Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства

Федоренко И.С.1, Аллахвердиева К.А.
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Федоренко И.С., Аллахвердиева К.А. Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 4. – С. 235-242. – doi: 10.18334/social.4.4.120879.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65673573

Аннотация:
В статье рассмотрены основные направления поддержки молодёжного технологического предпринимательства. Определена роль вузов в развитии предпринимательских компетенций молодежи. На основе проведенного опроса среди студентов Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) выявлены основные механизмы, влияющие на предпринимательскую экосистему вузов

Ключевые слова: молодежное технологическое предпринимательство; платформа университетского технологического предпринимательства; предпринимательская экосистема вуза; стартапы; предпринимательские компетенции

JEL-классификация: K20, L26, M13



Одним из направлений в контексте мер по популяризации предпринимательства в Российской Федерации среди населения является развитие предпринимательской деятельности в молодежной среде. В числе крупных инициатив: проведение масштабных международных и общероссийских мероприятий для молодежи России, активная реализация проектов совместно с центрами «Мой бизнес», всесторонняя грантовая поддержка молодых ученых, студенческих инициатив, стартап-проектов, акселерационные программы, проводимые университетами при поддержке Министерства образования и науки РФ и др.

Важным ориентиром при развитии студенческого предпринимательства университетов становится развитие стартап проектов студентов, как отметил заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко: «Согласно мировой статистике, каждый четвертый стартап, то есть четверть от всех запущенных, рождается именно в университетах. В России этот показатель составляет всего 3%» [1].

Одной из стратегических инициатив Правительства Российской Федерации является федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», который успешно осуществляется университетами и направлен на развитие предпринимательских компетенций в сфере высокотехнологичных бизнес-проектов и аккумулирует в себе передовые, инновационные методы развития предпринимательских компетенций у обучающихся. Данный проект включает в себя проведение акселерационных программ, вовлечение студентов в работу через современные игровые assessment-технологии, интенсивы, деловые игры, бизнес-тренинги, проводимые в вузах, грантовые программы, а также увеличение инвестиций. Развитие молодежного предпринимательства в вузах отвечает национальным целям развития Российской Федерации до 2030 года в рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» [2].

В настоящее время университет становится отправной точкой, шансом для студентов раскрыть свой талант, развить предпринимательские навыки, а также опробовать свою бизнес-идею и вместе с командой единомышленников превратить ее в настоящий проект [3]. Среди молодых россиян наблюдается повышение интереса к предпринимательству, как одному из способов обретения финансовой независимости [4].

В российских университетах технологическое предпринимательство реализуется через создание программ, курсов, мероприятий направленных на поддержку студенческих инициатив, а также при поддержке Минобрнауки России реализуется программа «Стартап как диплом», направленную на то, чтобы помогать талантливым, активным и самостоятельным студентам легко и органично вливаться в ряды технологических предпринимателей, а также на поддержку бизнес-проектов, находящихся на начальной стадии развития [5].

Одна из ключевых задач государства – не только сохранить, но и преумножить технологический потенциал, перейти к новому уровню технологического развития.

Говоря о развитии студенческого предпринимательства нельзя не сказать об опыте Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) в этом направлении. В настоящее время в университете создана и эффективно функционирует система поддержки молодежных инициатив в области проектной деятельности, которая помогает создавать перспективные проекты, решать кейсы ведущих российских и зарубежных компаний, развивать актуальные навыки и предпринимательские компетенции.

Для поддержки молодежных предпринимательских проектов работает университетская экосистема: молодежная наука помогает создавать и усиливать инновационную и технологическую составляющую проектов, дает доступ к грантам, конкурсам, публикациям и помогает с пилотированием проектов на площадках партнеров и институтов развития на региональных и федеральных площадках; стартап-лаборатория готова оказать деятельную поддержку в работе над проектами: контент и упаковка проектов, приращение и усиление их технологической компоненты, на регулярной основе проводится конкурс «Startup-проекты РГЭУ (РИНХ)», цель которого – выявление наиболее перспективных идей и студенческих проектов, их дальнейшее сопровождение, акселерация и помощь в коммерциализации; Предпринимательская точка кипения помогает организовать новые акселераторы, преакселераторы и активности, где можно еще больше прокачать навыки, обеспечить вход в бизнес-сообщества и помочь наладить коммуникации с индустриальными партнерами; для повышения качества образования, приобретения практических компетенций функционирует учебная площадка практического обучения принципам и инструментам бережливого производства «Фабрика процессов производства продукции и услуг» в рамках нацпроекта «Производительность и поддержка занятости».

Приобретение проектных компетенций становится одной из важнейших целей обучения студентов, для чего в университете активно используются различные их формы. Одним из элементов проектной деятельности являются проектно-образовательные интенсивы. В 2020-2024 годах РГЭУ (РИНХ) запустил 8 проектно-образовательных интенсивов, за это время было организовано более 500 мероприятий, приняли участие более 600 студентов, сформировав более 90 команд. В числе важных результатов для участников: приобретение актуальных компетенций, MVP, возможность привлечения инвестиций для разработки и реализации участниками оригинального продукта, начиная с оформления заявки, разработки самого продукта, защита стартапа как диплома, перспективы успешного трудоустройства.

Одним из значительных элементов системы стала Акселерационная программа РГЭУ (РИНХ) «Созвездие Юга» - акселератор студенческих проектов в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» [6], [7]. Программа реализуется с 2022 года и за это время удалось достичь значительных результатов: участниками мероприятий акселератора стали более 800 студентов, проведено более 60 мероприятий, создано более 100 студенческих стартапов.

Развитие системы проектного обучения и поддержки молодежных инициатив в РГЭУ (РИНХ) ориентировано на повышение уровня профессионализма выпускников вузов; получение и развитие дополнительных компетенций в области предпринимательства, приобретаемых в процессе практической работы над проектом, на создание стартапов, способных в дальнейшем к самостоятельной жизни на рынке, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Однако все эти меры могут не принести ожидаемого результата, если не ориентироваться на мнение и запросы студентов.

В связи с этим, в рамках исследования был проведен опрос с целью выявления факторов, влияющих на формирование положительного отношения к занятию предпринимательской деятельностью среди студентов РГЭУ (РИНХ). В опросе приняли участие 684 человека. Одним из первых вопросов был вопрос определения типа занятости в будущем, после завершения университета. Большинство студентов видят себя в качестве бизнесменов (64%), что несомненно является позитивной тенденцией, в качестве наемных работников компании или государственных структур (32,3%) и 3,7% не планируют заниматься профессиональной деятельностью. Следующий вопрос заключался в отношении студентов к людям, которые занимаются предпринимательской деятельностью – положительно ответили 79,8% опрошенных, нейтрально 19,4% и отрицательное отношение выразили 0,7%. На вопрос «Есть ли у вас идея собственного бизнеса?» 39,5% студентов ответили «У меня есть идея, но я не знаю, как ее реализовать», у 38,2% нет идеи и у 22,4% опрошенных есть идея и они сейчас пытаются ее реализовать. Опыт в сфере предпринимательства присутствует у 78,7% опрошенных. На вопрос «Планируете ли вы в будущем организовать/ продолжить свой бизнес?» – 34,5% планируют начать свой бизнес после того, как закончат университет; 32,7% не смогли однозначно ответить; 23,8% планируют начать или развивать уже существующий бизнес пока учатся в университете и 8,9% не планируют свое дело. Были определены цели, которые ставят перед собой студенты, когда они планируют заняться предпринимательством (рис.1):

Рисунок 1. Результаты ответов на вопрос «Если Вы планируете заняться предпринимательством, какие цели Вы при этом преследуете?»

Источник: составлено авторами

Студенты выделили основные качества, которыми, на их взгляд, должен обладать успешный предприниматель (была возможность выбрать несколько качеств одновременно) (рис. 2):

Рисунок 2. Результаты ответов на вопрос «Какими качествами на Ваш взгляд, долен обладать успешный предприниматель?»

Источник: составлено авторами

Среди основных барьеров, которые существуют для реализации бизнес-идеи студентов отмечены: недостаточно финансовых ресурсов (64,6%), недостаток знаний в области ведения бизнеса (59,8%), отсутствие свободного времени (29,7%), не знают с чего начать (31%).

Уточнены наиболее предпочтительные для студентов направления, в которых университет может помочь развить их предпринимательские навыки:

- Информирование о грантах, конкурсах по молодежному технологическому предпринимательству (59,5%);

- Проведение курсов, тренингов по развитию компетенций предпринимателя (70%);

- Проведение акселерационных программ (33,9%);

- Предоставление материально-технической базы (46,8%);

- Организация индивидуального наставничества (44,9%).

Несомненно, позитивным фактом, выявленным в результате проведения опроса среди студентов РГЭУ (РИНХ) стало то, что большинство опрошенных видят себя в будущем предпринимателями и у 78,7% имеется опыт в сфере предпринимательства. Основными направлениями развития студенческого предпринимательства в университете должны стать обучающие дополнительные курсы, тренинги по развитию компетенций, информирование о грантах, конкурсах по молодежному технологическому предпринимательству, создание на базе университета единой платформы, благодаря которой студенты смогут получить юридическую помощь, перенять опыт других предпринимателей, а также получить знания основ открытия и ведения собственного бизнеса. Также определена основная цель и проблема при реализации студентами своего бизнеса – она заключается в финансовых ресурсах – у студентов не хватает средств для реализации идей, в этом направлении помощь университета может состоять в привлечении инвесторов, организации и проведении грантов и различных конкурсов от партнеров.

Обобщив результаты опроса, можно определить основные механизмы влияния на предпринимательскую экосистему вузов, они могут варьироваться в зависимости от конкретного университета и его фокуса на науку и инновации:

1. Создание в университетской среде исследовательских лабораторий, где студенты могут заниматься разработкой и тестированием своих технологических идей.

2. Проведение обучения, акселераторов, курсов, которые включают в себя изучение основ предпринимательства, инновационного менеджмента, изучение получения патентов, а также других аспектов, связанных с созданием и внедрением технологий.

3. Проведение стартапов, конкурсов бизнес-идей, в рамках которых студенты представят свои идеи и могут получить финансовую поддержку от привлеченных инвесторов бизнес-сообщества, промышленных компаний для их реализации.

4. Сотрудничество с инновационными предприятиями, для обмена опытом, совместной работы над исследованиями с использованием инфраструктуры университета.

5. Международное сотрудничество с другими университетами, изучение мировых технологических трендов.

6. Создание инновационных сообществ, которые на уровне университета, будут создавать атмосферу идейности, креативности, коллективизации проектов в сфере молодежного технологического предпринимательства.

Таким образом, основным посылом и глобальной идеей, становится создание на базе образовательных организаций высшего образования полноценной системы развития предпринимательского потенциала студентов и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства, которые в будущем будут способствовать обеспечению технологического суверенитета и экономической безопасности страны.


Источники:

1. Чернышенко Д.Н. В этом году тысяча студентов смогут получить господдержку в размере 1 млн рублей на реализацию стартапа. Minobrnauki.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/47640/.
2. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/news/o_natsionalnykh_tselyakh_razvitiya_rossiyskoy_federatsii_na_period_do_2030_goda_22%20%D0%B8%D1%8E%D0%BB%D1%8F%202020%20%D0%B3%2010%3A31%3A01/ .
3. Куклина М.В., Труфанов А.И., Уразова Н.Г., Бондарева А.В. Анализ внедрения проектного обучения в российских вузах // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 6. – c. 62. – doi: 10.17513/spno.31320.
4. Климук В.В., Андреева О.В., Климук Е.В. Международный научно-образовательный стартап-центр как инновационный элемент в системе повышения эффективности функционирования сектора НИОКР // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2022. – № 3(79). – c. 159-165. – doi: 10.54220/v.rsue.l991-0533.2022.79.3.021.
5. Стартап как диплом. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/25900/.
6. Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Официальный сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/platform_utp.
7. Платформа университетского технологического предпринимательства. Официальный сайт Федерального проекта. [Электронный ресурс]. URL: https://univertechpred.ru/upload/pres/PUTP_Presentation.pdf.

Страница обновлена: 12.08.2024 в 13:56:11