Мотивация молодежного предпринимательства и стимулирование ее формирования

Волкова А.С.1, Кудаева М.М.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Статья в журнале

Экономика труда
Том 8, Номер 11 (Ноябрь 2021)

Цитировать:
Волкова А.С., Кудаева М.М. Мотивация молодежного предпринимательства и стимулирование ее формирования // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 11. – С. 1331-1342. – doi: 10.18334/et.8.11.113816.

Аннотация:
Статья посвящена исследованию мотивации молодежного предпринимательства на примере студентов Новосибирского государственного университета экономики и управления. Авторы представляют результаты собственного исследования, проведенного в форме анкетного опроса в 2021 году. В ходе исследования дана оценка уровня мотивации студентов ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» к предпринимательской деятельности, а также выявлены причины, сдерживающие развитие предпринимательских инициатив в молодежной среде. Авторы подтвердили гипотезу, что создаваемая ВУЗом особая предпринимательская среда, с одной стороны, повышает уровень заинтересованности молодых людей в развитии собственного бизнеса, а с другой стороны, позволяет молодежи формировать объективную оценку своих предпринимательских возможностей. В статье даны рекомендации о дополнении мер стимулирования молодежного предпринимательства. Данная работа может иметь практическое значение для разработки региональной программы развития предпринимательства и молодежной политики.

Ключевые слова: предпринимательство, мотивация предпринимательской деятельности, молодежь, мотивы, стимулирование предпринимательской деятельности, концепция предпринимательского вуза

JEL-классификация: J24, I23, L26, M21



Введение

Развитие молодежного предпринимательства уже длительное время является актуальной задачей для российской экономики. Однако в 2021 году мы наблюдаем вновь возросший интерес к этой теме со стороны экспертов и власти. Президент РФ Путин В.В. в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. подчеркнул значимость молодого поколения для общества, указал на необходимость включения в каждый национальный проект мероприятий, направленных на поддержку молодежи, и поручил Правительству представить дополнительные предложения по поддержке малого и среднего предпринимательства [12].

В июне 2021 года в рамках работы Петербургского международного экономического форума состоялись панельные дискуссии на темы "Молодежное предпринимательство", "Где родился, там и пригодился? или почему молодежь уезжает из регионов?". Эксперты, освещая проблемы молодежного предпринимательства, обозначили множество проблем:

- недостаточная урегулированность вопросов поддержки молодежного предпринимательства на федеральном уровне;

- отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства;

- недостаточность «мест притяжения» молодежи, несформированность культуры молодежного предпринимательства;

- недостаточная информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивация;

- отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес и т.д. [4].

Такими образом, объективных причин, сдерживающих развитие молодежного предпринимательства, много. Не вызывает сомнения, что важное значение имеет и субъективный фактор – сама личность молодого предпринимателя. Его ценностные ориентации, интересы, готовность рисковать, требуемые знания и понимание рынка, то есть, как обозначено выше, информированность и мотивация молодежи, ее направленность на предпринимательскую деятельность.

Исследователи отмечают, что «вопрос о мотивах предпринимательской деятельности чрезвычайно сложен для анализа, поскольку мотивы не всегда четко осознаются человеком, но обязательно переживаются им как нечто значимое, ценное, то есть мотивы тесно связаны с ценностями и ценностными установками личности» [6].

Механизм формирования мотивации предпринимательства идентичен механизму формирования трудовой мотивации. Важным представляется изучение процесса мотивации, а именно формирования побудительных сил, причин и целей предпринимательской деятельности.

Пугачев В.В. дает следующее определение: «Мотив – это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие» [15].

Традиционно выделяют следующие группы мотивов, побуждающие людей к предпринимательской деятельности: экономические, социальные, психологические, физические и гуманистические мотивы [7].

Объектом данного исследования выступили студенты, обучающиеся в ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления» (далее НГУЭУ). Стратегия НГУЭУ – предпринимательский университет. Это означает, что цель обучения – сформировать набор знаний и навыков в профессиональных областях, а также развивать предпринимательский образ жизни и мышления. В студентах поощряется креативность, способность создавать новое, стремление сделать больше, чем требуется.

Предметом исследования выступает мотивация предпринимательской деятельности у студентов и формирующие ее факторы.

Цель настоящего исследования - определение характера, структуры и устойчивости мотивации молодого предпринимателя у студентов НГУЭУ.

Авторами сформулирована основная гипотеза, что особая образовательная среда способствует повышению мотивации к предпринимательской деятельности у студентов НГУЭУ.

Теоретико-методологическую основу настоящей работы составили труды отечественных исследователей. Изучению мотивации российских предпринимателей посвящены работы Устиновой К.А., Баймурзиной Г.Р. [17] (Ustinova K.A., Bajmurzina G.R., 2021), Кошарной Г.Б. [6] (Kosharnaya G.B., 2015), Мухачевой А.В. [7] (Muhacheva A.V., 2017), Акимовой О.Е. [1] (Akimova O.E., 2010); исследование мотивации молодежи представлено в работах Широковой Г.В., Богатыревой К.А., Беляевой Т.В., Ласковой А.К., Карпинской Э.О. [8] (SHirokova G.V., Bogatyreva K.A., Belyaeva T.V., Laskova A.K., Karpinskaya E.O., 2018), Цыганковой И.В., Потуданской В.Ф. [18] (Cygankova I.V., Potudanskaya V.F., 2019), Забелиной О.В, Майоровой А.В., Матвеевой Е.А. [2] (Zabelina O.V, Majorova A.V., Matveeva E.A., 2019); вопросы поддержки и развития предпринимательства в России рассматриваются Патракеевой О.Ю. [11] (Patrakeeva O.YU., 2021), Календжян С.О., Кадол Н.Ф. [3] (Kalendzhyan S.O., Kadol N.F., 2021), Смирновой А.А. [16] (Smirnova A.A., 2021) и др. Изучение данных работ подтверждает актуальность настоящей темы и её интерес для дальнейших исследований.

Эмпирическая база исследования:

1. Результаты опроса студентов НГУЭУ, проведенного авторами с 01.04.2021 по 01.10.2021.

2. Результаты исследований «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021» [9] и «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Россия 2018» [8], проведенных Высшей школой менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

3. Результаты опросов ВЦИОМ [13; 14].

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования при разработке рекомендаций о повышение мотивации предпринимательской деятельности среди молодежи на региональном и федеральном уровнях.

Результаты исследования

В анкетировании приняли участие 178 студентов НГУЭУ, обучающихся на втором, третьем и четвёртом курсах по направлениям подготовки «Управление персоналом», «Экономика». Доля девушек в общей численности респондентов составила 75,6%, что соответствует половой структуре обучающихся НГУЭУ в целом. Средний возраст респондентов составил 21,7 года.

Студентов (входящих в возрастную группу 18-30 лет) характеризует высокий уровень самореализации, большое стремление добиться поставленной цели, сильная мотивация и пик умственных способностей [5]. Число молодых предпринимателей в России ежегодно растет. По данным «Глобального мониторинга предпринимательства» за период 2014-2020гг. с 4,4% до 15,1% увеличилась предпринимательская активность среди россиян 18-24 лет [9].

Среди респондентов свой собственный бизнес уже имеют 10,3%, а 21,8% респондентов совмещают обучение в ВУЗе с работой по найму. На вопрос «Хотели бы Вы стать предпринимателем?» отрицательно ответили лишь 23% респондентов. Оставшиеся 77% либо уже занимаются предпринимательской деятельностью, либо хотели бы ею заниматься.

Однако, на вопрос о том, каким Вы видите свое будущее, лишь 43% респондентов выбрали варианты ответа «Работа в какой-либо компании для получения опыта, а затем открытие собственного бизнеса» и «Собственный бизнес». 50% респондентов планируют работать по найму в коммерческих или государственных структурах. Оставшаяся доля распределилась между вариантами ответов: планирую продолжать обучение, работа на фрилансе.

Так, потенциальное желание заниматься предпринимательством проявляют 77% респондентов, но в карьерные планы предпринимательство входит лишь у 43% респондентов.

Для сравнения приведем результаты исследования «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов». Создать свой бизнес с нуля после вуза хотят 9% российских студентов, что совпадает с аналогичным показателем в мире. Карьеру преемника существующего семейного бизнеса определили для себя 4,6% респондентов в России. Однако ситуация меняется, когда речь заходит о карьерных предпочтениях спустя 5 лет после окончания учебы. Более половины российских студентов (50,4%) хотят открыть собственную фирму, стать предпринимателями, а в международной выборке данный показатель составляет лишь 34,7%. Более чем в два раза сокращается количество желающих работать по найму: в России до 30,2%, а во всем мире этот показатель снижается лишь до 50,4% [8].

Таким образом, в НГУЭУ доля студентов, планирующих в долгосрочной перспективе карьеру предпринимателя чуть ниже, чем в среднем по России, но выше среднемирового показателя. Предполагаем, что студенты НГУЭУ имеют меньше иллюзий и более реалистично оценивают свои возможности создать успешный собственный бизнес. К тому же доверие к предпринимательской деятельности в России не до конца сформировано. По данным регулярных опросов ВЦИОМ, несмотря на существенное снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все ещё превышает долю доверяющих (27% против 22%) [13].

Важным представляется факт, что показатель доли студентов НГУЭУ, имеющих свой бизнес сейчас или планирующих открытие бизнеса в краткосрочной перспективе, выше и среднероссийского и мирового значений. Это подтверждает гипотезу о влиянии особой образовательной среды на мотивацию предпринимательства.

Респонденты продемонстрировали различные индивидуальные цели предпринимательства (рисунок 1). Большинство привлекают возможности быть независимым (79,5%), планирования своей деятельности и принятия решений (74,4%), самореализации и творчества (69,2%). Во-первых, такие ориентации в целом свойственны для молодежи в возрасте 18-30 лет [5]. Во-вторых, многие исследования подтверждают полученные результаты, что основной тип мотивации у предпринимателей – инновационно-творческий, а мотивационное ядро предпринимателя складывается на основе потребностей высшего уровня по А.Маслоу [6].

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Открытие собственного бизнеса – это …?», % Источник: составлено авторами

Стоит отметить, что наблюдается и искажение видения студентами предпринимательства. У 59% и 51,3% респондентов предпринимательство ассоциируется с гибким графиком и высоким доходом, соответственно. Это можно связать с имеющимся опытом, когда часть друзей осуществляют свою деятельность в сфере услуг. Часто такие мастера не имеют качественного образования, не соблюдают определенные санитарные нормы и осуществляют деятельность, не соответствующую нормам действующего законодательства. При этом в окружении формируется образ как человек, работая «на себя» в свободное от основного занятия время, имеет возможность хорошего заработка.

Привлекательность и востребованность определенных сфер деятельности во многом определили распределение по ним респондентов. Так, 51,7% респондентов рассматривают сферу услуг для занятия предпринимательской деятельностью, 33,3% - отметили торговлю и лишь 10% выбрали производственную сферу. Около 2% респондентов не определились с видом экономической деятельности для занятия предпринимательством. Оставшиеся доли распределились между прочими сферами бизнеса.

Несмотря на высокий уровень мотивации предпринимательства, респонденты в качестве основных сдерживающих факторов к занятию предпринимательской деятельностью выделили отсутствие необходимых знаний (76,3%), первоначального капитала (76,3%) и опыта (65,8%). Кроме этого, такой внутренний фактор как боязнь неудачи и риск потери вложенных средств отметили 60,5% респондентов в качестве препятствия началу и осуществлению предпринимательской деятельности. Полученные ответы типичны для молодежи 22 лет, находящихся на этапе профессионального самоопределения и становления.

По оценкам ВЦИОМ, список главных трудностей с которыми сталкиваются россияне, желающие начать собственный бизнес, несколько иной: высокие налоги (25%), бюрократия (22%), нехватка денег (16%), коррупция (9%) и административные барьеры (8%) [14]. Это связано с тем, что средний возраст участников опросов ВЦИОМ выше, больше информированности и социального опыта.

Так, для формирования корректного представления о предпринимательстве у молодежи требуется уделять внимание повышению предпринимательской грамотности, информированности о возможностях, программах поддержки предпринимателей в России. Данную гипотезу подтвердили ответы, полученные на вопрос о требуемой помощи молодым предпринимателям (рисунок 2).

Рисунок 2 – Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, существует ли потребность в помощи молодым предпринимателям?», % Источник: составлено авторами

Около 80% респондентов указали на потребность в повышении предпринимательской грамотности в различных формах: обучении ведению бизнеса, консультационной помощи, обмене опытом.

На студентов, находящихся на этапе профессионального становления, большое влияние оказывает образовательная среда, в которой они находятся. В данном случае интересен опыт НГУЭУ, придерживающегося концепции предпринимательского ВУЗа. Университет достаточно много внимания уделяет формированию предпринимательских компетенций у студентов. Например, все обучающиеся независимо от направления подготовки на первом курсе осваивают дисциплину «Основы предпринимательства». Целью данного курса является стимулирование интереса у обучающихся к предпринимательству, формирование системного представления о современном предпринимательстве и личности предпринимателя, использовании инновационных подходов в данной деятельности.

Также для личностного роста университет предлагает студентам участвовать в различных мероприятиях внеучебных траекторий: «Лидерство и инициативы», «Аналитика, наука и инновации», «Бизнес и предпринимательство» и другие. В рамках предпринимательской траектории университет организует встречи с известными бизнесменами и предпринимателями, профильные мастер-классы, экскурсии в компании, кейс-турниры, участие в международных конкурсах предпринимателей и многое другое. Деятельность университета в целом направлена на популяризацию предпринимательства, формирование предпринимательской грамотности и культуры, поддержку молодежных бизнес-инициатив. Так, университет создает благоприятную среду для формирования мотивации молодежного предпринимательства.

Значимой является и государственная поддержка развития молодежного предпринимательства, но респонденты показали низкую информированность о данных программах. Только 23% респондентов знают о существовании подобных государственных программ (из них 11,5% считают их эффективными). Около четверти респондентов (25,6%) «ничего не слышали» о такой поддержке и 51,4% «слышали, но имеют смутное представление» о государственной поддержке молодежного предпринимательства.

Отметим, что многие вопросы государственной поддержки предпринимательства (вне зависимости от возраста) описаны в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [10], который действует до 31.12.2024. Данный проект включает четыре самостоятельных федеральных проекта: поддержка самозанятых, предакселерация, акселерация и цифровая платформа субъектов малого и среднего предпринимательства. Мероприятия каждого проекта включают комплекс стимулов для привлечения населения к занятию предпринимательской деятельностью (информационных, экономических, административных и пр.).

На рисунке 3 представлены результаты опроса студентов НГУЭУ об эффективных способах привлечения молодежи к предпринимательству.

Рисунок 3 – Распределение ответов на вопрос «Укажите, на ваш взгляд, наиболее эффективные способы привлечения молодежи к предпринимательству», % Источник: составлено авторами

Значимым для формирования мотивации молодежного предпринимательства респонденты отметили стимулирование, направленное на развитие предпринимательской грамотности. А именно, организация соответствующих стажировок (84,6%), тренингов и кейсов (75,6%).

Таким образом, чтобы сформировать мотивы к предпринимательской деятельности у молодежи, необходимо предложить стимулы, способствующие возникновению субъективного интереса к предпринимательству. Акимова О.Е. предлагает использовать следующие группы стимулов предпринимательской деятельности:

1. административные – это побуждение к предпринимательской активности со стороны государства, предполагающее установление определенных санкций за нарушение установленных норм (совершенствование нормативно-правовой базы; разработка щадящего налогового законодательства; гибкая система кредитования начинающих предпринимателей и др.)

2. экономические – это внешнее побуждение к предпринимательской активности посредством рычагов конкурентно-рыночного механизма, в том числе через доход, дивиденды и так далее (устранение недобросовестной конкуренции на рынке; создание предпринимательский инфраструктуры; выделение грантов на развитие и др.)

3. статусные стимулы направлены на изменение положения предпринимателя посредством общественного профессионального и морального авторитета, и в целом, создание позитивного имиджа предпринимательской деятельности (доброжелательная атмосфера в обществе в отношении предпринимательской деятельности, формирование надлежащих этических норм предпринимательства, предпринимательской культуры и др.)

4. психологические – это побуждение к предпринимательской активности посредством психологической помощи преодолении внутренних личностных ограничений препятствующих осуществлению предпринимательской при условии наличия потребности или желания стать предпринимателем (система страхования вновь создаваемого предприятия; психологическая помощь и поддержка начинающим предпринимателям и др.) [1].

Проведенное авторами исследование показало, что для формирования у молодежи устойчивых мотивов к предпринимательству, следует дополнить предложенною Акимовой О.Е. классификацию стимулов группами профессиональных стимулов и стимулов, формируемых образовательной средой.

Профессиональные стимулы направлены на формирование предпринимательской грамотности и компетенций, позволяющих молодежи открыть и вести собственный бизнес. К профессиональным стимулам можно отнести профессиональное бизнес-образование, бизнес-форумы и конференции для предпринимателей, систему стажировок и пр.

Стимулы, формируемые образовательной средой, предполагают побуждение молодежи к предпринимательской деятельности со стороны образовательных организаций различных уровней. К данной группе стимулов следует отнести создание в рамках реализации образовательного процесса такой среды, которая способствует знакомству с историей предпринимательства, привитию молодежи предпринимательской культуры и ценностей, повышению информированности о предпринимательстве и т.д.

Так, использование комплекса стимулов способно обеспечить формирование у молодежи мотивов к предпринимательству. Молодежное предпринимательство, в свою очередь, выступит драйвером развития малого и среднего предпринимательства в России, решения многих социально-экономических проблем.


Источники:

1. Акимова О.Е. Мотивы и стимулы в предпринимательской деятельности // Современная экономика: проблемы и решения. – 2010. – № 9. – c. 94-105.
2. Забелина О.В, Майорова А.В., Матвеева Е.А. Трудовые установки российской молодежи и государственное содействие развитию и реализации ее трудового потенциала // Экономика труда. – 2019. – № 3. – c. 1093-1104. – doi: 10.18334/et.6.3.41176.
3. Календжян С.О., Кадол Н.Ф. Бизнес-образование как направление поддержки социального предпринимательства в период COVID-19 // Экономика труда. – 2021. – № 2. – c. 189-200. – doi: 10.18334/et.8.2.111756.
4. Ключевская Н. Молодежное предпринимательство: проблемы и решения. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/news/1468805/ (дата обращения: 13.11.2021).
5. Козлова Т.З. Самореализация личности по возрастным интервалам (на примере современных россиян) // Социология и жизнь. – 2017. – № 3. – c. 63-68.
6. Кошарная Г. Б. Мотивация современных российских предпринимателей // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 4 (36). – c. 146-154.
7. Мухачева А.В. Мотивационная типология российского предпринимательства // Известия ДВФУ. Экономика и управление. – 2017. – № 3. – c. 79-90.
8. Национальный отчет «Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Россия 2018». [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/files/folder_11/GUESSS_report_2019_RUS.pdf (дата обращения: 13.11.2021).
9. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021». [Электронный ресурс]. URL: https://gsom.spbu.ru/images/cms/data/2010_11_23_sovkomflot/otchet_2021-red-2_send.pdf (дата обращения: 13.11.2021).
10. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения: 13.11.2021).
11. Патракеева О.Ю. Социальное предпринимательство в России: возможности и перспективы развития // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/social.2.3.113670.
12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_382666/ (дата обращения: 13.11.2021).
13. Предпринимательство в России: доверие, барьеры и факторы успеха. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-doverie-barery-i-faktory-uspekha (дата обращения: 13.11.2021).
14. Предпринимательство в России: отношение россиян, барьеры. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/predprinimatelstvo-v-rossii-otnoshenie-rossiyan-barery (дата обращения: 13.11.2021).
15. Пугачев В.В. Руководство персоналом организации. / учебник. - М.: Аспект-пресс, 2002. – 279 c.
16. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 285-298. – doi: 10.18334/epp.11.2.111588.
17. Устинова К.А., Баймурзина Г.Р. Склонность к индивидуальному предпринимательству и самозанятости: роль социально-экономических факторов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 9. – c. 2225-2242. – doi: 10.18334/epp.11.9.113481.
18. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодежи при выборе профессии // Экономика труда. – 2019. – № 4. – c. 1545-1554. – doi: 10.18334/et.6.4.41349.

Страница обновлена: 26.11.2021 в 13:50:02