Влияние денежно-кредитной политики Банка России на благосостояние населения

Зеленева Е.С.1, Овсянникова К.Е.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Зеленева Е.С., Овсянникова К.Е. Влияние денежно-кредитной политики Банка России на благосостояние населения // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 4. – doi: 10.18334/ce.18.4.120826.

Аннотация:
Работа посвящена анализу влияния денежно-кредитной политики банка России на благосостояние населения. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска инструментов государственного регулирования экономики для обеспечения повышения уровня благосостояния российского населения в условиях фрагментации мировой экономики, политической нестабильности и санкций со стороны западных государств. Целью данной работы является развитие теоретических основ оценки благосостояния населения и практических основ влияния денежно-кредитной политики Банка России на благосостояние. Исследование проведено с использованием общенаучных теоретических методов и эмпирических методов сравнения, описания, а также статистических методов. В результате исследования доказано, что денежно-кредитная политика Банка России в долгосрочном периоде оказывает преимущественно положительное влияние на уровень благосостояния населения. Статья может быть полезна и интересна исследователям в областях экономики и социологии, монетарному регулятору и органам государственной власти.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; благосостояние населения; ключевая ставка; инфляция; реальные доходы

JEL-классификация: E21, E42, E43, E52



Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска инструментов государственного регулирования экономики для обеспечения повышения уровня благосостояния российского населения в условиях фрагментации мировой экономики, политической нестабильности и санкций со стороны западных государств. Так как денежно-кредитная политика является гибкой и наиболее оперативно реагирует на изменения макроэкономической конъюнктуры, именно исследование влияние денежно-кредитной политики на благосостояние населения представляет наибольший интерес.

Исследованию влияния экономических факторов на благосостояние населения посвящено немало работ российских и зарубежный авторов. Мы находим широкий перечень работ, доказывающих влияние денежно-кредитной политики регулятора на благосостояние населения. Например, Брациотис Г. и Патирадж К. [1] доказывают, что координация между денежно-кредитной и макропруденциальной политикой государства обеспечивает более высокое социальное благосостояние. Трафиканте Г. [2] в своем исследовании показывает, что эффективная денежно-кредитная политика снижает неопределенность относительно развития финансовых рынков, способствуя росту благосостояния населения. Дудин М.Н. и Грызунова Н.В. [3] приходят к выводу о необходимости следования цели экономического роста при проведении денежно-кредитной политики для повышения уровня благосостояния населения. О необходимости переориентации государственной экономической политики с целью развития человеческого капитала и повышения уровня жизни населения пишет и Морозов В.А [4].

Также мы находим работы, посвященные оценке благосостояния населения. Нестерова О.А. и Пожарницкая О.В. [5] предлагают использовать ряд индексов для оценки благосостояния с позиции устойчивого человеческого развития. Ротарь Т.С. [6] оценивает благосостояние населения с использованием эконометрических методов определения взаимосвязи доходов населения и региональных экономических показателей. Региональному анализу благосостояния населения посвящена и работа Грачева С.А. [7]. Другие авторы рассматривают отдельные аспекты благосостояния как факторы оценки общего уровня жизни населения. Например, Константинова Д.С. [8] изучает факторы, оказывающие влияние на уровень бедности населения. Аспект бедности также широко раскрывается и в работах зарубежных авторов [9-11].

Множество работ российских и зарубежных авторов посвящено целям денежно-кредитной политики [12-14] и оценке ее эффективности [15-17]. В данных работах благосостояние населения не выступает объектом исследования, однако авторы указывают на необходимость ориентации на социальные аспекты денежно-кредитной политики.

Обзор литературы по теме исследования показал отсутствие единого подхода к анализу влияния денежно-кредитной политики на благосостояние населения, а также наличие множества подходов к определению и измерению благосостояния. Ввиду этого целью данной работы является развитие теоретических основ оценки благосостояния населения и практических основ влияния денежно-кредитной политики Банка России на благосостояние. Гипотеза исследования состоит в том, что денежно-кредитная политика, ориентированная на ценовую стабильность, может оказывать положительное влияние на благосостояние населения в долгосрочном периоде. Результаты исследования показывают наличие негативных шоков денежно-кредитной политики в краткосрочном периоде, однако в долгосрочном периоде наблюдается повышение уровня доходов населения и удовлетворенность качеством жизни.

Денежно-кредитная политика: содержание, цели и инструменты

Денежно-кредитная политика государства — это политика, направленная на регулирование количества денег в обращении, конечной целью которой является поддержание стабильности уровня цен [18]. Согласно базовому сценарию Банка России на 2023 г., инфляция должна была составить 5,0–6,0 в 2023 году, а ключевая ставка – 6,5–8,5%. В конце 2023 года ключевая ставка составила 16%, а инфляция – 7,42% [18], из чего можно сделать вывод, что базовый сценарий не сбылся (см. рис. 1).

Рисунок 1. Динамика ключевой ставки и инфляции в России.

Источники: составлено автором на основе Банка России [19]

Несмотря на высокий уровень инфляции в России в 2022–2023 гг., нельзя утверждать о низкой результативности денежно-кредитной политики, так как помимо инфляции она направлена и на другие цели, которым Банк России уделяет меньше внимания в рамках инфляционного таргетирования. Например, авторы выделяют такие цели денежно-кредитной политики как экономический рост [20], благосостояние населения [21], валютный курс [22], рост занятости [23], обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы [24-25].

Цели денежно-кредитной политики систематизированы нами на рисунке 2.

Рисунок 2. Цели денежно-кредитной политики.

Источник: составлено авторами на основе [20-25]

Экономические цели денежно-кредитной политики можно считать прямыми целями, а социальные и пруденциальные – косвенными, так как на них первоочередно направлена социальная и пруденциальная политика государства, но достижение данных целей не всегда возможно в условиях монетарной нестабильности, именно поэтому их можно выделить как косвенные цели денежно-кредитной политики. Более того, нельзя преуменьшать необходимость выполнения данных целей, так как они в том числе определяют благосостояние населения и общий экономический рост, как основные стратегические цели любого направления экономической политики государства.

Пруденциальные цели достигаются за счет проведения процентной политики Центрального банка РФ (далее – ЦБ РФ), применения системы рефинансирования коммерческих банков. Безусловно, вливаемой в банковскую систему ликвидностью важно и качественно управлять, именно поэтому обеспечение стабильности и устойчивости банковской системы – это основные цели макропруденциальной политики, однако их нельзя достичь в условиях низкорезультативной денежно-кредитной политики.

Социальные цели денежно-кредитной политики трудно встретить в научных работах. При этом благосостояние населения как экономическую цель можно достичь только через промежуточные социальные цели: уровень доходов, создание рабочих мест и комфортных условий труда, снижение уровня преступности в обществе. Денежно-кредитная политика напрямую влияет на номинальные и реальные доходы граждан, обуславливая процентные доходы по вкладам, доходность облигаций, стоимость акций и волатильность валютного курса. Результативная денежно-кредитная политика приводит к снижению инфляции, что создает благоприятную среду для деловой активности и создания рабочих мест, что решает проблему занятости и преступности в обществе. Но есть и другая сторона данного процесса: развитие финансовых технологий приводит к росту финансового мошенничества, однако ЦБ РФ борется с ним и проводит активную информационную политику, предотвращая негативное воздействие финансового мошенничества на общество. Именно поэтому перечисленные социальные цели можно отнести к косвенным целям денежно-кредитной политики.

В 2024 году Банк России в очередной раз утвердил целью денежно-кредитной политики защиту и обеспечение устойчивости рубля, которая способствует защите доходов и сбережений граждан, повышению предсказуемости экономической ситуации и доступности долгового финансирования [18]. Как видно по рисунку 1, ввиду сложной политической и экономической ситуации темп инфляции резко возрос в 2022 году. Чтобы создать стабильный и предсказуемый спрос на товарном рынке и сохранить ликвидность банковского сектора Банк России использовал ряд монетарных инструментов:

- Ключевая ставка является основным инструментом денежно-кредитной политики Банка России. Повышение ключевой ставки в 2022 г. было обусловлено необходимостью предотвращения рисков дефолта банковской системы. Резкое повышение ключевой ставки более чем в 2 раза до 20% способствовало резкому сокращению спроса на кредиты и увеличению спроса на депозиты со стороны населения. Это ограничивает спрос на товарном рынке, так как модель потребительского поведения изменяется в сторону сберегательной, вследствие чего снижаются инфляционные риски. Кроме того, повышение ключевой ставки решило проблему оттока ликвидности из банковской системы на фоне банковской паники, что позволило избежать дефолта банков.

- Норма обязательных резервов в период геополитической нестабильности и нарастающей банковской паники была снижена до 1–2% по разным видам вкладов с целью наполнения ликвидностью банковской системы за счет резервных средств. Данная мера способствовала именно наполнению ликвидностью банковской системы, а не реальной экономики ввиду параллельного увеличения ключевой ставки, сдерживающей спрос на кредитные ресурсы. Далее по мере стабилизации экономики нормативы обязательных резервов были увеличены и более дифференцированы по различным видам вкладов: по вкладам в валюте недружественных стран банки обязаны производить более высокие отчисления в обязательный резерв, а по вкладам в рублях – наименьшие. Такая дифференциация формирует и предложение на депозитном рынке, побуждая банки вести политику привлечения средств населения во вклады в рублях и в валюте дружественных стран, обеспечивая по таким видам вкладов более низкие процентные ставки. Населению становится выгоднее открывать рублевые вклады и вклады в валютах дружественных государств, что снижает спрос на депозиты в валютах недружественных государств, сокращая риски для населения.

- Валютные интервенции представляют собой куплю-продажу иностранной валюты Банком России для регулирования стоимости рубля, поддержания валютного курса, регулирования спроса на валюту. С 2014 г. ввиду перехода к режиму инфляционного таргетирования и плавающему валютному курсу Банк России проводит валютные интервенции не на постоянной основе. С 2022 г. заморозка золотовалютных резервов ЦБ РФ в размере 300 млрд долл. еще больше ограничила возможности продажи валюты с целью укрепления рубля. Поэтому данный инструмент мы не можем рассматривать как значимый инструмент влияния на экономику и благосостояние граждан.

- Рефинансирование и операции на открытом рынке проводятся ЦБ РФ для регулирования ликвидности банковской системы. В 2022 г. на фоне рисков потери ликвидности банковской системой Банк России расширил операции рефинансирования, что обеспечило приток денежной массы в банки, снизило вероятность банкротств коммерческих банков, а это позитивно сказалось на благосостоянии вкладчиков.

Данный инструментарий используется согласно пяти принципам денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ:

- Постоянно действующая цель по инфляции в 4%. Соблюдение данного принципа позволяет субъектам экономики эффективнее осуществлять финансовое планирование на долгосрочном горизонте.

- Соблюдение режима плавающего валютного курса, формируемого на основе рыночных отношений, то есть зависящего от величины спроса и предложения на валютном рынке. Данный режим позволяет экономике эффективнее подстраиваться под изменения мировой конъюнктуры и обеспечивает независимость от других стран. Несмотря на то, что в 2022–2024 гг. государство косвенно вмешивается в курсообразование, ЦБ РФ не проводит валютные интервенции и не задает коридор или точечные значения валютного курса. Правительство РФ ввело такие меры как обязательство по продаже газа за рубли, обязательство по конвертации в рубли 80% валютной выручки экспортеров. Однако данные ограничительные меры направлены не столько на уровень валютного курса, сколько на ограничение его волатильности. Банк России же косвенно воздействует на валютный курс ключевой ставкой: ее высокие значения ограничивают спрос населения на импортную продукцию, что укрепляет валютный курс.

- Применение ключевой ставки и коммуникации как основных инструментов денежно-кредитной политики: ключевая ставка влияет на процентные ставки, тем самым оказывая влияние на спрос и инфляцию, при этом Центральный банк РФ ведет политику открыто для управления инфляционными ожиданиями. Если в XX веке население слепо доверяло монетарному регулятору, то в XXI веке характер доверия изменился. Рост финансовой грамотности населения привел к снижению доверия к регулятору. Именно поэтому Банк России расширяет каналы коммуникации, рассказывает подробно о причинах и целях принимаемых решений. Кроме того, в рамках коммуникации стал применяться такой инструмент как сигнал о ключевой ставке. Теперь ЦБ РФ по итогам заседаний по ключевой ставке раскрывает не только ее новое значение, но и траекторию изменения, чтобы повлиять на инфляционные ожидания.

- Принятие монетарных решений на основе макроэкономического прогноза. Соблюдение данного принципа необходимо, так как денежно-кредитная политика формируется под влиянием широкого перечня факторов и оказывает влияние на многие макроэкономические показатели. Поэтому важно принимать монетарные решения с учетом интеграции денежно-кредитной политики в общую экономическую политику государства.

- Информационная открытость позволяет улучшить понимание денежно-кредитной политики и повысить доверие к действиям Центрального банка РФ со стороны населения и бизнеса. Все это может способствовать привязке инфляционных ожиданий к таргету Банка России, создавая более благоприятные условия для его достижения.

Оценка благосостояния населения в условиях реализации режима инфляционного таргетирования

Для оценки влияния денежно-кредитной политики на благосостояние населения были проанализированы отчеты Росстата с 2013–2023 гг. Рассматриваемые статистические показатели нами предлагается условно разделить на две группы:

1. Показатели, отражающие экономические аспекты уровня благосостояния граждан. Данные показатели не учитывают удовлетворенность граждан своим уровнем благосостояния, а показывают экономические характеристики качества жизни общества. Например, к таким показателям можно отнести индекс номинальных доходов, индекс реальных доходов, численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) в процентах.

2. Показатели, отражающие социальные аспекты уровня благосостояния граждан. Данные показатели отражают собственную удовлетворенность граждан своим уровнем благосостояния. Например, к таким показателям можно отнести индекс потребительской уверенности и мнение населения России о текущем материальном положении.

Основным экономическим показателем благосостояния населения является рост реальных доходов населения, динамика которого представлена в таблице 1. Таблица 1 показывает, что несмотря на постоянный рост номинальных доходов населения, реальные доходы чаще снижаются. С учетом того, что индекс реальных доходов представляет собой отношение индекса номинальных доходов к индексу инфляции, снижение инфляции способствует росту реальных доходов граждан. Именно поэтому влияние денежно-кредитной политики на реальные доходы очень велико.

Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения в процентах к предыдущему году


2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
Индекс номинальных денежных доходов, %
106,96
112,35
102,21
103,46
104,58
106,38
101,86
110,76
Индекс потребительских цен, %
111,35
112,91
105,39
102,51
104,26
103,04
104,91
108,39
Реальные денежные доходы населения, %
96,06
99,51
96,98
100,93
100,31
103,24
97,09
102,19
Источники: Росстат, Банк России [19, 26].

Как описывалось ранее, Банк России проводит политику инфляционного таргетирования с помощью использования таких инструментов, как ключевая ставка и коммуникация. Предсказуемое таргетирование инфляции оказывает положительное влияние на экономику, если все участники экономики понимают ожидания от экономической политики правительства. Рост реальных доходов населения (таблица 1) и снижение численности населения, живущего ниже границы бедности (рисунок 3), может происходить за счет эффективного проведения денежно-кредитной политики.

Рисунок 3. Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума), в процентах.

Источники: составлено авторами по данным Росстат [26]

Как видно по рисунку 3, доля населения с денежными доходами ниже границы бедности значительно снизилась на 20 лет, хотя все еще составляет более 20%. Нельзя не раскрыть роль денежно-кредитной политики в повышении уровня жизни россиян. Низкая инфляция способствует более эффективному перераспределению ресурсов в экономике, тем самым обеспечивая развитие благоприятной среды для производства. Эффективное производство способствует увеличению рабочих мест, снижению безработицы, росту заработных плат, развитию технологий и, как следствие, улучшению благосостояния общества.

В связи с растущим влиянием цифровизации, внедрением технологий во все сферы жизни, необходимо общественное просвещение. Банк России проводит различные программы по повышению финансовой грамотности различных групп общества, изменяя форматы в зависимости от их эффективности в каждой группе. Подобные программы позволяют людям не только избежать вреда мошенничества, но и повысить свою квалификацию. Сотрудник, обладающий финансовыми навыками и знаниями, будет более востребован на рынке труда и будет иметь возможность устроиться на более оплачиваемую работу и повысить уровень дохода.

С ростом темпа инфляции растет и ее волатильность. Высокий уровень изменчивости делает менее предсказуемой динамику роста процента. Центральный банк ведет политику, позволяющую оценивать и прогнозировать изменение процентных ставок и, как следствие, динамику цен на акции и облигации, их доходность, волатильность валютного курса. Таким образом, снижение инфляции и открытая денежно-кредитная политика снижает риски инвесторов и кредиторов, позволяя адаптироваться к ситуации в экономике, а также снижает инфляционные ожидания. Это повышает доходы граждан, обеспечивая их благосостояние, стимулирует инвестиции и экономический рост.

Оценка восприятия населением уровня благосостояния в условиях реализации режима инфляционного таргетирования

Важно отметить, что с ростом доходов населения растут и потребности. Благосостояние определяется не только уровнем дохода, но и восприятием населения своего уровня жизни. Поэтому для оценки влияния денежно-кредитной политик на благосостояние проанализируем динамику такого показателя как «Мнение населения о текущем материальном положении» [27]. Данный индикатор отражает социальный аспект уровня благосостояния населения.

Большинство опрошенных оценивают свое материальное положение как «среднее», то есть эта группа тех, кто не испытывают сильных финансовых трудностей, но и не могут позволить себе излишеств (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Мнение населения России о текущем материальном положении, в процентах, 2013–2023 гг.

Источники: составлено авторами по данным Банка России [27].

Процент людей, которые оценивают свое материальное положение как «плохое» достаточно высок – около 20% на протяжении исследуемого периода. Это может указывать на то, что есть группы населения, которые живут в нищете или не имеют достаточной информации о своем положении. Колебания изменений мнения населения незначительны, однако по линиям тренда можно сделать вывод, что ситуация в стране в период с 2013 по 2023 года улучшилась: количество людей, считающих свое положение «средним» и «хорошим» увеличилось, а число тех, кого не устраивает положение, уменьшилось.

Также важно рассмотреть такой социальный показатель благосостояния как индекс потребительской уверенности [27]. Индекс потребительской уверенности отражает настроение и ожидания населения относительно экономической ситуации в стране (см. рисунок 5). Чем выше индекс, тем больше доверия к экономике и расходов на товары и услуги, и тем лучше развивается экономика.

Рисунок 5. Индекс потребительской уверенности 2013–2023 гг.

Источники: составлено авторами по данным Банка России [27].

За рассматриваемый период индекс снизился с -7 до -18, пройдя в 2015 г. в связи с нестабильной политической ситуацией минимальную точку (-32), в сравнении с которой в 2023 году потребители стали более оптимистичны и уверенны в своём финансовом положении и перспективах экономики.

В связи с улучшением работы коммуникации, повышением прозрачности действий банка, а также увеличением экономической предсказуемости, индекс потребительской уверенности начал расти с 2015–2016 гг. Конечно, индекс по-прежнему остается отрицательным, однако наблюдается положительная тенденция его роста. Так же стоит отметить, что к группе наименее уверенных «в завтрашнем дне» относятся люди 50 лет и старше. Одновременно с этим наиболее уверенные молодое поколение до 30 лет, несмотря на спады, наблюдавшиеся в 2019 и 2022 годах. Это может объясняться тем, что молодые люди более адаптивны к изменениям и имеют больше возможностей для развития, а пожилые люди более консервативны и озабочены своим здоровьем и пенсией.

При этом население в возрасте до 49 лет является наиболее экономически активным, поэтому влияние на мнение данной группы населения об уровне уверенности в завтрашнем дне денежно-кредитной политики наиболее велико. На население до 30 лет наиболее направлена политика повышения финансовой грамотности и информационная политика ЦБ РФ, за счет чего удается в большей степени повышать потребительскую уверенность данной группы населения. Считаем, что дальнейшая прозрачность денежно-кредитной политики и результативность снижения инфляции будет способствовать достижению положительных значений рассматриваемого индекса.

Таким образом, индекс потребительской уверенности и мнение населения России о текущем материальном положении – это показатели, которые могут быть использованы для оценки удовлетворенности населения уровнем жизни, что является показателем его благосостояния. Как показал статистический анализ, рассматриваемые индикаторы благосостояния подвержены влиянию денежно-кредитной политики. Благосостояние населения России растет по мере снижения инфляции, а также при повышении прозрачности денежно-кредитной политики ЦБ РФ и при повышении уровня финансовой грамотности населения, в том числе при проведении образовательных мероприятий монетарным регулятором.

Выводы

Таким образом, денежно-кредитная политика, направленная на таргетирование инфляции, способствует росту реальных доходов населения, снижению числа людей, живущих в бедности, увеличению инвестиций и экономическому росту. Поэтому важно снижать инфляцию, низкий уровень которой способствует эффективному распределению ресурсов, созданию благоприятных условий для производства и улучшению благосостояния общества, а также продолжать работу по финансовому просвещению граждан и прозрачности действий Центрального банка РФ для повышения индекса потребительской уверенности и увеличения уровня финансовых знаний и навыков населения как субъектов экономики для быстрой адаптации к экономическим изменениям.

Несмотря на то, что существуют группы населения, которые ощущают финансовые трудности, на основе исследования можно сделать вывод, что благосостояние населения с 2013 по 2023 год увеличилось. С одной стороны, наблюдается рост реальных доходов населения как экономический показатель уровня благосостояния граждан. С другой стороны, наблюдается положительная динамика социальных индикаторов благосостояния, таких как индекс потребительской уверенности и мнение населения о текущем материальном положении. Проведенный анализ показал, что дальнейшее повышение прозрачности и результативности денежно-кредитной политики будет способствовать положительной динамике экономических и социальных показателей благосостояния, повышая его общий уровень в России.


Источники:

1. Bratsiotis George, Pathirage Kasun Monetary and Macroprudential Policy and Welfare in an Estimated Four‐Agent New Keynesian Model // Journal of Money, Credit and Banking. – 2023. – doi: 10.1111/jmcb.13095.
2. Traficante Guido Monetary Policy, Parameter Uncertainty and Welfare // Journal of Macroeconomics. – 2013. – № 35. – p. 73-80. – doi: 10.1016/j.jmacro.2012.11.005.
3. Дудин М.Н., Грызунова Н.В. Денежно-кредитная политика России на современном этапе социально-экономических изменений: основные направления и пути ее трансформации // Экономика и социум: современные модели развития. – 2014. – № 8-2. – c. 7-26.
4. Морозов В.А. Благосостояние населения при взаимодействии экономики и политики // Креативная экономика. – 2016. – № 12. – c. 1469-1480. – doi: 10.18334/ce.10.12.37200.
5. Нестерова О.А., Пожарницкая О.В. Оценка благосостояния с позиции устойчивого человеческого развития: возможности международных индексов // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 3. – c. 335-348. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39338.
6. Ротарь Т.С. Эконометрический подход к оцениванию благосостояния населения Республики Саха (Якутия) // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 339-354. – doi: 10.18334/epp.9.4.41499.
7. Грачев С.А. Взаимосвязь параметров благополучия и благосостояния населения в региональном аспекте // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 273-296. – doi: 10.18334/epp.13.2.117117.
8. Константинова Д.С. Оценка бедности среди работающего населения в современной России // Креативная экономика. – 2023. – № 12. – c. 4981-4994. – doi: 10.18334/ce.17.12.120187.
9. Purkait Tirna The Paradox of Child Poverty and Welfare // Journal of Poverty. – 2023. – doi: 10.1080/10875549.2023.2259893.
10. Xie Yuxiang, Xie E. Measuring and Analyzing the Welfare Effects of Energy Poverty in Rural China Based on a Multi-Dimensional Energy Poverty Index // Sustainability. – 2023. – № 15. – p. 13603. – doi: 10.3390/su151813603.
11. Parolin Zachary, Desmond Matthew, Wimer Christopher Inequality Below the Poverty Line since 1967: The Role of the U.S. Welfare State // American Sociological Review. – 2023. – № 88. – doi: 10.1177/00031224231194019.
12. Fabris Nikola Monetary Policy Between Stability and Growth // Journal of Central Banking Theory and Practice. – 2024. – № 13. – p. 27-42. – doi: 10.2478/jcbtp-2024-0002.
13. Рамазанов С.А. Денежно-кредитная политика центральных банков стран – участниц ЕАЭС в условиях углубления интеграционных процессов // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 335-346. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110113.
14. Абрамова М.А. Трансформация монетарной сферы и проблемы финансовой инклюзивности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2022. – № 5. – c. 10-19. – doi: 10.25198/2077-7175-2022-5-10.
15. Kebede Jeleta, Selvanathan Saroja, Naranpanawa Athula Financial inclusion and monetary policy effectiveness in a monetary union: Heterogenous panel approach // Economics of Transition and Institutional Change. – 2024. – doi: 10.1111/ecot.12402.
16. Господарчук Г.Г., Зеленева Е.С. Оценка эффективности денежно-кредитной политики центральных банков // Финансы: теория и практика. – 2021. – № 1. – c. 6-21. – doi: 10.26794/2587-5671-2021-25-1-6-21.
17. Абрамова М.А., Дубова С.Е., Ларионова И.В., Ершов М.В., Захарова О.В., Зеленева Е.С., Пищик В.Я. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов: мнение экспертов Финансового университета // Экономика. Налоги. Право. – 2023. – № 1. – c. 6-21. – doi: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-6-21.
18. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов. Банк России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/about_br/publ/ondkp/on_2024_2026/ (дата обращения: 30.03.2024).
19. Ключевая ставка Банка России и инфляция. Банк России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/hd_base/infl/ (дата обращения: 15.02.2024).
20. Моисеев С.Р. Модернизация денежно-кредитной политики Банка России для перехода к таргетированию инфляции // Банковское дело. – 2010. – № 1. – c. 28-34.
21. Диденко В.Ю. Концептуальный анализ разумного (обоснованного) финансового поведения населения в условиях реализации адаптивной денежно-кредитной политики // Банковские услуги. – 2023. – № 7. – c. 18-27. – doi: 10.36992/2075-1915_2023_7_18.
22. Картаев Ф.С. Увеличивает ли управление валютным курсом эффективность инфляционного таргетирования? // Деньги и кредит. – 2017. – № 2. – c. 63-68.
23. Сухарев О.С., Афанасьева О.Н. Распределение инструментов монетарной политики по целям развития // Общество и экономика. – 2022. – № 6. – c. 5-28. – doi: 10.31857/S020736760020579-5.
24. Смирнов В.В. К вопросу о денежно-кредитной политике // Финансы и кредит. – 2023. – № 5. – c. 1120-1141. – doi: 10.24891/fc.29.5.1120.
25. Господарчук Г.Г., Зеленева Е.С. Эффективность макропруденциальной политики: проблемы измерения и оценки // Финансы: теория и практика. – 2023. – № 27(1). – c. 32-41. – doi: 10.26794/2587-5671-2023-27-1-32-41.
26. Федеральная служба государственной статистики (Росстат): официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 05.03.2024).
27. Коммуникация как инструмент денежно-кредитной политики. Банк России: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/statichtml/file/146496/research_policy_notes_b_4_1.pdf (дата обращения: 11.03.2024).

Страница обновлена: 02.04.2024 в 18:57:39