Вызовы молодежного предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 3, Номер 1 (Январь-март 2022)
Цитировать:
Любчева М. Вызовы молодежного предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2022. – Том 3. – № 1. – С. 63-78. – doi: 10.18334/social.3.1.114538.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48906036
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье определены ключевые вызовы, стоящие молодежным предпринимательством, и направления реагирования на них. Авторы провели опрос молодых людей, живущих в Болгарии, и по его результатам пришли к выводам о важности и необходимости: предоставления широких знаний о предпринимательстве; сбалансированного планирования и стимулирующих условий для развития высокотехнологических малых предприятий; поощрения с помощью государственной и муниципальной политики и форм финансовой поддержки при старте бизнеса процедурами, которые обеспечивают широкий доступ; реализация start-up программ, направленных в первую очередь к молодым людям, для воплощения инновационных идей и передовых экономических моделей управления; создания новых моделей развития экономики.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, предпринимательская идея, мотивация
JEL-классификация: L26, L31
Введение. Закономерности экономического развития в ХХІ веке в корне отличаются от тех, которые наблюдались в конце ХХ века. В некотором смысле можно говорить о серьезном изменении в методологии процессов и в методах, с помощью которых претворяются в жизнь экономические интересы организаций, корпораций и индивидуальных участников. Все более отчетливо речь идет о ведущей роли человеческого ресурса в качестве носителя прогресса и все более четко вырисовывается значение его возможностей, в отличие от периода перехода к рыночной экономике. В области экономики (как наиболее общее понятие) пересекаются множество групп – корпоративный бизнес, малый и средний бизнес, менеджерский, рабочий, экспертный ресурс, расположенные по всей амплитуде продолжительности трудового опыта. И достаточно факторов, которые делают развитие экономики не просто сложным в отношении регулирования, а которые требуют создания моделей, имеющих долгосрочный характер, вне зависимости от динамики и зачастую сложной предсказуемости процессов, которые приводят к глобализации экономики.
Попытка разработать модель, которая развивала бы «экономику знаний», прошла через дефицит базовых экономических знаний, произведя «развертывание массового производства кадров для социально-научной сферы и прежде всего профессиональных экономистов», которым сложно вырабатывать стратегии экономического роста из‑за дефицита в контингенте физического и трудового капитала, человеческого ресурса с определенной квалификационной структурой. Наблюдается тенденция к сокращению воспроизводства (количество и природное качество) «технологического» человеческого капитала, то есть человеческого ресурса, который в состоянии разрабатывать и претворять в жизнь стратегии развития физически наличного трудового потенциала. Возможно, это и есть причина неудачи концепции Лиссабонской стратегии, которая сделала ставку на социально-научную и политическую элиту, а это привело к отставанию экономики и к частичной деиндустриализации. По этой причине сегодня мы говорим о треугольнике знаний, о необходимости в возрождении «технологического» человеческого ресурса, о цифровизации, об Индустриальной революции 4.0.
И как всегда, первый вопрос, возникающий в такой ситуации, – это вопрос о подготовке человеческого ресурса, который в состоянии осуществить это возрождение, иначе говоря – какие качества он должен иметь, как знания, умения и компетенции. И сразу возникает следующий вопрос – с какими качествами выходит из школы и вуза то молодое поколение специалистов, которое в состоянии осуществить перемену – не только как знания, умения, компетенции, а прежде всего как образ мыслей. Именно к этому поколению мы должны обратиться, проявляя особое внимание, потому что оно несет в себе потенциал современности, иновативных моделей, нового видения мира.
Речь идет о необходимости стыковки бизнеса и трудового капитала, который представляют собой молодые люди – и как противоположные точки зрения, и как шкала ценностей, и как оценка существующих практических возможностей для инициативы и творчества, для бизнес-инноваций и предпринимательства [1, 2] (Panteleeva, 2010). И вновь речь идет о стыковке или о несоответствии между субъективными взглядами и объективно предоставленными молодым людям возможностями получить соответствующие обучение и знания, практическую подготовку и умения, в том числе по ключевым компетенциям. И вновь речь идет о хорошо обдуманном переходе от «благих намерений» к решительности на деле начать свой бизнес, вложить свои личные средства.
Реализация молодых поколений в экономике (бизнесе) – это процесс, который играет вескую роль в экономическом развитии, в инновативности и в процессе внедрения новых идей, в обновлении моделей управления, в развертывании технологий нового поколения. Существенное значение имеют взгляды и ожидания бизнеса касательно подготовленности молодых людей включиться в бизнес, проявляя инициативность и предпринимательский дух. Учитывая тот факт, что мы находимся в условиях Индустриальной революции 4.0 и цифровизация находится на серьезном этапе ее внедрения в социально-экономические процессы, наше общество нуждается в новом потенциале, который направит устойчивый, интеллигентный и приобщающий рост в нужном успешном направлении. Обновление бизнеса идеями и его реструктуризация в духе предпринимательства в состоянии сделать возможным преодоление зарождающихся кризисов. Налицо мотивация молодых людей к активной трудовой и карьерной реализации, в том числе в сфере бизнес-предпринимательства, для личной реализации и с идеей о всеобщей хозяйственной эффективности, а также и в целях достижения более высокого качества бизнеса, выявления работающих перспектив для него, взгляда на реальные усилия по модернизации и использованию современных моделей управления. В какой-то мере налицо и готовность бизнеса принять эту мотивацию и дать шанс как себе самому, так и молодым людям [3].
Предпринимательство как парадигма для экономического развития. С одной стороны, предпринимательство – это бизнес, хотя подлинное предпринимательство – это гораздо больше обычного бизнеса; оно в то же время определяется как мобильное умение, которое относится ко всем областям жизни: забота о развитии личности, активное участие в жизни общества, выход или возвращение на рынок труда в качестве работника или самозанятого гражданина, а также и старт предприятий (имеющих технологическую, культурную, социальную или финансовую стоимость) [1].
Основная часть. Предпринимательство осуществимо в любой области человеческой деятельности. Но оно требует большого количества конкретных знаний в соответствующем виде деятельности, чтобы гарантировать ее стоимость. Здесь возникает вопрос – каким специалистом должен быть ты, иными словами – какие знания и какая квалификация необходимы тебе, чтобы стать успешным предпринимателем? Более чем очевидно, что основных экономических знаний недостаточно для такого шага, потому что предпринимательство – это не только профессиональная экономика. Знание экономических механизмов – необходимое, но при этом абсолютно недостаточное условие для этого вида бизнеса. Здесь необходимо и кое-что еще – кроме экономических знаний, нужны и профессиональные знания в той области, к которой будет нацелено предпринимательство. Если оно будет обращено к чисто экономическим и финансовым видам деятельности, основных экономических знаний, по всей вероятности, будет достаточно. Но в состоянии ли все заниматься только профессиональной экономикой или обслуживанием в сфере финансов? А кто будет заниматься производством машин, компьютеров, кто будет строить здания, дороги, кто будет создавать прибавочную стоимость? Иными словами, для предпринимательства особое значение имеет формирование сильной технологической составляющей, для которой необходимы конкретные знания, умения (прочные, профессиональные) и компетенции.
Результаты авторского опроса молодежи
Что молодые люди знают о предпринимательстве, где именно предпринимательская активность молодых людей ищет рыночную нишу? В каких отраслях экономики и бизнес-сегментах им кажется, что открыты шансы для них и для их успеха? Другими словами – куда направлены мода и зомбирование общества, утверждающие, что в данном секторе можно легче, быстрее и наиболее выгодно развивать свой бизнес? Существует ли возможность для молодых заниматься предпринимательством сразу после окончания школы/вуза, или им нужно приобрести некоторый опыт, прежде чем открыть свое дело? Однозначных ответов не существует, скорее налицо колебания, которые варьируют в зависимости от социального положения молодых людей (работающие, учащиеся, неработающие), от их социального окружения, от района, в котором они проживают.
Только 15% хорошо информированны о предпринимательстве, остальные либо знают кое-что, либо не интересуются (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос «Что Вы знаете о предпринимательстве. Интересна ли Вам эта тема?»
Это не проблема, потому что все масштабнее в школах и в вузах вводят новые учебные дисциплины и специальности по этой теме, иначе говоря, молодые люди в состоянии очень быстро приобрести нужную подготовку. Кроме того, круг, в котором в основном общаются молодые люди, уже небезразличен к этому виду деятельности в обществе, несмотря на то, насколько неоднозначно воспринимается она. Существует множество средств связи, с помощью которых молодые люди могут получить информацию.
Осведомленность. На первой позиции молодые люди получают информацию от «учителей, учебников» (38–42%), наряду с «от преподавателей, из лекций» – 26%. Это само по себе является хорошей предпосылкой привлечь внимание и интерес молодых, а впоследствии и углубить конкретные знания, чтобы достичь у более чем 15% молодых людей реальную личностную мотивированность и активность.
Другой основной источник – это близкие молодых людей: родители и родственники – 27%, друзья, одноклассники и однокурсники – еще 35%.
Здесь следует отметить, что для таких феноменов, как предпринимательство, чрезвычайно важно мнение людей, обмен мнениями и мотивация в референтных группах молодых людей. Если родственники и друзья интересуются, если они думают, что предпринимательство предоставляет хорошие возможности, если они вдохновляют и воодушевляют друг друга – то следом и молодые люди пойдут этой дорогой, не останавливаясь, находя надежных партнеров и единомышленников. Существует и еще один дублирующий фактор, который расположен в более официальном поле институциональности и одновременно с этим расположен и в референтном человеческом кругу молодых людей. Это – интернет, телевидение в интернете, сайты, Facebook и возможность поделиться информацией в социальных сетях. Здесь, с одной стороны, присутствуют множество организаций и официальных авторитетов, а с другой стороны, все проходит через восприятия и оценки близких людей, виртуальных друзей, через более доверительное общение в социальной сети «Фейсбук». Именно это сочетание и скрещивание оказывает очень сильное влияние на молодых. Это один из важнейших феноменов сегодняшнего коммуникационного пространства, в нашу сегодняшнюю «информационную эпоху». Отсюда исходит влияние на самую большую группу молодых людей – 45%.
Здесь давайте добавим «события, связанные с предпринимательством» – 10 %. Такие события часто проводятся на территории школ и вузов или в других местах при содействии учителей и преподавателей, с участием учеников и студентов. В этой области чрезвычайно важными являются надежная подмога и стыковка бизнеса со школой, бизнеса с вузами.
Передовой опыт. Ключом к формированию отношения к предпринимательству и культуры, к мотивации и активности является синхронизирование между двумя из перечисленных выше группами факторов – институциональными и более официальными (учителя, преподаватели, школа, вуз) и междуличностным человеческим фактором (родственники, друзья, одноклассники и однокурсники).
ВЫЗОВ 1: предпринимательство – дело коллективное, совместное, командное. Оно «выращивается» благодаря общению, стыковке между бизнесом и школой/университетом, благодаря передовому опыту. Необходимо предоставление знаний о предпринимательстве.
Предпринимательство – в какой области? Первые два десятилетия ХХ века – время преобразования экономики, молодые люди труднее находят путеводители. Трудности с профориентацией, снижение интереса к техническим и технологическим специальностям в профессиональном образовании и в вузах, доминирование торговли и услуг и перестановка ценностей в отношении финансового положения, высокого социального статуса, личной выгоды, пользы обществу и пр. оказывают влияние на отношение молодых людей к предпринимательству. Нацеленность на секторы, дающие возможность быстрого заработка, легкой прибыли и для которых существует достаточно примеров.
Молодые предприниматели интересуются в основном торговлей – 21–27 % и сферой услуг – 19 %. Здесь можно добавить 4–7 %, которые интересуются сектором туризма (табл. 1). Сравнительно ниже процент тех из них, которые проявляют интерес к промышленности, строительству и транспорту (здесь существует возможность сочетания предоставления услуг с каким-либо видом производства). Иными словами, технологическое наращение предпринимательства сокращено по презумпции, особенно в группе учащихся и неработающих. В их сознании это заведомо невозможный путь.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «В какой отрасли Вы хотели бы начать свой бизнес?»
|
Всего
|
Варна
|
Монтана
|
Промышленность
|
5
|
3,5
|
9
|
Строительство
|
6
|
6
|
6
|
Сельское
хозяйство
|
3
|
1,6
|
7
|
Услуги
|
19
|
19
|
19
|
Торговля
|
24
|
32
|
6
|
Транспорт
и коммуникации
|
8
|
9
|
4
|
Энергетика
|
0,3
|
0,4
|
0
|
Туризм
|
6
|
7
|
4
|
Образование
|
3
|
2,8
|
4
|
Искусство
и культура
|
2,5
|
2,4
|
3
|
Здравоохранение
|
0,8
|
0,8
|
1
|
Морской
промысел и рыболовство
|
0,8
|
1,2
|
0
|
IT
|
3,4
|
4,3
|
1
|
Другое
|
3
|
3,5
|
2
|
Я
не хочу иметь свой бизнес
|
6
|
2,8
|
14
|
Я
никогда не работал
|
7
|
2,4
|
16
|
Нет
ответа
|
2,2
|
1,6
|
4
|
На сельское хозяйство молодые люди обращают внимание в порядке исключения – закономерно только 3%. Сельское хозяйство – это тяжелая и изматывающая работа, она не для менеджеров.
Кроме того, сельское хозяйство в очень высокой степени сконцентрировано в руках крупных объединений, а в публичном пространстве – лишено престижа (в общественном мнении имеет невысокую оценку). Это сильнейшие тормозящие факторы, которые обескураживают и воздерживают людей начать какое-либо свое дело в области сельского хозяйства.
Немногочисленная группа молодых людей, которые проявляют интерес к бизнесу в сельском хозяйстве, являются особой группой, к которой следует проявить особую заботу, которую следует особо поощрять и беречь, которую особо нужно поддержать. И это будет не только в индивидуальных интересах, а принесло бы огромную пользу экономике в целом, для сельскохозяйственного фундамента экономики в частности.
Неожиданно низок интерес к информационно-коммуникационным услугам. Косвенно это является индикатором низкого уровня модернизации в бизнесе, в цифровом стартапе – как будто все еще не сделан шаг через порог «информационной эпохи» и «всеобщей цифровизации».
В этой области государство и местные органы власти несут огромную ответственность в «закупоривании» предпринимательства – малого и среднего – в разных секторах экономики. Годы перехода к демократии, отказ от планирования, иллюзия о том, что рынок регулирует все, оказали негативное влияние на часть из основных секторов промышленности и перенаправили публичный интерес к непроизводительным сферам. Изменение окружения, оказавшее влияние и на качество образования, и на качество жизни, неизбежно привело к изменению взглядов, интересов и мотивации молодых людей и направило их к таким сферам, которые однозначно требуют от них меньше усилий и предлагают сверхбыстрый успех. Незанятые студенческие скамьи в технологических специальностях являются прямым доказательством близорукости экономической и образовательной политики. Ориентация академической молодежи к профессиональной экономике, юриспруденции, охране окружающей среды (но в ее упрощенном, поверхностном изучении) привела к изменению взглядов, и таким образом, было создано «сверхпроизводство» экономистов, юристов, экологов и дефицит инженеров в разных сферах науки – в физике, химии, математике... Указанная непропорциональность привела к уходу молодых людей от реальных проблем экономики и создала иллюзию успеваемости на односторонней основе, без наличия прочной профессиональной платформы и понимания о пользе для всего общества и об эффективности. А общество нуждается в развитии ключевых технологических секторов, как современная промышленность, современные материалы, нанотехнологии, микроэлектроника, биотехнологии, современный транспорт, энергия, эффективное использование природных ресурсов и пр. Зона исследований, в которой препринимательский бизнес все еще не вошел основательно, потому что у него нет ощущения перспективы и стабильности.
ВЫЗОВ 2: сбалансированное планирование, стимулирующие условия для высокотехнологичных малых предприятий, поддержка предприимчивых в целях индивидуальной реализации и с пониманием о необходимости общей экономической эффективности для достижения более высокого уровня бизнеса, для выявления новых работающих перспектив для него, для взгляда на реальные усилия по модернизации и использованию современных моделей управления.
Готовность молодых людей к предпринимательской деятельности. Взгляд молодых людей на предпринимательство, однако, зависит и еще от одного важного фактора – в какой степени и для чего они подготовлены. Вопросов, на которые здесь следует ответить, несколько: получили ли они в школе достаточно знаний и умений, признает ли рынок эти знания и умения или он требует чего-то иного... Любое расхождение означает невозможность реализации либо реализацию, но в нежелательном направлении. Обычно исследования проводятся в виде опросов молодых людей: какие знания и умения у вас есть; к бизнесу: какие знания и умения требуются вам? Наша установка немного иная. Мы спросили у молодых людей: «Какой уровень позиции в своей работе Вы стремитесь занять?». Косвенно ответ определяет, достаточен ли уровень знаний и умений молодых специалистов. В основном молодые люди определяют свои возможности на уровне исполнителей (46 + 23%). Иными словами, они не чувствуют себя готовыми. Возможно, те, которые готовы быть менеджерами на разных уровнях, – это именно те, которые попытаются и стать предпринимателями.
Часть из них уже нашли в себе смелость попробовать (7–9%) и им повезло, они успешно нашли свою «рыночную нишу», показали изобретательность и настойчивость, наладили контакты с благонадежными партнерами, боролись с государственными и муниципальными органами власти. Рядом с ними еще 3–5% молодых людей, которые сделали практические попытки, но пока еще не успели – они потянулись к чему-то, что им не по силам, они не сумели проникнуть в рыночную конъюнктуру, клиенты не обратили на них внимания, бюрократия остановила или переломила их.
Предприимчивые молодые люди легко не отказываются от идеи начать бизнес. И это следует особо поддержать, проводя необходимую политику на муниципальном и государственном уровне и поддержав финансово при старте бизнеса – стартап-программы резонно направлены, прежде всего, к молодым людям. Данные нашего исследования четко указывают на разумность и аргументированность такого подхода – гражданскую, возрастную, поколенческую.
Часть молодых людей готовы и некоторые из них уже вложили свои личные средства в предпринимательскую деятельность (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос «Пытались ли Вы когда-нибудь начать свой бизнес?»
Процент тех, кто перестал думать всерьез о своем индивидуальном предпринимательстве, составляет 45–49% – субъективно и абстрактно им бы хотелось тоже – ведь мы живем в эпоху бизнеса, но в то же время они понимают и приняли, что не в состоянии накопить (нужные) средства – ни свои, ни привлечь чужие, чтобы начать свое дело.
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Инвестируете ли Вы собственные средства в Ваш бизнес?»
По сути, это еще один способ молодых людей сказать нам, что «бизнес – это не мое». Здесь мы видим больше здорового смысла и реалистичного видения жизни, а не принципиального страха перед предпринимательством. Попросту эти молодые люди ощущают и понимают, что бизнес – это не для каждого, что он требует наличия специфического таланта личности, специфической подготовки и настройки ума и ценностной системы, специфических внешних условий и среды, для того, чтобы быть успешным. Те, кто сделал ставку на предпринимательство, понимают, что сама идея – это ничтожная часть успеха, успех – это правильное раскручивание этой идеи! И дорога (к такому успеху) – довольно длинная (рис. 4).
Рисунок 4. Развитие предпринимательской идеи
ВЫЗОВ 3: поощрение с помощью государственной и муниципальной политики и форм финансовой поддержки при старте бизнеса процедурами, которые обеспечивают широкий доступ; реализация start-up программ, направленных в первую очередь к молодым людям, чтобы воплотить в жизнь инновационные идеи и передовые экономические модели управления.
Формирование образа успеха. Это важно для того, чтобы понять природу мотивационного двигателя предприимчивых молодых людей. Каков их индивидуальный профиль ценностей? И в этом зеркале увидеть, как молодые люди воспринимают бизнес – всего лишь как орудие эгоиста для достижения индивидуального успеха, как способ и пространство для самовыражения и усовершенствования либо как способ быть полезным для общества и прогресса? [4] (Mitova, Mitrev, 2020)
Деньги, доходы, высокий уровень материального достатка – вполне естественно увидеть здесь не просто высокую ценность и ожидания, а высшую ценность и пристальное внимание отдельного индивида к ее достижению (61 %). Аналогично распределение и в другой эгоцентрической ценности – индивидуальный бизнес как средство достижения «высокого социального статуса» (44 %).
Идентичны профили в ожидании того, что индивидуальный бизнес предоставит возможность для «личной карьеры и развития» и для «усовершенствования и самочувствия личности». В зависимости от окружающих условий, от социального окружения, от региона, мы видим, как желание сделать карьеру и мотивационный накал, так и психологическое и ценностное спокойствие при более низкой внутренней мобилизации и фокусировке (пример в таблице 2 охватывает два в корне отличающихся друг от друга в экономическом плане региона).
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Если Вы начинаете собственный бизнес, насколько важно для Вас достижение следующих целей?»
|
Крайне важно
|
Скорее важно
|
Нейтрально
|
Скорее неважно
|
Совсем неважно
|
Нет ответа
|
хороший
и высокий доход
|
| |||||
Всего
|
61
|
35
|
2
|
0
|
0
|
1,7
|
Варна
|
75
|
22
|
1,6
|
0
|
0
|
1,2
|
Монтана
|
28
|
67
|
3
|
0
|
0
|
3
|
престижный
социальный статус
|
| |||||
Всего
|
44
|
38
|
16
|
0,8
|
0,6
|
1,4
|
Варна
|
54
|
35
|
8
|
1,2
|
0,8
|
1,2
|
Монтана
|
18
|
45
|
35
|
0
|
0
|
2
|
хорошая
карьера и личное развитие
|
| |||||
Всего
|
57
|
30
|
11
|
0,3
|
0,6
|
1,7
|
Варна
|
67
|
26
|
4
|
0,4
|
0,8
|
1,6
|
Монтана
|
30
|
39
|
28
|
0
|
0
|
2
|
личное
развитие и самоуверенность
|
| |||||
Всего
|
55
|
35
|
9
|
0
|
0
|
1,7
|
Варна
|
66
|
30
|
2,8
|
0
|
0
|
1,6
|
Монтана
|
28
|
47
|
24
|
0
|
0
|
2
|
высокое
качество продукции
|
| |||||
Всего
|
59
|
34
|
5
|
0
|
0
|
2
|
Варна
|
71
|
26
|
1,6
|
0
|
0
|
1,6
|
Монтана
|
29
|
54
|
14
|
0
|
0
|
3
|
цифровизация
и модернизация оборудования
|
| |||||
Всего
|
37
|
40
|
20
|
1,7
|
0
|
1,7
|
Варна
|
46
|
39
|
13
|
1,2
|
0
|
1,6
|
Монтана
|
14
|
43
|
38
|
3
|
0
|
2
|
новые
модели и методы управления – с высокими стандартами
|
| |||||
Всего
|
43
|
36
|
17
|
1,4
|
0,6
|
1,7
|
Варна
|
52
|
36
|
10
|
0,4
|
0,8
|
1,6
|
Монтана
|
22
|
37
|
35
|
4
|
0
|
2
|
Оба взгляда имеют как свои плюсы, так и соответственно – свои минусы. С одной стороны, для успеха в серьезном бизнесе требуется большая концентрация энергии, сильная мотивация, ценностные приоритеты. Одновременно с этим, с другой стороны, в случае неудачи или при наличии более неблагоприятных внешних условий, при отсутствии общественных стимулов, именно это психическое и ценностное отношение приводит к более сильному разочарованию и раннему предпринимательскому выгоранию, а также и к «возведению» высокого барьера, прежде чем набраться смелости реально предпринять что-то такое, чего тебе хочется и в отношении чего у тебя есть некие возможности.
А польза для клиентов и общества от индивидуального предпринимательства? Молодые люди начинают с мысли просто заработать деньги и положение в обществе либо еще и чтобы предоставить качественный товар и услугу? Здесь уже, на уровне мотивации, скрещиваются личное и общественное, индивид и общество, эгоизм и гуманность. Самый лучший вариант – это когда индивидуальное предпринимательство дает возможность получить большую прибыль и занять высокое положение в обществе, но заодно с этим изготавливать и полезные для людей и клиентов товары.
Для 59 % плюс 34 % это очень важно или важно в какой-то степени. Лишь для 5 % молодых людей это не имеет никакого существенного значения и не является личной мотивацией для бизнес-предпринимательства. Но на самом деле, подтекст этого вопроса кроется в том, выдвинуть ли на первый план осмысление необходимости найти пользователя (клиента), который сумеет задержаться в предпринимательстве, создавая стоимость и отвечая на вопрос: «Что бы случилось, если у вас была идея на миллион в правильный момент и в правильном месте?»
ВЫЗОВ 4: предпринимательство – это и индивидуальный бизнес, и заработок денег, и дело, имеющее общественную значимость, и карьера, и положение в обществе. Требуется создание новых моделей развития экономики, потому что прежние уже исчерпали свои возможности и потенциал.
Заключение
Молодежное предпринимательство «выращивается» благодаря общению, стыковке между бизнесом и школой/университетом, благодаря передовому опыту, что предопределяет необходимость предоставления знаний о предпринимательстве. Требуется сбалансированное планирование, стимулирующие условия для высокотехнологичных малых предприятий, поддержка предприимчивых в целях индивидуальной реализации и с пониманием о необходимости общей экономической эффективности, для достижения более высокого уровня бизнеса, для выявления новых работающих перспектив для него, для взгляда на реальные усилия по модернизации и использованию современных моделей управления. Необходимо поощрение с помощью государственной и муниципальной политики и форм финансовой поддержки при старте бизнеса процедурами, которые обеспечивают широкий доступ; реализация start-up программ, направленных в первую очередь к молодым людям, чтобы воплотить в жизнь инновационные идеи и передовые экономические модели управления. Предпринимательство – это и индивидуальный бизнес, и заработок денег, и дело, имеющее общественную значимость, и карьера, и положение в обществе, поэтому требуется создание новых моделей развития экономики, потому что прежние уже исчерпали свои возможности и потенциал.
Источники:
2. Пантелеева И. Некоторые вызовы человеческим ресурсам в условиях интенсивного инновационного развития экономики // Менеджмент и инженеринг`10: Научно-практическая конференция. Созополь, 2010. – c. 214-215.
3. Среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития рынка труда в Болгарии, занятости и дисбалансов рынка труда, факторов предложения труда. Второй аналитический доклад Ассоциация «Бизнес для образования» (2008-2034 гг.) София. - 2019
4. Mitova D., Mitrev K. Forming entrepreneurial culture in the students, through training in school company // Knowledge International Journal. – 2020. – № 2. – p. 399-403.
Страница обновлена: 30.07.2024 в 01:55:54