Проблемы формирования и реализации региональной молодежной кадровой политики
Кривокора Е.И.1, Астахова Е.А.1, Кривокора Ю.Н.2, Мишина Т.С.2
1 Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, Ставрополь
2 Технологический институт сервиса (филиал) ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» в г. Ставрополе, Россия, Ставрополь
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 9 (Сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49548232
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Молодежь с ее мотивацией, компетенциями и потенциалом сейчас рассматривается как ресурс моделирования и создания экономического будущего. Вследствие этого вопросы экономических перспектив реализации молодежной политики приобретают решающее значение. Цель исследования заключается в выявлении региональных особенностей современной кадровой молодежной политики и обосновании концепции ее формирования в разрезе ее ключевых задач. В статье на основании проведенного обзора существующих методологических подходов к молодежной кадровой политике и их обобщения, анализа состояния рабочей силы и молодежи как ее части, определены главные проблемы молодежной кадровой политики на региональном уровне, систематизированы институциональные и социально-экономические условия ее реализации.
Ключевые слова: региональная кадровая политика, молодежная кадровая политика, государственная молодежная политика, региональный рынок труда, кадровые процессы, миграционные процессы, кадровые стратегии, социально-экономическое развитие региона
JEL-классификация: J13, J21, J82
Введение
Современные драйверы экономики изыскиваются во всех странах и отраслях, поскольку эффективное функционирование в условиях глобализации и экономической интеграции обеспечивать все сложнее при растущих уровнях конкурентности и решения задач выхода на лидерские позиции. Экономическое будущее сейчас связывается в первую очередь с состоянием и будущим молодежи. Поэтому вопросы экономических перспектив реализации молодежной политики приобретают решающее значение. В составе государственной и региональной молодежной политики особое место отводится кадровой молодежной политике как способу включения наиболее ценного стратегического ресурса – молодежи – во внутренние экономические процессы. Процессы ее встраивания в экономику на основе ее мобильности, инновационности, инициативности, творческих качеств, устремленности к новому знанию и саморазвитию, работоспособности и выносливости требуют проведения множества исследований и формирования эффективной кадровой молодежной политики. Проблемы молодежи, дискриминационные факторы ее привлечения и активизации пристально рассматриваются в мире с новых позиций – межнациональные отношения и религиозные различия. Мир стал многонациональным в силу интенсивных миграционных процессов, которые теперь сделали актуальными для европейского, американского, азиатского пространства решение проблем регулирования рынка труда, кадровых процессов, социальных процессов с учетом многонационального состава и обострения межнациональных отношений. Это также актуально и для нашей страны.
Цель исследования заключается в выявлении региональных особенностей современной кадровой молодежной политики с учетом анализа и систематизации существующих методологических подходов к молодежной кадровой политике в российской и зарубежной практике, сложившихся институциональных и социально-экономических условий и тенденций, а также в обосновании концепции формирования региональной молодежной кадровой политики в разрезе ее ключевых задач.
Научная гипотеза состоит в возможности стандартизации подходов к управлению региональной молодежной кадровой политикой на основе выявления, типизации и моделирования региональных факторов ее реализации, что позволит использовать полученные рекомендации в разных регионах.
Научная новизна исследования заключается в оценке влияния региональных особенностей на состояние и условия реализации молодежной кадровой политики, в обосновании совокупности стратегических мер по стабилизации состава трудовых ресурсов и рабочей силы регионов, приостановлении вымывания молодежи из ее состава, снижению социальной напряженности при интенсификации миграционных потоков в группе молодежи, гармонизации управленческих подходов к кадровым процессам в регионе.
Постановка проблемы
Изучение стратегических рисков и возможностей молодежной кадровой политики в РФ с позиций особенностей межнациональных отношений и обеспечения их гармонизации и снижения напряженности в свете последних внутренних и международных событий становится крайне важным для решения задач экономического развития.
Проблемы экономического роста России и ее субъектов в первую очередь связаны с конкурентоспособностью и потенциальными возможностями экономической системы страны и ее регионов. Среди основных источников роста главную позицию занимают человеческие ресурсы как носители ресурса труда и творцы идей, программ и проектов. Однако в составе этого источника развития не все группы характеризуются соизмеримым потенциалом. Сейчас в кадровой политике упор делается на группу профессионально состоявшихся, обладающих уже развитыми профессиональными качествами и компетенциями людей, гарантированно приносящих необходимую отдачу. Однако по оценкам специалистов, «…успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи» [1] (Emelyanenko, 2010). Стратегическую роль молодежи отмечают и зарубежные исследователи [2] (Guidi, 2014).
Как наиболее активная часть общества, молодые люди в составе трудовых ресурсов выполняют особую роль, значение которой в современных условиях экономической интеграции и технико-технологического бума неизмеримо возрастает. Именно молодежь как социально-возрастная группа сосредотачивает в себе инновационный потенциал развития и считается главной движущей силой коренных преобразований в обществе и экономике.
В нашей стране молодежная политика реализуется, прежде всего, на политическом уровне, а социально-экономический уровень пока маловостребован и остается в тени. Вместе с тем молодежь в социально-экономическом и политическом отношении выступает как наиболее уязвимая часть общества, а также носитель не только потенциальных возможностей, но и потенциальных рисков. Эти риски в региональных проблемах часто провоцируются сложными межнациональными, межэтническими и межконфессиональными отношениями, которые также требуют исследования и учета при формировании эффективной кадровой политики.
Важна не только активизация у поколения молодых гражданских позиций и вовлечение в волонтерскую и общественную работу, но и подготовка для них возможностей занятости и профессиональной реализации. И высшее образование как социальный лифт часто не срабатывает, поскольку на рынке труда есть совсем другой запрос со стороны работодателей – опыт работы по специальности. Поэтому очень актуальна проблема запуска каровых лифтов для образованной молодежи.
Необходимо моделирование для молодежи таких условий, которые могут ускорить процессы ее вхождения в профессиональную сферу и быстрого накопления профессионализма, создания профякорей, которые могут удержать молодежь как активный компонент в региональной экономике.
Методы исследования
Проведение исследования базировалось на применении комплекса социологических, экономических и управленческих научных подходов. Основными методами исследования послужили: системный подход, экспертные методы, методы сравнительного и экономико-статистического анализа.
В качестве материалов для анализа использованы опубликованные результаты научных исследований российских и зарубежных ученых, статистические материалы управления ФСГС по СКФО, отчетные данные министерства труда и социальной защиты по СК, сведения из публикаций периодической печати.
Обзор зарубежных и отечественных исследований молодежной кадровой политики
На данном этапе в отношении молодежи многие страны проводят активную адресную социальную и экономическую политику. Поэтому изучение полученных результатов и стратегических приоритетов правительственных органов в ее отношении видится нам важным как способ обоснованного выбора потенциально наиболее перспективных и оправданных многолетним опытом практик в реализации молодежной кадровой политики.
Исследование кадровых процессов и молодежной кадровой политики ведется за рубежом давно: в качестве примера может служить, например, американское исследование 1999 г., охватывающее анализ тенденций рынка труда начиная с 1970-х годов с детализацией характеристик участия в нем молодежи при определении нового дизайна рекрутинговой политики и проектировании ее новой эффективной концепции с учетом проанализированных трендов и выделения призывного потенциала для государства [3].
Заслуживает внимания опыт ЕС в виде целой системы мер, реализуемых в разнообразных «мягких и жестких» формах с начала XXI века («Инициатива по возможностям молодежи», «Инициатива по трудоустройству молодежи», «Молодежная гарантия»), сосредоточенных на образовании, профессиональной подготовке и трудоустройстве [2] (Guidi, 2014). Учеными также проводятся компаративные исследования по вектору: Европа, Латинская Америка, Мир [4] (Bendit, 2013).
Но проводимые в ЕС исследования показали, что молодежная политика крайне неоднородна на национальном уровне и не отличается высокой эффективностью, так как самыми незащищенными слоями оказываются молодые люди. Внимание уделяется как институциональным факторам [5] (Williamson, 2007), так и формирующимся тенденциям [6] (Lodovici, Semenza, 2012). Исследователи уделяют внимание не только способам предупреждения проблем, но и мерам, содействующим позитивным результатам. Вопрос не столько в верной классификации, сколько в определении способа работы с конкретными целевыми группами молодежной политики.
Евросоюз регулярно проводит самостоятельные исследования по эффективности молодежной политики [7] (Coussée, Williamson, Verschelden, 2012). Определяются пути работы с обездоленной молодежью и конкретные практики возможного «лечения» проблем.
Исследования показали, что молодежная политика организаций за рубежом находится под мощным влиянием средств массовой информации и социальных сетей [8] (Carlson, 2017). В том числе и австралийское научное сообщество обсуждает вопросы улучшения неформального социального контроля в районах с высоким уровнем социальных связей, усиления напряженности среди молодежи [9] (Wickes, Hipp, Sargeant, Mazerolle, 2017).
Исследователями отмечается, что произошедшие изменения в этническом составе населения во всех европейских странах существенно усугубляют кризисные социальные последствия и разрушение традиционных национальных рамок в отношении молодежных проблем [2] (Guidi, 2014). Аналогичные проблемы испытывают многие мировые экономики. Например, в США занялись воспитанием и поддержкой мусульманской молодежи, видя в ней высокие риски для общества и экономики страны [10] (Bonet, 2011).
В рамках институциональных структур Совета Европы и Европейского союза предпринимаются попытки по унификации подходов и стандартизации процессов разработки молодежной политики на национальном уровне, нацеленной на улучшение положения молодежи, активное вовлечение молодых людей и неправительственных молодежных организаций в принятие решений по вопросам, влияющим на государственные молодежные стратегии. На основе исследования молодежных трендов в Европе за 10-летний период в подготовленном по заказу Совета Европы «Руководстве по молодежной политике» предлагается модель разработки национальной молодежной стратегии с участием самой молодежи от начального шага до конечного этапа [11] (Denstad Finn Yrjar, 2009). Цель подготовки такого пособия заключается только в одном – интегрировать молодежную политику на базе межсекторального подхода в национальную политику, придав ей необходимые динамические признаки, ответственность и возможность принятия решений.
Интересный пример инноваций в условиях дефицита молодежной работы и благоприятного климата, в котором молодые люди могут максимально использовать возможность учиться и расти [12] (To Siu-ming, 2007). В нем представлено в результатах качественного исследования, проведенного в Гонконге и связанного с расширением прав и возможностей: личностное измерение в отношении того, как учащиеся вновь обретают чувство компетентности для решения жизненных проблем и борьбы за собственные преимущества.
Всемирный банк также финансирует исследования и в развивающихся странах, чтобы держать руку на пульсе и видеть глобальные последствия политики этих стран. Одно из них под руководством Мартина Годфри приведено в издании «Политика занятости молодежи в развивающихся странах и странах с переходной экономикой – Профилактика, а также лечение» [13] (Godfrey, 2003). В работе исследована политика и проблемы занятости молодых людей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, которые находятся в самом неблагоприятном положении, а не просто безработных. Автором обсуждаются меры, необходимые для решения проблемы безработицы среди образованных молодых людей, которые могут помочь предотвратить возникновение проблем с занятостью среди обездоленной молодежи.
Поддержка молодежи, к сожалению, пока не является приоритетным направлением социальной политики РФ.
В 2006 г. была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов [14]. Затем эта стратегия была заменена на «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [15]. В новой концепции выделены новые приоритеты (рис. 1), однако ключевые задачи в области кадровой политики практически так и не были четко определены.
Рисунок 1. Приоритетные направления современной государственной молодежной политики РФ
Источник: составлено авторами.
Отечественные исследователи отмечают, что разработка теоретических проблем региональной государственной кадровой политики в целом в постсоветское время фактически не проводилась [16] (Pastukhova, 2010). Часть авторов, занимающихся данной проблематикой, утверждает, что не уделялось достаточного внимания проблемам целенаправленного развития регионального кадрового потенциала с выявлением сущности, специфики и разновидностей стратегии развития кадрового потенциала на уровне региона [17] (Dolgiy, Bondarenko, 2009). Другие исследователи констатируют, что во многих регионах России кадровая политика зачастую носит бессистемный характер, в связи с чем оказывается несогласованной с программами экономического и социального развития территорий [18] (Ivanova, 2011).
Главный вывод, в котором сходятся практически все российские ученые, – в настоящее время молодежная кадровая политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления.
Обсуждение результатов исследования
Изучение роли молодежи и ее участия в социально-экономических процессах региона предполагает первоначально проведение оценки состояния и динамики трудовых ресурсов региона в целом и по его административным единицам.
Анализ динамики численности населения Ставропольского края отражен на рисунке 2.
Рисунок 2. Динамика численности населения Ставропольского края
Источник: составлено авторами на основе [19, 20].
Сокращение численности населения начиная с 2018 года связано в первую очередь с ростом естественной убыли населения, уменьшением доли женского населения репродуктивного возраста.
Можно утверждать, что в целом для края характерны общероссийские демографические проблемы, оказывая влияние на процессы восполнения и динамику трудовых ресурсов, что видно по данным диаграммы на рисунке 3.
Рисунок 3. Динамика трудовых ресурсов Ставропольского края
Источник: составлено авторами на основе [19, 20].
Количественное увеличение трудовых ресурсов края с 2018 года вызвано запуском пенсионной реформы и поэтапным увеличением границы пенсионного возраста, что вносит соответствующий вклад в структуру трудовых ресурсов. Также важным фактором для региона остается внешняя миграция, основная доля которой приходится на трудоспособный возраст. В основном миграционные потоки характерны для городских округов (Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки) и Шпаковского муниципального округа края. Стоит отметить, что по статистическим данным, в 2020 году в Ставропольском крае по общей миграции населения с учетом внешней миграции зафиксирован миграционный отток. Оценка в разрезе административных единиц (рис. 4) показала в целом рост численности трудовых ресурсов в 15 муниципальных и городских округах края. Максимальное сокращение произошло в Александровском, Буденновском, Благодарненском, Советском муниципальных и городских округах, городах-курортах Ессентуки и Железноводске, а максимальный прирост был в Грачевском, Апанасенковском, Петровском, Кировском муниципальных округах и городе Ставрополе.
Рисунок 4. Состояние трудовых ресурсов по городским и муниципальным округам в 2020 году
Источник: составлено авторами на основе [21].
С учетом демографических и миграционных факторов в разрезе административно-территориальных единиц анализ соотношения трудовых ресурсов и численности постоянного населения и населения в трудоспособном возрасте в 2020 году отражает неоднородность процессов воспроизводства трудовых ресурсов региона (рис. 4).
Численность рабочей силы, в соответствии с данными рисунка 5, снижается не только в связи с ковидными ограничениями, но и как следствие влияния социально-экономических факторов. Данная динамика полностью повторяется показателем уровнем участия в рабочей силе. Существенно доля рабочей силы в общей численности постоянного населения упала в 2017 году, а в 2020 году восстановлен уровень 2018 года, который оказался немного ниже по сравнению с 2019 годом.
Рисунок 5. Динамика рабочей силы и доли рабочей силы в общей численности постоянного населения Ставропольского края
Источник: составлено авторами на основе [19, 20].
В составе и структуре рабочей силы более 93% приходится на занятых экономической деятельностью, однако в 2020 году фактор пандемии заложил тенденцию роста численности безработных и сокращения количества и доли занятых (рис. 6), которая в 2021 году подтвердилась более масштабно. Необходимо отметить, что к 2020 году существенно увеличился коэффициент напряженности на рынке труда в регионе.
Рисунок 6. Структура рабочей силы Ставропольского края
Источник: составлено авторами на основе [19, 20].
Рисунок 7. Динамика уровня занятости и безработицы в Ставропольском крае
Источник: составлено авторами на основе [19, 20].
На основе оценки уровня занятости и безработицы в целом по краю и по его городским и муниципальным округам можно наблюдать рост безработицы (рис. 7 и 8), наибольшие значения характерны для сельских территорий – Курский, Степновский, Арзгирский, Грачевский, Туркменский муниципальные округа.
Рисунок 8. Уровень безработицы по городским и муниципальным округам в 2020 году
Источник: составлено авторами на основе [22].
При проведении оценки положения молодежи и ее роли в социально-экономических процессах региона важно изучить возрастную структуру рабочей силы. Анализ распределения по возрастным группам занятого населения и безработных в целом по Ставропольскому краю представлен данными таблиц 1 и 2.
Таблица 1 Распределение численности занятого населения по возрастным группам по Ставропольскому краю, в процентах
Годы
|
Всего
|
в том числе в возрасте, лет
| ||||||
15–19
|
20–24
|
25–29
|
30–49
|
50–54
|
55–59
|
60 лет и старше
| ||
2010
|
100,0
|
1,4
|
9,4
|
14,3
|
50,9
|
12,5
|
8,0
|
3,5
|
2011
|
100,0
|
0,8
|
10,1
|
13,8
|
50,4
|
12,8
|
8,2
|
3,9
|
2012
|
100,0
|
0,7
|
9,1
|
14,6
|
50,0
|
13,1
|
8,5
|
3,9
|
2013
|
100,0
|
0,8
|
8,6
|
14,7
|
50,9
|
12,8
|
8,3
|
4,0
|
2014
|
100,0
|
1,0
|
8,8
|
15,8
|
49,5
|
11,9
|
8,8
|
4,1
|
2015
|
100,0
|
0,5
|
8,0
|
14,6
|
51,1
|
13,1
|
8,9
|
3,8
|
2016
|
100,0
|
0,4
|
6,7
|
14,7
|
52,5
|
12,9
|
8,8
|
4,0
|
2017
|
100,0
|
0,4
|
5,8
|
15,2
|
52,9
|
12,2
|
9,2
|
4,3
|
2018
|
100,0
|
0,7
|
4,9
|
14,1
|
53,7
|
11,2
|
9,9
|
5,5
|
2019
|
100,0
|
0,4
|
4,7
|
13,6
|
54,2
|
11,2
|
9,8
|
6,1
|
2020
|
100,0
|
0,6
|
4,6
|
13,3
|
53,4
|
11,2
|
10,1
|
6,8
|
Таблица 2 Распределение численности безработных по возрастным группам по Ставропольскому краю, в процентах
Годы
|
Всего
|
в том числе в возрасте, лет
| ||||||
15–19
|
20–24
|
25–29
|
30–49
|
50–54
|
55–59
|
60 лет и старше
| ||
2010
|
100,0
|
7,0
|
17,1
|
17,6
|
41,6
|
10,3
|
4,4
|
2,0
|
2011
|
100,0
|
4,9
|
19,5
|
18,8
|
39,3
|
8,9
|
5,8
|
2,8
|
2012
|
100,0
|
4,7
|
20,9
|
16,3
|
38,6
|
9,8
|
7,1
|
2,6
|
2013
|
100,0
|
6,2
|
25,1
|
12,2
|
37,3
|
10,8
|
6,7
|
1,8
|
2014
|
100,0
|
4,4
|
23,0
|
13,6
|
40,4
|
14,2
|
5,6
|
3,6
|
2015
|
100,0
|
5,5
|
23,4
|
14,5
|
40,3
|
9,0
|
5,8
|
1,5
|
2016
|
100,0
|
3,8
|
21,5
|
18,2
|
44,1
|
6,0
|
5,4
|
1,0
|
2017
|
100,0
|
3,3
|
15,7
|
18,9
|
48,9
|
6,1
|
5,8
|
1,3
|
2018
|
100,0
|
3,9
|
24,9
|
26,5
|
34,8
|
5,4
|
3,4
|
1,1
|
2019
|
100,0
|
0,9
|
25,1
|
25,6
|
32,4
|
7,6
|
4,4
|
4,0
|
2020
|
100,0
|
2,0
|
12,9
|
20,3
|
46,7
|
6,5
|
9,8
|
1,8
|
Наблюдается диспропорция по доле молодежи среди безработных и занятых – разрыв в 2020 году практически составил 2 раза: соответственно, 35,2% безработных и 18,5% занятых (рис. 9). Эта тенденция в крае формировалась на протяжении нескольких лет.
Рисунок 9. Сравнение доли молодежи в 2020 году
Источник: составлено авторами.
Общая картина по всем 33 муниципальным и городским округам Ставропольского края, определенная на основе данных Социального атласа Ставропольского края, примерно аналогична общекраевой. Следует отметить, что в период пандемии произошло увеличение количества зарегистрированных безработных граждан, которые ранее не работали и искали работу впервые.
На территории Ставропольского края в рамках государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 298 [23], реализуется государственная программа Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения», утвержденная постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018 года № 612-п [24]. Перечень программ представлен в соответствии с рисунком 10.
Рисунок 10. Структура государственной программы СК «Развитие сферы труда и занятости населения»
Источник: составлено авторами.
В соответствии с отчетными данными министерства труда и социальной защиты в 2021 году удельный вес безработных граждан в возрасте 16–29 лет, ищущих работу 12 и более месяцев, в общей численности безработных граждан в возрасте 16–29 лет, зарегистрированных в службах занятости, в 2021 году составил 4,9%, а уровень безработицы молодежи Ставропольского края в возрасте 25–29 лет в 2021 году составил 27,5% (рис. 11).
Рисунок 11. Уровень безработицы молодежи в 2021 году
Источник: составлено авторами.
В Ставропольском крае уже формируется опыт реализации приоритетных национальных проектов. В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [25] разработана региональная составляющая национального проекта «Демография» [26]. В соответствии с рисунком 12 в Ставропольском крае разработаны и реализуются пять региональных проектов.
Рисунок 12. Структура национального проекта «Демография» в СК по региональным проектам
Источник: составлено авторами.
Изучение и научное обоснование молодежной кадровой политики в систематизированном и полноценном виде пока не проводилось, а многочисленные региональные особенности исследуются редко и эпизодически.
Поэтому считаем необходимым отметить например опыт Калужской области по организации и проведению семинаров, конференций, круглых столов по проблемам кадровой политики, профессиональной ориентации и изучению позитивного опыта кадровой работы в организациях Калужской области: стажировки, опережающее профессиональное обучение работников, предпринимательство, психологическое тестирование и консультирование кадровым агентством «Карьера». Потребность в стажировке с целью приобретения опыта работы заявили 884 выпускника учреждений профессионального образования всех уровней (11,5% от выпуска), из них выпускники начального профессионального образования – 93 человека, среднего профессионального образования – 432 человека, высшего профессионального образования – 359 человек [27].
Отдельного внимания заслуживает опыт Московской области, изложенный авторами в публикации по проблемам повышения удовлетворенности работников организаций Московской области реализацией молодежной кадровой политики [28] (Vinichenko, Demcheko, Melnichuk, Makuchkin, Karácsony, 2017). Результаты показали, что 1% респондентов полностью удовлетворены молодежной кадровой политикой. Неудовлетворенность респондентов чаще всего вызывают методы реализации молодежной кадровой политики (29,3%), развитие персонала, повышение квалификации специалистов (29%), совершенствование корпоративных молодежных программ (24,1%) и материально-техническая база организации (29%). Только 2,5% активно выступают против руководства, участвуя в мероприятиях по отстаиванию своих прав на реализацию молодежной политики.
Как видим, регионам России необходимо системное изучение региональных особенностей современной кадровой молодежной политики в России с учетом анализа мировых тенденций и привлечения зарубежного опыта, исследование влияния факторов межнационального характера на принципы ее разработки и реализации, а также исследование условий закрепления местной молодежи в экономике региона и миграционной привлекательности региона для молодежи из других регионов. Вовлечение и закрепление молодежи в экономике и политике региона зависит, прежде всего, от того, как она расценивает и принимает цели и приоритеты развития своего государства и региона и каким образом она оценивает и обозначает для себя существующие в стране возможности своего активного участия в развитии экономики и общества.
Заключение
В этой связи становится крайне актуальной задача формирования теоретико-методологических основ молодежной кадровой политики, интегрирующей в себе все уровни – федеральный, региональный и местный.
Системное обоснование концепции формирования региональной молодежной кадровой политики, организационно-экономического механизма управления кадровыми процессами и реализации молодежной кадровой политики в условиях межнациональных отношений потребует решения исследовательских задач:
- систематизация научных подходов к понятию и содержанию молодежной кадровой политики;
- изучение институциональных факторов становления современной кадровой политики по отношению к молодежи;
- изучение влияния межнациональных отношений на состояние регионального рынка труда и степень его напряженности;
- изучение демографических и миграционных процессов и их интенсивности и последствий в многонациональном регионе;
- исследование проблем региональной кадровой дифференциации;
- сравнительный анализ существующих подходов к реализации молодежной кадровой политики в России и Европе;
- выявление проблем формирования и реализации молодежной кадровой политики;
- обоснование организационно-экономического механизма управления региональной молодежной кадровой политикой.
Источники:
2. Guidi R. Youth Policies in Europe: big changes after the big crisis? An explorative analysis // Società Mutamento Politica. – 2014. – № 5(10). – p. 241-264.
3. Recruitig Youth in the College Market: Current Practices and Future Policy Options. / Kilburn, M. Rebecca, Asch, Beth J., editor. RAND National Defense Research Institute. - Arlington, VA, 1999. – 293 p.
4. Bendit R. Youth and Youth Policies in a Globalized World. / City, Youth and Education. Monograph., 2013.
5. Williamson H. A complex but increasingly coherent journey? The emergence of 'youth policy' in Europe // Youth and Policy. – 2007.
6. Lodovici M.S., Semenza R. Youth policies in Europe: towards a classification of different tendencies in youth policies in the European union. 2012. [Электронный ресурс]. URL: www.francoangeli.it (дата обращения: 18.08.2022).
7. Coussée F., Williamson H., Verschelden G. The history of youth work in Europe. Relevance for today's youth work policy. / volume 3. - Council of Europe Publishing, Strasbourg, 2012.
8. Carlson M. Facebook in the News: Social media, journalism, and public responsibility following the 2016 Trending Topics controversy // Digital Journalism. – 2017. – № 1-17.
9. Wickes R., Hipp J., Sargeant E., Mazerolle L. Neighborhood Social Ties and Shared Expectations for Informal Social Control: Do They Influence Informal Social Control Actions // Journal of Quantitative Criminology. – 2017. – № 33(1). – p. 101-129.
10. Bonet S.W. Educating Muslim American youth in a post-9/11 era: A critical review of policy and practice // The High School Journal. – 2011.
11. Denstad Finn Yrjar Youth Policy Manual: How to develop a national youth strategy. / Council of Europe Publishing. - Strasbourg Cedex, 2009.
12. To Siu-ming Empowering School Social Work Practices for Positive Youth Development: Hong Kong experience // Adolescence. – 2007. – № 42(167). – p. 555-567.
13. Godfrey M. Youth Employment Policy in Developing and Transition Countries - Prevention as well as Cure // Social Protection Discussion Paper Series. – 2003. – p. 82.
14. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 25 декабря 2006 г. № 52 (часть III) ст. 5622. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Консорциум «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902020299 (дата обращения: 18.08.2022).
15. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Консорциум «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/420237592 (дата обращения: 18.08.2022).
16. Пастухова Л. Региональное измерение молодежного кадрового потенциала // Власть. – 2010. – № 10. – c. 60-64.
17. Долгий В. И., Бондаренко О. И. Разработка модели исследования стратегии развития кадрового потенциала на региональном уровне // Вестник Саратовского университета. – 2009. – № 2(26). – c. 52-55.
18. Иванова Е. Ю. Государственная кадровая политика: сущность и актуальные проблемы // Социально-экономические явления и процессы. – 2011. – № 1-2. – c. 92-97.
19. Ставропольский край в цифрах. 2021. / Крат.стат. сб. / Северо-Кавказстат. - Ставрополь, 2021. – 88 c.
20. Статистический ежегодник. Ставропольский край. 2020. / стат. сб. / Северо-Кавказстат. - Ставрополь, 2020. – 124 c.
21. О состоянии и тенденциях демографической ситуации в Ставропольском крае: Доклад министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края. [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc26.ru/social/trud_otnosh/Dem_trud/Analitika/ (дата обращения: 18.08.2022).
22. Социальный атлас Ставропольского края. [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc26.ru/social/info/Social_Atlas/ (дата обращения: 18.08.2022).
23. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643476/ (дата обращения: 18.08.2022).
24. Постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2018 г. № 612-п «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Консорциум «Кодекс». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/550308459 (дата обращения: 18.08.2022).
25. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовой портал Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 18.08.2022).
26. Министерство труда и социальной защиты Ставропольского края: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc26.ru/social/Nac_proekt_Demografia/ (дата обращения: 18.08.2022).
27. Молодые специалисты на рынке труда Калужской области. [Электронный ресурс]. URL: http://wizinfo.ru/text/77/191/16341.php (дата обращения: 18.08.2022).
28. Vinichenko M.V., Demcheko T.S., Melnichuk A.V., Makuchkin S.A., Karácsony, P. Satisfaction of Employees of Moscow Region Organizations by Implementation of Youth Personnel Policy // Eurasian journal of analytical chemistry. – 2017. – № 12(5b). – p. 697-704.
Страница обновлена: 24.11.2024 в 19:43:47