Институт исследования интересующего денежного потока в механизме обеспечения экономической безопасности России

Батурина Е.В.1
1 Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=72103221

Аннотация:
В данной работе предметно рассмотрен институт исследования интересующего денежного потока, представляющего собой совокупность правил (правовых норм и методологических постулатов), регламентирующих деятельность специалистов, которая направлена на проведение финансового мониторинга движения денежных средств на банковских счетах субъектов экономики России. Решены научные задачи: во-первых, рассмотрены основные тенденции развития научной мысли относительно финансового мониторинга денежных потоков; во-вторых, представлены функциональные блоки рассматриваемого института: 1) блок мониторинга для идентификации моментов формирования интересующего денежного потока в отношении подозрительных операций; 2) блок мониторинга для отслеживания дальнейшего движения интересующего денежного потока от источника его формирования, установленного по оперативной информации; 3) блок мониторинга (экономической экспертизы) для отслеживания дальнейшего движения интересующего денежного потока от источника его формирования, установленного по имеющейся достоверной информации; 4) блок информационно-аналитического исследования для формирования базы данных о теневом денежном потоке, прошедших верификацию; в-третьих, сформулированы методологические принципы функционирования рассматриваемого института. На основании представленного институционального подхода определены роль и место рассматриваемого института в механизме обеспечения экономической безопасности России

Ключевые слова: теневая экономика; информационно-аналитическая система; криминализация экономики; мониторинг, экономическая безопасность

JEL-классификация: E26, J46, O17



Введение. Обеспечение экономической безопасности России на сегодняшний момент продолжает оставаться одним из значимых направлений государственной политики в связи с необходимостью поддержания суверенной конкурентоспособности нашей страны [16]. В ответ на санкционное поведение международного сообщества в число национальных приоритетов включено формирование рентабельного внутреннего рынка в искусственно созданных условиях импортозамещения [17]. Достижение указанной цели представляет собой сложный многоступенчатый и долгосрочный процесс [13]. Здесь важно учитывать не только специфику российской экономики, ориентированную на ресурсный потенциал [15; 22], но и разрабатывать национальные проекты в контексте комплексной реализации государственных стратегий развития [8; 12]. Также при анализе существующих возможностей и перспективных направлений роста валовых экономических показателей, важно исследовать стрессоустойчивость российской экономической системы [14; 23]. В этом контексте, с точки зрения влияния на сложившуюся ситуацию внутренних угроз и вызовов, криминализация экономических отношений и значительная доля теневого сектора представляют особый научный интерес [11; 25]. В свою очередь недооценка роли дестабилизирующих и деструктурирующих экономику рисков, связанных с формированием нелегальной экономической выгоды, при осуществлении государственного планирования может стать причиной недостижения целей стратегического администрирования. Последнее может быть спровоцировано ошибками статистического прогнозирования и неадекватной, существующим реалиям оценкой эффективности деятельности государственного аппарата [9; 21]. Согласно стратегии «Экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [5], задача обеспечения мониторинга и оценки состояния экономической безопасности является приоритетной в рамках стратегического планирования и реализации национальных приоритетов России. Поэтому, практическая значимость проведения исследования фактов криминализации и теневизации экономики России при оценке макроэкономических показателей обусловлена необходимостью создания риск-ориентированных институтов, способных оперативно выявлять и актуализировать основные факторы, негативно влияющие на систему безопасности [18; 20].

Статистика результатов отечественных научных исследований свидетельствует о том, что за последние 20 лет внимание научного сообщества приковано к проблеме обеспечения экономической безопасности из-за изменений в системе вызовов, рисков и угроз национальной безопасности РФ [24]. Сегодня ведущие ученые сходятся во мнении, что экономическая ситуация в России по состоянию на 2022-2023 гг. обусловливает необходимость признания нового этапа развития российской экономики. В связи с этим, оценка состояния экономической безопасности России должна учитывать новые реалии формирования экономических отношений. Данный вывод обосновывается, во-первых, необходимостью регионализации (геоэкономической фрагментации); во-вторых, возрастающей ролью государственного регулятора-распределителя ресурсов на геополитическом уровне; в-третьих, значимостью обеспечения оборонно-промышленного суверенитета России; в-четвертых, важностью формирования информационных ресурсов (например, в рамках национального проекта «Экономика данных») и др. Итог, новые реалии предопределяют выработку новых управленческих решений, в том числе и в отношении таких угроз и вызовов как формируемое с учетом российской специфики теневое экономико-правовое пространство. Таким образом, на основании изложенного определены цель, задачи, обусловлены результаты и обоснованы выводы настоящего исследования.

Цель исследования – обоснование необходимости создания института исследования интересующего денежного потока (в перспективе, института мониторинга теневого денежного потока) и его включения в механизм обеспечения экономической безопасности России, например, на базе Института экономики РАН как ведущей организации, специализирующейся на проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе по анализу факторов экономической безопасности России.

Для достижения обозначенной цели сформулированы следующие задачи:

1. Сформулировать цель, задачи и научные направления института исследования интересующего денежного потока.

2. Определить структуру функциональных элементов института исследования интересующего денежного потока.

3. Определить предмет институционального исследования денежного потока, сформулировав понятийно-категориальный аппарат.

4. Охарактеризовать организационно-правовое и научно-методологическое обеспечение институционального исследования.

Безусловно, решение поставленных задач не является первоочередным и исчерпывающим в существующих реалиях, но актуализация обозначенной проблематики в части развития теоретико-методологического научного потенциала может быть обоснована необходимостью повышения функциональной составляющей механизма обеспечения экономической безопасности России в связи с переориентированием государственного администрирования экономики, связанного с самоопределением нашей страны в долгосрочной перспективе.

Исходные исследуемые данные получены из информационных материалов, содержащихся в рабочей документации экспертов-экономистов экспертно-криминалистических подразделений ОВД России, из открытых сведений о состоянии экономической преступности, опубликованных на сайте МВД России, из открытых сведений о результатах финансового мониторинга, опубликованных на сайте Росфинмониторинга. Положения и выводы, сформулированные в работе, являются достоверными, так как базируются на обзорах результатов деятельности профильных подразделений документальных исследований ГУЭБиПК МВД России за 2012-2022гг., в сопоставлении с отчетными данными отделов экономических экспертиз экспертно-криминалистических подразделений ОВД России за аналогичный период.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии институционального подхода к теневой экономике.

Практическая значимость исследования состоит в представлении апробированной концепции института исследования интересующего денежного потока.

Институт исследования интересующего денежного потока: вчера – 2001 г., сегодня – 2024 г., завтра – 2030 г. Исследование денежного потока, а в современной трактовке – «финансовый мониторинг», стало предметом пристального внимания после подписания Указа Президента РФ № 1263 от 01.11.2001 [1], и принятия Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ [6]. С этого момента – 2001 г., получив официальное признание и должную оценку значимости получаемых результатов, финансовый мониторинг стал рассматриваться как деятельность уполномоченного органа (в 2001-2004 гг. – Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), с 2004 года по настоящее время – Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)), суть которого заключается в принятии мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. При этом через задачи КФМ России было расшифровано, что включает понятие «финансовый мониторинг», а именно:

- «сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

- осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Позднее – 2003 г., в предмет финансового мониторинга было внесено дополнение в части операций, связанных с финансированием терроризма [2].

За 20 лет (2004-2024 гг.), после преобразования КФМ России в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [3] правовая концепция финансового мониторинга претерпела ряд существенных изменений. Сейчас, согласно действующей редакции Указа Президента РФ от 13.06.2012 № 808 [4] – 2024 г., в понятие «финансовый мониторинг» включены следующие функциональные задачи, решение которых осуществляется через расширенный перечень полномочий Росфинмониторинга:

– противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

– выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в обозначенной сфере;

– координация соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций;

– оценка угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и выработка мер противодействия этим угрозам.

Обзор научной литературы 2019-2024 гг. показывает, что к настоящему моменту понятийно-категориальные вопросы финансового мониторинга продолжают оставаться дискуссионными, как с точки зрения законодательного регулирования, так и с позиции накопленного научного потенциала, что, в свою очередь, характеризуется дуализмом в существующей терминологии. В работе Лещенко Ю.Г. [19] обосновано сделан вывод о многообразии существующих мнений исследователей относительно рассматриваемого понятия, при этом подчеркнута необходимость дальнейшего развития методологии мониторинга через «систему информационных, контрольных, надзорных и правоохранительных процедур». При этом понятие «финансовый мониторинг» в узком смысле можно рассматривать как некую выборочную форму наблюдения и контроля со стороны государства за движением денежных средств интересующих субъектов, попадающих в поле внимания по определенным критериям. Здесь критериями отбора могут выступать различные совокупные параметры, которые условно можно разделить на: целевые – в выборку попадают те денежные потоки, назначение которых предопределяет необходимость наблюдения, например, получение и расходование бюджетных ассигнований; субъектные – в данном случае первопричиной, обусловливающей наблюдение являются либо субъект идентификации денежного потока (плательщик), либо субъект обезличивания денежного потока (получатель), например, в отношении денежных средств иностранных агентов, признанных таковыми в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 255-ФЗ [7].

Для обоснования необходимости совершенствования существующей системы финансового мониторинга хотелось бы озвучить следующую проблему. Банковские трансакции на счетах интересующих субъектов при попытке или совершении ими подозрительных операций – предмет финансового мониторинга многих государственных структур. Ключевую роль здесь играет деятельность Росфинмониторинга, которая предопределяет совокупность норм и правил, регламентирующих методологию идентификации таких операций. Расследование уголовных преступлений, связанных с формированием денежных потоков – сфера деятельности профильных подразделений правоохранительных органов. По результатам проводимых экономический исследований и документальных проверок в рамках оперативно-розыскной деятельности аппарата ГУЭБиПК МВД России обоснованно возбуждаются уголовные дела. По результатам судебных экономических экспертиз, выполненных экспертно-криминалистическими подразделениями ОВД России, устанавливаются требуемые экономические показатели, характеризующие материальный ущерб, нанесенный в результате совершения уголовно-наказуемого деяния потерпевшему лицу, обществу или государству. На основании изучения и оценки всех собранных доказательств, в т.ч. заключений экспертов, в судебном порядке устанавливается вина лиц, признанных таковыми при совершении тех или иных преступлений. В теории уголовного процесса описанный механизм соответствует принципу презумпции невиновности, который гласит: «Пока не доказано обратного, лицо не виновно!». Но как показывает правоприменительная практика расследования экономических преступлений, существует проблема, о которой вспоминают только тогда, когда по материалам уголовного дела не удается доказать вину установленного лица. Проблема проявляется каждый раз, когда выводы эксперта-экономиста на поставленные перед ним вопросы содержат слова «не представляется возможным», хотя до этого, начиная от момента заинтересованности Росфинмониторинга установленными подозрительными банковскими операциями, всё всем казалось понятным и доказанным. Проблема заключается в следующем: с одной стороны – в существовании разных методологических подходов к исследованию денежного потока, преследующих при этом разные цели; с другой – в отсутствии понимания нетождественности результатов исследования, при которых применяются разные методики мониторинга денежного потока, даже при поверхностной видимости схожести их отдельных элементов. В этом случае только последовательные экономические исследования могут дать искомый результат. Объединение этих методик в одну недопустимо, т.к. будут нарушены принципы всесторонности и полноты исследования в хронологической цепочке обязательных промежуточных действий, которые и должны привести к положительному результату расследования уголовного дела. Проблема является достаточно острой, так как она свидетельствует о некачественности результатов расследования уголовных дел, которые или были возбуждены без должного обоснования, или дошли до суда при непрофессиональном их сопровождении. И здесь речь идет не о том, что специалисты в области экономики или эксперты непрофессионально выполняют свою работу. Речь идет об актуальности и необходимости в существующих реалиях формирования и поддержания эффективного функционирования механизма теоретико-методологического обеспечения расследования уголовных дел, связанных с движением денежных потоков. Таким образом, акцент внимания смещен в сторону создания института исследования денежного потока, который бы позволил единообразно и всесторонне подходить к общему делу правоохранительной системы страны, конечной целью которого является снижение криминализации экономики и обеспечения высокого уровня экономической безопасности России.

Таким образом, на основании вышеизложенного, целью создания института исследования интересующего денежного потока является формирование открытых данных о динамике извлечения совокупной величины нелегальной экономической выгоды, сопровождаемой или определяемой осуществлением фактов хозяйственной жизни в виде движения денежных средств на банковских счетах исследуемых лиц, которые по определенным критериям финансового мониторинга и результатам последующей уголовно-правовой оценки их противоправных действий могут быть признаны субъектами теневой экономики за анализируемый период времени, при условии соблюдения принципов: относимости, допустимости и достоверности.

Задачи института исследования интересующего денежного потока, следующие:

1) сбор, обработка и оценка результатов финансового мониторинга с целью формирования данных о движении денежных средств исследуемых лиц, которые по определенным критериям обосновано могут быть отнесены к субъектам теневой экономики (соблюдение принципа относимости);

2) сбор, обработка и оценка результатов документальной проверки фактов хозяйственной жизни исследуемых лиц, которые по определенным критериям допустимо могут быть признаны субъектами, связанными с извлечением нелегальной экономической выгоды при осуществлении ими операций с денежными средствами на собственных банковских счетах или на счетах аффилированных лиц (соблюдение принципа допустимости);

3) сбор, обработка и оценка результатов экспертного экономического исследования в отношении достоверно установленных фактов уголовно-наказуемых преступлений, совершенных исследуемыми лицами, которые по определенным критериям могут быть признаны субъектами, связанными с извлечением нелегальной экономической выгоды при осуществлении ими операций с денежными средствами на собственных банковских счетах или на счетах аффилированных лиц (соблюдение принципа достоверности);

4) создание единой информационно-аналитической системы и ведение базы данных о движении денежных средств исследуемых лиц, которые по определенным критериям могут быть признаны субъектами, связанными с извлечением нелегальной экономической выгоды при осуществлении ими операций с денежными средствами на собственных банковских счетах или на счетах аффилированных лиц;

5) оценка сопоставимости результатов финансового мониторинга, документальной проверки и экспертного экономического исследования в отношении исследуемых лиц, которые по определенным критериям могут быть признаны субъектами, связанными с извлечением нелегальной экономической выгоды при осуществлении ими операций с денежными средствами на собственных банковских счетах или на счетах аффилированных лиц;

6) расчет параметров и коэффициентов теневого денежного потока по результатам вышеуказанного сопоставления и формирование открытых данных о теневом денежном потоке.

Институт исследования интересующего денежного потока (название научного направления в перспективе – «институт мониторинга теневого денежного потока») представляет собой форму организационного, правового и методологического обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований по следующим направлениям:

- проблемы теории и методологии теневой экономики;

- формирование концепции мониторинга теневого денежного потока;

- вопросы организационно-правового и кадрового обеспечения мониторинга теневого денежного потока;

- администрирование информационно-аналитической базы данных о теневом денежном потоке;

- анализ результатов мониторинга теневого денежного потока и оценка эффективности деятельности органов власти в соответствии с поставленными целями и задачами в рамках Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года.

Если рассматривать институт исследования интересующего денежного потока как совокупность норм, регламентирующих деятельность специалистов, которая направлена на проведение финансового мониторинга, документальной проверки и экспертного экономического исследования движения денежных средств на банковских счетах субъектов экономики, то его структура должна включать следующие функциональные блоки:

1. Исследовательский блок для идентификации моментов формирования интересующего денежного потока в отношении подозрительных операций, в соответствии с методикой проведения финансового мониторинга (например, силами Росфинмониторинга).

2. Исследовательский блок для отслеживания движения интересующего денежного потока от источника его формирования, установленного по оперативной информации (например, силами сотрудников профильных подразделений документальных исследований ГУЭБиПК МВД РФ).

3. Исследовательский блок (экономической экспертизы) для отслеживания движения интересующего денежного потока от источника его формирования, установленного по имеющейся достоверной информации (например, силами сотрудников экспертно-криминалистический подразделений ОВД РФ или негосударственными судебными экспертами, привлекаемыми к проведению исследования при условии обязательного соответствия, имеющегося у них уровня профессионализма и требуемого уровня компетенции эксперта-экономиста).

4. Блок информационно-аналитического исследования для формирования базы данных о теневом денежном потоке, прошедших верификацию.

С целью подтверждения достоверности представляемых положений о необходимости оценки результатов финансового мониторинга, документальной проверки и экспертного экономического исследования в отношении интересующего денежного потока, проведено выборочное сопоставление отчетных данных о деятельности отделов экономических экспертиз экспертно-криминалистических подразделений и отделов документальных исследований подразделений ГУЭБиПК МВД РФ по Северо-Западному и Центральному региону России за 2012-2022 гг. При сопоставлении выявлено следующее: количество фактов информирования соответствующих служб (Росфинмониторинга, налоговых органов, антикризисных управляющих и др.) о выявленных ими подозрительных фактов хозяйственной жизни, в частности о движении денежных средств на банковских счетах исследуемых лиц, в среднем лишь в 30% случаев подтверждается результатами экспертных исследований.

Приведенные положения подтверждают необходимость сопоставления результатов финансового мониторинга, документальной проверки и экспертного экономического исследования с целью оценки эффективности деятельности как правоохранительных структур, так и информаторов по обнаруженным фактам теневой экономической деятельности. С другой стороны, при реализации информационно-аналитического обеспечения институционального исследования интересующего денежного потока, теоретическая и практическая значимость полученных результатов за счет синергии всех вышеназванных научных направлений работы будет заключается в расширении границ прикладных научных исследований до формирования новой организационной формы взаимодействия всех служб государственного аппарата как институциональной единицы механизма обеспечения экономической безопасности России.

Выводы

В статье представлено обоснование значимости института мониторинга интересующих фактов теневой хозяйственной жизни, которое предопределило давно назревшую необходимость в пересмотре существующих параметров оценки теневой экономики в виде доли в ВВП страны [10]. Повысить качество оценки состояния экономической безопасности России предлагается за счет включения института исследования интересующего денежного потока в механизм обеспечения экономической безопасности, реализовав разработанный авторский теоретико-методологический подход, который уже включает совокупность следующих положений:

– понятийно-категориальный аппарат теории теневого денежного потока (в том числе: понятия, принципы, свойства теневого денежного потока);

– модель теневого денежного потока (в том числе: параметры, показатели и коэффициенты);

– экономико-математический инструментарий исследования теневого денежного потока (в том числе: алгоритм автоматизированного отслеживания теневого денежного потока в виде блок-схемы идентификации маркера и спектра теневого денежного потока);

– методики экономического мониторинга теневого денежного потока (в том числе: типовые схемы формирования, движения и обезличивания теневого денежного потока);

– институт исследования теневого денежного потока (в том числе: принципы создания и структура автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга теневого денежного потока).

Обозначенные перспективы характеризуют необходимость создания института исследования интересующего денежного потока с целью формирования единого центра методологического обеспечения экономической безопасности в части нейтрализации угроз со стороны теневой экономики национальным интересам России. В свою очередь, качественное расширение статистической параметризации теневой экономики и обоснованный уход от вероятных значений к точной величине теневого денежного потока позволяет повысить достоверность, доступность, адекватность и обоснованность оценки теневой экономики в целом.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 01.11.2001 № 1263 (ред. от 22.03.2005) «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=52477 (дата обращения: 27.03.2024).
2. Указ Президента РФ от 08.04.2003 № 409 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263. СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&rnd=EcD2A&base (дата обращения: 27.03.2024).
3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?from=197844-236& (дата обращения: 27.03.2024).
4. Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (ред. от 13.11.2023) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу»). СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=461756&dst (дата обращения: 17.04.2024).
5. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Официальные сетевые ресурсы Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения: 17.04.2024).
6. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi /online.cgi?from=165879 (дата обращения: 27.03.2024).
7. Федеральный закон от 14.07.2022 № 255-ФЗ (ред. от 11.03.2024) «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base (дата обращения: 27.03.2024).
8. Ажлуни А.М., Шарыгина О.Л. Национальные проекты России и их реализация // Вестник ОрелГАУ. – 2019. – № 6 (81). – c. 72-76.
9. Барабашев А.Г., Макаров А.А., Макаров И.А. О совершенствовании индикативных оценок качества государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – c. 1-38.
10. Беркович М.И., Шурыгин А.А. Теневая экономика в России: экономико-статистическая оценка масштаба и меры по его сокращению в стране и регионах // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – № 5. – c. 70–84.
11. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н. Теневая экономика как фактор дестабилизации экономической безопасности государства // Теневая экономика. – 2021. – № 3. – c. 167-182.
12. Донцова О.И. Национальные проекты как инструмент управления прорывным развитием российской промышленности // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2263-2288.
13. Кузьминов Я.И., Симачев Ю.В., Кузык М.Г., Федюнина А.А., Жулин А.Б., Глухова М.Н., Клепач А.Н. Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра. Аналитический доклад НИУ ВШЭ. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики» при участии РСПП, Института исследований и экспертизы ВЭБ. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. – 272 c.
14. Кайгородцев А.А. Влияние санкций на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 479-496.
15. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной России // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
16. Ковалёв С.Г. Суверенное конкурентоспособное развитие России в турбулентно-глобальном мире: исторические и современные аспекты // Проблемы современной экономики. – 2017. – № 1 (61).
17. Кривенко Н.В., Епанешникова Д.С. Импортозамещение как инструмент стабилизации социально-экономического развития регионов // Экономика региона. – 2020. – № 3. – c. 765-778.
18. Лев М.Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 27-48.
19. Лещенко Ю.Г. Финансовый мониторинг как механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 371-384.
20. Минеев М.В. Понятие «институт», как главное методологическое основание институционального подхода // Социология. – 2020. – № 3. – c. 18-27.
21. Чазова И.Ю., Исраилов М.В. Оценка эффективности деятельности органов государственной власти // Вестник Удмуртского университета. – 2019. – № 6.
22. Чурсин А.А., Ермаков В.А., Назюта С.В. Пути и методы совершенствования ресурсного обеспечения национальной экономики для реализации технологического суверенитета // Креативная экономика. – 2024. – № 4. – c. 765-788.
23. Шекшуева С.В. Стрессоустойчивость российских коммерческих банков в условиях глобальной неопределенности // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2023. – № 1 (73). – c. 24-30.
24. Городецкий А.Е., Караваева И.В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
25. Юхачев С.П., Моисеев П.С. Криминализация экономических отношений в России и ее влияние на экономическую безопасность страны // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – № 11. – c. 112-119.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:27