Проблемы социального контроля за управлением в сфере образования

Хоконов А.А.1, Левина Е.В.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Институт деловой карьеры

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 8, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36544040
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Цель. Цель данной статьи состоит в исследовании основных параметров социального контроля за управленческими решения в сфере образования, а также выявление зависимостей между институциональными предпосылками и условиями осуществления социального контроля в современной России. Рассматриваются перспективы развития инновационного типа организационной культуры в системе образования. Материалы и методы. В статье использованы теоретические материалы, посвященные проблеме управления в системе образования, социальному контролю, а также его формам, качеству управленческих решений. При рассмотрении особенностей социального контроля за качеством образовательной деятельности авторы используют системный подход, методы исторического и сравнительного анализа. Результаты. На основе теоретической информации был проведен анализ проблемы социального контроля за управлением в системе образования и за качеством предоставляемых образовательных услуг. Авторами рассмотрен двусторонний социальный контроль за образовательным процессом реализуемый в двух формах: формальной и неформальной. Проблема состоит в том, что современные условия и требования к системе образования диктуют необходимость ее реформирования по пути кастомизации предоставляемых услуг, гуманизации и демократизации образовательного процесса, в соответствии с современными общемировыми тенденциями развития образования. Выводы. Полученные в ходе анализа данные позволили сформулировать следующие заключения: социальный контроль за управлением в системе образования представляет собой комплекс мероприятий, которые инициирует и реализует общество на основе соотнесения выработанных целей (социальный запрос) с полученными результатами (конкретные результаты образовательной деятельности) 1 с целью обеспечения прогресса и недопущения флуктуаций с помощью нормотворчества и организующего воздействия; управленческие отношения в сфере образования можно оценивать с позиции качества и приемлемости, наиболее эффективными становятся те решения, которые максимально отвечают данным требованиям; социальный контроль за качеством и эффективностью управленческих решений в сфере образования имеет двустороннюю направленность и реализуется в двух формах: формальной и неформальной; современные условия развития образования и общественные запросы на образование определяют становление нового инновационного типа организационной культуры современных образовательных организаций.

Ключевые слова: организационная культура, социальный контроль, управленческое решение, формальный и неформальный социальный контроль, качество и приемлемость решения, жизненный цикл решения

Источники:

1. Актуальные проблемы девиантного поведения и социального контроля: сборник статей // Институт социологии РАН. М.: 1992.
2. Баландина Т.М. Социальный контроль в системе управления современной организацией // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 17–21.
3. Бергер П.Л., Бергер Б. Что такое социальный контроль? Случай образования // Экономика образования. 2008. № 3. С. 163а–172.
4. Введенский В.Н. Социальный контроль деятельности преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2014. № 4. C. 120–126. 5. Демченко Т.С. Система показателей оценки эффективности структур гражданского общества в неформальном социальном контроле высшего образования // Системная психология и социология. 2014. № 1(9).
6. Конституция Российской Федерации 1993 года.
7. Козлов А.С., Левина Е.В. Технологии принятия решений: учебное пособие. М.: ИМСГС, 2015. С. 68.
8. Левина Е.В. Журко В.И. Социальные технологии разработки и принятия управленческих решений: монография. М.: ИМСГС, 2015. С. 34.
9. Логвинова И.В., Рязанов Е.Е. Проблемы оптимизации государственного и социального контроля в сфере образования // Вестник РГГУ. 2010. № 1(44). С. 123–132.
10. Менеджмент систем качества: учебн. пособие / М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов и др. М.: ИПК Издательство стандартов, 2003. 368 с.
11. Меркулова О.П. Проблемы оценивания учебного процесса студентами // Высшее образование в России. 2012. № 2.
12. Назмутдинов В.Я., Яруллин И.Ф. Управленческая деятельность и менеджмент в системе образования личности. Казань: ТРИ «Школа», 2013. 360 с. С. 7.
13. Новиков А.В. Социальный контроль в условиях трансформации российского общества: дис. ... д.с.н. М., 2000.
14. Околеснова О.А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: дис. ... на соиск. уч. ст. канд. юрид. наук. М., 2014. С. 24.
15. Принятие решений в системе образования: Монографический сборник / под общей редакцией С.В. Ивановой. М.: ФГНУ ИТИП РАО, АНОО «Издательский центр ИЭТ», 2014. С. 459.
16. Современная западная социология. Словарь. П.: Политиздат, 1990. С. 339–340.
17. Хоконов А.А. GR – коммуникации как фактор повышения качества государственного управления. Технологии и компетенции PR и GR в условиях цифровой экономики. Монография / под редакцией С.Ю. Белоконева, З.Р. Усмановой. М.: Кнорус, 2018. С. 153.
18. Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Наука, 2006. С. 176.

Страница обновлена: 07.09.2025 в 14:36:15

 

 

Problems of social control in management in the sphere of education

Khokonov A.A., Levina E.V.

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 8, Number 2 (April-June 2018)

Citation:

Abstract:
Purpose: the purpose of this article consists of a research of key parameters of social control in accordance with administrative decisions in education and also the identification of dependences between modern conditions, social control and the organizational culture of the educational organizations. Materials and methods: the authors used the theoretical materials devoted to a problem of management in an education system, to social control and also to its forms, quality of management decisions. Authors used methods of historical and comparative analysis in consideration of features of social control of educational activity quality. Results: on the basis of theoretical information the authors provided the analysis of a problem of social control of the educational organizations activity and the quality of its services. Authors considered bilateral social control of educational process and is presented in two forms: formal and informal. The problem consists of modern conditions and requirements to an education system. It dictates the need of modernization, technologization, individualization and transformation of educational organization. That is caused by emergence of a new innovative type of organizational culture of modern educational institutions. Conclusions: the data obtained during the analysis allowed to formulate the following conclusions: social control of management decisions in an education system represents a complex of actions which are initiated and realized by the society on the basis of developed criterias with the purpose to precent the development of negative trends and stimulate the positive changes in the social relations; the management decisions in education can be estimated from a position of quality and acceptability, the most effective decisions are those decisions which as much as possible meet these requirements; social control of quality and efficiency of management decisions in education has bilateral focus and is implemented in two forms: formal and informal; modern conditions of development of education and public requests for education define formation of a new type of organizational culture of the modern educational organizations.

Keywords: management decision, social control, formal and informal social control, quality and acceptability of the decision, life cycle of the decision, organizational culture