Денежно-кредитная политика центральных банков стран – участниц ЕАЭС в условиях углубления интеграционных процессов
Рамазанов С.А.1
1 Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Россия, Нижний Новгород
Скачать PDF | Загрузок: 1 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2019)
Цитировать:
Рамазанов С.А. Денежно-кредитная политика центральных банков стран – участниц ЕАЭС в условиях углубления интеграционных процессов // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 4. – С. 335-346. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110113.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43141907
Цитирований: 2 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье рассматривается денежно-кредитная политика (ДКП) центральных банков стран-участниц ЕАЭС в условиях углубления интеграционных процессов. Несмотря на некоторое своеобразие проводимой каждой из стран-участниц ДКП, следует отметить ограниченную роль центральных банков в экономиках стран ЕАЭС (в части финансирования роста и модернизации) и высокий уровень концентрации активов в крупнейших банках.
На основе анализа центральных банков стран ЕАЭС можно сформулировать следующие выводы:
санкционная война не привела к деструктивным последствиям в банковской системе Российской экономики и других стран ЕАЭС;
увеличение валютных резервов не отвечает перспективным интересам России и других стран ЕАЭС, ибо является первой экономической формой оттока капиталов;
структуры активов центральных банков стран-участниц ЕАЭС существенно различаются, что затрудняет проведение денежно-кредитной политики отвечающей интеграционным процессам;
необходимо активизировать мероприятия, направленные на усиление денежно-кредитных отношений между центральными банками и его клиентами, которые не наблюдаются в настоящее время;
центральным банкам целесообразно отказаться от двухуровневой системы рефинансирования, как фактора, дестабилизирующего экономику.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, центральные банки стран-участниц ЕАЭС, интеграционные процессы, санкции
На современном этапе углубления интеграционных процессов в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) определенное значение имеет унификация денежно-кредитной политики (ДКП), проводимой центральными банками стран-участниц. «Несмотря на некоторое своеобразие проводимой каждой из стран-участниц ДКП, следует отметить ограниченную роль центральных банков в экономиках стран ЕАЭС (в части финансирования роста и модернизации) и высокий уровень концентрации активов в крупнейших банках» [4, с. 24] (Suvorov, 2016). Одним из возможных подходов, позволяющих наметить и оценить различие в проводимой ДКП, а также в последующем сформулировать рекомендации, является динамический анализ структуры балансов центральных банков стран ЕАЭС, а также оценка структуры и уровня развития банковских систем стран ЕАЭС.
Банк России (ЦБР). Активы ЦБР, являясь основой эмиссионного процесса, в зависимости от места, занимаемого отдельными статьями в структуре баланса, по-разному влияют на инфляционные процессы (∆Р/Р) и экономический рост (∆У/У). Эти различия отражены в таблице 1. Важно отметить, что валютные резервы, являясь наименее мобильной формой денежного капитала, практически не оказывают влияния на течение воспроизводственных процессов, в то время как процесс эмиссии, обусловленный остальными статьями активов, способствует экономическому росту. Как отмечается, «проводимая по инициативе монетарных властей денежная экспансия оказывает существенное влияние на величину, структуру и рисковые характеристики балансов центральных банков. Возросшая роль балансов центральных банков, как инструмента монетарной политики, дала повод некоторым экономистам называть новую концепцию регулирования «балансовой монетарной политикой» [5, с. 15] (Usoskin, 2016).
Таблица 1
Структура активов Банка России с позиции инфляции и экономического роста
|
∆Р/Р
|
∆У/У
|
Участие
в воспроизводстве
|
Доля
в активах ЦБ РФ (01.02.2019)
|
Драгоценные металлы
|
10%
|
90%
|
участвует
|
15%
|
Валютные резервы
|
90%
|
10%
|
не
участвует
|
60,4%
|
Кредиты коммерческим банкам
|
10%
|
90%
|
участвует
|
9%
|
Ценные бумаги
|
10%
|
90%
|
Участвует
|
2,0%
|
Долговые обязательства Правительства РФ
|
10%
|
90%
|
Участвует
|
0,4%
|
Прочие активы
|
10%
|
90%
|
Участвует
|
12%
|
Источник: составлено автором по материалам Банка России [10].
Данные таблицы 1 показывают, что деньги, созданные путем увеличения валютных резервов, на 90% определяют инфляционные процессы, не участвуя в воспроизводственном процессе, и лишь на 10% стимулируют экономический рост. Деньги, выпущенные в обращение путем использования других активов, в основном способствуют экономическому росту (90%), а инфляции – всего 10%. Существенной особенностью активов баланса Банка России является большая доля валютных резервов. Удельный вес данной статьи в активах Банка России в настоящее время составляет 64%. На всех этапах рассматриваемого периода преобладает валютный способ эмиссии денег, который связан с оттоком капитала из страны.
Данные таблицы 1 и рисунка 1 также свидетельствуют, что между коммерческими банками и Банком России практически отсутствуют кредитные отношения как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах (общий объем кредитов не превышает 9% на 01.02.2019). Это обусловлено наличием двухуровневой системы рефинансирования, фактически сложившейся в России. Следует отметить, что существенной особенностью активов Центрального банка РФ является достаточно большая доля статьи «Драгоценные металлы». За рассматриваемый период статья увеличилась в 94 раза, или 15% активов, что является положительной тенденцией.
Удельный вес статьи «Ценные бумаги» в активах Банка России в начале анализируемого периода составил 5,2%, а в настоящее время составляет 2,5%. Это характеризует отсутствие партнерских отношений между государством и Банком России. Нельзя не согласиться с мнением автора: «В период кризиса основным каналом предложения денег высокой эффективности должно стать финансирование дефицита» [3] (Manevich, 2016).
Рисунок 1. Динамика статей активов Банка России 2004–2019 гг.
Источник: составлено автором по материалам Банка России.
Положительным эффектом финансового кризиса для России стало незначительное уменьшение «валютных резервов» в обмен на увеличение «кредитов коммерческим банкам». Такую политику можно признать антиинфляционной. Однако изменение активов Банка России в конце 2017 г. и 2018 г. привело к восстановлению структуры активов предкризисного периода, что негативно отразилось на воспроизводственных процессах в экономике. «В перспективе рубль мог бы стать основной расчетной и резервной валютой стран Содружества, что дало бы новый мощный импульс развитию интеграционных процессов среди бывших советских республик» [2] (Kondratov, 2017).
Информация об объемах предоставленных кредитов коммерческими банками физическим лицам, организациям и банкам приведена в таблице 2. С 2005 по 2018 г. объем кредитов коммерческих банков экономическим агентам увеличивается в 14 раз. Отношение общего объема кредитов к ВВП за последние годы находится близко к 43%, что очень далеко от минимума порога экономической безопасности (60%).
Дата
|
Всего
|
П
%
|
Физическим
лицам
|
Организациям
|
Банкам
| ||||||
Всего
|
Д1
%
|
П
1 %
|
Всего
|
Д2
%
|
П
2 %
|
Всего
|
Д3
|
П
3 %
| |||
01.01.05
|
2
993 577
|
|
525
372
|
17,0
|
-
|
2
307 990
|
77,0
|
-
|
160
215
|
6,0
|
|
01.01.06
|
4
202 027
|
143
|
1
001 032
|
23,0
|
190,5
|
2
961 867
|
70,4
|
128,3
|
239
128
|
6,6
|
149,
2
|
01.01.07
|
6
445 747
|
153
|
1
754 698
|
27,2
|
175,2
|
4
375 880
|
67,8
|
147,7
|
315
169
|
4,8
|
131,9
|
01.01.08
|
10
182 857
|
157
|
2
566 736
|
25,2
|
146,2
|
7
101 808
|
69,7
|
162,2
|
514
313
|
5,0
|
163,1
|
01.01.09
|
13
454 542
|
132
|
3
537 211
|
26,2
|
137,8
|
9
165 304
|
68,1
|
129,0
|
752
027
|
5,5
|
146,2
|
01.01.10
|
13
326 590
|
-1
|
3
169 902
|
23,7
|
90
|
9
386 042
|
70,4
|
102,4
|
770
646
|
5,7
|
102,4
|
01.01.11
|
15 600
900
|
117
|
3 725
244
|
23,
8
|
117
|
10
773870
|
69
|
114,8
|
1 101
786
|
7,
1
|
142,9
|
01.01.12
|
20 731
369
|
132
|
5 227
319
|
25,2
|
140
|
13 878
544
|
66,9
|
128,8
|
1 625
506
|
7,9
|
147,5
|
01.01.13
|
25 857
301
|
124
|
7 304
790
|
28,2
|
139
|
16 435
183
|
63,5
|
118,4
|
1 929
131
|
8,2
|
118,6
|
01.01.14
|
29 836
692
|
115
|
9
719936
|
32,5
|
133
|
18 024
766
|
60,4
|
109,6
|
1 924
865
|
7,1
|
99,7
|
01.01.15
|
34 888
476
|
116
|
11 028
783
|
31,6
|
113
|
20 849
792
|
59,7
|
115,6
|
3 009
901
|
8,6
|
156,3
|
01.01.16
|
35 176
500
|
100
|
10 395
828
|
29,5
|
94
|
21 253
717
|
60,4
|
101,9
|
3 526
956
|
10,1
|
117,2
|
01.01.17
|
37 800
220
|
107
|
10 643
612
|
28,15
|
102
|
22 036
746
|
58,29
|
103,0
|
5 119
863
|
13,5
|
145,1
|
01.01.18
|
42 928
749
|
113
|
12 065
458
|
28,1
|
113
|
24 380
792
|
56,7
|
110,6
|
6 482
499
|
15,2
|
126,6
|
Информация об объемах предоставленных кредитов
Источник: составлено автором по материалам Банка России.
Обозначения в таблице: П – изменение общего объема кредитов по сравнению с предыдущим годом (%); П 1– изменения кредитов физическим лицам по сравнению с предыдущим годом (%); П 2 – изменения кредитов организациям по сравнению с предыдущим годом (%); П 3 – изменения кредитов коммерческим банкам по сравнению с предыдущим годом (%); Д 1 – доля кредитов физическим лицам в общем объеме (%); Д 2 - доля кредитов организациям в общем объеме (%); Д3 - доля кредитов банкам в общем объеме (%).
Следует отметить, что финансовый кризис существенно не отразился в долевом отношении на кредитах банкам (изменялся в интервале 6–15%). Следует отметить, что увеличение кредитования Банком России системы коммерческих банков не привело к увеличению объемов кредитов населению и организациям. Основную долю в общем объеме кредитов составляют кредиты организациям (56–77% от общего объема); причем наблюдается тенденция к снижению, а кредиты населению занимают лишь 17–32%.
Национальный банк Республики Казахстан (НБРК). Общий объем активов за рассматриваемый период (2000–2017 гг.) увеличился в 38,7 раза, с 0,35 трлн тенге до 14,1 трлн тенге. При этом интенсивный рост наблюдается в 2014–2015 гг., несмотря на финансовый кризис и снижение цен на энергоносители на мировых рынках. Структура баланса центрального банка Казахстана не позволяет четко отделить валютные резервы от других активов. Тем не менее, по нашим расчетам, валютные резервы в основном сконцентрированы в статье «Инвестиции», доля которой колеблется в интервале от 32,5% (2015 г.) до 70,3% (2011 г.). В то же время они увеличились с 1,4 трлн тенге до 4,3 трлн тенге, или в три раза. Выход торговых отношений Казахстана за пределы ЕАЭС окажет позитивное влияние на его экономику. Как отмечается, «центральные банки имеют условия и возможности дальнейшего согласования национальных денежно-кредитных политик в интересах обеспечения финансовой стабильности, экономического роста и эффективного развития интеграционного процесса в регионе» [1, с. 28] (Abramova, Maslennikov, 2016).
Рисунок 2. Динамика статей активов Национального Банка Казахстана
Источник: составлено автором по материалам [6].
Отличительной особенностью в деятельности НБРК является достаточно большая величина статьи «Кредиты коммерческим банкам». Этот неинфляционный способ эмиссии денег достигает своего минимума в 2011 году, составляя 8,4% активов, или 0,4 трлн тенге.
Активы Национального банка Республики Беларусь (НБРБ). Экономика Республики Беларусь находится в наиболее выгодных условиях, чем других стран ЕАЭС. Отражением денежно-кредитной политики НБРБ является в некоторой степени его баланс. Общий объем активов баланса НБРБ за рассматриваемый период (2001–2017 гг.) увеличился в 91 раз и составил 170 млрд рублей. Наибольший удельный вес в них занимает строка «Кредиты коммерческим банкам», достигнув своего максимума в 2009 году (77%) и к 2015 году уменьшившись до 44%, а в 2017 г. составив 58%. Второе место в активах НБРБ занимают «Драгоценные металлы и камни» (23,5% – 2017 год) и «Ценные бумаги» (12,9% – 2017 год). Их доля в активах увеличивается по мере уменьшения статьи «Кредиты коммерческим банкам». Величина прочих активов колеблется в пределах 11%.
Рисунок 3. Динамика статей активов Национального Банка Республики Беларусь
Источник: составлено автором по материалам [9].
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при прочих равных условиях НБРБ ведет оптимальную денежно-кредитную политику. Эмиссия денег НБРБ в обращение производится неинфляционными методами.
Активы национального банка Кыргызской Республики (НБКырР). Для более обстоятельного анализа денежно-кредитной политики НБК мы берем временный интервал с 2003 по 2017 г., охватывающий несколько периодов. В конце 2003 г. общие активы НБКырР составили 23,4 млрд сомов (или 741,5 млн долларов США). За рассматриваемый период общий объем активов увеличивается в 7,2 раза и составляет 161 млрд сомов. Структурный анализ активов НБКырР показывает, что основное место в них занимают «Средства в банках и других финансовых учреждениях», по смысловому содержанию этот актив можно объединить со статьей «Кредиты выданные», что составит в активах долю – 58,9%. Второе место по удельному весу в активах Банка Кыргызстана занимает статья «Ценные бумаги, годные для продажи». За рассматриваемый период она менялась в оппозитном, чем статья «Средства в банках и других финансовых учреждениях», направлении. Важным каналом предложения денег в активах НБКырР является статья «Золото и серебро», ее доля за период стабильно находится в интервале 5,8–7,6%.
Рисунок 4. Динамика статей активов Национального банка Кыргызской Республики
Источник: составлено автором по материалам [7].
Банк Армении (БРА). С целью отделения инфляционных активов от антиинфляционного центрального банка Республики Армения (БРА) целесообразно их агрегировать следующим образом:
- внешние активы (конвертируемая валюта и золото);
- кредиты правительству (требования к правительству);
- кредиты коммерческим банкам (требования к банкам-резидентам, требования к экономике);
- прочие активы (прочие финансовые активы, нефинансовые активы).
Внешние активы БРА можно рассматривать как валютный источник эмиссии денег, а последующие три компонента – как внутренний. «Статистические данные баланса Банка Армении, доступные с 2009 года по 2015 год, увеличились с 861 млрд драм до 1 135,5 млрд драм или в 1,6 раза» [8].
Внешние активы, которые включают в себя конвертируемую валюту и золото, по удельному весу находятся в интервале от 54,7% (2014 г.) до 79,2% (2010 г.), при этом наблюдается тенденция к снижению. При прочих равных условиях этот факт можно рассматривать как положительное явление. По удельному весу в активах второе место занимают «Кредиты коммерческим банкам» и «Прочие активы», которые составили в 2015 году 16,9% и 18,7% соответственно. «Кредиты правительству» колеблются в окрестностях одного процента активов. «Нельзя не согласиться с мнением [3] (Manevich, 2016): «Во всем мире эмиссионный ресурс центрального банка является важным и предпочтительным источником финансирования дефицита, потому что он не связан с процентными выплатами и погашениями долга». Это также свидетельствует о том, что кредитных отношений между Банком Армении и правительством практически нет.
Рисунок 5. Динамика статей активов Центрального банка Республики Армении
Источник: составлено автором по материалам [8].
Независимо от состояния государственного бюджета Армении, на наш взгляд, целесообразнее активизировать этот канал эмиссии денег как наименее инфляционный. В целом Банк Армении в основном использует инфляционный способ создания денег, поддерживая «Внешние активы» на относительно высоком уровне, хотя у других стран – участников ЕАЭС этот показатель еще выше.
На основе анализа активов балансов центральных банков стран ЕАЭС можно сформулировать следующие выводы:
- санкционная война не привела к деструктивным последствиям в банковской системе российской экономики и других стран ЕАЭС. Большое негативное воздействие на банковский сектор экономики оказывают не внешние факторы (санкции), а непоследовательная денежно-кредитная политика Банка России, которая не совпадает с национальными интересами России;
- увеличение «валютных резервов» не отвечает перспективным интересам России и других стран ЕАЭС, ибо является первой экономической формой оттока капиталов;
- структуры активов центральных банков стран – участников ЕАЭС существенно различаются, что затрудняет проведение денежно-кредитной политики, отвечающей интеграционным процессам. Можно предложить разработать унификацию статей балансов центральных банков стран – участников ЕАЭС;
- необходимо активизировать мероприятия, направленные на усиление денежно-кредитных отношений между центральными банками и их клиентами, которые не наблюдаются в настоящее время;
- центральным банкам целесообразно отказаться от двухуровневой системы рефинансирования как фактора, дестабилизирующего экономику.
Источники:
2. Кондратов Д.И. Российский рубль-мировая валюта? // Бизнес и банки. – 2017. – № 1.
3. Маневич В.Е. Прогноз Минэкономразвития на 2017-2019 годы и перспективы роста российской экономики // Бизнес и банки. – 2016. – № 6.
4. Суворов И.Г. Приоритеты развития финансовых рынков и банковских секторов стран ЕАЭС (Тезисы) // Деньги и кредит. – 2016. – № 12. – c. 24-26.
5. Усоскин В.М. Нестандартная монетарная политика: методы и результаты // Деньги и кредит. – 2016. – № 11. – c. 12-18.
6. Официальный сайт Национального Банка Казахстана. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nationalbank.kz.
7. Официальный сайт Национального Банка Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbkr.kg.
8. Официальный сайт Центрального Банка Республики Армении. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cba.am.
9. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbrb.by.
10. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:02:05