Когнитивно-диссонансное ценообразование относительно денежно-кредитной политики в контексте социально-экономической безопасности
Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук, Сектор «Экономической безопасности»
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 9 (Сентябрь 2024)
Цитировать:
Лев М.Ю. Когнитивно-диссонансное ценообразование относительно денежно-кредитной политики в контексте социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 9. – С. 2255-2278. – doi: 10.18334/ecsec.7.9.121797.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=74169619
Аннотация:
В статье исследуется денежно-кредитная политика, проводимая Банком России с позиции социально-экономической безопасности.
Особое внимание уделено анализу нормативно-правовых документов при осуществлении основных задач денежно-кредитной политики: стабилизации цен и росту экономики при таргетированной инфляции, как показателям экономической безопасности.
Анализируются инфляционные, ценовые тренды при мониторинге состояния социально-экономической безопасности в контексте денежно-кредитной политики по данным Росстата, Банка России, опроса общественного мнения. Проведен анализ уровня инфляции, цен на группу продовольственных, непродовольственных товаров, услуг за тридцатилетний период времени.
Результаты исследования могут быть востребованы органами законодательной и исполнительной власти при обеспечении социально-экономической безопасности в процессе формирования ценовой политики при реализации денежно-кредитной политики
Ключевые слова: социально-экономическая безопасность, денежно-кредитная политика, мониторинг инфляции и потребительских цен, когнитивный диссонанс
JEL-классификация: F52, H56, H12
«Можно обманывать некоторых, или обманывать всех в каком-то месте и в какое-то время, но нельзя обманывать всех повсюду и во все века». Дени Дидро 1754 год [11].
Введение. В цивилизованном обществе социально-экономическая жизнь человека предполагает комфортное и качественное проживание, исключающая непредсказуемые экологические бедствия, конфликтные угрозы, продовольственный голод. При формировании такой благополучной системы необходимо обеспечить защиту интересов всех слоев населения, что осуществляется, с одной стороны, путем развития финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной, ценовой и денежно-кредитной политики, с другой стороны, защиты экономической и национальной безопасности. С позиций социально-экономической безопасности при ведение финансово-бюджетной деятельности следует устранить как минимум два недостатка:
– децентрализация финансов, при которой государственная финансовая система не имеет необходимого минимума средств для текущих платежей, в том числе несвоевременной выплаты заработной платы;
– централизация средств в бюджете, при которой ни у отраслей, ни у предприятий, ни у юридических и физических лиц не остается средств для инновационного развития.
В отличие от национальных интересов, угрозы экономической безопасности более изменчивы, более диверсифицированы и, что самое главное, не всегда предсказуемы, поскольку непредсказуемость факторов экономического и социального развития, состояние природной и экологической среды постоянно меняются. Поэтому, в благоприятной ситуации, при более или менее полном понимании национальных интересов, при характеристике внутренних и внешних угроз всегда необходимо учитывать непредсказуемые факторы, обуславливающие возможные риски и угрозы.
Состояние экономики и ее безопасность определяются тремя параметрами или индикаторами, оказывающими существенное влияние на все остальные показатели, а именно, – потребительские цены, курс рубля и доходы населения. Несмотря на 30-летний период различных инноваций в экономике, до настоящего времени не удалось решить главную задачу – преодолеть колебания курса рубля, рост цен, реальное падение доходов населения по сравнению с курсом валюты, а также обеспечить стратегическое прогнозирование даже на краткосрочный бюджетный период. Из всего множества показателей уровня угроз и вызовов экономической безопасности необходимо выделить те, которые отражают критические «болевые точки» в развитии экономики. Эти показатели-параметры применяются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют пограничные значения, своего рода красные зоны, игнорирование которых препятствует нормальному развитию экономики и приводят вместо стабильных к формированию нестабильных тенденций в области производства и уровня жизни населения, к отрицательному росту экономики. Перечисленные параметры-индикаторы экономической безопасности закреплены в нормативных документах как показатели ответственности национального банка – Банка России.
Основные цели денежно-кредитной политики, реализуемой Банком России, формально сводятся к поддержанию стабильности обменного курса рубля и инфляции. Перечисленные цели выступают прямыми и конечными ориентирами денежно-кредитной политики. Однако решение перечисленных целей невозможно в отрыве от других составляющих денежно-кредитной политики, – состояния федерального бюджета, банковской системы и финансовых рынков, регулирования процентных ставок.
Таким образом, учитывая актуальность темы, целью исследования является изучение и оценка тенденций инфляционных процессов при реализации денежно-кредитной политики Банка России, в контексте социально-экономической безопасности [18]. Для обеспечения цели исследования необходимо ввести понятие денежно-кредитной безопасности. Под денежно-кредитной безопасностью следует понимать финансово-экономическую безопасность, которая создает необходимые условия для социально-экономической стабильности развития страны, сохранения целостности и единства экономической и финансовой системы (включая денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую и валютную системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз для России в финансово-бюджетной сфере.
Задачи исследования:
– актуализировать нормативно-теоретические аспекты проведения денежно-кредитной политики при инфляционном таргетировании как показателя экономической безопасности;
– проанализировать уровень инфляции, цен на группу продовольственных, непродовольственных товаров, услуг.
Объект исследования: инфляционные, ценовые тренды при мониторинге состояния социально-экономической безопасности в контексте денежно-кредитной политики по данным Росстата, Банка России, опроса общественного мнения.
Предмет исследования: мониторинг состояния социально-экономической безопасности в контексте проводимой денежно-кредитной политики.
Практическая значимость работы содержится в применении результатов исследования органами законодательной и исполнительной власти при формировании денежно-кредитной и ценовой политики.
Нормативно-теоретическое обоснование проведения денежно-кредитной политики в части обеспечения ценовой стабильности. Денежно-кредитная политика, проводимая Банком России, осуществляется в соответствии со ст. 71, п. «ж» Конституции Российской Федерации (Конституция РФ), к полномочиям которого относятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, принципы ценовой политики; федеральные экономические службы, в том числе банки; защита и обеспечение устойчивости рубля [1; 16]. Кроме того, в соответствии со ст. 75 п. 1 денежной единицей в Российской Федерации является рубль, защита и обеспечение устойчивости которого в соответствии со ст.75 п. 2 также осуществляется Банком России [1]. В соответствии со ст. 114, п. 1 (б) Конституции РФ предусмотрено, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики [1].
В соответствии со ст. 34.1 Федерального закона № 86-ФЗ основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста, выполняемая за счет обеспечения и контроля инфляции [2; 34]. Различия в законодательном обеспечении бюджетной и денежно-кредитной политики, при которых бюджетная политика оформляется в виде федерального закона на очередной год, тогда как денежно-кредитная политика остается прерогативой Банка России. Существующее положение порождает несогласованность целей и инструментов бюджетной и денежно-кредитной политик от разработки и реализации социально-экономической политики России [15]. Содержательный характер основных направлений денежно-кредитной политики определяется выбором цели, методов и инструментов ее достижения и одновременно их соответствием национальным интересам в денежно-кредитной сфере и экономике России в целом. С этих позиций рассмотрим эффективность проводимой в России денежно-кредитной политики в части обеспечения ценовой стабильности.
Заявленная цель укрепления национальной валюты и стабилизации ее покупательной способности, определенная в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации», не может быть достигнута, поскольку опирается на показатели недостоверной статистической информации, не отражающей истинного состояния российской экономики. Ценовая стабильность как объект денежно-кредитной политики одновременно является производной от многих переменных экономического развития, в том числе государственной и корпоративной политики в отношении цен на энергоносители, услугами жилищно-коммунального хозяйства, другими монополиями и бизнес-интересами олигархов. Ценовая стабилизация как реакция на денежные ограничения платежеспособного спроса – ограничительное воздействие инструментов денежно-кредитной политики подавляет эмиссионный потенциал Банка России и блокирует кредитование национальной экономики. Ситуацию не улучшает и тот факт, что утверждение Государственной Думой ФС РФ «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» проходит не до, а после принятия Закона о бюджете, что демонстрирует подчиненность ее ориентиров заданным параметрам показателей и общей бюджетной стратегии на плановый, предстоящий и последующий периоды.
Практика обеспечения Банком России ценовой стабильности и когнитивный диссонанс. Обратимся к деятельности Банка России и рассмотрим, как он обеспечивает ценовую стабильность, создавая «одно из необходимых условий для устойчивого экономического развития страны» [9]. По данным Банка России, развитие экономики страны обеспечивается макроэкономической стабильностью, которая достигается «как ответственной бюджетной политикой, так и ценовой стабильностью». Посыл и утверждение Банка России, с которым нельзя не согласится, что ценовая стабильность –это важнейший элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, а стабильно низкая инфляция обеспечивает устойчивость покупательной способности национальной валюты – рубля не может не встречать поддержку как со стороны органов государственной власти, так и населения. Безусловно, низкий уровень инфляции защищает от непредсказуемого обесценивания не только заработную плату, пенсии, доходы и вклады населения, но и позволяет «более уверенно планировать расходы, включая долгосрочные, поддерживать уровень жизни и препятствовать росту социального неравенства [9; 21]. Вот только как же не вспомнить известное изречение Воланда из романа М. Булгакова, «для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?» [1] [10].
При планировании экономического роста, уровень инфляции в 4% был намечен при переходе к инфляционному таргетированию в 2015 году при разработке прогнозных показателей на очередной и последующие года, с учетом существовавших на тот момент особенностей ценообразования и структуры российской экономики. Особенность ценообразования заключалась в том, что никаких особенностей не было. Начиная с момента либерализации цен в 1992 году, страна перешла к свободному рыночному ценообразованию, за исключением отдельных отраслей, в которых органы власти волюнтаристским путем определили государственное регулирование цен. До настоящего времени отсутствуют научно обоснованные критерии отнесение отраслей, товаров, услуг к регулированным ценам. В тех же отраслях, где нормативными документами цены должны регулироваться, контроль не осуществляется, например, к регулированным ценам относятся драгоценные камни и изделия, стоматология и ортопедия, табачные изделия.
Неясно, по каким критериям, тот или иной товар относится к категории товаров, подлежащих регулируемым ценам. Логично возникает вопрос, – почему некоторые полезные ископаемые, например, газ, относится к категории товаров, подлежащих регулируемым ценам, а нефть – нет, учитывая, что она регулируется не как сырье, а как продукт. Со всеми остальными природными ископаемыми: уголь, руды, соль и прочее вопрос о регулировании не рассматривался. Получается, что в бюджет закачиваются средства (продукция, сырье) по ценам, которые фактически не регулируются и не контролируются, что существенно увеличивает расходы бюджета. Серьезно воспринимать проведение государственных закупок для бюджетных нужд, несмотря на всевозможные поправки в закон для обеспечения государственных и муниципальных нужд – тема отдельного исследования [3; 17].
В начале 2022 года после экономически незапланированной корректировки цен по значительному спектру товаров и услуг из-за начала СВО, к концу 2023 года российская экономика существенно отклонилась вверх от траектории сбалансированного роста, а инфляция отклонилась вверх от целевого показателя. Банк России, отмечает, что в дальнейших планах, а именно, после замедления инфляции и ее стабилизации вблизи 4% будет произведена оценка целесообразности снижения уровня цели по инфляции, которое «возможно не ранее 2028 года» [9]. Из данного планирования денежно-кредитной политики Банка России следует, что когнитивный диссонанс экономики вышел за рамки теоретического восприятия. С одной стороны, утверждается, что инфляция, начиная с 2015 года находится под контролем Банка России вблизи и около 4%, с другой стороны, это будет возможно не раннее 2028 года.
С точки зрения когнитивной науки, разуму не нужен какой-либо «центральный исполнительный орган», и в этом отношении рыночное мышление отвергает знание посредством авторитетного мнения. С этих позиций, центральное планирование, направленное на координацию коллективного экономического разума сверху вниз – является сомнительным, что нашло отражение, например, в критике А. Смита. Из этого следует, что «гипотеза рыночного разума» – это когнитивная защита свободных рынков. То есть, если при планировании какая-либо авторитетная служба утверждает, что инфляция с 2015 года близка к целевому значению в 4%, то совершенно неважно, что в итоге оговаривается, что это будет достигнуто не ранее, чем через 5 лет. В течение всего этого периода могут быть отклонения, но главное сохраняется незыблемость утверждения и невидимая стабильность цен. Для медиа-потребителей этих доказательств достаточно, для полуисскушенных специалистов можно привести картинки, и пояснить, что уровень инфляции стабилен, и не важно, что на картинке иная ситуация. Главное представить картинку и написать, что ситуация под контролем, и если и есть всплески инфляции, то они на региональном уровне, незначительны, и концу года инфляция стабилизируется. Создание иллюзии восприятия у потребителя, что никаких изменений в уровне цен не происходит, что абсолютно не соответствует действительности, относится к когнитивному диссонансу. Масштабы его распространения настолько значительны, что позволяют определять социально-экономическую ситуацию в России как своеобразную экономическую пандемию, агрессивно влияющую на социальное развитие, социальные массовые процессы. В более широком смысле когнитивный диссонанс определяется как «умственное действие по приобретению знаний и понимания посредством мысли, опыта и чувств» [31]. Очевидно, что речь идет о чем-то гораздо более широком, чем рассматриваемая тема. Важно то, как функционирует наше познание, используемое для фильтрации и обработки информации, которую мы получаем через наши органы чувств. Иначе говоря, наше познание существует для того, чтобы придавать смысл всему, что нас окружает. Своеобразной чертой нашего познания считается то, что оно не воспринимает противоречивости, формой которой является когнитивный диссонанс [28].
Буквально, когнитивный диссонанс означает отсутствие гармонии внутри разума [32]. «Когнитивный диссонанс возникает, когда ожидания людей отличаются от их опыта» [33]. Более того, люди внутренне стремятся уменьшить диссонанс, который они испытывают. Когнитивный диссонанс – это не то же самое, что разочарование, скорее, он переживается как душевный дискомфорт от того, что событие в действительности отличалось от ожиданий. Другая важная часть теории заключается в том, что уменьшение этого дискомфортного ощущения происходит постфактум, а это означает, что разум имеет дело с диссонансом после, а не вовремя события [33]. Исходя из исследования проблемы инфляции и когнитивной экономики предлагается ввести понятие «экономика когнитивно-диссонансного ценообразования», которое более точно определяет современные условия применения цен и ценообразование в контексте экономической безопасности.
Спустя две недели после размещения проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов на сайте Банка России размещено заявление Председателя Банка России по итогам заседания Совета директоров Банка России 13 сентября 2024 года [12]. Примерно, в одно и тоже время в программном документе речь идет о 4% инфляции для всех, а на заседании для своих специалистов процент инфляции составляет 6-8%. В Евангелии от Матфея (гл. 6, ст. 2-4) сказано: «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры, чтобы прославляли их люди, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая [2] [30]. По-видимому, в Банке России считают благоденствием установление ключевой ставки в 19% годовых, при недопущении роста цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги. А то, что повышение кредитной ставки является скрытой формой прямого роста цен, так как повышенной процент закладывается в товар и является только отложенным механизмом спускового курка инфляционного роста сойдет для восприятия ухудшения экономического роста на ближайшее, сегодняшнее время. Сегодня все не так плохо, что будет еще через две недели можно будет списать на форс-мажорные обстоятельства – экономика когнитивно-диссонансного ценообразования в действие. По мнению Банка России, ценовое давление остается высоким за счет как устойчивых, так и волатильных факторов. При этом, что относится к большинству показателей устойчивой инфляции, которая находится в пределах 6,0–8,0% Банком России не расшифровывается, отмечается только, что это неприемлемо высокие уровни. Однако, по волатильным компонентам Банк России выделяет целых три: плодоовощная продукция, которая летом дешевела слабо; бензин и молочная продукция. Это создает иллюзию, что устойчивые компоненты вторичны, поэтому знать их в лицо не обязательно, а вот волатильные могут дополнительно подогревать инфляционные ожидания.
Анализ показателей мониторинга инфляции, цен. На проведенной стратегической сессии в сентябре 2024 года, посвященной развитию государственной статистики, Премьер-министр М. Мишустин отметил о необходимости представлении объективной и своевременной информации в целях максимально оперативного отслеживания любых изменений в экономике [24]. Проблема о необходимости внесения изменений в предоставлении точной, фактической информации, отражающей реальные, неподтасованные и/или манипулированные статистические данные утонула в глубине десятилетий. Но была ли речь о предоставлении достоверной информации на заседании правительства или, может быть, о предоставлении достоверной информации населению?
Основной задачей Росстата (Федеральная служба государственной статистики) является сбор и обработка статистической информации о различных видах явлений, происходящих в обществе, а также выполнение контрольных функций в сфере статистического учета, находясь в подчинении Министерства экономического развития РФ [26]. Если Росстат входит в структуру Министерства, то как такая служба может не предоставлять достоверную информацию? Тогда на заседании правительства, следовало бы признать некачественную работу министра. Однако достоверную информацию можно получить и другим способом, объединив все статистические данные на базе единой платформы, например, Росстата, и тогда будет полный контроль за данными всех служб и организаций, которые собирают и анализируют информацию в рамках своих направлений, закрепленных обязанностей и компетенций. В результате объединения другая информация исчезнет, и останется только одна и самая достоверная. Возможно, тогда исчезнут опросные сборники и другие недостоверные источники информации, когда все будет подчинено одному проверенному и на единой платформе уполномоченному органу по сбору достоверной информации.
В таблице 1 представлены наиболее волнующие проблемы населения, полученные в ходе участников опроса.
Таблица 1. Социально-экономические проблемы, в %
Волнующие
проблемы |
Март
1994/ 1995 |
Июль-
август 1996/ 1997/ 1998/ 1999 |
Июль-
август 2000/ 2001/ 2002/ 2003 |
Июль-
август 2004/ 2005/ 2006/ 2007 |
Июль-
август 2008/ 2009/ 2010/ 2011 |
Июль-
август 2012/ 2013/ 2014/ 2015 |
Июль-
август 2016/ 2017/ 2018/ 2019 |
Июль-август
2020/ 2021/ 2022/ |
Март
2023 август 2024 |
Рост цен
|
84/77
|
68/47/
40/86 |
83/66/
70/71 |
52/71/
70/64 |
82/76/
72/81 |
67/69/
71/78 |
72/61/
72/59 |
61/58/
/62 |
58/52
|
Рост безработицы
|
49/50
|
55/54/
65/64 |
51/34/
34/40 |
40/39/
34/30 |
35/51/
38/40 |
33/36/
26/36 |
-/-/
48/36 |
44/36/
29 |
20/13
|
Задержки в выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.
|
-/-
|
-/63/
67/40 |
19/9/
10/9 |
6/4/
5/3 |
4/6/
5/4 |
4/3/
4/5 |
6/6/
7/10 |
10/11/
10 |
5/5
|
Кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского
хозяйства
|
51/48
|
55/47/
57/56 |
39/30/
31/32 |
24/33/
27/28 |
29/38/
36/30 |
32/29/
28/32 |
31/28/
30/24 |
26/22/
20 |
13/13
|
Бедность, обнищание большинства населения
|
-/-
|
-/-
-/- |
-/59/
61/61 |
56/53/
51/52 |
45/56/
51/52 |
48/55/
40/42 |
47/45/
52/42 |
39/40/
37 |
24/24
|
Резкое
расслоение богатых и бедных, несправедливое распределение доходов
|
37/29
|
37/45/
41/34 |
38/26/
28/31 |
28/27/
30/32 |
35/30/
29/27 |
29/33/
30/27 |
26/25/
30/29 |
28/23/
25 |
16/15
|
Рост
платности, недоступность образования
|
-/-
|
-/-
-/- |
-/26/
25/27 |
24/27/
28/26 |
26/16/
20/18 |
20/20/
16/14 |
16/13/
21/22 |
20/17/
19 |
13/15
|
Недоступность
многих видов медицинского
обслуживания
|
-/-
|
-/-
-/- |
-/-
30/30 |
33/29/
31/32 |
31/27/
26/24 |
24/23/
23/20 |
22/26/
31/30 |
29/23/
28/ |
22/24
|
Как видно из таблицы 1, отмеченный рост цен в размере 58% в марте 2023 г. – это заниженный показатель, не учитывающий параллельный рост цен на услуги здравоохранения и образования, что по самым скромным подсчетом должен составлять не менее 71%. В августе 2024 года обеспокоенность социально-экономическими проблемами несколько снизилась в сравнении с мартом 2023 года. Особенно следует отметить снижение роста цен на 6 п.п., уровень обеспокоенности по этому показателю сравнялся с опросом, проведенным 20 лет назад в 2004 году. По показателю «Рост безработицы» снижение составило 5%, которого не наблюдалось с момента начала проведения опроса с 1994 года, то есть за 30 лет наблюдений. Суммарно на 4 п.п. возросли: показатель «Рост платности, недоступность образования» и показатель «Недоступность многих видов медицинского обслуживания», что по сути отражает рост цен в конкретных отраслях, переместившихся со сниженного показателя «Рост цен».
На протяжении всего времени наблюдений «рост цен» респонденты называют самой острой проблемой российского общества, в августе 2024 года об этом говорили около половины опрошенных – 52%. Также, каждый третий отметил в числе наиболее острых проблем – «коррупцию, взяточничество», «наплыв приезжих, мигрантов», «СВО и конфликт с Западом, санкции». Среди прочего были названы «увеличение пенсионного возраста, пенсионная реформа» – 28% опрошенных, по 24% респондентов упомянули проблемы, связанные с жилищем, бедностью, медициной, а также угрозу террористических актов – 23% и рост наркомании – 22%.
Восприятие общественных проблем зависит от половозрастных характеристик респондентов (табл. 2).
Таблица 2. Проблемы, наиболее тревожащие население России по половозрастным группам (август 2024 год), в % [3]
Волнующие
проблемы |
Население
всего |
мужчины
|
женщины
|
18-24 года
|
25-39 года
|
40-54 года
|
55 лет и старше
|
Рост цен
|
52
|
48
|
55
|
49
|
54
|
56
|
48
|
Рост безработицы
|
13
|
12
|
13
|
15
|
14
|
13
|
11
|
Задержки в выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.
|
5
|
6
|
5
|
5
|
6
|
6
|
4
|
Кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского
хозяйства
|
13
|
12
|
14
|
14
|
13
|
14
|
12
|
Бедность, обнищание большинства населения
|
24
|
23
|
25
|
22
|
22
|
25
|
25
|
Резкое
расслоение богатых и бедных, несправедливое распределение доходов
|
15
|
17
|
14
|
9
|
11
|
14
|
21
|
Рост
платности, недоступность образования
|
15
|
12
|
17
|
18
|
15
|
16
|
12
|
Недоступность
многих видов медицинского
обслуживания
|
24
|
20
|
27
|
12
|
21
|
23
|
29
|
Так, женщин больше, чем мужчин беспокоят проблемы роста цен (55%), недоступности медицинского обслуживания и образования (27% и 17% соответственно), террористических актов (25%) и загрязнения окружающей среды (17%). Мужчины в свою очередь более обеспокоены коррупцией (37%), наплывом мигрантов (35%), жестокостью работников полиции (9%).
Молодёжь до 24 лет чаще представителей других возрастных групп обеспокоена наплывом мигрантов (39%), недоступностью образования (18%), ухудшением состояния окружающей среды (20%), а также заболеваниями и эпидемиями (18%). У респондентов в возрасте 40-54 лет вызывают большую тревожность рост цен (56%) и увеличение пенсионного возраста (34%). Опрошенные в возрасте 55 лет и старше чаще других называют острыми проблемами недоступность многих видов медицинского обслуживания (29%), резкое расслоение общества на богатых и бедных (21%), кризис морали, культуры и нравственности (17%).
Восприятие общественных проблем также зависит от материального статуса и оценок действия властей (табл. 3).
Таблица 3. Проблемы, наиболее тревожащие население России по уровню дохода
(август 2024 год), в %
Волнующие
проблемы |
Население
всего |
Респонденты, которым
едва хватает на еду |
Респонденты, которым
едва хватает на одежду |
Респонденты, которые
могут позволить себе товары длительного пользования |
Рост цен
|
52
|
52
|
54
|
49
|
Рост безработицы
|
12
|
15
|
14
|
10
|
Задержки в выплате заработной платы, пенсий, пособий и т.д.
|
5
|
5
|
5
|
6
|
Кризис в экономике, плохое состояние промышленности и сельского
хозяйства
|
13
|
12
|
15
|
11
|
Бедность, обнищание большинства населения
|
24
|
31
|
25
|
21
|
Резкое
расслоение богатых и бедных, несправедливое распределение доходов
|
15
|
17
|
17
|
13
|
Рост
платности, недоступность образования
|
15
|
12
|
12
|
18
|
Недоступность
многих видов медицинского
обслуживания
|
24
|
26
|
25
|
23
|
Менее обеспеченные респонденты чаще, чем более обеспеченные, называют острейшими проблемами российского общества бедность, обнищание большинства населения (31%), резкое расслоение на богатых и бедных (17%), а также рост безработицы (15%). Те, кто могут позволить себе товары длительного пользования больше обеспокоены коррупцией и взяточничеством (36%), наплывом приезжих, мигрантов (35%), ростом наркомании (24%), ростом платности недоступности образования (18%), а также кризисом морали, культуры, нравственности (17%).
Оппозиционно настроенные россияне значительно больше, чем лояльные граждане обеспокоены бедностью, обнищанием большинства населения (33%), резким расслоением на богатых и бедных (21%), кризисом в экономике (23%), а также невозможность добиться справедливости в суде (17%), грубостью сотрудников полиции (11%), ограничением гражданских прав и свобод (9%).
В таблице 4 представлены индексы потребительских цен на товары и услуги по РФ за период 2022-2024 гг.
Таблица 4. Индексы потребительских цен на товары и услуги по РФ,
(на конец периода, в % к предыдущему месяцу)
Год
|
2022 г.
| |||||
Месяц
|
январь/
февраль |
март/
апрель |
май/
июнь |
июль/
август |
сентябрь/
октябрь |
ноябрь/
декабрь |
Товары:
|
|
|
|
|
|
|
Продовольственные
|
101,44/
101,56 |
106,73/
102,87 |
100,60/
98,90 |
98,47/
98,64 |
99,62/
100,28 |
100,40/
100,60 |
Непродовольственные
|
100,67/
100,78 |
111,25/
100,53 |
99,91/
99,59 |
99,56/
99,95 |
100,15/
100,04 |
100,06/
100,05 |
Услуги
|
100,76/
101,13 |
103,99/
101,07 |
99,68/
100,88 |
101,41/
100,05 |
100,51/
100,24 |
100,76/
102,04 |
Всего
|
|
|
|
|
|
111,94
|
Год
|
2023 г.
| |||||
Месяц
|
январь/
февраль |
март/
апрель |
май/
июнь |
июль/
август |
сентябрь/
октябрь |
ноябрь/
декабрь |
Товары:
|
|
|
|
|
|
|
Продовольственные
|
101,32/
100,79 |
100,13/
100,29 |
99,69/
99,99 |
100,49/
99,94/ |
100,86/
101,35 |
101,55/
101,49 |
Непродовольственные
|
100,21/
99,92 |
100,14/
100,15 |
100,34/
100,42 |
100,91/
101,14 |
101,09/
100,55 |
100,53/
100,42 |
Услуги
|
101,01/
100,72 |
100,97/
100,79 |
101,13/
100,83 |
100,48/
99,68 |
100,61/
100,48 |
101,23/
100,1 |
Всего
|
|
|
|
|
|
107,42
|
Год
|
2024 г.
| |||||
Месяц
|
январь/
февраль |
март/
апрель |
май/
июнь |
июль/
август |
сентябрь/
октябрь |
ноябрь/
декабрь |
Товары:
|
|
|
|
|
-
|
-
|
Продовольственные
|
101,26/
100,89 |
100,17/
100,49 |
100,41/
100,63 |
100,36/
99,99 |
-
|
-
|
Непродовольственные
|
100,47/
100,26 |
100,27/
100,41 |
100,46/
100,29 |
100,58/
100,6 |
-
|
-
|
Услуги
|
100,78/
101,06 |
100,83/
100,62 |
101,53/
101,06 |
102,86/
100,01 |
-
|
-
|
Всего
|
|
|
|
105,27 [4]
|
-
|
-
|
Как видно из таблицы 4, в 2022 г. индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 10,29%, индекс потребительских цен на непродовольственные товары вырос до 12,68%, индекс потребительских цен на услуги поднялся до 11,3%. Следует отметить, что инфляция первоначально, заложенная в бюджете была подкорректирована в размере до 12,4% [5; 6]. В 2023 г. по состоянию на 30 апреля, то есть за четыре месяца индекс потребительских цен на продовольственные товары вырос до 2,5%, индекс потребительских цен на непродовольственные товары составил 0,4%, индекс потребительских цен на услуги поднялся до 3,5%. С учетом динамики движения цен в конце 2023 г., индекс потребительских цен на продовольственные товары вырос до 7,5%, индекс потребительских цен на непродовольственные товары составил 1,2%, индекс потребительских цен на услуги поднялся до 10,5%. Вместе с тем, на 2023 г. инфляция была заложена в размере 5,5% [5; 6]. В 2024 году по состоянию на август годовой уровень инфляции составил 5,27%.
К наиболее значимым показателям социально-экономической безопасности относятся цены на продовольственные и непродовольственные товары и услуги, а также инфляция, измеряемая уровнем потребительских цен. Кроме того, именно эти показатели, и их динамика роста/снижения вызывают наибольшее беспокойство у значительной части населения во всех социальных опросах. Так, высокий уровень цен, сказывается на ограничение приобретаемых товаров повседневного спроса и особенно при ограниченном уровне доходов, нарушая баланс социальной стабильности, приводя к усилению социального неравенства между разными децильными группами [19]. Вместе с тем, любые манипуляции с этими показателями, помимо искажения реальной ситуации происходящих экономических событий, влияют на уровень принимаемых управленческих решений.
Приведенная динамика показателей потребительских цен за период 2020-2023 гг. демонстрирует, как они отражаются в различные периоды ввода информации о ценах и инфляции за короткий период, а именно за шесть месяцев 2023 года службой Росстата и Банком России (табл. 5).
Таблица 5. Динамика потребительских цен за период 2020-2023 гг.,
(к предыдущему периоду), %
|
2021
|
2022
|
2023
| ||||||||
1
кв.
|
2
кв.
|
3
кв.
|
4
кв.
|
1
кв.
|
2
кв.
|
3
кв.
|
4
кв.
|
1
кв.
|
2
кв.
|
3
кв.
| |
Все
товары и услуги
|
6,4/
5,5/ 5,79 |
8,7/
6,02/ 6,5 |
8,3/
6,85/ 7,4 |
10,18/
8,3/ 8,39 |
42,6/
11,54/ 16,69 |
5,9/
16,94/ 15,9 |
-0,1/
14,36/ 13,68 |
-/
12,18/ 11,94 |
-/
8,62/ 3,51 |
-/
2,69/ 3,25 |
-/
5,15/ 6,0 |
Продовольств.
товары |
6,9/
7,44/ 7,58 |
10,7/
7,28/ 7,9 |
11,1/
8,11/ 9,21 |
13,7/
10,77/ 10,62 |
37,8/
13,54/ 17,99 |
10,6/
19,5/ 17,98 |
-3,4/
15,57/ 14,2 |
-/
11,15/ 10,29 |
-/
7,23/ 7,57 |
-/
- 0,25/ 0,18 |
-/
3,55/ 4,87 |
Непродовольст.
товары |
7,6/
5,57/ 5,92 |
9,2/
6,63/ 7,04 |
9,3/
7,86/ 8,06 |
8,4/
8,36/ 10,24 |
62,2/
12,7/ 20,34 |
0,6/
19,1/ 17,92 |
-1,3/
15,65/ 14,94 |
-/
13,39/ 12,7 |
-/
7,55/ 0,12 |
-/
0,3/ 0,99 |
-/
3,55/ 4,56 |
Услуги
|
4,6/
2,99/ 3,2 |
5,3/
3,51/ 3,95 |
3,2/
3,94/ 4,22 |
7,0/
4,83/ 4,98 |
25,3/
7,15/ 9,94 |
6,6/
10,35/ 10,17 |
6,5/
10,74/ 11,01 |
-/
11,89/ 13,19 |
-/
12,03/ 9,73 |
-/
10,47/ 10,96 |
-/
9,47/ 9,66 |
Среднегодовая
инфляция |
-/
7,2/ 4,15 |
-/
9,0/ 4,88 |
-/
8,8/ 5,71 |
-/
10,7/ 6,69 |
-/
51,1/ 8,14 |
-/
10,9/ 10,82 |
-/
1,5/ 12,72 |
-/
-/ 13,75 |
-/
0,4/ 13,0 |
-/
1,1/ 9,39 |
-/
3,0/ 7,12 |
Медиана
|
-/
4,5/ 4,61 |
-/
6,6/
5,18 |
-/
6,9/ 5,96 |
-/
8,2/ 7,43 |
-/
26,6/ 13,02 |
-/
9,3/ 13,57 |
-/
2,3/ 11,66 |
-/
-/ 10,85 |
-/
1,9/ 4,96 |
-/
2,0/ 2,92 |
-/
2,8/ 4,66 |
Инфляция
по Прогнозу*/
факт ** |
-
|
-
|
-
|
5,8/
8,39 (год) |
-
|
-
|
-
|
4,6/
11,94 (год) |
-
|
-
|
4,0
|
Индикатор
по инфляции,
пороговое значение*** |
-
|
-
|
-
|
6,0
(год) |
-
|
-
|
-
|
6,0
(год) |
-
|
-
|
6,0
(год) |
– через / представлены числовые данные опубликованные Росстатом по состоянию на 23.05.2023 года и через / по состоянию на 29.10.2023 года и через / по данным Банка России по состоянию на 20.05.2023;
– медиана – значение выборки, которое делит ее на две равные части: с более высоким и более низким темпами прироста цен. Рассчитана по распределению приростов цен с учетом их весов в потребительской корзине для расчета ИПЦ;
– * источник: [4; 5; 14];
– ** источник: [13];
– *** источник: [29].
Источник: составлено автором по материалам [7; 8; 20; 25].
Как видно из таблицы 5, наиболее значимое манипулирование с числовыми показателями произошли в I квартале 2022 года, то есть после начала СВО. Так по данным статистической службы, опубликованные и размещенные на официальном сайте по состоянию на май месяц 2023 года составили на:
– все товары и услуги (то есть инфляция) – 42,6%;
– продовольственные товары – 37,8%;
– непродовольственные товары – 62,2%;
– услуги – 25,3%.
После очевидных последствий статистического шока, публикуемых показателей ценовых тенденций, их пришлось срочно заменить на более «правильные», для чего все показатели были уменьшены не в процентах, а в несколько раз. Так, через полгода, по данным той же службы, произошло статистическое снижение цен на основные группы товаров и услуг, которое должно приблизиться к целевым и прогнозным значениям, а именно на:
– все товары и услуги – 11,54% или в 3,69 раз;
– продовольственные товары – 13,54% или в 2,79 раз;
– непродовольственные товары – 12,7% или в 4,9 раз;
– услуги – 7,15% или в 3,54 раза.
Особый интерес представляет интерпретация Банком России отклонения региональной инфляции от среднероссийской, имеющей в своей структуре два компонента. Первый – разные структуры потребительской корзины в различных регионах. Например, по данным Банка России, в регионах с более высокими доходами выше доля расходов на услуги, а в регионах с низкими доходами – доля расходов на продукты питания. Также на потребительскую корзину могут влиять предпочтения, связанные с географическими или культурными особенностями отдельных регионов. Например, по мнению Банка России на Дальнем Востоке подержанные иномарки популярнее новых, а на Северном Кавказе самый популярный вид мяса – баранина. Каким образом в потребительскую корзину вошли иностранные автомобили, эксперты Банка России не уточняют. Возможно в Банке России есть своя потребительская корзина, в которой помимо автомобилей есть подержанные катера-яхты, самолеты, вертолеты. Второй компонент – различия в ценовой динамике одинаковых товаров в разных регионах. Обычно они связаны с ограниченной мобильностью товаров и услуг в масштабах всей страны и различиями в региональном предложении. Например, по мнению Банка России, предложение овощей в сельскохозяйственных регионах определяется преимущественно их производителями, а в отдаленных регионах – издержками на транспортировку [8]. Как говорится, комментарии излишни, так как цена определяется не только производителями и транспортными расходами, но и способностью населения приобретать продукцию, а это имеет большее значение.
Заключение
Денежно-кредитная политика является одним из ключевых направлений в формировании, распределении и перераспределении национального дохода, организации планирования и регулирования денежного обращения, а также обеспечения стабильного и надежного функционирования банковского сектора. Преодоление угроз экономической безопасности страны со стороны денежно-кредитной политики должно стать одним из приоритетных направлений стратегии экономической безопасности государства.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы – необходимый элемент стабилизации экономики. Такая программа должна основываться на анализе факторов, определяющих инфляцию, комплексе мер экономической политики, способствующих устранению инфляции или ее снижению до установленных критериев (индикаторов) экономической безопасности. Целью антиинфляционной политики в России должно быть не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах роста национального производства и обеспечения экономической безопасности страны, а также благосостояния населения и решения социальных проблем.
Следует отметить, что в денежно-кредитной политике в отношение инфляции с частой периодичностью что-то не срабатывает – подчас не те практические/теоретические подходы получают поддержку, не те специалисты начинают их реализовывать, не те цели/задачи ставят перед собой законодатели/исполнители. Соответственно и результаты получаются диссонантными. Для комплексного решения задач при проведении денежно-кредитной политики в части стабилизации цен и фактического отражения экономических показателей необходимо иметь действительно реальный, достоверный сбор информации, который будет способствовать принятию верных стратегических решений при планировании и управлении в целях экономического роста.
[1] М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Воланд дискутирует с председателем МАССОЛИТа Берлиозом.
[2] Обычно употребляется иронически – по поводу неразберихи в работе госаппарата, учреждения, когда их бюрократические звенья принимают противоречащие друг другу решения, дают противоположные по смыслу указания.
[3] Справочно. Общероссийский опрос Левада-центра проведен с 22 по 28 августа 2024 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1619 человека в возрасте от 18 лет и старше в 137 населенных пунктах, 50 субъектах РФ. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа. Массив данных взвешивается по полу, возрасту, уровню образования по каждому типу населенного пункта (крупные города, средние города, малые города, село) внутри каждого ФО независимо, в соответствии с данными Росстата.
[4] Август 2024 года к декабрю 2023 года
Источники:
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=482980&dst (дата обращения: 09.09.2024).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/01fbae25b3040955277cbd70aa (дата обращения: 20.09.2024).
4. Федеральный закон от 06.12.2021 № 390-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_402647/ (дата обращения: 19.09.2024).
5. Законопроект № 1258295-7 «О федеральном бюджете на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 гг.». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1258295-7 (дата обращения: 19.09.2024).
6. Законопроект № 201614-8 «О федеральном бюджете на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/201614-8 (дата обращения: 19.09.2024).
7. Банк России. Динамика потребительских цен, № 1 (85). Январь. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/dkp/dinamic/CPD_2023-1/ (дата обращения: 19.09.2024).
8. Банк России. Динамика потребительских цен, № 9 (93). Сентябрь. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/dkp/dinamic/CPD_2023-9/ (дата обращения: 19.09.2024).
9. Банк России. Проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов (по состоянию на 29.08.2024). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86201.html (дата обращения: 09.09.2024).
10. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. / [роман]. - Москва: Мир книги, Литература, 2010. – 382 c.
11. Душенко К.В. Большой словарь цитат и крылатых выражений : 13300 цитат и крылатых выражений из области литературы, истории, политики, науки, религии, философии и популярной культуры. - Москва: Эксмо, 2011. – 1215 c.
12. Заявление Председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной по итогам заседания Совета директоров Банка России 13 сентября 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=20993 (дата обращения: 14.09.2024).
13. Инфляция в России по годам: 1991 – 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://global-finances.ru/inflyatsiya-v-rossii-po-godam/ (дата обращения: 19.09.2024).
14. Информация Министерства экономического развития РФ от 18 мая 2022 г. Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/404624399/ (дата обращения: 19.09.2024).
15. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024–2025 годов в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 11-50. – doi: 10.18334/ecsec.6.1.117468.
16. Лев М. Ю. Правовые вопросы ценообразования и государственного регулирования цен. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 153 c.
17. Лев М. Ю. Актуальные проблемы установления начальной цены контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд как фактор экономической безопасности // Вестник Академии. – 2016. – № 2. – c. 28-35.
18. Лев М. Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.
19. Лев М. Ю. Цена социально-экономического развития в целях экономической безопасности России в условиях формирования бюджетной политики // Вестник Академии. – 2016. – № 3. – c. 35-45.
20. Лев М.Ю. Ценовые тренды диагностики экономического когнитивного диссонанса в оценке социально-экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1235-1266. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119527.
21. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО "Первое экономическое издательство", 2024. – 230 c.
22. Левада-Центр. Общий уровень тревожности и представления о наиболее острых проблемах российского общества: август 2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2024/09/04/obshhij-uroven-trevozhnosti-i-predstavleniya-o-naibolee (дата обращения: 09.09.2024).
23. Левада-центр. Представления о наиболее острых проблемах российского общества: март 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.levada.ru/2023/04/14/predstavleniya-o-naibolee-ostryh-problemah-rossijskogo-obshhestva-mart-2023-goda/ (дата обращения: 13.09.2024).
24. Министерство экономического развития РФ. Статданные со всей страны переведут на единую цифровую платформу. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/statdannye_so_vsey_strany_perevedut_na_edinuyu_cifrovuyu_platformu.html? (дата обращения: 17.09.2024).
25. Официальный сайт Росстат. Квартальные индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации (в 2005-2023 гг.). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 19.09.2024).
26. Официальный сайт Росстат. Оперативные показатели. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 17.09.2024).
27. Официальный сайт Росстат. Цены, инфляция. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/price (дата обращения: 19.09.2024).
28. Салихов Б. В., Салихова И. С., Олигова М. Б. Когнитивная структура поведенческой экономики и императивы повышения качества неявного знания // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 12(345). – c. 55-71.
29. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: общий курс. / учебник / под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 815 c.
30. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003. Левая рука не знает, что делает правая. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/1340/% (дата обращения: 19.09.2024).
31. Blackburn, J. (2008). The Oxford Dictionary of Philosophy (2 rev. ed.)
32. Chandler, D., Munday, R. (2016). A dictionary in media and communication (1-ed.)
33. Cooper, J. (2007). Cognitive dissonance: Fifty years of a classic theory
34. Lev M. Y., Leshchenko Y. G. International reserves of the bank of Russia in the system of the state's economic security // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – p. 876-888. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP4/20201557.
Страница обновлена: 02.11.2024 в 00:44:50