управления могут использоваться в качестве ориентира, учитывая наши местные экономические условия. Корпоративный сектор развитых стран уже подтвердил процесс сближения действующего законодательства и форм корпоративного управления. Мировой финансовый кризис 2008 года можно рассматривать как одну из важных причин, приведших к процессу ухудшения принципов корпоративного управления во многих странах. Например, одна из ведущих компаний США в сфере энергетики «Энрон» обанкротилась, а некоторые ее члены были привлечены к ответственности за подготовку фальшивой финансовой отчетности. Это стало причиной того, что правительство США пересмотрело положения, касающиеся корпоративного управления. Однако, несмотря на банкротство «Энрон», впоследствии принципы корпоративного управления США стали сильнейшими во всем мире. Говорят, что банкротство «Энрон» послужило ускорителем переформулирования принципов корпоративного управления, что видно из диаграммы ниже (рис. 3).
Владеют
|
Структурные границы
|
Дают залог
|
Назначает и контролирует
|
Рисунок 3. Американская модель корпоративного управления
Источник: составлено автором по [17]
Социально-экономическая модель США предоставляет возможность иным сторонам участвовать в регулировании деятельности компаний с целью увеличения их личного благосостояния.
Владеют
|
Рисунок 4. Немецкая модель корпоративного управления
Источник: составлено автором по источнику [18] (Volters, 2009)
Принципы корпоративного управления США (система деловых кругов) и Германии (двухуровневая система правления) (рис. 4) считаются двумя основными международными стандартами, принятыми во всем мире. Согласно американским нормам, деловые круглые столы регулируют деятельность компании [18]. Основная обязанность совета директоров публичной корпорации – выбрать главного исполнительного директора и контролировать повседневную деятельность генерального директора и высшего руководства. Статистика последних лет показывает, что количество исполнительных директоров сокращается, а количество независимых директоров увеличивается. Американская система корпоративного управления напрямую связана с характеристиками американской системы собственности. Это можно объяснить отсутствием сильных инвесторов в корпоративном правительстве.
В Германии деятельность наблюдательного совета осуществляется на основании Закона о немецких компаниях В случае компаний, в которых работает более 2000 сотрудников, сотрудникам предоставляется право избирать половину членов наблюдательного совета.
Как указано в Законе о немецких компаниях, только представители акционеров имеют право входить в состав наблюдательного совета акционерных обществ. Однако возможны некоторые изменения в зависимости от типа акционерной корпорации. Закон о наблюдательном совете предусматривает, что акционеры и сотрудники могут действовать в составе наблюдательного совета. По сравнению с Германией, в Узбекистане нет такого ограничения, поскольку в наблюдательный совет должны входить только акционеры. Более того, сотрудники в Узбекистане не имеют права быть избранными в состав наблюдательного совета.
С точки зрения Великобритании, экономика страны во многом зависит от эффективности фирмы. Таким образом, внедрение одного совета директоров позволяет членам совета директоров управлять компанией с высокой степенью свободы. В 1844 году был принят Закон об акционерных обществах, чтобы оговорить сотрудничество между различными формами компаний [17]. Однако в 1855 году был принят новый Закон об ограниченной ответственности, чтобы сформулировать права владельцев и компании. Раньше банкротство компании рассматривалось как банкротство владельца, что было основным мотивом подписания Закона об ограниченной ответственности [19].
Применение управления компанией не является специфическим для Европейского союза, поэтому существует одна или две системы управления. Страны, включая Францию, Испанию, Швейцарию и Италию, используют одну систему плат, а страны, включая Германию, Швецию, Австрию и Нидерланды, используют две системы плат. В этом типе корпоративного управления считается, что функция менеджера отделена от функции надзора. Так сказать; руководители несут ответственность только за предоставление рекомендаций директорам; однако они не отвечают за управляющую компанию [20] (Barca, Marco, 2002). При отборе члены правления должны соответствовать строгому набору критериев. В контексте ЭС сотрудникам предоставляется место в совете директоров; однако они не имеют права голоса.
Заключение
Наше исследование представило анализ литературы в области корпоративного управления и его развития, рассмотрение концепции корпоративного управления и ее применение, а также ее развитие в Узбекистане.
Также упоминаются важные шаги, предпринятые для разработки принципов корпоративного управления, подробно обсуждается законодательство о корпоративном управлении.
Тем не менее, будущие исследования могут расширить рамки текущего исследования, сосредоточив внимание на имеющихся эмпирических данных, которые не могут быть найдены в рамках этого исследования. Поэтому отсутствие доступных и надежных данных можно рассматривать как одно из ограничений настоящего исследования.
Таким образом, мы можем наблюдать влияние глобализации не только на социальную и экономическую сферы, но и на изменение образа жизни в секторе недвижимости. Следовательно, подрастающее молодое поколение должно получать образование на основе современной международной практики с хорошей подготовкой для понимания текущих проблем. Это, в свою очередь, будет способствовать сохранению сильных позиций Узбекистана среди экономически развитых стран.
Источники:
2. Siebens H. Concepts and Working instruments for corporate governance // Journal of Business Ethics. – 2002. – № 1. – p. 109. – doi: 10.1023/A:1016340219437.
3. Claessens S. Corporate Governance and Development // World Bank Research Observer. – 2006. – № 1. – p. 91-122. – doi: 10.1093/wbro/lkj004.
4. La Porta R., Lopez-De-Silanes F. and Shleifer A. Investor protection and corporate governance // Journal of Financial Economics. – 2000. – № 1-2. – p. 3-27. – doi: 10.1016/S0304-405X(00)00065-9.
5. Shleifer A., Vishny R.W. A Survey of Corp orate Governance // Journal of Finance. – 1997. – № 2. – p. 737-783.
6. Pei Sai Fan. Review Of Literature & Empirical Research on Corporate Governance. Financial Services Group Training Unit Monetary Authority Of Singapore. MAS Staff Paper. — 2004. — № 29
7. Onuorah A. Corporate Governance and Financial Reporting Quality in Selected Nigerian Company // International Journal of Management Science and Business Administration. – 2016. – № 3. – p. 7-16. – doi: 10.18775/ijmsba.1849-5664-5419.2014.23.1001.
8. Tara Sh., Sadri S. Corporate Governance and Risk Management: An Indian Perspective // International Journal of Management Science and Business Administration. – 2015. – № 3. – p. 7-16. – doi: 10.18775/ijmsba.1849-5664-5419.2014.19.1003.
9. Mallin C. International corporative governance: a case study approach. - Northampton, USA: Edward Eldar Publishing Ltd., 2016. – 247 p.
10. Указ Президента Республики Узбекистан от 20 мая 2015 года №ПП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах». Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/4818727.
11. Официальный сайт Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.uz.
12. Закон Республики Узбекистан (1996 г.) № ЗРУ-223 «Об акционерных обществах и защите прав акционеров». Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/14667.
13. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 октября 2016 года №ПП-2635 «О мерах по дальнейшему совершенствованию корпоративного управления в акционерных обществах с преобладающей долей государства». Lex.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/3099259.
14. Статистика Узбекистана. Официальный сайт Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/country/uzbekistan?locale=ru.
15. Радыгин А.Д., Энтов Р.М., Межераупс И.В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. - М.: Институт экономики переходного периода, 2003. – 86 c.
16. Enhancing Corporate Governance for Banking Organisations. Bank of International Settlements (BIS). [Электронный ресурс]. URL: http://www.bis.org.
17. Матненко Н.Н. Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления // Вопросы экономики и управления. – 2019. – № 3(19). – c. 13-18.
18. Волтерс К. О законе об акционерных обществах Германии. - Москва:Aktiengesetz, 2009. – 407 c.
19. Principles of Corporate Governance. Oecd.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/redirect/dataoecd/32/18/31557724.pdf..
20. Barca F., Marco B. The Control of Corporate Europe. - Oxford: Oxford University Press, 2002. – 110-115 p.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 07:16:23