Сдерживающие факторы китайско-российской трансграничной электронной торговли
Яо Яо1, Чжан Ян1
1 Хэйхэский университет, Китай, Харбин
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2020)
Цитировать:
Яо Яо, Чжан Ян Сдерживающие факторы китайско-российской трансграничной электронной торговли // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 8. – С. 1725-1736. – doi: 10.18334/ce.14.8.110738.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44056358
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Содействие развитию трансграничной электронной торговли является стратегическим шагом в развитии современной экономики Китая. В последние годы в развитии международной торговли наблюдается тенденция к усилению позиций трансграничной электронной торговли, которая может эффективно расширить каналы сбыта за рубежом, повысить конкурентоспособность и содействовать трансформации и модернизации внешней торговли. Китайские предприятия, которые ранее вели торговлю, опираясь на традиции, теперь все больше используют возможности трансграничной электронной торговли, что ведет к ее быстрому развитию.
Поскольку трансграничная электронная торговля начала развиваться совсем недавно, в торговых отношениях Китая и России по-прежнему остается много сдерживающих факторов: слабые места в логистической и транспортной системе, отсутствие высококвалифицированных работников в области трансграничной электронной торговли, сложности в таможенном оформлении. Необходимы эффективные меры для решения данных проблем. В статье рассматривается состояние трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией, дается анализ существующих ограничений, а также предложена дальнейшая стратегия развития этой сферы торговли. Статья будет интересна студентам и исследователям, занимающимся экономическим взаимодействием Китая и России, а также чиновникам, курирующим соответствующую область экономики.
Ключевые слова: трансграничная электронная торговля, трансграничная логистика, китайско-российская торговля
JEL-классификация: F14, L81, O24
Введение
Будучи соседствующими странами, Китай и Россия имеют общую границу протяженностью более 4200 км, из них граница между провинцией Хэйлунцзян и Россией имеет протяженность более 3500 км. Китай граничит с пятью российскими регионами. Территориальная близость Китая и России играет ключевую роль в развитии их торговых отношений. Ориентация на китайско-российское сотрудничество, стремительное развитие северных территорий Китая, уровень интеграции в создании модели «Одного пояса и одного пути» – все это становится отправной точкой в развитии трансграничной электронной торговли, которая постепенно становится стратегическим элементом в экономике севера Китая [9] (Bouen, Shanbo, 2018). В данной статье анализируются сдерживающие факторы и меры, которые можно предпринять в области китайско-российской трансграничной электронной торговли.
Сдерживающие факторы в развитии трансграничной электронной торговли исследуют как китайские [8, 10] (Tyan Shaotsin, 2017; En Lyusin, 2016), так и российские ученые [1, 3] (Komissarov, 2019; Chzhan Dali, Kashbraziev, 2019). Обе стороны отмечают существование различных факторов, препятствующих плодотворному экономическому взаимодействию Китая и России, как на территории Китая, так и на российской стороне, предлагают пути решения по отдельным вопросам взаимодействия.
Авторы исследования считают, что для развития международного экономического сотрудничества Китаю и России необходимо упростить трансграничную электронную торговлю и ввести инновационные формы трансграничного торгового сотрудничества.
Состояние китайско-российской трансграничной электронной торговли
Реформирование экономики Северного Китая позволило создать условия для регионального сотрудничества между Россией и Северо-Восточной Азией. Это способствовало углубленному урегулированию промышленной структуры, созданию центрального узла регионального сотрудничества между Россией и Северо-Восточной Азией, ускорению и трансформации реального сектора экономики, стимулированию инновационного развития, созданию транспортно-логистического узла.
Товарооборот между Китаем и Россией в 2018 году превысил 100 млрд долларов, составив 107,06 млрд долларов. В том же году экспорт Китая в Россию достиг 122,06 млрд юаней и составил 17,3% от общего объема импорта и экспорта Китая и России. С каждым годом китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество укрепляет свои позиции.
Укреплению торговых отношений двух стран может способствовать развитие трансграничной электронной торговли. За последние годы Китай и Россия активно развивают трансграничную электронную торговлю и уже достигли немалых успехов. Так, город Харбин создал более совершенную китайско-российскую логистическую платформу электронной торговли с годовым объемом поставок более 1 млрд юаней. Премьер-министр Ли Кэцян высоко оценил китайско-российскую логистическую систему поставки товаров. Построенный и управляемый российской компанией в зоне электронной торговли города Хэйхэ магазин российских товаров EPINDUO открылся в торговых центрах и на платформах онлайн-торговли в городах Хэйхэ и Харбин. В основном он ориентирован на продукты питания, предметы первой необходимости и косметику. Это 11 категорий российских товаров из более 2 000 наименований. Эти продукты пользуются большим спросом у китайских потребителей, что сказывается на объемах продаж. Так, ежегодный объем транзакций электронной торговли здесь достигает десятков миллионов юаней [4] (Syuy Lin Shi, 2018).
Сдерживающие факторы китайско-российской трансграничной электронной торговли
В настоящее время в Китае помимо иностранных торговых компаний, использующих электронную торговлю для трансграничного B2B (бизнес для бизнеса), существует не так много предприятий, использующих международную платформу электронной торговли. Некоторые платформы за пределами региона в основном являются частными с небольшим объемом транзакций. Портовый город Суйфэньхэ в провинции Хэйлунцзян находится в выгодном положении для китайско-российской торговли. Однако большинство трансграничных компаний B2C (бизнес для потребителя) в области электронной торговли в основном используют воздушные перевозки, почтовые отправления или экспресс-доставку [10] (En Lyusin, 2016). Таким образом, отправленный товар не включается в таможенную статистику; такое «серое» таможенное оформление напрямую ведет к тому, что компании не соблюдают политику возврата налогов на экспорт, которой они должны пользоваться. Несмотря на то, что разработка модели «солнечного таможенного оформления» (или быстрого таможенного оформления, 阳光通关) в определенной степени увеличила трансграничный товарооборот, все еще существенно мало самих предприятий внешней торговли, а объемы экспорта невелики. Поскольку экспериментальная зона свободной торговли в провинции Хэйлунцзян была создана только в 2019 году, известные платформы электронной торговли, такие как Amazon, JD.com и Tmall International, в ней не представлены. Также отсутствуют местные платформы профессиональной поддержки, а зарубежные электронные платформы разбросаны по социальным сетям. Различаются и способы совершения покупок за рубежом: некоторые китайские предприятия создали небольшие рабочие платформы, другие полагаются на сторонние торговые платформы за рубежом. Нынешний китайский международный бизнес электронной торговли можно назвать относительно слабым: низкий уровень противостояния рискам, базовая конкурентоспособность нуждается в улучшении, – все это является одним из препятствий на пути развития китайско-российской трансграничной электронной торговли [6] (Lyu Tsin, Tszyao Chzhaosya, 2017).
Несмотря на синхронизацию трансграничного экспорта электронной торговли с таможенными стандартами, она пока уступает позиции по сравнению с традиционной почтой и экспресс-доставкой. Существует много таможенных, инспекционных и надзорных мер, которые необходимо принять, также затруднительна подача документов, и иногда не может быть возмещен налог на экспорт. Все это делает трансграничный экспорт B2C и «солнечное таможенное оформление» невостребованными. Текущая платформа прямых импортных закупок все еще находится на стадии пробного тестирования, пока не одобрена модель прямой почтовой отправки, в результате чего многие зарубежные покупки через интернет импортируются только в форме почтовой или экспресс-доставки в соответствии с внутренней моделью электронной коммерции для ведения бизнеса B2C.
Вопросы, связанные с трансграничной логистикой между Россией и Китаем, еще не решены. С одной стороны, низкая степень информатизации трансграничной логистики электронной торговли; в России логистика работает с перебоями из-за языковой и информационной искаженности. Хотя стоимость почтовых отправлений невысока, есть недостатки в отслеживании логистической информации. В процессе транспортировки и доставки пользователи не имеют информации о статусе груза, а ее отсутствие препятствует дальнейшему развитию трансграничной электронной торговли [8] (Tyan Shaotsin, 2017). С другой стороны, существует длинная логистическая цепь китайско-российской трансграничной электронной торговли, увеличено количество иностранных складов, актуальной остается проблема взяток при растаможивании, – все это приводит к потере времени и затратам для самих предприятий [7] (Van Tszyanven, Tsay Yunchzhi, Chen Sin, 2015). Вопрос о логистике китайско-российской трансграничной электронной торговли требует решения.
Высококвалифицированные работники трансграничной электронной торговли – это междисциплинарные специалисты, обладающие навыками как в сфере внешней торговли, так и в сфере электронной торговли. Подготовка и привлечение таких работников является насущной необходимостью для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли. На сегодняшний день можно говорить о высокой текучести кадров в этой сфере, обусловленной низким порогом разрешений для трансграничной электронной торговли. После обучения некоторые сотрудники пытаются начать свой собственный бизнес, что приводит к потере персонала [5] (Yan Fan, Yan Yuy, 2018).
Специалистов высокого уровня трудно сохранить. По сравнению с другими развитыми странами, китайско-российские трансграничные предприятия электронной торговли намного слабее, промышленная агломерация недостаточно высока, пространство для развития ограничено, специалисты электронной торговли испытывают острую потребность в жилье, обеспечении образования детей, здравоохранении и т.д. Это приводит к тому, что многие специалисты высокого класса увольняются.
Еще одним сдерживающим фактором является низкий уровень логистической информации и обмена информацией между Китаем и Россией. Уровень логистической информации является важным звеном трансграничной логистической системы, показателем уровня логистики в стране. В условиях трансграничной электронной торговли развитие логистики неизбежно должно быть основано на информации о логистических данных и обмене этой информацией. По сравнению с ведущими экономиками мира в отношении доступа к логистической информации, включая трансграничные логистические данные, Россия явно консервативна. Согласно отчету «Индекса ограничений цифровой торговли» (DTRI), опубликованному европейским центром международной политики и экономики в 2018 году, индекс «ограничения данных» в России занимает второе место в мире с 0,63 баллами (чем выше рейтинг, тем более строгие требования). Россия занимает первое место по показателю «политики данных», то есть Россия является самой строгой в мире страной с точки зрения политики данных. Меры, связанные с трансграничным потоком данных, включают в себя: «запрет на трансграничную передачу данных и требования к локальной обработке данных», «условную политику трансграничного потока данных» и «требования локализации хранения данных» [2].
Следует отметить, что трансграничный поток данных в России имеет различные ограничения, а также различны ограничения и требования для других стран и регионов. В Федеральном законе РФ № 152-ФЗ «О персональных данных» указаны страны по уровню защиты персональных данных при автоматической обработке (на европейском международном уровне). Страны, включенные в «белый список» международной передачи персональных данных (например, Австралия, Сингапур и др.), считаются странами с развитой правовой системой защиты информации, передача данных между этими двумя категориями стран не ограничена. Ограничения на трансграничные потоки данных, связанные с национальной безопасностью России, создают большие препятствия для информатизации и обмена информацией между китайскими и российскими торгово-логистическими каналами. В контексте самой строгой в мире информационной политики, в России существует низкий уровень обмена информацией между пунктами пропуска, что, в свою очередь, влияет на эффективность российско-китайской приграничной торговой логистики.
Стратегия развития китайско-российской трансграничной электронной торговли
В качестве мер будущей стратегии развития китайско-российской трансграничной электронной торговли можно предложить следующее: эффективно использовать законы; учредить региональный распределительный центр закупок, центр исследований и разработок, логистический центр и т.д.; усовершенствовать производственную цепочку китайско-российской электронной торговли; открыть доступ к каналу сетевой экономики; создать логистические склады для разных этапов оплаты, интернет-финансирование, крупномасштабное финансирование электронной торговли, промышленных комплексных услуг и других функциональных платформ; необходимо усовершенствовать систему международных платежей, трансграничную логистику и послепродажное обслуживание; в сочетании со стратегией «Одного пояса и одного пути» необходимо усилить интенсивность привлечения инвестиций; нужно сделать большую рабочую платформу для предприятий электронной торговли; внедрить влиятельные трансграничные платформы по импорту электронной торговли; поощрять предприятия, ориентированные на внешнюю торговлю; активно вести бизнес в области трансграничной электронной торговли для укрепления трансграничного целевого субъекта электронной торговли.
Для повышения удобства таможенного оформления китайско-российской трансграничной электронной торговли можно в полной мере использовать преимущества дружбы и выгодного географического положения двух стран. Необходимо ускорить создание международного единого окна, использующего передовые международные стандарты, развивать торговлю технологиями, создать сервис внешней упаковки и другие торговые услуги. После того как все предложения будут выполнены, можно постепенно ввести в единое окно услугу декларации по возврату налога на экспорт. Необходимо реализовать комплексный контроль над статусом груза в зоне специального таможенного контроля, расширить спектр товаров и организаций, прошедших проверку третьих лиц. Следует внедрить выдачу гарантий по патентным спорам на экспортные товары, внести улучшения в порядок карантинного режима и создать каталог «свежей» сельскохозяйственной продукции с контролируемым риском. Кроме того, следует активно позиционировать китайско-российский таможенный контроль как взаимную проверку и признание двустороннего сотрудничества; ускорить работу комплексной экспериментальной зоны трансграничной электронной торговли и создать национальную культурную экспортную базу.
Для развития собственной логистики трансграничной электронной торговли Китай будет ориентироваться на китайско-монгольско-российский экономический коридор «Степной путь». Планируется соединить российский международный трансграничный транспортный коридор «Приморский-1» с Евразийским экономическим союзом, что приведет к значительному прорыву в строительстве «трех мостов и одного острова» (“三桥一岛”). В Харбине создан национальный логистический узел, соединяющий Китай и страны Евразии. В районе города Суйфэньхэ создан распределительный центр по хранению и обработке импорта и экспорта товаров, а также наземный логистический центр пункта пропуска для международного морского и сухопутного коридора. В районе города Хэйхэ сосредоточены усилия по созданию логистического узла вдоль приграничных портов для российско-китайского взаимодействия и сотрудничества. Проведение работ по планированию этих трех зон способствует развитию китайско-российской трансграничной электронной торговли, может улучшить логистические транспортные процессы трансграничной электронной торговли, сократить промежуточные логистические звенья, позволит беспрепятственно обмениваться информацией и повысит эффективность логистических перевозок.
Отсутствие высококвалифицированных сотрудников является важным сдерживающим фактором для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли, поэтому необходимо активно привлекать со стороны и готовить высококвалифицированных работников в сфере китайско-российской электронной торговли. С точки зрения привлечения высококвалифицированных работников, обе страны должны подготовить и принять соответствующие законы и распоряжения по привлечению местных и иностранных высококлассных специалистов, знакомых с передовой международной концепцией управления и соответствующими технологиями. Все это будет способствовать более быстрому развитию трансграничной электронной торговли. Уже сейчас можно использовать сильные стороны региона по трехстороннему сотрудничеству между правительством, учебными заведениями и предприятиями: пригласить опытных специалистов и ученых для обучения сотрудников трансграничной электронной торговли старшего и среднего звена, чтобы повысить уровень квалификации сотрудников и решить проблему нехватки высококвалифицированных кадров. С точки зрения подготовки специалистов, высшие учебные заведения должны трансформировать систему обучения: необходимо сотрудничать с местными трансграничными предприятиями электронной торговли, которые могут стать местами производственных практик студентов уже в процессе обучения, регулярно организовывать экскурсии студентов на предприятия, знакомить с рабочим процессом или приглашать практикующих специалистов для чтения лекций студентам, чтобы теоретические знания, даваемые учащимся в высшем учебном заведении, не расходились с существующей практикой.
На сегодняшний день существует взаимосвязь между политическими отношениями Китая и России и торговой логистикой. Взаимное стратегическое доверие между двумя странами ведет к взаимовыгодным отношениям всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, что является политической предпосылкой и гарантией торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. Самая строгая в мире политика России в отношении персональных данных основывается на таких факторах, как безопасность национальных экономических систем. Однако эти ограничения не были включены в «белый список» российской службой по защите персональных данных (Роскомнадзор), тем самым создав барьер для китайско-российской торговли и трансграничной логистики, влияя на своевременность и обмен информацией. В связи с этим Китай и Россия должны усилить дипломатические отношения в сфере экономики на государственном уровне, устранить ненужные разногласия в экономическом сотрудничестве между двумя странами и активно содействовать двустороннему обмену информацией. Чтобы снизить уровень сдерживания трансграничного потока логистических данных, две страны могут начать работу с управления классификацией данных, которые не связаны с национальной безопасностью и конфиденциальной информацией предприятий. В соответствии с важностью сохранения безопасности коммерческих данных между двумя странами обе стороны должны активно продвигать либерализацию трансграничных логистических данных, сократить помехи на пути развития торговли и добиваться взаимной выгоды.
Заключение
В целом дружественные и добрососедские отношения между двумя странами способствуют более быстрому развитию трансграничной электронной торговли между Китаем и Россией. В связи с этим должны быть четко определены текущие сдерживающие факторы для развития китайско-российской трансграничной электронной торговли. К таким факторам мы относим относительную слабость трансграничных субъектов управления электронной торговли, сложность в таможенном оформлении и логистике, дефицит высококвалифицированных работников сферы трансграничной электронной торговли, а также сложности в обмене логистической информацией между Китаем и Россией. Необходимо оптимизировать систему таможенного оформления, развивать логистику, устранить кадровый дефицит, поддерживать законы, совершенствующие китайско-российскую трансграничную промышленную цепочку электронной торговли. Это позволит повысить комплексные конкурентные преимущества китайско-российских пунктов пропуска, развить свободную приграничную торговлю и логистику на китайско-российской границе.
Источники:
2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г.) «О персональных данных» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 05.08.2020).
3. Чжан Дали, Кашбразиев Р.В. Экономическое взаимодействие России и Китая в высокотехнологичных отраслях промышленности // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1587-1600. – doi: 10.18334/eo.9.3.40824.
4. 徐林实. 中国 (黑龙江) 创建研究 / 徐林实 // 黑龙江社会科学. – 2018. – № 2. – 页. 82-84 [Сюй Лин Ши. Опыт создания экспериментальной зоны свободной торговли в Китае (Хэйлунцзян) / Сюй Лин Ши // Социальные науки в провинции Хэйлунцзян. – 2018. – № 2. – с. 82-84].
5. 杨芳. 中方高校中俄跨境电子商务人才培养现状及问题研究 / 杨芳, 杨玉 // 对外经贸. – 2018. – № 7. – 页. 149-153 [Ян Фан. Современное состояние и проблемы подготовки специалистов для трансграничной электронной торговли в высших учебных заведениях Китая / Ян Фан, Ян Юй // Внешняя торговля. – 2018. – № 7. – с. 149-153].
6. 柳青. 黑龙江中俄跨境电商发展研究 / 柳青, 焦朝霞 // 商场现代化. – 2017. – № 21. – 页. 38-39 [Лю Цин. Исследование развития трансграничной интернет-торговли в провинции Хэйлунцзян и в России / Лю Цин, Цзяо Чжаося // Модернизация рынка. – 2017. – № 21. – с. 38-39].
7. 王建文. 福建自贸试验区跨境电子商务发展对策研究 / 王建文, 蔡勇志, 陈新 // 中共福建省委党校学报. – 2015. – № 12. – 页. 44-50 [Ван Цзяньвэнь. Исследование стратегии развития трансграничной электронной торговли в зоне свободной торговли провинции Фуцзянь / Ван Цзяньвэнь, Цай Юнчжи, Чэнь Синь // Журнал Фуцзянской партийной школы. – 2015. – № 12. – с. 44-50].
8. 田少卿. 黑龙江中俄跨境电商现状分析及对策研究 / 田少卿 // 哈尔滨商业大学学报 (自然科学版). – 2017. – № 33(04). – 页. 496-501 [Тянь Шаоцин. Анализ трансграничной интернет-торговли провинции Хэйлунцзян с Россией / Тянь Шаоцин // Журнал Харбинского торгового университета. – 2017. – №33(04). – с. 496-501].
9. 管博文. «一带一路» 战略视域下中方中俄跨境电子商务发展对策研究 /管博文, 于善波 // 现代商业. – 2018. – № 10. – 页. 27-28 [Гуан Боуэн. Исследование стратегии трансграничной интернет-торговли провинции Хэйлунцзян с Россией с точки зрения стратегии «Один пояс и один путь» / Гуан Боуэн, Ю. Шанбо // Современный бизнес. – 2018. – № 10. – с. 27-28].
10. 闫履鑫. 中方跨境电子商务物流发展存在的问题及对策 / 闫履鑫 // 商业经济. – 2016. – № 4. – 页. 11-12 [Ен Люсинь. Проблемы в развитии трансграничной логистики электронной торговли в Китае и пути их решения / Ен Люсинь // Экономика бизнеса. – 2016. – № 4. – с. 11-12].
Страница обновлена: 09.08.2024 в 13:00:30