Трансграничное взаимодействие приграничных регионов с позиции теории конкурентного сотрудничества
Хмелева Г.А.1, Курникова М.В.1, Мекин М.А.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 8 (Август 2022)
Цитировать:
Хмелева Г.А., Курникова М.В., Мекин М.А. Трансграничное взаимодействие приграничных регионов с позиции теории конкурентного сотрудничества // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 8. – С. 2949-2962. – doi: 10.18334/ce.16.8.115250.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397054
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Теория конкурентного сотрудничества имела прорывное значение в экономической науке, поскольку полностью изменила взгляд на конкуренцию на рынке. Авторы полагают, что данная теория может быть успешно применена для развития научно-методологического базиса укрепления трансграничного сотрудничества приграничных регионов. Опираясь на основные положения теории конкурентного сотрудничества, авторы развивают и системно дополняют причинно-следственные связи и закономерности торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов. Показано, что причины и следствия трансграничного сотрудничества, как правило, связаны с необходимостью восполнения дефицитных ресурсов, услуг, технологий. Выявлена закономерность роста перспективных ниш для взаимодействия с ростом различий в экономиках сопредельных регионов. Придерживаясь стратегии дополнения, регионы могут определить практические меры для дальнейшего развития трансграничного сотрудничества. Политикам и управленцам важно учитывать закономерность усиления экономических рисков с ростом интеграционных связей.
Ключевые слова: приграничные регионы, трансграничное сотрудничество, приграничное сотрудничество, регион, теория сотрудничества конкурентов
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯИК № 21-510-23002.
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение
В эпоху глобальной нестабильности и перехода к многополярному миру вопросы трансграничного сотрудничества на региональном уровне заслуживают отдельного внимания, поскольку такие регионы выступают буферной зоной между странами. В этой связи Межевия Н.М., Ткачев С.А. [1] (Mezhevich, Tkachev, 2021) справедливо отмечают двойственный характер приграничных регионов, выступающих одновременно периферией собственной страны и связующим центром с международным пространством.
Сложный, множественный характер приграничных регионов обуславливает широкий спектр причинно-следственных связей сотрудничества, включающий такие причины, как: необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности [2] (Vardomsky at al., 2022), [3] (Gorkina, 2021), сохранения национальных интересов [4] (Komleva, 2022), [5] (Krasnopolsky, 2022), укрепления межнациональный связей [6] (Karpenko, Kolosov, Sebentsov, 2021), общие экологические проблемы [8] (Alieva, Laumulin, 2021), [9] (Baranova, Leonova, Pham thi, 2021) [10] (Alieva, Laumulin, 2021), получение экономических выгод субъектов хозяйствования [11] (Slugina, 2021), [12] (Davydenko, Litvinyuk, 2021). Следствием указанного выше и является потребность в дополнительных исследованиях многообразных причинно-следственных связей и закономерностей сотрудничества приграничных регионов.
Грибова Н.М. [13] (Gribova, 2006) отмечает, что причинно-следственные связи в рассматриваемой сфере не поддаются традиционной схеме, когда в качестве причины выступает экономическое явление, а следствием – неэкономическое явление. В трансграничном сотрудничестве как причиной, так и следствием могут выступать самые разнообразные ситуации и факторы.
В данной статье мы остановимся на аспектах торгово-экономического сотрудничества, хотя подчеркнем, что культурное взаимодействие имеет не менее важное значение, поскольку формирует ментальный базис для двусторонних отношений. Не менее важными являются вопросы безопасности и экологии, которые формируют каркас для устойчивого и сбалансированного развития регионов сопредельных стран.
Однако, на наш взгляд, именно в плоскости экономических отношений находятся ключевые мотивы к укреплению двусторонних связей сопредельных регионов, о чем не без оснований заявляет успешный международный опыт долгосрочных партнерских отношений между сопредельными странами [14] (Komleva, 2022). Так, в европейских странах можно отметить опыт построения еврорегионов и политику сплочения, направленную на снижение дифференциации социально-экономического развития между странами Европейского союза. Американский опыт основан на привлечении крупнейших корпораций США, являющихся ключевыми участниками трансграничного взаимодействия. Азиатский опыт основан на создании транснациональных экономических зон, где имеющиеся различия между странами выступают основой для развития внешней торговли и инвестиций, развивается межфирменная интеграция. Все эти модели, несмотря на различия, объединяет видение ключевых участников, в качестве которых выступают, прежде всего, субъекты торгово-экономических отношений. В этой связи теория сотрудничества конкурентов выступает фундаментальной основой для расширения понимания причинно-следственных связей и закономерностей сотрудничества регионов сопредельных стран.
Проблема исследования состоит в том, что в условиях ограничений и санкций, России важно сохранить и укрепить трансграничное сотрудничество с дружественными странами на взаимовыгодной основе, учитывая, что двойственных характер партнерства и конкуренции, что позволит обеспечить прочную основу для роста благосостояния и конкурентоспособности приграничных регионов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что трансграничное взаимодействие имеет двойственный характер партнерства и конкуренции, проявляющийся в необходимости совместных действий по восполнению недостающих ресурсов с одной стороны и конкуренции при выходе на общие международные рынки.
В связи с указанным выше авторы поставили цель - изучить двойственное влияние партнерства и конкуренции на процесс сотрудничества сопредельных регионов.
Новизна исследования заключается в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов с позиции теории сотрудничества конкурентов.
Теория сотрудничества конкурентов и трансграничное сотрудничество
Теория сотрудничества конкурентов А. Брандербургера и Б. Нейблаффа утверждает, что конкурентное сотрудничество способно принести больше выгод, чем открытая позиция противоборства и стремление во что бы то ни стало обойти конкурентов. Данная теория базируется на двух важнейших постулатах [15] (Brandenburger, Neilbuff, 2012). Первый постулат заключается в том, что экономическая деятельность предполагает создание стоимости, или ценности. В современном мире все труднее создать ценный для потребителя продукт в одиночку, без сотрудничества с заинтересованными сторонами, профессионалами своего дела [16] (Khmeleva, Iodа, 2011). Уместно вспомнить теорию открытых инноваций Г. Чесбро, которая подтвердила свои выводы на практике [17] (Chesbro, 2007). Самые успешные компании, как правило, создают свои продукты в коллаборации. Чтобы создать конкурентоспособный продукт, компании вступают в партнерства с разработчиками, поставщиками, клиентами и другими стейкхолдерами. Второй важнейший постулат заключается в том, что после создания продукта и услуги для получения дохода, компании предоставляют их на рынок, который, как правило уже освоен конкурентами. Сегодня трудно найти сферы, очищенные от присутствия конкурентов. И здесь открывается зона противоборства, рыночной конкуренции. Отмечая указанные противоречия, А. Брандербургер и Б. Нейблафф [15] (Brandenburger, Neilbuff, 2012) предлагают придерживаться стратегии дополнителей, которые помогают сделать продукт, услугу более ценной. Чем более сложный продукт, тем более сложная система формируется, состоящая из множества дополняющих друг друга частей.
В торгово-экономическом сотрудничестве стран и регионов можно выделить зону сотрудничества и зону конкуренции.
Зона сотрудничества возникает там, где бизнес разных стран объединяется, чтобы создать более конкурентоспособный продукт, технологию, услугу.
Заметим, что большинство стран становятся успешными, когда осуществляют внешнюю торговлю, могут привлекать технологии, финансирование, отправлять своих молодых людей на обучение в ведущие университеты мира. Все это в свое время помогло Китаю выйти в число крупнейших экономик мира. В свою очередь процессы глобализации способствовали переносу производств крупных международных корпораций в менее развитые страны, включая Китай. Использование дешевых ресурсов позволяло таким компаниям извлекать дополнительную прибыль, обогащаясь самим и обеспечивать приращение богатства своих стран. Развивающиеся страны приобретали новые компетенции, повышали профессионализм своих работников. Со временем, научившись, создавали свои национальные компании и даже целые отрасли. Так, Китаю, Южной Корее за короткое по историческим меркам время удалось вырваться в лидеры по производству высокотехнологичной продукции, создана практически с нуля современная конкурентоспособная в мире отрасль автомобилестроения. Так происходит взаимный успех, но не разрушение.
И наоборот, ограничения международной торговли, обмена технологиями способствует обеднению стран. Так, в настоящее время наблюдается взрывной рост инфляции в европейских странах, который был спровоцирован введением ограничительных мер в отношении чувствительных для Европы секторов российской экономики.
Зона конкуренции между странами и регионами наступает в международной торговле. Рынок всегда ограничен числом покупателей. В пределах земного шара нельзя найти новые рынки. Поэтому страны конкурируют между собой за присутствие на уже имеющихся рынках.
Подобные явления правомочно перенести на внешнеэкономические связи приграничных и не только регионов.
Страны и их приграничные регионы сотрудничают для того, чтобы получить материальные и нематериальные выгоды. Материальные выгоды получает бизнес, выходя на внешние рынки, государство в виде дополнительных налоговых поступлений. Нематериальные выгоды, возможно, еще более важны: политическая стабильность и безопасность населения, экологическая устойчивость, укрепление культурных связей и многое другое. Мы не случайно обозначили выше термин «выгоды», именно в получении выгоды заключается основной интерес и кроются причины трансграничных связей, которые помогут сформировать представление о закономерностях трансграничного сотрудничества с позиции теории сотрудничества конкурентов. Если о трансграничном сотрудничестве написано уже достаточно много и подробно, то вопросы конкуренции между регионами обсуждаются не так часто. Между тем, это не менее важный аспект для выявления причинно-следственных связей трансграничного сотрудничества. Когда продукция из региона экспортируется в регион соседней страны, возникает ситуация конкуренции с местными производителями. С другой стороны, присутствие конкурентов стимулирует к активным действиям по повышению собственной конкурентоспособности, но может и выступить разрушителем бизнеса. Чтобы избежать подобной ситуации, целесообразно придерживаться стратегии дополнения и иметь представление о соответствующих причинно-следственных связях и закономерностях.
Причинно- следственные связи и закономерности сотрудничества регионов с позиции теории сотрудничества конкурентов
Причинно-следственные связи позволяют выявить причины, которые побуждают к действиям и понять, к каким последствиям могут привести те или иные действия.
Теория сотрудничества конкурентов предлагает опираться на стратегию дополнения, основанную на различиях, что позволяет выявить свободные ниши, стейкхолдеров для построения продуктивного взаимодействия между ними (таблица 1).
Таблица 1 - Причины и следствия торгово-экономического трансграничного сотрудничества с позиции теории сотрудничества конкурентов
Table 1 – Causes and consequences of trade and economic transboundary cooperation in the context of the Co-opetition’s theory
Причины
|
Следствия
|
Сфера
|
Различия в ресурсах
|
Восполнение недостающих ресурсов
|
Природно-ресурсный потенциал
|
Различия в отраслях
|
Сбалансированная структура экономики
|
Все имеющиеся в сопредельных регионах
отрасли
|
Различия в продуктах, услугах
|
Покрытие дефицита продуктов, услуг
| |
Различия в доступности к мировым
рынкам
|
Преодоление барьера доступности к
мировым рынкам
| |
Различия в технологиях
|
Покрытие дефицита технологий
|
Таким образом, причинно-следственные связи торгово-экономического трансграничного сотрудничества с позиции теории сотрудничества конкурентов кроются в различиях природно-ресурсного потенциала, структуры экономики, продукции, услугах. Именно различия вызывают потребность в поиске недостающих элементов и создают основу для взаимовыгодного сотрудничества.
Причинно-следственные связи позволяют выделить следующие закономерности торгово-экономического сотрудничества с позиции теории сотрудничества конкурентов:
Чем больше различий между странами, приграничными регионами, тем больше точек взаимодействия. Чем больше различия между граничными регионами в ресурсах, структуре экономики, тем больше ниш для совместного сотрудничества. Так, например, дополняющей сферой производства пшеницы является производство готовой продукции: муки, мучных изделий, сельскохозяйственной техники, поставка комплектующих, ремонт сельскохозяйственной техники. Услуги также служат дополнителями. Например, технической обслуживание сельскохозяйственной техники. Аналогично в других отраслях.
Дополняемость в трансграничном сотрудничестве всегда взаимна, поскольку источники дополнения находятся по разную сторону границы. Свободные ниши заполняются продуктами и услугами сопредельной страны. Такое взаимное проникновение принято связывать с интеграционными процессами.
Чем больше сопредельные регионы интегрированы друг с другом, тем больше теснота связей между ними и тем больше интеграционные риски. Граница – это всегда определенный политический риск, который может обострится при смене власти [18] (Vardomsky, 2008). Однако торгово-экономическое сотрудничество укрепляет взаимные связи. Их устойчивость зависит от того, насколько сбалансировано участие бизнеса каждой страны и не препятствует их развитию, но способствует росту их доходов и конкурентоспособности. Торгово-экономическое сотрудничество не должно наносить ущерб каждой из сторон. Как только начинают затрагиваться интересы жителей, бизнеса, возникают противоречия интересов и, как следствие, растет недовольство. Например, вывоз продукции в регион сопредельной страны может способствовать повышению цен. И, наоборот, при насыщении импортом становится невыгодным развивать собственное производство. Таможенно-тарифная политика позволяет сгладить подобный негатив, но далеко не всегда. Органам региональной власти в настоящее время вменили в компетенцию развитие внешнеэкономических связей. Следующий важный шаг – осмысление органами региональной власти необходимости решительных действий по укреплению и регулированию в рамках своих компетенций отношений с регионами соседних стран с целью укрепления конкурентоспособности своего региона на основе сбалансированного и взаимовыгодного сотрудничества.
Всеобъемлющая интеграция не всегда снижает политические риски, выходя далеко за пределы торгово-экономического сотрудничества и включая культуру, образование, науку [19] (Fedorenko at al., 2022). Эти сферы служат базисом общих ценностей и взаимопонимания. Однако, как показывает опыт, в случае кардинальной смены политического курса информационная война и современные политтехнологии способны приводить к почти мгновенному разрушению прочных связей, строившихся годами. Убедительным примером служат международные отношения России и Финляндии. Так, Карелия долгие годы выстраивала фундамент трансграничных отношений, реализовывала множество совместных проектов [20] (Druzhinin, Kukhareva, 2012). Этот мост оказался хрупким в условиях информационного шторма. В то же время, надо отметить, что эффективно сработала многие годы реализуемая европейская политика сплочения [21] (Khmeleva at al.). Хорошо подкрепленная европейским проектным финансированием, в том числе и для ранее реализуемых российско-финских проектов, политика сплочения позволила сформировать и укрепить платформу для единства взглядов на общеевропейском пространстве. Лишь отдельные страны, такие как Венгрия, предпринимают редкие попытки отстаивать собственную точку зрения.
Заключение
В данной статье изложены основные положения теории сотрудничества конкурентов, дополнены причинно-следственные связи и закономерности торгово-экономического сотрудничества приграничных регионов с позиции данной теории.
Обосновано, что регионы сопредельных стран выступают и как партнеры, и как конкуренты. Зона сотрудничества находится в пределах совместных действий по созданию хозяйствующими субъектами новой ценности для населения и общества в виде дефицитных ресурсов, новых продуктов, услуг. В зону конкуренции регионы вступают при выходе на рынок сопредельных государств с совместно созданными продуктами и услугами. Для эффективного сотрудничества приграничных регионов предложено придерживаться стратегии дополнения, которая нацеливает на поиск и заполнение недостающих ниш.
Для научно-методического обоснования стратегии дополнения представлены причинно-следственные связи и закономерности торгово-экономического сотрудничества. Фундаментальные причины торгово-экономического сотрудничества связаны с различиями в ресурсах, отраслях, продуктах, услугах, доступности к мировым рынкам и технологиям. Регионы стремятся восполнить недостающие элементы за счет сотрудничества, как следствие, повышая уровень конкурентоспособности и устойчивости региональной экономики.
Значимость для политики имеют выявленные и сформулированные в статье закономерности торгово-экономического сотрудничества. Показано, что чем больше экономических различий между регионами, тем больше потенциальных точек роста трансграничного партнерства. При этом важно учитывать взаимный характер дополняемости трансграничного сотрудничества. При разработке программ и проектов важно учитывать закономерность возрастания экономических рисков с ростом степени взаимной интеграции регионов.
Источники:
2. Вардомский Л.Б., Голунов С.В. и др. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. / Коллективная монография. - Волгоград: НОФМО, 2002. – 572 c.
3. Горкина Т.И. Энергетическая безопасность малых стран Европы (на примере государств скандинавского региона) // Географическая среда и живые системы. – 2021. – № 2. – c. 60-74. – doi: 10.18384/2712-7621-2021-2-60-74.
4. Комлева В.В. Международное сотрудничество регионов России: институциональные основы и характерные модели // Россия: общество, политика, история. – 2022. – № 1(1). – c. 10-34.
5. Краснопольский Б.Х. Государственная политика России в формировании и развитии трансграничного пространственного образования тихоокеанской Арктики на перекрестке двух океанов и континентов // Вестник Института мировых цивилизаций. – 2022. – № 1(34). – c. 58-64.
6. Карпенко М.С., Колосов В.А., Себенцов А.Б. Трансформация российско-казахстанского пограничья в постсоветский период: институциональное и экономическое измерения // Проблемы национальной стратегии. – 2021. – № 5(68). – c. 25-40. – doi: 10.52311/2079-3359_2021_5_25.
7. Трапезников В.П. Деятельность НКО в рамках проектов трансграничного сотрудничества как инструмент стабилизации отношений и укрепления межнациональных связей: опыт Европы и перспективы для России // Панорама. – 2021. – № 39. – c. 44-56.
8. Алиева Г., Лаумулин М. Трансграничное экологическое сотрудничество Казахстана и России: проблемы и перспективы // Центральная Азия и Кавказ. – 2021. – № 4. – c. 155-167. – doi: 10.37178/ca-c.21.4.13.
9. Баранова Ю.В., Леонова А.А., Фам тхи М.Х. Трансграничное сотрудничество в области защиты морской среды на примере Северной Пацифики // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2021. – № 12(81). – c. 3671-3677. – doi: 10.35775/PSI.2021.81.12.043.
10. Алиева Г., Лаумулин М. Трансграничное экологическое сотрудничество Казахстана и России: проблемы и перспективы // Центральная Азия и Кавказ. – 2021. – № 4. – c. 155-167. – doi: 10.37178/ca-c.21.4.13.
11. Слугина А.Н. Межрегиональное и трансграничное сотрудничество на пространстве союзного государства Беларуси и России: проблемы и возможности // Ars Administrandi. – 2021. – № 3. – c. 423-443. – doi: 10.17072/2218-9173-2021-3-423-443.
12. Давыденко Л.Н., Литвинюк А.И. Опыт функционирования еврорегионов как формы трансграничного сотрудничества в ЕС и СНГ // Экономика. – 2021. – № 15. – c. 12-21.
13. Грибова С.Н. Приграничное сотрудничество: теоретические и правовые истоки изучения // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2006. – № 1. – c. 15-20.
14. Комлева В.В. Международное сотрудничество регионов России: институциональные основы и характерные модели // Россия: общество, политика, история. – 2022. – № 1(1). – c. 10-34.
15. Брандербургер А., Нейблафф Б. Co-opetition. Конкуренция и сотрудничество в бизнесе. - М.: ООО «Кейс», 2012. – 352 c.
16. Хмелева Г.А., Иода Е.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития: международный опыт и российская практика // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2011. – № 2(17). – c. 7-16.
17. Чесбро Г. Открытые инновации: создание прибыльных технологий. - М.: Поколение, 2007. – 336 c.
18. Вардомский Л.Б. Приграничное сотрудничество на «новых и старых» границах России // Евразийская экономическая интеграция. – 2008. – № 1. – c. 90-108.
19. Федоренко Р.В., Зайчикова Н.А., Тойменцева И.А., Хмелева Г.А. Моделирование процессов интеграции отдельных регионов в систему мирохозяйственных связей. / Монография. - Казань: ООО «Бук», 2022. – 111 c.
20. Дружинин П.В., Кухарева Т.В. Сотрудничество приграничных регионов: Карельская практика // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 8. – c. 2-9.
21. Khmeleva G.A., Kurnikova M.V., Nedelka E., Tóth B.I. Determinants of Sustainable Cross-Border Cooperation: a Structural Model for the Hungarian Context using the PLS-SEM Methodology // Sustainability. – 2022. – № 2. – p. 893. – doi: 10.3390/su14020893.
Страница обновлена: 14.08.2024 в 07:22:29