Проблемы социального контроля за управлением в сфере образования

Хоконов А.А.1, Левина Е.В.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт деловой карьеры

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 8, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36544040
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Цель. Цель данной статьи состоит в исследовании основных параметров социального контроля за управленческими решения в сфере образования, а также выявление зависимостей между институциональными предпосылками и условиями осуществления социального контроля в современной России. Рассматриваются перспективы развития инновационного типа организационной культуры в системе образования. Материалы и методы. В статье использованы теоретические материалы, посвященные проблеме управления в системе образования, социальному контролю, а также его формам, качеству управленческих решений. При рассмотрении особенностей социального контроля за качеством образовательной деятельности авторы используют системный подход, методы исторического и сравнительного анализа. Результаты. На основе теоретической информации был проведен анализ проблемы социального контроля за управлением в системе образования и за качеством предоставляемых образовательных услуг. Авторами рассмотрен двусторонний социальный контроль за образовательным процессом реализуемый в двух формах: формальной и неформальной. Проблема состоит в том, что современные условия и требования к системе образования диктуют необходимость ее реформирования по пути кастомизации предоставляемых услуг, гуманизации и демократизации образовательного процесса, в соответствии с современными общемировыми тенденциями развития образования. Выводы. Полученные в ходе анализа данные позволили сформулировать следующие заключения: социальный контроль за управлением в системе образования представляет собой комплекс мероприятий, которые инициирует и реализует общество на основе соотнесения выработанных целей (социальный запрос) с полученными результатами (конкретные результаты образовательной деятельности) 1 с целью обеспечения прогресса и недопущения флуктуаций с помощью нормотворчества и организующего воздействия; управленческие отношения в сфере образования можно оценивать с позиции качества и приемлемости, наиболее эффективными становятся те решения, которые максимально отвечают данным требованиям; социальный контроль за качеством и эффективностью управленческих решений в сфере образования имеет двустороннюю направленность и реализуется в двух формах: формальной и неформальной; современные условия развития образования и общественные запросы на образование определяют становление нового инновационного типа организационной культуры современных образовательных организаций.

Ключевые слова: организационная культура, социальный контроль, управленческое решение, формальный и неформальный социальный контроль, качество и приемлемость решения, жизненный цикл решения

Источники:

1. Актуальные проблемы девиантного поведения и социального контроля: сборник статей // Институт социологии РАН. М.: 1992.
2. Баландина Т.М. Социальный контроль в системе управления современной организацией // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 17–21.
3. Бергер П.Л., Бергер Б. Что такое социальный контроль? Случай образования // Экономика образования. 2008. № 3. С. 163а–172.
4. Введенский В.Н. Социальный контроль деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2014. № 4. C. 120–126. 5. Демченко Т.С. Система показателей оценки эффективности структур гражданского общества в неформальном социальном контроле высшего образования // Системная психология и социология. 2014. № 1(9).
6. Конституция Российской Федерации 1993 года.
7. Козлов А.С., Левина Е.В. Технологии принятия решений: учебное пособие. М.: ИМСГС, 2015. С. 68.
8. Левина Е.В. Журко В.И. Социальные технологии разработки и принятия управленческих решений: монография. М.: ИМСГС, 2015. С. 34.
9. Логвинова И.В., Рязанов Е.Е. Проблемы оптимизации государственного и социального контроля в сфере образования // Вестник РГГУ. 2010. № 1(44). С. 123–132.
10. Менеджмент систем качества: учебн. пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. 368 с.
11. Меркулова О.П. Проблемы оценивания учебного процесса студентами // Высшее образование в России. 2012. № 2.
12. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с. С. 7.
13. Новиков А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества: дис. ... д.с.н. М., 2000.
14. Околеснова О.А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: дис. ... на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2014. С. 24.
15. Принятие решений в системе образования: Монографический сборник / под общей редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, АНОО «Издательский центр ИЭТ», 2014. С. 459.
16. Современная западная социология. Словарь. П.: Политиздат, 1990. С. 339–340.
17. Хоконов А.А. GR – коммуникации как фактор повышения качества государственного управления. Технологии и компетенции PR и GR в условиях цифровой экономики. Монография / под редакцией С.Ю. Белоконева, З.Р. Усмановой. М.: Кнорус, 2018. С. 153.
18. Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Наука, 2006. С. 176.

Страница обновлена: 21.07.2024 в 19:56:25