Методика комплексной оценки эффективности деятельности и качества предоставляемого сервиса подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Цитировать:
Ананьев А.Э. Методика комплексной оценки эффективности деятельности и качества предоставляемого сервиса подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 10. – doi: 10.18334/epp.14.10.121785.
Введение
Функционирование института таможенного контроля после выпуска товаров [1] как системы в контексте сервисной парадигмы не может обеспечиваться без создания адекватного современным условиям организационно-экономического механизма, позволяющего обеспечивать его устойчивое развитие.
Организационно-экономический механизм представляет собой совокупность правил воздействия субъекта управления на объект с целью обеспечения его (объекта) непрерывного устойчивого развития с использованием системы взаимосвязанных элементов, правил преобразования и вывода входных и выходных переменных, принципов применения прикладных функций, методов и инструментов, технологий и устоявшихся практик. [1]
При этом механизм должен учитывать сложную уровневую модель потребителя в виде государства в части обеспечения социально-экономической безопасности и частных потребителей (юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей) в рамках обеспечения своих потребностей и получения определенного социально-экономического блага [2].
Соответственно, в научном и методологическом плане стоит задача повышения качества государственных таможенных услуг на этапе после выпуска товаров. посредством совершенствования организационно-экономического механизма управления качеством таможенных услуг, который, в свою очередь, включает в себя:
- механизм управления таможенными услугами на этапе посттаможенного контроля с учетом сложной модели потребителя услуг;
- релевантное [2] методическое обеспечение комплексной оценки эффективности деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и качества предоставляемых ими услуг.
В рамках формирования механизма управления таможенными услугами создается канал получения комплексной аналитической информации об основных аспектах деятельности подразделений постконтроля и функционирования института в целом.
С учетом разноплановой структуры видов деятельности в рамках системы постконтроля многомерный сравнительный анализ является одним из методов, который может быть использован для сопоставления рада оценочных параметров в рамках основных анализируемых направлений.
В результате применения методики сравнительной оценки различных показателей формируется аналитическое суждение о современном состоянии института посттаможенного контроля с целью формирования предложений по дальнейшему совершенствованию внутренних процессов с учетом потребностей услогополучателей.
Основной целью настоящего исследования стало развитие положений методики комплексной оценки деятельности подразделений постконтроля в рамках предлагаемого механизма управления системой таможенных услуг после выпуска товаров на основе оперативного и планового мониторинга.
По нашему мнению, декомпозиция оценочных показателей мониторинга качества услуг на экономические и «сервисные» и их последующий анализ посредством методики сравнительной оценки позволит обеспечить качество функционирования института посттаможенного контроля и услуг, предоставляемых в процессе его функционирования.
Теоретические положения и показатели комплексной оценки эффективности деятельности подразделений и качества таможенных услуг на этапе после выпуска товаров
В настоящем исследовании в целях развития положений комплексной оценки эффективности деятельности подразделений и качества таможенных услуг на этапе постконтроля будет разработан и представлен ее фрагмент в виде методики сравнительной оценки показателей, адаптированной под потребности института посттаможенного контроля.
Показатели эффективности института посттаможенного контроля в широком смысле – это количественные характеристики состояния конкретной области таможенного контроля после выпуска товаров. Расчет относительных показателей эффективности является предшествующим этапом перед их «вторым измерением» - сравнением результата расчета показателей с нормативным уровнем, установленным со стороны государственного института (в данном случае Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России)). Целью анализа является формирование объективной оценки состояния и развития системы постконтроля в комплексе.
Стоит отметить, что приказом ФТС России от 26.02.2024 № 163 закреплены группы тематических индикативных показателей, направленных на оценку деятельности структурных подразделений ФТС России и позволяющих сравнительно оперативно зафиксировать и проанализировать состояние таможенной системы в разрезе различных аспектов [3].
Таблица 1
Существующие индикативные показатели деятельности подразделений постконтроля
№ п/п
|
Наименование индикативного
показателя
|
Направленность показателя
|
1
|
Фискальная
составляющая таможенных проверок и проверок таможенных, иных документов и
(или) сведений, проведенных подразделениями таможенного контроля после
выпуска товаров
|
Экономический параметр деятельности |
2
|
Проведение
таможенных осмотров, помещений и территорий при контроле оборота товаров
| |
3
|
Средняя
стоимость товаров, конфискованных при контроле оборота товаров
| |
4
|
Комплексная
оценка итогов проверочных мероприятий, проведенных мобильными группами
| |
5
|
Качество
проверок таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров
| |
6
|
Контроль
за оборотом товаров (без учета мобильных групп)
| |
7
|
Качество
аналитической деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска
товаров
| |
8
|
Индекс
качества профилей рисков, разработанных для применения подразделениями
таможенного контроля после выпуска товаров
|
Представленная группа количественных и качественных показателей направлена исключительно на оценку экономических параметров деятельности и не позволяет оценить клинетоцентричность таможенного администрирования после выпуска товаров. Кроме того, указанные показатели не интегрированы в общую систему управления качеством деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров, а периодичность расчета указанных показателей (ежеквартальная) обладает большим временным лагом, что не предполагает оперативность в принятии управленческих решений.
Механизм управления таможенными услугами в широком смысле заключается в оценке уровня эффективности выполнения таможенными службами функций в рамках своей деятельности. Наиболее разработанным способом решения данной задачи является постоянное отслеживание результатов деятельности таможенной системы на основе мониторинга [4].
Система показателей должна отражать баланс между потребностями и ожиданиями всех заинтересованных в результатах таможенной деятельности (государство и участники внешнеэкономической детальности (далее – ВЭД)). В связи с этим, а также в целях в целях формирования аналитической направленности показателей целесообразно их разделение по принадлежности, отражающей:
- экономические параметры детальности, направленные на оценку современного и полного поступления таможенных платежей, пеней и штрафов в федеральный бюджет;
- качество таможенного сервиса. Указанные показатели направлены на оценку удовлетворенности услугополучателей (преимущественно бизнес-сообщество) качеством таможенных услуг, а также общее состояние таможенной системы.
Методика позволяет осуществлять сравнительную оценку экономических параметров деятельности подразделений таможенного контроля после выпуска товаров и качества таможенного сервиса, является одним из средств мониторинг-анализа эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг в рамках комплексного механизма управления качеством услуг на этапе посттаможенного контроля. Предлагаемая методика носит универсальный характер и может быть использована как на текущем этапе деятельности структурных подразделений, так и на этапе их дальнейшего развития.
В рамках управления качеством таможенных услуг на этапе постконтроля методика сравнительной оценки направлена на обеспечения процесса разработки и принятия управленческого решения. Под управленческим решением в данном случае понимается результат выбора субъектом управления (управленческое звено функционального блока подразделения постконтроля) порядка, способов действий, сил и средств по достижению поставленных целей [12].
На рисунке 1 проиллюстрировано положение методики сравнительной оценки в структуре комплексного механизма управления качеством таможенных услуг на этапе постконтроля.
Рис. 1 Методическое и инструментальное обеспечение управления качеством услуг в системе посттаможенным контролем
Источник: составлено автором.
В рамках комплексного механизма управления качеством выделяются четыре общих направления деятельности (группы показателей планового мониторинга), которые аккумулируют в себя основные функции института посттаможенного контроля в контексте оказания таможенных услуг государству и бизнес-сообществу: оценка фискальной эффективности; оценка сервисности, оценка применения риск-ориентированного подхода, оценка эффективности аналитической деятельности.
Указанные показатели относятся к оценке деятельности в рамках планового мониторинга с ежеквартальной периодичностью расчета. В свою очередь, крупные направления мониторинга дробятся на ряд групповых индикативных показателей с ежемесячной периодичностью расчета (оперативный мониторинг).
Для целей дальнейшего исследования необходимо детально изучить групповые показатели оперативного мониторинга с целью их соотнесения к экономическим параметрам и параметрам оценки качества сервиса.
Таблица 2
Показатели оперативного и планового мониторинга деятельности подразделений постконтроля
Показатель планового мониторинга
| ||||||
Повышение
конкурентоспособности и содействие деятельности участников ВЭД посредством
оказания государственных таможенных услуг и применения механизма таможенного
мониторинга (оценка сервисности)
| ||||||
Наименование
показателя оперативного мониторинга
|
Направление
оперативного мониторинга
|
Вид
показателя
| ||||
Скорость предоставления госуслуги
|
Предоставление информации о выпуске товаров |
Качество таможенного сервиса | ||||
Сокращение объема оказания
госуслуги на бумаге
| ||||||
Удовлетворенность клиента
| ||||||
Востребованность услуги по
таможенному мониторингу
|
Оценка деятельности участника ВЭД в рамках функционирования механизма таможенного мониторинга |
Качество
таможенного сервиса
| ||||
Эффективность таможенного
мониторинга
|
Экономический
параметр деятельности
| |||||
Удовлетворенность объекта
таможенного мониторинга
|
Качество
таможенного сервиса
| |||||
Оценка соответствия участников
ВЭД критерием включения
в реестр
|
Проверка лиц в целях включения в реестр уполномоченных экономических операторов |
Экономический параметр деятельности | ||||
Соблюдение уполномоченными
экономическими операторами (далее – УЭО) требований включения в реестр
| ||||||
Удовлетворенность лиц, включенных
(претендующих на включение) в реестр УЭО
|
Качество
таможенного сервиса
| |||||
Показатель планового мониторинга
| ||||||
Оценка
фискальной эффективности с учетом нагрузки на проверяемых лиц
| ||||||
Наименование показателя оперативного мониторинга
|
Направление
оперативного мониторинга
|
Вид
показателя
| ||||
Показатель собираемости денежных
средств в федеральный бюджет
|
Качество
выполнения плановых значений собираемости дополнительных средств в
федеральный бюджет
|
Экономический параметр деятельности | ||||
Наличие повторных проверочных
мероприятий;
|
Проверочная
нагрузка на бизнес-сообщество в рамках отчетного периода
|
Качество таможенного сервиса | ||||
Оценка правомерности принимаемых
решений
|
Правомерность
принимаемых решений по результатам таможенного контроля после выпуска товаров
| |||||
Показатель планового мониторинга
| ||||||
Оценка
применения риск-ориентированного подхода в деятельности подразделений
посттаможенного контроля
| ||||||
Наименование
показателя оперативного мониторинга
|
Направление
оперативного мониторинга
|
Вид
показателя
| ||||
Доля разработанных профилей
рисков на этап декларирования от общего количества разработанных профилей
рисков
|
Оценка
применения инструментов системы управления рисками (далее – СУР),
направленных на этап декларирования и выпуска товаров
|
Качество таможенного сервиса | ||||
Доля проверочных мероприятий по
результатам выявления профилей рисков от общего количества инициированных
проверочных мероприятий
|
Оценка
использования инструментов СУР в проверочной деятельности
|
Экономический параметр деятельности | ||||
Доля довзысканных таможенных
платежей по результатам применения профилей рисков, разработанных
подразделениями постконтроля на этап декларирования
|
Фискальная
эффективность применения инструментов СУР после выпуска товаров.
| |||||
Показатель планового мониторинга
| ||||||
Оценка
эффективности аналитической деятельности
| ||||||
Наименование
показателя оперативного мониторинга
|
Направление
оперативного мониторинга
|
Вид
показателя
| ||||
Доля аналитических работ, по
результатам которых принято решение о целесообразности проведения таможенного
контроля
|
Оценка результативности аналитической деятельности; |
Экономический параметр деятельности | ||||
Доля автовыпущенных деклараций на
товары от общего количества деклараций на товары, охваченных аналитическими
мероприятиями
|
Охват
аналитическими мероприятиями деклараций, выпущенных
в автоматическом режиме;
| |||||
Оценка применения информационных
технологий
|
Доля
объектов контроля, выбранных с использованием информационных технологий
|
Качество
таможенного сервиса
| ||||
где
|
|
- показатели, рассчитываемые на высшем
уровне управленческого звена (уровень ФТС России)
| ||||
По результатам предлагаемой ранжировки 18 показателей оперативного мониторинга установлено следующее соотношение:
- 10 показателей направлены на оценку функционирования института посттаможенного контроля с точки зрения сервисного подхода;
- 8 показателей оперативного мониторинга направлены на оценку экономических параметров деятельности подразделений постконтроля.
По нашему мнению, предлагаемые группы показателей обеспечивают баланс между оценкой непосредственно экономических параметров и степени удовлетворения потребностей основных.
Методические положения и алгоритм комплексной оценки деятельности и качества таможенных услуг на этапе после выпуска товаров
В рамках предполагаемой методики анализируются показатели эффективности отдельных таможенных органов на всех уровнях географического охвата и оценивается общее состояние системы.
Методика должна учитывать наличие функциональных блоков подразделений таможенного контроля после выпуска товаров на уровне региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России (далее – ТНП), что предполагает незначительные отличия в применении методики для подразделений в зависимости от нахождения в том или ином функциональном блоке. Функциональный блок Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ГУТКПВТ) применяет методику комплексно, оценивая систему в целом.
Рис. 2 Иерархическая структура подразделений таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов
Источник: составлено автором.
Структура РТУ предполагает наличие подразделений таможенного контроля после выпуска товаров на уровне подчиненных таможенных органов – таможен фактического контроля (далее – ТФК). Соответственно, для РТУ оценка эффективности подразделений производится управленческими звеньями (начальниками подразделений), начиная с низового уровня (уровень ТФК РТУ).
Показатели оперативного мониторинга представляют собой процентный или количественный индекс качества осуществления определенного вида деятельности. Для каждого показателя задается шкала перевода индекса в числовую характеристику, другими словами в бальную оценку. Соотношение индекса и присваиваемого балла определяется экспертным методом в начале календарного года. По каждому показателю максимальная оценка в соответствии с предлагаемой методикой составляет 10 баллов. В рамках методики бальные индексы являются наиболее простыми, но одновременно репрезентативными индикаторами для комплексного сравнительного анализа.
Получаемые показатели основываются на релевантных данных, содержащихся в комплексе программных средств «Постконтроль» (далее – КПС «Постконтроль»), и рассчитываются автоматически в каждом отчетном периоде.
Перечисленные показатели являются вариативными, т.е. разнонаправленными в рамках выделенных направлений планового мониторинга. Соответственно, критерием оценки в этом случае должна выступать средняя арифметическая величина для каждой группы показателей планового мониторинга. Другими словами, максимальная оценка по каждой группе показателей планового мониторинга составляет также 10 баллов. Максимальная суммарная оценка качества предоставляемых таможенных услуг подразделениями посттаможенного контроля не может превышать 40 баллов.
На рисунке 3 представлена бальная шкала для показателей оперативного мониторинга с градацией значений от «плохо» (красный отрезок) до «хорошо» (зеленый отрезок) с максимальной оценкой – 10 баллов.
Рис. 3 Бальная шкала оценок для показателей оперативного и планового мониторинга
Источник: составлено автором.
Для функциональных блоков ТФК РТУ и ТНП предусмотрен ежемесячный расчет показателей оперативного мониторинга на основе фактических показателей деятельности, который выражается в процентном индексе. В свою очередь, для функциональных блоков РТУ и системы постконтроля в целом расчет показателей оперативного мониторинга заключается в выведении количественного индекса на основе среднего значения суммы показателей оперативного мониторинга ТФК РТУ и РТУ/ТНП соответственно.
На рисунке 4 представлена бальная шкала для сводного показателя планового мониторинга с максимальной оценкой – 40 баллов. Сводные показатели планового мониторинга рассчитываются для всех функциональных блоков структуры системы постконтроля и оцениваются в соответствии с данной шкалой.
Рис. 4 Бальная шкала оценок для сводных показателей планового мониторинга
Источник: составлено автором.
Отметим, что любая таможенная система, в том числе на этапе постконтроля, в общем случае - целостная уровневая экономико-управленческая система. Все составляющие ее подсистемы (или системы определенного уровня) – Федеральная таможенная служба, система таможенных органов, таможня, или характеризующие их аспекты деятельности – сервисный (сервисно ориентированный, клиентоцентричный и др.),экономический, управленческий, организационный, организационно-экономический, информационный – все это есть частные системы, рассматриваемые в контексте общесистемной постановки проблемы целостности [11].
В рамках структуры экономико-управленческой системы таможенных органов на рисунке 5 представлены этапы и алгоритм комплексной оценки деятельности подразделений посттаможенного контроля на иерархических уровнях, соответствующих определенному этапу:
- 1ый этап – иерархический уровень ТНП РТУ. На данном этапе рассчитываются показатели оперативного мониторинга для функционального блока ТНП РТУ с учетом горизонтального анализа (сравнение одного временного промежутка с другим) и присвоением рейтинга в сравнении с другими ТНП РТУ, а также показатели планового мониторинга;
- 2ой этап – иерархический уровень РТУ и ТНП. Оценка происходит по алгоритму, аналогичному 1ому этапу;
- 3ий этап – иерархический уровень ФТС России (ГУТКПВТ). На данном этапе происходит оценка системы посттаможенного контроля в комплексе (подразделения таможенного контроля после выпуска товаров таможенных органов (далее – ПТКПВТ)) с учетом горизонтального анализа.
Рис. 5 Этапы и структура комплексного анализа и сравнительной оценки качества предоставления таможенных услуг подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в разрезе иерархических уровней
Источник: составлено автором.
В таблице 3 представлен фрагмент методики комплексного анализа отдельного показателя оперативного мониторинга для ТФК РТУ в отношении к предшествующему периоду (далее – ПП) и аналогичному периоду прошлого года (далее - АППГ) с одновременным ранжированием подразделений по рейтингу в зависимости от анализируемого показателя.
Таблица 3
Показатели оперативного мониторинга ТФК РТУ
Текущий рейтинг среди ТФКn на основе a
|
Наименование ТФКn
|
Оценка показателя NOi(ТФКn) (a)
|
Оценка показателя NOi(ТФКn) в ПП (b)
|
Отклонение a от b в %
|
Оценка показателя NOi(ТФКn) в АППГ (c)
|
Отклонение a от с в %
| |||
…
|
…
|
(от 1 до 10)
|
…
|
|
…
|
…
| |||
где NOi(ТФКn) -
|
i
показатель оперативного мониторинга ТФКn,
| ||||||||
ПП – предшествующий
период,
| |||||||||
АППГ – аналогичный период прошлого
года.
| |||||||||
На уровне среднего звена структуры подразделений постконтроля осуществляются комплексная оценка и сравнительный анализ показателей эффективности функциональных блоков РТУ и ТНП. Отметим, что сравнительная оценка происходит отдельно для РТУ и отдельно для ТНП, что обусловлено следующими причинами:
- объемы декларирования в регионе деятельности РТУ выше в сравнении с ТНП;
- количество зарегистрированных участников ВЭД в РТУ больше в сравнении с ТНП;
- штатная численность подразделений постконтроля, в особенности аналитического блока, больше в сравнении с ТНП;
- наличие подчиненных центральному аппарату РТУ таможенных органов (функциональный блок ТФК).
Дисбаланс указанных количественных характеристик подразделений постконтроля обеспечивает для РТУ преимущество в части объемов проводимых аналитических и проверочных мероприятий, количества потенциальных объектов контроля в регионе деятельности подразделений. При этом имеющаяся штатная численность позволяет обрабатывать больший объем поступающей информации в части анализа декларационного массива участников ВЭД. Исходя из этого, некорректно осуществлять сравнительную оценку одновременно РТУ и ТНП, целесообразно проводить сравнение для указанных функциональных блоков отдельно.
Анализ динамики показателей оперативного мониторинга для отельного РТУ происходит по аналогии с алгоритмом, представленным в таблице 3. Значением показателя NO является средняя величина показателя оперативного мониторинга среди всех подчиненных ТФК.
Таблица 4
Показатели оперативного мониторинга РТУ
Текущий рейтинг среди РТУn на основе a
|
Наименование
РТУn
|
Оценка показателя NOi(РТУn) (a)
|
Оценка показателя NOi(РТУn) в ПП (b)
|
Отклонение a от b в %
|
Оценка показателя NOi(РТУn) в АППГ (c)
|
Отклонение a от с в %
|
…
|
…
|
|
…
|
|
…
|
|
где NOi(РТУn) -
|
i
показатель оперативного мониторинга РТУn,
|
NOij(ТФК) -
|
i
показатель оперативного мониторинга для j ТФК РТУ.
|
Для ТНП сравнительная оценка показателей оперативного мониторинга осуществляется в соответствии с алгоритмом, представленным в таблице 3.
В таблице 5 представлен алгоритм ежемесячного расчета показателей оперативного мониторинга для функционального блока ТФК РТУ или ТНП с выведением среднего значения за три месяца в целях дальнейшего расчета показателя планового мониторинга (ежеквартальный расчет).
Таблица 5
Алгоритм ежемесячного расчета показателей оперативного мониторинга для ТФК РТУ и ТНП
|
Этап оперативного мониторинга
|
| ||
Наименование параметра
|
1 месяц )
|
2 месяц )
|
3 месяц )
|
Сводная оценка для планового
мониторинга (NOpi(ТФКn))
|
NOi(ТФКn)
|
(от 1 до 10)
|
(от 1 до 10)
|
(от 1 до 10)
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
где NOit(ТФКn) -
|
i
показатель оперативного мониторинга ТФК РТУn в период t,
|
NOpi(ТФКn)-
|
сводный i показатель оперативного
мониторинга ТФК РТУn.
|
Следующим этапом для функционального блока ТФК РТУ является ежеквартальный расчет сводных показателей планового мониторинга путем выведения средней арифметической величины для каждой группы показателей и выведении сводного рейтинга эффективности.
Таблица 6
Алгоритм расчета показателей планового мониторинга для ТФК РТУ
Наименование показателя
|
ТФК 1
|
ТФК 2
|
ТФК 3
|
ТФК N
| |||||
2 группа
показателей (оценка фискальной эффективности)
| |||||||||
NOi(ТФК) (2)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
| |||||
…
|
|
|
|
| |||||
NPi(ТФК) (µ2)
|
|
|
|
| |||||
3 группа показателей (оценка
применения риск-ориентированного подхода)
| |||||||||
NOi(ТФК) (3)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
| |||||
…
|
|
|
|
| |||||
NPi(ТФК) (µ3)
|
|
|
|
| |||||
4 группа показателей (оценка
эффективности аналитической деятельности)
| |||||||||
NOi(ТФК) (4)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
|
NOpi(ТФК)
| |||||
…
|
|
|
|
| |||||
NPi(ТФК) (µ4)
|
|
|
|
| |||||
Всего
|
µ1+ µ2+ µ3+ µ4
|
…
|
…
|
…
| |||||
Рейтинг
|
…
|
…
|
…
|
…
| |||||
где NPi(ТФКn) (µn)-
|
i показатель планового мониторинга
ТФК РТУn.
|
|
ё
| ||||||
В таблице 7 по аналогии с алгоритмом расчета для функционального блока ТФК РТУ (таблица 5) представлен алгоритм ежемесячного расчета показателей оперативного мониторинга для функционального блока РТУ с выведением среднего значения за три месяца на основе показателей оперативного мониторинга ТФК РТУ.
Таблица 7
Алгоритм ежемесячного расчета показателей оперативного мониторинга для РТУ
|
Этап оперативного мониторинга
|
| |||||
Наименование параметра
|
1 месяц )
|
2 месяц
|
3 месяц
|
Сводная оценка для планового
мониторинга (NOpi(РТУn))
| |||
NOi(РТУn)
|
|
|
|
| |||
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |||
где NOit(РТУn) -
|
i
показатель оперативного мониторинга РТУn в период t,
| ||||||
NOpi(РТУn)-
|
сводный i показатель оперативного мониторинга
РТУn
| ||||||
В таблице 8 представлена сравнительная оценка совокупных показателей оперативного и планового мониторинга функциональных блоков РТУ с расчетом итогового рейтинга для каждого РТУ
Таблица 8
Алгоритм расчета показателей планового мониторинга для РТУ
Наименование показателя
|
РТУ 1
|
РТУ 2
|
РТУ 3
|
РТУ N
|
2 группа показателей (оценка
фискальной эффективности)
| ||||
NOi(РТУn) (2)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
NPi(РТУn) (µ2)
|
|
|
|
|
3 группа показателей (оценка
применения риск-ориентированного подхода)
| ||||
NOi(РТУn) (3)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
NPi(РТУn) (µ3)
|
|
|
|
|
4 группа показателей (оценка эффективности
аналитической деятельности)
| ||||
NOi(РТУn) (4)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
NOpi(РТУ)
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
NPi(РТУn) (µ4)
|
|
|
|
|
Всего
|
µ1+ µ2+ µ3+ µ4
|
…
|
…
|
…
|
Рейтинг
|
|
|
|
|
где NPi(РТУn) (µn) -
|
i показатель планового мониторинга
РТУ n,
|
Структура ТНП лишена функционального блока подчиненных ТФК, соответственно в этом случае сравнительная оценка будет происходить сразу на уровне среднего звена структуры подразделений постконтроля по аналогии с алгоритмом, представленным в таблице 9.
На высшем уровне структуры подразделений постконтроля (уровень ГУТКПВТ) происходит сравнительная оценка показателей оперативного и планового мониторинга системы в целом.
Отметим, что показатели оперативного и планового мониторинга для 1 группы показателей (оценка сервисности) рассчитываются только на уровне ГУТКПВТ, так как оценка указанных показателей зависит от факта обращения лица в таможенные органы. В связи с тем, что обращения лиц в таможенные органы по вопросу предоставления услуг в рамках 1 группы показателей не являются постоянной величиной и могут отсутствовать в ряде таможенных органов, целесообразно рассчитывать указанные показатели на уровне системы постконтроля в целом.
Таблица 9
Алгоритм расчета показателей оперативного и планового мониторинга для системы посттаможенного контроля с учетом сравнительной оценки временных периодов
|
Этап оперативного мониторинга
|
| |||||||
Наименование показателя
|
1 месяц ( )
|
2 месяц ( )
|
3 месяц ( )
|
Сводная оценка NOpI(ОБЩ) (a)
|
Оценка показателя Nоr в ПП (b)
|
Отклонение a от b в %
|
Оценка показателя Nоr в АППГ (c)
|
Отклонение a от с в %
| |
1 группа показателей (оценка
сервисности)
| |||||||||
NOi (ОБЩ) (1)
|
(от 1 до 10)
|
…
|
…
|
|
…
|
|
…
|
| |
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
NPi(ОБЩ) (µ1)
|
|
|
…
|
…
|
…
|
…
| |||
2 группа показателей (оценка
фискальной эффективности)
| |||||||||
NOi (ОБЩ) (2)
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
NPi(ОБЩ) (µ2)
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |||
3 группа показателей (оценка
применения риск-ориентированного подхода)
| |||||||||
NOi (ОБЩ) (3)
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
NPi(ОБЩ) (µ3)
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |||
4 группа показателей (оценка
эффективности аналитической деятельности)
| |||||||||
NOi (ОБЩ) (3)
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |
NPi(ОБЩ) (µ3)
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
| |||
Сводная
оценка
|
|
µ1+ µ2+ µ3+ µ4
|
…
|
|
|
| |||
где
NOi (ОБЩ) -
|
i
показатель оперативного мониторинга по всей системе,
|
NPi(ОБЩ)
(µ3) -
|
i
показатель планового мониторинга по всей системе,
|
NOit(ОБЩ))-
|
i
показатель оперативного мониторинга по всей системе
в период t,
|
NOpi(ОБЩ) -
|
сводный i показатель оперативного
мониторинга по всей системе,
|
NOij(РТУ) -
|
i
показатель оперативного мониторинга для j РТУ,
|
NOij(ТНП) -
|
i
показатель оперативного мониторинга для j ТНП.
|
С учетом вариативности показателей предлагаемый подход сравнительной оценки (средняя арифметическая величина показателя для исследуемой группы объектов) является практически единственным в силу своей универсальности [5].
Таким образом, комплексная оценка и сравнительный анализ эффективности деятельности подразделений и качества предоставляемых услуг осуществляется исходя из сложившейся бальной оценки суммы итоговых показателей планового мониторинга по каждой выделенной группе [6]. Методика призвана решить проблемы совершенствования организационно-экономического механизма процесса управления качеством услуг на этапе после выпуска товаров за счет внедрения инновационных инструментов администрирования. Предлагаемая методика носит универсальный характер и может быть использована как на текущем этапе деятельности структурных подразделений, так и на этапе их дальнейшего развития.
Практическое применение методики оценки эффективности деятельности и качества предоставляемого сервиса подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров
Для апробации фрагмента предлагаемой методики были исследованы показатели деятельности подразделения постконтроля Владивостокской таможни (ТФК Дальневосточного таможенного управления) по направлению оценки эффективности аналитической деятельности. Данное подразделение находится на уровне функционального блока ТНП РТУ. Для анализа взяты статистические данные деятельности подразделения за 4 квартал 2023 года.
На подготовительном этапе необходимо ввести шкалу перевода индексов показателей оперативного мониторинга в бальную оценку. Как сказано ранее, для каждого показателя вводится отдельная шкала перевода, которая определяется в первый месяц каждого наступающего года и действует на протяжении всего отчетного периода.
Основной частью данного подхода и его методов является сравнение рассчитанных показателей с требованиями к их уровню со стороны государства, то есть этап «второго измерения, которое отражается, как правило, в систематически употребляемых оценках состояния системы [5].
Таблица 10
Шкала интерпретации показателя оперативного мониторинга «Доля автовыпущенных деклараций на товары от общего количества деклараций на товары, охваченных аналитическими мероприятиями»
Процентная шкала
|
Бальная шкала
|
|
0
|
От 0% до 5%
|
1
|
От 5,1% до 10%
|
2
|
От 10,1% до 15%
|
3
|
От 15,1% до 20%
|
4
|
От 20,1% до 25%
|
5
|
От 25,1% до 30%
|
6
|
От 30,1% до 35%
|
7
|
От 35,1% до 40%
|
8
|
От 40,1% до 45%
|
9
|
От 45,1% до 50%
|
10
|
>50%
|
снижение на 1 балл за каждые 5 %
до 0 баллов при достижении 90 %
|
В рамках данного показателя деятельности (таблица 10) подразделениям постконтроля важно обеспечить баланс между охваченными аналитическими мероприятиями декларациями на товары, выпущенными без участия должностных лиц таможенных органов, и декларациями с применением мер по минимизации рисков на этапе декларирования. Другими словами, показатель отражает проводимый мониторинг и анализ деклараций на товары с автовыпуском, но при этом мотивирует не концентрироваться исключительно на декларациях такого рода. Предлагаемая шкала баллов отражает требуемые целевые ориентиры по данному направлению деятельности.
Таблица 11
Шкала интерпретации показателя оперативного мониторинга «Оценка результативности аналитической деятельности»
Процентная шкала
|
Бальная шкала
|
От 0% до 5%
|
0
|
От 5,1% до 10%
|
1
|
От 10,1% до 15%
|
2
|
От 15,1% до 20%
|
3
|
От 20,1% до 25%
|
4
|
От 25,1% до 30%
|
5
|
От 30,1% до 35%
|
6
|
От 35,1% до 40%
|
7
|
От 40,1% до 45%
|
8
|
От 45,1% до 50%
|
9
|
>50%
|
10
|
Целевые ориентиры указанной шкалы (таблица 11) выстроены предлагаемым образом в связи с тем, что в настоящий момент в рамках аналитических мероприятий не в каждом случае подтверждаются предполагаемые признаки нарушений таможенного законодательства. Причина заключается, прежде всего, в актуальности и адаптивности располагаемых информационных технологий выбора объектов контроля и необходимости их совершенствования. Соответственно, для текущего состояния системы посттаможенного контроля процент результативного выбора объектов контроля в значении от 20,1% до 25% является нижней границей удовлетворительного диапазона показателей.
Таблица 12
Шкала интерпретации показателя оперативного мониторинга «Доля объектов контроля, выбранных по результатам применения информационных технологий»
Процентная шкала
|
Бальная шкала
|
От 0% до 2%
|
0
|
От 2,1% до 5%
|
1
|
От 5,1% до 10%
|
2
|
От 10,1% до 15%
|
3
|
От 15,1% до 20%
|
4
|
От 20,1% до 25%
|
5
|
От 25,1% до 30%
|
6
|
От 30,1% до 35%
|
7
|
От 35,1% до 40%
|
8
|
От 40,1% до 45%
|
9
|
>45%
|
10
|
Градация предлагаемой шкалы баллов (таблица 12) также отражает текущее состояние информационных технологий выбора объектов контроля после выпуска товаров, где процентное значение верхней границы оценки деятельности по данному направлению для подразделений постконтроля – от 45 %. В перспективе этот показатель должен сдвигаться вправо до достижения верхней границы показателя – свыше 90%..
В таблице 13 представлена горизонтальная сравнительная оценка показателей оперативного мониторинга в рамках оценки эффективности аналитической деятельности
Таблица 13
Оценка показателей оперативного мониторинга в рамках показателя планового мониторинга «Оценка эффективности аналитической деятельности» для Владивостокской таможни
Оценка эффективности аналитической
деятельности
| ||||||
Текущий рейтинг среди ТФК на основе
a
|
Наименование ТФК N
|
Оценка показателя NOi(ТФК) (a)
|
Оценка показателя NOi(ТФК) в ПП (b)
|
Отклонение a от b в %
|
Оценка показателя NOi(ТФК) в АППГ (c)
|
Отклонение a от с в %
|
Доля автовыпущенных деклараций на
товары от общего количества деклараций на товары, охваченных аналитическими
мероприятиями (NO16)
| ||||||
6
|
Владивостокская таможня
|
3
|
4
|
-25%
|
4
|
-25%
|
Оценка результативности
аналитической деятельности (NO17)
| ||||||
7
|
…
|
4
|
1
|
300%
|
2
|
100%
|
Доля объектов контроля, выбранных
по результатам применения информационных технологий (NO18)
| ||||||
3
|
…
|
10
|
7
|
42%
|
0
|
-
|
В таблице 14 представлен расчет сводных показателей оперативного мониторинга подразделения постконтроля Владивостокской таможни для использования в рамках расчета показателя планового мониторинга «Оценка эффективности аналитической деятельности».
Таблица 14
Расчет сводной оценки показателей оперативного мониторинга в рамках показателя планового мониторинга «Оценка эффективности аналитической деятельности» для Владивостокской таможни
|
Этап оперативного мониторинга
|
| ||
Наименование параметра
|
Октябрь 2023 года
|
Ноябрь
2023 года |
Декабрь
2023 года |
Сводная оценка для планового
мониторинга (NOp4(ТФКn))
|
NO16
|
0
|
4
|
3
|
2,3
|
NO17
|
4
|
0
|
5
|
3
|
NO18
|
10
|
7
|
10
|
9
|
В соответствии с алгоритмом, приведенным в таблице 14, показатель планового мониторинга по направлению деятельности «Оценка эффективности аналитической деятельности» составляет 4,7 баллов, что является нижней границей диапазона «удовлетворительных» оценок.
Суть любого сравнения состоит в выявлении сходств и различий между определенными объектами, а значимость и ценность любого сравнения определяется именно качеством и полнотой характеристики сравниваемого объекта за счет другого [7]. При этом для формирования комплексного аналитического суждения необходимо осуществлять сравнительную оценку также в рамках горизонтального анализа, т.е. сравнения каждого показателя с ним же за прошлые периоды.
Наличие всесторонних сравнительных оценок позволяют комплексно оценить деятельность отдельно взятого подразделения, выделить негативные тенденции и сконцентрировать внимание ответственных должностных лиц на направлениях деятельности с отрицательным индексом в целях принятия взвешенных управленческих решений.
Отметим, что реализация сервисной концепции постаможенного контроля может быть достигнута только на определенном уровне автоматизации и интеллектуализации всех этапов процесса таможенного контроля, а также оценки их качества [9]. Соответственно, алгоритм расчета показателей, этап сравнительной оценки и присвоение рейтинга в рамках указанной методики должны быть автоматизированы и реализованы в основном программном средстве подразделений посттаможенного контроля – КПС «Постконтроль». Участие должностного лица таможенных органов в таком случае заключается в ежегодном формировании шкалы перевода процентных выражений показателей деятельности в бальную систему (форма бальной шкалы также интегрируется в КПС «Постконтроль») и анализе полученных оценок в рамках применения методики. Также необходимо предусмотреть функционал всплывающих предупреждающих сообщений для управленческого звена функционального блока ПТКПВТ при достижении значений показателей критических отметок.
Заключение
В статье автором развиваются положения совершенствования организационно-экономического механизма управления качеством таможенных услуг на этапе посттаможенного контроля. В целях совершенствования управленческого аппарата разрабатываются и исследуются инновационные инструменты администрирования, в частности, предлагаемая методика комплексной оценки состояния исследуемого объекта в различных временных периодах: на текущем этапе (в повседневной деятельности) и на этапе развития.
Разработанное методическое обеспечение оценки и сравнительного анализа параметров деятельности и качества предоставляемого сервиса подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров является базовым компонентом методических и инструментальных средств управления качеством услуг в системе посттаможенного контроля. Естественным преимуществом сравнительного подхода является универсальность, точность и опора расчетов на реальные статистические данные [8].
В силу сложности исследуемых объектов, а именно показателей деятельности подразделений постконтроля, сопоставление (сравнительная оценка) должно осуществляться не по одному признаку, а по их комплексу, что позволяет дать характеристику объектов сравнения с системных позиций [8].
Предметно разработан алгоритм расчета методики в части сравнительной оценки, приведена этапность расчета показателей деятельности подразделений постконтроля на всех географических уровнях системы таможенных органов. Ее краткое изложение следующее:
- введение шкал перевода индексов показателей оперативного мониторинга, разрабатываемых экспертным методом на основе располагаемых статистических данных;
- введение шкал градации бальных оценок показателей оперативного мониторинга и сводных показателей планового мониторинга;
- ежемесячный расчет показателей оперативного мониторинга с ретроспективной сравнительной оценкой и присвоением рейтинга;
- ежеквартальный расчет сводных показателей оперативного мониторинга для расчета показателей планового мониторинга;
- расчет показателей планового мониторинга на уровне ФТС России (ГУТКПВТ) в целях анализа показателей деятельности системы посттаможенного контроля в комплексе.
Авторский подход к предложенный в методике, является относительно простым для практической реализации, но в то же время действенным инструментом для проведения комплексного, сравнительного анализа исследуемых объектов [10].
Практическая реализация такой формы комплексного анализа и сравнительной оценки показателей эффективности деятельности и качества оказания таможенных услуг позволит расширить диапазон исследуемых направлений деятельности в целях формирования актуального аналитического суждения о текущем состоянии системы постконтроля на этапе внедрения в деятельность таможенных органов принципов клиентоцентричности.
[1] В дальнейшем, если не требуется специальных уточнений, будем пользоваться терминами: таможенный контроль после выпуска товаров, посттаможенный контроль или постконтроль, считая их равнозначными.
[2] Релевантность рассматривается в данном контексте как степень соответствия, актуальности и удовлетворенности потребителя услуг полученным результатом в процессе таможенных формальностей.
Страница обновлена: 27.09.2024 в 12:29:40