Аналитический обзор экспериментального трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM
Клевцов В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)
Цитировать:
Клевцов В.В. Аналитический обзор экспериментального трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 11. – С. 4559-4572. – doi: 10.18334/epp.13.11.119369.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576853
Аннотация:
В статье представлен аналитический обзор экспериментального проекта «Mariana», по трансграничному обмену оптовыми CBDC с использованием автоматизированных маркет-мейкеров (AMM) с целью улучшения функционирования платежных систем и торговли/расчётов на финансовых рынках.
В работе проанализирован объём и функциональные возможности проекта «Mariana», а также рассмотрены сценарии его применения. Обоснованы преимущества проекта «Mariana» по реализации трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM.
Сделан вывод, что составляющие элементы проекта «Mariana» расширяют технологический спектр CBDC, исследуя их мобильность между трансграничными сетями на основе блокчейна. Фундаментальным принципом проекта «Mariana» является тестирование общего стандарта для взаимозаменяемых токенов wCBDC, включая конструктивные особенности центральных банков
Ключевые слова: экспериментальный проект «Mariana», wCBDC, токенизация, трансграничный обмен, автоматизированные маркет-мейкеры, финансовые рынки, валютный рынок
JEL-классификация: F30, F31, O24
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс токенизации кординально изменяет финансовые рынки, и становится всё более интенсивным. Токенизация, применительно к безопасности данных, представляет собой процесс замены конфиденциального элемента данных неконфиденциальным эквивалентом [18]. Токен – это идентификатор, который сопоставляется с конфиденциальными данными через систему токенизации [13]. При сопоставлении исходных данных с токеном используются методы, которые делают их невозможными для обратного изменения в отсутствие системы токенизации. Для преобразования исходных данных в токены применяется односторонняя криптографическая функция, что затрудняет воссоздание исходных данных без получения доступа к ресурсам системы токенизации. Для предоставления таких услуг система поддерживает базу данных токенов, связанных с соответствующими конфиденциальными данными. Защита системного хранилища жизненно важна для системы, поэтому внедрение улучшенных процессов для обеспечения целостности базы данных и физической безопасности имеет важное значение.
В контексте цели «Большой двадцатки» (G-20) и инициативы Совета по финансовой стабильности (FSB) по улучшению трансграничных платежей, отдельные проекты продемонстрировали осуществимость валютных транзакций с использованием механизмов CBDC и платформ технологии распределенного реестра (DLT) [9; 10]. Экспериментальный проект «Mariana» [1] расширяет практику оптовых CBDC (wCBDC) [2] с целью повышения эффективности, безопасности и прозрачности торговли и расчетов на финансовых рынках, способствуя двум ключевым направлениям:
– объединяет торговлю иностранной валютой и расчеты трансграничных платежей в один мгновенный шаг с использованием wCBDC в качестве одного из возможных механизмов устранения кредитного и расчетного риска;
– учитывая разнообразие технологических решений, используемых в новых внутренних соглашениях CBDC, проверяет трансграничную совместимость посредством мобильности wCBDC за пределами внутренних границ юрисдикций с единым техническим их стандартом.
Более того, функциональная совместимость CBDC может обеспечить гибкость в будущей токенизированной финансовой системе, в которой автономия центральных банков сохраняется в национальном контексте, избегая при этом различные ограничения [2; 4; 7]. Таким образом, проект «Mariana» предлагает один из возможных подходов к обеспечению будущего трансграничных механизмов wCBDC, находящихся сейчас в стадии разработки.
Цель исследования – обосновать преимущества экспериментального проекта «Mariana» по трансграничному обмену wCBDC с использованием автоматизированных маркет-мейкеров (AMM) [3] в целях улучшения функционирования платежных систем и торговли/расчётов на финансовых рынках.
Задачи исследования:
– проанализировать масштаб и функциональные возможности экспериментального проекта «Mariana»;
– рассмотреть сценарии использования экспериментального проекта «Mariana»;
– обосновать преимущества экспериментального проекта «Mariana» в осуществлении трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM.
Предмет исследования – трансграничный обмен wCBDC с использованием AMM в аспекте экспериментального проекта «Mariana».
Объект исследования – процесс экспериментального проекта «Mariana» по трансграничному обмену wCBDC с использованием AMM.
Научная новизна исследования заключается в аналитическом обзоре проекта «Mariana», который позволил выявить потенциал использования CBDC на финансовый рынках, в частности на валютном рынке по отношению к валютным операциям, и в предоставлении ликвидности коммерческим банкам для проведения быстрых/безопасных валютных операций с помощью wCBDC.
В процессе исследования были применены логический метод, аналитический обзор, индукция и дедукция.
Информационной базой исследования послужили материалы Банка международных расчётов (BIS), работы российских учёных-экономистов.
Значимость исследования определяется тем, что экспериментальный проект «Mariana» расширяет практические возможности CBDC в мировой финансовой системе. Подход, продемонстрированный в проекте может быть применён в процессе совершенствования законодательства в области финансового регулирования и надзора цифровых финансовых активов.
Масштаб и функциональные возможности экспериментального проекта «Mariana». Современные финансовые рынки многосложны и включают в себя широкий спектр составляющих компонентов [12]:
– участников (коммерческие и центральные банки, брокеры, управляющие активами, корпорации);
– инструменты (спот, свопы, фьючерсы);
– деятельность (финансирование, хеджирование, торговля);
– торговые площадки (первичные площадки, вторичные сети электронных коммуникаций и интегрированные платформы);
– механизмы расчетов (банки-корреспонденты, мультивалютные расчетные системы).
Проект «Mariana» абстрагируется от большинства этих сложностей, создавая экспериментальную установку, ориентированную на спотовую торговлю и расчеты на финансовом/валютном рынке с использованием гипотетического евро (EUR), швейцарского франка (CHF) и сингапурского доллара (SGD) с помощью wCBDC коммерческих/центральных банков. В частности, в проекте исследуется возможность создания трансграничного межбанковского валютного рынка с использованием wCBDC в сети, основанной на блокчейн. Эта сеть соединена коммуникационными мостами внутренних платформ для безопасной передачи wCBDC между различными сетями.
Проект «Mariana» содержит три цели:
– изучить архитектуру/дизайн токена wCBDC, основанного на едином техническом стандарте, и имплементировать функции управления, соответствующие требованиям центральных банков;
– разработать коммуникационные мосты для беспрепятственной и безопасной передачи wCBDC между внутренними/национальными платформами и трансграничными сетями;
– выявить потенциал развития валютного межбанковского рынка с использованием АММ.
Технико-экономическая эффективность обосновывается следующими факторами:
– операционные и политические аспекты управления wCBDC;
– компромиссы, связанные с коммуникационными мостами;
– торговые расчеты с использованием AMM.
Ряд аспектов выходят за рамки проекта «Mariana», в частности:
– модели управления AMM (например, тип и деятельность операторов);
– модели управления внутренних платформ, нефункциональные аспекты (например, технические характеристики и конфиденциальность);
– связи/интеграция с существующими системами и процессами (например, системы валовых расчетов в реальном времени (RTGS);
– юридические аспекты (например, правовой статус wCBDC).
Архитектура проекта «Mariana» сформирована из внутренних платформ Швейцарии, Еврозоны и Сингапура, включая три компонента: wCBDC, коммуникационные мосты и AMM. В проект входят два типа субъекта – центральные и коммерческие банки (табл. 1).
Таблица 1. Архитектура проекта «Mariana» в контексте
действующих субъектов и их функций
Центральные
банки
|
Коммерческие
банки
|
Функции
| |
Управление
выпуском и погашением wCBDC на
внутренней платформе
|
Запрашивать
выпуск и погашение wCBDC на
соответствующей внутренней платформе/платформах CBDC
|
Управление
доступом к wCBDC на
внутренней платформе и в трансграничной сети.
|
Передача
wCBDC между
внутренней платформой и трансграничной сетью
|
Управление
и эксплуатация мостов; управление передачей wCBDC между внутренней платформой и трансграничной сетью.
|
Предоставлять/удалять
ликвидность в/из АММ в трансграничной сети
|
Передавать
wCBDC в другие
коммерческие банки трансграничной сети
| |
Обмен
wCBDC через AMM
в трансграничной сети
|
В контексте действующих субъектов и их функций, проект нацелен на два основных варианта использования:
– валютные операции;
– предоставление ликвидности коммерческим банкам для проведения быстрых/безопасных валютных операций с помощью wCBDC.
«Центральные банки выступают в роли эмитентов CBDC на своих соответствующих/внутренних платформах и определяют доступ» [19]. Каждый центральный банк управляет коммуникационным мостом своей юрисдикции и определением доступа.
Коммерческие банки, имеющие доступ к соответствующей внутренней платформе, могут переводить wCBDC в трансграничную сеть (и наоборот). В трансграничной сети коммерческие банки могут использовать wCBDC для транзакций с AMM и другими банками. AMM обеспечивает децентрализованную торговлю и расчеты на валютном рынке с использованием wCBDC [8].
Обратимся к функциональным требованиям компонентов экспериментальной архитектуры wCBDC (табл. 2), которые были разработаны в рамках анализа проекта.
Таблице 2. Функциональные требования к компонентам проекта «Mariana»
Требования к
компонентам
| ||
wCBDC
|
Коммуникационные
мосты
|
AMM
|
Каждый
центральный банк является единственным эмитентом своих wCBDC
|
Каждый
мост обеспечивает передачу wCBDC между
соответствующей внутренней платформой и трансграничной сетью. Каждая
внутренняя платформа соединена с трансграничной сетью одним мостом
|
Целью
AMM является предоставление эталонной цены в валютных операциях
|
Каждый
центральный банк предоставляет доступ к wCBDC избранным
коммерческим банкам с возможностью применять различные критерии отбора к
внутренним платформам и к трансграничной сети
|
Каждый
центральный банк управляет доступом к соответствующему мосту и передачей wCBDC
|
Курсы
валют прозрачны для всех участников финансового/валютного рынков
|
Каждый
центральный банк может заблокировать определенные или все коммерческие банки
от получения или передачи wCBDC
|
Баланс
каждого центрального банка не затрагивается передачей wCBDC между соответствующей
внутренней платформой и трансграничной сетью
|
Механизм
определения валютного курса минимизирует влияние
крупные транзакции |
Каждый
центральный банк может получить wCBDC от
заблокированных коммерческих банков
|
wCBDC на
соответствующих внутренних платформах и в сети взаимозаменяемы.
Уполномоченные коммерческие банки могут конвертировать wCBDC между внутренней
платформой и трансграничной сетью круглосуточно и без выходных
|
Доступ
к AMM прозрачен для участвующих коммерческих банков
|
Каждый
центральный банк может отслеживать внутридневные транзакции, связанные с его wCBDC
|
Возможно
непропорциональное предоставление ликвидности АММ, т.е. коммерческие банки
могут предоставлять и изымать ликвидность только в одной валюте
| |
Коммерческие
банки, предоставляющие ликвидность, могут в любое время запросить свои
текущие резервы в пуле ликвидности
| ||
AMM
не поощряет незаконную торговую практику
|
Требования к компонентам были основаны на ключевых подходах к бизнесу и политики посредством привлечения заинтересованных сторон, включая центральные банки и участников финансового/валютного рынков.
Требования к wCBDC и коммуникационным мостам обусловлены базовыми критериями управления центральными банками, гарантируя, что:
– центральные банки могут управлять выпуском, доступом и передачей wCBDC;
– wCBDC на внутренней платформе и в трансграничной сети всегда конвертируются один к одному.
Требования к AMM способствуют созданию безопасного, ликвидного, открытого и легитимного валютного рынка, поддерживаемого устойчивой инфраструктурой, и основанного на соответствующих принципах Международного валютного кодекса [17].
Сценарии использования экспериментального проекта «Mariana». Прежде чем, рассмотреть сценарии использования экспериментального проекта «Mariana», детализируем сопряжения коммуникационного моста и АММ по валютным транзакциям для оптимизации трансграничных платежей, и предоставлению ликвидности коммерческим банкам для быстрого/безопасного проведения валютных операций с помощью wCBDC.
Коммуникационные мосты, реализованные в проекте, обеспечивают мобильность wCBDC между внутренними платформами и трансграничной сетью. Они управляются соответствующим центральным банком, и используются коммерческими банками для передачи wCBDC между внутренней платформой и трансграничной сетью.
Каждый коммуникационный мост реализован как набор двух смарт-контрактов [4], один для внутренней платформы (внутренний мост-аккаунт) и один для трансграничной сети (международный мост-аккаунт). Ретрансляторы [5] обеспечивают связь между двумя смарт-контрактами через учетные записи мостов.
В сети, учетная запись внутреннего моста берет под контроль wCBDC и отправляет сообщение, которое обрабатывается ретранслятором. После успешной обработки, международный промежуточный счет выпускает соответствующее количество wCBDC. Для обратной транзакции wCBDC погашаются в трансграничной сети, и освобождаются от хранения на соответствующей внутренней платформе.
Требования центрального банка определяются конструкцией моста, связанного с доступом, контролем над wCBDC в обращении и доступностью.
Доступ: центральные банки управляют смарт-контрактами, ретрансляторами и доступом к мосту. В проекте «Mariana» все коммерческие банки, имеющие wCBDC во внутренней сети, имеют доступ к соответствующему мосту.
Контроль над wCBDC: механизм моста гарантирует, что никакие CBDC не будут случайно выпущены или погашены. Кроме того, не допускается передавать какие-либо другие активы, кроме тех, которые соответствуют оптовой продаже CBDC.
Доступность: для поддержки круглосуточной доступности и эксплуатационной устойчивости мост использует несколько ретрансляторов и механизм консенсуса для утверждения транзакций. Каждая транзакция требует одобрения двух из трех ретрансляторов. При этом, ретрансляторы являются однонаправленными, то есть, они передают информацию с внутреннего мостового счета на международный или наоборот.
В рамках проекта «Mariana» были протестированы АММ с постоянной функцией (CFMM). CFMM – это смарт-контракт, который хранит токены в пуле ликвидности, выступающий в качестве контрагента в сделках с получением ликвидности. Цены на подобные сделки определяются с помощью фиксированной функции ценообразования – кривой облигаций [5, с. 49].
Пул ликвидности, лежащий в основе AMM, спроектирован как пул из трех токенов, состоящий из EUR, SGD и CHF wCBDC, для функционирования которого необходимы два субъекта – поставщики и получатели ликвидности. Объединение всех валют в один пул увеличивает потенциальный размер пула и снижает фрагментацию, увеличивая вероятность предоставления эталонной цены [6, с. 9].
Поставщиками ликвидности для АММ являются коммерческие банки. Они могут вносить депозиты в одной, двух или всех трех валютах, используя ликвидность из пула для несбалансированных депозитов. Взамен они получают токен, представляющий относительную долю их депозита в пуле (токены пула ликвидности или токены LP). Эта доля определяет компенсацию их депозита, которая выплачивается получателями ликвидности в виде комиссий за транзакции. Токены LP также позволяют участникам отслеживать свои активы в пуле с течением времени.
Получатели ликвидности могут торговать валютой против пула, сталкиваясь с комиссиями за транзакции и разницей цены между сделками:
– комиссии по транзакциям могут варьироваться в зависимости от того, насколько сбалансирован пул;
– разница цены между сделками – это разница между текущей спотовой ценой и реализованной ценой сделки (определяется кривой облигаций и объемом ликвидности в пуле). Текущую спотовую цену можно запросить с помощью интерфейса прикладного программирования (API) для смарт-контракта AMM.
Кривая облигаций определяет цену, по которой торгуются валюты. В связи с тем, что функция постоянного маркет-мейкера (CFMM) может реализовывать широкий диапазон кривых интерфейса, было предложено и использовано множество различных спецификаций. Для проекта «Mariana» был выбран маркет-мейкер с гибридными функциями (HFMM), сочетающий в себе кривую постоянной связи продуктов с механизмом равноценного ценообразования. Параметры кривой облигаций были откалиброваны с использованием набора данных об исторических валютных транзакциях, в задействованных валютах (EUR, CHF и SGD), с целью оценки размера пула необходимого для обеспечения конкурентоспособных транзакционных издержек.
Детализировав сопряжение компонентов проекта «Mariana», перейдём к сценариям использования:
– сценарий 1 – использование в валютных транзакциях в целях оптимизации трансграничных платежей. Данный сценарий был успешно протестирован коммерческим банком Еврозоны и коммерческим банком Сингапура, выполняющего трансграничный платеж из зоны евро в Сингапур.
Алгоритм действий содержит следующие этапы:
– коммерческий банк Еврозоны запрашивает выпуск EUR wCBDC;
– коммерческий банк Еврозоны передает EUR wCBDC в трансграничную сеть с помощью моста;
– в трансграничной сети коммерческий банк Еврозоны выполняет валютную транзакцию, платя EUR wCBDC для получения SGD wCBDC с использованием AMM, и выплачивает SGD wCBDC сингапурскому банку;
– сингапурский банк переводит вновь полученные SGD wCBDC на сингапурскую платформу;
– сценарий 2 – предоставление ликвидности коммерческим банкам для быстрого/безопасного осуществления валютных операций с помощью wCBDC. Тестирование этого сценария успешно продемонстрировал швейцарский коммерческий банк.
Алгоритм действий содержит следующие этапы:
– швейцарский коммерческий банк запрашивает выпуск CHF wCBDC на внутренней платформе
– швейцарский коммерческий банк передает CHF wCBDC в трансграничную сеть с помощью моста
– в трансграничной сети швейцарский коммерческий банк предоставляет ликвидность AMM, то есть, он платит CHF wCBDC AMM в обмен на соответствующее количество токенов LP.
Преимущества экспериментального проекта «Mariana» в осуществлении трансграничного обмена wCBDC с использованием AMM. К потенциальным преимуществам проекта «Mariana» можно отнести такие аспекты как:
– проект представляет собой значительный шаг вперед в изучении потенциала технологии блокчейн в мировой финансовой системе. По данным Центра инноваций BIS, его целью является повышение эффективности, безопасности и прозрачности валютной торговли/расчетов на финансовых/валютных рынках;
– в проекте использована концепция технологии децентрализованных финансов (DeFi) в публичном блокчейне. Включение технологии DeFi может сформировать инфраструктуру финансового рынка нового поколения. DeFi использует технологию криптовалюты и блокчейна для создания прозрачной и не требующей каких-либо разрешений экосистемы с открытым исходным кодом;
– использование технологии блокчейн в проекте может повысить безопасность и прозрачность торговли валютой. Транзакции в блокчейне неизменяемы и прозрачны, что позволит предотвратить мошеннические действия, и повысить уровень доверия к финансовым рынкам;
– за счёт использования AMM необходимость ручного вмешательства будет снижена, что приведёт к существенной экономии средств для банковских/финансовых учреждений и конкурентоспособным тарифам для клиентов;
– функциональная совместимость wCBDC оптимизирует трансграничные платежи, которые могут быть медленными и дорогостоящими из-за необходимости конвертировать валюты и ориентироваться в различных финансовых системах. Благодаря wCBDC эти транзакции могут стать беспрепятственными, способствуя глобальной финансовой интеграции;
– проект поможет сбалансировать внутреннюю потребность центральных банков в надзоре, и заинтересованность финансовых/банковских учреждений в эффективном хранении, передаче и расчетах wCBDC через границы;
– проект выступает как практическое решение для обмена несколькими CBDC в глобальной сети, совместимой с национальными и региональными платформами, на которых выпускаются CBDC каждой юрисдикции, и может улучшить будущее трансграничных платежей.
Единственной проблемой является то, что технологии токенизации и DeFi все еще находятся в зачаточном состоянии, и необходимы дальнейшие исследования.
Заключение
Для финансовых рынков развитие wCBDC и их интеграция в финансовую систему имеет значительные последствия, приводящие к более широкому распространению официальных цифровых валют [1; 3]. Тем не менее, это также увеличивает спрос на децентрализованные альтернативы, такие как криптовалюта.
BIS активно исследует CBDC, привлекая центральные банки стран-членов, международные финансовые организации и заинтересованных сторон. Многочисленные исследования BIS показали, что примерно 90% центральных банков заинтересованы в изучении той или иной формы CBDC, а также в том, как они могли бы должным образом обеспечить устойчивые/безопасные системы CBDC [11].
Проведённый аналитический обзор проекта «Mariana», инициированный BIS, позволил сделать следующие выводы:
– проект расширяет предыдущую экспериментальную деятельность по использованию CBDC на финансовых рынках, охватывая такие компоненты как wCBDC, коммуникационные мосты и AMM, с применением технологии децентрализованного финансирования (DeFi);
– проект исследует совместную торговлю и расчеты в wCBDC с применением AMM, расширяя предыдущие трансграничные проекты wCBDC, которые были сосредоточены только на расчетах. AMM – это смарт-контракты, которые используют пулы ликвидности для автоматического обмена токенизированными активами;
– проект тестирует общий стандарт для взаимозаменяемых токенов wCBDC, включая конструктивные особенности, основанные на требованиях центрального банка. Единый технический стандарт способствует обеспечению: функциональной совместимости различных wCBDC в рамках одного и того же протокола, в частности AMM; внедрению механизмов управления на уровне токена без обязательного контроля базовой платформы или зависимости от третьей стороны, то есть, оператора платформы;
– проект исследует мобильность wCBDC между различными сетями на основе блокчейна с использованием коммуникационных мостов, также расширяя предыдущие проекты, в которых тестировались расчеты wCBDC на общей платформе. Коммуникационные мосты были разработаны для обеспечения беспрепятственной и безопасной передачи wCBDC между сетями с помощью комбинации управления внутри цепочки и надежной управляемой связью за её пределами.
[1] Проект «Mariana» был запущен в ноябре 2022 г., и является стресс-тестированием концепции (Proof of concept – PoC) Инновационного центра Банка международных расчётов, Банка Франции, Валютного Управления Сингапура и Швейцарского Национального банка. Проект представляет собой эксперимент, и не указывает на то, что какой-либо из участвующих центральных банков намерен выпустить CBDC или поддержать конкретное технологическое решение.
[2] Оптовые CBDC (wCBDC) – это CBDC, доступные коммерческим банкам и другим финансовым учреждениям.
[3] Автоматизированные маркет-мейкеры (AMM). В контексте проекта «Mariana» это децентрализованная биржа, использующая кривую облигаций и пул ликвидности для оценки и обмена токенизированных активов.
[4] Смарт-контракт (англ. smart contract – умный контракт) – компьютерный алгоритм, предназначенный для формирования, управления и предоставления информации о владении чем-либо.
[5] Ретранслятор – оборудование связи, которое соединяет два или более радиопередатчика, удалённых друг от друга на большие расстояния.
Источники:
2. Городнова Н.В., Клевцов В.В., Павин А.В. Разработка методики анализа применения электронных денежных средств // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 205-222.
3. Ермоловская О. Ю. Развитие цифровых финансовых инструментов // Самоуправление. – 2023. – № 3(136). – c. 284-287.
4. Клевцов В. В., Замлелый А.Ю. Институциональное развитие финансово-кредитных систем // Вопросы экономики и права. – 2017. – № 111. – c. 21-25.
5. Лев М. Ю. Ценообразование. / учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 720 c.
6. Лев М. Ю. Цены и ценообразование. / Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 382 c.
7. Лев М.Ю., Болонин А.И., Болонина С.Е., Лещенко Ю.Г. Механизм безопасности интегрированной системы CBDC: перспективы трансграничных платежей // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – c. 3157-3178.
8. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка устойчивости коммерческого банка в аспекте экономической и финансовой безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 1. – c. 173-200.
9. Лещенко Ю. Г. Институциональные ориентиры группы 20 (G-20) в аспекте российской экономики и интересах российского предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2017. – № 17. – c. 2417-2450.
10. Лещенко Ю. Г. Совет по финансовой стабильности: перспективы развития механизма глобального регулирования // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – № 2. – c. 197-222.
11. Лещенко Ю. Г. Сотрудничество Российской Федерации с Банком международных Расчетов в контексте экономической безопасности государства // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы Третьего Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности, Тюмень, 20–21 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.Л. Скипин. – Тюмень: ТюмГУ-Press. Тюмень, 2022. – c. 92-97.
12. Эрштукаева М.З. Современные тенденции регулирования процесса цифровизации финансового рынка. Часть I // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2022. – № 109-110. – c. 87-98.
13. Эрштукаева М.З. Современные тенденции регулирования процесса цифровизации финансового рынка. Часть III // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2022. – № 5-6. – c. 41-49.
14. Bank for International Settlements. Annual Report 2022/23. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/about/areport/areport2023.pdf (дата обращения: 05.10.2023).
15. BIS Innovation Hub (2022). International settlements using multi-CBDCs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/othp47.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
16. BIS Innovation Hub (2022). Using CBDCs across borders: lessons from practical experiments. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bis.org/publ/othp51.pdf (дата обращения: 06.10.2023).
17. Global Foreign Exchange Committee. FX Global Code. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalfxc.org/fx_global_code.htm (дата обращения: 05.10.2023).
18. Panova G. Digital Platforms and Banks. / Current Achievements, Challenges and Digital Chances of Knowledge Based Economy // Cham: Springer Nature Switzerland AG. – 2021. – p. 463–472.
19. Panova G. S., Panov D. V. Digital Economy Financial Applications // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – p. 783-799.
Страница обновлена: 30.07.2024 в 17:03:03