Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России

Силакова Л.В.1
1 Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2017)

Цитировать:
Силакова Л.В. Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – Том 7. – № 4. – С. 361-372. – doi: 10.18334/vinec.7.4.38693.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32311418
Цитирований: 11 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследование направлено на выявление возможностей и направлений трансформации университетов по предпринимательскому типу в России. Проведен сравнительный анализ систем образования и опыта управления изменениями в университетах в России и зарубежных странах. Выделены факторы, влияющие на протекание бизнес-процессов в университетах. Сделан вывод о наличии высокого инновационного потенциала российских ВУЗов и низкого уровня его реализации. На основе проведенной классификации бизнес-процессов университета и применения метода Business Model Canvas (BMC) проанализировано ценностное предложение трех типов университетов. Выявлены пути становления университетов предпринимательского типа в России. Сделан вывод о необходимости обеспечения благоприятных условий для формирования инноватора, обладающего набором необходимых для современной экономики умений и навыков.

Ключевые слова: управление изменениями, предпринимательский университет, модель «тройной спирали», бизнес-модель Канвас, трансформация университета

JEL-классификация: O32, R50, P29

Источники:

1. Будылин Д.Ю., Полатайко С.В., Силакова Л.В Социальные инновации как фактор развития университета // Научный журнал. – 2013. – № 2. – С. 3-19.
В университете правительства Москвы прошел мастер-класс «управление изменениями». Новости МГУУ. [Электронный ресурс]. URL: http://mguu.ru/v-nbsp-universitete-pravitelstva-moskvy-proshel-master-klass-laquo-upravlenie-izmeneniyami-raquo ( дата обращения: 02.11.2017 ).
3. Галажинский Э.В., Прозументова Г.Н. Становление исследовательского университета: Прецедент и феномен управления изменениями в классическом университете // Проблемы управления в социальных системах. – 2014. – № 11. – С. 8-12.
4. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Концепция конкурентоспособного университета: модель тетраэдр // Высшее образование в России. – 2012. – № 12. – С. 29-36.
5. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний функция инновационного университета // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – С. 66-71.
6. Зайцев А.В., Крафт Й. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство. – 2012. – № 2. – С. 139-146.
Информационная система анализа динамики индикаторов в сфере высшего и среднего профессионального образования. ГИВЦ МинОбрнауки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru ( дата обращения: 07.11.2017 ).
8. Кехян М.Г. Воздействие факторов внешней и внутренней среды на инновационное развитие образовательных учреждений // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 4. – С. 189-206. – doi: 10.18334/inec.5.4.2103.
9. Крохмаль Л.А. Оценка предпринимательского потенциала университетов // Дальневосточный аграрный вестник. – 2016. – № 2(38). – С. 103-113.
10. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 44-51.
11. Лунин В.Е., Кубина Н.Е. Формирование ценностного предложения клиентам компании на основе бизнес - модели Canvas // Молодой ученый. – 2015. – № 21.1(101). – С. 45-49.
Остервальдер А., Пинье И. Business Model Generation – Построение бизнес моделей. - М.: Альпина Паблишер, 2011. – 288 с.
Радченко М.В. Совершенствование инновационной деятельности вузов. / автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05., 2005. – 24 с.
14. Суровицкая Г.В., Семин Д.И., Кочергин А.В. Роль опорных университетов в развитии региональной экономики // Креативная экономика. – 2017. – № 4. – С. 433-450. – doi: 10.18334/ce.10.4.35057.
15. Шереметьева Е.Н., Степанова Т.Е. Приоритетные направления развития вуза: научно-исследовательская деятельность // Вопросы инновационной экономики. – 2015. – № 1. – С. 9-26.
Education at a Glance 2014. OECD Indicators «Russian Federation»; Centre for Educational Research and Innovation. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecdilibrary.org/education/educational-research-and-innovation_20769679 ( дата обращения: 11.11.2017 ).
17. Gaus O., Raith M.G. Commercial Transfer – a Business-Model Innovation of the Entrepreneurial University // Industry and Higher Education. – 2016. – С. 1-28.
Ilott I. Incompetence: An unspoken consensus (Chapter 5). Competence in the Learning Society. – New York: Peter Lang, 2001
McClelland D.C., Winter D.G. Motivating Economic Achievement. – New York: Free Press, 1969
Pelikan J.J. The Idea of the University – A Reexamination. – New Haven. – London: Yale University Press, 1992. – 238 р
Shattock M. Managing good governance in higher education. – New York: Open Education Press, 2006
Zilwa D. Academic units in a complex, changing world. - New York: Springer, 2010. – 199 с.

Страница обновлена: 23.07.2024 в 12:53:11