Сетевые формы организации логистического сервиса в трансграничной электронной торговле

Парфенов А.В.1, Вэй Шухань1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 7 (Июль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68568277

Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления развития торговой и логистической сети в трансграничной электронной торговле, предлагаются типовые стратегии роста, выявляются наиболее актуальные на сегодняшний день тенденции, связанные с открытием предприятиями электронной торговли магазинов традиционной («офлайн») торговли. Проводится анализ тенденций развития логистического сервиса в трансграничной электронной торговле на рынках разных стран и регионов, исследуются сетевые формы организации логистического обслуживания как покупателей, так и поставщиков (продавцов). Выявляются последствия влияния санкций на трансграничные цепи поставок в электронной торговле. Обосновывается необходимость применения системного, целостного подхода к организации логистического сервиса на основе формирования логистических сетей и внедрения логистических инноваций. Предлагаются типовые стратегии и основные формы организации логистического сервиса в трансграничной электронной торговле

Ключевые слова: трансграничная электронная торговля, трансграничные цепи поставок, логистическая сеть, логистические инновации, логистический сервис

JEL-классификация: L89, L89, M11, M21



Введение

Современные тенденции развития электронной торговли обусловлены комплексом экономических, политических, технологических и др. факторов, которые с одной стороны приводят к трансформации или полному ограничению функционирования цепей поставок в определенных внешнеэкономических направлениях, а с другой стороны создают возможности для совершенствования трансграничных цепей поставок на основе поиска и появления новых форм организации последних.

В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы внедрения и применения инновационных логистических решений организационного и технологического характера, в том числе развитие трансграничной электронной торговли на основе сетевой организации логистического сервиса или организации логистических сетей, которые обеспечивают увеличение глубины проникновения и широты охвата рынка.

Вопросы организации и развития электронной торговли, применения логистических инноваций, организации трансграничных цепей поставок, а также сетевой организации торговли рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных специалистов.

Кролли О.А., Мальков С.С., Парфенов А.В. [1] рассматривают вопросы организации логистики в розничной торговле, уделяя значительное внимание прежде всего розничным торговым сетям и предлагая трактовку соответствующего понятия, отмечают формирование отдельного научного направления – теории сетевой торговли. Кроме того авторы раскрывают содержание инновационной логистики и приводят типологию логистических инноваций, применяемых в торговых сетях.

Смирнова Е.А. и Чжао Дань [2], обобщая разные подходы, предлагают типологию цепей поставок, в которой международные цепи поставок подразделяются на глобальные и трансграничные, проводят сравнительный анализ основных форм электронной торговли.

Китайские специалисты [3] рассматривают проблематику внедрения цифровых технологий в разные отрасли экономики Китая, а также их влияние на развитие экономики в целом. Также отдельное внимание уделяется развитию розничной электронной торговли в Китае на основе внедрения цифровых технологий, рассматривается применение цифровых технологий в логистических процессах в онлайн-торговле.

В то же время несмотря на значительное количество публикаций, недостаточно изученными остаются вопросы организации логистики трансграничной электронной торговли: организации логистического сервиса, применения логистических инноваций, а также сетевой организации трансграничной электронной торговли, и, в частности, формирования логистических сетей.

В связи с этим особую актуальность приобретает применение инновационных логистических решений технологического и организационного характера, к которым можно отнести и сетевую организацию логистического сервиса в электронной торговле, которая в трансграничных цепях поставок приобретает разные формы и позволяет решить логистическую задачу увеличения охвата, достичь стратегической цели обеспечения устойчивого конкурентного преимущества, а в результате и обеспечения роста продаж.

Целью исследования является обоснование необходимостидля выработки комплексного подхода к организации логистического сервиса в трансграничной электронной торговле в сетевых формах и на основе логистических инноваций, выявление таких подходов.

Научная новизна заключается в авторском анализе современных тенденций развития логистического сервиса в трансграничных цепях поставок в электронной торговле, выявлении способов сетевой организации логистики электронных торговых площадок для выработки комплексного подхода к организации логистического сервиса в трансграничной электронной торговле в сетевых формах.

Авторская гипотеза состоит в необходимости применения системного, целостного подхода к организации логистического сервиса на основе формирования логистических сетей и внедрения логистических инноваций для обеспечения конкурентоспособности трансграничной электронной торговли и развития трансграничных цепей поставок

При проведении исследования в качестве методологической основы применялись сравнение и обобщение, индуктивный и дедуктивный методы, статистическая обработка данных. Были использованы работы отечественных и иностранных специалистов по электронной торговле и трансграничным цепям поставок, аналитические материалы профессиональных объединений в области электронной торговли, аналитические исследования по организации логистики электронной торговли.

Основные направления и стратегии роста торгово-логистической сети в трансграничной электронной торговле

Развитие торгово-логистической сети операторов как традиционной, так и электронной торговли как правило проходит в рамках основного канала продаж. Однако, все более актуальной становится реализация целей роста сети на основе новых для предприятия каналов: предприятия традиционной торговли развивают электронную торговлю и создают в дополнение к торговой логистическую сеть, а предприятия электронной торговли открывают традиционные магазины, создавая таким образом торговую сеть.

В частности, маркетплейс Lamoda, реализуя стратегию омниканальности, к началу 2024 г. открыл 70 магазинов розничной торговли («офлайн»). При этом в ближайшие 3 года планируется открыть 300 таких магазинов. Логистическая сеть компании включает в себя 65 тыс. пунктов выдачи, из которых 830 – собственные. При этом компания планирует увеличение количества собственных пунктов выдачи до 1100 в ближайшие годы, что обусловлено необходимостью обеспечить высокие стандарты качества обслуживания [4].

В 2015 г. Amazon открыл книжный магазин в Сиэтле. В магазине цены соответствовали указанным на сайте компании, а оплата возможна была только безналичными средствами или через приложение. Впоследствии компания развивала сеть таких магазинов. В 2017 Amazon купил сеть супермаркетов WholeFoods. Это позволило не только расширить сферу влияния, но и решить логистическую задачу: магазины выполняли функции пунктов выдачи, куда осуществлялась доставка продуктов питания в категории Amazon Fresh. Кроме того, одной из логистических инноваций компании стало не просто применение постаматов, расположенных в торговых центрах и магазинах, а установка их непосредственно в жилых домах [5].

Китайский маркетплейс JD в 2015 г. инвестировал 700 млн. долл. в китайскую сеть супермаркетов YonghuiSuperstores [JD]. Компания электронной торговли Alibaba открыла сеть супермаркетов «ультрасвежих» продуктов. Китайская электронная площадка развивает сотрудничество с сетью магазинов электроники Gome [7].

Сеть магазинов одежды Peacebird во время ограничений, связанных с ковидом, была вынуждена закрыть значительную часть своей торговой сети (к апрелю 2021 г. в сети осталось 4632 магазина) и развивать Интернет-каналы продаж. В первом квартале 2021 года выручка от продаж на основе электронной торговли выросла на 51,7 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [8].

Таким образом, можно выделить следующие стратегии роста торговой и логистической сети предприятий традиционной и электронной торговли, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Стратегии роста торгово-логистической сети предприятий торговли

Канал
Торговля
традиционная
электронная
Торговая сеть (магазины)
развитие (рост охвата) торговой сети за счет открытия новых торговых подразделений
открытие предприятиями электронной торговли собственных магазинов розничной торговли («офлайн»)
Логистическая сеть (пункты выдачи)
открытие традиционными предприятиями розничной торговли собственных пунктов выдачи для обслуживания электронной торговли
развитие (рост охвата) логистической сети (пунктов выдачи) предприятий электронной торговли
Источник: составлено авторами на основе [4-8].

Развитие традиционной торговли на основе роста торговой сети и электронной торговли на основе роста логистической сети можно отнести к интенсивному росту в пределах существующей формы организации торговли. В то же время развитие электронной торговли на основе создания торговой сети и традиционной торговли на основе создания логистической сети и применения электронных каналов продаж можно условно отнести к росту на основе диверсификации. Организация торговой сети в электронной торговле возможна как на основе ее создания самим предприятием, так и на основе поглощения существующих торговых сетей – горизонтальной интеграции. При этом в трансграничной электронной торговле развитие сети на основе организации магазинов традиционной («офлайн») торговли может быть реализовано уже на завершающем этапе выхода на новые рынки, когда сформирована собственная логистическая инфраструктура и логистическая сеть.

Анализ тенденций развития логистического сервиса в трансграничной электронной торговле

Логистический сервис в электронной торговле предполагает организацию логистического обслуживания как покупателей, так и поставщиков (продавцов). В первом случае это хранение-доставка-выдача товаров конечным покупателям, а во втором – предоставление поставщикам услуг по доставке, хранению, упаковке, маркировке, комплектации заказов и т.п.

В условиях внутренней электронной торговли разграничение логистического сервиса для покупателей и для поставщиков обусловливается особенностями и уровнями организации и разграничения услуг фулфилмента. В общепринятой практике существует три типовые формы организации фулфилмента: Fulfillment-by-Operator (FBO), Fulfillment-by-Seller (FBS), Distribution-by-Seller (DBS). Структура и разграничение услуг фулфилмента представлены в таблице 2.

Таблица 2

Виды организации фулфилмента на маркетплейсах

Функции
Виды фулфилмента
коммерческие
логистические
FBO
FBS
DBS
Размещение информации о товаре на электронной площадке





Хранение



Обработка заказа



Комплектация заказа



Упаковка



Доставка/выдача покупателю



Обработка возвратов



Маркетинг




Продажа



Обозначения: операции, выполняемые оператором фулфилмента (маркетплейсом)

Источник: составлено авторами на основе [9].

В условиях трансграничной электронной торговли разграничение логистического сервиса для покупателей и для поставщиков (продавцов) дополняется наличием таможенных и государственных границ между маркетплейсом и поставщиком (логистический сервис для поставщиков), между маркетплейсом и покупателем (логистический сервис для покупателей), а также между всеми тремя субъектами (глобальный логистический сервис). Усложнение и разделение сервиса связано с отсутствием на первом этапе выхода на внешние рынки логистической инфраструктуры как для поставщиков, так и для покупателей, а также необходимостью прохождения таможенных процедур. Сам сервис, соответственно, дополняется оказанием услуг по таможенному оформлению и прохождению таможенных процедур.

При выходе на иностранные рынки поставщиков маркетплейсы на первом этапе ограничиваются предоставлением своей электронной площадки для организации продажи, только после этого открывая представительство и создавая логистическую инфраструктуру. Так, Ozon Global (подразделение Ozon по работе с международными поставщиками) в августе 2022 открыло представительство в Турции, а в ноябре 2022 – представительство в Китае. Однако привлечение поставщиков из этих стран к торговле на своей электронной площадке началось гораздо раньше. Первоначально доставка осуществлялась через независимые службы доставки, такие как GBS, Unitrade, Hecny, Eshun, XingyuanExpress, Cainiao. Впоследствии в сентябре 2022 года организована партнерская доставка в Китае, что позволило сократить сроки доставки из Китая в Россию в 2 раза [10, 11].

Таким образом, Ozon предлагает поставщикам две формы сотрудничества [12]:

- Fulfillment-by-Seller, при которой компания предоставляет только услуги электронной торговой площадки, а логистическое обеспечение организует сам поставщик, который также может воспользоваться услугами партнерской доставки;

- Fulfillment-by-Partner (возможна только для поставщиков в Китае), при которой партнер компании берет на себя организацию логистического сервиса для поставщика (хранение, комплектация заказа, доставка, обработка возвратов).

У американского маркетплейса Amazon также существует направление Amazon Global Logistics, связанное с организацией трансграничной логистики. При этом компания предлагает комплексный логистический сервис по доставке товаров только из материкового Китая и Гонконга в США, Великобританию, Францию, Германию, Испанию и Италию. Этот сервис включает в себя получение товара у поставщика, упаковку, маркировку, страхование, доставку, а также таможенное оформление в стране отправления и назначения [13]. В то же время в остальных странах доставка товара до склада компании осуществляется силами продавца. Продажа товаров на Amazon возможна через 16 электронных площадок, сгруппированных по четырем регионам: Европа (6 площадок), Азиатско-Тихооеканский регион (4 площадки), Ближний Восток (2 площадки), Америка (4 площадки).

В этих регионах Amazon предлагает поставщикам две формы сотрудничества [14]:

- Fulfillment-by-Seller (FBS), при которой компания предоставляет только услуги электронной торговой площадки, а поставщик сам организует доставку и выполнение всех таможенных процедур; при этом для осуществления доставки он может воспользоваться услугами почтовых сервисов, рекомендованных компанией Amazon, таких как UPS, DHL, EMS, Yamato (на территории Японии);

- Fulfillment-by-Amazon (FBA), при которой партнер компании берет на себя организацию логистического сервиса для поставщика (хранение, комплектация заказа, доставка, обработка возвратов), однако если поставщик находится не на территории страны расположения склада и работы электронной площадки, то доставку до фулфилмент-центра компании он должен организовать самостоятельно. При этом подключение поставщика к программе FBA в одном регионе и размещение товаров на складе Amazon дает возможность продавать товары только в этом регионе.

Отдельные условия организации фулфилмента существуют для поставщиков на территории Европы. На товар, который хранится на складе компании в одной из европейских стран, распространяется общеевропейская программа FBA без взимания дополнительной платы, что позволяет продавать его на всех шести европейских электронных торговых площадках [14].

В электронной торговле европейских стран доминирующее положение занимают Amazon и E-bay. Для Европы также характерно региональное разделение рынка электронной торговли, когда каждую страну обслуживает свой национальный маркетплейс.

Китайский рынок электронной торговли также имеет свою специфику. В таблице 3 представлены основные электронные торговые площадки Китая.

Таблица 3

Электронные торговые площадки Китая

Название
Специализация
Формат
Обслуживаемый рынок
Alibaba
универсальная
B2B
международный
1688
универсальная
B2B
внутренний
Taobao
универсальная
C2C, B2C
внутренний
Pinduoduo
сервис групповых покупок
B2C
внутренний
Poizon
продажа брендовых товаров с проверкой качества
B2C
внутренний
GlobalSources
универсальная, организация онлайн-выставок
B2B
международный
Made-in-China
электронная площадка для поиска оптовых поставщиков
B2B
международный
Youpin
продажа новых (инновационных) товаров
B2C
внутренний
YiwuGo
онлайн-витрина
B2C
международный
Lightinthebox
продажа популярных товаров
B2C
международный
Aliexpress
универсальная
B2C
международный
Joom
поставщики из Азии
B2C
внутренний
Tmall
торговля брендовыми товарами
B2C
внутренний и международный
JingDong (JD)
универсальный
B2C
международный
Suning
бытовая техника, товары для женщин и детей
B2C
внутренний
VIP Shop
распродажа брендовых товаров
B2C
внутренний
DhGate
продажа копий брендов
B2C
международный
HKTDC
продажа товаров OEM, маркетинговые услуги
B2B
внутренний
Источник: составлено авторами на основе [15, 16].

По данным на 2021 г. [16] можно выделить следующие основные китайские маркетплейсы и соответствующие им доли рынка: Tmall – 61,5 %, JD – 24,2 %, Suning – 6,7 %, VIP – 3,7 %, Gome – 0,7 %, DangDang – 0,5 %.

Поставщиками китайских электронных площадок являются производственные и торговые компании Китая. При этом рынок электронной торговли представлен как полноценными маркетплейсами, так и электронными площадками, выполняющими функции посредника или «витрины» для размещения информации о товаре и для заключения сделки. Для маркетплейсов характерна организация логистического сервиса в виде фулфилмента, тогда как у посредников как правило отсутствует централизованный, организованный логистический сервис, и обязанности по его выполнению возложены полностью на поставщиков. В частности, у поставщиков на Alibaba в некоторых случаях вообще отсутствует доставка товара.

В 2013 году группа Alibaba, Yintai, Fosun, Fuchun, SF Express и другие логистические операторы создали структуру под названием «Cainiao Logistics», которая должна была выполнять функции интеллектуальной логистической магистральной сети. На тот момент перед ней ставилась задача в течение 8-10 лет поддерживать ежедневные розничные продажи в размере 30 млрд. юаней (на сумму 3,82 млрд. евро), с возможностью доставкив течение 24 часов в любой регион Китая [17].

В то же время оборот трансграничной электронной торговли Китая достиг 12,9 трлн. юаней (1,68 трлн. евро) в 2020 году, увеличившись на 19,4% по сравнению с показателями предыдущего года. Такой рост связывают в том числе с расширением сотрудничества компаний в рамках «шелкового пути» [17].

Трансформация трансграничной электронной торговли происходит и под влиянием политических факторов, главным из которых являются санкционные ограничения в отношении России со стороны стран Запада.

Так, среди китайских электронных торговых площадок, характеризующихся наиболее глубоким проникновением на российский рынок, следует отметить маркетплейс Aliexpress. В 2015 г. в России была официально зарегистрирована Alibaba Group, а в 2019 появилось совместное предприятие Aliexpress Russia, в котором компания Alibaba владела долей 47%, остальная часть акций была распределена между российскими совладельцами. При этом у компании были масштабные планы по развитию и росту на российском рынке. Так, в 2021 г. у Aliexpress Russia было 45 тыс. продавцов из России и 225 тыс. из Китая, которые принесли компании соответственно 55 млрд. руб. и 229 млрд. руб. Компания развивала свою логистическую инфраструктуру, в частности, приобрела склад в Подмосковье. Для развития логистической сети была выкуплена доля в 50% в компании Kazan Express. Однако после февраля 2022 г., опасаясь санкций США, компания стала сворачивать свою деятельность в России [18].

В 2022 году под влиянием санкций с российского рынка ушли ключевые зарубежные перевозчики, успешно работавшие на нем много лет. Это такие компании, как DHL, FedEx Corporation, TNT Express, United Parcel Service, и другие. Эти компании в основном осуществляли логистическое обслуживание трансграничной электронной торговли, которая также сократилась за последние годы, поэтому их уход как либо значительно не повлиял на российский рынок [19].

Санкционные ограничения могут привести к прекращению доставки маркетплейсом товаров на зарубежные рынки. Или же работа маркетплейса и доставка товаров изначально ограничена внутренним рынком. В этом случае возможна организация доставки в другую страну с помощью логистических посредников, что, по сути, приводит к формированию отдельной формы логистического сервиса в трансграничной электронной торговле – так называемого «мейлфорвардинга» (mail forwarding) [20]. Последний также можно отнести к логистической инновации, обеспечивающей, с одной стороны возможность трансграничной доставки и, соответственно, трансграничной электронной торговли, а с другой стороны, сетевой характер организации логистического сервиса, так как компании, оказывающие подобные услуги, уже обладают своей развитой логистической сетью.

Так, компания CDEK открыла направление CDEK Forward по оказанию услуг по доставке товаров из зарубежных интернет-магазинов и маркетплейсов, которые не доставляют свои товары в Россию напрямую. Склады компании расположены в 21 стране. Для приобретения товара покупателю необходимо приобрести товар в одной из этих стран и заказать курьерскую доставку до склада компании на территории этой страны. CDEK Forward получает товар на складе и доставляет его в Россию, осуществляя выдачу товара через свою логистическую сеть (собственные пункты выдачи и партнерские постаматы). Компания осуществляет страхование товара, таможенное оформление, также возможно оказание услуг по проверке качества товаров на складе компании в стране приобретения [21].

В феврале 2023 г. в рамках направления CDEK Forward был открыт также склад в Шанхае и началась также доставка товаров, продаваемых в китайских маркетплейсах, которые осуществляют свою деятельность в пределах национальных границ. В частности, возможна доставка в Россию товаров, приобретенных на таких электронных площадках как Taobao, 1688, Alibaba, китайское подразделение Amazon, JD, Pinduoduo и Poizon [22].

Стратегии и формы организации логистического сервиса в трансграничной электронной торговле

Рассмотренная практика организации логистического сервиса как для покупателей, так и для продавцов позволяет выделить следующие формы организации логистического сервиса в трансграничной электронной торговле, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Формы организации логистического сервиса

в трансграничной электронной торговле

Организация логистического сервиса
Направление логистического сервиса
для поставщиков
для покупателей
с участием оператора
Fulfillment-by-Operator (-by-Partner) – оператор (маркетплейс) или его партнер берет на себя организацию логистического сервиса для поставщика из другой страны (хранение, комплектация заказа, доставка, таможенное оформление, обработка возвратов)
организация доставки и выдачи товара оператором (маркетплейсом) на основе его собственной или партнерской логистической сети в стране пребывания покупателя (получателя) товара
без участия оператора
Fulfillment-by-Seller – поставщик из другой страны сам организует доставку до склада оператора (маркетплейса) и выполнение всех таможенных процедур (в т.ч. с помощью партнерских служб доставки, рекомендуемых оператором)
«мейлфорвардинг» – организация получения, доставки товара из другой страны и его выдачи с помощью логистических посредников, обладающих своей развитой логистической сетью в стране пребывания покупателя (получателя) товара
Источник: составлено авторами на основе [12, 14, 20-22].

Проведенный анализ основных тенденций позволяет сделать вывод о том, что ограничения в трансграничной электронной торговле как объективного характера, обусловленные необходимостью прохождения таможенных процедур, неразвитостью логистической инфраструктуры, так и субъективного характера, обусловленные, в частности, вводимыми санкциями, приводят к адаптации логистического сервиса к изменениям на основе появления новых форм его организации.

Систематизация логистического сервиса в трансграничной электронной торговле также может быть построена на следующих предпосылках. По территориально-географическому признаку, как известно, цепи поставок делятся на внутренние (национальные) и международные. Последние, в свою очередь, делятся на глобальные и трансграничные. Такое разделение обусловлено в первую очередь особенностями и различием в организации управления цепями поставок. Отличительной особенностью глобальных цепей поставок является наличие единых корпоративных стандартов управления товарными и другими потоками независимо от географического положения производителей, поставщиков и покупателей, наличие «виртуального системного интегратора» [2]. В условиях электронной торговли такие стандарты определяет оператор электронной торговли, маркетплейс.

Таким образом, по уровню глобализации цепей поставок можно выделить следующие стратегии организации логистического сервиса, представленные в таблице 5.

Таблица 5

Стратегии организации логистического сервиса

в трансграничной электронной торговле

Покупатель
Поставщик
внутренний
внешний
Внутренний
внутренний логистический сервис – внутренние цепи поставок
трансграничный логистический сервис для поставщиков – трансграничные цепи поставок
Внешний
трансграничный логистический сервис для покупателей – трансграничные цепи поставок
глобальный логистический сервис – глобальные цепи поставок
Источник: составлено авторами на основе [2].

Организация взаимодействия поставщиков и покупателей на внутреннем рынке предполагает организацию внутренних цепей поставок и внутреннего логистического сервиса. Привлечение маркетплейсом поставщиков на внешнем рынке предполагает организацию трансграничного логистического сервиса для поставщиков. Выход предприятия электронной торговли на новые рынки сбыта требует организации трансграничного логистического сервиса для покупателей. Глобализация сферы влияния предприятия электронной торговли на основе роста его ресурсного потенциала позволяет ему включать в свою систему поставщиков и покупателей на внешних рынках, организуя глобальный логистический сервис на основе глобальной цепи поставок. Такой подход позволяет сформулировать типовые стратегии и предложить системные стратегические решения по обеспечению логистического сервиса в трансграничной электронной торговле на основе сетевых форм его организации.

Заключение

Таким образом, в рамках проведенного исследования было выявлено, что развитие трансграничной электронной торговли осуществляется на основе поиска и реализации новых форм организации и новых направлений и стратегий роста торгово-логистической сети. Происходит совершенствование логистического сервиса электронных торговых площадок на основе инновационных логистических решений организационного и технологического характера. При этом основной тенденцией является развитие сетевых форм организации логистического сервиса.

Организация логистического сервиса в трансграничной электронной торговле осуществляется как в отношении поставщиков, так и в отношении покупателей. При этом глобализация сферы влияния предприятия электронной торговли возможна на основе единых стандартов организации логистического сервиса, а также развитой транспортно-складской инфраструктуры и логистической сети. В то же время современные тенденции развития электронной торговли таковы, что рост торгово-логистической сети осуществляется на основе выхода за пределы характерной для торгового предприятия формы организации торговли, когда предприятия традиционной торговли создают логистическую сеть и развивают электронную торговлю, а предприятия электронной торговли создают торговую сеть,

Таким образом, можно сделать вывод о том, что только системные, стратегические решения по организации и совершенствованию логистического сервиса на основе логистических сетей и при условии применения инновационных логистических решений позволят обеспечить развитие трансграничной электронной торговли, а также формирование устойчивой конкурентной позиции предприятий трансграничной электронной торговли на долгосрочную перспективу.


Источники:

1. Кролли О.А., Мальков С.С., Парфёнов А.В. Логистика в сетевой розничной торговле. Управление цепями поставок и инновации. - СПб.: Изд-во «Новый век», 2008. – 197 c.
2. Смирнова Е.А., Чжао Дань Логистика трансграничной электронной торговли. / монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. – 154 c.
3. Ма Хуатэн, Мэн Чжаоли. Ян Дели, Ван Хуалей Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфра-структуры национальной экономики. - М.: Интеллектуальная литература, 2019. – 250 c.
4. Lamoda откроет 300 магазинов и 330 собственных ПВЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/news/lamoda-otkroet-300-magazinov-i-330-sobstvennykh-pvz-28-marta-2024-239213 (дата обращения: 20.05.2024).
5. Мур Ш. Б. AMAZON. Как изменить мир по своему сценарию. - М.: ИД «Комсомольская правда», 2020. – 112 c.
6. JD.com Invests $700 Million In Chinese Supermarket Chain Yonghui. – 07.08.2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/ywang/2015/08/07/jd-com-invests-700-million-in-chinese-supermarket-chain-yonghui/?sh=16465725169b (дата обращения: 20.05.2024).
7. 3 кита китайского e-commerce. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/3-kita-kitayskogo-e-commerce (дата обращения: 20.05.2024).
8. Chinese Retailer Peacebird Sees Q1 Net Profit Rise 2,222%. [Электронный ресурс]. URL: https://www.businessoffashion.com/news/china/chinese-high-street-retailer (дата обращения: 20.05.2024).
9. FBS или FBO – сравниваем схемы работы на маркетплейсах и выбираем подходящую. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/marketing/fbs-ili-fbo-sravnivaem-skhemy-raboty-na-marketpleysakh-i-vybiraem-podkhodyashchuyu (дата обращения: 20.05.2024).
10. Ozon запустил партнерскую доставку товаров из Китая. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220920/kitay-1818048220.html (дата обращения: 20.05.2024).
11. Ozon Global. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Компания:Ozon_Global (дата обращения: 20.05.2024).
12. Как устроена доставка из-за рубежа на Ozon Global. [Электронный ресурс]. URL: https://allo.tochka.com/ozon-import (дата обращения: 20.05.2024).
13. Discover our global ocean freight. [Электронный ресурс]. URL: https://sell.amazon.com/programs/amazon-global-logistics?ref_=sdus_sba_agl (дата обращения: 20.05.2024).
14. How to sell internationally with Amazon Global Selling. [Электронный ресурс]. URL: https://sell.amazon.com/global-selling/guide?ref_=sdus_gs_2nav_gu (дата обращения: 20.05.2024).
15. Китайские маркетплейсы – обзор 20+ интернет-сервисов для покупок в Китае. [Электронный ресурс]. URL: https://1688-master.com/kitajskie-marketplejsy-obzor-20-internet-servisov (дата обращения: 20.05.2024).
16. Бажов Е. Е. Made in China: как вести онлайн-бизнес по-китайски. - Москва: Эксмо, 2021. – 272 c.
17. Д\'Андреа К. Электронная торговля в Китае. ECC. - Издательские решения, 2022. – 147 c.
18. Алиэкспресс Россия. Закат китайского маркетплейса в РФ?. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/trade/720760-aliekspress-rossiya-zakat-kitayskogo-marketpleysa-v-rf (дата обращения: 20.05.2024).
19. Почему в России закрываются службы доставки и как интернет-магазинам от этого защититься. [Электронный ресурс]. URL: https://www.retail.ru/articles/pochemu-v-rossii-zakryvayutsya-sluzhby-dostavki-i-kak-internet-magazinam-ot-etogo-zashchititsya (дата обращения: 20.05.2024).
20. Что такое mail forwarding. [Электронный ресурс]. URL: https://www.postagemaker.com/en/10-publications/86-mail-forwarding (дата обращения: 20.05.2024).
21. Доставка товаров из США. [Электронный ресурс]. URL: https://global.cdek.ru/ (дата обращения: 20.05.2024).
22. CDEK Forward открыл для россиян китайские маркетплейсы. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/cdek/595659-cdek-forward-otkryl-dlya-rossiyan-kitayskie-marketpleys (дата обращения: 20.05.2024).

Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:34:48