Механизм развития трансграничного торгово-экономического сотрудничества в контексте совершенствования территориального капитала региона

Хмелева Г.А.1, Тот Б.И.2, Костромин К.О.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 University of Sopron, Россия

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Хмелева Г.А., Тот Б.И., Костромин К.О. Механизм развития трансграничного торгово-экономического сотрудничества в контексте совершенствования территориального капитала региона // Экономические отношения. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 427-446. – doi: 10.18334/eo.13.3.118830.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54628432

Аннотация:
Приграничное сотрудничество является основой прочных дружественных отношений сопредельных стран. Авторами выдвинута гипотеза о том, что территориальный капитал приграничного региона в качестве неотъемлемого элемента включает приграничное сотрудничество, которое позволяет укрепить потенциал конкурентоспособности. Для доказательства гипотезы авторы дополнили структуру элементов территориального капитала, обобщили данные кейс-анализа проектов приграничного сотрудничества российских приграничных регионов, граничащих с европейскими странами. Предложена классификация интересов ключевых групп участников приграничного сотрудничества, детализирующая интересы не только по группам, но и по возрасту населения, где интересы и мотивы приграничного сотрудничества существенно различаются между собой. На основе развития теоретической базы приграничного сотрудничества в данном исследовании, а также результатов предыдущих исследований предложен механизм развития трансграничного сотрудничества, включающий подходы, принципы, методы и действия, способствующие приращению территориального капитала и укреплению потенциала конкурентоспособности приграничного региона.

Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, приграничное сотрудничество, территориальный капитал, человеческий капитал, социальный капитал

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯИК № 21-510-23002.

JEL-классификация: F01, F15, F23

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Активизация трансграничного сотрудничества способствует повышению уровня территориального капитала, который представляет собой совокупность материальных и нематериальных активов территории.

Дискуссии о территориальном капитале в трансграничном сотрудничестве в последние годы вышли на новый уровень детализации отдельных аспектов, важнейшим из которых является ответ на вопрос о стимулах и механизмах объединения предпринимательских усилий, чтобы за счет сочетания «институтов, правил, практик, производителей, исследователей и политики сделать возможным реализацию творческого подхода и создание инноваций» [1] (Camagni, 2008).

Проблема исследования состоит в недостаточной изученности территориального капитала и его важного компонента – приграничного сотрудничества. Авторы пытаются устранить данный пробел, что будет способствовать укреплению территориального капитала за счет такого важного, но недооцененного элемента, как приграничное сотрудничество.

Целью исследования является уточнение компонентов территориального капитала и разработка механизма трансграничного торгово-экономического сотрудничества в контексте повышения территориального капитала региона.

Материалом исследования послужили открытые данные о планируемых и реализованных проектах приграничного сотрудничества европейских и российских регионов, данные социологического опроса, проведенного среди населения и экспертов в 2023 году в Большечерниговском районе Самарской области, граничащем с Западно-Казахстанской областью Республики Казахстан. В опросе приняли участие более 150 человек, что соответствует 2%-й выборке населения. Результаты данного опроса послужили основанием для классификации интересов участников приграничного взаимодействия.

В статье используются общетеоретические методы анализа научной литературы (синтез, анализ, сравнение, обобщение), кейс-анализ открытых данных, а также метод качественного анализа данных социологического опроса населения и экспертов, проведенного в составе группы исследователей Самарского государственного экономического университета в июне 2023 года.

Гипотеза исследования заключается в том, что неотъемлемым элементом территориального капитала приграничного региона является приграничное сотрудничество, поскольку позволяет развивать «жесткие» и «мягкие» его компоненты, способствует укреплению конкурентоспособности приграничных регионов.

Обзор литературы

Считается, что концепция территориального капитала приобрела особую популярность в региональных исследованиях с начала 2000-х годов, когда стало понятно, что синергизм территориального развития достигается не за счет строгих функциональных взаимосвязей, но за счет особых межсубъектных отношений, позволяющим экономическим агентам быть восприимчивыми к внешним стимулам, реагировать на них творчески и в процессе совместного сотрудничества достигать синергетического эффекта не только для своей компании, но и в целом позитивно влияя на развитие территории [2] (Camagni, Capello, 2013).

В этом смысле территории как многомерные пространства, в которых пересекаются потоки экономических, социальных, экологических и когнитивных измерений [3] (Camagni, 2017) вряд ли могут быть ограничены формальными границами, чтобы получить наиболее полный синергетический эффект, определяя потенциал роста территории.

Распространению концепции территориального капитала способствовало понимание роли нематериальных компонентов, таких как человеческий капитал, капитал взаимоотношений и социальный капитал, которое значительно обогатило теорию региональной экономики в определении территориальной конкурентоспособности [4-6] (Kitson, Martin & Tyler, P. 2004; Tóth, 2015; Carayannis, Barth & Campbell 2012).

В современном понимании территориальный капитал включает полный спектр материальных и нематериальный активов. Европейские исследователи среди материальных активов выделяются природное и культурное наследие, искусственные общественные блага и частные капитальные блага. Нематериальный компонент включает человеческий и когнитивный капитал, капитал идентичности, социальный капитал и капитал отношений [3] (Camagni, 2017).

В российских исследованиях также продолжаются дискуссии о сущности территориального капитала, в целом схожее мнение о составе его компонентов.

В составе компонентов территориального капитала выделяются физический капитал (природный и производственный) и нематериальный капитал (финансовый, культурный, экологический, человеческий и социальный).

Физический капитал включает совокупность материальных объектов территории независимо способа возникновения – в результате природных процессов или хозяйственной деятельности.

Все компоненты разделяются по источнику их возникновения. Одни являются характеристиками места, другие (человеческий и социальный капитал) характеристиками сообщества [7] (Suvorova, 2021).

Возможности оценки российского территориального капитала ограничены статистическими данными, направления оценки отвечают российской проблематике. В частности, подтверждается значительное межрегиональное неравенство и высокий уровень поляризации российских регионов по уровню территориального капитала, отмечены ограничения для восточной части страны [8] (Suvorova, 2022).

Показано влияние уровня территориальной идентичности населения на практику социального участия. В частности, выявлено, что население с высоким уровнем территориальной идентичности более активно вовлечены в планирование и управление городским пространством и в этом смысле делают свой вклад в территориальный капитал населения [9] (Vorobyeva, 2023).

Оригинальный представляется предложение о символическом капитале в контексте территориального развития, образованным культурными, религиозными, историческими аспектами, формирующими мировоззрение, формат мышления, шаблоны поведения населения и репутацию сообщества [10] (Yuspa, 2022). Схожей точкой зрения представляется предложение применять имидж территории как комплексную характеристику территориального капитала [11] (Polyakova, 2019).

Указанные характеристики хорошо дополняют территориальный капитал и могут получить развитие в процессе приграничного и в целом трансграничного сотрудничества [12-14] (Vasilyeva, 2019; Bobrova & Berezhnaya, 2021; Gocko, 2023).

Таким образом, на наш взгляд, наиболее полному использованию территориального капитала способствует трансграничное сотрудничество. Однако данный аспект пока еще не рассмотрен в научной литературе и представляет несомненный интерес.

Результаты исследования

Для разработки механизма трансграничного торгово-экономического сотрудничества, позволяющего максимизировать территориальный капитал, необходимо определиться со структурой и компонентами территориального капитала, определить принципы трансграничного сотрудничества, интересы участников и на этой основе построить модель указанного механизма.

В данной статье проведем разграничение между приграничным и трансграничным сотрудничеством. Под приграничным сотрудничеством будем понимать сотрудничество между муниципалитетами приграничных регионов. Под трансграничным сотрудничеством будем понимать сотрудничество между приграничными регионами.

Пожалуй, одна из первых структур территориального капитала была основана на сопоставлении компонентов в двух ключевых измерениях: хозяйственные отношения (общественные и частные блага, а также промежуточный класс клубных благ) и материальность (материальные, нематериальные блага и смешанные блага). Матричная схема позволила классифицировать источники формирования территориального капитала [1] (Camagni, 2008).

И, хотя состав территориального капитала остается дискуссионным, целесообразно представить структуру территориального капитала, состоящую из ключевых «жестких» и «мягких» компонентов.

Основные, или «жесткие» компоненты территориального капитала включают традиционные частные и общественные блага, составляющие основу привлекательности и конкурентоспособности региона, включая производственную систему, производственную и социальную инфраструктуру. Природные и культурные ресурсы образуют географический ландшафт и капитал культурного наследия. Производственная система позволяет производить материальные блага, используя преимущества спроса и предложения в локальном контексте, включает частный капитал, региональный товарооборот.

В последние годы все большее значение приобретают «мягкие» компоненты территориального капитала, такие как человеческий, социальный, креативный капитал. «Мягкие» компоненты территориального капитала образованы знаниями и предпринимательским духом, подкрепленные финансовым капиталом, обеспечивают креативный подход в решении самых смелых инновационных, технологических задач. Социальный капитал происходит из отношений в социуме на микроуровне, образуя среду доверия для построения экономических отношений между субъектами. Эффективное формирование и использование социального капитала невозможно без специфической институциональной системы, включающей нормы, правила, ценности и модели поведения. Такие активы могут как скреплять общество [1] (Camagni, 2008), так и действовать разрушительно, если в обществе не сложилось единого мнения в отношении доминирующих ценностей и представлений о правилах поведения.

Денежные внешние эффекты экономической деятельности оказывают свое воздействие на экономические субъекты посредством рынка. Воздействуют на людей через рынок: например, новая отрасль может стать причиной роста стоимости рабочей силы в других отраслях или падения стоимости задействованного в них капитала в результате снижения интереса заказчиков или потребителей к их продукции.

Все чаще высказывается мнение о том, что неотъемлемым компонентом территориального капитала является капитал взаимоотношений, включающий в себя установление и поддержание деловых связей между экономическими субъектами [15] (Benassi, D’elia & Petrei, 2021). Если «жесткие» компоненты образуют нечто схожее со структурным каркасом территориального капитала, то «мягкие» компоненты способствуют его подвижности и являются источником для повышения конкурентоспособности региона.

Трансграничное сотрудничество зависит от того, насколько развит в регионе «мягкий» компонент - капитал отношений, включающий в себя способность к сотрудничеству, коллективным действиям и коллективные компетенции (рис. 1).

Рисунок 1. - Место сотрудничества в системе компонентов территориального капитала

Figure 1. - The place of cooperation in the system of territorial capital components

Источник: составлено авторами.

Жесткие компоненты образуют своего рода материальный и товарный «каркас» территориального капитала, составляют его основу, на котором осуществляется приращение территориального капитала за счет использования мягких компонент. Теоретическая таксономия компонентов территориального капитала была представлена в работе Camagni [16] (Camagni, 2019). Авторы развивают данную таксономию, добавляя элемент трансграничного сотрудничества, чтобы подчеркнуть открытость экономики, необходимость построения внешних связей, использования потенциала приграничного положения (таблица 1).

Таблица 1

Структура элементов территориального капитала приграничного региона

Table 1

Structure of elements of border region territorial capital

Участие в конкуренции
Высоко
конкурирующие
Конкурентные
частные блага
Частный капитал
Внешние
эффекты (жесткие)
Производимые товары и услуги
Относительное частное
ноу-хау в:
– внешние
связи фирм
– трансфер инноваций
- результаты НИР, инновации университетов
Человеческий капитал:
– предпринимательство
– креативность
– частное ноу-хау
Внешние
эффекты (мягкие)
Конкурирующие
Клубные товары
Коллективные блага:
– ландшафт
(сельский/городской)
– культурное наследие
(частные «ансамбли»
исторические центры)
- приграничная инфраструктура
Сети сотрудничества:
– стратегические альянсы для
исследований и разработок
– партнерские отношения в
крупных проектах развития
- качество управления учреждениями, земельными
и культурными ресурсами
- качество управления трансграничным сотрудничеством
Капитал отношений:
– способность к сотрудничеству
– способность к коллективным действиям
– коллективные
компетенции
- способность к приграничному (трансграничному) сотрудничеству
Неконкурирующие
Общественные блага
Ресурсы:
– природные и культурны объекты.
Социальный накладной капитал:
– инфраструктура (социальная)
Агентства по передаче НИОКР
Условия, повышающие местную конкурентоспособность
Доступность
связи, интернет
Экономика агломераций
Социальный капитал:
– учреждения
– поведенческие модели,
ценности
– доверие, взаимность
– репутация


Материальные компоненты
(жесткие)
Смешанные компоненты
(жесткие + мягкие)
Нематериальные компоненты
(мягкие)


Вещественность

Источник: дополнено авторами на основе [16,17]

Важное место в структуре компонентов территориального капитала занимают смешанные (жесткие и мягкие компоненты). Их особенность заключается в том, что они требуют новых форм управления. Их наиболее полная реализация зависит от качества управления. В частности, государственно-частное партнерство может принести дополнительные выгоды. Агломерации могут обеспечивать дополнительные агломерационные эффекты от синергетики концентрации ресурсов и взаимодействия.

Внешние эффекты возникают вследствие опосредованного влияния на благосостояние одного из участников рынка за счет действий других участников. Жесткие внешние эффекты связаны с производством товаров и услуг в регионе. Проявлением жестких внешних эффектов является, например, появление отрасли «новой экономики» в регионе, что повышает территориальный капитал. Мягкие внешние эффекты связаны с использованием человеческого капитала. Так, концентрация талантливых, креативных людей также способствует повышению территориального капитала.

Компонент приграничной инфраструктуры подчеркивает специфику приграничных регионов. Посредством приграничного сотрудничества при наличии соответствующей воли соседних территорий и участия местных органов власти возникает возможность серьезного наращения территориального капитала.

Для построения эффективной системы взаимодействия необходимо соблюдение интересов участников трансграничного сотрудничества. Рассмотрим такие интересы более подробно.

Субъектами трансграничного сотрудничества в регионе выступают три ключевые группы: население, бизнес, органы власти.

Интересы участников приграничного взаимодействия

Круг участников трансграничного взаимодействия приграничных регионов достаточно широк (таблица 2).

Таблица 2

Интересы и мотивы участников приграничного сотрудничества

Table 2

Interests and motives of participants in cross-border cooperation

Участники приграничного взаимодействия
Интересы и мотивы
Население,
по возрасту:
молодежь
(с 18 до 39 лет)
Получение образования, квалификации, компетенции, построение карьеры, трудоустройство
Самореализация в обществе и профессии.
Стабильность и безопасность в приграничном периметре.
Возможность поддерживать контакты с родственниками (при наличии)
Профессиональные связи (для работающих)
Возможности получения выгоды от приобретения товаров и услуг по более низкой цене, более высокого качества
Туризм, отдых
средний возраст
40-55 лет
Возможности получения выгоды от приобретения товаров и услуг по более низкой цене, более высокого качества
Стабильность и безопасность.
Возможность поддерживать контакты с родственниками (при наличии)
Профессиональные связи
Туризм, отдых
старшее поколение 56 и старше
Возможности получения выгоды от приобретения товаров и услуг по более низкой цене, более высокого качества
Стабильность и безопасность.
Возможность поддерживать контакты с родственниками (при наличии)
Возможности для отдыха и здоровья
по статусу:
титульная нация

Стабильность и безопасность
Суверенитет
нетитульная нация
Стабильность и безопасность
Сохранение языка, самобытности и культуры
Органы власти
Стабильность и безопасность
Использование уникальности территории
Поддержка населения
Налоги, пополнение бюджета
Привлечение инвестиций
Суверенитет
Развитие международной торговли
Культурный обмен
Бизнес
Стабильность и безопасность
Получение дополнительного дохода
Обеспечение дефицитными ресурсами
Рынки сбыта
Источник: составлено авторами.

Из таблицы 2 видно, что все категории участников приграничного сотрудничества объединяет заинтересованность в стабильности и безопасности на приграничном периметре. Приграничное сотрудничество формирует позитивный имидж друг друга, устойчивые связи и деловые контакты, является основой безопасности. Важно, чтобы все общество в целом приграничного региона было мотивировано на плодотворное общение и развитие контактов.

Интересы в содержательном наполнении приграничного сотрудничества различаются в зависимости от возрастного состава, что необходимо учитывать.

Так, молодежь в возрасте до 39 лет – это наиболее активная часть населения, которая относительно легко перестраивается, ищет новые возможности. Важная особенность населения этого возраста, которую необходимо учитывать то, что она поддается влиянию, как конструктивному, так и деструктивному.

Для молодежи важно в первую очередь получить образование. Поэтому доступ к качественному образованию – отличный способ расположить молодое поколение, обеспечить лояльное отношение на долгие годы вперед.

Связи с вузами, получение образования позволяют самореализоваться в профессии, построить карьерную траекторию. Зная специфику родной страны и страны получения образования, такие сотрудники могут быть более полезными в международных компаниях, ведущих международный бизнес с сопредельной страной.

Отдельное место занимает интерес в поддержании родственных связей. Численность интересантов данной категории находится в прямой зависимости от активности приграничных связей. Не так мало смешанных браков. На территории Западно-Казахстанской области проживает определенная часть русскоязычного населения, дети которых переезжают и закрепляются в Самарской области, вступают в брак.

Особое место среди интересов, мотивов занимает туризм и отдых. Хотя этот фактор относится ко всем категориям приграничного сотрудничества, при построении туристических маршрутов, программ следует учитывать возрастные и национальные особенности.

Фактор получения выгод от приобретения товаров и услуг по более низкой цене, более высокого качества также справедлив для всех категорий участников приграничного сотрудничества. Его роль особенно возрастает в периоды дефицита, изменения курса национальной валюты.

Открытость границ способствует трансграничной торговле товарами и услугами. В условиях открытого рынка ЕАЭС потоки товаров перемещаются в зависимости от динамики национальной валюты в соседних странах. Так, в период резкого повышения курса тенге в 2014 году резко возросло количество поездок жителей Западно-Казахстанской области в Самарскую область за автомобилями.

Из европейской практики уместно привести пример венгерского города Шопрона, что граничит с Австрией. Многие жители этого города специализируются на услугах индустрии красоты. Здесь развиваются стоматологические услуги, массажные, парикмахерские, спа. Стоимость таких услуг в Венгрии дешевле, не уступая по качеству. В городе численностью населения немногим более 60 тыс. человек есть даже довольно крупное казино, деятельность которых в Австрии значительно ограничена.

Активизация обмена товарами и услугами возможна только при условии транспортной и таможенной доступности. В теории и практике развития агломераций известно, что процессы концентрации людей, производства способны развиваться при условии транспортной доступности не более 1,5 часа.

Важно учитывать, что интересы приграничного сотрудничества для населения- представителей титульной нации и других наций все-таки могут различаться. Наиболее высокий интерес в сотрудничестве у представителей национальности соседней страны, поскольку позволяет сохранить знание языка, чувство сопричастности со страной происхождения. В данном направлении особый интерес представляют совместные мероприятия в области культуры и образования.

Органы власти (региональные, местные) имеют широкий круг интересов в развитии приграничного сотрудничества. В частности, приграничное (трансграничное) сотрудничество позволяет, с одной стороны, наиболее полно реализовать уникальность территории (приграничное положение). С другой, сделать более разнообразным потенциал территории. Развитие приграничного сотрудничества способствует поддержке населения, поскольку позволяет продемонстрировать заботу власти об обеспечении суверенитета, стабильности и безопасности на своей территории. Отметим, что деятельность по развитию приграничного сотрудничества, позволяет привлечь инвесторов, развивать международную торговлю, способствует формированию налоговой базы, пополнению бюджета.

Интересы бизнеса вполне понятны и заключаются в возможности получения дополнительного дохода за счет использования разницы в ценах на товары, снижения затрат, расширения рынков сбыта, приобретения дефицитных ресурсов.

Интересы участников приграничного сотрудничества наиболее полно проявляются при реализации конкретных проектов. Рассмотрим потенциал приращения территориального капитала на примере кейсов проектов приграничного сотрудничества.

Кейсы приращения территориального капитала

До начала СВО ряд российских регионов принимал участие в программах приграничного сотрудничества между Россией и странами Евросоюза. Эти программы позволяли решить насущные проблемы облагораживания общественной среды, вопросы культурной интеграции, экологические проблемы. Это, как правило, простые, но важные для жизни людей проекты, которые способствовали укреплению доверия и развитию контактов между людьми (таблица 3). Реализация проектов осуществлялась на принципах доверия и совместного финансирования согласно договоренностям между странами-участницами.

Таблица 3

Типы проектов приграничного сотрудничества в рамках программ приграничного сотрудничества Россия-ЕС

Table 3

Types of cross-border cooperation projects within the framework of Russia-EU cross-border cooperation programs

Регион РФ
Страна Евросоюза
Тематика проектов


Приграничная инфраструктура
Общественные пространства в столице региона и приграничных территориях
Сохранение культурного наследия
Экология, защита окружающей среды
Развитие предпринимательства
Псковская область
Эстония, Латвия
+
+
+
+
+
Республика Карелия, Ленинградская область
Финляндия
+
+
+
+
+
Источник: составлено авторами по данным [18, 19, 20].

Механизм реализации проектов включал подготовку следующих документов: партнерское соглашение, грантовый контракт, руководство по реализации проектов, руководство по визуализации. Проекты могли выполняться в одной из стран, но обязательным компонентом должны были включать элемент сотрудничества с соседней территорией. Например, это могли быть совместные мероприятия, которые проводились на возведенном или реконструируемом объекте.

Так, например, в Псковской области, программой ППС "Россия - Латвия" 2014 - 2020 гг. была запланирована реализация крупных проектов: обеспечение чистой водой, реконструкция городской усадьбы первого псковского губернатора Беклешева и обустройства первого кольцевого веломаршрута по центру города, улучшение дорожной инфраструктуры, улучшение региональной дорожной инфраструктуры, в том числе оборудование российско-латвийских пунктов пропуска. Объем финансирования проектов должен был составить 11 млн евро [18].

Кроме того, было заявлено и получило поддержку 16 проектов с участием территорий Псковской области по направлениям содействия развитию предпринимательства, защите окружающей среды [19].

Анализ поданных заявок показывает, что проекты посвящены решению актуальных задач развития туризма, вовлечения местного населения народные промыслы и предпринимательство. Причем, ряд из них предусматривал инновационную составляющую и реализацию климатической повестки.

Так, например один из проектов «Зеленые башни» предполагал строительство смотровых вышек и зеленого павильона с использованием интеллектуальных возобновляемых источников энергии на территории латвийских (Руйен, Цесис) и российских (Кингисепп, Гдове) городов.

В рамках программы "Россия - Эстония" 2014 – 2020 были запланированы проекты по улучшению экологической ситуации и развитию транспортного сообщения в акватории Псковско-Чудского водоема, улучшение качества региональных дорог, используемых местными предпринимателями и фермерами для доставки сельскохозяйственной продукции на рынки региона.

Данные проекты предполагали конкретные результаты улучшения инфраструктуры, предпринимательской среды и общественных пространств на периферийных территориях: строительство станции подачи воды в д. Череха, реконструкция региональных дорог в приграничных удаленных волостях Печорского района, организация новой торгово-ярмарочной площадки в г. Печоры.

Карелии была посвящена отдельная программа приграничного сотрудничества с одноименным названием. В 2021 году в стадии реализации находился 61 проект по приоритетам «Деловое сотрудничество малых и средних предприятий», «Привлекательная культурная среда» и «Чистый и комфортный для проживания регион» на общую сумму софинансирования из средств Программы «Карелия» порядка 27 миллионов евро [20].

Ряд проектов посвящены развитию делового сотрудничества малых и средних предприятий, имеются отраслевые проекты, вовлечены учебные заведения. В частности, проект «Улучшение сотрудничества между игроками металлообрабатывающей отрасли» предусматривает создание обучающей базы и программы на базе средних учебных заведений в Петрозаводске и Костомукше для предприятий отрасли. В рамках проекта «Бизнес для молодежи предполагалось организовать оборудованное коворкинг-пространство для продуктивной работы в комфортных условиях.

Как видно из перечисленного, все проекты направлены на приращение территориального капитала.

Механизм развития трансграничного сотрудничества

Используя теоретическую таксономию территориального капитала, учитывая интересы различных категорий участников приграничного сотрудничества, а также разработанные ранее принципы и подходы к развитию приграничного сотрудничества, предложим модель механизма развития трансграничного сотрудничества региона, направленный на максимизацию территориального капитала (рис. 2).

Рисунок 2. Модель механизма развития приграничного сотрудничества приграничного региона

Figure 2. Development mechanism of cross-border cooperation

Источник: разработано авторами.

Специфика предложенного механизма развития приграничного сотрудничества заключается в том, что он учитывает компоненты территориального капитала, опирается на новый подход с позиции теории сотрудничества конкурентов, описанный ранее в работе [21] (Khmeleva, Kurnikova & Mekin, 2022), соответствующие принципы [22] (Khmeleva, Asanova & Kurnikova, 2022), а также акцентирует внимание на необходимости учета интересов участников приграничного сотрудничества (таблица 2).

Заключение

В данной статье авторы рассмотрели приграничное сотрудничество как способ повышения территориального капитала, раскрыли «жесткие» и «мягкие» компоненты территориального капитала, интересы участников приграничного сотрудничества, предложили модель соответствующего механизма развития территориального капитала.

Показано, что в структуру компонентов территориального капитала необходимо дополнить фактором приграничного сотрудничества, где «жесткий» компонент представлен приграничной инфраструктурой, «мягкий» компонент обусловлен эффективностью управления на приграничном уровне, результатом которого является теснота приграничных связей.

Показано, что интересы участников приграничного сотрудничества необходимо дифференцировать в зависимости от возраста населения, принадлежности к таким группам, как бизнес и органы власти. Учет интересов позволяет более точным образом воздействовать на потенциальные и реальные мотивы. Так, выявлено, что для молодежи наиболее актуальной «личной повесткой» является повышение образовательного уровня, построение карьеры. Если в сопредельном регионе присутствуют такие возможности, то приграничное сотрудничество будет более плодотворным.

Предложенная модель механизма развития приграничного сотрудничества региона включает принципы, методы, механизмы, действия для его развития. Авторы надеются, что предложенный механизм будет способствовать развитию приграничного сотрудничества. В планах дальнейшей исследовательской работы уточнение и развитие методов, механизмов и практических действий, которые позволят укрепить потенциал конкурентоспособности территории и повысить ее территориальный капитал.


Источники:

1. Camagni R. Regional competitiveness: Towards a concept of territorial capital. / In book: Modelling Regional Scenarios for the Enlarged Europe, European competitiveness and global strategies. - Berlin, Heidelberg: Springer, 2008. – 33-46 p.
2. Camagni R., Capello R. Regional competitiveness and territorial capital: A conceptual approach and empirical evidence from the European Union // Regional Studies. – 2013. – № 9. – p. 1383-1402. – doi: 10.1080/00343404.2012.681640.
3. Camagni R. Territorial capital, competitiveness and regional development. / In book: Handbook of regions and competitiveness. Contemporary theories and perspectives on economic development. - Cheltenham: Edward Elgar, 2017. – 232-244 p.
4. Kitson M., Martin R., Tyler P. Regional competitiveness: An elusive yet key concept? // Regional Studies. – 2004. – № 9. – p. 991-999. – doi: 10.1080/0034340042000320816.
5. Tóth B.I. Territorial capital: Theory, empirics and critical remarks // European Planning Studies. – 2015. – № 7. – p. 1327-1344. – doi: 10.1080/09654313.2014.928675.
6. Carayannis E.G., Barth T.D., Campbell D.F.J. The quintuple helix innovation model: global warming as challenge and driver for innovation // Journal of Innovation and Entrepreneurship. – 2012. – № 1(2). – p. 1-12. – doi: 10.1186/2192-5372-1-2.
7. Суворова А.В. Измерение территориального капитала: сущность и особенности // Креативная экономика. – 2021. – № 9. – c. 3593-3610. – doi: 10.18334/ce.15.9.113504.
8. Suvorova A.V. Territorial Capital of Russian Regions and its Spatial Organization // R-Economy. – 2022. – № 2. – p. 106-119. – doi: 10.15826/recon.2022.8.2.009.
9. Воробьева И.Н. Территориальная идентичность населения как фактор и следствие социального участия // Социологическая наука и социальная практика. – 2023. – № 1(41). – c. 70-85. – doi: 10.19181/snsp.2023.11.1.4.
10. Юспа М.М. Символический капитал: происхождение, понятие, виды // Научные труды Республиканского института высшей школы. – 2022. – № 21-1. – c. 265-272.
11. Полякова Т.Н. Имидж города как элемент территориального капитала // Архитектоника региональной культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 55-летию Юго-Западного государственного университета. Курск, 2019. – c. 37-42.
12. Васильева А.В. Проектирование пространственной организации рекреационной системы приграничного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 707-716. – doi: 10.18334/epp.9.4.41319.
13. Боброва В.В., Бережная Л.Ю. Механизм влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие приграничного региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 10. – c. 2381-2398. – doi: 10.18334/epp.11.10.113740.
14. Гоцко Т.В. Развитие межмуниципального сотрудничества – приоритет обеспечения устойчивого экономического роста территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 5. – c. 1353-1370. – doi: 10.18334/epp.13.5.117566.
15. Benassi F., D’elia M., Petrei F. The „meso” dimension of territorial capital: Evidence from Italy // Regional Science Policy and Practice. – 2021. – № 1. – p. 159-175. – doi: 10.1111/rsp3.12365.
16. Camagni R. Territorial capital and regional development: theoretical insights and appropriate policies. / In book: Handbook of regional growth and development theories. - Cheltenham: Edward Elgar, 2019. – 124-148 p.
17. Tóth B.I. Territorial capital in the European Union: Measuring the territorial endowments of the EU-28 NUTS*2 regions over the 2010s // Regional Statistics. – 2023. – № 1. – p. 3-35. – doi: 10.15196/RS130101.
18. Шесть крупномасштабных приграничных проектов на 11 млн евро реализуется в Псковской области. Официальный сайт Правительства Псковской области. [Электронный ресурс]. URL: https://pskov.ru/press/06.11.20/127191 (дата обращения: 28.07.2023).
19. ППС «Россия - Латвия» 2014 – 2020. Комитет по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области. [Электронный ресурс]. URL: https://economics.pskov.ru/deyatelnost/vneshneekonomicheskie-svyazi/vneshneekonomicheskie-svyazi-pskovskoy-oblasti/pps-rossiya-latviya-2014-2020 (дата обращения: 28.07.2023).
20. Карелия активно участвует в развитии приграничного сотрудничества. Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия. [Электронный ресурс]. URL: https://gov.karelia.ru/news/30-12-2021-kareliya-aktivno-uchastvuet-v-razvitii-prigranichnogo-sotrudnichestva/ (дата обращения: 28.07.2023).
21. Хмелева Г.А., Курникова М.В., Мекин М.А. Трансграничное взаимодействие приграничных регионов с позиции теории конкурентного сотрудничества // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 2949-2962. – doi: 10.18334/ce.16.8.115250.
22. Хмелева Г.А., Асанова С.С., Курникова М.В. Базовые принципы стратегического подхода к конвертации приграничного положения российских сопредельных регионов в конкурентные преимущества // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 8. – c. 2161-2176. – doi: 10.18334/epp.12.8.115249.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 12:00:13