Стратегический бенчмаркинг создания и развития молодежной инновационной экосистемы: зарубежный опыт

Хворостяная А.С.1
1 Российская государственная академия интеллектуальной собственности Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Хворостяная А.С. Стратегический бенчмаркинг создания и развития молодежной инновационной экосистемы: зарубежный опыт // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – Том 12. – № 3. – doi: 10.18334/vinec.12.3.116219.

Аннотация:
Стратегические инициативы, посвященные развитию молодежи, являются основой формирования технологического государственного превосходства, нового рабочего класса, устойчивой экономики и стабильного общества. В данной научной статье проводится с помощью инструмента стратегического бенчмаркинга выявление и анализ лучших практик формирования и развития молодежной инновационной экосистемы зарубежных стран-стратегических лидеров. Показано, что требуется комплексная работа по системному формированию инновационной среды, как государственного, некоммерческого, так и коммерческого секторов экономики. Основными инструментами формирования исследуемой среды являются программы стажировок, грантов и стипендий. Именно они обеспечивают новый культурный и предпринимательский ландшафт. Особое внимание заслуживают различные образовательные программы, которые способствует развитию навыков, необходимых в будущем для молодых специалистов: стратегического мышления и лидерства, межличностной и деловой коммуникации. Выявленные лучшие практики могут стать базой для дальнейшего проведения мониторинга внешней и внутренней среды отечественной инновационной экосистемы и разработки ее долгосрочной стратегии развития.

Ключевые слова: стратегия, инновационная экосистема, трансфер технологий, молодежное предпринимательство, интеллектуальная собственность

Финансирование:
Статья опубликована в рамках НИР РГАИС по теме: «Создание концепции экосистемы молодежного инновационного предпринимательства для формирования рынка интеллектуальной собственности и развития интеллектуального потенциала России».

JEL-классификация: L26, O31, J13, O34



Введение

Долгосрочное развитие молодежи является стратегическим приоритетом многих стран. Сегодня весь мир признает молодежь ключевым активом социального развития и интеграции, поскольку именно молодые члены общества сохраняют гибкость и легкость адаптации к быстрым политическим, социальным, экономическим и культурным изменениям, а также технологическому развитию. Многие страны работают над снижением уровня безработицы, и, в частности, молодежной. Они прилагают особые усилия для вовлечения маргинализированных и находящихся в неблагоприятном положении групп молодежи в основную экономическую деятельность с помощью целевых программ и схем молодежного предпринимательства. Масштабы и масштабы таких программ различны, начиная от предоставления обучения, консультирования, наставничества, предоставления кредитов для начинающих и заканчивая более всеобъемлющим комплексным подходом. В некоторых странах стартап-предпринимательство молодежи продвигается различными правительственными агентствами и некоммерческими организациями. Актуальность темы обусловлена тем, что вовлечение молодежи в инновационную экосистему сегодня – это вопросы национальной безопасности. Создание инфраструктуры и среды, способствующей творческому развитию и предоставляющей возможности для новаторства и стартап-предпринимательства, требует реализации стратегии, которая должна быть взаимосвязана с секторами науки, государства и бизнеса.

Вопросы долгосрочного развития инновационной экосреды неоднократно поднимались в работах отечественных исследователей. Так, в работах отечественных ученых анализируется инновационная экосреда исследовательских университетов с точки зрения развития молодых талантов [1] (Ananieva, Chertenkova, 2014), [2] (Bespalov, 2015), [3] (Didkovskaya, Ognev, 2018), [4] (Prasolovа, Odarchenko, 2014), [5] (Prorokov, 2011), [6] (Khvorostyanaya, 2019), [12] (Pyataeva. Ustinova, Evdokimova et al., 2022). Зарубежные статьи акцентирует внимание на отраслевом подходе к инновациям [9] (Alkhanbouli, 2022), [24] (Petruzzella, Antonelli, Brunori, Jawhar, Roma, 2020) и аспектам развития молодежного предпринимательства [19] (Nikina-Ruohonen, 2022).

Цель данной работы состоит в выявлении лучших стратегических практик создания и функционирования инновационной экосистемы в разных странах, которые бы позволили в будущем профессионалам в области инновационного развития самостоятельно разрабатывать стратегии развития отечественной экосистемы. Авторская гипотеза данной работы заключается в обосновании того, что выстраивание инновационной экосистемы должно быть комплексным – должна быть соответствующая политика на уровне государственных органов власти, закрепленная в документах стратегического характера; она должна продвигаться научным сообществом и некоммерческим сектором экономики, а также поддерживаться крупными компаниями и предприятиями. Научная новизна данной статьи связана с выявлением конкретных инструментов и механизмов формирования и развития молодежной инновационной экосистемы. Методология исследования включает в себя такие теоретические методы исследования, как изучение и анализ теоретических работ и практических кейсов, синтез, формализация, эмпирическое и аналитическое обобщение. В статье используется теория и методология стратегирования академика В.Л.Квинта, основателя отечественной школы стратегирования [15] (Kvint, 2016).

Основная часть

1. Опыт США по стратегическому развитию и поддержке молодежной инновационной экосистемы

США являются признанными стратегическими лидерами по количеству предпринимательских идей, а их инновационная экосистема – образцом для бенчмарка лучшей практики. Об этом также свидетельствует тот факт, что 10 из 25 крупнейших глобальных инновационных экосистем находятся в CША, включая район залива Сан-Франциско, Нью-Йорк, Бостон, Лос-Анджелес, Сиэтл и Чикаго [8].

В США реализованы различные программы по поддержке молодежной активности и инновационности на разных уровнях [25]. В школах США стараются привить навыки кросс-культурной коммуникации, новаторству, гибкости и быстрой адаптации к новому виду деятельности, приучить готовность к перемене мест через систему программ обмена (Таблица 1).

Таблица 1 - Программы США по развитию молодежного инновационного предпринимательства

Название
Уровень образования
Краткое описание
Design Squad Global
Учащиеся средней школы
Программа позволяет получить навыки инженерного дело; пройти профильное обучение (онлайн и офлайн обучение); обменяться инновационными идеями через цифровую платформу (банк-идей).
Kennedy-Lugar Youth Exchange and Study (YES) Program
Учащиеся старшей школы
Длительная программа проживания в принимающих американских семьях; позволяет приобрести навыки стратегического лидерства и коммуникаций; позволяет пройти профильное обучение (онлайн и офлайн обучение).
The Young Entrepreneurs Academy (YEA!)
Учащиеся средней и старшей школы
Годовая программа направлена на создание предпринимателей из учеников школ. Программа позволяет школьникам пройти профильное обучение, посещать объекты и офисы предпринимателей, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать стратегию развития проекта, составлять бизнес-план, защищать идею перед инвесторами и запускать свои собственные компании.
Future Founders
Учащиеся средней и старшей школы
Программа позволяет пройти проверку знаний, пройти профильное обучение; нетворкинг; найти наставника из среды предпринимателей.
The Youth Innovation and Entrepreneurship Project (YIEP)
Учащиеся школ США и Турции
Программа позволяет пройти профильное обучение (онлайн и офлайн обучение); разработка совместных предпринимательских идей и проектов.
Источник: составлено автором самостоятельно по данным

открытых сетей

Характерной чертой молодежной инновационной экосистемы в США является сетевой подход – создание сетевых проектов и сообществ, проведение сетевых обучающих мероприятий, конференций, форумов и прочее. Рост учащегося по направлению (треку) предпринимательства часто реализуется через его интеграцию в сообщество. Например, Future Founders (FF) представляет собой крупное американское сообщество для предпринимателей, в программах которого с 2005 года приняло участие около 35 000 молодых людей. Они получили доход в размере 139,8 млн долларов США и создали 1027 рабочих мест [13]. Young Presidents' Organization (YPO) объединяет 30 000 специалистов из 142 стран в области стратегического управления и лидерства. C 1950 года молодые управленцы, добившиеся успехов в руководстве предприятиями и компаниями могут стать членами YPO [34]. Членство дает доступ к закрытой сети экспертов, обучающим образовательным программам и опыту стратегических партнеров YPO в разных отраслях – EY, DLA Piper, Goldman Sachs, Mayo Clinic, theBoardlist, Center for Creative Leadership, Zoom, Techstars, London Business School, INSEAD, Global Impact Investing Network, XPRIZE Foundation, RAND Corporation и другие.

Формирование профессиональных навыков в области предпринимательства в раннем возрасте, в том числе стратегического мышления и лидерства, прививание понимания культуры и ценностей позволяет оперативнее внедрять инновации в дальнейшем.

Следует отметить, что очень распространены программы молодежного обмена между разными странами. Чаще всего они спонсируются на государственном уровне - Государственным департаментом США, Бюро по вопросам образования и культуры США, Торговой палатой США. Органы власти США играют стратегическую роль в развитии экосистемы инновационного предпринимательства, упрощая налоговые режимы и бюрократические барьеры. Создана отдельная информационная цифровая платформа для молодежи на сайте Правительства США, которая агрегирует информацию о молодежных программах и финансировании проектов [7].

Источники финансирования инновационной экосистемы реализованы через различные Администрации США. Например, Администрация малого бизнеса США предоставляет кредиты малым предприятиям через специализированную программу Small Business Innovation Research. В некоторых штатах (Калифорния, Массачусетс) действует программа финансовых выплат для начинающих предпринимателей. Часть программ поддержки развития молодежного инновационного предпринимательства реализуется при поддержка частных фондов, например, Kauffman Foundation спонсирует Академию молодых предпринимателей (The Young Entrepreneurs Academy, YEA!).

Следует отметить, что некоммерческий сектор также поддерживает деятельность по формированию молодежной экосистемы инновационного предпринимательства в США. Young Americas Business Trust (YABT) - некоммерческая международная организация, целью которой является содействие социальному и экономическому развитию молодежи по всему миру [30]. Основные инициативы направлены на выявление инновационных проектов и лидерских качеств (Таблица 2 ).

Таблица 2 - Стратегические приоритеты деятельности организации Young Americas Business Trust

Cтратегический приоритет
Название и описание стратегической инициативы
Развитие стратегического лидерства
Young Americas Forum – молодежный форум направлен на выявление и продвижение идей, предложений и проектов.
Развитие предпринимательских навыков
Business Labs – программа делового и промышленного туризма, включает посещение заводов, фабрик, цехов.
YABT BOOTcamp – комплексный цифровой ресурсный центр для молодых предпринимателей, предлагающий инструменты и онлайн-обучение для развития и консолидации проектов, стартапов и бизнеса.
NexLinks – региональная программа по предоставлению ресурсов для реализации молодежных инновационных идей.
Выявление талантов
TIC Americas, Eco-Challenge, InnovAction Challenge, CIC – конкурсы талантов, лучших предпринимательских идей и инновационных проектов. Инициативы в этой области также предлагают менторство и наставничество и бизнес-акселерацию предпринимательских идей.
Источник: составлено автором самостоятельно по данным

открытых сетей

Инициативы YABT к 2022 году уже охватили 100 000 чел из 75 стран, включают расширенную сеть стратегических партнеров, которые предоставляют свои трудовые, инфраструктурные и финансовые ресурсы для реализации проектов в области инноваций и технологий YABT (Израиль, страны Латинской Америки и Карибского бассейна). Молодые предприниматели в рамках стратегических инициатив YABT часто формируют методические документы, декларации и послания. В 2022 году была составлена Декларация в результате четырехлетней работы и основана на более чем 168 молодежных диалогах с участием почти 25 000 молодых людей [30].

Долгосрочная поддержка молодежных инициатив включена в деятельность отдельных комиссий, посвященных отраслевым вопросам. Такая поддержка закреплена и прописана в стратегическом плане комиссий, что обеспечивает ее своевременный мониторинг и контроль. Например, создана межгосударственная комиссия между США, Канадой и Мексикой, которая занимается вопросами экологического устойчивого развития - Commission for Environmental Cooperation (CEC).

Общий функционал такой комиссии заключается в следующих направления работы:

· Организация обучающих программ;

· Проведение аналитических исследований;

· Организация мероприятий для обсуждения предложений и инициатив.

Данная комиссия получает финансирование от Правительства Канады по вопросам окружающей среды и изменения климата, Правительства Соединенных Штатов Мексики через Министерство окружающей среды и природных ресурсов и Правительства Соединенных Штатов Америки через Агентство по охране окружающей среды [27]. CEC имеет свою долгосрочную стратегию развития и стратегический план с 2021 по 2025 год [27]. В рамках стратегических приоритетов, имеется отдельный, который посвящен именно вовлечению молодежи для решения проблем, связанных с экономической и общественной эффективностью. С 2017 года СEC проводят мероприятия по поддержка инновационного лидерства среди молодежи. Одним из самых ярких является конкурс Молодежный инновационный вызов (The Youth Innovation Challenge). Участники конкурса предлагают свои стратегические инициативы в области ESG-повестки [33].

Высшее образование в США напрямую влияет на формирование молодежи как креативного класса, способного к внедрению инноваций и технологий. Образовательные программы американских университетов направлены на формирование предпринимательских навыков для разных стадий готовности бизнеса: от стартапов до крупных стратегических лидеров. Структурные подразделения высших учебных организаций имеют свои собственные специализированные бизнес-школы, например, Harvard Business School в Harvard University, Stanford Graduate School of Business в Stanford University. Имеется тесная связь между исследовательскими центрами и промышленностью, что обеспечивает активный трансфер технологий и более эффективное управление интеллектуальной собственностью. Часто американские вузы выступают источниками ресурсов для молодежных инновационных проектов. Финансовая помощь оказывается через гранты разной продолжительности, инфраструктура предоставляется резидентам молодежных университетских городков (кампусов).

Многие американские вузы способствуют развитию инновационного предпринимательства путем организации:

1) акселерационных программ: Student Entrepreneur Acceleration & Launch (University of Texas at Austin), LaunchPad (Stanford University), eLab (Cornell University), Desai business accelerator (University of Michigan);

2) образовательных программ: MIT Global Startup Labs (Massachusetts Institute of Technology

3) конкурсов на лучших инновационный проект или технологическую идею с денежным призом: Penn Wharton Entrepreneurship (The Wharton School, The University of Pennsylvania)

В 2008 году на базе Университета Мичигана создана специализированная школы предпринимателей Center for Entrepreneurship (CFE) для преподавателей и учащихся. Школа является хабом компетенций, навыков, ресурсов для реализации миссии СFE – “вдохновлять и превращать сообщество Мичигана в мыслителей и деятелей предпринимательства” [18]. CFE предлагает студентам, выпускникам, преподавателям и исследователям более 8 обучающих программ, 3 технологических акселератора для тестирования инновационных проектов и проверки гипотез, инновационные лаборатории, бизнес-туры, на объекты предпринимательства и институт наставничества.

Венчурная индустрия в США также поддерживает развитие инноваций в области бизнеса. Венчурные фонды помогают молодым предпринимателям находить идеи, которые соответствуют их запросам и навыкам; заниматься бизнес-планированием; разрабатывать коммуникационную стратегию и маркетинговый план; нанимать профессиональную команду. Также венчурные фонды оказывают финансовую и менторскую помощь. За 30 лет с помощью 23 координаторов для операционной работы фонд Youth Ventures оказал помощь 7 150 молодым предпринимателям, позволив открыть 4 665 предпринимательских дела.

2. Опыт Великобритании по стратегическому развитию и поддержке молодежной инновационной экосистемы

Рассмотрим опыт Великобритании по развитию и поддержке молодежной инновационной экосистемы. Развитие инноваций является стратегическим приоритетом для Великобритании, что свидетельствует о том, что этот вопрос выделен в отдельную отраслевую стратегию. В связи с выходом из Европейского союза, необходимостью восстановления после пандемии и глобальным научно-технологическим прогрессом, Великобритания разработала в июне 2021 года инновационную стратегию [14]. Данная страна планирует в рамках стратегии:

1) усиливать деловой сектор экономики путем стимулирования тех компаний, которые будут внедрять инновации. Для этого будут создаваться специальные продукты по кредитованию, увеличиваться инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, организовываться инновационные центры;

2) развитие инновационной инфраструктуры путем аудита имеющихся объектов и создание необходимых;

3) развитие трансфера технологий путем организации стратегических партнерств между разными секторами науки и бизнеса, регулярного проведения патентных ландшафтов.

Согласно указанной стратегии, раскрытие и реализация национального потенциала должна быть через науку, инновации, технологии, инженерию и математику. В связи с этим, в экосистему инноваций молодежь должна быть вовлечена через определенные программы, повышающие престиж научных профессий. Для этого разработаны образовательные программы Science, Technology, Engineering and Mathematics (STEM) Ambassadors programme и премия CREST awards за командную работу в рамках первой образовательной программы. Правительство Великобритании полагает, что молодежь получит необходимые навыки в области науки и технологий и сможет в дальнейшем усовершенствовать благодаря им весь сектор инноваций в стране путем как повышения.

Развитие молодежного инновационного предпринимательства является также стратегическим направлением развития государственной политики Великобритании в области инноваций. Согласно данным Департамента бизнеса, энергетики и промышленной стратегии Правительства Великобритании (далее-департамент), около 450 000 молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет управляют малым бизнесом, многие из которых пользуются огромной доступной помощью и поддержкой, а более 1000 стартапов возникает ежедневно. Ключевые направления работы департамента связаны с созданием благоприятных условий для активного включения молодежи в предпринимательский сектор. Департамент реализовал меры финансовой поддержки в зависимости от типа бизнеса; инструменты налогового стимулирования; консультационные услуги. Также действует программа наставничества для ищущих работу Jobcentre Pluswork coach, единая прямая линия поддержки Business Support Helpline в Англии, Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии.

Национальное агентство по делам молодежи National Youth Agency (NYA) уже 50 лет является профессиональным законодательным регулирующим органом по работе с молодежью в Великобритании [20]. Через выстроенную систему поддержки NYA стремиться трансформировать молодежь и встроить ее в экономику, в том числе в сектор инноваций, промышленности, здравоохранения, культурных и креативных индустрий (Таблица 5).

Таблица 5 - Стратегические приоритеты деятельности NYA

Cтратегический приоритет
Инструменты реализации
Поддержка молодежной работы
Анализ, выявление и демонстрация обществу лучших практик по работе с молодежью. Работа с лидерами компаний, предпринимателями, политиками, ректорами по интеграции и вовлечения лучших молодых специалистов.
Профессионализация молодежной работы
Обучение молодежных работников, установление профессиональных стандартов, предоставление аккредитации для профессионального развития и постоянное исследование, внедрение инноваций и совершенствование методологий и практики молодежной работы.
Стимулирование работы с молодежью
Создание долгосрочных стратегических партнерств с разными сферами жизни общества для интеграции и вовлечения лучших молодых специалистов.
Источник: составлено автором по открытым данным

Для вовлечения молодежи в инновационную экосистему на территории всей Великобритании действует 38 центров роста, которые состоят как из частных компаний, так и государственных. Они могут оказать услуги, предоставить помещение для проведения мероприятия и так далее [16]. Территориальную помощь по консультированию молодым специалистам оказывают и отдельные организации. Например, Youth Support Team в Глочестере через свою систему сервисов позволяют молодым специалистам находить свой путь в жизни, проходить медицинское обслуживание, решать проблемы с жильем [35].

Финансовая поддержка молодым талантам оказывается через банк British Business Bank – специальная программа Startup Loans нацелена на обеспечение доступности кредитования. С 2012 года лица в возрасте от 18 до 24 лет получили кредиты на сумму более 54 миллионов фунтов стерлингов. В 2022 году более 90 000 бизнес-идей получили поддержку в виде кредитов на сумму более 800 миллионов фунтов стерлингов [26]. Для малых и средних предприятий создан специальный офис Уполномоченного, который позволяет решать сложные вопросы с кредитованием и хеджированием финансовых рисков.

В рамках реализации Стратегии промышленного развития [10] в Великобритании с 2018 года проводится ежегодная премия Enterprising Britain Awards для выявления новых инновационных проектов и предпринимателей. Также проводится премия Young Innovators Awards, цели которой поиск:

· идей для коммерциализации;

· идей, обладающих сравнительными конкурентными преимуществами;

· молодых специалистов, способных решить провалы государства и рынка;

· молодых людей, способных вдохновлять и быть лидерами мнений и изменений [31].

Победители премии от 18 до 30 лет могут получить финансовый грант в размере 5 000 фунтов стерлингов и потратить его на реализацию своей идеи.

Для развития навыков в области инноваций и предпринимательства действуют образовательные программы разной продолжительности в высших учебных заведениях и научных организациях: The University of Law Business School, University of Bath, University of Westminster, Alliance Manchester Business School - The University of Manchester, University of Sussex Business School, Royal Holloway University of London, University of Edinburgh Business School, University of Surrey. Часто образовательные программы имеют партнеров в коммерческом секторе или реализуются при их поддержке, что позволяет этим компаниям реализовывать свои стратегии развития и формирования кадровых ресурсов. Не только национальные компании занимаются поиском сотрудников из выпускников, но и из других стран приглашают на стажировки потенциальных работников.

Следует подчеркнуть еще роль Национального агентства Великобритании – Innovate UK. Оно оказывает поддержку консультациями и грантами – всего профинансировано бизнес-идей на 885 млн фунтов стерлингов. С 2004 года 51 941 проект в области технологий искусственного интеллекта, цифровой экономики, дизайна, биоэнергетики и обработки изображений.

Сектор некоммерческих организаций в Великобритании также оказывает поддержку молодым специалистам. Программы молодежного движения UK Youth нацелены на развитие жестких и мягких навыков [29]. Особое внимание организация Young Minds уделяет психической стабильности и ментальному здоровью молодежи [32].

Ассоциация London Youth (LY) имеет более 575 000 членов и работает более чем с 17 500 молодыми людьми по программам развития спорта, трудоустройства, предпринимательства, инноваций, молодежной активности, искусства и образования [17]. Ассоциация имеет два стратегических документа. Первый – миссия – LY должна поддерживать и побуждать молодых людей становиться лучшими, какими они могут быть; развивать их уверенность, жизнестойкость и навыки взаимоотношений. Второй – видение – LY cодействует своей деятельностью в том, что все молодые лондонцы росли здоровыми, способными самовыражаться, строить успешную карьеру и вносить позитивный вклад в жизнь своих сообществ [23]. Реализация стратегических документов осуществляется через программы обучения и занятости. Например, для развития предпринимательства в области культурных и креативных индустрий, LY предлагает инноваторам присоединиться к цифровой платформе по обмену идеям The Arts & Creativity Network, где ежеквартально публикуется витрина проектов. Пандемия коронавирусной инфекции COVID-2019 повлияла на формат проведения мероприятий LY – дистанционный формат позволит провести авторский кинофестиваль, поэтический конкурс и конкурс визуального искусства.

Британский молодежный совет Великобритании British Young Council (BYC) ориентирован на молодежь до 25 лет, которая активно участвует в обсуждении социально-экономических, политических и технологических реформ. Организация поддерживает инновационные проекты в области устойчивого развития и волонтерскую деятельность. BYC управляет рядом молодежных сетей и программ, в том числе Молодежным парламентом Великобритании, Сетью Молодых мэров, Сетью Местных молодежных советов, Лигой молодых избирателей, Молодежным форумом Национальной службы здравоохранения, Национальной контрольной группой и Комитетом по отбору молодежи, которые поощряют молодых людей участвовать в демократии и кампании по привлечению о переменах [11].

Благотворительная организация Young Entrepreneurship (YE) с 1962 года выстраивают свою работу с образовательным, государственным и предпринимательским секторами Великобритании. YE учит предпринимательству и финансовой грамотности молодых специалистов [28]. Программы YE прошли более 500 000 молодых людей. Организация придерживается принципа “учиться на практике”, что подразумевает организацию программ стажировок на предприятиях делового сектора.

С государственными органами власти YE ведет работу по следующим направлениям:

· Регулярная организация деловых встреч с представителями министров;

· Обеспечение секретариата общепартийной парламентской группы по финансовому образованию для молодежи;

· Предоставление актуальной статистики и информации о молодежном предпринимательстве [21].

С коммерческим сектором экономики YE выстраивает отношения и стратегические партнерства по следующим направлениям:

· Предоставление финансовой поддержки для содействия реализации программ для молодых предприятий;

· Спонсорство премии Young Enterprise Awards в знак признания достижений молодых людей;

· Предоставление целевых грантов и субсидий;

· Организация стажировок и волонтерств на промышленных объектах;

· Поиск и выявление талантов, в том числе в области инноваций [22].

Заключение

Изучив опыт разных стран по созданию и функционированию молодежных инновационных экосистем, можно отметить, что ключевую роль в этом играют государственные органы власти. Они определяют стратегические приоритеты развития молодежи, создают образовательные ландшафты, организовывают гранты, улучшают финансовые условия для развития стартапов и внедрения инноваций.

С точки зрения имплементации лучших зарубежных практик в России требуется стимулировать молодежное предпринимательство в области инноваций. Конкурсы инновационных идей и проектов проводятся больше всего в Великобритании и США. Глобальные форумы молодых лидеров могут мобилизовать большие группы молодежи для решения задач по инновационному развитию отраслей и стран. Поощрение стартап-предпринимательства молодежи через выдачу льготных кредитов используют все изученные страны. Создание благоприятных финансовых условий являются проверенным способом выстраивания молодежного предпринимательства. Инновации и технологии как сферы жизни общества требуют специализированных навыков, которые должны формироваться. Как показала практика, чем раньше эти навыки привиты еще в рамках школьной образовательной программы, тем страны в целом более успешны и тем лучше инновационная и предпринимательская культура.

Статья опубликована в рамках НИР РГАИС по теме: «Создание концепции экосистемы молодежного инновационного предпринимательства для формирования рынка интеллектуальной собственности и развития интеллектуального потенциала России»


Источники:

1. Ананьева А. А., Чертенкова Т.В., Захаорова Т.В. Инновационная экосреда исследовательских университетов: конфликт интересов и роль экономистов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2014. – № 1(25). – c. 139-155.
2. Беспалов Ю. А., Прияткина Н. Ю. Молодежь – наука – инновации // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-3. – c. 363-364.
3. Дидковская Я. В., Онегов Д. В. Молодежь индустриальных регионов России: социальные ожидания и инновационный потенциал (на примере Свердловской области и Красноярского края) // Научный результат. Социология и управление. – 2018. – № 3. – c. 57-71. – doi: 10.18413/2408-9338-2018-4-3-0-5.
4. Прасолова Е. О., Одарченко А. В. Молодежь и инновации // Актуальные проблемы инновационного развития экономики: Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов, Белгород, 08–10 апреля 2014 года / Белгородский университет кооперации, экономики и права. – Белгород: Белгородский университет кооперации, экономики и права. 2014. – c. 239-241.
5. Пророков А. Н. Российское предпринимательство: молодежь, инновации, малый бизнес // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2011. – № 148. – c. 266-276.
6. Хворостяная А.С. Разработка программы Стратегии развития отраслевой ассоциации трансфера технологий (на примере индустрии моды и легкой промышленности) // Экономика промышленности. – 2019. – № 2. – c. 147-158. – doi: 10.17073/2072-1633-2019-2-147-158.
7. About us. [Электронный ресурс]. URL: https://youth.gov.com (дата обращения: 21.08.2022).
8. About us. [Электронный ресурс]. URL: https://yeausa.org/about/introduction/ (дата обращения: 01.08.2022).
9. Alkhanbouli A. Typology of innovation ecosystems university-based innovation ecosystems & entrepreneurs in the United Arab Emirates. - Pressacademia, 2022.
10. Build back better our plan for growth.GovUK. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/build-back-better-our-plan-for-growth (дата обращения: 26.07.2022).
11. Byc. [Электронный ресурс]. URL: https://www.byc.org.uk/aboutus/ourwork (дата обращения: 16.07.2022).
12. Pyataeva O., Ustinova L., Evdokimova M. et al. Digitalization of Technology Transfer for High-Technology Products // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2022. – № 432 LNNS. – p. 15-26. – doi: 10.1007/978-3-030-97730-6_2. – EDN MDKRKM.
13. Future founders. [Электронный ресурс]. URL: https://www.futurefounders.com/about-us/ (дата обращения: 01.08.2022).
14. Innovation strategy. UK Assets publishing. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/1009577/uk-innovation-strategy.pdf (дата обращения: 16.07.2022).
15. Kvint V.L. Strategy for the Global Market: Theory and practical applications. - Routledge Taylor and Francis Group, 2016. – 519 p.
16. Local growth hubs. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lepnetwork.net/local-growth-hub-contacts/ (дата обращения: 26.07.2022).
17. London Youth. [Электронный ресурс]. URL: https://londonyouth.org/about-us/ (дата обращения: 26.07.2022).
18. Mission CFE. [Электронный ресурс]. URL: https://cfe.umich.edu/about/mission/ (дата обращения: 22.08.2022).
19. Nikina-Ruohonen A. Innovation ecosystems as a source of renewal for innovative enterprises. , 2022.
20. NYA. About us. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nya.org.uk/about-us/ (дата обращения: 16.07.2022).
21. Our work with business. [Электронный ресурс]. URL: https://www.young-enterprise.org.uk/what-we-do/our-work-with-businesses/ (дата обращения: 26.07.2022).
22. Our work with government. [Электронный ресурс]. URL: https://www.young-enterprise.org.uk/what-we-do/our-work-with-government/ (дата обращения: 26.07.2022).
23. Our work. BYC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.byc.org.uk/aboutus/ourwork (дата обращения: 26.07.2022).
24. Petruzzella Damiano, Antonelli Annarita, Brunori Gianluca, Jawhar Jocelyn, Roma Rocco Innovation ecosystems for youth agrifood entrepreneurship in the Mediterranean region // New Medit. – 2020. – № 19. – doi: 10.30682/nm2004g.
25. Startup ecosystem guide. [Электронный ресурс]. URL: https://www.startupblink.com/blog/startup-ecosystem-guide-the-usa-and-canada/ (дата обращения: 01.08.2022).
26. Startup loans. UK. [Электронный ресурс]. URL: https://www.startuploans.co.uk (дата обращения: 26.07.2022).
27. Strategic plans CEC. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cec.org/files/documents/strategic_plans/cec-strategic-plan-2021-2025.pdf (дата обращения: 01.08.2022).
28. What we do. [Электронный ресурс]. URL: https://www.young-enterprise.org.uk/what-we-do/ (дата обращения: 26.07.2022).
29. What we do. UK Youth. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ukyouth.org/what-we-do/programmes/ (дата обращения: 16.07.2022).
30. Young Americas forum. [Электронный ресурс]. URL: https://yabt.net/news.php?n=vi-young-americas-forum-concludes-with-concrete-proposals-for-the-ix-summit-of-the-americas (дата обращения: 01.07.2022).
31. Young innovators. [Электронный ресурс]. URL: https://ktn-uk.org/programme/young-innovators-22-23-registration/ (дата обращения: 06.07.2022).
32. Young minds. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youngminds.org.uk (дата обращения: 21.07.2022).
33. Youth innovation challenge CEC. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cec.org/get-involved/youth-initiatives/youth-innovation-challenge/ (дата обращения: 01.08.2022).
34. YPO. About us. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ypo.org (дата обращения: 01.08.2022).
35. Yst. [Электронный ресурс]. URL: https://youthsupportteam.co.uk (дата обращения: 26.07.2022).

Страница обновлена: 01.09.2022 в 10:51:19