Управление человеческим капиталом в условиях цифровизации экономики Республики Узбекистан

Абдурахманов К.Х.1, Зокирова Н.К.1, Шакаров З.Г.1
1 Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122449

Аннотация:
В статье рассматривается формирование цифровой экономики во взаимосвязи с особенностями развитием человеческого капитала в современном Узбекистане. Новейшие экономические и технологические условия требуют разработки и внедрения подходов, которые помогут населению овладеть базовыми компетенциями цифровой экономики, обеспечить массовую цифровую грамотность и способствовать персонализации образования. Образование - ключевой фактор развития человеческого капитала. Между тем человеческий капитал находит решения социального, культурного, экономического и гражданского характера, формирует преемственность в обществе и представляет методологию существования, знаний и опыта, накопленных на протяжении истории человечества, общества и каждого человека. Социально-экономические факторы развития человеческого капитала могут быть выражены в форме шести основных подсистем: наука и образование, здоровье и спорт, компьютерные технологии и спорт, повышение интереса молодежи к искусству, повышение морального духа, повышение занятости женщин и молодежи. Внедрение и эффективное функционирование цифровой экономики, конечно же, зависит от профессионалов. Поэтому большое внимание следует уделять развитию человеческого капитала. Предлагается ряд стратегических направлений повышения качества образования с целью полной реализации человеческого потенциала следующего поколения в контексте развития гармонично развитых кадров и постоянно развивающихся технологий и навыков.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, цифровая экономика, профессиональное образование, повышение квалификации, рабочая сила, цифровая грамотность

JEL-классификация: E24, J24, O15



ВВЕДЕНИЕ

Под стратегическим управлением в условиях цифровизации экономики мы предусматриваем комплекс долгосрочных действий, которые позволят экономической системе адаптироваться к постоянно меняющимся рыночным условиям с минимальными потерями и затратами, предвидение развития кризисных ситуаций, а также содействие достижению конкурентных преимуществ.

Сегодня цифровые технологии стремительно проникают во все аспекты жизни человека. Страны, своевременно перешедшие к цифровому развитию, добиваются прогресса, в то время как страны, работающие по старому принципу, отстают.

Каждому отраслевому и региональному лидеру необходимо сделать крутой поворот в цифровой экономике. Люди должны почувствовать эти изменения в сокращении бюрократии и коррупции, ускорении предоставления государственных услуг [11].

Мы прекрасно понимаем, что формирование цифровой экономики требует соответствующей инфраструктуры, огромных инвестиций и трудовых ресурсов. Но, как бы это ни было сложно, мы должны начать эту работу сегодня, иначе завтра будет поздно. Поэтому ускорение цифровой экономики будет нашим приоритетом на следующие пять лет [9] (Minakova, 2017).

Повсеместное внедрение цифровых технологий способствует повышению эффективности государственного управления и общества, развитию социальной сферы, в общем – кардинальному улучшению жизни людей.

В свете вышеизложенного цель данного исследования заключается в обобщении и развитии теоретических положений и разработке методических рекомендаций по управлению развитием человеческого капитала в Республике Узбекистан в условиях цифровизации экономики.

Для ее достижения были поставлены следующие локальные задачи:

Ø анализ проводимых мер по сохранению и развитию интеллектуального потенциала страны посредством системных реформ в системе образования;

Ø оценить роль человеческого капитала в социально-экономическом развитии Узбекистана и положительное влияние цифровизации на экономику;

Ø формирование ряда стратегических направлений по улучшению качества образования, которые позволят сформировать человеческий капитал.

Стратегия развития – это система мер, направленных на решение проблем социально-экономического развития в зависимости от качества человеческого капитала, в том числе наличия ресурсов, различных секторов экономики, уровня развития экономических структур, уровня социально-экономического развития. В то же время перед практиками и исследователями встают вопросы теоретической и методологической значимости, важные для разработчиков социально-экономической стратегии республики.

В задачи социально-экономического развития республики входят увеличение доходов, питания, сокращение безработицы, сокращение бедности, защита окружающей среды, улучшение системы образования и науки, повышение качества здравоохранения и другие [3, с. 48] (Abdurakhmanov, Zokirova, 2014, р. 48).

Термин «цифровая экономика» широко используется как в теории, так и на практике, но единого мнения относительно его толкования нет [5, с. 64–67] (Grachev, Donichev, Malkova, 2016, р. 64–67).

Важно смотреть на процесс цифровизации в более широком и узком смысле. Первый – это многосторонние организационные и технологические процессы всеобщего применения цифровых технологий в производстве и управлении с целью снижения затрат и увеличения скорости бизнес-процессов. Второй, в более узком, техническом смысле, означает переход от аналоговой формы к цифровой форме передачи, обработки и представления данных, который осуществляется за счет использования соответствующих технологий и платформ.

Переход к цифровой экономике – это шаг к оздоровлению экономики страны. Чтобы действовать, необходимо регулировать управление социально-экономическим развитием со стороны государства. Для этого необходимо сформировать взаимодействие правительства, работодателя и системы образования. Основные направления цифровой экономики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Важнейшие направления деятельности цифровой экономики

Источник: составлено авторами.

Концепция национальной стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» направлена на ускорение цифрового развития страны, создание цифровой экономики, основанной на данных, создание благоприятных условий для развития инновационных продуктов, улучшение государственного управления и удобства. оказание государственных услуг населению и бизнесу.

Разработка и реализация подходов, направленных на то, чтобы помочь населению овладеть базовыми компетенциями цифровой экономики, обеспечить массовую цифровую грамотность и персонализировать образование, требуют новых экономических и технологических условий.

Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий» является одним из ключевых программных документов, который определит вектор развития сектора ИКТ во всех отраслях экономики Узбекистана в ближайшее будущее. На основании Постановления Президента Республика Узбекистан намерена удвоить долю цифровой экономики в ВВП страны к 2023 году и утроить объем услуг ИКТ в этой сфере, доведя их экспорт до 100 миллионов долларов [1]. Соответственно, планируется реализовать 268 проектов в различных сферах экономической деятельности республики.

В последние годы концепция цифрового города получила более широкое распространение в мире. С учетом опыта, накопленного в этой сфере, планируется внедрение цифровой ташкентской системы. После двухлетнего тестирования системы программное обеспечение будет внедрено в других частях страны [13] (Vaganova, 2014).

Хотя положительные эффекты цифровизации в Узбекистане были очевидны во время пандемии COVID-19, есть ряд областей, в которых необходимо улучшить ситуацию. Доступ к Интернету по всей стране неравномерен: на цифровую экономику приходится всего 1,8% ВВП. 70% из 700 государственных информационных систем не подключены к системе электронного правительства, и только 27 государственных учреждений интегрированы с Агентством государственных услуг.

Внедрение и эффективное функционирование цифровой экономики, конечно же, зависит от профессионалов. Поэтому большое внимание следует уделять развитию человеческого капитала.

Реализация проекта «Цифровой Узбекистан – 2030» позволит эффективно использовать человеческий капитал и сформирует цифровую платформу человеческих ресурсов для Узбекистана. Социально-экономические факторы развития человеческого капитала можно выразить в виде шести основных подсистем (рис. 2).

Рисунок 2. Факторы развития человеческого капитала

Источник: составлено авторами.

Объединяющим звеном в обеспечении взаимозависимости представленных подсистем в социально-экономическом развитии является деятельность людей, играющих роль органической части человека. Человек является частью природы, народное хозяйство государства является ключевым компонентом производительных сил и образует социальную общность во взаимоотношениях с другими людьми [1] (Abdurakhmanov, 2020).

Главную роль в социально-экономическом развитии Республики Узбекистан играет человеческий капитал. Человеческий капитал представляет собой комплект знаний, навыков и компетенций, применяемых для удовлетворения различных потребностей человека и общества в целом. Эта формулировка воссоздает набор элементов человеческого капитала, из которых состоят знания, здоровье, интеллектуальные способности, практические навыки и качество жизни. В совокупности это способность человека вносить свой вклад в профессиональную деятельность. Человеческий капитал включает четыре основные характеристики:

Ø компетентность в форме знаний, навыков, трудовых и управленческих навыков;

Ø нельзя нащупать, не увидеть, поэтому не изнашивается;

Ø продолжается накопление человеческого капитала;

Ø инвестиции в человеческий капитал принадлежат конкретному человеку [1] (Abdurakhmanov, 2020).

Развитые страны формируют новые успешные социально-экономические парадигмы, основанные на теории человеческого капитала [13] (Vaganova, 2014). Человеческий капитал – это ответ на современные требования экономической теории и практики, возникшие во второй половине ХХ века, решающие вопросы инновационной экономики, то есть экономики знаний и венчурного научно-технического бизнеса.

Основной концепцией человеческого капитала является то, что человек максимально реализует свой потенциал с помощью таких средств, как образование, трудоустройство, навыки и личностное развитие [6] (Abdurakhmanov, Kudbiev, Magrupov, 2020). Следовательно, вложение в человека и увеличение его профессиональных навыков напрямую влияет на формирование человеческого капитала [13] (Vaganova, 2014) (рис. 3).

Рисунок 3. Модель человеческого капитала как элемента социально-экономической системы региона

Источник: составлено авторами.

Образование – ключевой фактор развития человеческого капитала. Однако человеческий капитал находит решения социального, культурного, экономического и гражданского характера, формирует преемственность в обществе и представляет собой методологию существования, знаний и опыта, накопленных на протяжении истории человечества, общества и каждого человека.

Основываясь на историческом опыте, образование позволяет обществу расти, развиваться, меняться и вводить новшества.

Целями образования в Узбекистане являются личностное развитие и развитие квалифицированных кадров. На первом этапе образование позволяет человеку усвоить накопленный опыт и применить его в дальнейшем в процессе практической деятельности, при этом индивидуум претерпевает качественные изменения, позволяющие ему в некоторых случаях эффективно выполнять свою работу. Условия побуждают к созданию новых подходов к решению проблем. Решающую роль в социально-экономическом развитии общества играет образование, которое дает возможность сформировать существенное увеличение человеческого капитала.

Системы дошкольного образования, школы, высшего и среднего специального образования, науки и культуры – четыре взаимосвязанных звена будущего Возрождения. Мы считаем, что детские сады, школьные учителя, профессора, научная и творческая интеллигенция являются четырьмя важнейшими столпами в формировании нового Возрождения.

«Дорогие родители, их следует включить в список четырех важнейших столпов, которые обязательно станут пятым звеном, пятым столпом нового Возрождения. И он служит самой прочной основой для развития нашей духовной и просветленной жизни» [12].

По оценкам экспертов (отечественных и зарубежных), 40–60% населения имеет высшее образование, а также 2–5% – являются научными работниками [13, 14] (Vaganova, 2014; Tolstyh, 2016). С помощью такого человеческого капитала общество и государство обеспечивают устойчивое и эффективное развитие общественного производства и решение важнейших научных, технических, экономических и социальных проблем.

Целью системы высшего образования является не только обучение студентов. Университеты и институты должны активно заниматься научными исследованиями, привлекать молодых людей к исследованиям и реализации крупных проектов.

Развитие цифровой экономики – одна из самых актуальных проблем в мире. Экономика Узбекистана нуждается в современных специалистах в области информационно-коммуникационных технологий, обладающих обширными знаниями и навыками и которые могут их эффективно использовать. С глубоким пониманием важности этих вопросов мы должны работать для достижения этих целей.

В последние годы в системе высшего образования возникло много проблем, и были определены меры по их решению. Программа развития образования на 2017–2030 годы устанавливает приоритеты, цели и задачи от дошкольного до высшего образования.

В системе образования ведется неудовлетворительная работа по внедрению инновационных методов в образовательный процесс, увязке их с разработкой учебных программ, а главное, по повышению квалификации учителей. Также не отвечает сегодняшним требованиям порядок изучения, аттестации, аккредитации и нострификации документов.

В условиях стремительного экономического развития система высшего образования вместо того, чтобы быть локомотивом развития, не идет в ногу со временем. Проблема в том, что у нас нет системы, которая могла бы реагировать на структурные изменения на рынке труда, обучать молодых людей, развивать предпринимательские навыки.

Накопилось много проблем во взаимоотношениях университетов и бизнеса. Хотя у большинства высших учебных заведений впечатляющий список компаний-партнеров, каждый год становится все труднее нанимать выпускников из-за разрыва между теорией и практикой. Несмотря на принятые меры, противоречия все еще сохраняются. Общепризнано, что система взаимодействия работодателей и образовательного сектора по-прежнему неэффективна. Хотя молодые специалисты востребованы на рынке труда, большинство руководителей бизнеса считают, что знаний, полученных в университете, недостаточно для того, чтобы сразу устроиться на работу. Диплом бакалавра университета принимается только работодателем в качестве ресурса, его все равно необходимо заполнить, чтобы получить штатного специалиста. По словам работодателей, для того чтобы бакалавр стал полноценным профессионалом, требуется несколько лет. Часто это объясняется тем, что профильные проектные институты или строительные организации, работающие в условиях рыночной экономики, внедряют новейшие технологии.

Сегодня работодатели ожидают от молодых специалистов не только общих и специализированных знаний, но и профессиональных навыков. В связи с этим некоторые потребители наших кадров отмечают отсутствие у выпускников практических знаний. Фактически, если мы сравним нынешнюю степень бакалавра со старой системой образования, это, по сути, нечто среднее между технической школой и институтом, а также более академическая степень с точки зрения содержания учебной программы. В любом случае бакалавр – это не готовый инженер.

Следовательно, создана надежная концептуальная модель, которая предусматривает интеграцию трех ключевых элементов взаимодействия факторов развития человеческого капитала (системы образования, организации работодателей и государственные учреждения) в контексте цифровизации экономики. Цифровая платформа человеческих ресурсов позволяет эффективно управлять спросом и предложением на рынке труда и в сфере образования, а также синхронизировать информационные потоки в региональной социально-экономической системе и сокращать цифровой разрыв в человеческом капитале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всего вышеизложенного авторами предлагается ряд стратегических направлений повышения качества образования с целью полной реализации человеческого потенциала следующего поколения в контексте развития гармонично развитых кадров и постоянно развивающихся технологий и навыков. Вот четыре ключевых указателя на продвижение человеческого капитала:

Ø обеспечение качественного технического и профессионального образования и обучения. Помимо усиления гармонизации квалификационных требований и учебных программ средних, профессиональных и высших учебных заведений, необходимо расширять неформальное ученичество;

Ø формирование культуры непрерывного образования. Это особенно важно с учетом темпов технологического развития и неравномерного использования формального образования в Узбекистане. Развитие навыков во всех типах образования становится все более важным, и основное внимание следует уделять развитию способности детей и молодых людей распознавать возможности и направления развития и, соответственно, повышать свои навыки;

Ø обеспечение соответствия учебных программ будущим квалификационным требованиям. Помимо предоставления качественного образования в области естественных наук и инженерии, с самых ранних стадий школьного образования следует поощрять критическое мышление, творческие способности и эмоциональный интеллект. Особое внимание следует уделять обучению девочек естественным и другим наукам;

Ø инвестирование в цифровую грамотность и практические навыки использования информационных и коммуникационных технологий. Как и во многих странах с высоким уровнем доходов, цифровая грамотность и способность использовать информационные и коммуникационные технологии скоро станут ключевыми навыками на рынке труда в Узбекистане. Наличие этих навыков поможет снизить уровень бедности, поскольку у людей появится больше возможностей для выхода на рынок труда и развития предпринимательства, что не требует больших инвестиций. Адаптацию системы образования к будущим навыкам необходимо начать сейчас – с инвестиций в образование детей и молодежи.

[1] Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.09.2019 г. № ПП 4464 «О мерах по широкому внедрению информационно-коммуникационных технологий». URL: https://nrm.uz/contentf?doc=600286_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_20_09_2019_g_n_pp-4464_(дата обращения: 03.02.2022).


Источники:

1. Abdurakhmanov K. Labour Economics. Theory and practice. / textbook. - London, United Kingdom: Scientific publishing House IVG, 2020. – 221 p.
2. Abdurakhmanov K.Kh, Kudbiev Sc.D.., Magroupov A.Yul. Human capital basis of development of innovative economy // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. – 2020. – № 4. – p. 3148-3161. – doi: 10.37200/IJPR/V24I4/PR201425.
3. Abdurakhmanov K., Zokirova N. Human development. Textbook. - Norderstedt: Books on demand, 2014. – 423 p.
4. Алпеева Е.А., Ушенко А.А. Формирование кадров для инновационно-цифровой экономики // Глобальный научный потенциал. – 2019. – № 4(97). – c. 154-158.
5. Грачев С.А., Доничев О.А., Малкова Т.Б. Человеческий капитал как ресурс инновационного развития региона // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 5(452). – c. 64-77.
6. Абдурахманов К.Х., Кудбиев Ш.К., Магрупов А.Ю. Эффекты и риски использования цифровых технологий в экономике // European Research: Innovation in Science, Education and Technology: Международная научно-практическая конференция. London, United Kingdom, 2020. – c. 29-35.
7. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису. President.uz. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/3324 (дата обращения: 12.01.2022).
8. Мирзиёев Ш.М. «Без цифровой экономики нет будущего у экономики страны». Газета «Народное слово». - №201 (7672). 23.09.2020
9. Минакова И.В. Демографическое состояние и человеческий потенциал как основа перехода к инновационной экономике // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: Сборник научных статей 7-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2017. – c. 198-203.
10. Приходько Ю.Н., Ершова И.Г. Человеческий капитал как ресурс инновационного развития региона // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Сборник научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2019. – c. 50-53.
11. Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/3440 (дата обращения: 12.01.2022).
12. Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/3864 (дата обращения: 12.01.2022).
13. Ваганова А.С. Оценка влияние высшего образования на социально-экономическое развитие регионов // Проблемы экономики и менеджмента. – 2014. – № 1(29). – c. 23-26.
14. Толстых Т.О. Инжиниринговая модель формирования человеческого капитала в рамках реализации пространственно-отраслевых проектов // Современная экономика: проблемы и решения. – 2016. – № 2(74). – c. 67-75. – doi: 10.17308/meps.2016.2/1379 .

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:25