The algorithm of implementation of the strategic innovation management system in the structure of an international company

Nozdrichev M.K.1
1 Южный федеральный университет

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68531025

Abstract:
The relevance of the research is based on increasing the priorities and pace of innovative development of international companies due to transformational changes in the external environment. An international group of companies engaged in commodity agrotrade, which is the empirical basis of the study, is faced with the need to achieve consistency in the management of an innovation strategy. The presentation of the implementation algorithm reflects the principles of justification, formation, functioning and evaluation of the effectiveness of the strategic innovation management system. The implementation algorithm consists of six stages. For each stage, the results of the practical tests are reflected. The first three stages are based on a systematic approach to management. An analysis of the external and internal environment of the company is carried out from the point of view of strategic innovation management, which allows to identify the context, structure and initial conditions for the innovative development of products, processes and resources of the company. The next three stages implement the structure of high-level dynamic capabilities, which is due to the qualification of the strategic innovation management system as an implemented process innovation, which consists in designing the structure, processes and role of this system at the level of the company's strategy. The fundamentals and principles of evaluating the effectiveness of the strategic innovation management system in the aspects of individual implemented innovation, the internal environment of innovation management and the innovation strategy of the company are presented.

Keywords: strategic innovation management, system methodology, dynamic capabilities concept, international company

JEL-classification: D70, О22, О32, M15



Введение. Международные организации с растущей активностью используют инновационные возможности в контексте стратегического развития конкурентоспособности [17-19; 35; 37; 43]. Однако, инновационная деятельность международных организаций зачастую ведется реактивно и бессистемно: в различных функциональных направлениях и странах присутствия возникают новые требования к продуктам, бизнес-процессам и ресурсам, что провоцирует локальное инновационное развитие с целью краткосрочного устранения несоответствия [43]. Подобных решений недостаточно, наступает момент, когда международная организация в своем комплексном качестве не способна удовлетворить поступающие требования в рамках адаптивности подсистем бизнеса. Это формирует актуальность разработок в области системного подхода к стратегическому инновационному менеджменту (СИМ).

Инновационная стратегия является функциональной стратегией инновационного менеджмента (ИМ), направлена на развитие продуктов, бизнес-процессов и ресурсов всей организации посредством внедрения инноваций [23; 32]. Если существует часть ИМ, направленная на реализацию инновационной стратегии, то существует и та, что направлена на создание и развитие инновационной стратегии. СИМ возможно внедрять и развивать независимо от текущей стадии развития управления инновациями в организации. СИМ следует направить на интеграцию инновационной стратегии и развитие систем инновационных процессов, направленных на достижение организацией будущих инновационно-стратегических состояний. Таким образом, решение проблемы систематизации инновационно-стратегического управления лежит в областях обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности СИМ как системы, что необходимо представить во взаимосвязанном виде.

Цель исследования состоит в разработке алгоритма внедрения как взаимосвязанного представления принципов развития системы стратегического инновационного менеджмента в структуре международной организации.

Задачи исследования:

– проанализировать и представить во взаимосвязи принципы обоснования, формирования, функционирования системы СИМ в виде алгоритма внедрения;

– разработать основы оценки эффективности СИМ, сопровождающей внедрение и функционирование данной системы.

Разработки и практическая апробация проведены на эмпирических данных международной группы компаний, занимающейся торговлей в отрасли АПК.

Новизна результатов исследования заключается в развитии представления, структурированного в виде алгоритма внедрения, о принципах обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности стратегического инновационного менеджмента, направленного на управление инновационной стратегией и развитие системы управления инновациями в организации.

В рамках существующих научных результатов недостаточным образом представлены взаимосвязи принципов обоснования, формирования, функционирования и оценки эффективности системы СИМ, что ограничивает практическое использование имеющихся теоретико-модельных разработок. В фокусе других исследований находятся инновационный менеджмент организации, инновации, инновационные процессы, инновационные стратегии – но не подсистема СИМ.

Данное исследование отличается фокусом на системе СИМ, разрабатывающей и реализующей инновационную стратегию организации. Система СИМ рассматривается обособленно от нестратегических функциональных подсистем инновационного менеджмента. Это позволяет обнаружить новые принципы в развитии системы СИМ и повысить применимость научных результатов в практике международных организаций.

Литературный обзор. Система СИМ является дискуссионной и неструктурированной предметной областью [9; 24; 32]. СИМ следует считать функциональной частью ИМ организации [32]. Именно при возникновении ИМ как функционального направления в организации становится возможным и необходимым осуществлять и функцию СИМ, и другие подфункции ИМ [12]. СИМ функционально направлен на разработку и реализацию инновационной стратегии, в том числе стратегическое руководство и развитие инновационного менеджмента как системы [10]. Таким образом, в рамках литературного обзора следует рассмотреть научные разработки в направлениях систем управления инновационной стратегией и внутреннего стратегического руководства инновационным менеджментом как системой.

Исследования, посвященные управлению инновационной стратегией, ставят акцент на процессе управления инновационной стратегией [5; 13; 29; 31]. СИМ является системой, осуществляющей управление инновационной стратегией. Следовательно, имеющиеся разработки могут быть использованы в рамках исследования внутренних технологий СИМ. Остается вне поля исследования целостная система СИМ, непосредственно осуществляющая разработку и управление инновационной стратегией. Таким образом, недостает в исследованиях, концентрирующихся вокруг инновационной стратегии, полного раскрытия принципов развития системы, направленной на управление инновационной стратегией. Однако, в условиях изменчивости и сложности внешней среды успешность инновационной стратегии главным образом зависит не от её качества в определенный момент времени и операционно-эффективной реализации, но от гибкости, целостности, компетентности и целенаправленности системы, управляющей инновационной стратегией [6].

Другое следствие вышеописанного сужения проблематики исследования состоит в том, что недостаточно учитывается управление эффективностью СИМ: акцент ставится [4; 16; 31] на оценке эффективности именно инновационных проектов, но не инновационной стратегии и, тем более, не системы СИМ. Однако, инновационные проекты являются подчиненной сущностью: СИМ разрабатывает инновационную стратегию, в рамках которой развивается инновационный менеджмент, внутри которого, в том числе, формируются отдельные инновационные проекты. Следовательно, и оценка эффективности в разрезе инновационных проектов не получает дальнейшего обобщения в оценке эффективности инновационной стратегии и системы, создающей последнюю.

В достаточной мере разработаны подходы и классификация инновационных стратегий [11]. Тем не менее, не следует слишком расширять, как это сделано в [9; 24], понятие инновационной стратегии организации [32], потому что в этом случае создание в организации СИМ тоже необходимо считать частью инновационной стратегии, что представляется неверным, потому что включение инновационной стратегии в число функциональных стратегий организации на практике – это решение стратегического менеджмента. То есть, решение об инновационном преобразовании стратегии организации [27; 36] и создании СИМ следует считать частью общей стратегии организации. В свою очередь, СИМ создает и развивает инновационно-стратегическое видение организации и управляет инновационной стратегией, что упускается в более частной терминологии и классификации последней.

Направление исследований в области теории инноваций и моделей инновационного процесса [8; 14; 22] также затрагивает иную проблематику и недостаточно раскрывает предмет исследования. Инновационный процесс целесообразно разделить на внутриорганизационный и глобальный. Глобальный инновационный процесс, приводящий гипотезы и идеи к применению на практике и распространению, является макро-контекстом инновационной стратегии отдельной организации [20]. Внутриорганизационным инновационным процессом следует считать совокупность инновационных процессов и проектов, необходимых в контексте реализации инновационной стратегии и поддающихся управлению в рамках организации. Однако, не только процессы СИМ составляют внутриорганизационный инновационный процесс: в рамках инновационного менеджмента необходимо выделять и нестратегические инновационные процессы. В этом контексте, процессы СИМ либо недостаточным образом отделяются от нестратегических, либо рассматриваются неполностью. Тем не менее, СИМ стратегически руководит и является частью внутриорганизационного инновационного процесса, так как последний направлен, в том числе, на реализацию инновационной стратегии на уровне проектных и процессных операций. Внутриорганизационный инновационный процесс необходимо выстраивать в соответствии с инновационной стратегией, поэтому и функции по развитию данного процесса должны быть закреплены за СИМ.

Методы исследования. Исследование принципов обоснования, формирования и функционирования стратегического инновационного менеджмента проведено в контексте алгоритма внедрения данной управленческой системы. Это позволяет представить результаты в наиболее прикладном виде.

Первые три этапа внедрения стратегического инновационного менеджмента основаны на системном анализе: организация как система функционирует в контексте внешней среды [33; 37], а управление инновациями в контексте организации и её стратегии [25; 35]. Последовательный анализ внешней, внутренней среды организации и управления инновациями позволяет выявить структуру будущего окружения и подходящей внутренней организации СИМ, а также возможности и угрозы развития СИМ, самостоятельной во взаимодействии с внешними агентами инноваций.

Этапы с четвертого по шестой основаны на концепции динамических способностей [15; 34; 40-42]. А именно, структура внедрения СИМ применяет [26] процессы высокоуровневых динамических способностей: sensing, seizing, transform. Это обосновано квалификацией СИМ как процессной инновации. Содержание данных терминов можно выразить в следующих формулировках: sensing – поиск и обнаружение, seizing – захват инновационных возможностей, transform – трансформация стратегии организации. Процесс «sensing» реализуется в отношении системы СИМ в выявлении будущей конфигурации СИМ [25] на основе обнаружения способностей [1] функциональных направлений организации к управлению инновационной стратегией. Процесс «seizing» – в определении бизнес-процессов СИМ, реализующих функции СИМ в отношении объектов: внешней, внутренней среды организации, системы управления инновациями, собственной внутренней среды, инновационной стратегии. Процесс «transform» – в определении роли инновационной стратегии на корпоративном уровне [39], а также целевого уровня и характера влияния СИМ на корпоративное стратегическое видение.

Результаты исследования. Рассмотрим принципы обоснования, формирования и функционирования системы СИМ в контексте этапов внедрения.

1. Инновационно-дополненный анализ внешней среды. Внешняя среда позволяет выявить контекст инновационного развития продуктов, процессов и ресурсов организации. Данный анализ может иметь крайне различную специфику в зависимости от исследуемой организации [33] и отрасли [38]. Например, анализ агентов инноваций возможен, если виды внедряемых инноваций существенно ограничены либо видом деятельности организации, либо уже имеющейся инновационной стратегией. В ракурсе концепции динамических способностей следует анализировать контекст возникновения и развития продуктов, процессов и ресурсов организации. Процессы могут встраиваться во внешнюю среду на сетевых или экосистемных принципах [33], либо же только определяться внешней средой: посредством влияния экспертов, стандартов или других факторов. Ресурсы могут находиться во внешней среде, обеспечиваться за счет источников из внешней среды или влиять на элементы внешней среды. Сущность, характер и требования к продуктам могут определяться внешней средой, но и продукты отдельных организаций могут быть трансформационными для внешней среды: то есть, исследование внешней среды как контекста инновационного развития продуктов международной организации необходимо и для стратегического лидера в инновациях, и последователя.

Результаты апробации. Определена необходимость и проведены исследования таких аспектов внешней среды организации, как: структура международной торговли АПК на основе базисов Инкотермс и условий контрактов, являющаяся пространством целеполагания в области инновационного развития продуктов, компетенций и ресурсов; инновационные тренды в международном АПК; значимые для СИМ аспекты стратегического анализа отрасли АПК, например, принимаемые международными некоммерческими организациями и государствами решения как условия и возможные направления инновационной трансформации.

2. Анализ стратегии и внутренней среды организации. Цель – исследовать структуру и содержание стратегии организации, стратегические планы и результаты, значимые данные об организационной структуре, бизнес-процессах и других аспектах внутренней среды в состояниях "как есть" и "как было" в контексте инновационной стратегии. Анализ содержания стратегии как результата разработки [3] возможно проводить различными способами. В апробации использовались структурно-содержательный анализ стратегии [2] и концепция динамических способностей. Структурно-содержательный анализ использован по причине того, что процесс стратегирования в исследуемой организации тяготеет к традициям когнитивной школы [28]. Структурно-содержательный анализ включил исследование структуры, содержания и особенностей стратегии организации именно в том виде, в котором организация формулирует [30] собственную стратегию. Применение концепции динамических способностей, в свою очередь, основывалось на анализе содержания управляемых факторов стратегии (ресурсов, процессов и продуктов) организации.

Результаты апробации. Определена необходимость и проведены исследования таких аспектов стратегии и внутренней среды организации, как: структура и содержание стратегии организации «как есть»; планы и факты стратегии организации; содержание продуктов, процессов и ресурсов организации в терминах концепции динамических способностей.

3. Анализ инновационного менеджмента в организации. СИМ как функция выполняется, хотя бы частично, в любой организации, потому что создание и развитие последней можно считать инновацией. Но носить системный характер СИМ может, если обладает признаками системности [7]. СИМ может не являться системой в организации на практике: скорее всего, не будет являться, потому что СИМ ещё требует однозначности и структуризации на теоретико-концептуальном уровне. Следует анализировать процессы управления и реализации инновационной стратегии, происходящие в организации, так как интеграция данных процессов в единую систему – основной мотив внедрения СИМ.

СИМ подлежит анализу в первую очередь, а остальная часть [12] инновационного менеджмента – во вторую очередь. СИМ – после формирования в систему – включает в область собственного анализа нестратегический инновационный менеджмент, то есть функции исполнения и обеспечения нестратегических инновационных процессов. На этапе анализа, следует рассматривать инновации, внедрённые ранее, разрабатываемые в момент анализа, планируемые в будущем – то есть, различные цели, определяемые перед соответствующими инновационными процессами. Далее следует анализ нестратегического инновационного менеджмента – низкоуровневых процессов, направленных на непосредственное внедрение инноваций. По данной структуре выполняется анализ инновационного менеджмента в организации с условием выделения СИМ.

Результаты апробации. Определена необходимость и проведены исследования таких аспектов управления инновационной стратегией в организации, как: процессы формирования, реализации и развития инноваций в организации; причины успехов и провалов инновационных проектов; роль инновационной стратегии в развитии корпоративной стратегии и имеющееся видение данной роли в будущем.

4. Определение конфигурации, или организационной структуры, СИМ. Конфигурация СИМ – это форма распределения функций СИМ между элементами структуры организации [25]. Конфигурации СИМ могут быть разными вследствие специфики СИМ. Специфика заключается в том, что процессные инновации направлены на развитие процессов, находящихся в самых различных функциональных областях организации. В свою очередь, продуктовые инновации направлены на развитие продуктов, создание которых связано с функционированием взаимосвязанных процессов. Таким образом, вариативность конфигураций СИМ обусловлена возможностью вовлечения в управление инновационной стратегией различных функциональных направлений организации в качестве центров компетенций, интересов или в других аспектах.

Необходимо определить, какие функциональные подразделения данной организации будут принимать участие в управлении инновационной стратегией. Для проектирования данного решения необходимо проанализировать альтернативы – различные варианты вовлечения подразделений [1; 30]. Выявленные достоинства и недостатки каждого варианта позволят принять решение о внедряемой конфигурации СИМ.

Результаты апробации. Проведен анализ возможных конфигураций СИМ; выбрана подходящая конфигурация СИМ, заключающаяся в распределении функций СИМ на подразделения стратегического менеджмента, приоритетных функциональных направлений и независимой экспертной группы СИМ; разработан план внедрения выбранной конфигурации.

5. Определение процессно-документальной архитектуры СИМ. Под процессно-документальной архитектурой [12; 23; 25] СИМ подразумевается совокупность бизнес-процессов СИМ и взаимосвязанных документов, в которых будут содержаться данные: планы и факты, принятые решения и данные контроля. Бизнес-процессы и документы СИМ должны обеспечить достижение определенных целей во взаимодействии подразделений, вовлеченных в управление инновационной стратегией.

Результаты апробации. Составлена корпоративная классификация инноваций, унифицирующая понимание и планирование инноваций; разработаны процессы анализа, формирования, оценки и выбора инноваций к внедрению; разработаны принципы реализации и оценки эффективности инновационно-стратегических целей.

6. Определение роли инновационной стратегии относительно корпоративной стратегии организации. Конфигурация и процессно-документальная архитектура СИМ внедряются в рамках существующего инновационного видения развития организации на уровне корпоративной стратегии. Если такого видения вовсе нет, закономерно потребуется пройти данный этап до определения конфигурации СИМ, чтобы принять решение о создании последней. Тем не менее, система СИМ направлена на постоянное влияние и развитие корпоративной стратегии посредством трансляции возможностей, которые могут открыть для организации иные инновационные стратегии. Данный этап заключается в определении миссии СИМ относительно корпоративной стратегии [39]: от поддерживающей роли относительно текущих бизнес-стратегий, до роли трансформатора стратегического видения организации.

Результаты апробации. На основе выявленной стратегии организации построена траектория развития роли инновационной стратегии в рамках ближайших этапов стратегического развития организации; в рамках каждого вектора, сменяемого для инновационной стратегии, определены принципы функционирования системы СИМ.

Отдельным аспектом внедрения системы СИМ выделим оценку эффективности. В рамках системы СИМ возможна оценка эффективности [31; 35] самых различных аспектов: ресурсов, процессов и продуктов данной системы.

Продуктами системы СИМ функционально являются инновационно-стратегическое развитие организации и развитие системы инновационного менеджмента. Поясним взаимосвязь данных двух продуктов. Инновационная стратегия организации – это, прежде всего, совокупность целей инновационного развития – будущих состояний организации, достичь которые предполагается посредством внедрения инноваций. Обратная сторона инновационной стратегии – это формы поведения организации в целом и её системы управления инновациями в процессе достижения целей инновационного развития. В зависимости от определенных целей и форм поведения необходимо создать систему, непосредственно направленную на достижение данных целей и соответствующую данным формам поведения. Инновационный менеджмент организации является данной системой, а СИМ направлена развитие ИМ.

Эффективность инновационной стратегии должна содержаться во влиянии на другие функциональные стратегии, бизнес-стратегии и корпоративную стратегию организации [35]. Влияние заключается в повышении внутренней эффективности той или иной стратегии: степени новизны и качества целей инновационного развития, а также степени операционной эффективности процессов достижения данных целей. С позиции корпоративной стратегии – также можно оценивать степень целостности, согласованности и синергии низкоуровневых стратегий в аспекте инновационного развития. Заинтересованные лица должны участвовать в оценке эффективности инновационной стратегии. Помимо экспертных оценок, возможен формально-логический и количественный анализ эффективности.

Эффективность нестратегического инновационного менеджмента – части ИМ за исключением СИМ – содержится во внутренних характеристиках соответствующих процессов. Либо проектные, либо процессные показатели результативности, затрат, сроков, соответствия требованиям, соотношения планов и фактов, и прочие могут характеризовать эффективность инновационных процессов и проектов в зависимости от их внутренней специфики.

Внутренняя эффективность СИМ содержится в степени использования внешних знаний в управлении инновационной стратегией, развития собственных знаний и компетенций, развития культуры инноваций и инновационного потенциала в организации, степени реализации принятого инновационного видения и, наконец – степени достижения стратегических целей организации, связанных с инновациями.

У каждой отдельной инновации, составляющей определенную частную цель инновационной стратегии, может быть набор собственных оценок эффективности [21]. Для продуктовых инноваций – это может быть влияние на показатели соответствующего продукта организации. Для процессных и ресурсных инноваций – влияние на показатели соответствующего процесса или ресурса – в свою очередь, влияющего на функциональные направления организации, бизнес-стратегии или напрямую на цели корпоративной стратегии.

При построении системы оценки эффективности СИМ следует, во-первых, стремиться к взаимосвязи стратегически важных показателей и тех показателей, на которые непосредственно может влиять система СИМ. Во-вторых, выбранные показатели эффективности должны быть согласованы с заинтересованными лицами определенных продуктов и процессов СИМ. В-третьих, показатели эффективности СИМ должны стремиться к устранению неоднозначности, субъективности в оценке и интерпретации значений показателей, а также минимизации временного разрыва между фактическим оказанием эффектов и моментом формирования искомых данных. В-четвертых, необходимо сочетать показатели, имеющие ретроспективные данные, с новыми показателями, характеризующими достигаемые качественные состояния организации. В-пятых, метрики эффективности СИМ следует использовать не только количественные, но и качественные, потому что инновации связаны с перспективами развития, в которых организация и внешняя среда могут не иметь достаточных и доступных количественных данных, но именно в этих областях находятся наиболее прогрессивные идеи.

Заключение

В статье представлены результаты исследования, посвященные алгоритму внедрения системы стратегического инновационного менеджмента в структуре международной организации. Алгоритм внедрения отражает принципы обоснования, формирования и функционирования системы, управляющей инновационной стратегией. Также разработаны основы оценки эффективности системы стратегического инновационного менеджмента.

В качестве перспектив будущих исследований возможно предположить такие, как: разработка, адаптация и апробация прикладных систем показателей оценки эффективности стратегического инновационного менеджмента, на основе представленных предпосылок; разработка иных способов обоснования и формирования системы стратегического инновационного менеджмента в контексте цифровой трансформации экономики.


References:

Akatov N. B. (2012). Innovatsionnoe samorazvitie lokalizovannogo podrazdeleniya kompanii [Innovative self-development of localized companys branch]. Creative economy. (7(67)). 60-65. (in Russian).

Budaeva K. V., Egorsheva Z. I. (2017). Strukturno-soderzhatelnyy analiz dokumentov strategicheskogo planirovaniya v ramkakh tselepolaganiya stolichnyh gorodov regionov Rossii [Structural-content analysis of documents of strategic planning within the framework of definition of objectives of Russian regions\\\'\\\' capital cities]. Gosudarstvennyy audit. Pravo. Ekonomika. (3-4). 106-111. (in Russian).

Burykin A. D., Yurchenko A. V. (2016). Modelirovanie sistemy upravleniya innovatsionnymi protsessami na predpriyatii [Modeling of the management system of innovative processes in the enterprise]. Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta. (1). 88-98. (in Russian).

Buzimova A. S. (2020). Etapy i instrumenty razrabotki strategii organizatsii [Stages and tools for developing strategy of a company]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (8(47)). 131-136. (in Russian). doi: 10.24411/2500-1000-2020-10946.

Chaplyuk V. Z., Abueva M. M. S. (2016). Strategicheskoe upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu kompanii kak osnova effektivnogo upravleniya [Company innovative activity’s strategic management as a base for efficient administration]. Discussion. (11(74)). 58-62. (in Russian).

Costa J., Matias J.C.O. (2020). Open Innovation 4.0 as an Enhancer of Sustainable Innovation Ecosystems Sustainability. (12). 8112.

Dzhurabaev K. T., Klavsuts A.B., Klavsuts I.L., Lonshakov V.A. (2008). Strategiya innovatsionnogo upravleniya predpriyatiem [Strategy of innovative management in enterprise]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva. (2(19)). 173-177. (in Russian).

Eisenhardt K.M., Martin J.A. (2000). Dynamic capabilities: what are they? Strategic Management Journal. 21 10-11.

Etingof M. E. (2014). Rol innovatsionnyh strategiy v strategicheskom upravlenii organizatsiey [The role of innovation strategies in the strategic management of the organization]. Herald of the RSUH. Series: economics. management. right. (3(125)). 18-25. (in Russian).

Farida I., Setiawan D. (2022). Business Strategies and Competitive Advantage: The Role of Performance and Innovation Journal of Open Innovation: Technology, Market, and Complexity. (3). 163.

Gakashev M. M., Khovaev S. Yu. (2015). Sovremennye podkhody k upravleniyu innovatsionnymi proektami v promyshlennom klastere [Modern approaches to the project portfolio management in the industrial cluster]. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. (4). 82-95. (in Russian).

Gerasimov B. I., Popova G. L. (2011). Fenomenologicheskoe predstavlenie sistemnogo analiza [The phenomenological representation of system analysis]. Economic analysis: theory and practice. (19(226)). 2-8. (in Russian).

Godina O. V. (2015). Sushchnost mekhanizma strategicheskogo upravleniya innovatsionnym razvitiem sotsialno-ekonomicheskoy sistemy [The essence of the mechanism of strategic management of innovation development of socio-economic system]. Vestnik severo-kavkazskogo federalnogo universiteta. (6(51)). 75-82. (in Russian).

Goldshteyn G. Ya. (2002). Strategicheskiy innovatsionnyy menedzhment - paradigma na rubezhe vekov [Strategic innovation management - a paradigm at the turn of the century]. Izvestiya TRTU. (4(27)). 30-43. (in Russian).

Gorodetskiy A. E., Karavaeva I. V. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: teoreticheskoe obosnovanie i metody regulirovaniya [Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation] (in Russian).

Grigoreva M. I. (2022). Sushchnost strategii innovatsionnogo razvitiya predpriyatiya [The essence of the company's innovative development strategy]. NovaUm.Ru. (40). 28-30. (in Russian).

Guryanov P. A. (2022). Printsipy effektivnogo upravleniya i struktura innovatsionnoy sredy predpriyatiya [Principles of efficient management and structure of the enterprise innovation environment]. Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (4). 84-96. (in Russian). doi: https://doi.org/10.17586/2310-1172-2022-15-4-84-96.

Kalinina O. V., Firova S. V. (2019). Planirovanie innovatsionnoy deyatelnosti na osnove upravleniya strategicheskimi parametrami investirovaniya [Planning of innovative activity based on management of strategic parameters of investment]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (5). 130-141. (in Russian). doi: 10.18721/JE.12510.

Katkalo V. S. (2003). Mesto i rol resursnoy kontseptsii v razvitii teorii strategicheskogo upravleniya (predislovie k razdelu) [The place and role of the resource concept in the development of the theory of strategic management (preface to the section)]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 8. Management. (3). 3-17. (in Russian).

Kovganko M. V. (2019). Strategicheskoe upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu promyshlennyh predpriyatiy na osnove kontseptsii effektivnogo upravleniya [Strategic management of innovative activities of industrial enterprises based on the concept of effective management] Innovation in science and practice. 186-201. (in Russian).

Lanzolla G., Markides C. (2021). A Business Model View of Strategy Journal of Management Studies. (2). 540-553.

Lazareva E.I. (2008). Ekologicheskaya parametrizatsiya traektoriy integratsionno-klasternoy regionalnoy politiki innovatsionnogo rosta [Ecological parametrization of the trajectories of the integration-cluster regional policy of innovative growth]. Ekonomika prirodopolzovaniya. (3). 69-77. (in Russian).

Lazareva E.I., Khosroeva N.I. (2020). Innovatsionnyy menedzhment trendov razvitiya chelovecheskogo potentsiala rossiyskikh regionov cherez prizmu globalnyh tseley ustoychivogo razvitiya [Innovative management of trends in the development of human potential of Russian regions through the prism of global Sustainable Development Goals]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta. (3). 167–177. (in Russian). doi: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2020-3-167-177.

Lazareva E.I., Nozdrichev M.K. (2023). Upravlenie innovatsionnym razvitiem mezhdunarodnyh organizatsiy v tsifrovoy ekonomike: vozmozhnosti i ogranicheniya [Managing the innovative development of international organizations in the digital economy: opportunities and limitations]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (1). 27-33. (in Russian).

Leschenko Yu. G. (2019). Innovatsionnaya sostavlyayushchaya v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Innovative component in the system of economic security of Russia]. Razvitie i bezopasnost. (1). 53-60. (in Russian). doi: 10.46960/74159_2019_1_53.

Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2022). Evolyutsiya globalnogo upravleniya ekonomicheskimi protsessami v kontekste mezhdunarodnyh organizatsiy s pozitsii natsionalnoy bezopasnosti [The evolution of global economic governance in the context of international organisations from a national security perspective]. Economic security. 5 (4). 1583-1614. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.

Mashkovtsev P. V. (2012). Formirovanie sistemy upravleniya innovatsionnoy deyatelnostyu v ramkakh protsessnogo upravleniya predpriyatiya [Formation of an innovation management system within the framework of the enterprise's process management]. Bulletin of Kazan National Research Technological University. (3). 176-178. (in Russian).

Matveeva A. A. (2018). Formirovanie strategii upravleniya innovatsionnoy deyatelnostyu promyshlennogo predpriyatiya v usloviyakh perekhoda ekonomiki k novomu tekhnologicheskomu ukladu [Formation of an innovation management strategy for an industrial enterprise in the context of the transition of the economy to a new technological order]. Ekonomika. Pravo. Innovatsii. (4(1)). 59-61. (in Russian).

Naugolnova I. A. (2023). Menedzhment 4.0: evolyutsiya i innovatsii v upravlenii organizatsiey v tsifrovuyu epokhu [Management 4.0: evolution and innovation in managing organization in the digital era]. Theory and practice of social development. (6(182)). 220-226. (in Russian). doi: https://doi.org/10.24158/tipor.2023.6.28 .

Nozdrichev M. K. (2024). Razvitie metodologii strategicheskogo innovatsionnogo menedzhmenta mezhdunarodnoy organizatsii: sistemnyy vzglyad [Development of strategic innovation management methodology of international organization: a systemic view]. Moscow Economic Journal. (3). 133-157. (in Russian). doi: https://doi.org/10.55186/2413046X_2024_9_3_138.

Nozdrichev M. K., Lazareva E. I. (2024). Realizatsiya dinamicheskikh sposobnostey organizatsii v sisteme strategicheskogo innovatsionnogo menedzhmenta: teoretiko-kontseptualnyy analiz [Implementation of the dynamic capabilities of the organization in the system of strategic innovation management: theoretical and conceptual analysis]. Vestnik Evraziyskoy nauki. (1). (in Russian). doi: 10.15862/61ECVN124.

Onufrey K., Bergek A. (2021). Transformation in a mature industry: The role of business and innovation strategies Technovation. 105 102190.

Orekhova S. V., Misyura A. V., Bausova Yu. S. (2020). Strategiya vs. biznes-model: evolyutsiya i differentsiatsiya [Strategy vs. business model: evolution and differentiation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (3). 160-181. (in Russian). doi: https://doi.org/10.38050/01300105202038.

Pisano G. P. (2015). You need an innovation strategy Harvard Business Review. (6). 44-54.

Preobrazhenskiy B. G., Glushkova M. V., Likhacheva D. N. (2016). Kontent-analiz i otsenka modeley formirovaniya strategiy razvitiya organizatsiy, razrabotannyh zarubezhnoy upravlencheskoy shkoloy [Content analysis and evaluation of models for the formation of strategies for the development of organizations developed by a foreign management school] State and municipal service in Russia: experience, problems, development prospects. 127-136. (in Russian).

Sayapin A. V. (2015). Razrabotka i realizatsiya innovatsionnoy strategii kommercheskoy organizatsii [Innovation strategy elaboration and implementation in commercial organization]. \\. (6(93)). 90-97. (in Russian). doi: 10.17747/2078-8886-2015-6-90-97.

Sereda M. V. (2018). Primenenie morfologicheskogo analiza v protsesse strategicheskogo i operativnogo upravleniya organizatsiey [Application of morphological analysis in the process of strategic and operational management organization]. Economics and business: theory and practice. (5-2). 60-63. (in Russian).

Teece D.J. (2007). Explicating dynamic capabilities: the nature and microfoundations of (sustainable) enterprise performance Strategic management journal. (13). doi: https://doi.org/10.1002/smj.640.

Teece D.J. (2023). The evolution of the dynamic capabilities framework

Teece D.J., Pisano G., Shuen A. (1997). Dynamic capabilities and strategic management Strategic management journal. (7). 509-533.

Volodin V. M., Soldatova S. S. (2017). Strategicheskoe upravlenie innovatsionnoy deyatelnostyu predpriyatiya [Strategic management of company's innovative activity]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Povolzhskiy region. Ekonomicheskie nauki. (2(6)). 81-90. (in Russian). doi: 10.21685/2309-2874-2017-2-9.

Zámborský P., Ingršt I., Bhandari K. R. (2023). Knowledge creation capability under different innovation-investment motives abroad: The knowledge-based view of international innovation management Technovation. (27). 102829.

Страница обновлена: 28.04.2025 в 04:55:52