Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области

Бизин С.В.1, Бизина А.С.1
1 Воронежский экономико-правовой институт - Липецкий филиал, Россия, Липецк

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 6 (Июнь 2021)

Цитировать:
Бизин С.В., Бизина А.С. Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 6. – С. 1405-1422. – doi: 10.18334/epp.11.6.112195.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46332118
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье на примере Липецкой области дана оценка региональной молодежной политики с учетом ее определяющего влияния на эффективность социально-экономического процессов и перспектив развития субъекта РФ. Исследованы особенности и факторы, влияющие на молодежную политику на основе классического и российского подхода к периодизации поколений. Анализируется демографическая ситуация в Липецкой области и прогноз численности молодежи, как ключевой группы населения для экономики региона. В статье обозначены основные проблемы молодежи и инструментов их нивелирования в рамках региональной молодежной политики. Особое внимание уделено проблеме занятости в молодежной среде.

Ключевые слова: региональная молодежная политика, инструменты социально-экономического развития, региональная экономика

JEL-классификация: J11, J18, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Липецкая область – динамично развивающийся регион, занимающий ведущие позиции как в ЦФО, так и Российской Федерации. Основными драйверами роста и развития Липецкой области выступают особая экономическая зона промышленно-производственного типа (ОЭЗ ППТ) «Липецк» федерального уровня, ОЭЗ регионального уровня, индустриальные парки и промышленные кластеры. В настоящее время в ОЭЗ ППТ «Липецк» зарегистрировано 67 резидентов с объемом заявленных инвестиций 178 млрд руб., освоено 68 млрд руб. инвестиций, создано 4,7 тыс. рабочих мест, а также ведена и активно развивается вторая площадка для ОЭЗ в Елецком районе. Кроме того, в Липецкой области функционирует одно из крупнейших предприятий черной металлургии в России – ПАО «НЛМК», на котором работает свыше 38 тыс. чел. [13]

Природно-ресурсный потенциал и климатические условия способствовали утверждению в качестве приоритетной составляющей экономики региона отрасли сельского хозяйства. В последние годы аграрно-промышленный комплекс области активно развивается, чему способствует всесторонняя поддержка предприятий сельского хозяйства: валовый объем продукции сельского хозяйства увеличился в 2020 году относительно 2014 года более чем в 1,5 раза [12].

В структуре валового регионального продукта Липецкой области в 2020 году по видам экономической деятельности более 38% составляет доля промышленности, в том числе доля обрабатывающих производств – 37%. Доля сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства по итогам прошлого года составляет 13% (сравнению с 2005 годом увеличилась на 6%) [12].

Развитие экономики региона сопровождается соответствующим ростом потребностей работодателей в рабочей силе, остро встает вопрос о кадровом обеспечении экономики региона.

Стратегической целью кадрового обеспечения экономики субъекта Российской Федерации является удовлетворение потребности рынка труда в оптимально сбалансированных по количеству и качеству кадрах, способных обеспечить дальнейшее развитие региона, а также активное взаимодействие субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в области подготовки молодых специалистов [6, с. 2665] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015, р. 2665).

Для поддержания устойчивых темпов роста, успешного достижения целей и задач реализуемых на территории Липецкой области программ и проектов и совершения экономического прорыва в стратегическом горизонте необходимо утвердить одним из базовых приоритетов регионального развития – обеспечение экономики региона качественными трудовыми ресурсами с акцентом на привлечении и удержании молодежи в регионе.

Учитывая вышесказанное, целью исследования является анализ проблем молодежи региона и разработка предложений по их решению посредством реализации региональной молодежной политики, выступающей одним из инструментов социально-экономического развития Липецкой области.

Особенности и факторы, влияющие на молодежную политику

Важность и актуальность исследования усиливает тот факт, что в Липецкой области, как и в целом в стране, существенной проблемой становится старение населения, а также наступление последствий «демографической ямы» 90-х, что может привести в перспективе к сокращению и демографическому старению трудового потенциала, росту демографической нагрузки на трудоспособное население.

Доля населения в возрасте старше трудоспособного в Липецкой области на 1 января 2020 г. составила 28,1% (по России – 25%, по Центральному федеральному округу – 27,1%) [12].

Численность трудоспособного населения и его доля в общей численности населения области постоянно снижаются и составляют на 1 января 2020 г. 624,1 тыс. чел. и 54,8% соответственно. При этом прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения трудоспособного возраста: в соответствии с низким вариантом прогноза Липецкстата на 1 января 2036 г. относительно 2020 г. численность трудоспособного населения сократится на 19,1 тыс. чел., или на 3,1%, и составит 605,0 тыс. чел. (доля в общей численности составит 61%) [12].

Обозначенные тенденции могут стать решающими факторами, сдерживающим и замедляющим социально-экономическое развитие региона.

Будущее страны всегда было за молодежью. Двигателями развития, прогресса, а подчас и революций, было именно молодое поколение. В трудные для страны времена именно эти люди реализовывали мегапроекты (осваивали целину, строили БАМ и т.д.), были генераторами идей и воплощали их в жизнь.

В настоящее время молодежи не хватает мотивации и понимания своего будущего. Они не до конца понимают, чему собираются посвятить жизнь, кем хотят стать и что они могут сделать для своей страны. Социально-экономическая ситуация в России, к сожалению, усугубляет неопределенность в молодежной среде.

Не стоит забывать, что на протяжении почти двух десятилетий в нашей стране отсутствовала какая-либо системная молодежная политика. С другой стороны, серьезным ограничением в работе с молодежью является отсутствие государственной идеологии. К сожалению, ничего не пришло на смену коммунистической идеологии, хотя четко сформулированные идеологические постулаты являются фундаментом выстраиваемой не только молодежной политики.

В Липецкой области, как и в целом в стране, сформировалось поколение молодежи, сильно отличающееся от своих предшественников. Социологи называют это поколение – поколение Z (Generation Z, iПоколение и т.п.).

Авторами теории поколений являются Нейл Хоув (основатели, экономист и демограф) и Уильям Штраус (историк и драматург), опубликовавшие в 1991 г. совместный труд «Поколения» («Generations»). Теория получила свое развитие в направлении обоснования цикличности поколений, а также приобрела оригинальное название Strauss-Howe generational theory [1, с. 110] (Astashova, 2014, р. 110).

В ходе своей работы исследователи подробно описывали типичного, собирательного представителя каждого поколения американской нации со времен Великой депрессии и до наших дней. Результатом этой работы стало выделение нескольких типов поколений, а именно: «строители» или «победители», «молчаливое поколение», «беби-бумеры», поколение Х, молодое поколение Y («миллениумы») и формирующееся поколение Z [9, с. 95] (Ozhiganova, 2015, р. 95).

Теория постулирует, что промежуток времени, в течение которого рождаются представители одного поколения, составляет около 20 лет, при этом авторы выделяют четыре типа поколений, сменяющих друг друга: пророки (идеалисты); кочевники; герои; художники.

Российские ученые также занимаются вопросами адаптации вышеуказанной теории к российским историческим условиям, однако в основном рассматривают поколенческие модели начиная с 1900 года, в то время как Хоув и Штраус в своих работах рассматривали период с XVI столетия [5, с. 269] (Vorontsova, 2016, р. 269).

Подход российских исследователей к периодизации поколений и его сопоставление с классическим подходом представлены в таблице 1.

Таблица 1

Классический и российский подход к периодизации поколений

Поколение
Тип поколения
Годы рождения
Strauss-Howe generational theory
Российская адаптация
Поколение GI
Герои
1901–1924
1900–1923
Молчаливое поколение
Художники
1925–1942
1923–1943
Беби-бумеры
Пророки, идеалисты
1943–1960
1943–1963
Поколение X
(13-е поколение)
Кочевники
1961–1981
1963–1984
Поколение Y Миллениум
Герои
1982–2004
1984–2000
Поколение Z
Художники
2005
2000 – настоящее время
Источник: [1, с. 111] (Astashova, 2014, р. 111).

Поколение Z является первым поколением, выросшим в эпоху массового распространения Интернета с непосредственной связью с ним, поэтому его также называют «цифровое поколение». Информационно-коммуникационные технологии во многом повлияли на развитие поколения Z и его особенности: всегда в сети (онлайн), общение посредством смартфонов и СМС через социальные сети и мессенджеры и т.д.

Несмотря на цикличность, поколения обладают присущими только им особенностями и, прежде всего, отношением к социуму и своему месту в нем.

Поколение 2000-х равнодушно к карьере, оно не примет работу, которая ограничена только зарабатыванием денег, не дает возможности самовыражения, и вообще не готовы посвящать работе большую часть своего времени. Также они не принимают массовую культуру, пассивно относятся к состоянию и развитию региона, в котором живут. Основная часть современной молодежи считает, что будущее совсем не зависит от них, некоторые даже и не задумываются о том, что их ждет. Если «дети 90-х» (поколение Y) чрезвычайно много работали, а построение карьеры вынашивали с юного возраста, при этом любая работа оценивалась ими, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую – с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме, то современное молодое поколение часто живут «одним днем». Люди, озабоченные деньгами, перспективами, будущим, как правило, относятся к поколениям старше поколение Z, не пережившим трудные времена (экономические кризисы, безработицу, нищету и т.п.).

С другой стороны, существует мнение, что поколение Z видело последствия экономической нестабильности, поэтому будет более осторожным и более консервативным по сравнению с остальными существующими поколениями. Из-за этого их часто сравнивают с «молчаливым поколением», которое видело последствия Великой депрессии. Это способствует тому, что представители поколения Z склонны искать нестандартные методы работы и используют новые методы ведения бизнеса [5, с. 271] (Vorontsova, 2016, р. 271).

Таким образом, нужно учитывать «поколенческие» особенности при разработке молодежной политики как на уровне страны, так и региона.

Оценка проблем и инструментов их нивелирования в рамках региональной молодежной политики

В Липецкой области численность граждан, относящихся к молодежи (в возрасте от 14 до 30 лет) составляет 192,4 тыс. молодых людей, что составляет 16,9% от общей численности населения (по состоянию на 1 января 2021 г.). В последние годы тенденция к снижению данной группы усиливается: за последние шесть лет (2014–2020 гг.) численность молодежи уменьшилась на 51 тыс. чел., или 21% (в 2014 году составляла 243,4 тыс. чел.) [12].

График динамики фактической и прогнозной численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет в Липецкой области, по данным Росстата, представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика численности молодежи в Липецкой области

Источник: составлено авторами по данным Росстата [12].

Таким образом, в долгосрочном временном горизонте показатель численности молодежи в Липецкой области имеет четкую V-образную динамику, при этом его значение к 2036 году (215,7 тыс. чел.) приблизится но не превысит значения 2017 года, что в полной мере описывает последствия демографического кризиса.

Сложившаяся демографическая ситуация неизбежно приведет к конкурентной борьбе регионов (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других крупных городов/агломераций) за трудовые ресурсы и, прежде всего, за талантливые и перспективные молодые кадры.

Относительная близость Липецкой области к Москве, обладающей несопоставимыми преимуществами, и соседство с городом-миллионером Воронежем, исторически считающимся центром студенчества в Центральном Черноземье, может усилить негативные тенденции. Поэтому, чтобы не оказаться в числе регионов-аутсайдеров, в Липецкой области необходимо уже сейчас начать проработку данного вопроса, исходя из имеющихся преимуществ, и сформировать действенные механизмы, привлекающие и удерживающие молодежь в регионе.

Главным инструментом преодоления наметившихся негативных тенденций, по мнению авторов, является последовательная реализация долгосрочной региональной молодежной политики, охватывающей все стороны жизни и нивелирующей проблемы молодого поколения Липецкой области.

Однако для глубокого понимания сложившейся ситуации и выработки оптимальных инструментов по устранению отрицательных аспектов первоначально необходимо выявить проблематику молодежного сообщества. При исследовании проблем необходимо учитывать вызовы времени [16] (Korosteleva, 2018), ценностные ориентиры и предпочтения молодежной аудитории [24] (Sidorchuk, Ckorobogatyh, Meshkov, Musatov, Efimova, Tultaev, Evseeva, 2017).

Основные проблемы молодежи Липецкой области типичны и имеют общероссийский характер:

1. Занятость и проблемы безработицы в молодежной среде.

2. Обеспечение жильем молодых семей (в т.ч. арендным жильем).

3. Доступность образования, в т.ч. дополнительного.

4. Проблемы поддержания здоровья молодежи региона (в т.ч. репродуктивного).

5. Психо-эмоциональное состояние и его негативные последствия.

6. Проблемы досуга/культуры.

7. Поддержка творческой молодежи.

Многие российские ученые (Резник Г.А. [10], Трапезникова И.С. [22] (Trapeznikova, 2016), Никулина Ю.Н. [19–21] (Nikulina, 2018; Nikulina, 2020), Гурина М.А. [15] (Gurina, Sokolskaya, 2020), Самойлов А.В. [23] (Samoylov, Molchanova, 2020) и др.), анализируя современные проблемы, с которыми сталкивается нынешняя молодежь, среди основных выделяют проблемы трудоустройства и финансовой стабильности молодежи как экономического фактора и социальной группы.

Проблема молодежной безработицы требует первоочередных решений, так как незанятость молодежи с точки зрения макроэкономического развития ведет к дисбалансам: сторнированию экономики производственных процессов, ухудшению кадровой мобильности, формированию иждивенческих настроений и криминализации.

Необходимо принимать во внимание, что кадровое обеспечение экономики региона является составляющей региональной экономики, представляющей собой соответствие между кадровыми ресурсами, необходимыми для обеспечения функционирования всех отраслей экономики субъекта Российской Федерации (по количеству, качеству и структуре), ‎и деятельностью учреждений и организаций, обеспечивающих подготовку кадров ‎для региона.

В этой связи необходимо рассматривать проблемы молодежной занятости, учитывая особенности и проблемы регионального рынка труда, а также рынка образовательных услуг региона.

В регионах в целях кадрового обеспечения экономики и поддержки занятости (в т.ч. в молодежной среде), а также развития образования реализуются соответствующие программы.

Анализ государственных программ субъектов РФ в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами, позволил установить, что в программы регионов включают следующие направления [6, с. 2669] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015, р. 2669):

- разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по вопросам кадрового обеспечения;

- создание или совершенствование системы прогнозирования трудовых ресурсов и регулирования величин подготовки кадров в сфере профессионального образования, отвечающих потребностям рынка труда;

- формирование и развитие системы профессиональной ориентации и трудовой мотивации молодежи;

- развитие механизмов социального партнерства в области кадрового обеспечения;

- повышение эффективности функционирования образовательных комплексов регионов;

- создание системы информационно-аналитического обеспечения рынка труда и образовательных услуг.

Липецкая область имеет схожие проблемы в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами, поэтому данные направления представляются приоритетными для региона.

В целом проблемы занятости молодежи актуальны и в Липецкой области, однако часто причина безработицы в молодежной среде вызвана незаинтересованностью современной молодежи в развитии: критичность и чрезмерная избирательность в выборе работы, а также непрестижность рабочих специальностей.

Для нивелирования обозначенных проблем в Липецкой области, в частности, необходимо упростить трудоустройство молодых специалистов после выпуска из образовательного учреждения (колледжа, вуза) путем организации взаимодействия с предприятиями региона (учитывая потребность в рабочей силе на основе прогноза).

Кроме того, организация прогнозирования потребности рынка труда в квалифицированных кадрах позволит каскадировать до уровня конкретного абитуриента (студента), позволяя разработать индивидуальную личную траекторию развития от института до рабочего места и последующей карьеры.

Посредством конкурсов и социальной рекламы (прежде всего, в интернете), основанной на конкретных личных примерах, популяризировать рабочие профессии и их достоинства (например, материальная составляющая), повышая их престижность. Так, в Липецкой области регулярно проводятся чемпионаты по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills, а также конкурсы по отдельным профессиям.

Совместно с предприятиями региона поощрять работающих по специальностям, в которых регион испытывает острую нехватку (врачи, учителя, ряд рабочих профессий и т.д.), различными льготами и выплатой стипендий (программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», «Губернаторский миллион» и др.).

Одним из инструментов преодоления молодежной безработицы является развитие предпринимательства. Необходимо разрабатывать меры по продвижению молодежного предпринимательства, например: организовывать обучающие мероприятия в формате тренингов, олимпиад; привлекать наставников из числа успешных предпринимателей региона; проводить рекламные кампании, формирующие позитивное отношение и образ предпринимательской деятельности, а также в части форм господдержки и т.д.

Кроме того, возможно проведение конкурсов бизнес-идей (найти действительно интересные предложения и реализовать их на практике) и ввести профильное обучение с целью привития и развития у молодежи навыков ведения бизнеса [2, с. 12] (Vlasov, 2011, р. 12).

Важно отметить, что в Липецкой области большая часть из вышеперечисленного успешно реализуется, а молодежное предпринимательство системно поддерживается.

Для повышения правовой и антикоррупционной культуры молодежи в сфере предпринимательства на регулярной основе в регионе проводятся следующие мероприятия: круглый стол «Развитие молодежного предпринимательства», совещание «Развитие школьного инновационного предпринимательства», IХ Всероссийский молодежный Форум «Ты – предприниматель», семинары «Организация собственного дела», проведены тренинги по программе обучения АО «Корпорация «МСП» «Азбука предпринимателя» и модуль «Бизнес-эксперт. Портал бизнес-навигатора МСП», индивидуальные и групповые консалтинги для молодых предпринимателей г. Липецка и области, обучающие курсы «Школьное предпринимательство» для старшеклассников, региональный этап Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России», обучающие курсы «Бизнес-Старт» для желающих создать свое дело и др.

Особое внимание уделяется проекту «Развитие молодежной кооперации», который стартовал в 2015 году и активно развивается: в районах области ведется системная работа, включающая в себя анализ ресурсной базы сельских поселений, поиск способных молодых людей, их обучение основам кооперации и последующее сопровождение. Благодаря этому количество молодежных кооперативов (т.е. тех кооперативов, которые возглавляет молодежь, либо удельный вес молодежи в которых – более 50%) на сегодняшний день составляет 144 единицы, в них объединены около 9000 человек [14].

Стоит отметить, наиболее важным для молодых предпринимателей является оказание финансовой поддержки: ежегодно молодым предпринимателям (возраст которых не превышает 30 лет) предоставляются субсидии из бюджета г. Липецка в размере фактически произведенных затрат на открытие своего дела в сумме не более 300 000 руб.

В Липецкой области успешно функционирует НМКК «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства», предоставляющий предпринимателям начинающим деятельность (на цели, предусмотренные инвестиционным планом, обеспечивающие развитие приоритетных видов деятельности), в т.ч. и молодым предпринимателям, займ до 300 000 руб. под 2% годовых от суммы займа на срок 12 месяцев, что существенно выгоднее условий коммерческих банков.

Однако молодежь достаточно часто не обладает достаточной информацией о поддержке предпринимательства в регионе, поэтому необходимо повышать информированность молодых людей, прежде всего через социальные сети, «вирусные ролики» и т.д.

Важно продолжать оказывать финансовую поддержку начинающим предпринимателям, а уже открывшим свое дело давать налоговые поблажки (налоговые каникулы), тогда молодежное предпринимательство в Липецкой области будет успешно развиваться, способствуя экономическому росту региона.

Другая важная проблема связана с системой образования в регионе: узкий спектр направлений подготовки в вузах области, узкопрофильность образования (в т.ч. дополнительного образования) и его доступность. К сожалению, два крупных города Липецкой области (г. Липецк и г. Елец) существенно уступают в конкуренции крупнейшему образовательному и научному центру – г. Воронежу, а также центрам Тамбовской области (г. Тамбов и г. Мичуринск), обладающим старейшими и авторитетными научными школами как в Центральном Черноземье, так и России. По объективным причинам решить в ближайшем времени эту стратегическую задачу практически невозможно, однако точечно усилить и развивать отдельные образовательные и научные сферы на базе функционирующих вузов (ЛГТУ, ЕГУ, ЛГПУ) представляется достижимым.

Для развития программ дополнительного образования, учитывая особенности поколения Z, необходимо разработать и продвигать дистанционную площадку с разносторонним образовательным контентом, которая в перспективе может стать агрегатором образовательных услуг общероссийского уровня.

В настоящее время остро стоят проблемы поддержания здоровья молодежи региона (в т.ч. репродуктивного) посредством популяризации здорового образа жизни и семейных ценностей. В этой связи в Липецкой области реализуется долгосрочный приоритетный проект «Здоровый регион» – проект межсекторного взаимодействия по формированию здорового образа жизни и повышения качества жизни жителей Липецкой области. Кроме того, активно расширяется сеть спортивных учреждений для занятий физической культурой, в т.ч. в сельской местности (строительство бассейнов, ледовых дворцов, спортивных комплексов и т.д.).

Многие молодые семьи, как в Липецкой области, так и в стране, нуждаются в улучшении жилищных условий, при этом их уровень дохода не позволяет решить проблему без бюджетной поддержки. Для достижения стабильных условий жизни молодых семей наиболее активной части населения региона в настоящее время на территории Липецкой области реализуются государственная программа Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» [7], которая включает следующие подпрограммы, направленные на улучшение жилищных условий:

- «Ипотечное жилищное кредитование»;

- «Свой Дом»;

- «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей».

Сущность подпрограмм заключается в предоставлении социальных выплат на приобретение или строительство жилья, позволяющих улучшить жилищные условия.

Стоит признать, что в Липецкой области, несмотря на важность и значимость проблемы обеспечения молодых семей жильем, реализуются подпрограммы неэффективно в связи с отсутствием финансирования на должном уровне: выделяемые средства не покрывают в должном объеме сумму по заявкам граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках подпрограмм, что приводит к многолетнему ожиданию выплат; темп роста очереди непропорционален темпу роста финансирования госпрограмм.

Кроме того, существенным ограничением является то, что участники подпрограммы могут быть граждане, способные внести первоначальный взнос и осуществлять текущие платежи по договору ипотечного кредита (целевого займа).

Очевидно, что в существующем виде описанные подпрограммы как инструмент решения жилищных проблем молодых семей недейственны и нуждаются в реформировании.

Нерешенность описанных выше проблем неизбежно влияет на психоэмоциональное состояние молодежи. Нестабильное несформировавшееся психоэмоциональное состояние молодых людей приводит к появлению: ложной системы ценностей, радикально оппозиционным политическим взглядам и убеждениям, маргинализированным мнениям об окружающем мире. Молодые люди подвержены влиянию многочисленных пагубных факторов, риск которых может возрасти: наркомания, алкоголизм, преступность, проституция, сектантство и различные радикальные группировки (ОПГ, террористические группировки), а также вовлечению в радикальные оппозиционные движения.

Наиболее эффективными методами снижения негативного влияния на психоэмоциональное состояние является:

1. Вовлечение молодежи в государственное управление и патриотическое воспитание: проводить мероприятия, направленные на формирование чувства верности и любви к своему Отечеству, военно-профессиональное ориентирование, подготовку к военной службе.

Начиная с 2014 года в целях вовлечения молодежи в социальные практики, поддержки молодежных инициатив, повышения социальной активности молодежи в регионе проводится областной публичный конкурс «Молодежный проект», а также продолжается курс на эффективное формирование молодежной политики через систему мер поддержки молодых граждан, участие их в процессах комплексного развития общества.

2. Развитие молодежных общественных объединений.

Молодежные общественные объединения являются важным элементом молодежной политики в регионе. По данным Минюста, в Липецкой области зарегистрировано 30 молодежных и детских общественных объединений.

Одной из форм государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Липецкой области является предоставление субсидий из областного бюджета на конкурсной основе. В 2020 году на участие в конкурсе было подано 10 заявок социально ориентированных некоммерческих организаций на реализацию проектов по вовлечению детей и молодежи в занятие творческой деятельностью; в здоровый образ жизни и занятие спортом; по формированию российской идентичности и единства российской нации; выявлению и поддержке обладающей лидерскими качествами, инициативной талантливой молодежи.

По результатам конкурса субсидии на общую сумму 3,2 млн руб. получили 7 объединений.

В рамках реализации своих проектов некоммерческими организациями были проведены мероприятия разной направленности. Молодежь региона приняла участие в спортивных, творческих мероприятиях, слетах и фестивалях исторической реконструкции. Общее количество участников – более 9 тыс. человек. Общий охват – около 35 тыс. человек (Проект «Русборг-2020» – около 26 тыс. человек).

3. Развитие добровольческого и волонтерского движения.

Добровольческая деятельность Липецкой области объединяет представителей органов власти и местного самоуправления, некоммерческих организаций, бизнес-структур, трудовых коллективов, образовательных организаций и социально активных граждан Липецкой области.

В регионе функционирует ресурсный центр по добровольчеству (Г(О)БУ «Управление молодежной политики» [8]), Совет по вопросам добровольчества (волонтерства) в Липецкой области. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации разработана и реализуется межведомственная программа по развитию добровольчества (волонтерства).

Рисунок 2. Развитие социального добровольчества в Липецкой области

Источник: составлено авторами по данным управления информационной политики Липецкой области.

На территории региона активно проводятся добровольческие акции и мероприятия, в том числе: «Весенняя Неделя Добра»; «Неделя молодежного служения; «Добро48»; IX Всероссийская акция «Добровольцы – детям»; Региональный форум добровольцев; «Доброволец года 2020»; «Доброволец ЧС»; «Культурное волонтерство»; «Обучение добровольцев поиску пропавших людей»; «Ты решаешь!»; «Молоды душой»; «Академия добровольчества» и другие.

В 2020 г. общее количество участников превысило 115 тыс., в том числе более 55 тыс. в возрасте от 14 до 30 лет. Мероприятия направлены на вовлечение населения Липецкой области в добровольческую деятельность, в социальные практики, в оказание адресной помощи нуждающимся.

Уровень занятости населения Липецкой области в 2020 году в добровольческой деятельности составил 11,9% (2019 год – 22,8%). Доля молодых людей, вовлеченных в социально-политическую и экономическую деятельность области – 52,4% (2019 год – 79%). Такое снижение было обусловлено введенными ограничительными мерами из-за коронавирусной инфекции.

С целью вовлечения молодежи в социальную деятельность в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции в виде оказания помощи пожилым и маломобильным людям, находящимся в группе риска заражения, с апреля 2020 г. по настоящий момент реализуется Общероссийская акция взаимопомощи #МыВместе и организован штаб помощи нуждающимся совместно с Всероссийским общественным движением «Волонтеры-медики» и Ассоциацией волонтерских центров.

4. Развитие социальных лифтов.

Молодые люди должны понимать, что не существует преград и барьеров – все в их руках. Что только своей усердной учебной и работой они смогут достигнуть поставленных целей на профессиональном поприще. Молодежь должна видеть примеры успешного развития и результаты. Поэтому целесообразно проводить региональные управленческие конкурсы по примеру федерального конкурса «Лидер России», выбирая лучших и давая им возможность реализации.

5. Поддержка творческой молодежи.

Для решения задачи по обеспечению участия одаренной и талантливой молодежи в инновационных и высокотехнологичных сферах экономики области сформирован банк данных одаренных детей, проводятся конкурсы, конференции, фестивали, форумы, обеспечивается участие талантливой молодежи в межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах.

В регионе действуют областные молодежные клубы: молодых журналистов, творческой молодежи, продолжается развитие научно-технического творчества молодежи, на базе ГБОУ «Центра поддержки одаренных детей» успешно функционирует детский технопарк «Кванториум».

Заключение

Молодое поколение – одна из главных социальных групп, которая имеет огромный потенциал для влияния как на отдельные процессы (экономику, политику, культуру и т.д.), так и на социально-экономическое развитие региона и страны.

Основные проблемы молодежи Липецкой области типичны и имеют общероссийский характер. Агрегированные проблемы молодежи и возможные инструменты, которые, по мнению авторов, позволят их преодолеть, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные проблемы молодежи и инструменты их преодоления в Липецкой области

Проблема
Инструмент
Занятость и проблемы безработицы в молодежной среде
ü Комплексный подход к проблеме занятости в молодежной среде.
ü Развитие молодежного предпринимательства.
ü Повышение престижности рабочих профессий.
ü Упростить трудоустройство молодых специалистов после выпуска из вуза.
ü Поощрять специалистов, работающих на важных для региона направлениях, льготами и стипендиями.
ü Разработать индивидуальную личную траекторию развития (института до рабочего места и последующей карьеры)
Узкий образовательный спектр вузов, узкопрофильность образования (в т.ч. дополнительного образования) и его доступность
ü Развитие научных школ и образовательных центов на базе функционирующих вузов.
ü Создание дистанционной площадки (в перспективе агрегатора) с разносторонним образовательным контентом
Проблемы поддержания здоровья молодежи региона (в т.ч. репродуктивное)
ü Популяризация здорового образа жизни, семейных ценностей.
ü Расширение сети спортивных учреждений для занятий физической культурой
Обеспечение жильем молодых семей
Эффективная реализация программ жилищная семейная политика
Психоэмоциональное состояние и его негативные последствия
ü Вовлечение молодежи в государственное управление, патриотическое воспитание.
ü Развитие добровольчества.
ü Развитие социальных лифтов.
ü Поддержка творческой молодежи
Проблемы досуга/культуры
Проведение мероприятий востребованных в молодежной среде, повышение вовлеченности в организацию мероприятий молодежи
Источник: составлено авторами.

По мнению авторов, в Липецкой области необходимо усилить влияние на все сферы жизни молодых людей, воздействуя комплексно, формировать в молодежной среде активную жизненную позицию. Однако приоритетным направлением региональной молодежной политики должны стать вопросы трудоустройства и занятости молодежи.

Снижение численности молодежи в возрасте от 20 до 30 лет (в 1,7 раза в 2020 году к 2010 году) в общей численности населения области, сопровождаемое отрицательной миграцией, приведет к сокращению притока в экономику области молодых кадров – побуждающей/движущей силы освоения передовых технологий, и, как следствие, к снижению в 2–4 раза качества потенциала трудовых ресурсов [3, с. 756] (Bizin, 2018, р. 756).

В условиях демографической ямы и старения населения необходимо привлекать трудовые ресурсы в регион посредством развития системы образования области, учитывая «профессии будущего», ментальные особенности (поколение Z) и развитие цифровых технологий, и повышения престижа липецких институтов. Липецк должен стать городом студенчества – агрегатором молодежи и, как следствие, человеческого капитала. А первым шагом к намеченному на уровне органов государственной власти, учитывая важность системного подхода в исследуемой теме, должно стать принятие программного документа по вопросам молодежной политики на долгосрочную перспективу с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

В то же время необходимо активно привлекать молодежь к участию в формировании будущего региона на уровне целеполагания: проводить опросы и конкурсы в молодежной среде и использовать результаты при разработке стратегий социально-экономического развития области и муниципальных районов [4, с. 296] (Bizin, 2017, р. 296). Ведь именно им реализовывать эту стратегию.


Источники:

1. Асташова Ю.В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – № 1. – c. 108-114.
2. Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10. – c. 11-16.
3. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415 .
4. Бизин С.В. Актуализация стратегии развития региона: социальные и экономические проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-1(89). – c. 295-300.
5. Воронцова Ю.А. Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. – 2016. – № 3(72). – c. 268-273.
6. Карпова Г.В., Никулина Ю.Н., Матюшко А.В. Анализ реализации региональных программ в области кадрового обеспечения экономики молодыми специалистами // Российское предпринимательство. – 2015. – № 16. – c. 2663-2680. – doi: 10.18334/rp.16.16.621 .
7. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» утв. Постановлением администрации Липецкой области от 13.12.2013 № 588
8. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Реализация внутренней политики Липецкой области» утв. Постановлением администрации Липецкой области от 31.10.2013 № 495
9. Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес и образование в экономике знаний. – 2015. – № 1(1). – c. 94-97.
10. Резник Г.А. Проблемы социально-экономической устойчивости молодежи в условиях рыночной экономики // Ученые записки. – 2005. – № 3-4(15-16). – c. 131-132.
11. Российский статистический ежегодник. – 2020. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 700 c.
12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. / Статистический сборник. - М.: Росстат, 2020. – 766 c.
13. Федеральная особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк». [Электронный ресурс]. URL: https://sezlipetsk.ru/news/oez-lipetsk-v-liderakh-reytinga-investitsionnoy -privlekatelnosti-akit-i-mineko-rf (дата обращения: 20.05.2021).
14. Официальный сайт администрации Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.admlip.ru/news/uchastniki_proekta_po_razvitiyu _molodezhnoy_kooperatsii_realizuyut_znaniya_na_praktike (дата обращения: 10.05.2021).
15. Гурина М.А., Сокольская Т.И. Направления обеспечения эффективной занятости региона в условиях реализации национального проекта по повышению производительности труда (на примере Липецкой области) // Экономика труда. – 2020. – № 5. – c. 439-456. – doi: 10.18334/et.7.5.105797 .
16. Коростелева Т.В. Менеджмент молодежной сферы: вызовы времени и векторы развития // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 2. – c. 55-62. – doi: 10.18334/lim.5.2.39095.
17. Луковцева Е.Н. Технологии формирования и развития молодежного кадрового резерва на примере Республики Саха (Якутия) // Лидерство и менеджмент. – 2018. – № 3. – c. 85-94. – doi: 10.18334/lim.5.3.39399 .
20. Никулина Ю.Н. Основные направления политики обеспечения занятости молодежи: мировой опыт // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 9(98). – c. 536-538.
21. Никулина Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1263-1280. – doi: 10.18334/epp.10.4.100895 .
22. Трапезникова И.С. Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы – региональный аспект // Экономика труда. – 2016. – № 2. – c. 97-106. – doi: 10.18334/et.3.2.35156.
23. Самойлов А.В., Молчанова С.М. Неравенство в оплате труда. Сегментация рынка // Экономика труда. – 2020. – № 1. – c. 27-42. – doi: 10.18334/et.7.1.41491 .
24. Сидорчук Р.Р., Cкоробогатых И.И., Мешков А.А., Мусатов Б.В., Ефимова Д.М., Тультаев Т.А., Евсеева Д. Ценностные ориентиры и потребительские предпочтения молодежной аудитории. / Монография. - М.:Креативная экономика, 2017. – 182 c.

Страница обновлена: 24.03.2024 в 18:11:31