Логистическая организация бизнес-процессов трансграничной торговли с использованием международных транспортных коридоров
Ян Юйцин1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096495
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы развития международных транспортных коридоров с точки применения различных логистических технологий товародвижения в рамках трансграничной торговли на современном этапе. Рассмотрена взаимосвязь состояния развития транспортной инфраструктуры и социально-экономического положения субъектов внешнеэкономической деятельности. Указано на недостатки рассмотрения и построения глобальных логистических систем с разграничением трансграничных грузовых потоков и внешнеторговой доставки товаров в рамках международных транспортных коридоров. Сделан вывод о необходимости рассмотрения проектов и разработки методического обеспечения развития транспортной инфраструктуры с учетом её использования и участия в международных транзитных, экспортных и импортных перевозках
Ключевые слова: международные транспортные коридоры, логистика, перевозки, транспорт, экономика
JEL-классификация: L90, L91, R40
Введение
В современных условиях логистика, представляющая собой не только науку, но и сферу практической деятельности, связанную с оптимизацией организационных решений по управлению материальными потоками, способна эффективно решать возникающие проблемные вопросы в рамках использования международных транспортных коридоров (МТК), в том числе в рамках трансграничной торговли, что и определяет актуальность выбранной темы исследования.
Указанной теме посвящено достаточно много работ отечественных и зарубежных авторов. В частности, в исследовании Карташовой О.И. [1] на основе оптимизационной экономико-математическую модели формулируется методика поиска сбалансированных показателей грузовых потоков на мезо- и макроуровне экономических систем. В работе Овчинникова С.В. уделено внимание рассмотрению маршрутизации международных транспортных коридоров в рамках ЕАЭС с упором на усиление транзитного потенциала евроазиатских коридоров. В монографии Дмитриева А.В. [3] проводится исследование методики обеспечения экономической безопасности международных транспортно-логистических систем на современном этапе, делается акцент на расширении функционала интермодальных способов доставки грузов во внешней торговле. В статье Парфенова А.В. [8] проводится исследование товарной структуры рынка электронной торговли в России и осуществляется аналитико-экспертная оценка уровня развития трансграничной электронной торговли в Российской Федерации.
Работа авторов Баг С., Дмитриева А.В., Саху А.К. [5] посвящена выявлению проблем управления внешнеторговыми цепями поставок на основе использования технологий ресурсосбережения, что отражается на специфике осуществления трансграничной торговли и приоритетности выполнения логистических операций при принятии стратегических решений по развитию товародвижения в рамках международных транспортных коридоров. В исследовании Сюн И. [13] раскрывается потенциальное влияние китайской инициативы «Один пояс, один путь» на особенности реализации трансграничной торговли и формирование международных транспортных коридоров между странами, входящими в данную инициативу.
В целом указанные выше авторы довольно широко освещают проблематику формирования и развития международных транспортных коридоров в контексте развития трансграничной торговли. Однако, следует уделить больше внимания управлению операционной логистической деятельностью при осуществлении трансграничной торговли как в рамках действующих, так и активно развивающихся международных транспортных коридорах.
Целью настоящего исследования является обоснование мер повышения эффективности осуществления логистических операций в международной торговле для обеспечения устойчивости товарных потоков в рамках международных транспортных коридоров.
Основной гипотезой исследования является тезис о том, что предприятиям-участникам внешнеэкономической деятельности для повышения эффективности трансграничной торговли и получения новых конкурентных преимуществ на международном рынке следует активизировать использование инновационных логистических технологий и информационно-коммуникационных возможностей современного Интернет-пространства, а также расширять функциональность цифровых платформ трансграничной торговли для обеспечения эффективного взаимодействия в режиме реального времени основных субъектов международных транспортных коридоров, что позволит упорядочить их трансакционную и операционную логистическую деятельность в области внешнеторгового товародвижения.
В ходе исследования применялись различные научные методы, такие как: методы статистического и ситуационного анализа, методы парного сравнения и последовательного сопоставления, графоаналитический метод.
Использование современных логистических технологий в трансграничной торговле и международных транспортных коридорах
В силу широкого распространения онлайн-покупок и трансграничной торговли логистика становится решающим фактором успеха любого бизнеса в сфере коммерции и доведении товаров до конечного потребителя [2]. Если раньше логистика рассматривалась как сфера дополнительных затрат на доведение товаров до конечных потребителей, то теперь она стала конкурентным преимуществом для предприятий, которые могут предложить своим клиентам быструю и эффективную доставку. В данном контексте налаженная система товарных потоков в рамках международных транспортных коридоров играет ключевую роль [4].
Китайский онлайн бизнес, являясь одним из лидеров электронной коммерции и международного товародвижения, стал пионером в революционной логистике в индустрии электронной коммерции, а применяемые китайскими компаниями логистические решения позволяют повысить эффективность управления материальными потоками в индустрии трансграничной торговли, в том числе с использованием международных транспортных коридоров.
При перемещении товаров через границу выстраивание устойчивых и надежных логистических решений является важнейшей задачей. В этом контексте налаженная система товародвижения посредством международных транспортных коридоров должна отвечать, с одной стороны требованиям своевременности, а с другой стороны, оптимальной стоимости доставки грузов, учитывая увеличивающие дальности перевозок [5].
Высокий уровень эффективности использования цифровых технологий при организации товародвижения в международном сообщении с использованием транспортных коридоров для доставки грузов и выполнения сопутствующих операций трансграничной торговли, включая куплю-продажу товаров, услуг и объектов интеллектуальной собственности, обмен информацией, поступающей из внешней среды, взаимодействие с клиентами и контрагентами. Всё вышеперечисленное вместе является одним из необходимых условий рационализации трансграничной торговли (рис. 1).
Роль международных транспортных коридоров (МТК) как связующих звеньев экономик разных стран обусловливает их развитие и формирование новых центров роста трансграничной торговли. В настоящее время основная часть грузовых потоков из России направлена на восток в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что предопределяет резкое увеличение спроса, в том числе, на контейнерные перевозки, которые стали приоритетным способом доставки товаром для многих грузоотправителей [6].
Рисунок 1. Инновационные логистические решения в международных транспортных коридорах (МТК)
Источник: составлено авторами
С ускорением процесса глобальной экономической интеграции соседние страны или регионы тесно взаимосвязаны и взаимно усиливают друг друга. Региональное экономическое и социальное развитие сталкивается с новыми возможностями и вызовами.
МТК представляют собой один из самых преобразующих и амбициозных подходов к региональному и глобальному развитию. Они охватывают взаимосвязанные транспортные маршруты — дороги, железные дороги, порты и аэропорты — которые облегчают торговлю, инвестиции и перемещение через границы. Эти коридоры часто выходят за рамки физической инфраструктуры и включают политику и институциональные рамки, направленные на усиление экономического сотрудничества между различными регионами. МТК являются неотъемлемой частью достижения инклюзивного экономического роста, региональной интеграции и взаимосвязанности, особенно в регионах с недостаточно развитой инфраструктурой [7].
Международные транспортные коридоры, по своей сути являющиеся интегрированными логистическими системами, можно охарактеризовать, с одной стороны, как глобальные логистические сети, а с другой стороны, как международные транспортные магистрали, которые сочетают различные виды транспорта для организации перевозок товаров в рамках трансграничной торговли. Примерами таких глобальных логистических систем могут быть трансъевропейские транспортные сети Европейского союза (TEN-T), Программа развития инфраструктуры в Африке Африканского союза (PIDA), Транспортный коридор Север — Юг (INSTC), а также китайская инициатива «Один пояс, один путь».
Реализация инициативы «Один пояс, один путь» в контексте развития международных транспортных коридоров
Инициатива «Один пояс, один путь», выступая в качестве одного из факторов укрепления экономических отношений между странами, вовлеченными в данную логистическую систему, представляет собой уникальную возможность развить трансграничную торговлю и послужить катализатором регионального и глобального экономического роста.
С момента своего объявления в 2013 году инициатива «Один пояс, один путь» привлекла значительное внимание в академической литературе [13]. Причиной ее значимости можно считать ее потенциальные экономические возможности для укрепления сотрудничества и связей между Китаем и другими странами Азии, Африки, Европы и за их пределами. Например, за десятилетие объем торговли между Китаем и другими странами-партнерами быстро вырос. С прошлого десятилетия, когда в 2013 году председатель КНР Си Цзиньпин предложил инициативу «Один пояс, один путь», масштабы торговли между Китаем и странами «Одного пояса, одного пути» (ОПОП) неуклонно расширялись (рис. 2).
Рисунок 2. Соотношение уровня инвестиций по отраслям в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и развития международных транспортных коридоров КНР [15]
По оценкам, среднегодовой рост Китая с инициативой «Один пояс, один путь» увеличится до 2,07 трлн долларов в 2022 году по сравнению с 1,04 трлн долларов десять лет назад, которые были на момент объявления Китаем инициативы «Один пояс, один путь» [15].
Официальный сайт посольства Китайской Народной Республики в Гренаде показывает, что к концу июня 2023 года между Китаем и странами, вовлеченными в ОПОП подписано более 200 документов. Согласно статистики, Китай является крупнейшим торговым партнером примерно с 25 странами, в то время как 7 соглашений о свободной торговле были заключены между Китаем и 13 странами. Более того, китайские нефинансовые прямые инвестиции вдоль ОПОП достигли 11,00 млрд долларов США с января по июнь 2023 года. Таким образом, объем инвестиций вырос на 23,3%. Основными странами, получавшими эти инвестиции, были Камбоджа, Индонезия, Казахстан, Лаос, Малайзия, Россия, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Таиланд и Вьетнам. [14].
Указанные выше положения позволяют сделать вывод, что развитие Китаем инициативы «Один пояс, один путь» способствует повышению эффективности логистической организации бизнес-процессов трансграничной торговли с использованием международных транспортных коридоров [9].
В то же время с точки зрения определения стратегических приоритетов усиления трансграничной торговли необходимо также более детально рассмотреть и компоненты международных транспортных коридоров, поскольку их наличие и правильное соотношение позволяет формировать более тесные экономические связи и налаживать партнерские отношения между вовлеченными в процесс международного товародвижения странами [10].
Компоненты международных транспортных коридоров
Международные транспортные коридоры обычно включают несколько ключевых компонентов, образующих их инфраструктурную и экономическую архитектуру (рис. 3).
Рассмотрим указанные выше компоненты более подробно:
1. Развитие инфраструктуры: наиболее важным элементом международных транспортных коридоров является развитая транспортно-логистическая инфраструктура, включающая автомагистрали, железные дороги, морские и аэропорты, и обеспечивающая перемещение товаров в рамках трансграничной торговли [11]. Развитие инфраструктуры в данном случае должно обязательно сопровождаться инвестициями в энергетику и телекоммуникационные сети, устойчивое функционирование которых имеет решающее значение для поддержки современной экономической деятельности.
Рисунок 3. Компоненты международных транспортных коридоров
Источник: составлено авторами
2. Упрощение процедур торговли: международные транспортные коридоры обеспечивают снижение барьеров в трансграничной торговле за счет упрощения таможенных процедур, гармонизации правил и снижения тарифов. Меры по совершенствованию процедур торговли направлены, прежде всего, на оптимизацию трансграничных товарообменных и расчетных операций, что облегчает доступ предприятий к новым рынкам.
3. Инвестиции и особые экономические зоны: инфраструктура международных транспортных коридоров часто включает особые экономические зоны (ОЭЗ), промышленные парки и логистические центры. Существование подобных зон создает для функционирующих в рамках ОЭЗ предприятий условия для развития инвестиций, получения налоговых льгот, упрощенного регулирования хозяйственной деятельности и доступа к транспортно-логистической инфраструктуре. Деятельность ОЭЗ может быть связана с привлечением как внутренних, так и иностранных инвестиций, для создания новых рабочих мест и стимулирования региональной экономики [12].
4. Институциональное сотрудничество: для успешного развития международных транспортных коридоров необходимо тесное сотрудничество между правительствами различных стран, участниками внешнеэкономической деятельности и международными организациями, что способствует разработке механизмов координации и регулирования внешнеторговой деятельности, а также разрешения споров и совместного планирования. Региональные соглашения, такие как торговые пакты и соглашения об инвестициях в инфраструктуру, часто играют центральную роль в функционировании международных транспортных коридоров.
5. Социальные и экологические аспекты: в рамках функционирования современных международных транспортных коридоров субъекты внешнеторговой деятельности уделяют все больше внимания обеспечению инклюзивности и устойчивости развития. Это означает учёт интересов местного населения, защиту окружающей среды и смягчение потенциальных негативных последствий крупномасштабных инфраструктурных проектов.
Кроме того, следует отметить, что международные транспортные коридоры имеют и стратегические цели развития, среди которых можно выделить следующие:
1. Региональную интеграцию: международные транспортные коридоры являются мощными инструментами региональной интеграции, особенно в районах с фрагментированными рынками и разрозненной инфраструктурой. Улучшая связь и снижая торговые барьеры, формирование и развитие международных транспортных коридоров будет способствовать более тесным экономическим связям между соседними странами. Такая позволит создать более крупные, эффективно функционирующие международные рынки и существенно расширить экономические возможности вовлеченных в трансграничную торговлю стран.
2. Экономический рост: развитие международных транспортных коридоров может стимулировать экономический рост за счет содействия торговле и инвестициям. Развитие инфраструктуры и снижение трансакционных издержек позволит предприятиям, действующих в рамках МТК, стать более конкурентоспособными и получить доступ к международным рынкам. Это, в свою очередь, может создать новые рабочие места и увеличить доходы предприятий.
3. Геополитическое влияние: функционирование международных транспортных коридоров довольно часто связано со значительными геополитическими последствиями. Страны, контролирующие основные международные транспортные коридоры, могут оказывать влияние на торговые пути и доступ к ресурсам. Например, китайская инициатива «Один пояс, один путь» преследует не только экономические, но и геополитические цели, поскольку она направлена на расширение влияния Китая в Азии, Европе и Африке.
4. Устранение региональных различий: вовлечение все новых предприятий и стран в деятельность международных транспортных коридоров позволяет устранить региональные различия и направить инвестиции в слаборазвитые районы. Улучшая инфраструктуру и создавая экономические возможности, участники внешнеэкономической деятельности и органы государственного регулирования и контроля, вовлеченные в деятельность международных транспортных коридоров, способствуют сокращению бедности и более сбалансированному экономическому развитию.
Заключение
Таким образом, принимая во внимание экономическое значение китайской инициативы «Один пояс, один путь» и ту роль, которую она играет в развитии внешнеторговой деятельности, это исследование было направлено на выявление специфики развития международных транспортных коридоров КНР с позиции налаживания трансграничной торговли в современных условиях.
Было установлено, что международные транспортные коридоры, находясь на пересечении инфраструктуры, торговли и геополитики, предлагают мощную основу для регионального развития и интеграции. С помощью таких инициатив, как Трансъевропейские транспортные сети (TEN-T), Программа развития инфраструктуры в Африке (PIDA), Транспортный коридор Север — Юг (INSTC), а также китайской инициативы «Один пояс, один путь» страны, вовлеченные в данные логистические системы, стремятся укрепить свои позиции в мировой экономике, одновременно решая проблемы взаимосвязанности и региональных различий. Эти коридоры не только способствуют торговле и инвестициям, но и имеют значительные геополитические последствия, влияя на баланс сил в регионах. Несмотря на проблемы, связанные с инфраструктурой, политической динамикой и международными санкциями, экономические коридоры предоставляют вовлеченным странам возможность усилить свое глобальное влияние и экономический рост. Дальнейший успех этих коридоров будет зависеть от эффективного сотрудничества между заинтересованными сторонами, практики устойчивого развития и адаптации к меняющимся геополитическим реалиям.
Источники:
2. Овчинникова С. В. Динамика развития транспортных маршрутов РФ как части международных транспортных коридоров в контексте глобальных перемен // Потребительский рынок: устойчивое развитие в условиях новых вызовов: Сборник материалов II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Новосибирск, 26 октября 2023 года. – Новосибирск: Сибирский университет потребительской кооперации. Новосибирск, 2023. – c. 64-68.
3. Дмитриев А. В. Безопасность цифровых экосистем транспортно-логистического обслуживания. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2023. – 187 c.
4. Дмитриев А. В. Формирование цифровой среды транспортной логистики // Логистика - евразийский мост: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Красноярск, 25–29 апреля 2018 года. Том Часть 1. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск, 2018. – c. 88-92.
5. Bag S., Dmitriev A. V., Sahu A. K., Sahu A. K. Barriers to adoption of blockchain technology in green supply chain management // Journal of Global Operations and Strategic Sourcing. – 2020. – p. 0027. – doi: 10.1108/JGOSS-06-2020-0027.
6. Парфенов А. В., Гарнов И. Б. Электронная коммерция. / Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Новый век», 2008. – 130 c.
7. Щербаков В. В., Букринская Э. М., Воробьева И. Б. Цифровая логистика. / Учебник/ / 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 573 c.
8. Парфенов А. В., Броварник И. А. Институциональные основы и логистические ограничения «параллельного импорта» товаров в РФ // Логистика: форсайт-исследования, профессия, практика: мат-лы III Нац-ной науч.-обр. конф. : в 2 ч., Санкт-Петербург, 28 октября 2022 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: СПбГЭУ. Санкт-Петербург, 2022. – c. 332-339.
9. Парфенов А. В., Сюй Н. Стратегические технологические тренды в цепях поставок // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2023. – № 1(81). – c. 36-42.
10. Дмитриев А. В. Методологические основы управления логистикой транспортно-складских центров // Известия СПбГУЭФ. – 2012. – № 6(78). – c. 76-81.
11. Shcharbina Yu. A. International transport corridors in South Asia: geopolitical problems // Журнал Белорусского государственного университета. Международные отношения. – 2023. – № 1. – c. 41-51.
12. Zakharov A. The International North-South Transport Corridor: The Prospects and Challenges for Connectivity between Russia and India // MGIMO Review of International Relations. – 2023. – № 2. – p. 216-234. – doi: 10.24833/2071-8160-2023-2-89-216-234.
13. Xiong Y., Xu R., Wu S., Li S., Li L., Li Q. Evolution of the bilateral trade situation between Belt and Road countries and China // Journal of Cleaner Production. – 2023. – № 414. – p. 1-12.
14. Devonshire-Ellis, C. (2023). China’s H1 2023 Trade with BRI Countries Up 9.8%, Chinese BRI Investment Continues
15. The Focus of China's Belt and Road Initiative. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/chart/31054/chinese-belt-and-road-initiative-investment-by-sector/ (дата обращения: 07.10.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 13:42:09