Исследование развития отечественного продовольственного рынка в исторической ретроспективе и в аспекте современных вызовов

Рогулькин И.В., Василенко И.Н.

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Рогулькин И.В., Василенко И.Н. Исследование развития отечественного продовольственного рынка в исторической ретроспективе и в аспекте современных вызовов // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/ppib.11.3.121451.



Введение. В системе стратегического планирования любого государства продовольственная политики, безопасность и эффективность функционирования продовольственного рынка является важнейшими составляющими. Зачастую многие стратегии и государственные программы разрабатываются и реализуются в контексте отмеченного положения. Также стоит отметить, что сегодня вопросы обеспечения эффективного функционирования продовольственного рынка все больше приобретают значимость, актуальность и перспективность в виду того, что мировое население растет в геометрической прогресс. Для того чтобы обеспечить население страны качественными и доступными продуктами питания необходим комплексный подход и четкая организация продовольственного рынка как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях. Эффективность функционирования продовольственного рынка во многом определяется уровнем развития и качеством управления всех отраслевых сегментом агропромышленного комплекса (АПК). Таким образом, имеется единая продуктово-технологическая вертикаль, в рамках которой и проводится работа по реализации действенных моделей продовольственной политики и обеспечения продовольственной безопасности. Для эффективной реализации данных моделей требуется разработка целостного механизма организации и управления продовольственным рынком, который представляет собой комплекс взаимосвязанных и перманентно взаимодействующих друг с другом элементов, которые напрямую и/или косвенно затрагивающие процессы производства, заготовки, транспортировки, распределения, обмена и потребления продовольственных товаров. Особенности организации и функционирования данного рынка по большей части определяются балансом спроса и предложения, государственным управлением рыночными структурами, сельскохозяйственным и перерабатывающим потенциалами, а также развитостью транспортно-логистических сетей и межтерриториальных связей.

Сегодня имеется довольно большое количество работ, которые посвящены исследованию различных аспектов формирования, организации, управления и трансформации продовольственного рынка. Изучением данных вопросом заметно расширили научно-теоретическую и методологическую базу: Бадмаева И. [31], Богомолова И. [5, 7], Василенко И. [9], Власова М. [35], Вялых О. [4], Гуров В. [4], Завизионова М. [6], Закшевский В. [5], Закшевская Т. [8], Клюкач В. [32], Комлацкий Г. [6], Королев М. [7], Котарев А. [8], Куксин С. [8], Лингарт К. [13], Мазеина Е. [14], Мельников А. [16], Мизанбекова С. [14], Михайлушкин В. [16], Мусаев М. [18], Нижегородов Н. [6], Овчинникова И. [35], Палаткин И. [8], Пашин А. [22], Погребная Н. [6], Руденко М. [27], Сергеев В. [32], Сидоренко В. [16], Слепнева Л. [31], Субботина Ю. [27], Суслов А. [32], Хорев А. [7], Черданцев П. [35], Янда К. [13] и др. Но отдельные вопросы относительно исследования институциональной структуры и развития, динамики и тенденций современного состояния сферы АПК и продовольственного рынка, а также факторов-рисков и развития, сдерживающих проблемных моментов, приоритетов и стратегических направлений требуют дополнительной проработки, пересмотрения, уточнения и переоценки. Все это подтверждает высокую значимость и актуальность предметной области научного изыскания. Цель работы – исследования особенностей эволюции и трансформации продовольственного рынка России, а также оценка текущего состояния, проблемных моментов и перспектив развития в рамках повышения продовольственной безопасности и суверенитета страны. Задачи: провести исследование динамики изменения состояния и развития отечественного продовольственного рынка с начала 1990-х годов до настоящего времени; проработать нормативно-правовая база, регулирующая процессы формирующего развития продовольственного рынка в России; определить институциональную структуру и алгоритм формирования регионального продовольственного рынка; выделить основные тенденции, факторы роста и развития, определить перспективы, а также наиболее существенных риски и ключевые проблемные моменты.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования были применены следующие научные подходы: системный, логический, функциональный, количественный, нормативный, динамический, процессный. Также был использован следующий перечень научных методов: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, обобщение, научное объяснение, статистический анализ, экспертная оценка, ретроспектива. Кроме того, была использована информация с официального сайта Росстата, нормативно-правовая документация исполнительных органов власти из общедоступных справочно-правовых баз данных, результаты авторских исследований ученых, опубликованных в периодических рецензируемых научных изданиях с высоким показателем импакт-фактора (печатные и электронные).

Результаты и их обсуждение. Исследование вопросов формирования и совершенствования продовольственных рынков сегодня приобрели особую значимость, актуальность и экстраординарную роль в рамках обеспечения продовольственной безопасности, суверенитета и социально-политической стабильности в стране. В условиях рыночной экономической системы свободный рынок есть площадка и способ организации взаимовыгодного сотрудничества и взаимодействия между всеми его участниками. В виду того, что продовольственный рынок также есть форма проявления свободных взаимоотношений и государственного управления, то последний, в первом приближении, логично будет рассмотреть с начала становления рыночных экономических форм и методов управления, то есть с начала 1990-х годов. В качестве первого этапа формирования современного продовольственного рынка в РФ следует рассматривать объявление о смене формы экономического хозяйствования, в частности, переход от планово-административного жесткого регулирования к свободной либерально-рыночной модели. Данные трансформации непосредственно отразились практически на всех сферах и отраслях национальной экономики, в том числе и на продовольственном секторе. Так, экономические изменения начались с принятия новых нормативно-правовых актов и изменения законодательной базы. В период 1990-1994 гг. были приняты многочисленные законы и правовые решения, а к ключевым из последних следует отнести: Федеральный закон (ФЗ) «О земельной реформе» (1990 г.), «О плате за землю», «О крестьянском фермерском хозяйстве», «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» (1991 г.), а также Постановления Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (1991 г.), «О земельном налоге» (1992 г.), «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (1992 г.), «О мерах по оздоровлению финансового положения предприятий и реорганизации АПК» (1994 г.) [14]. Данная законодательные инициативы позволили провести государственную демонополизацию на природные ресурсы и производственные фонды, принять к исполнению новые организационно-правовые формы в сельскохозяйственном секторе и сфере пищевой промышленной переработки. С данного момента участники продовольственные рынка приобрели свободу в определении приоритетов и направлений развития, а также в решении организационно-управленческих, производственно-технологических и финансово-экономических задач. Таким образом, отмеченные изменения и инициативы позволили сформировать качественно иную структуру и формат организации продовольственного рынка в России.

В период 1994-1995 гг. происходит формирование нового уклада и принципов организации агропромышленного производства, в период 1996-2000 гг. была окончательно сформирована институциональная база продовольственного рынка, изменилась система планирования и управления производственными и экономическими процессами, появилось большое количество промежуточных участников торгово-экономических отношений (посреднических структур) в плане материально-сырьевого обеспечения и сбыта готовой продукции. Стали более активно развиваться фермерские хозяйства, были значительно увеличены импортные поставки сельскохозяйственного сырья, вспомогательных материалов, специализированной техники, промышленного оборудования, а также отраслевых технологий. Предоставлены большие возможности в поиске рынков сбыта, посредников, контрагентов, поставщиков. Важным моментов стало открытие товарно-сырьевых бирж [31].

Одним из важнейших нормативно-правовых актов данного периода следует считать ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства» (1997 г.) [14]. Данный нормативно-правовой акт наиболее четко определил систему финансовой поддержки развития сектора АПК со стороны государства, а также перечень организационно-управленческие мер регулирующего воздействия, реализуемых в случае нарушения баланса спроса и предложения, а также интересов всех участников продовольственного рынка.

Можно сделать вывод о том, что новая система продовольственного обеспечения позволила решить проблему дефицита продовольствия, создать дополнительный стимул для открытия новых промышленно-производственных площадок и реконструкции старых, регионы получили большие полномочия в плане организации и регулирования продовольственными рынками (закупки, распределение продовольствия), заметно был расширен ассортимент продукции, совершенствовалась система интеграционно-кооперационных связей между сельхозпроизводителями, переработчиками, транспортными организациями и торговой сферой.

Однако, ради справедливости, стоит отметить, что многие проблемы были решены за счет импортных поставок сырья, материалов, оборудования и комплектующих, что сразу негативно отразилось на продовольственной безопасности и национальном суверенитете нашей страны. Многие посредники и производители перестали работать с отечественными поставщиками, закупая более дешевое импортное сырье и материалы. Большое количество сельскохозяйственных организаций и продовольственных предприятий не смогли адаптироваться к новым условиям ведения бизнеса и стали неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными поставщиками и производителями сырья, продовольствия и продуктов питания. Все это привело к тому, что многие отечественные пищевые и сельскохозяйственные предприятия оказались неплатежеспособными и финансово несостоятельными. К 1998 г. более 1/3 всей системы продовольственного обеспечения в России создавалось за счет импортных поставок, а в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург) данный показатель доходил до 80 %, для региональных рынков средний показатель импортной зависимости составлял порядка 50 % [31]. Так, по сравнению с дореформенным периодом импортные поставки мяса за десять лет увеличились более чем в 10 раз, в частности, объемы импортного мяса птицы возросли в 11,5 раз, поставки из-за рубежа молочных продуктов увеличились в 5,4 раза, муки и крупы – в 10 раз, ликероводочной продукции – в 11 раз, а вина – в 29 раз [4, 6, 21].

Необоснованная либерализация отечественного продовольственного рынка привела к тому, что к 2000 г. уровень его импортной защищенности составлял менее 10 %. После проведения более адаптивной таможенной политики данный показатель увеличился, но всего до 15 % [31]. Отрицательным фактором было и то, что государственные дотации и субсидии на развитие сельского хозяйства и продовольственного рынка перманентно уменьшались и к концу 1990-х годов сократились более чем в 10 раз по сравнению с дореформенным периодом. В частности, господдержка сельского хозяйства в расчете на 1 га сельхозугодий в России составлял всего 7-9 долл., в то время как в странах Европейского союза данный показатель составлял порядка 500 долл., в США, Канаде, Венгрии, Турции господдержка составляла порядка 150-180 долл., в Финляндии и Норвегии данный показатель доходил до 3 тыс. долл. [5, 9, 20].

Сформированная и принятая нормативно-правовая база в период 1990-х годов явилась основой для формирования и развития агропродовольственной сферы и всего продовольственного рынка в России, период адаптации всех сфер экономики к новым условиям хозяйствования проходил очень сложно и, в конечном итоге, привел к значительному снижению эффективности сельскохозяйственного и пищевого производства и существенной потере продовольственного суверенитета.

Второй этап развития следует рассматривать с 1998 г. Начавшийся финансовый кризис негативно отразился на всех сферах экономики, в том числе и на сфере АПК. При этом девальвация национальной валюты привела к снижению импортных поставок, что положительно отразилось на уровне конкуренции в продовольственном секторе, многие отечественные предприятия получили дополнительный стимул к развитию и освоению новых рынков сбыта. Все это активизировало процессы инвестирования в данную сферу предпринимательства. Тем не менее, кризисные тенденции очень негативно отразились на покупательской способности населения, что, в конечном итоге, привело к снижению объемов продаж, доходности и рентабельности всех участников продовольственного рынка. Данные события привели к росту безработицы, высокому уровню инфляции, дефицитному госбюджету. Финансирование сектора АПК практически прекратилось, соответственно была потеряна значительная часть бизнес-проектов по реконструкции и модернизации сектора агропромышленного производства и совершенствования продовольственного рынка.

Третий этап развития отечественного продовольственного рынка начинается с 2000-х годов. В этот период происходить стабилизация ситуации, постепенно восстанавливается господдержка, разрабатываются целевые программы, реализуется проектное финансирование, происходит закупка импортного оборудования и технологий за рубежом, но самое главное, постепенно восстанавливается платежеспособность населения, снижается инфляция, улучшаются и другие макроэкономические показатели экономики. На период до 2007 г. продовольственный рынок переходит в фазу умеренного роста и развития, постепенно восстанавливается спрос и предложение, сельскохозяйственные организации наращивают объемы производства, улучшают финансовые показатели, происходит увеличение инвестиционной активности. Рынок насыщается (увеличивается емкость), ассортимент расширяется, объемы продаж и товарооборота растут. Важным драйвером развития выступило именно целевое финансирования сектора АПК, а также активизация процессов по организации вертикально-интегрированных агропродовольственных комплексов [31].

В период 2000-2007 гг. были разработаны и весьма успешно реализованы Госпрограмма развития сельского хозяйства, национальный проект «Развитие АПК». Основной целью данных нормативно-правовых актов стала проведение модернизации промышленно-производственных мощностей и инфраструктуры, активизация системы сырьевого обеспечения, поддержка малых форм хозяйствования, привлечение инвестиций, повышение инновационной активности. Также важным моментом стало увеличение доступности льготных кредитов для ЛПХ и КФХ. Кроме того, стоит отметить развитие такого инструмента, как система земельно-ипотечного кредитования, который позволил увеличить доступ к долгосрочным займам многим участникам продовольственного рынка под залог земельных фондов [14].

Целями Госпрограммы стало: наращивание объемов производства сельскохозяйственного сырья; насыщение продовольственного рынка; стабилизация баланса спроса и предложения, а также цен на основные группы продуктов питания; активизация инструментов льготного кредитования, лизинга, а также субсидий; проведение модернизаций и обновления промышленно-производственных мощностей; повышение продовольственной независимости и суверенитета страны [17].

Таким образом, в рамках реализации отмеченных нормативно-правовых актов произошла кардинальная трансформация всей инфраструктуры продовольственного рынка. Также в начале 2010 г. с целью обеспечения стратегического развития продовольственного рынка и достижения продовольственной безопасности РФ была принята Доктрина продовольственной безопасности [33].

Согласно положению данного документа, уровень продовольственного самообеспечения России должен составлять порядка 85-90 %. Кроме того, данный документ содержит конкретные цели и задачи, нормативы самообеспечения по отдельным группам продовольствия, а также инструменты и механизмы достижения последних. Также прописаны основные риски, которые могут препятствовать достижению поставленных целей, и системные проблемы, которые имеют высший приоритет решения в рамках обеспечения продовольственной независимости страны [2].

С 2010 г. начинается наиболее действенная, эффективная и целенаправленная государственная политики в области обеспечения сбалансированного развития всего национального агропродовольственного производства и комплексного социально-экономического развития сельских территорий. Результатами последней стали: качественный рывок в развитии продовольственного рынка; наращивание объемов сельскохозяйственного и пищевого промышленного производства; активизация экспортных поставок; улучшение рациона питания граждан и качества жизни населения [31].

Четвертый этап становления и развития отечественного продовольственного рынка связан с вступлением России в Всемирную торговую организацию (ВТО) (22.08.2012 г.). На текущий момент в данной организации состоит 160 стран мира. Участие в данной организации является важным условием для реализации полноценной торговой деятельности на международных коммерческих площадках, она позволяет в полной мере интегрироваться в глабализационные торгово-экономические и финансовые процессы. Стоит отметить, что, согласно позиции многих ученых-исследователей, участие в данной организации имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Кроме предоставления возможности реализации своего торгово-экономического потенциала, участие в ВТО накладывает ряд ограничений на внутреннюю государственную политику в области защиты прав и интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. К примеру, очень жесткие требования предъявляются к системе, методам, формам и объемам государственной финансовой поддержки местных товаропроизводителей в тех или иных условиях. К примеру, нельзя вводить эмбарго на ввоз импортной сельскохозяйственной продукции с целью поддержки и укрепления продовольственного суверенитета страны и это является очень серьезное нарушение, которое противоречить базовым положениям устава ВТО [7].

Среди положительных моментов наиболее явными и значимым являются: осуществление свободной торговли; улучшение инвестиционного и делового климата в стране; привлечение крупного иностранного капитала в развитие отраслевых сегментов экономики; более активное привлечение и использование новых передовых технологий; создание большого потенциала и стимулов для эффективного и стабильного развития отдельных сфер и устойчивого функционирования всей внутренней торгово-экономической системы. Практика показывает, что членство в ВТО весьма положительно сказывается на таких сферах как: черная и цветная металлургия; химическое производство; транспорт; потребительский сектор. Тем не менее, на сферу АПК оно, зачастую, оказывает негативное воздействие, что приводит к сдерживанию развития отечественного агропромышленного производства и реализации потенциала внутреннего продовольственного рынка [30, 32].

Сегодня наша страна вынуждена применять ряд ограничительных мер (таможенные пошлины, тарифы, квоты, эмбарго) с целью создания хорошего стимула для устойчивого и долгосрочного развития отечественного АПК, а также для укрепления продовольственной безопасности и реализации действенной политики импортозамещения, которая, в полной мере, была активизирована в 2014 г. после введения в отношении РФ секторальных санкционных ограничений, которые непосредственно коснулись и отечественного продовольственного рынка. В частности, именно с этого периода был четко определен стратегический вектор реализации продовольственной политики и импортозамещения в нашей стране. Отметим, что на текущий момент (середина 2024 г.) количество санкционных ограничений в отношении России составляет более 15 тыс. шт. [11]. Так, более чем 50 развитых стран мира во главе с США, странами-членами ЕС, Канадой, Японией и Австралией сегодня используют меры экономического сдерживания, которые направлены на дестабилизацию общественно-политической ситуации, а также разбалансирование всей внутренней торгово-экономической системы, в том числе и продовольственного рынка [3, 11].

Сегодня в России сформирована довольно качественная и сбалансированная законодательная база, регулирующая процессы организации продовольственной безопасности и перманентного развития внутреннего продовольственного рынка. Наиболее значимые нормативно-правовые акты проиллюстрированы на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие формирование и развитие продовольственного рынка в России

Источник: составлено автором на основе [13, 23, 24, 26, 33]

Кроме отмеченных выше документов, основой законодательной базой развития сферы АПК и всего национального продовольственного рынка в нашей стране является ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [34]. Именно данный документ определил концептуальные положения Доктрины, Стратегии и Госпрограммы.

Исследования доказывают, что в рамках развития продовольственного рынка необходимо детально подходить к изучению внешних и внутренних факторов. В данном случае последние можно разделить на шесть составных групп.

К первой группе относятся исходные условия и обстоятельства в виде природных, материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных, информационных, инновационных, научно-образовательных ресурсов. Согласно позиции К. Макконнелла и С. Брю, данная группа факторов есть условия для потенциального роста и развития продовольственных систем [15].

Вторая группа образована факторами, определяющими баланс спроса и предложения на продовольственном рынке. Здесь на первый план выходит обеспечение условий и наиболее оптимальных форм взаимодействия между участниками товарно-денежных отношений на основе качественно проработанной нормативно-правовой базы. Также сюда следует отнести инфраструктуру, информационно-коммуникационную поддержку, а также систему государственного регулирования и контроля.

Третья группа факторов включает условия ценообразования, систему организации оптово-розничной торговли, транспортно-логистическую инфраструктуру, маркетинг, а также комплекс мер поддержки как производителей, так и потребителей продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья.

Четвертая группа факторов включает меры обеспечения эффективного функционирования свободной рыночной среды с высоким показателем конкуренции.

Пятая группа – это система оценки, мониторинга, контроля и распределения ресурсов, обеспечивающих сбалансированность и устойчивость развития внутреннего продовольственного рынка.

Шестая группа – это факторы, оказывающие косвенное влияние на продовольственный рынок – социальная сфера, политическая ситуация, глабализационные процессы, культурная составляющая, общественные стремления и тенденции, преобладающие в обществе на данный момент времени [6, 10, 12].

Если говорить о научном обосновании формирования продовольственного рынка, то наиболее значимым, распространенным и действенным является институциональный подход. Полностью разделяем мнение А. В. Сидоровича относительно того, что под институциональной структурой продовольственного рынка понимает совокупность институтов, определяющих общее состояние, динамику, тенденции и эффективность развития данного типа рынка [30] (рисунок 2).

Рисунок 2. Институциональна структура регионального продовольственного рынка

Источник: составлено автором на основе [14]

Проведенное исследование позволило сформировать алгоритм формирования продовольственного рынка, который показан на рисунке 3.

На первом этапе (подготовительный) происходит научное обоснование процесса формирования и дальнейшего развития продовольственного рынка, также сюда стоит отнести систему государственного регулирования и контроля, инфраструктурное обеспечение, пространственно-территориальное планирование отраслевых производств и региональной структуры продовольственного рынка, модели и подходы для обеспечения сбалансированности развития потребительского сегмента и сферы производства, а также концепции, программы и стратегии долгосрочного развития продовольственного рынка на федеральном и субфедеральном уровнях.

Рисунок 3. Алгоритм формирования продовольственного рынка

Источник: составлено автором на основе [16]

Второй этап (промежуточный) определяет способы, методы и направления формирования конкурентной среды на продовольственном рынке. В настоящее время очень сложной проблемой является интеграция мелких товаропроизводителей в общую систему продовольственного рынка. Среди основных причин данной проблемы, согласно позиции Суслова А., Сергеева В., Клюкача В., стоит выделить: монополизация рынка и неконкурентные методы борьбы со стороны крупных игроков; отсутствие конкретного целевого программного обеспечения; недостаточная поддержка малых форм бизнеса в сфере продовольствия со стороны государства; недостаточная доступность крупных инвестиций на долгосрочный период; низкий уровень инвестирования со стороны частного бизнеса; недостаточная развитость механизма государственно-частного партнерства в рамках реализации крупных проектов; диспаритет цен; высокая фискальная нагрузка, а также стоимость ГСМ, материалов, оборудования, комплектующих, удобрений и т.д.; отсутствие возможности полноценного использования механизма лизинга. Исходя из отмеченного, на данном этапе особую важность приобретает система государственного регулирования и контроля, формирование качественной конкурентной среды и единой продовольственной системы.

На третьем (заключительном) этапе происходит формирование рыночной модели с совершенной конкуренцией. Здесь реализуются интеграционно-кооперационные процессы, происходит расширение рынков сбыта, формируется биржевая система, а также устанавливается режим стабилизации и удержания достигнутых показателей развития продовольственного рынка как на региональном, так и на национальном уровнях.

Сегодня отечественный АПК развивается довольно эффективно и продовольственный рынок функционирует стабильно. Все это стало благодаря четкой государственной политике и целевому финансированию проектов, направленных на реализацию политики импортозамещения. В частности, происходит увеличение как абсолютных, так и относительных показателей агропромышленного производства. Отметим, что на текущий момент уровень продовольственного самообеспечения в России составляет порядка 80-85 %, что является очень хорошим показателем по сравнению с другими ведущими мировыми странами.

На базе достигнутых результатов был определен перечень наиболее актуальных направления повышения эффективности функционирования отечественного продовольственного рынка (рисунок 4).

Рисунок 4. Актуальные направления повышения эффективности функционирования отечественного продовольственного рынка

Источник: составлено автором на основе [10, 11, 12, 28, 36]

Заключение

На основе полученных результатов проведенного исследования пришли к выводу, что наиболее актуальными и значимыми стратегическими направления поддержки развития отечественного продовольственного рынка должны стать:

повышение конкурентоспособности отечественных производителей;

обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения;

контроль качества и безопасности готовых пищевых продуктов питания;

развитие механизма государственно-частного партнерства в рамках реализации проектов по модернизации производственных мощностей и развития социальной инфраструктуры сельской местности;

поддержка экспортных поставок отечественной продукции в страны Азии, Африки и Латинской Америки;

повышение уровня экологичности и бережливости производства;

контроль за ценообразованием; мониторинг цен на ГСМ, материалы и комплектующие;

поддержка малого и среднего бизнеса;

более активное применение механизма лизинга и аутсорсинга;

расширение возможностей применения инструмента льготного кредитования;

развитие селекционно-семеноводческого хозяйства и племенной базы;

обеспечение достойной заработной платы в сфере АПК (выше среднего по региону как минимум на 15 %);

реализация принципа социальной справедливости в обеспечении достойного уровня и качества жизни населения как в городской, так и сельской местности.


Страница обновлена: 23.07.2024 в 07:59:33