Повышение эффективности государственного управления в сфере молодежной политики (региональный аспект)

Бизин С.В.1,2
1 Липецкий государственный технический университет
2 Отделение по Липецкой области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать:
Бизин С.В. Повышение эффективности государственного управления в сфере молодежной политики (региональный аспект) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 6. – С. 2663-2684. – doi: 10.18334/epp.14.6.121043.

Аннотация:
Молодежная политика, направленная на решение проблем молодежи и учитывающая ее интересы, выступает одним из приоритетных сегментов государственного управления на любом уровне территориальной организации. При этом вопросы повышения эффективности государственного управления реализуемой в российских регионах молодежной политики с учетом современных социальных трансформаций и внешних вызовов приобретают в настоящее время особую актуальность. В статье были исследованы сущность понятия «молодежная политика» и нормативно-правовые акты, регулирующие принципы и подходы к формированию и реализации государственной молодежной политики. Дана характеристика системы управления и проанализированы отдельные аспекты реализации региональной молодежной политики на примере Липецкой области. Выявлены негативные тенденции и проблемы, как молодежи, так и молодежной политики, на основе которых сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности государственного управления в сфере молодежной политики региона.

Ключевые слова: государственное управление, государственная молодежная политика, молодёжь, проблемы молодежи, эффективность государственной политики, региональная молодежная политика, регион

JEL-классификация: J10, J13, J18



Введение

В современном обществе активная роль молодежи является ключевым фактором для устойчивого социального и экономического развития. Государственная молодежная политика выступает важным инструментом формирования социокультурного пространства и обеспечения устойчивого будущего общества.

Актуальность исследования обусловлено тем, что развитие и поддержка молодых граждан – инвестиция в будущее общества, обеспечивая его устойчивость и процветание, поэтому в условиях современных вызовов необходимо обеспечивать эффективность государственного управления в сфере молодежной политики, т.к. именно молодёжь выступает драйвером социально-экономического развития страны и региона.

Стоит отметить, что анализ государственного управления в сфере молодежной политики на региональном уровне обретает особую важность в свете необходимости адаптации федеральных стратегий и мер под уникальные условия и требования конкретных регионов.

Исследование данной темы крайне необходимо в связи с растущим влиянием молодежи на социальные, экономические и политические процессы. Понимание эффективности государственной молодежной политики и ее адаптация к региональным особенностям помогут оптимизировать ресурсы и направить усилия на реальные потребности молодежи. Такое исследование может служить основой для разработки более адаптированных стратегий, способствуя созданию благоприятной среды для развития молодежного потенциала и обеспечивая устойчивое будущее общества.

Цель работы заключается в выявлении проблемных аспектов и разработке мер повышения эффективности государственного управления в сфере молодежной политики

Задачи исследования:

– изучить сущность понятия «молодежная политика» и законодательное регулирование вопросов государственного управления и государственной молодежной политики;

– дать характеристику системы организации молодежной политики в Липецкой области;

– выявить проблемы и разработать меры, способствующие повышению эффективности государственного управления в сфере молодежной политики.

Теоретической и методологической основой исследования являлись явились труды современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам государственного управления и реализации государственной молодежной политики в регионах, а также современные теории социальной политики и анализ социокультурных тенденций.

Методологический подход включает в себя сравнительный анализ политик, статистические данные, и качественные исследования, чтобы полноценно осветить реализацию государственных инициатив.

Сущность понятия «молодежная политика» и нормативно-правовые основы ее реализации

Термин «молодежная политика» был введен в общественно- политическую и научную литературу в 1950-х годах, что обусловливалось как оформлением молодежи в самостоятельную социальную группу, так и необходимостью самоопределения в социально-политической сфере. На данный момент около ста стран мира имеют специальные государственные органы по проведению и регулированию молодежной политики [12].

Существуют различные определения понятия «молодежная политика». Так, по мнению Сазонова И.С. и С.В. Бирюкова, молодежная политика является особой сферой деятельности государства, в рамках которой должны решаться проблемы молодежи [14, с.85]. Также дается следующее определение: молодежная политика – это сфера деятельности государства, направленная на решение актуальных проблем и приоритетных потребностей молодежи, а также ее максимальное вовлечение во все сферы жизни общества [16, с.20].

В Федеральном законе от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской федерации» дается такое определение: «комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан РФ, и направленных на создание условий для развития молодёжи, её самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности РФ» [1].

Законы и нормативные акты играют существенную роль в регулировании государственной молодежной политики и выступают инструментами государственного управления процессами в данной сфере. Они определяют права и обязанности молодых граждан, а также обязанности государства по обеспечению их благосостояния.

В большинстве стран существуют специальные законы, касающиеся молодежи, которые регулируют такие аспекты, как образование, занятость, участие в общественной и политической жизни. Данные законы обеспечивают защиту прав молодежи, включая право на образование, здоровье, занятость и участие в общественной жизни. Они также защищают молодежь от дискриминации и насилия. Эффективное законодательное регулирование способствует созданию безопасной и поддерживающей среды для молодежи.

Законодательные акты часто поддерживают и стимулируют участие молодежи в общественной и политической жизни. Они могут предусматривать квоты для молодых представителей в различных органах власти и общественных структурах. Это способствует формированию гражданской активности среди молодежи и их участию в процессах принятия решений.

Усовершенствование нормативно-правовой базы в области государственной молодежной политики оказывает следующее воздействие [12]:

- повышает роль правовых норм в условиях перехода к правовому государству;

- отвечает на возрастающий запрос общества в оптимизации молодежной политики;

- реагирует на несовершенство современного законодательства и недостаточное закрепление полномочий и ответственности государственных органов и гражданского общества по отношению к молодежи.

Следовательно, развитие и усовершенствование нормативно-правовой базы являются ключевыми шагами в повышении эффективности государственной поддержки молодежи.

Вопросы молодежной политики регулируются в Российской Федерации конституционным, федеральным и региональным (субъектов РФ) законодательством, а также нормативно-распорядительными документами ведомственного и отраслевого характера: об образовании, о труде, жилищном законодательстве, семейном законодательстве, законодательных актах по вопросам социальной защиты и т.д.

В таблице 1 представлены основные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики, формирующие нормативно-правовой фундамент.

Таблица 1 – Основные нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики

№ п/п
Вид
Нормативно-правового
документа
Наименование нормативно-правового документа
1.
Федеральные законы
- Федеральный закон от 30.12.2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
- Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.
2.
Указы
Президента РФ
- Указ Президента Российской Федерации от 25 января 2005 года № 76 «О дне российского студенчества»;
- Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»;
- Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов и докторов наук»;
- Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2012 года «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» утвержденная Президентом Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2015 года № 86 «О Дне российских студенческих отрядов»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно– государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и др.
3.
Постановления и распоряжения Правительства РФ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи»;
- Распоряжение Правительства РФ от 14 декабря 2021 г. № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г.»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 481 «О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403- р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 202 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «(Об утверждении Стратегии развития воспитания на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 2570-р «О плане мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 мая 2016 года № 944-р «О проведении в 2023 году Всероссийского конкурса молодежных проектов» и др.
4
Другие нормативно-правовые
документы
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 1058 «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов».
- Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 1 октября 2015 года № 149 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению молодежных лагерей и форумов с участием молодежи с инвалидностью, в том числе по обеспечению универсальной безбарьерной среды»;
- Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 21 марта 2016 года № 54 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональными органами исполнительной власти»;
- Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13 июня 2016 года № 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику» и др.
5.
Законы Липецкой области
– Закон Липецкой области от 28 апреля 2010 года № 377 -ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области»;
– Закон Липецкой области от 31 декабря 2009 года № 339 – ОЗ «О благотворительной деятельности в Липецкой области»;
– Закон Липецкой области от 22 августа 2007 года № 87-ОЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Липецкой области»;
– Закон Липецкой области от 9 декабря 2010 года № 451-ОЗ «О взаимодействии органов государственной власти Липецкой области с некоммерческими организациями»;
– Законом Липецкой области от 5 марта 2015 года № 374-ОЗ «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Липецкой области»;
– Закон Липецкой области от 23 июля 2018 года № 190-ОЗ «О патриотическом воспитании в Липецкой области».
Источник: Составлено автором

Стоит отметить, что в 92% регионах России были приняты основополагающие законодательные акты, которые определяют ключевые направления реализации государственной молодежной политики. Тем менее, на федеральном уровне регулирование сферы государственной молодежной политики подчинено нормам, изложенным в федеральных законах, Указах Президента РФ и Постановлениях Правительства РФ.

Таким образом, законодательное регулирование вопросов молодежной политики играет важную роль в обеспечении развития и защиты интересов молодежи. Оно создает правовую основу для реализации молодежных программ и инициатив, а также способствует формированию активного гражданского общества. Действующая нормативно-правовая база, совместно с общественными усилиями, выступает как регулятором реализуемой государственной молодежной политики, так и инструментом повышения эффективности государственного управления в сфере молодежной политики.

Характеристика системы управления и реализации молодежной политики в Липецкой области

Органом исполнительной власти в Липецкой области, ответственным за реализацию государственной молодежной политики является управление молодежной политики Липецкой области.

Структура управления молодежной политики Липецкой области представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура управления молодежной политики Липецкой области

Источник: Составлено автором на основе сайта управления молодежной политики Липецкой области [10]

Принципы молодежной политики в Липецкой области представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Принципы молодежной политики Липецкой области

Источник: Составлено автором

Всего на территории Липецкой области проживает около 270 000 тыс. чел. в возрасте 14-35 лет, что составляет 23,97% от общего числа населения (всего в 2023 г. – 1 126 263 тыс. чел.). Динамическая численность молодежи в Липецкой области в целом соответствует общероссийской. В долгосрочной перспективе уменьшение численности молодежи в общей численности населения области, сопровождаемое отрицательной миграцией, приводит к снижению качества потенциала трудовых ресурсов [4, с. 880].

Основным документом, который устанавливает правила для реализации молодежной политики в Липецкой области, является подпрограмма «Содействие развитию гражданского общества, патриотического воспитания населения Липецкой области и реализации молодежной политики» в рамках государственной программы «Реализация внутренней политики Липецкой области». Её цель – стимулировать активное участие молодежи в различных мероприятиях, общественных инициативах и добровольческой деятельности, включая духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание [3].

Занятость молодежи является ключевым аспектом государственной молодежной политики в Липецкой области. Регион предпринимает широкий спектр мер для создания рабочих мест и обеспечения молодых граждан возможностями для профессионального роста [6, с. 1410].

Липецкая область стимулирует предпринимательскую активность среди молодежи. Поддерживаются стартапы, малые и средние предприятия, основанные молодыми предпринимателями. Это включает в себя выделение финансовых ресурсов, консультации и обучение в области предпринимательства. Активно сотрудничает с предприятиями и организациями для обеспечения молодежи доступа к рынку труда. Это включает программы трудоустройства, партнерства с работодателями и создание рабочих мест для молодых специалистов.

Регион предоставляет молодежи возможности для профессионального развития и обучения. Обучение на рабочем месте, стажировки и курсы обновления навыков способствуют улучшению профессиональных компетенций молодежи и повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

Определяются приоритетные секторы экономики, что содействует трудоустройству молодежи в этих отраслях. Это способствует экономическому развитию региона и обеспечению молодежи возможностью развивать свои профессиональные навыки в перспективных сферах [11].

Активное участие молодежи в общественной жизни играет важную роль в развитии региона и формировании будущего общества. В Липецкой области предпринимаются шаги для стимулирования участия молодых граждан в общественной и политической деятельности.

Липецкая область поддерживает создание и развитие молодежных организаций и клубов. Эти структуры предоставляют молодым людям возможность участвовать в социальных и культурных инициативах, обсуждать важные вопросы и разрабатывать собственные проекты. Существует поддержка молодых политических активистов, обучение политической деятельности и оказание поддержки при участии в выборах и гражданских инициативах.

Молодежь в Липецкой области активно принимает участие в общественных и благотворительных проектах. Регион предоставляет финансовую и организационную поддержку для молодежных инициатив, направленных на решение социальных проблем и улучшение качества жизни в обществе.

В России в 2022 году проводился мониторинг эффективности молодежной политики, оценивая выполнение ключевых показателей, реализацию планов, а также участие в проектах Росмолодежи и партнерских организаций. Результаты мониторинга позволили сформировать рейтинг, который выявил успехи и области для улучшения реализации молодежной политики.

Необходимо отметить, что Липецкая область вошла в десятку лучших регионов по итогам мониторинга эффективности реализации молодежной политики в 2022 году. В этот год впервые проводился Окружной форум добровольцев, где привлекали молодых волонтеров из разных регионов России. Также регион получил федеральную субсидию для развития инфраструктуры молодежной политики и привлек более 19 миллионов рублей на реализацию проектов. Липецкие волонтеры активно работали, проводя более 1200 добровольческих акций и мероприятий, оказывая поддержку переселенцам и мобилизованным военнослужащим. Ресурсный центр добровольчества Липецкой области выделяется как один из лучших в России.

В целях совершенствования системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи в 2023 году учреждением проведены: гражданско-патриотические и военно-патриотические мероприятия, мероприятия, направленные на развитие взаимодействия субъектов патриотического воспитания

Молодежь Липецкой области активно присоединяется к региональным отделениям различных общественных и военно-патриотических движений, включая «Юнармия», «Российское движение детей и молодежи» «Движение Первых» (Далее – РДДМ «Движение Первых»), «Волонтеры-медики», «Волонтеры-Победы», «Российские студенческие отряды», и другим. На примере состояния на 1 сентября 2023 года, в региональном отделении РДДМ «Движение Первых» участвует 5132 человека, и в области функционируют 141 юнармейский отряд. Первичные отделения РДДМ «Движение Первых» сейчас активно работают в 191 образовательном учреждении [10].

Всего реализовано 59 мероприятий с общим охватом более 142 тыс. участников. Основными целями проводимых мероприятий является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, гражданское и патриотическое воспитание.

Проведены акции направленные на реализацию инициатив граждан в сфере патриотического воспитания проведены акции: «Моя гордость – Россия», «Экологический десант», «Георгиевская ленточка», «Письма Победы», «Свеча памяти», «День призывника», «Гордо реет флаг Российский», «День Героев», «Блокадный хлеб», «В армии служить – почетно!»; мероприятие, приуроченное ко Дню конституции, областной конкурс патриотической песни, лекции «Интернет безопасность противодействие деструктивным сообществам в сети Интернет».

В рамках взаимодействия субъектов патриотического воспитания проведены:

– семинар-совещание с межведомственным комитетом по вопросам совершенствования патриотической работы в рамках организации и проведения военно-спортивных мероприятий на текущий год (количество участников – 20 чел.);

– семинар-совещание по организации и проведению военно-спортивных игр и спартакиады допризывной молодежи (количество участников – 60 чел.);

– областной конкурс на лучший детский и юношеский военно-патриотический маршрут – 61 чел.);

– семинар для допризывной молодёжи «Служба в ВС РФ – долг каждого гражданина России» (количество участников – 100 чел.);

– конференция «Повышение роли СМИ в воспитании патриотизма российских граждан» (количество участников – 250 чел.).

Государственная молодежная политика в Липецкой области играет важную роль в создании благоприятных условий для развития и активной участии молодежи в жизни региона. В результате анализа мы видим, что значительные шаги предпринимаются для обеспечения социальной поддержки, образования, занятости и участия молодежи в общественной деятельности. Однако существует потенциал для дальнейшего улучшения. Развитие более тесных партнерств с образовательными учреждениями, предприятиями и молодежными организациями может усилить молодежную политику. Поддержка инновационных и молодежных инициатив, а также активное участие молодежи в принятии решений и общественных процессах, будет способствовать долгосрочному развитию Липецкой области. Государственная молодежная политика должна оставаться актуальной и адаптироваться к меняющимся потребностям молодежи, чтобы обеспечивать более яркое будущее для этого важного сегмента населения.

Различные задачи молодежной политики в Липецкой области решаются разными отраслевыми органами исполнительной власти, такими как органы образования, занятости, социальной защиты, физкультуры и спорта, а также органы внутренней политики, а также местного самоуправления.

Актуальной для Липецкой области проблемой является рост заболеваемости и общего уровня здоровья молодежи [5]. Поэтому важной задачей молодежной политики является формирование здорового и активного образа жизни у молодежи. Для этого В Липецкой области проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, борьбу с наркотиками и алкоголизмом, а также поддержку спортивной активности и физической культуры [15, с. 59].

В таблице 2 рассмотрено соответствие характеристики сферы работы с молодежью города Липецка с методическими рекомендациями по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику, утверждены приказом Федерального агентства по делам молодежи от 13.05.2016 №167 [2].

Таблица 2 – Соответствие Методическим рекомендациям характеристики сферы работы с молодежью города Липецка

Краткая характеристика сферы работы с молодежью города Липецка
Соответствие Методическим рекомендациям Федерального агентства по делам молодежи от 13.05.2016 №167
Муниципальная программа по работе с молодежью
Мероприятия по работе с молодежью включены в МП «Липецк – мы вместе!»
Частично соответствует. Рекомендовано наличие муниципальной программы по работе с молодежью.
Профильный орган исполнительной власти, ответственный за работу с молодежью
Отдел по работе с молодежью администрации города Липецка
Соответствует.
Статус
Структурное подразделение аппарата администрации города Липецка, не является юридическим лицом.
Соответствует.
Может иметь статус юридического лица.
Куратор
Заместитель главы администрации города Липецка.
Соответствует.
Организационная структура
Штатная численность отдела по работе с молодежью администрации города Липецка – 5 человек, в том числе специалист по работе с семьей 1 человек.
Частично соответствует.
Структуру рекомендуется формировать, исходя из необходимости полного охвата приоритетных направлений реализации ГМП.
При численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования от 50 до 500 тыс. человек, рекомендуется наличие отдела по работе с молодежью, штатной численностью не менее 5 человек.
Подведомственные учреждения
Нет.
Не соответствует.
Рекомендуется создание муниципальных бюджетных учреждений по работе с молодежью, подведомственных органу исполнительной власти, ответственного за работу с молодежью, а также создание площадок молодежной активности по месту жительства.
Мероприятия по работе с молодежью и взаимодействие с молодежными и детскими общественными организациями непосредственно осуществляют муниципальные учреждения.
Координационные структуры
Городской общественный координационный Совет по вопросам работы с молодежью
Городская комиссия по делам женщин и семьи.
Соответствует.
Органы молодежного самоуправления
Молодежный совет «Молодежное правительство города Липецка» при администрации города Липецка
Молодежный Парламент города Липецка при Липецком городском Совете депутатов
Городской Совет лидеров ученического самоуправления и детского движения при департаменте образования
Молодежные советы при управлениях округов департамента территориального развития города Липецка.
Соответствует.
Рекомендуется содействие созданию советов рабочей молодежи на предприятиях.
Доклад и его обсуждение
Информация о работе с молодежью в формате доклада представляется ежегодно на заседании постоянной комиссии по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Липецкого городского Совета депутатов, а также на ежегодном Форуме молодежи города Липецка.
Соответствует
Грантовые конкурсы на муниципальном уровне
Предоставление грантов в форме субсидий победителям конкурса молодежных проектов среди физических лиц «Микрогранты».
Соответствует, при регистрации мероприятия использовалась автоматизированная информационная система «Молодежь России».
Муниципальные молодежные форумы, организованные в рамках Всероссийской молодежной форумной кампании
Форум молодежи города Липецка «Молодой».
Соответствует.
Источник: Составлено автором

Таким образом, расходы на молодежную политику и ее интенсивность зависят не только, а иногда и не столько от социально-экономического положения региона, сколько от осознания региональными властями важности данной деятельности для развития субъекта Российской Федерации и поддержания в нем социальной стабильности. Государственная молодежная политика Липецкой области реализуется посредством государственной программы «Реализация внутренней политики Липецкой области», а также программы «Липецк – мы вместе!». В 2023 году реализован комплекс мероприятий как на региональном, так и на муниципальном уровне. Государственная молодежная политика в Липецкой области реализуется достаточно эффективно, однако существуют отдельные проблемные аспекты.

Повышение эффективности государственного управления в сфере молодежной политики Липецкой области

Анализ ключевых проблем молодежи подчеркивает неотложную необходимость системного подхода к их решению, учитывая множественные взаимосвязи и влияние социокультурных, экономических и образовательных факторов. Такой подход позволит эффективно формировать политики и программы, направленные на улучшение ситуации молодежи, способствуя их успешной адаптации и развитию в современном обществе.

В целом состояние молодежи, перспективы ее развития в средне- и долгосрочной перспективе порождает целый ряд проблем для государственной молодежной политики. Важнейшими среди них представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 – Проблемные аспекты молодежи и государственной молодежной политики

Источник: Составлено автором

Значимой проблемой является недостаток квалифицированных кадров в области государственной молодежной политики. В настоящее время практически все специалисты, работающие в различных органах, занимающихся государственной молодежной политикой, не обладают профильным образованием.

С увеличением возраста выхода на пенсию для молодежи существенно возрастает риски, связанные с трудоустройством и безработицей в молодежной среде, т.к. уменьшается число доступных рабочих мест, поскольку их продолжает занимать старшее поколение, и перспективы кадрового роста. Данные аспекты слабо учитывается при обсуждении вопросов пенсионной реформы, поскольку она разрабатывается вне контекста развития молодежи (молодежь в лучшем случае учитывается как будущие пенсионеры). Вместе с тем, такой подход не принимает во внимание расходы общества на пособия по безработице выходящим на рынок труда молодым людям.

В регионах, где в структуре населении будет расти удельный вес пенсионеров (а таких большинство), симметрично будет нарастать демографическая нагрузка на молодежь и людей среднего возраста. В этой связи основной акцент молодежной политики может быть сделан на следующих аспектах:

– анализ возможностей молодежной миграции в конкретный регион (образовательная, трудовая) и создание целевых информационных продуктов для информационного обеспечения соответствующих групп (в том числе возрастных) молодежи;

– целевое привлечение молодежи из других регионов и их адаптации к новым условиям, в том числе путем вовлечения в дополнительное профессиональное образование (возможен вариант, когда программы дополнительного профессионального образования по профессиям (специальностям), необходимым для регионов-реципиентов будут развертываться в регионах-донорах молодежи).

Вместе с тем, без проведения интеграционных мероприятий молодежной политики будут нарастать негативные явления в молодежной среде:

– криминализация молодежной среды в регионах с молодежной безработицей;

– рост потребления наркотиков и алкоголя;

– рост националистических и ксенофобских настроений в обществе и среди молодежи;

– рост экстремистской деятельности молодежных групп, повышение угрозы массовых беспорядков;

– усиление противостояния местной молодежи и приезжей молодежи, прежде всего, в регионах и городах с дефицитом рабочих мест.

В этой связи необходимо применение различных инструментов молодежной политики, включая программы по поддержке миграции молодых людей в трудонедостаточные регионы России: организация молодежных обменов и фестивалей, позволяющих снизить уровень социальных и культурных различий в молодежных средах разных регионов, программы повышения толерантности к приезжим в регионах потенциальной миграции, программы социального обучения внутренних мигрантов – граждан России.

На сегодняшний день существует разнообразие инструментов, которые органы государственной власти используют для управления в сфере молодежной политики:

– законодательные акты: государственные законы и нормативные акты, регулирующие права и обязанности молодежи, а также обеспечивающие доступ молодежи к различным ресурсам и возможностям;

– образование и профессиональное обучение: программы и мероприятия, направленные на повышение качества образования, обеспечение доступности образования и подготовку молодежи к будущему рынку труда;

– социальная поддержка: меры и программы, ориентированные на оказание помощи молодым людям в трудных жизненных ситуациях, включая социальное обеспечение и медицинскую помощь;

– участие и активное гражданство: инициативы и мероприятия, способствующие активному участию молодежи в политической и общественной жизни, включая создание молодежных советов и форумов.

– культурные и развлекательные события: организация мероприятий, которые способствуют социальной интеграции молодежи и создают условия для разнообразного и развивающего досуга. Эти мероприятия играют важную роль в формировании культурных ценностей молодежи, а также способствуют развитию творческого потенциала и социокультурных навыков.

Существующие инструменты государственной молодежной политики имеют ряд преимуществ:

– высокий уровень защиты и поддержки интересов молодежи;

– возможность удовлетворения разнообразных потребностей;

– возможность активного участия молодежи в политической и общественной жизни.

Среди недостатков можно отметить:

- недостаточную координацию и интеграцию существующих мероприятий;

- ограниченность финансовых ресурсов и источников финансирования;

- недостаточное внимание к изменяющимся потребностям и запросам молодежи.

Необходимо переломить ситуацию и изменить отношение к молодежной политике как остаточной сфере приложения государственных сил (в отношении финансирования, кадров, инфраструктуры и т.п.). Обобщив наиболее системообразующие инициативы, можно выделить следующие направления совершенствования работы с молодежью, которые являются актуальными и обсуждаются экспертным сообществом в текущей ситуации [9, с. 12]:

1. Развитие инфраструктуры сферы молодежной политики в регионах и на муниципальном уровне.

В стране нет равного доступа граждан к учреждениям молодежной инфраструктуры, а во многих регионах отсутствует материально-техническая база для работы с подрастающим поколением, что значительно снижает возможности ответственных за эту сферу государственных органов. Однако эффективная реализация политики в отношении новых генераций требует наличия полноценных государственно-управленческих механизмов [14, с.86].

Низкий уровень профессиональных компетенций и практических навыков представителей кадрового состава учреждений по работе с молодежью негативно влияет на эффективность реализации проводимой ими политики [7, с. 163]. Проявляться эти процессы может по-разному, но однозначно они приводят к очевидному снижению качества всей работы.

Отсутствие качественной инфраструктуры в широком смысле слова на местах формирует у молодежи образ «неуспешности» своего населенного пункта, создает ощущение неустроенности и «брошенности» государством, что приводит к низкому уровню участия в социально-экономических процессах региона и местного самоуправления [8, с. 8]. Это вызов, который необходимо рассматривать как системообразующий, а ответ на него должен стать ключевой задачей развития сферы.

2. Расширение традиционных границ молодежной политики.

Узкое понимание работы с молодежью как проведения специализированных мероприятий не отвечает требованиям времени. Необходим переход к совершенно новой модели межведомственного взаимодействия, когда все усилия органов государственной власти, направленные на различные возрастные группы молодежи, должны координироваться в рамках единой политики с ведущей ролью Росмолодежи и региональных органов исполнительной власти по работе с молодежью.

3. Приведение заработных плат специалистов по работе с молодежью к уровню (и выше) оплаты труда сотрудников сферы дополнительного образования.

Стоит отметить, что данная задача достаточно сложно реализуема, а конкретные механизмы еще не проработаны. Тема имеет несколько проблемных аспектов. Первый – если специалисты сферы работают на государственной (муниципальной) службе, то заработная плата для них устанавливается на единых основаниях. В этом случае увеличение доходов возможно лишь через карьерный рост. Второй – если специалисты работают в подведомственных учреждениях, то их зарплата регулируется в соответствии с утвержденными показателями и ставками, определенными по единой методике, используемой для расчета оплаты труда всех работников бюджетной сферы. Третий – повышение зарплат в одной сфере повлечет финансовый дисбаланс в других, что может стать причиной неблагоприятных социальных последствий такого рода решений.

4. Новые форматы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Государство должно переходить от модели «веерного» распределения государственных средств лояльно настроенным НКО к развитию иных форм поддержки, в том числе к признанию роли общественных объединений в реализации молодежной политики или к активизации пропаганды разнообразных форм работы с помощью СМИ [13, с. 39].

Для пересмотра модели работы есть несколько серьезных оснований: финансирование организаций практически никак не влияет на лояльность к ним целевой аудитории; программируемая эффективность деятельности НКО оказывается обратно пропорциональной объему вложенных средств; существующие организации ориентированы исключительно на реализацию грантов и коммерческих мероприятий без учета интересов адресной аудитории и др. Сформировался запрос на изменение статуса НКО – «грантополучатели» без реального результата должны быть заменены организациями, ориентированными на переход к качественной упаковке конкурентоспособного продукта по аналогии с бизнес-моделями. Так, потребитель демонстрирует свою лояльность, приобретая товар определенного производителя. В НКО этот процесс куда более сложный, так как их услуги невозможно оценить по какому-то одному показателю. Система KPI для подобных структур не разработана, но очевидно, что она должна учитывать не только количество мероприятий и их участников, но и качественные показатели, которые сложно, но необходимо оценивать для повышения реальной вовлеченности молодежи в социально-экономические процессы.

5. Актуализация знаний учителей общеобразовательных учреждений и преподавателей вузов с учетом современных тенденций.

Этот вопрос традиционно не рассматривался органами по работе с молодежью, однако сегодня он оказывается в центре внимания, так как именно молодежь пополняет кадровый потенциал системы образования, а у представителей старшего поколения назрела потребность в актуализации знаний. Констатируется значительное отставание уровня подготовки и переподготовки специалистов, дефицит педагогов с востребованными и актуальными знаниями, без которых невозможно эффективно подготовить выпускников школ и вузов к жизни в современных условиях.

6. Увеличение объемов финансирования направлений молодежной политики.

До сих пор во многих регионах сохраняется остаточный принцип финансирования объектов, ответственных за работу с молодежью. Следует признать, что объем выделяемых средств на соответствующие программы развития растет, однако все равно оказывается ниже уровня инфляции. Дополнительным фактором возникновения дефицита финансирования молодежной сферы стало расширение границ данной возрастной категории до 35 лет, что привело к росту численности адресной аудитории. Вместе с тем, увеличение количества молодежи не привело к корректировке целевых показателей государственных программ, что фактически снизило их эффективность и процент охвата граждан подходящего возраста. Кроме того, увеличение объема финансирования, особенно на местном уровне – одна из актуальных задач, решение которой является приоритетным на федеральном и региональном уровнях.

Таким образом, практическая реализация данных предложений по трансформации молодежной политики представляется в высокой степени актуальной и реалистичной. Несмотря на то, что молодежная политика сегодня оформлена в нормативном и организационном отношении, можно говорить о необходимости принятия дополнительных мер, направленных на придание ей системного характера, позволяющего развивать молодежную политику на региональном уровне в едином направлении со Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Заключение

Государственное управление в сфере молодежной политики на региональном уровне требует комплексного подхода и реализации различных мер, которые позволят молодежи активно участвовать в экономических процессах, политической жизни и обеспечат ее социальное и профессиональное развитие.

В настоящее время необходимо принять меры по привлечению и удержанию молодежи в Липецкой области, создавая для них благоприятные условия для образования, трудоустройства и самореализации. Также важно улучшить молодежную инфраструктуру, разрабатывать и реализовывать в регионе программы и проекты, которые будут способствовать росту формирования человеческого капитала и, как следствие, обеспечивать устойчивое социально-экономическое развитие и процветание Липецкой области.


Источники:

1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 14.04.2024).
2. Российская Федерация. Законы. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.06.2016 года № 167 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71322044/ (дата обращения: 15.04.2024).
3. Российская Федерация. Законы. Постановление администрации Липецкой области от 31.10.2013 № 495 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Реализация внутренней политики Липецкой области». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/33797642/ (дата обращения: 10.04.2024).
4. Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 879-896. – doi: 10.18334/epp.12.2.114252.
5. Бизин С.В. Реализация государственной политики в сфере здравоохранения, как фактор повышения качества жизни населения (региональный аспект) // Теоретическая и прикладная экономика. – 2024. – c. 1-27. – doi: 10.25136/2409-8647.2024.1.43681.
6. Бизин С.В., Бизина А.С. Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1405-1422. – doi: 10.18334/epp.11.6.112195.
7. Должиков В.А. Оценка эффективности государственного управления молодежной политикой // Энигма. – 2021. – № 29-1. – c. 160-163.
8. Ковин Е.А., Лысенко О.В. Теория поколений: проекция технократического подхода или новая гуманистическая парадигма? // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. – 2019. – № 1. – c. 5-10. – doi: 10.24411/2308-7226-2019-00001.
9. Отроков О.Ю. Направления совершенствования молодежной политики России в реалиях VUCA-мира // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 9(110). – c. 12-16. – doi: 10.24158/pep.2022.9.1.
10. Официальный сайт управления молодежной Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://областьбудущего.рф (дата обращения: 30.04.2024).
11. Пачина Н.Н., Блинникова О.Н. Молодежная политика в регионе: подходы, стратегии, технологии. / Монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2022. – 116 c.
12. Прудников М.Н. Political and legal foundations of state youth policy: history and modernity // Публичное право сегодня. – 2020. – № 3. – doi: 107-118.
13. Ростовская Т.К., Князькова Е.А. Молодежная политика в современной России. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 183 c.
14. Бирюков С.В., Сазонов И.С. Молодежная политика: современной понимание и подходы к исследованию // Развитие территорий. – 2021. – № 4(26). – c. 85-90. – doi: 10.32324/2412-8945-2021-4-85-90.
15. Бизин С.В. Управление системой здравоохранения как ключевым фактором качества жизни населения. / Монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2024. – 231 c.
16. Чирун С.Н. Молодежная политика: теория и практика. - Кемерово: КемГУ, 2018. – 116 c.

Страница обновлена: 05.07.2024 в 19:44:09