Инновации в реальном секторе экономики как акселератор роста или падения

Прядко-Каныбекова О.Ю.1
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Прядко-Каныбекова О.Ю. Инновации в реальном секторе экономики как акселератор роста или падения // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 773-782. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100930.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936824

Аннотация:
Автор в исторической ретроспективе исследовал взаимосвязь техниче-ского (технологического) прогресса и инновационного развития компаний, установил, что инновации являются акселератором, так как они выступают как ускорителями роста, так и ускорителями падений компаний, а инновации, соответствующие накопленному долгосрочному потенциалу компании, рассматриваются как стимул для саморазвития. Статья буден интересна представителям малого и среднего бизнеса, экономистам практикам, студентам и аспирантам

Ключевые слова: инновации, внедрение, инновационные ловушки, собственный путь развития с применением инноваций, готовность к выработке инновационных решений

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

В настоящее время теоретическое обоснование значения инноваций для успешности организаций реального сектора экономики и конкурентоспособности его предприятий завышено. «В мире уже давно произошел переход от конкуренции «товаров, факторов производства и инвестиций» к конкуренции «инноваций». В связи с этим особую значимость приобретает способность организаций к инновационным переменам, что в значительной степени способствует ее переходу к конкуренции более высокого порядка» [3, с. 1093] (Putyatina, Arseneva, Orlova, 2019, р. 1093).

Существующие методы оценки внедрения инноваций в экономику носят статистический характер и сосредоточены на предприятиях, достигнувших успех при реализации инноваций, однако недооценены риски внедрения инноваций, а негативная статистика инновационных внедрений не ведется. Современная школа менеджмента возводит работу с фондами на предприятиях до искусства финансового планирования и признает наивысшей эффективностью внедрения инноваций разнообразные финансовые инструменты. «…Следует тщательно и скрупулезно оценить, не является ли величина, заложенная в фонд инвестиций и новых проектов, непозволительно низкой, т.е. соразмерить цели грядущих преобразований к их плановому сроку реализации и имеющемуся (заложенному) значению. Если будут выявлена иллюзорно низкая база в данный вид фонда, то вы ставите под угрозу вопросы будущего предприятия, и следовательно размер этого фонда должен быть пересмотрен» [4] (Priadko-Kanybekova, 2020).

Поэтому при постановке целей инновационного развития компаний важно точно осознавать, что именно можно или нужно достичь, и не всегда инновации связаны с финансовой сферой, чаще – с технологиями. Возможно, уже пришло время, и в современном мире инновации стоит рассматривать как акселераторы, так как они могут выступать как ускорителями роста, так и ускорителями падений компаний.

В исторической ретроспективе исследуем взаимосвязь технического (технологического) прогресса и инновационного развития компаний. Разработаем перечень данных, точные действия с которыми обеспечат успешную реализацию инноваций в компаниях. Используя методы аналитической деятельности, мы рассмотрим успешные компании, являющиеся лидерами внедрения инноваций. По сути, чтобы разобраться в вопросе, мы постараемся установить причинно-следственную связь, рассмотреть, как инновации ускоряют процессы (как в лучшую, так и в худшую сторону) в компаниях, рассмотреть, могут ли они быть причиной преобразований, или преобразования должны быть заложены до внедрения инноваций.

Успешность передовых компаний, их новаторство и одобрение общества создали «моду на инновации». С одной стороны, нужно избегать «моды на инновации», и в это же время быть первым в применении инновации. Как этого достичь?

ü Во-первых, успешные компании накапливают долгосрочный потенциал, они тщательно сохраняют, записывают и многократно повторяют все свои успешные действия.

ü Во-вторых, накопленный долгосрочный потенциал они рассматривают как стимул для саморазвития, что, в свою очередь, создает идеальные условия для внедрения инноваций. Стоит обратить внимание, что именно здесь определяется индивидуальный, и даже уникальный путь развития компании, и у каждой компании он будет своим. Компании, которые добились высоких результатов, отводят инновациям особую роль, однако они не рассматривают инновации как основной фактор успеха.

Среда предпринимателей стала забывать, что инновации – это всего лишь акселератор, а технологические изменения неизбежны: всеобщая электрификация, радиосвязь, роботизация и автоматизация, компьютеризация и Всемирная сеть (интернет). Разумеется, технологии будут развиваться и далее, с приходом пока неизвестных нам технологий, например искусственного интеллекта, все будет меняться. Как следствие, компании будут приспосабливаться или умирать. Чтобы успешно выживать, нужно будет не только внедрять эти технологии, но и разумно их интегрировать в существующие технологические процессы. Сегодня мы тоже видим бренды компаний, успешно внедривших несколько поколений новых технологий. Из этого можно сделать вывод, что до введения современных терминов, в т.ч. «инновации», само явление применялось для достижения успеха (например, Макдоналдс, где использовали акселератор и успешно адаптировались: вначале продавали гамбургеры, затем изменили подход к собственному продукту и стали продавать сами магазины с налаженной технологией).

Появление новейших технологий поднимает вопросы эффективности их внедрения, разработки индивидуального подхода к внедрению инноваций. Какие компании добиваются лучших результатов? Действительно ли, кто первый, тот и занимает лидирующее место? Во-первых, компания должна точно понимать основную идею улучшения своей деятельности за счет внедрения инновации. Здесь важно сфокусироваться на том, чтобы использовать инновации не из-за тенденции введения их в отрасль и не из-за их применения лидерами отрасли. А если ситуация обстоит именно так, то лучше ничего не менять, потому что этот путь приведет к ускоренному падению компании.

Инновации должны быть тщательно отобраны, технологии тщательно апробированы, будь то использование сканеров на кассах, совершенствование системы продаж через интернет или что-то другое.

Для определения собственного пути развития с применением инноваций следует собрать следующие важные данные:

1) готовность к выработке инновационных решений;

2) когда и где на предприятии начали применяться первые инновации;

3) критерии выбора и использования отдельных реализованных инноваций;

4) роль инновации в неудачах компании.

Например, в компании Gillette, технология которой позволяет производить высококачественные лезвия с низкой себестоимостью, инновации всегда были связаны с развитием производства. Например, для Sensor они инвестировали более 1/5 млрд долларов и продолжают вводить инновации именно в сфере производства, а технологии охраняют так же фанатично, как и Сoca-Сola. И как итог, мировое сообщество признает Gillette пионером инноваций в производственной технологии. Инновации – это акселератор, а не причина развития, и важная часть – это отбор инноваций, которые вписываются в жизнедеятельность системы бизнеса. Суть в том, что компания абсолютно уверена и понимает, что инновация ей подходит, компания становится изобретательна, выискивая пути внедрения этой инновации, преодолевая любые барьеры на своем пути и совершенствуя по мере необходимости отстающие направления. Бизнес боится, что пропустит какую-нибудь новую технологию или не успеет под нее адаптироваться. Это касается даже малого предпринимательства, например, из-за появления Uber в сфере пассажирских перевозок России во многих регионах сервисы частных такси вынуждены были закрыться. Так как исторический опыт подтверждает, что новые технологии приводят к изменениям структуры реальной экономики, то правильным будет всегда быть начеку, и в данном случае инновации призваны предвосхищать введение новых технологий и своевременно подготавливать бизнес к переходу. Рассмотрим пример компаний, которые являются новаторами, используют большое количество инновационных решений. Любимый пример американских бизнес-школ –компания Nucor Corporation, пионер мини-заводов по выпуску стали, которая первой внедрила непрерывное литье. Однако среди важнейших факторов успешного развития не упоминалось об инновациях. «Основными факторами, – сказал Кен Иверсон, – были последовательность и понимание нашей философии всей организацией, и все это благодаря отсутствию многоуровневой иерархии и бюрократии» [6, с.108] (Gruzdov, Shamkhalov, 2018). Разумеется, инновации были частью Nucor Corporation, как и технологии, но не самой важной ее частью. Так, можно резюмировать, что важнейшим фактором для них было доведение целей компании до каждого путем эффективного функционирования простой организационной структуры компании. Определенно, в реальном секторе экономики инновации важны, они во многом определяют успех, но не могут быть его гарантией.

Лидеры внедрения новых технологий редко побеждали в конце. VisiCalc была первой компьютерной программой для работы с электронными таблицами, выпущенной для Apple II компанией VisiCorp. Считается, что это приложение превратило микрокомпьютер из хобби в серьезный инструмент для бизнеса, что далее, в свою очередь, побудило IBM представить IBM PC два года спустя. Было продано более 700 000 копий за шесть лет и 1 миллион копий – за всю историю [11, с. 1] (Kleshcheva, 2018). VisiCalc уступила рынок Lotus, который, в свою очередь, уступил его MS Excel. Далее рассмотрим историю первых компьютеров, которые были произведены Osborne Computers (OCC). «OCC был первым производителем портативных компьютеров, расположенным в Силиконовой долине. Адам Осборн, основатель компании, разработал вместе с дизайнерскими работами Ли Фельзенштейна первый в мире портативный компьютер массового производства в 1981 году» [12, с. 1] (Kleshcheva, Sayfullina, 2019). И кто слышал про Osborne Computers в этом году? Эти и многие другие примеры подтверждают, что первооткрывателем быть не сложно, сложно закрепить успех, причем тенденция прослеживается не только в технической и инновационной сфере, но и в экономической – Макдоналдс. Однако все эти примеры просто подчеркивают главную истину: инновации, а порой даже и технологии не могут улучшить ситуацию в бизнесе, как и не могут предотвратить его крах. И когда при использовании инноваций принимается простое и необдуманное решение, оно просто ускоряет крах. В настоящее время, как было отмечено ранее, слишком большая роль отводится инновациям, как на конференциях и круглых столах, так и при обсуждении проблемы экономического роста с представителями бизнеса. Важность инноваций практически забивается нам в голову. В то время как компании, ставшие пионерами использования инноваций, относятся к ним как к части собственной культуры, независимо от того, модны ли инновации или нет. Таким образом, если компания ищет адекватные меры, бросается от одного к другому и готова использовать любые инновации, то это как раз разделительная черта, от которой вероятнее всего пойдет спад, так как нельзя руководствоваться страхом отстать, остаться позади всех. Никакие инновации не заменят четкую концепцию развития предприятия, ее корпоративной культуры и деловой этики, производимого и продвигаемого товара. Никакие инновации не заменят успешную стратегию развития и никакие инновации и технологии, будучи всевозможными быстрыми решениями, не способны уберечь компанию от краха. Создание идеальных условий для внедрения инноваций: только если инновации соответствуют накопленному долгосрочному потенциалу компании, они рассматриваются как стимул для саморазвития, а не бюджет, который нужно освоить, и одновременно согласуются с концепцией ведения бизнеса и соответствуют используемым технологиям, то существует вероятность успешного применения этой инновации. Таким образом, инновации должны быть тщательно выбраны, чтобы добиться исключительных результатов, и нельзя следовать моде на инновации. К инновациям нужно относиться очень осторожно, как к акселератору (ускорителю), и помнить, что после внедрения инноваций может как ускориться рост, так и ускориться падение.

Заключение

Инновации нужно рассматривать только как акселераторы, так как они выступают как ускорителями роста, так и ускорителями падений компаний. Опыт успешных компаний, являющихся лидерами внедрения инноваций, подтверждает, что инновации не могут быть причиной преобразований, преобразования должны быть заложены до внедрения инноваций, а также инновации должны быть тщательно отобраны и соответствовать технологии и собственной концепции развития бизнеса.

Начинать преобразования в компании нужно с базовых и опорных вещей, но никак не с внедрения новых технологий или инноваций, так как их внедрение нужно согласовать с концепцией ведения бизнеса и его базовыми элементами. Также стоит обратить внимание на то, что передовые инновации успешных компаний с лидирующими позициями на рынке с большим трудом будут применены их конкурентами. А если и будут применены, то не достигнут подобных результатов. От каждой отдельно взятой компании требуется индивидуальный подход по применению инноваций для достижения конкретных результатов.

Компании, которые определили собственный путь развития с применением инноваций и собрали необходимые важные данные, не будут бояться остаться позади и, соответственно, не будут торопиться при пошаговом внедрении инноваций, что, в свою очередь, снизит риск неблагоприятного воздействия инноваций как акселератора. В дальнейшем нужно исследовать оптимальный размер фонда инноваций или его долю в фонде инвестиций и новых проектов.


Источники:

1. Абдикеев Н.М. и др., Инновационное развитие России: проблемы и решения, монография. Ред. коллегия: д.э.н., проф. Эскиндаров М. А.; д.э.н., проф. Сильвестров С. Н.; д.э.н. Казанцев С. Н.; к.э.н., доц. Гостева Н. А. 2014. М.: С. 1378.
2. Арутюнова Г.И. и др. Интеллектуальный капитал и инновационное развитие экономики, науки и образования. Монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2019. — 146 с.
3. Путятина Л.М., Арсеньева Н.В., Орлова О.В. Особенности иннова-ционных процессов на современных предприятиях // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1091-1098. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40961.
4. Прядко-Каныбекова О.Ю. Формирование и управление фондами на предприятиях // Право, экономика и управление: теория и практика : материалы Всеросс. науч. конф. с международным участием (Чебоксары, 10 апр. 2020 г.) / редкол.: К.Г. Яковлев [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020.
5. Владышевский В.Ю. и др. Социально-экономические и правовые основы инновационного развития. Монография / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева — Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». — 2018. — 162 с.
6. Груздов В. В., Шамхалов Ф. И. Инновационное развитие интегри-рованных корпоративных структур с государственным участием в современных условиях: Монография. — М.: МИРЭА - Российский технологический университет, 2018. — 448 с.
7. Ильчиков М.З., Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты. Монография. 2017. М.: Кнорус. С 122.
8. Коллинз Д. От хорошего к великому. 2018 М.: Манн, Иванов и Фербер, С 175.
9. Марчук В.И. Проблемы использования информационных технологий в малом бизнесе. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 5. С. 51-55.
10. Демакова Д.А., Толстопятова А.А. Влияние брендинга на развитие малых инновационных компаний // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1535-1542. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41438.
11. Клещева О.А. Прогнозирование жизненного цикла инновации с учетом влияния инфляции // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 3. – с. 405-416. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39351.
12. Клещева О.А., Сайфуллина Ф.М. Прогнозирование спроса на инновационный продукт с учетом влияния макроэкономических факторов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 945-954. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41011.
13. Молчанова С.М., Лосев К.В. Влияние инноваций на конкурентоспособность выпускаемой продукции // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1373-1382. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41245.
14. Райская М.В. Инструментально-стратегический аспект управления инновационной восприимчивостью компании // Вопросы инновационной эко-номики. – 2019. – Том 9. – № 1. – с. 97-110. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39763.
15. Чехломин С.В., Аксянова А.В. Инновационная активность органи-заций в России и факторы, влияющие на нее // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1459-1468. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41214.
16. VisiCalc (for "visible calculator"), Википедия, // [https://en.wikipedia.org/wiki/VisiCalc] (дата обращения: 09.04.2020).
17. Osborne Computer Corporation» ", Википедия, //[https://en.wikipedia.org/wiki/Osborne_Computer_Corporation] (дата обращения:09.04.2020)

Страница обновлена: 29.08.2020 в 09:39:23