Государственная молодежная политика и ее реализация в регионе
Бизин С.В.1,2, Кудашова М.Е.1
1 Липецкий государственный технический университет
2 Отделение по Липецкой области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Бизин С.В., Кудашова М.Е. Государственная молодежная политика и ее реализация в регионе // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 1989-2008. – doi: 10.18334/epp.14.5.120905.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918257
Аннотация:
Государственная молодежная политика выступает приоритетным направлением деятельности органов государственной власти как с точки зрения краткосрочных задач (воспитательная работа, вовлечение молодежи в экономические и политические процессы), так и стратегических перспектив, по сути формирования будущий социум и кадры для экономики. Вопросы государственной молодежной политики в настоящее время приобретают особую актуальность в виду ее проблематики и на федеральном, и на региональном уровне. В статье рассмотрена молодёжная политика, как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации, исследована реализация региональной молодежной политики на примере Липецкой области. Проведен анализ проблемных аспектов молодежной политики и проблем молодежи, как на основе научных исследований в данной сфере, так и по результатам социологического опроса молодежи региона. По итогам исследования предложены пути совершенствования государственной молодежной политики в регионе.
Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодёжь, региональная молодежная политика, регион, управление
JEL-классификация: J13, R11, R12, R13, R58
Введение
Молодежь играет важнейшую роль в любом обществе, она представляет собой ключевой ресурс для социально-экономического, культурного и демографического развития. Качество человеческого капитала зависит от того, насколько государство способствует активному вовлечению молодежи в основные сферы общественной жизни. Такой подход позволяет ускорить развитие государства и общества, а также обеспечить демографическое, социальное, экономическое и культурное развитие [16, с.128].
Актуальность исследования обусловлено тем, что государственная молодежная политика является ключевым инструментом социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов. Активное включение молодежи в ключевые аспекты общественной жизни способствует не только развитию индивидуальных способностей, но и укреплению социальной структуры и экономической процветанию. Молодежь является двигателем инноваций, творчества и смены поколений, что поддерживает долгосрочное развитие страны и регионов.
Молодежь и государственная молодежная политика выступает предметом многих исследований [8; 10; 14; 21], при этом рассматривается ее роль в социально-экономическом развитии, как региона [9], так и муниципалитета [12]. Особое внимание исследователями уделяется выявлению и анализу проблем молодежи [17] и трудностей при реализации государственной молодежной политики [15], а также проблематика трудоустройства молодежи [18], в т.ч. в контексте кадрового дефицита в отраслях экономики и социальной сферы [11].
Государственная молодежная политика представляет собой комплекс мер и решений, направленных на увеличение возможностей молодежи для успешной самореализации, социализации и развития человеческого капитала. Это основа для достижения устойчивого социально-экономического прогресса, повышения конкурентоспособности и национальной безопасности [4].
Цель исследования – основе анализа, реализуемой государственной молодежной политики в Липецкой области, разработать меры ее по совершенствованию.
Задачи исследования:
- рассмотреть молодёжную политику как инструмент социально-экономического развития в Российской Федерации;
- провести анализ государственной молодежной политики в регионе;
- выявить проблемные аспекты региональной молодежной политики;
- предложить пути совершенствования инструментов государственной молодёжной политики.
Исследование основывается на общенаучной методологии и общенаучных методах познания (диалектическом, дедукции, экономико-социологический анализ и синтез). Методическим инструментарием выступает контент-анализ, а также сравнительный и статистический анализ: сбор и анализ вторичных данных статистической информации, нормативно-правовых документов, отчетов, программ и проектов как федерального, так и регионального уровня.
Молодёжная политика как инструмент социально-экономического развития Российской Федерации
В 2014 году были приняты «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» – ключевой документ, определяющий основные цели и направления работы с молодыми людьми в России [3]. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) внедряет 16 важных направлений развития, утвержденных в этом документе.
С 2015 года Росмолодежь осуществляет мониторинг субъектов Российской Федерации, используя систему ключевых показателей. Она включает 82 критерия, оценивая разные аспекты молодежной политики в четырех направлениях: проведение мероприятий, финансовая поддержка молодежных инициатив и некоммерческих организаций, обеспечение инфраструктуры и законодательной базы, а также приоритетные направления на год. Важно отметить, что некоммерческий сектор играет значительную роль в этой системе, и эффективность реализации молодежной политики в регионах зависит от реализуемых ими проектов [19, с.541].
В распоряжении Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Основы государственной молодежной политики до 2025 года» [3] выделены приоритеты, включая привлечение молодежи к участию в процессе формирования Евразийского экономического союза, поддержку молодежных организаций на международных площадках и форумах, а также содействие в обменных проектах и создание сообществ с молодежными организациями за границей. В рамках «Основ государственной молодежной политики до 2025 года» сфокусированы следующие приоритеты, представленные на рис. 1.
Рисунок 1 – Принципы «Основ государственной молодежной политики»
Источник: Составлено автором на основе распоряжения [3]
Одним из приоритетных направлений является «Патриотическое развитие молодежи», которое осуществляется через «Роспатриотцентр», подразделение Росмолодежи. Развитие волонтерской деятельности среди молодежи также признается важным вопросом для страны [12, с.31]. Росмолодежь также активно работает над проектом «Развитием международного и межрегионального молодежного партнерства».
Особое внимание уделяется формированию здорового образа жизни среди молодежи, включая информирование о рисках для здоровья и поддержание физической активности [13, с. 147].
Стоит отметить, что в России существует пятнадцать объединений, включенных в Федеральный госреестр молодежных и детских общественных организаций, получающих государственную поддержку.
Одной из основных целей молодежной политики в Российской Федерации является создание условий для самореализации и развития молодежи [1]. Для достижения данной цели проводятся различные программы и проекты, направленные на развитие профессиональных навыков и талантов молодежи, поддержку предпринимательской активности и стимулирование участия в общественной жизни.
Еще одной важной задачей молодежной политики является формирование здорового и активного образа жизни у молодежи. Для этого проводятся мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, борьбу с наркотиками и алкоголизмом, а также поддержку спортивной активности и физической культуры [22, с. 59].
Молодежная политика также играет важную роль в экономическом развитии страны. Так, проведение программ по поддержке молодых предпринимателей и инновационных проектов способствует созданию новых рабочих мест и развитию сектора малого и среднего бизнеса. Одним из успешных инструментов развития молодежного предпринимательства в Российской Федерации является федеральный конкурс «ТВОЁ ДЕЛО. Молодой предприниматель России», который позволяет заявить о своем бизнесе и получить медийную поддержку.
Кроме того, молодежная политика направлена на формирование активной гражданской позиции у молодежи и их участие в политической жизни страны. Проведение образовательных программ по политической грамотности и демократии, а также организация молодежных парламентов и форумов, позволяют молодежи активно выступать за свои интересы и принимать участие в принятии важных решений.
Для эффективного взаимодействия в сфере молодежной политики активно задействованы общественные организации. Так, направление «Поддержка и сотрудничество с общественными организациями и движениями» призвано укрепить диалог между государством и обществом.
В настоящее время и на перспективу ближайших 10-15 лет ведущим внешним условием развития молодежи становится демографический тренд.
На рисунке 2 демографический прогноз показывает существенное снижение численности молодежи до 2025 г.
Рисунок 2 – Прогноз численности молодежи 14-35 лет в Российской Федерации в 2012-2025 гг., млн. человек
Источник: Составлено автором по данным Росстат
С 35,2 млн. человек (2012 г.) численность молодежи сокращается до 25,6 млн. человек (2025 г.), или на 27,3%. При этом минимальная численность молодежи достигается в 2024 г. – 25,3 млн. человек. Таким образом, в 2025 г. начинается новый, но небольшой подъем численности молодых людей 14-35 лет.
Вместе с тем, если анализировать в разрезе возрастных групп, отнесенным к молодежи, то в 2025 г. по сравнению 2012 г. картина меняется следующим образом: нарастает численность в ранних молодежных возрастах и продолжается спад в более старших (рисунок 3 и 4).
Рисунок 3 – Прогноз численности молодежи по возрастам в 2012 и 2025 гг.
Источник: Составлено автором по данным Росстат
На рисунке 4 представлен анализ прироста или убыли молодежи в соответствующем возрасте в 2025 году по сравнению с 2012 годом.
Рисунок 4 – Прирост (+) или убыль (-) молодежи в соответствующем возрасте в 2025 г. по сравнению с 2012 г.
Источник: Составлено автором по данным Росстат
Из рисунка 4 видны следующие основные проблемы развития молодежи и эффективности (качества) молодежной политики – 2025 г. в России произойдет резкое сокращение численности молодежи в самых продуктивных ее возрастах: 23-30 лет. При этом речь идет как о «трудоспособной» молодежи (после завершения формального образования), так и о воспроизводстве населения – резкое сокращение численности молодежи в детородном возрасте ставит вопрос о социальном и экономическом развитии Российской Федерации уже за пределами 2050 г. В возрастах 23-30 лет сокращение численности молодежи составит от 36,1% (30 лет) до 50% (25 лет), а по остальным возрастам будет превосходить 40-45%.
Данные тенденции являются мощнейшим вызовом для России и приоритезируют молодежную политику (включая образование молодежи, сохранение ее здоровья, развитие в стране физкультуры и молодежного спорта, культурной деятельности, социальной и экономической политики), т. к. данные процессы могут вызвать существенное снижение потенциальной величины человеческого капитала. Без переформатирования всей модели молодежной политики, которая сложилась в условиях, когда наблюдался рост численности молодежи решить проблемы как самой молодежи, так и российского общества не удастся.
Таким образом, современная молодежь является будущим любой нации, и ее развитие и участие в общественной жизни играют решающую роль в формировании перспективного общества. Государственная молодежная политика играет ключевую роль в обеспечении благополучия и возможностей для молодых граждан. Вместе с тем, реализация государственной молодежной политики требует системного подхода для решения финансовых, законодательных и кадровых проблем. Государственная молодёжная политика требует постоянного совершенствования в части нормативного и законодательного регулирования.
Реализация региональной молодежной политики на примере Липецкой области
Реализация молодежной политики в Российской Федерации осуществляется на трех основных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Приоритетные задачи работы с молодежью направлены на решение следующих задач, определенных Указом Президента РФ № 204 [2]:
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
– формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
– формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек;
– создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства).
Органом исполнительной власти в Липецкой области, ответственным за реализацию государственной молодежной политики является управление молодежной политики Липецкой области.
Целью молодежной политики в Липецкой области является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни области
Система организации молодежной политики в Липецкой области представляет собой комплекс мер, направленных на активное вовлечение молодежи в гражданскую жизнь, обеспечение ее социальной защиты и развитие ее потенциала. Для достижения поставленных целей и задач молодежной политики в области созданы государственные и муниципальные учреждения.
Согласно закону Липецкой области от 29 сентября 2022 года № 189-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области» [6] управление молодежной политики осуществляет функции, представленные на рисунке 5.
Рисунок 5 – Функции управления молодежной политики Липецкой области
Источник: Составлено автором
На рисунке 6 представлен график численности молодежи Липецкой области на 1 января соответствующего года.
Рисунок 6 – Численность молодежи Липецкой области на 1 января соответствующего года, тыс. человек
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат
Всего на территории Липецкой области проживает около 270 000 тыс. чел. в возрасте 14-35 лет, что составляет 23,97% от общего числа населения (всего в 2023 г. – 1 126 263 тыс. чел.). Динамическая численность молодежи в Липецкой области в целом соответствует общероссийской.
В долгосрочной перспективе уменьшение численности молодежи в общей численности населения области, сопровождаемое отрицательной миграцией, приводит к снижению качества потенциала трудовых ресурсов.
Основным документом, который устанавливает направления реализуемой молодежной политики в Липецкой области, является подпрограмма «Содействие развитию гражданского общества, патриотического воспитания населения Липецкой области и реализации молодежной политики» в рамках государственной программы «Реализация внутренней политики Липецкой области». Её цель – стимулировать активное участие молодежи в различных мероприятиях, общественных инициативах и добровольческой деятельности, включая духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание [7].
Задачи подпрограммы «Содействие развитию гражданского общества, патриотического воспитания населения Липецкой области и реализации молодежной политики» государственной программы Липецкой области:
- поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие гражданского общества в Липецкой области;
- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи;
- совершенствование системы гражданско-патриотического воспитания населения области и повышение качества допризывной подготовки молодежи.
Для достижения этой цели в регионе были разработаны и внедрены различные программы и мероприятия:
1. Социальная поддержка семей и молодых родителей. Липецкая область активно поддерживает молодых семьи и родителей. В регионе предоставляются субсидии и льготы на жилье, а также финансовая помощь для семей с детьми. Это способствует улучшению жизненных условий молодых семей и создает стимул для увеличения рождаемости.
2. Социальная реабилитация и поддержка молодежи в трудной жизненной ситуации. Липецкая область также обеспечивает социальную реабилитацию и поддержку молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, включая бездомных и лиц, подвергшихся насилию. Разработаны программы психологической помощи и социальной адаптации, а также созданы учреждения, предоставляющие временное жилье и услуги для молодежи, нуждающейся в помощи.
3. Поддержка молодежных инициатив. Молодежь в Липецкой области имеет возможность участвовать в различных проектах и инициативах, поддерживаемых региональными властями. Это включает организацию молодежных клубов, спортивных и культурных мероприятий, а также финансовую поддержку молодежных инициатив, способствуя развитию творческого потенциала и активности молодых жителей области.
4. Образовательные и профессиональные программы. Для обеспечения социальной поддержки молодежи в сфере образования и трудоустройства, Липецкая область разрабатывает образовательные и профессиональные программы. Эти программы направлены на подготовку молодых специалистов, а также предоставляют возможности для приобретения профессиональных навыков и трудоустройства.
В рамках выполнения государственного задания государственным (областным) бюджетным учреждением «Центр молодежи» в 2023 году реализовано 73 мероприятия с общим охватом более 246 тыс. участников. Основными целями проводимых мероприятий является увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью, формирование системы развития талантливой и инициативной молодежи, создание условий для самореализации подростков и молодежи, развитие их творческого, профессионального, интеллектуального потенциалов, поддержка детей и молодежи, находящихся в социально-опасном положении.
С февраля по июнь 2023 года на территории Липецкой области была проведена информационная кампания Всероссийского конкурса «Моя страна моя Россия». В результате информационной кампании 1235 человек подали заявки на участие в конкурсе. Победителями в разных номинациях стали 10 человек.
С целью профориентации, повышения социальной активности творческой молодежи организован и проведен Всероссийский урбанистический хакатон «Города», участниками которого стали молодые архитекторы и урбанисты из Липецка, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. В рамках программы хакатона молодые люди разрабатывали проекты по реновации ГБУК «Липецкая областная универсальная научная библиотека».
Реализован Всероссийский проект «Диалоги с Героями». Цель проекта – популяризация подвигов героев, в том числе Георгиевских кавалеров, Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, Героев Труда Российской Федерации, граждан, награжденных Орденом Мужества Российской Федерации в различных сферах деятельности.
Проведены мероприятия в рамках Всероссийского проекта «Большая перемена», из них 17 открытых уроков в общеобразовательных организациях Липецкой области и 15 кейс-турниров «Большой Перемены», направленные на популяризацию конкурса в регионе.
В течение 2023 года на территории Липецкой области была проведена муниципальная форумная кампания, которая прошла с целью освещения информации об имеющихся возможностях самореализации молодежи в сельской местности, налаживание диалога с органами местного самоуправления по поддержке молодежных инициатив. По итогам проведения муниципальной форумной кампании в 2023 году участие приняло 1721 человек.
В Липецкой области наблюдается активное участие молодежи во всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятиях, организуются и проводятся мероприятия (фестивали, форумы, акции и пр.), предоставляются субсидии на реализацию проектов, направленных на развитие молодежной политики, растет число добровольческих объединений (отрядов), имеются творческие пространства. При этом сфера молодежной политики Липецкой области характеризуется неэффективной структурой реализации государственной молодежной политики, снижением численности населения в возрасте 14 – 35 лет в результате миграционного оттока молодежи, низким уровнем занятости населения Липецкой области в добровольческой деятельности, отсутствием молодежного центра и недостаточностью инфраструктуры для досуга и саморазвития.
Сегодня государственная молодежная политика нацелена на создание равных условий и возможностей для самореализации молодежи, формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы государства (патриотизм, гражданственность, традиции, межнациональное и межэтническое согласие), раскрытие творческого потенциала, интеграции ее в жизнь общества и др.
Таким образом, государственная молодежная политика реализуется посредством мероприятий, предусмотренных соответствующей подпрограммы. Социальная поддержка молодежи в Липецкой области является важной составляющей государственной молодежной политики и направлена на обеспечение благополучия и социальной защиты молодых граждан. Статистические данные указывают на снижение численности молодежи в Липецкой области после окончания школы, что может свидетельствовать о переезде данной возрастной группы населения в другие регионы. Это влечет за собой уменьшение качества потенциала трудовых ресурсов области, что может оказать отрицательное влияние на ее развитие в долгосрочной перспективе.
Проблемные аспекты и пути совершенствования региональной молодежной политики на примере Липецкой области
Общественными молодежными организациями Липецкой области в рамках подготовки к заседанию комиссии также проводятся опросы студенческой молодежи по выявлению значимых молодёжных проблем [22].
В 2023 году в опросе приняли участие 342 человека из 6 образовательных организаций высшего образования и 7 профессиональных образовательных организаций. Следует отметить, что среди опрошенных было 162 человек студенческого актива образовательных организаций и 180 – не принимающих активное участие или вообще участие во внеучебных мероприятиях [22].
В ходе опроса выявлено ряд значимых для молодёжи проблем: в общении с людьми, с ведением здорового образа жизни, с финансовыми трудностями, самореализацией и трудоустройством.
Так, трудности в общении с родителями отметили 10,2% ответивших, с преподавателями 13,8%, с незнакомыми людьми 39%. Нет проблем в общении у 63% респондентов. Среди них не имеют проблем в общении 84% активистов и 22% неактивно вовлеченных во внеучебную деятельность обучающихся.
Проблемы с ЗОЖ выделили 152 человека: из них с алкоголем выделили 38 человек, с наркотиками 14 человек, с курением 102 человека.
Сложности с трудоустройством выявлено у 162 человек. При этом отсутствие хорошей работы отметили 52%, достойной оплаты 41,5%, возможностей самореализации 30,8%.
Ключевые агрегированные проблемы, как с точки зрения опроса, так и по мнению исследователей [8; 15; 17; 18], представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Ключевые проблемы молодежи
Источник: Составлено автором по данным опроса [22]
Молодежь является важной и динамичной частью общества, и ее участие в политическом, социальном и экономическом развитии является ключевым фактором для успешного развития региона.
Управление молодежной политики Липецкой области ежегодно проводит социологические исследования актуальных проблем молодежи Липецкой области, включающие, в том числе, и мониторинг жизненных целей (ценностей) молодежи (в 2021 году управление информационной политики Липецкой области совместно с подведомственным учреждением Г(О)БУ «Управление молодежной политики») [22].
Данные мониторинга за 2021-2023 годы в целом свидетельствуют о сохранении тенденции стремления молодежи к материальному достатку, которое позволит ей удовлетворять свои разнообразные потребности в самореализации как социальному субъекту.
Управление молодежной политикой Липецкой области имеет целью улучшить условия жизни и достижения молодых людей. Однако существуют определенные проблемы и вызовы, поэтому необходимо разработать стратегический план, который бы помогал эффективно решать эти проблемы и содействовал развитию молодежи.
Правительство региона уже определило определенные цели и задачи для улучшения положения молодежи, но реализация этих целей вызывает определенные трудности. Проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди в регионе, включают отсутствие рабочих мест, низкую оплату труда, нехватку доступного жилья, ограниченные возможности для получения образования и профессионального развития, отсутствие молодежных культурных и развлекательных мероприятий, плохую экологическую среду. Эти проблемы требуют многогранного и комплексного подхода для их решения.
Приоритетность молодежной политики в регионе отражает тот факт, что соответствующий раздел, включающий цели, задачи, индикаторы и другое, включен в стратегию социально-экономического развития (СЭР) до 2030 года [5]. Стратегическое планирование в управлении молодёжной политикой включает определение целей, анализ потребностей молодежи, разработку программ и механизмов их реализации, а также оценку результатов для постоянного улучшения подходов.
Молодежная политика направлена на удовлетворение потребностей и интересов молодежи, а также на поддержку ее активной социальной и политической роли. Однако, в современных условиях, развитие молодежной политики стало предметом особого внимания, так как молодежь сталкивается с новыми вызовами и проблемами.
Для повышения уровня социально-экономической и политической активности молодёжи важно обеспечить ей гарантии влияния на политические процессы и создать возможности для самореализации. Это можно сделать путем выделения квот для молодых людей в различных политических партиях или их самовыдвижения в депутаты на всех уровнях выборных органов, будь то федеральные, региональные или муниципальные. Для достижения этой цели, требуется устойчивая правовая основа, которая закрепит принципы и механизмы сотрудничества между государственными органами и молодыми гражданами.
Молодежная политика играет ключевую роль в формировании будущего общества, а её социальные аспекты имеют решающее значение. В таблице 2 представлены основные меры молодежной политики, направленные на поддержку и развитие молодых граждан. Эти меры охватывают широкий спектр областей, от экономической самостоятельности до культурных и социальных инициатив, а также борьбы с дискриминацией и защиты прав молодежи.
Введение стимулирующих мер по развитию молодежной политики представляет собой ключевой шаг в обеспечении активного участия и интеграции молодежи в общественную жизнь. Эти меры включают финансовую, образовательную и социальную поддержку, направленную на создание благоприятной среды для роста и развития молодежи.
В таблице 1 приведены меры, которые совершенствуют молодежную политику в Липецкой области.
Таблица 1 – Меры совершенствования молодежной политики в Липецкой области
Меры молодежной политики
|
Описание мер
|
Финансовая
поддержка
|
Стипендии,
субсидии для молодых предпринимателей, льготные кредиты.
|
Профессиональное
обучение
|
Создание
программ профессионального обучения и тренингов для молодежи.
|
Молодежные
советы и форумы
|
Площадки
для обсуждения вопросов молодежной политики и участия в решениях.
|
Профилактика и медицинская помощь
|
Кампании
по здоровому образу жизни, доступ к медицинским услугам.
|
Культурные и спортивные мероприятия
|
Организация
фестивалей, выставок, спортивных соревнований для молодежи.
|
Каналы
участия молодежи в политической системе
|
Вовлечение
молодежи в политические собрания, сотрудничества с органами власти и участие
в созданных государством каналах мобильности.
|
Поддержка молодежного
предпринимательства
|
оказании
поддержки молодежи при вхождении в бизнес через гранты, инвестиции,
наставничество со стороны опытных предпринимателей.
|
Одной из основных мер развития молодежной политики является создание каналов участия молодежи в политической системе. Это может включать в себя образовательные программы, тренинги, семинары и форумы для молодежи, где она может выразить свое мнение и внести свой вклад в формирование политических решений. Кроме того, следует обеспечить доступ молодых людей к информации о процессе принятия решений и о деятельности политических органов.
Одним из способов стимулирования развития молодежной политики является поддержка молодежного предпринимательства. Государство должно создавать условия для молодых людей, чтобы они могли осуществить свои предпринимательские идеи и развивать свой бизнес. Для этого можно предоставить финансовую поддержку, налоговые льготы, доступ к образованию в сфере предпринимательства и консультационную поддержку для молодых предпринимателей. Это поможет молодежи стать активными участниками экономической и социальной жизни.
Образование является ключевым фактором для развития молодежной политики. Государство должно предоставить доступное и качественное образование, а также обеспечить равные возможности для всех молодых людей. Необходимо создать специальные программы, направленные на развитие лидерства, навыков руководства и участия молодежи в принятии решений на всех уровнях образовательной системы. Кроме того, помимо формального образования, необходимо развивать и неформальное образование, включающее программы по профессиональному развитию, обучение навыкам предпринимательства и управления проектами.
Важным фактором развития молодежной политики является создание молодежных организаций и сетей, которые будут способствовать обмену опытом и идеями молодых людей, а также предоставлять платформу для их активного участия в жизни общества. Государство и международные организации должны поддерживать такие молодежные организации, предоставлять им финансовые и организационные ресурсы, а также создавать условия для их деятельности.
Стоит отметить, что в цифровую эпоху подходы к реализации государственной молодежной политики должны учитывать современных тренды в цифровизации процессом и систем, чтобы представлять интерес для молодежи [19].
На территории Липецкой области работа по профилактики наркомании проводится системно с применением программно-целевого метода. В регионе реализуется государственная программа Липецкой области «Развитие здравоохранения Липецкой области», утвержденная постановлением администрации Липецкой области от 30 апреля 2013 года №213 (далее – Программа). Её составной частью является подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации» [7].
В целях дальнейшей стабилизации и улучшения наркоситуации, эффективной реализации мер, предусмотренных Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации, целесообразно:
1. Отнести антинаркотическую деятельность к вопросам местного значения путем внесения изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Предусмотреть возможность проведения плановых и внеплановых, обязательных, систематических и профилактических медицинских осмотров на предмет выявления наркопатологии среди молодежи путем внесения изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
3. Проработать возможность внесения в действующее законодательство изменений, направленных на создание экономической заинтересованности работодателя при трудоустройстве лиц, прошедших курс лечения от наркотической зависимости.
4. В целях противодействия распространению запрещённых веществ с использованием сети Интернет, а также вовлечения подростков и молодёжи в данную преступную деятельность, проработать вопрос о введении обязательной регистрации на интернет-ресурсах с использованием документов, удостоверяющих личность, а также их блокировки по ключевым словам и т.д.
Заключение
Развитие молодежной политики является важным фактором для формирования устойчивого общества и политической системы. Предложенные рекомендации могут помочь повысить эффективность молодежной политики и ее влияние на формирование активной гражданской позиции молодежи. Дальнейшее исследование и применение этих мер помогут достичь более прогрессивной молодежной политики.
Одной из мер, стимулирующих развитие молодежной политики, является создание специальных органов и структур, которые будут заниматься разработкой, реализацией и координацией молодежной политики. Они должны иметь достаточные ресурсы и полномочия для эффективной работы.
Одновременно необходимо предоставить молодежи возможности для самореализации и развития своих лидерских качеств. Для этого можно организовывать тренинги, семинары, конкурсы и другие мероприятия, позволяющие молодым людям проявить себя в различных областях.
Также важно создать условия для получения молодыми людьми качественного образования и доступа к информации. Государство должно поддерживать развитие образовательных программ и учреждений, а также обеспечивать свободный доступ молодежи к информационным ресурсам и средствам массовой информации.
Кроме того, необходимо проводить молодежные общественно-политические акции и мероприятия, такие как форумы, конференции и собрания, которые позволят молодежи высказывать свои идеи и мнения, а также принимать активное участие в обсуждении и принятии решений, затрагивающих их интересы и будущее.
При всем этом, необходимо учитывать индивидуальные особенности молодежи, ее разнообразие и специфические потребности. Молодежная политика должна быть направлена на поддержку и развитие всех групп молодежи, включая молодых людей с ограниченными возможностями, мигрантов и тех, кто находится в трудных социально-экономических условиях.
Источники:
2. Российская Федерация. Законы. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500 (дата обращения: 25.03.2024).
3. Российская Федерация. Законы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.government.ru/docs/15965/ (дата обращения: 01.04.2024).
4. Российская Федерация. Законы. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 № 1760-р «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в РФ». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.government.ru/docs/all/58323/ (дата обращения: 01.04.2024).
5. Российская Федерация. Законы. Закон Липецкой области от 25.10.2022 № 207-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405254997/ (дата обращения: 10.03.2024).
6. Российская Федерация. Законы. Закон Липецкой области от 29.09.2022 № 189-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области». Publication.pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.publication.pravo.gov.ru/ document/4800202210070004 (дата обращения: 02.04.2024).
7. Российская Федерация. Законы. Постановление администрации Липецкой области от 31.10.2013 № 495 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Реализация внутренней политики Липецкой области». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/33797642/ (дата обращения: 10.02.2024).
8. Алёхина И.С., Путря Н.Г. Молодежь как субъект и объект государственной молодежной политики: проблемные аспекты понятийного аппарата // Управленческое консультирование. – 2020. – № 3(135). – c. 39-46. – doi: 10.22394/1726-1139-2020-3-39-46.
9. Бизин С.В., Бизина А.С. Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1405-1422. – doi: 10.18334/epp.11.6.112195.
10. Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 879-896. – doi: 10.18334/epp.12.2.114252.
11. Бизин С.В. Проблематика управления кадровым обеспечением системы здравоохранения региона // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 1419-1438. – doi: 10.18334/lim.10.4.118953.
12. Войтенко Е.И., Коновалова К.Ю. Теоретические аспекты осуществления молодежной политики на территории муниципального образования // Научные Известия. – 2019. – № 17. – c. 31-39.
13. Бизин С.В. Государственная политика управления качеством жизни населения на основе системы здравоохранения. / Монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2023. – 210 c.
14. Должиков В.А. Оценка эффективности государственного управления молодежной политикой // Энигма. – 2021. – № 29-1. – c. 160-163.
15. Камалова М.И., Соловьев А.И. Государственная молодежная политика: проблемы и траектории развития в современной России // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. – № 83. – c. 62-83. – doi: 10.24411/2070-1381-2020-10109.
16. Леонова О.В. Государственная молодежная политика Российской Федерации: практика формирования и новые законодательные парадигмы // Власть. – 2020. – № 6. – c. 122-129. – doi: 10.31171/vlast.v28i6.7736.
17. Лыхин Д.А. Основные проблемы развития молодежной // Наука и образование. – 2020. – № 3. – c. 94.
18. Медведев Е.В. Проблемы трудоустройства молодежи в Омской области // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. – 2020. – № 5. – c. 135-139. – doi: 10.25206/2542-0488-2020-5-4-135-142.
19. Орлова Е.В. Молодежная политика в цифровую эпоху // Синергия Наук. – 2020. – № 46. – c. 541-548.
20. Официальный сайт управления молодежной Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://областьбудущего.рф (дата обращения: 01.03.2024).
21. Сайганова Е.В. Анализ эффективности молодежной политики на территории региона: проблемы и перспективы // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 68-6. – c. 100-103. – doi: 10.18411/lj-12-2020-249.
22. Бизин С.В. Управление системой здравоохранения как ключевым фактором качества жизни населения. / Монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2024. – 231 c.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:01:30