Реализация расходных полномочий Российской Федерации в области науки и образования на примере наукоградов Российской Федерации

Ананьева С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (23), Ноябрь 2008

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11600957
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федеральному Собранию Российской Федерации говорится о повышении эффективности финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета.

Ключевые слова: инновации, наукоград, финансирование инноваций, государственная поддержка инноваций, бюджетное финансирование



В ежегодных Бюджетных посланиях Президента Российской Федеральному Собранию Российской Федерации говорится о повышении эффективности финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета.

По нашему мнению сфера науки и образования нуждается в пристальном внимании и поддержке государства. Так как, во-первых, в связи с переходом страны к рыночной экономике зачастую «уходят» квалифицированные кадры, сокращается научная деятельность и объемы фундаментальных исследований, что приводит к простою дорогостоящей экспериментальной базы и уникального оборудования, а во-вторых осуществление и реализация научных исследований имеет долговременный характер и требует значительных финансовых вложений. Наша статья посвящена рассмотрению того, как на уровне Российской Федерации осуществляется государственная поддержка науки и образования на примере наукоградов и нацелена на разработку оптимальной методики расчета субсидий, которая уже на начальном этапе позволила бы повысить эффективность реализации расходных полномочий Российской Федерации.

В настоящее время положениями Конституции Российской Федерации определяется перечень полномочий Российской Федерации, к ведению которой относятся общие вопросы образования и науки. Отметим, что эти полномочия находятся в совместном ведении с органами власти субъектов Российской Федерации.

В теории финансов под расходными полномочиями понимают действия по нормативно-правовому регулированию, направленные на обеспечение финансовыми средствами и осуществлению определенных бюджетных расходов [1].

Таким образом, возникает вопрос: «на что и куда» Российская Федерация может потратить средства, чтобы осуществить свои расходные полномочия?

Ответы на эти вопросы можно найти в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу [2] (далее – Основы политики РФ), а также Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями).

Указанными документами установлены основные меры государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в области финансов, подготовки кадров, совершенствования и укрепления структуры государственного научного сектора, повышения эффективности использования результатов указанной деятельности и прочее. То есть этими документом «очерчивается» сфера расходования средств Российской Федерации, направленных на исполнение расходных полномочий в области науки и образования.

Среди прочих направлений расходования средств Российской Федерации в части науки и образования выделяются меры государственной финансовой поддержке наукоградов Российской Федерации за счет бюджетов всех уровней. Отметим также, что указанная мера государственной поддержки предусмотрена и Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» [3].

Прежде чем рассмотреть реализацию расходных полномочий Российской Федерации на примере наукоградов Российской Федерации, хотелось бы обосновать, почему мы остановили свой выбор именно на них.

На сегодняшний день наукоградом Российской Федерации является «муниципальное образования со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом» [4]. Таким образом, кажется логичным, рассмотрение расходных полномочий Российской Федерации именно на примере наукоградов Российской Федерации, объединяющих в себе совокупность учреждений, организаций и объединений, приоритетно осуществляющих научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки и испытания, а также подготовку кадров. Отметим, что в настоящее время существуют 12 наукоградов Российской Федерации, 7 из которых находятся в Московской области.

Итак, перейдем непосредственно к рассмотрению реализации расходных полномочий Российской Федерации.

На федеральном уровне органом государственной власти, отвечающими за реализация полномочий Российской Федерации в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов является Министерство образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России). Несмотря на то, что Министерство обладает таким широким спектром полномочий в области науки и инноваций, его роль в реализации государственных полномочий по поддержке наукоградов сводится лишь к утверждению перечня мероприятий по развитию и поддержки социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации (далее – Перечень мероприятий). Поэтому, на наш взгляд, роль Минобрнауки России по данному вопросу носит чисто формальный характер и требует корректировки.

Кроме Минобрнауки России существует и еще один орган государственной власти, который влияет на осуществление расходных полномочий Российской Федерации в сфере реализации государственной поддержки наукоградов – Минфин России.

Роль Министерства финансов определяется тем, что им осуществляется расчет объема средств и их передача в субъект Российской Федерации, который указанные средства предоставляет наукограду.

По нашему мнению, включение Минфина России в процесс реализации полномочий Российской Федерации в области науки и образования в наукорадах излишне. Его функции целесообразно было бы передать Министерству образования и науки Российской Федерации. Во-первых, это снизило бы административные и финансовые затраты Министерства финансов Российской Федерации, а во-вторых, позволило бы Министерству образования и науки в полной мере осуществить свои функции по реализации полномочий Российской Федерации.

Рассмотрев роли органов государственной власти в реализации полномочий Российской Федерации, обратимся к финансовому обеспечению наукоградов.

Государственная поддержка наукоградов за счет средств федерального бюджета до 2008 года осуществлялась в форме субвенций для финансирования дополнительных расходов наукоградов, а с 2008 года в форме субсидий для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. На наш взгляд. трансформация меры государственной поддержки из субвенций в субсидии является оправданной, так как предполагает: во-первых, взаимное финансовое участия в расходах обеих сторон, что, в конечном счете, приводит к снижению «иждивенческих настроений» со стороны получающих, а во-вторых, заинтересованность и тех и других в минимизации собственных расходов, а значит достижении необходимого результата. Результатом в данном случае будет являться развитие и поддержка социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов.

Постольку поскольку средства федерального бюджета выделяются на расходы, указанные в Перечне мероприятий, рассмотрим, что он из себя представляет. Перечень мероприятий включает в себя расходы, предусмотренные программой комплексного социально-экономического развития наукограда Российской Федерации. Как правило, содержание расходов следующее: осуществление проектно-изыскательских работ, строительство и (или) реконструкция (капитальный ремонт), а также приобретение оборудования для муниципальных предприятий и учреждений стоимостью свыше 1000 рублей. Обратим внимание на то, что Перечень мероприятий охватывает все жизненно необходимые для города инфраструктуры.

Определившись с расходами, осуществляемыми наукоградами за счет средств федерального бюджета, рассмотрим, каким образом осуществляется расчет объема субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2007 года № 917 определено, что размер субсидий, предоставляемых наукограду, определяется исходя из численности постоянного населения отдельного наукограда.

По нашему мнению определение объема государственной поддержки расходов наукоградов по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры не может осуществляться только исходя из численности проживающего населения, так как этот критерий не учитывает состояние указанных инфраструктур и территориальные особенности каждого города. Предлагаемый расчет методики позволит учесть не только показатель заселенности наукограда, но и количество объектов, составляющих социальную, инженерную и инновационную инфраструктуру и площадь муниципального образования.

Расчет методики представлен ниже.

С = Коэф.*(Кол.инж.+Кол.соц.+Кол.ин.)*V, где

С - объем субсидии.

Коэф. – коэффициент заселенности наукограда.

Кол.инж. – количество объектов, составляющих инженерную инфраструктуру.

Кол.соц. – количество объектов, входящих в социальную инфраструктуру.

Кол.ин. – количество объектов, составляющих инновационную инфраструктуру.

V – минимальный объем средств, предназначенный для обеспечения одного объекта инфраструктуры. Здесь можно использовать либо унифицированный (усредненный) объем, подходящий любому объекту инфраструктуры, либо использовать разные минимальные объемы: для инженерной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, инновационной инфраструктуры.

Коэф. = S/Ч, где

S – площадь наукограда.

Ч – численность.

Включение в расчет указанных показателей продиктовано не только желанием заинтересовать администрации городов в сохранении научного потенциала, и создании новых производственных объектов, но и попыткой приблизить расчет субсидий к тем потребностям, на которые они выдаются.

И в заключение хотелось бы отметить следующее. Переход бюджетного процесса на «управление результатом» возможен в том случае, когда уже на уровне Министерства, исполняющего свои полномочия по тому или иному вопросу, будет заинтересованность конечного получателя в увеличении именно результата, а не только объема средств финансовой помощи. По нашему мнению корректировка функций министерств и совершенствование механизмов расчета объемов финансовой помощи, с учетом специфики и особенностей каждого наукограда, будет способствовать повышению эффективности исполнения расходных полномочий Российской Федерации в сфере науки и образования в наукоградах, а также реализации целей и задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодных Бюджетных посланиях.


Источники:

1. Христенко В.Б. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: Дело, 2002.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 30 марта 2002 г. № Пр-576).
4. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями).
6. Постановление Правительства от 22 декабря 2007 г. № 917 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета для осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 682 «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из федерального бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. №158 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Страница обновлена: 22.09.2024 в 20:55:05