Алгоритм внедрения системы стратегического инновационного менеджмента в структуре международной организации

Ноздричев М.К.1
1 Южный федеральный университет

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Ноздричев М.К. Алгоритм внедрения системы стратегического инновационного менеджмента в структуре международной организации // Экономическая безопасность. – 2024. – Том 7. – № 5. – С. 1271-1290. – doi: 10.18334/ecsec.7.5.121115.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68531025

Аннотация:
Актуальность исследования основана на повышении приоритетов и темпов инновационного развития международных организаций вследствие трансформационных изменений внешней среды. Международная группа компаний, занимающаяся товарным агротрейдингом,являющаяся эмпирической базой исследования, сталкивается с необходимостью достижения системности в управлении инновационной стратегией.В представлении алгоритма внедрения отражены принципы обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности системы стратегического инновационного менеджмента. Алгоритм внедрения составлен из шести этапов, для каждого из которых отражены результаты практической апробации. Первые три этапа основаны на системном подходе в менеджменте: производится анализ внешней и внутренней среды организации с точки зрения стратегического инновационного менеджмента, что позволяет выявить контекст, структуру и исходные условия инновационного развития продуктов, процессов и ресурсов организации. Следующие три этапа реализуютструктуру высокоуровневых динамических способностей, что обусловлено квалификацией системы стратегического инновационного менеджмента как внедряемой процессной инновации, что заключается в проектировании структуры, процессов и роли данной системы на уровне стратегии организации.Представлены основы и принципы оценки эффективностисистемы стратегического инновационного менеджмента в аспектах отдельных внедряемых инноваций, внутренней среды инновационного менеджмента и инновационной стратегии организации

Ключевые слова: стратегический инновационный менеджмент, системная методология, концепция динамических способностей, международная организация

JEL-классификация: D70, О22, О32, M15



Введение. Международные организации с растущей активностью используют инновационные возможности в контексте стратегического развития конкурентоспособности [17-19; 35; 37; 43]. Однако, инновационная деятельность международных организаций зачастую ведется реактивно и бессистемно: в различных функциональных направлениях и странах присутствия возникают новые требования к продуктам, бизнес-процессам и ресурсам, что провоцирует локальное инновационное развитие с целью краткосрочного устранения несоответствия [43]. Подобных решений недостаточно, наступает момент, когда международная организация в своем комплексном качестве не способна удовлетворить поступающие требования в рамках адаптивности подсистем бизнеса. Это формирует актуальность разработок в области системного подхода к стратегическому инновационному менеджменту (СИМ).

Инновационная стратегия является функциональной стратегией инновационного менеджмента (ИМ), направлена на развитие продуктов, бизнес-процессов и ресурсов всей организации посредством внедрения инноваций [23; 32]. Если существует часть ИМ, направленная на реализацию инновационной стратегии, то существует и та, что направлена на создание и развитие инновационной стратегии. СИМ возможно внедрять и развивать независимо от текущей стадии развития управления инновациями в организации. СИМ следует направить на интеграцию инновационной стратегии и развитие систем инновационных процессов, направленных на достижение организацией будущих инновационно-стратегических состояний. Таким образом, решение проблемы систематизации инновационно-стратегического управления лежит в областях обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности СИМ как системы, что необходимо представить во взаимосвязанном виде.

Цель исследования состоит в разработке алгоритма внедрения как взаимосвязанного представления принципов развития системы стратегического инновационного менеджмента в структуре международной организации.

Задачи исследования:

– проанализировать и представить во взаимосвязи принципы обоснования, формирования, функционирования системы СИМ в виде алгоритма внедрения;

– разработать основы оценки эффективности СИМ, сопровождающей внедрение и функционирование данной системы.

Разработки и практическая апробация проведены на эмпирических данных международной группы компаний, занимающейся торговлей в отрасли АПК.

Новизна результатов исследования заключается в развитии представления, структурированного в виде алгоритма внедрения, о принципах обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности стратегического инновационного менеджмента, направленного на управление инновационной стратегией и развитие системы управления инновациями в организации.

В рамках существующих научных результатов недостаточным образом представлены взаимосвязи принципов обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности системы СИМ, что ограничивает практическое использование имеющихся теоретико-модельных разработок. В фокусе других исследований находятся инновационный менеджмент организации, инновации, инновационные процессы, инновационные стратегии – но не подсистема СИМ.

Данное исследование отличается фокусом на системе СИМ, разрабатывающей и реализующей инновационную стратегию организации. Система СИМ рассматривается обособленно от нестратегических функциональных подсистем инновационного менеджмента. Это позволяет обнаружить новые принципы в развитии системы СИМ и повысить применимость научных результатов в практике международных организаций.

Литературный обзор. Система СИМ является дискуссионной и неструктурированной предметной областью [9; 24; 32]. СИМ следует считать функциональной частью ИМ организации [32]. Именно при возникновении ИМ как функционального направления в организации становится возможным и необходимым осуществлять и функцию СИМ, и другие подфункции ИМ [12]. СИМ функционально направлен на разработку и реализацию инновационной стратегии, в том числе стратегическое руководство и развитие инновационного менеджмента как системы [10]. Таким образом, в рамках литературного обзора следует рассмотреть научные разработки в направлениях систем управления инновационной стратегией и внутреннего стратегического руководства инновационным менеджментом как системой.

Исследования, посвященные управлению инновационной стратегией, ставят акцент на процессе управления инновационной стратегией [5; 13; 29; 31]. СИМ является системой, осуществляющей управление инновационной стратегией. Следовательно, имеющиеся разработки могут быть использованы в рамках исследования внутренних технологий СИМ. Остается вне поля исследования целостная система СИМ, непосредственно осуществляющая разработку и управление инновационной стратегией. Таким образом, недостает в исследованиях, концентрирующихся вокруг инновационной стратегии, полного раскрытия принципов развития системы, направленной на управление инновационной стратегией. Однако, в условиях изменчивости и сложности внешней среды успешность инновационной стратегии главным образом зависит не от её качества в определенный момент времени и операционно-эффективной реализации, но от гибкости, целостности, компетентности и целенаправленности системы, управляющей инновационной стратегией [6].

Другое следствие вышеописанного сужения проблематики исследования состоит в том, что недостаточно учитывается управление эффективностью СИМ: акцент ставится [4; 16; 31] на оценке эффективности именно инновационных проектов, но не инновационной стратегии и, тем более, не системы СИМ. Однако, инновационные проекты являются подчиненной сущностью: СИМ разрабатывает инновационную стратегию, в рамках которой развивается инновационный менеджмент, внутри которого, в том числе, формируются отдельные инновационные проекты. Следовательно, и оценка эффективности в разрезе инновационных проектов не получает дальнейшего обобщения в оценке эффективности инновационной стратегии и системы, создающей последнюю.

В достаточной мере разработаны подходы и классификация инновационных стратегий [11]. Тем не менее, не следует слишком расширять, как это сделано в [9; 24], понятие инновационной стратегии организации [32], потому что в этом случае создание в организации СИМ тоже необходимо считать частью инновационной стратегии, что представляется неверным, потому что включение инновационной стратегии в число функциональных стратегий организации на практике – это решение стратегического менеджмента. То есть, решение об инновационном преобразовании стратегии организации [27; 36] и создании СИМ следует считать частью общей стратегии организации. В свою очередь, СИМ создает и развивает инновационно-стратегическое видение организации и управляет инновационной стратегией, что упускается в более частной терминологии и классификации последней.

Направление исследований в области теории инноваций и моделей инновационного процесса [8; 14; 22] также затрагивает иную проблематику и недостаточно раскрывает предмет исследования. Инновационный процесс целесообразно разделить на внутриорганизационный и глобальный. Глобальный инновационный процесс, приводящий гипотезы и идеи к применению на практике и распространению, является макро-контекстом инновационной стратегии отдельной организации [20]. Внутриорганизационным инновационным процессом следует считать совокупность инновационных процессов и проектов, необходимых в контексте реализации инновационной стратегии и поддающихся управлению в рамках организации. Однако, не только процессы СИМ составляют внутриорганизационный инновационный процесс: в рамках инновационного менеджмента необходимо выделять и нестратегические инновационные процессы. В этом контексте, процессы СИМ либо недостаточным образом отделяются от нестратегических, либо рассматриваются неполностью. Тем не менее, СИМ стратегически руководит и является частью внутриорганизационного инновационного процесса, так как последний направлен, в том числе, на реализацию инновационной стратегии на уровне проектных и процессных операций. Внутриорганизационный инновационный процесс необходимо выстраивать в соответствии с инновационной стратегией, поэтому и функции по развитию данного процесса должны быть закреплены за СИМ.

Методы исследования. Исследование принципов обоснования, формирования и функционирования стратегического инновационного менеджмента проведено в контексте алгоритма внедрения данной управленческой системы. Это позволяет представить результаты в наиболее прикладном виде.

Первые три этапа внедрения стратегического инновационного менеджмента основаны на системном анализе: организация как система функционирует в контексте внешней среды [33; 37], а управление инновациями в контексте организации и её стратегии [25; 35]. Последовательный анализ внешней, внутренней среды организации и управления инновациями позволяет выявить структуру будущего окружения и подходящей внутренней организации СИМ, а также возможности и угрозы развития СИМ, самостоятельной во взаимодействии с внешними агентами инноваций.

Этапы с четвертого по шестой основаны на концепции динамических способностей [15; 34; 40-42]. А именно, структура внедрения СИМ применяет [26] процессы высокоуровневых динамических способностей: sensing, seizing, transform. Это обосновано квалификацией СИМ как процессной инновации. Содержание данных терминов можно выразить в следующих формулировках: sensing – поиск и обнаружение, seizing – захват инновационных возможностей, transform – трансформация стратегии организации. Процесс «sensing» реализуется в отношении системы СИМ в выявлении будущей конфигурации СИМ [25] на основе обнаружения способностей [1] функциональных направлений организации к управлению инновационной стратегией. Процесс «seizing» – в определении бизнес-процессов СИМ, реализующих функции СИМ в отношении объектов: внешней, внутренней среды организации, системы управления инновациями, собственной внутренней среды, инновационной стратегии. Процесс «transform» – в определении роли инновационной стратегии на корпоративном уровне [39], а также целевого уровня и характера влияния СИМ на корпоративное стратегическое видение.

Результаты исследования. Рассмотрим принципы обоснования, формирования и функционирования системы СИМ в контексте этапов внедрения.

1. Инновационно-дополненный анализ внешней среды. Внешняя среда позволяет выявить контекст инновационного развития продуктов, процессов и ресурсов организации. Данный анализ может иметь крайне различную специфику в зависимости от исследуемой организации [33] и отрасли [38]. Например, анализ агентов инноваций возможен, если виды внедряемых инноваций существенно ограничены либо видом деятельности организации, либо уже имеющейся инновационной стратегией. В ракурсе концепции динамических способностей следует анализировать контекст возникновения и развития продуктов, процессов и ресурсов организации. Процессы могут встраиваться во внешнюю среду на сетевых или экосистемных принципах [33], либо же только определяться внешней средой: посредством влияния экспертов, стандартов или других факторов. Ресурсы могут находиться во внешней среде, обеспечиваться за счет источников из внешней среды или влиять на элементы внешней среды. Сущность, характер и требования к продуктам могут определяться внешней средой, но и продукты отдельных организаций могут быть трансформационными для внешней среды: то есть, исследование внешней среды как контекста инновационного развития продуктов международной организации необходимо и для стратегического лидера в инновациях, и последователя.

Результаты апробации. Определена необходимость и проведены исследования таких аспектов внешней среды организации, как: структура международной торговли АПК на основе базисов Инкотермс и условий контрактов, являющаяся пространством целеполагания в области инновационного развития продуктов, компетенций и ресурсов; инновационные тренды в международном АПК; значимые для СИМ аспекты стратегического анализа отрасли АПК, например, принимаемые международными некоммерческими организациями и государствами решения как условия и возможные направления инновационной трансформации.

2. Анализ стратегии и внутренней среды организации. Цель – исследовать структуру и содержание стратегии организации, стратегические планы и результаты, значимые данные об организационной структуре, бизнес-процессах и других аспектах внутренней среды в состояниях "как есть" и "как было" в контексте инновационной стратегии. Анализ содержания стратегии как результата разработки [3] возможно проводить различными способами. В апробации использовались структурно-содержательный анализ стратегии [2] и концепция динамических способностей. Структурно-содержательный анализ использован по причине того, что процесс стратегирования в исследуемой организации тяготеет к традициям когнитивной школы [28]. Структурно-содержательный анализ включил исследование структуры, содержания и особенностей стратегии организации именно в том виде, в котором организация формулирует [30] собственную стратегию. Применение концепции динамических способностей, в свою очередь, основывалось на анализе содержания управляемых факторов стратегии (ресурсов, процессов и продуктов) организации.

Результаты апробации. Определена необходимость и проведены исследования таких аспектов стратегии и внутренней среды организации, как: структура и содержание стратегии организации «как есть»; планы и факты стратегии организации; содержание продуктов, процессов и ресурсов организации в терминах концепции динамических способностей.

3. Анализ инновационного менеджмента в организации. СИМ как функция выполняется, хотя бы частично, в любой организации, потому что создание и развитие последней можно считать инновацией. Но носить системный характер СИМ может, если обладает признаками системности [7]. СИМ может не являться системой в организации на практике: скорее всего, не будет являться, потому что СИМ ещё требует однозначности и структуризации на теоретико-концептуальном уровне. Следует анализировать процессы управления и реализации инновационной стратегии, происходящие в организации, так как интеграция данных процессов в единую систему – основной мотив внедрения СИМ.

СИМ подлежит анализу в первую очередь, а остальная часть [12] инновационного менеджмента – во вторую очередь. СИМ – после формирования в систему – включает в область собственного анализа нестратегический инновационный менеджмент, то есть функции исполнения и обеспечения нестратегических инновационных процессов. На этапе анализа, следует рассматривать инновации, внедрённые ранее, разрабатываемые в момент анализа, планируемые в будущем – то есть, различные цели, определяемые перед соответствующими инновационными процессами. Далее следует анализ нестратегического инновационного менеджмента – низкоуровневых процессов, направленных на непосредственное внедрение инноваций. По данной структуре выполняется анализ инновационного менеджмента в организации с условием выделения СИМ.

Результаты апробации. Определена необходимость и проведены исследования таких аспектов управления инновационной стратегией в организации, как: процессы формирования, реализации и развития инноваций в организации; причины успехов и провалов инновационных проектов; роль инновационной стратегии в развитии корпоративной стратегии и имеющееся видение данной роли в будущем.

4. Определение конфигурации, или организационной структуры, СИМ. Конфигурация СИМ – это форма распределения функций СИМ между элементами структуры организации [25]. Конфигурации СИМ могут быть разными вследствие специфики СИМ. Специфика заключается в том, что процессные инновации направлены на развитие процессов, находящихся в самых различных функциональных областях организации. В свою очередь, продуктовые инновации направлены на развитие продуктов, создание которых связано с функционированием взаимосвязанных процессов. Таким образом, вариативность конфигураций СИМ обусловлена возможностью вовлечения в управление инновационной стратегией различных функциональных направлений организации в качестве центров компетенций, интересов или в других аспектах.

Необходимо определить, какие функциональные подразделения данной организации будут принимать участие в управлении инновационной стратегией. Для проектирования данного решения необходимо проанализировать альтернативы – различные варианты вовлечения подразделений [1; 30]. Выявленные достоинства и недостатки каждого варианта позволят принять решение о внедряемой конфигурации СИМ.

Результаты апробации. Проведен анализ возможных конфигураций СИМ; выбрана подходящая конфигурация СИМ, заключающаяся в распределении функций СИМ на подразделения стратегического менеджмента, приоритетных функциональных направлений и независимой экспертной группы СИМ; разработан план внедрения выбранной конфигурации.

5. Определение процессно-документальной архитектуры СИМ. Под процессно-документальной архитектурой [12; 23; 25] СИМ подразумевается совокупность бизнес-процессов СИМ и взаимосвязанных документов, в которых будут содержаться данные: планы и факты, принятые решения и данные контроля. Бизнес-процессы и документы СИМ должны обеспечить достижение определенных целей во взаимодействии подразделений, вовлеченных в управление инновационной стратегией.

Результаты апробации. Составлена корпоративная классификация инноваций, унифицирующая понимание и планирование инноваций; разработаны процессы анализа, формирования, оценки и выбора инноваций к внедрению; разработаны принципы реализации и оценки эффективности инновационно-стратегических целей.

6. Определение роли инновационной стратегии относительно корпоративной стратегии организации. Конфигурация и процессно-документальная архитектура СИМ внедряются в рамках существующего инновационного видения развития организации на уровне корпоративной стратегии. Если такого видения вовсе нет, закономерно потребуется пройти данный этап до определения конфигурации СИМ, чтобы принять решение о создании последней. Тем не менее, система СИМ направлена на постоянное влияние и развитие корпоративной стратегии посредством трансляции возможностей, которые могут открыть для организации иные инновационные стратегии. Данный этап заключается в определении миссии СИМ относительно корпоративной стратегии [39]: от поддерживающей роли относительно текущих бизнес-стратегий, до роли трансформатора стратегического видения организации.

Результаты апробации. На основе выявленной стратегии организации построена траектория развития роли инновационной стратегии в рамках ближайших этапов стратегического развития организации; в рамках каждого вектора, сменяемого для инновационной стратегии, определены принципы функционирования системы СИМ.

Отдельным аспектом внедрения системы СИМ выделим оценку эффективности. В рамках системы СИМ возможна оценка эффективности [31; 35] самых различных аспектов: ресурсов, процессов и продуктов данной системы.

Продуктами системы СИМ функционально являются инновационно-стратегическое развитие организации и развитие системы инновационного менеджмента. Поясним взаимосвязь данных двух продуктов. Инновационная стратегия организации – это, прежде всего, совокупность целей инновационного развития – будущих состояний организации, достичь которые предполагается посредством внедрения инноваций. Обратная сторона инновационной стратегии – это формы поведения организации в целом и её системы управления инновациями в процессе достижения целей инновационного развития. В зависимости от определенных целей и форм поведения необходимо создать систему, непосредственно направленную на достижение данных целей и соответствующую данным формам поведения. Инновационный менеджмент организации является данной системой, а СИМ направлена развитие ИМ.

Эффективность инновационной стратегии должна содержаться во влиянии на другие функциональные стратегии, бизнес-стратегии и корпоративную стратегию организации [35]. Влияние заключается в повышении внутренней эффективности той или иной стратегии: степени новизны и качества целей инновационного развития, а также степени операционной эффективности процессов достижения данных целей. С позиции корпоративной стратегии – также можно оценивать степень целостности, согласованности и синергии низкоуровневых стратегий в аспекте инновационного развития. Заинтересованные лица должны участвовать в оценке эффективности инновационной стратегии. Помимо экспертных оценок, возможен формально-логический и количественный анализ эффективности.

Эффективность нестратегического инновационного менеджмента – части ИМ за исключением СИМ – содержится во внутренних характеристиках соответствующих процессов. Либо проектные, либо процессные показатели результативности, затрат, сроков, соответствия требованиям, соотношения планов и фактов, и прочие могут характеризовать эффективность инновационных процессов и проектов в зависимости от их внутренней специфики.

Внутренняя эффективность СИМ содержится в степени использования внешних знаний в управлении инновационной стратегией, развития собственных знаний и компетенций, развития культуры инноваций и инновационного потенциала в организации, степени реализации принятого инновационного видения и, наконец – степени достижения стратегических целей организации, связанных с инновациями.

У каждой отдельной инновации, составляющей определенную частную цель инновационной стратегии, может быть набор собственных оценок эффективности [21]. Для продуктовых инноваций – это может быть влияние на показатели соответствующего продукта организации. Для процессных и ресурсных инноваций – влияние на показатели соответствующего процесса или ресурса – в свою очередь, влияющего на функциональные направления организации, бизнес-стратегии или напрямую на цели корпоративной стратегии.

При построении системы оценки эффективности СИМ следует, во-первых, стремиться к взаимосвязи стратегически важных показателей и тех показателей, на которые непосредственно может влиять система СИМ. Во-вторых, выбранные показатели эффективности должны быть согласованы с заинтересованными лицами определенных продуктов и процессов СИМ. В-третьих, показатели эффективности СИМ должны стремиться к устранению неоднозначности, субъективности в оценке и интерпретации значений показателей, а также минимизации временного разрыва между фактическим оказанием эффектов и моментом формирования искомых данных. В-четвертых, необходимо сочетать показатели, имеющие ретроспективные данные, с новыми показателями, характеризующими достигаемые качественные состояния организации. В-пятых, метрики эффективности СИМ следует использовать не только количественные, но и качественные, потому что инновации связаны с перспективами развития, в которых организация и внешняя среда могут не иметь достаточных и доступных количественных данных, но именно в этих областях находятся наиболее прогрессивные идеи.

Заключение

В статье представлены результаты исследования, посвященные алгоритму внедрения системы стратегического инновационного менеджмента в структуре международной организации. Алгоритм внедрения отражает принципы обоснования, формирования и функционирования системы, управляющей инновационной стратегией. Также разработаны основы оценки эффективности системы стратегического инновационного менеджмента.

В качестве перспектив будущих исследований возможно предположить такие, как: разработка, адаптация и апробация прикладных систем показателей оценки эффективности стратегического инновационного менеджмента, на основе представленных предпосылок; разработка иных способов обоснования и формирования системы стратегического инновационного менеджмента в контексте цифровой трансформации экономики.


Источники:

1. Акатов Н. Б. Инновационное саморазвитие локализованного подразделения компании // Креативная экономика. – 2012. – № 7(67). – c. 60-65.
2. Будаева К. В., Егоршева З. И. Структурно-содержательный анализ документов стратегического планирования в рамках целеполагания столичных городов регионов России // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2017. – № 3-4. – c. 106-111.
3. Бузимова А. С. Этапы и инструменты разработки стратегии организации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 8(47). – c. 131-136. – doi: 10.24411/2500-1000-2020-10946.
4. Бурыкин А. Д., Юрченко А. В. Моделирование системы управления инновационными процессами на предприятии // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2016. – № 1. – c. 88-98.
5. Володин В. М., Солдатова С. С. Стратегическое управление инновационной деятельностью предприятия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. – 2017. – № 2(6). – c. 81-90. – doi: 10.21685/2309-2874-2017-2-9.
6. Гакашев М. М., Ховаев С. Ю. Современные подходы к управлению инновационными проектами в промышленном кластере // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2015. – № 4. – c. 82-95.
7. Герасимов Б. И., Попова Г. Л. Феноменологическое представление системного анализа // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 19(226). – c. 2-8.
8. Година О. В. Сущность механизма стратегического управления инновационным развитием социально-экономической системы // Вестник северо-кавказского федерального университета. – 2015. – № 6(51). – c. 75-82.
9. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент - парадигма на рубеже веков // Известия ТРТУ. – 2002. – № 4(27). – c. 30-43.
10. Городецкий А. Е., Караваева И. В. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - М.: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
11. Григорьева М. И. Сущность стратегии инновационного развития предприятия // NovaUm.Ru. – 2022. – № 40. – c. 28-30.
12. Гурьянов П. А. Принципы эффективного управления и структура инновационной среды предприятия // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 84-96. – doi: https://doi.org/10.17586/2310-1172-2022-15-4-84-96.
13. Джурабаев К. Т., Клавсуц А.Б., Клавсуц И.Л., Лоншаков В.А. Стратегия инновационного управления предприятием // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. – 2008. – № 2(19). – c. 173-177.
14. Калинина О. В., Фирова С. В. Планирование инновационной деятельности на основе управления стратегическими параметрами инвестирования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2019. – № 5. – c. 130-141. – doi: 10.18721/JE.12510.
15. Катькало В. С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления (предисловие к разделу) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2003. – № 3. – c. 3-17.
16. Ковганко М. В. Стратегическое управление инновационной деятельностью промышленных предприятий на основе концепции эффективного управления // Инновации в науке и практике: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Уфа, 16 декабря 2019 года. Том Часть 1. – Уфа: ООО "Научно-издательский центр "Вестник науки". Уфа, 2019. – c. 186-201.
17. Лазарева Е.И. Экологическая параметризация траекторий интеграционно-кластерной региональной политики инновационного роста // Экономика природопользования. – 2008. – № 3. – c. 69-77.
18. Лазарева Е.И., Хосроева Н.И. Инновационный менеджмент трендов развития человеческого потенциала российских регионов через призму глобальных целей устойчивого развития // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. – 2020. – № 3. – c. 167–177. – doi: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-167-177.
19. Лазарева Е.И., Ноздричев М.К. Управление инновационным развитием международных организаций в цифровой экономике: возможности и ограничения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2023. – № 1. – c. 27-33.
20. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Эволюция глобального управления экономическими процессами в контексте международных организаций с позиции национальной безопасности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1583-1614. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
21. Лещенко Ю. Г. Инновационная составляющая в системе экономической безопасности России // Развитие и безопасность. – 2019. – № 1. – c. 53-60. – doi: 10.46960/74159_2019_1_53.
22. Матвеева А. А. Формирование стратегии управления инновационной деятельностью промышленного предприятия в условиях перехода экономики к новому технологическому укладу // Экономика. Право. Инновации. – 2018. – № 4(1). – c. 59-61.
23. Машковцев П. В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 3. – c. 176-178.
24. Наугольнова И. А. Менеджмент 4.0: эволюция и инновации в управлении организацией в цифровую эпоху // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 6(182). – c. 220-226. – doi: https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.28.
25. Ноздричев М. К. Развитие методологии стратегического инновационного менеджмента международной организации: системный взгляд // Московский экономический журнал. – 2024. – № 3. – c. 133-157. – doi: https://doi.org/10.55186/2413046X_2024_9_3_138.
26. Ноздричев М. К., Лазарева Е. И. Реализация динамических способностей организации в системе стратегического инновационного менеджмента: теоретико-концептуальный анализ // Вестник Евразийской науки. – 2024. – № 1. – doi: 10.15862/61ECVN124.
27. Орехова С. В., Мисюра А. В., Баусова Ю. С. Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2020. – № 3. – c. 160-181. – doi: https://doi.org/10.38050/01300105202038.
28. Преображенский Б. Г., Глушкова М. В., Лихачева Д. Н. Контент-анализ и оценка моделей формирования стратегий развития организаций, разработанных зарубежной управленческой школой // Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Международной научно-практической конференции, Воронеж, 28 октября 2016 года / Воронежский филиал ФГБОУ ВО \"Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ\". – Воронеж: Издательско-полиграфический центр \"Научная книга\". Воронеж, 2016. – c. 127-136.
29. Саяпин А. В. Разработка и реализация инновационной стратегии коммерческой организации // Эффективное антикризисное управление. – 2015. – № 6(93). – c. 90-97. – doi: 10.17747/2078-8886-2015-6-90-97.
30. Середа М. В. Применение морфологического анализа в процессе стратегического и оперативного управления организацией // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – № 5-2. – c. 60-63.
31. Чаплюк В. З., Абуева М. М. С. Стратегическое управление инновационной деятельностью компании как основа эффективного управления // Дискуссия. – 2016. – № 11(74). – c. 58-62.
32. Этингоф М. Е. Роль инновационных стратегий в стратегическом управлении организацией // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2014. – № 3(125). – c. 18-25.
33. Costa J., Matias J.C.O. Open Innovation 4.0 as an Enhancer of Sustainable Innovation Ecosystems // Sustainability. – 2020. – № 12. – p. 8112.
34. Eisenhardt K.M., Martin J.A. Dynamic capabilities: what are they? // Strategic Management Journal. – 2000. – p. 10-11.
35. Farida I., Setiawan D. Business Strategies and Competitive Advantage: The Role of Performance and Innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. – 2022. – № 3. – p. 163.
36. Lanzolla G., Markides C. A Business Model View of Strategy // Journal of Management Studies. – 2021. – № 2. – p. 540-553.
37. Nozdrichev, M. Innovation System Management of the Trade-Export Organization in Business Digitalization Context: Modern Challenges and Solutions. In: Lazareva, E.I., Murzin, A.D., Rivza, B.A., Ostrovskaya, V.N. (eds) / M. Nozdrichev // Innovative Trends in International Business and Sustainable Management. Approaches to Global Sustainability, Markets, and Governance. Springer, Singapore. – 2023. – pp. 153-162
38. Onufrey K., Bergek A. Transformation in a mature industry: The role of business and innovation strategies // Technovation. – 2021. – p. 102190.
39. Pisano G. P. You need an innovation strategy // Harvard Business Review. – 2015. – № 6. – p. 44-54.
40. Teece D.J., Pisano G., Shuen A. Dynamic capabilities and strategic management // Strategic management journal. – 1997. – № 7. – p. 509-533.
41. Teece D.J. Explicating dynamic capabilities: the nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance // Strategic management journal. – 2007. – № 13. – doi: https://doi.org/10.1002/smj.640.
42. Teece D.J. The evolution of the dynamic capabilities framework. / Artificiality and sustainability in entrepreneurship. FGF Studies in Small Business and Entrepreneurship. - Springer, Cham, 2023. – 113-129 p.
43. Zámborský P., Ingršt I., Bhandari K. R. Knowledge creation capability under different innovation-investment motives abroad: The knowledge-based view of international innovation management // Technovation. – 2023. – № 27. – p. 102829.

Страница обновлена: 10.08.2024 в 03:24:47