Молодежная политика Скандинавских стран

Карагулян Е.А.1, Тепляков Д.О.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 11, Номер 8 (Август 2021)

Цитировать:
Карагулян Е.А., Тепляков Д.О. Молодежная политика Скандинавских стран // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 8. – С. 2045-2062. – doi: 10.18334/epp.11.8.113243.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46541471

Аннотация:
Социально-экономическая политика является одним из ключевых направлений государственной политики стран. Тем не менее механизм ее разработки, финансирования и реализации имеет существенные межстрановые различия. Данное исследование посвящено сравнительному анализу институциональных аспектов реализации молодежной политики Скандинавских стран. Исследование позволяет сделать вывод о том, что страны Северной Европы имеют следующие схожие черты в разработке и реализации молодежной политики: межсекторальный характер молодежной политики; вовлечение в решение молодежных проблем местного самоуправления; независимость Скандинавских стран в установлении собственной молодежной политики от принятых в Европейском Союзе документов; следующие одинаковые цели молодежной политики - направленность на усиление вовлечения молодежи в жизнь общества, обеспечение равных возможностей (выравнивание возможностей для наиболее уязвимых социальных групп молодежи), защита молодежи на рынке труда; стремление правительств всех стран расширить возможности молодого поколения в области трудовой, социальной, культурной и научной сферах. Несмотря на ряд схожих черт в разработке и реализации молодежной политики в Скандинавских странах имеются существенные институциональные различия, вызванные историческими различиями рассматриваемых стран.

Ключевые слова: молодежная политика, стратегия реализации молодежной политики, финансирование молодежной политики, страны Северной Европы, Северные страны

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19–29–07134 “Социально-экономические гарантии реализации интеллектуального потенциала молодежи: сравнительное исследование опыта России и Скандинавских стран”.

JEL-классификация: J13, J24, O15



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что социальная и экономическая поддержка молодежи является одним из направлений государственной политики каждого государства. Особенно важным для дальнейшего роста является создание условий для реализации интеллектуального потенциала молодежи, как одного из основных факторов экономического и научно-технического роста страны.

Молодежная политика Стран Северной Европы базируется на ряде документов принятых ООН, Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, ЮНЕСКО, Совета Европы, а также рекомендации других организаций по формированию молодежной политики с учетом тенденций, принципов и направлений реализации молодежной политики в мире. Европейским Парламентом принята Молодежная стратегия ЕС, которая является основой для сотрудничества ЕС в области молодежной политики на 2019–2027 годы [1]. В качестве основных целей Стратегии развития молодежной политики в ЕС были обозначены 11 направлений: тесное взаимодействие с молодежью ЕС; обеспечение равенства полов; создание инклюзивного общества; доступность информации и конструктивный диалог; психическое здоровье и благополучие; продвижение сельской молодежи; обеспечение занятости для всех; обеспечение качественного образования и обучения; пространство и участие для всех; устойчивая зеленая Европа; молодежные организации и европейские программы. Таким образом, «Стратегия развития молодежной политики ЕС» способствует участию молодежи в демократической жизни, поддерживает социальную и гражданскую активность и стремится обеспечить всем молодым людям необходимые ресурсы для участия в жизни общества.

Цель данной статьи – провести компаративный анализ институциональной составляющей разработки и реализации молодежной политики Скандинавских стран. Полученные результаты могут быть учтены в российской практике реализации молодежной политики, прежде всего направленной на поддержку и развитие интеллектуального и творческого потенциала молодежи, как одного из основных факторов экономического роста страны.

Европейский союз отличается достаточно высоким уровнем социальной поддержки населения, в том числе и молодежи. При этом следует отметить, что Скандинавские страны демонстрируют уровень социальных расходов, превышающий среднеевропейский [2]. В таблице 1 представлены данные демонстрирующие долю социальных пособий выплаченных населению стран в процентном соотношении к ВВП страны. Среди Скандинавских стран наибольшая доля социальных выплат к ВВП страны имеет Финляндия и Норвегия, наименьшая доля расходов к ВВП страны у Исландии.

Столь высокая доля социальных расходов позволяет Скандинавским обеспечивать населению страны высокий уровень жизни, создавать условия для развития потенциала молодежи путем выплаты различных грантов, пособий, выплат. При этом, следует учитывать, тот факт, образование во всех Скандинавских странах бесплатное, а также то, что все страны ЕС при формировании стратегии развития молодежи взяли на себя обязательство поддерживать творческий и инновационный потенциал, таланты молодых людей посредством формального и неформального образования. В том числе, разработанный Пакет поддержки занятости молодежи в ЕС и Европейская программа повышения квалификации также направлены на укрепление способностей молодых граждан к инновациям, социальной и профессиональной интеграции [3].

Таблица 1

Социальные пособия (кроме социальных трансфертов в натуральной форме), выплачиваемые органами государственного управления, % от ВВП

Страна
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Дания
17,0
16,5
16,1
15,8
15,6
16,6
Норвегия
14,8
15,4
15,0
14,2
14,7
17,0
Финляндия
19,7
19,4
18,8
18,4
18,2
19,5
Швеция
13,2
13,1
12,8
12,6
12,3
13,0
Исландия
6,1
5,9
6,5
6,6
7,3
9,9
Источник: составлена авторами по данным Евростат/https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tec00023/default/table?lang=en – (дата обращения 21.07.2021).

В целом правительство ЕС побуждает национальные власти стран участниц Европейского союза придерживаться единого подхода к формированию и реализации молодежной политики. Молодежная политика стран ЕС должна носить межотраслевой характер, и осуществляться при участии властей, отвечающих за все важные области жизни молодых людей. Еще одним важным аспектом молодежной политики в странах ЕС является, то, что она должна основываться на анализе реальных социальных и экономических данных, характеризующих условия жизни молодых людей. К примеру, проблемы занятости молодежи даже в странах Северной Европы различны. Например, в Норвегии количество молодых людей не занятых ни работой, ни учебой почти в три раза больше, чем в соседней Швеции (таблица 2).

Таблица 2

Молодые люди, не занятые ни работой, ни образованием и профессиональной подготовкой (15–24 года), % от общей численности населения в той же возрастной группе

Страна
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Дания
7
6,7
7,6
7,7
7,7
7,4
Норвегия
20,1
19,6
19,9
19,7
19,3
16,4
Финляндия
10,6
9,9
9,4
8,5
8,2
9,3
Швеция
6,7
6,5
6,2
6,0
5,5
6,5
Источник: составлена авторами по данным Евростат/https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tec00023/default/table?lang=en – (дата обращения 21.07.2021).

Как указывают исследователи в данной сфере, европейское молодежное измерение оказывает особое влияние на внутреннюю молодежную политику, тем не менее страны имеют разный опыт европейской интеграции в молодежной политике [4]. Поэтому каждая страна Европейского союза может иметь собственную стратегию развития молодежной политики или ряд законодательных актов, регулирующих развитие данной сферы. Несмотря на наличие единой стратегии развития молодежи в Европейском союзе, страновая политика имеет отличия, которые заключаются не только в законодательстве стран в данной области, но и в объемах финансирования молодежной политики, мерах реализации политики. Также необходимо отметить большое значение сотрудничества европейских стран в реализации молодежной политики.

Рассмотрим общие черты и отличительные особенности молодежной политики Скандинавских стран.

Молодежная политика Норвегии

В Норвегии, как и в большинстве стран Северной Европы в реализации молодежной политики используется межсекторальный подход. В стране отсутствует утвержденная Стратегия развития молодежи, охватывающая все направления молодежной политики. Вместе с тем в Норвегии правительством утверждено несколько программных документов, регулирующих различные аспекты молодежной политики в разных секторах: семья и сообщество; детский сад, школа и трудовая жизнь; здоровье и благополучие; культура и досуг. В качестве основных целей и принципов, реализуемой правительством молодежной политики заявлено: безопасное воспитание в семье и в местном сообществе; равные права и возможности; участие и влияние; качественные услуги для всех.

Необходимо отметить, что некоторые из направлений для молодежи складываются в рамках общей стратегии государства, направленной на граждан всех возрастов. Например, всем известная политика органов государственной власти Норвегии, направленная на обеспечение равенства возможностей для граждан, прежде всего между мужчинами и женщинами, отражается в вопросах молодежной политики. Как например указывают исследователи девочки в Норвегии (в отличии, например, от девочек Италии и Турции) сообщили о наибольшем количестве возможностей для развития [5]. Это же можно отметить, в отношении развития участия и влияния молодежи на политические процессы. Как отмечают ученые такая политика проводится с 80-х годов прошлого столетия и имеет свою норвежскую специфику, заключающуюся в большей степени в вовлечении молодежи в местную политическую повестку для обучения молодых людей культуре решения политических вопросов [6]. В отличие от других исследуемых стран в Норвегия достаточно серьезное внимание уделяется вопросам безопасности. Такая специфика продиктована всем известным историческим событием 22 июля 2011 года, когда Андерс Брейвик убил 77 человек. Данное событие отражается не только в официальных документах, но и в исследованиях норвежских ученых, которые отмечают важность вопросов безопасности для различных групп молодежи, неуверенность молодежи в личной безопасности, а также указывают на стратегии личной безопасности [7].

Ответственным органом за разработку и реализацию общей стратегии в области молодежной политики является Министерство по делам детей и семьи, за реализацию части задач молодежной политики и предоставления социально-экономических гарантий молодежи отвечают ряд министерств и учреждений. Разделение задач и ответственности требует сотрудничества и координации между министерствами и между различными уровнями управления. Наиболее важными с точки зрения ответственности за политику и услуги, затрагивающие молодежь в Норвегии, являются:

• Министерство культуры.

• Министерство образования и науки.

• Министерство труда и социальных дел.

• Министерство здравоохранения и медицинского обслуживания.

• Министерство юстиции и общественной безопасности.

Большинство министерств несут ответственность за меры, прямо или косвенно затрагивающие детей и молодежь. Министерства взаимодействуют во многих областях и часто выступают с совместными инициативами в виде планов действий, стратегий и парламентских объявлений. Так план действующего правительства на 2021 год по инициативам в области детской и молодежной политики, был разработан в сотрудничестве между Министерством по делам детей и семьи, Министерством здравоохранения и социальных служб, Министерством культуры, Министерством образования и науки, Министерством юстиции и общественной безопасности и Министерством труда и социальных дел. В нем представлены общие цели и основные направления государственной политики в отношении детей и молодежи, но не включены все меры

Министерство по делам детей и семьи и находящееся в его подчинении Управление по делам детей, молодежи и семьи часто координируют усилия государства в интересах детей и молодежи. Норвежское Управление по делам детей, молодежи и семьи является правительственным учреждением по обеспечению благополучия и защиты детей и семей в Норвегии. Его основная цель - предоставлять качественные услуги детям, молодежи и семьям. Управление размещает на своем официальном сайте публичную информацию и рекомендации о правах, возможностях и обязанностях на молодых людей в возрасте от 13 до 20 лет.

Норвежское управление образования и профессиональной подготовки является исполнительным агентством Министерства образования и науки и отвечает за развитие начального и среднего образования. На Управление образования и профессиональной подготовки Норвегии возложена ответственность по надзору в сфере управления в стране. Норвежское Управление интеграции и разнообразия реализует политику правительства в области интеграции беженцев и мигрантов в общество. На управление возложена задача по укреплению компетенции муниципалитетов, отраслевых властей и других партнеров по сотрудничеству в области интеграции мигрантов в общество и рынок труда, а также недопущения негативного социального контроля и прочие вопросы.

Норвежское управление труда и социального обеспечения занимается защитой, предоставлением социально-экономических гарантий для населения, в том числе молодежи. Управление обеспечивает выплаты пособий по безработице, по болезни, уходу за ребенком, пенсий, то есть оказывает финансовую поддержку в установленных законодательствам случаях.

Молодежная политика Дании

В Дании не существует Министерства по делам молодежи, национального агентства по делам молодежи, а также отдельного закона о молодежи. Молодежная политика интегрирована в другие соответствующие отрасли, реализуется в отраслевых министерствах, таких как таких как Министерство по делам детей и образования, Министерство социальных дел и внутренних дел, Министерство здравоохранения и т. д. Молодежная политика Дании проявляется в таких областях политики, как образование, занятость, здравоохранение, социальные вопросы, культура и др.

Таким образом молодежная политика и ее реформирование носят также межотраслевой характер и требуют скоординированности деятельности различных министерств. На местном уровне реализация молодежной политики лежит на региональных властях и муниципалитетах. Муниципалитеты Дании имеют право определять местные стратегии и цели, объемы финансирования молодежной политики, при условии, что они соответствуют национальному законодательству, социально-экономическим целям, установленным правительством.

В частности, муниципалитеты в соответствии с Законом о социальных услугах (lov om social service, Lbk nr. 1287 af 28/08/2020), должны осуществлять последовательную политику в отношении детей и молодежи, несут ответственность за политику по поддержке благосостояния населения, в части предоставления широкого спектра социальных услуг. населению, в том числе социально-экономической поддержки семей с детьми, за обеспечение качественного начального образования и т.д. Согласно закону, муниципальные службы должны способствовать развитию, благополучию и независимости детей и молодежи. Политика в отношении детей и молодежи должна обеспечивать связь между общими и профилактическими мерами и мерами, направленными на детей и молодежь с особыми потребностями. Причем на муниципальном уровне решается значительная часть вопросов, касающихся молодежи [8]. Сюда входят детские сады, начальные и средние школы, здравоохранение, волонтерский сектор и меры по особым потребностям детей и молодежи.

Правительство Дании проводит политику, направленную на финансирование ряда важнейших социальных услуг, позволяющих поддерживать и развивать интеллектуальный потенциал молодежи в стране. Образовательная сфера является основной частью молодежной политики дании, авторы выделяют образовательный подход к молодежной политике Дании [9]. Кроме образовательной сферы, правительство финансирует меры по трудоустройству молодежи; медицинские услуги; досуг молодежи на уровне муниципалитетов; меры для молодежи с особыми потребностями, для молодых людей с физическими или умственными недостатками, для социально уязвимой молодежи. В научной сравнительной статье опыта молодежи из группы риска - бросивших учебу отмечается на передовой опыт Дании по открытию, а также огромной пользе для молодежи профориентационных центров, который используется также в Великобритании и Венгрии [10].

Молодежная политика Швеции

В настоящее время в Швеции нет национального закона о молодежи. Однако, в 2010 году Парламент страны постановил, что все законы, касающиеся детей и молодежи в возрасте до 18 лет, должны быть сформулированы в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка. В 2017 году правительство Швеции решило внести в Совет по законодательству предложение о включении Конвенции о правах ребенка (КПР) в шведское законодательство. Закон вступил в силу 1 января 2020. В стране принято несколько законодательных актов, затрагивающих потребности и права молодежи:

· Закон о поддержке и обслуживании лиц с определенными функциональными нарушениями (Lagen om stöd och service till vissa funktionshindrade, LSS);

· Закон об иностранцах (Utlänningslagen);

· Закон о заботе о молодых людях (Lag med särskilda bestämmelser om vård av unga)

· Закон об образовании (Сколлаген);

· Закон о высшем образовании (Högskolelag);

· Кодекс родителей (Föräldrabalken);

· Закон о социальных услугах (Socialtjänstlagen).

Цель молодежной политики - все молодые люди должны иметь доступ к хорошим условиям жизни, возможность формировать свою жизнь и влиять на развитие общества.

Приоритетами молодежной политики Швеции в 2021 году являются следующие:

- улучшение психического здоровья молодых людей

- предоставление доступа к содержательным занятиям в свободное время для всех молодых людей

- вовлечение всех молодых людей в социальные проблемы

- социальная интеграция молодых людей и выход на рынок труда.

С 2015 года Правительство Швеции реализует стратегию, направленную на максимальное участие и интеграцию молодежи в возрасте от 15 до 25 лет, уделяя особое внимание тем, кто сталкивается с наибольшими трудностями в социальной интеграции. Целевой группой данной стратегии являются прежде всего молодые люди с ограниченными возможностями, те, кто не закончил гимназию, а также молодые иммигранты.

Предоставление доступа к содержательным занятиям включают возможности играть в игры, участвовать в бесплатных занятиях спортом, прохождении музыкального обучения или просто пообщаться с друзьями. Государственная финансовая поддержка в основном направляется национальным молодежным организациям, ориентированным на досуг. Эта поддержка направлена в поощрении стимулирования досуга, демократии, недискриминации и гендерного равенства. По крайней мере, 60% участников должны быть в возрасте от 16 до 29 лет, чтобы ассоциация получала государственные средства; около половины молодых людей в Швеции являются членами ассоциации [11].

Обновленная программа действий Правительства была принята ​​в марте 2021 года (Сообщение правительства 2020/21:105) и включает 100 государственных инициатив в рамках четырех приоритетов. Приоритетами являются психическое благополучие молодых людей, социальная интеграция и вовлечение молодежи в рынок труда, значимая досуговая деятельность для всей молодежи и участие молодых людей в жизни общества. По данным Северного центра благополучия и социальным вопросам молодые люди сталкиваются с проблемами психического здоровья, касающихся работы, занятости, образования, жилья, частной экономики и жизни в целом. Раннее выявление проблем психического здоровья и раннее вмешательство являются приоритетными областями психического здоровья детей и молодежи, когда почти каждый пятый шведский ребенок в возрасте от 10 до 18 лет борется с проблемами психического здоровья, меры по решению проблем психического здоровья в школах крайне необходимы [12].

В Швеции молодежную политику осуществляют в значительной степени муниципалитеты. Как отмечают ученые, в принципе, децентрализация позволяет местным властям проводить более эффективную политику, адаптированную к местным условиям и индивидуальным потребностям, но муниципалитеты Швеции существенно различаются по своим условиям и ресурсам для поддержки молодых людей в переходе от учебы к работе [13]. Анализ, проведенный Л. Лундаль и Дж. Олофссон показал, что существует неоправданно большой уровень различия между регионами и муниципалитетами с точки зрения их сфер деятельности и качества поддержки, которую они оказывают бросившим школу и молодым безработным. Таким образом, молодые люди из крупных муниципалитетов более социально защищены, и данная проблема требует решений со стороны правительства Швеции.

Молодежная политика Исландии

В Исландии молодежная политика децентрализована, также имеет межотраслевой характер. Новый закон, определяющий рамки молодежной политики в стране, был подписан в 2007 году, заменив старый закон 1970 года. Согласно Закону о молодежи №70/2007 года, Министерство образования, науки и культуры несет ответственность за формирование молодежной политики при участии других Министерств, таких как Министерство благосостояния, в вопросах, касающихся благополучия молодежи, и Министерство здравоохранения по вопросам здоровья этой группы.

Министр образования, науки и культуры назначает девять должностных лиц в Совет по делам молодежи, который консультирует высшие органы власти по вопросам молодежной политики. Большая часть вопросов молодежной политики формируется на местном уровне, каждый муниципалитет может выстраивать собственную политику в отношении развития молодежи. В формировании молодежной политики также участвуют и различные неправительственные организации и учреждения, такие как Национальная ассоциация родителей, Управление омбудсмена по делам детей, дома и школы, Национальная ассоциация родителей.

Правительство страны уделяет большое внимание развитию молодежи страны. В рамках реализуемой политики решаются важные социальные проблемы, связанные со здоровым образом жизни, проблемы преждевременного прекращения образования и профессиональной подготовки, а также вовлечение молодежи в общественные процессы. Необходимо отметить и другие вопросы, в молодежной политики с которыми сталкиваются исландские муниципалитеты. В научных статьях описываются проблемы молодых мигрантов [14]. Несмотря на тот факт, что Исландия приняла меньшее количество мигрантов, чем другие Северные страны, для Исландии миграционные потоки увеличились в значительной мере [15]. Также как и в Швеции в Исландии также на уровне муниципалитетов решаются проблемы, связанные с психическими расстройствами у молодежи [16].

Молодежная политика Финляндии

В Финляндии в соответствии с «Законом о молодежи» ответственным органом, реализующим «Национальную программу молодежной работы и молодежной политики», является Министерство образования и культуры. Однако в стране также реализуется межсекторальный принцип реализации молодежной политики, в соответствии с которым ряд министерств и ведомств способствуют ее воплощению в жизнь. Ключевым инструментом межотраслевой молодежной политики является «Национальная программа молодежной работы и молодежной политики». Министерство образования и культуры вместе с другими заинтересованными министерствами отвечает за подготовку данной программы.

В соответствии с действующей Правительственной программой основными темами Национальной программы молодежной работы и молодежной политики на 2020–2023 годы являются предотвращение социальной изоляции, повышение инклюзии и вовлеченности молодежи в общественные процессы. Социальное отчуждение должно быть предотвращено за счет обеспечения равных возможностей для полноценной жизни молодых людей. Программа включает три цели:

1) Сокращение социальной изоляции,

2) Создание условий для молодежи в области участия в общественной жизни и оказания влияния на общественные процессы;

3) Повышение доверия обществу со стороны молодежи, обеспечение недискриминации и безопасности.

Доверие является очень важным инструментом молодежной политики Лассе Сиурала, в частности, отмечает, что система оценки работников в сфере молодежной политики заставляет их работать лучше и использовать результаты рейтинга работников для собственного продвижения [17]. Также автор отмечает, что общественные организации, посредством которых и осуществляется значительная часть мер работы с молодежью, проводят самооценку с использованием специальной методики, после чего следует обсуждение проведенной самооценки с органами власти в сфере молодежной политики службой. Такое обсуждение используется для следующих целей:

1) служит основанием для принятия решения о размере финансирования оплаты труда;

2) для выявления лучших практик и обмена опытом среди организаций;

3) найти лучшие способы поддержки данных организаций.

Необходимо отметить, предпринимаемые финским правительством меры поддержки молодежи на рынке труда [18]. Молодежная политика Финляндии также, как и в большинстве стран Европейского союза, основывается на научно доказанных фактах. Ежегодно правительство страны выделяет средства на проведение научно-обоснованных тематических исследований молодежи и их проблем и потребностей в обществе.

Влияния молодежи на общество происходит посредствам молодежных советов, студенческих советов, центров экспертизы молодежной работы, он-лайн-сервиса Nuortenideat.fi, молодежных воркшопов (семинаров), проводимого ежегодно Государственным советом молодежи и Финской молодежной исследовательской сетью опроса Молодежный барометр [19].

Финансирование реализации молодежной политики в большей степени осуществляется за счет средств республиканского бюджета, но часть средств также поступает из бюджетов муниципалитетов. На финансирование молодежной политики идет почти 30% доходов бюджета от игровой деятельности в стране.

В 2019 году Правительство Финляндии направило из государственного бюджета 78 393 миллиона долларов. Большая часть этого бюджета выделяется из доходов от игровой деятельности, а остальная часть - из государственного бюджета [20].

Правительство выделяет ассигнования на социальное обеспечение и занятость молодежи, на образование, на политические инициативы, влияющие на молодых людей.

В таблице 3 представлены ключевые направления молодежной политики Скандинавских стран.

Таблица 3

Основные направления молодежной политики

ЕС
Норвегия
Дания
Швеция
Исландия
Финляндия
взаимодействие с молодежью ЕС; обеспечение равенства полов;
создание инклюзивного общества; доступность информации и конструктивный диалог; психическое здоровье и благополучие; продвижение сельской молодежи; обеспечение занятости для всех; обеспечение качественного образования и обучения; пространство и участие для всех; устойчивая зеленая Европа; молодежные организации и европейские программы.
безопасное воспитание в семье и в местном сообществе; равные права и возможности; участие и влияние на общественные процессы; качественные услуги для всех
Развитие интеллектуального потенциала молодежи в стране;
поддержка образования,
меры по трудоустройству молодежи; медицинские услуги;
досуг молодежи; меры для молодежи с особыми потребностями, для молодых людей с физическими или умственными недостатками, для социально уязвимой молодежи.
улучшение психического здоровья молодых людей
предоставление доступа к содержательным занятиям в свободное время для всех молодых людей
вовлечение всех молодых людей в социальные проблемы
социальная интеграция молодых людей и выход на рынок труда.
здоровый образ жизни, проблемы преждевременного прекращения образования и профессиональной подготовки, участие в общественных процессах.
равные возможности для полноценной жизни; сокращение социальной изоляции;
участие в общественной жизни и оказания влияния на общественные процессы;
повышение доверия обществу со стороны молодежи, обеспечение недискриминации и безопасности; поддержка молодежи на рынке труда
Источник: составлена автором на основе проведенного анализа

Выводы

Проведенный анализ политики стран Северной Европы позволил выявить ряд общих черт молодежной политики Скандинавских стран. Во-первых, это межсекторальный характер молодежной политики, продиктованный общим подходом, применяемым в Европейском Союзе. Такой подход является вполне обоснованным, так как проблемы молодежи во многом не отличаются от проблем взрослых людей, начиная от безработицы заканчивая решением проблем досуга. Во-вторых, это вовлечение в решение молодежных проблем местного самоуправления. В-третьих, Северные страны достаточно независимы в установлении собственной молодежной политики от принятых в Европейском Союзе документов в области молодежной политики, и могут устанавливать направления молодежной политики в направленные на решение собственных проблем. В-четвертых, общими чертами в молодежных политиках всех стран Северной Европы являются направленность на усиление вовлечения молодежи в жизнь общества, обеспечение равных возможностей (выравнивание возможностей для наиболее уязвимых социальных групп молодежи), защита молодежи на рынке труда. Также общими направлениями молодежных политик можно считать стремление правительств всех стран расширить возможности молодого поколения в области трудовой, социальной, культурной и научной сферах.

В связи с существующими различиями стран Северной Европы необходимо отметить, что во всех странах политика строится и корректируется с учетом текущих данных о потребностях и проблемах молодежи. Соответственно среди особенностей молодежной политики Норвегии можно выделить стремление к обеспечению безопасных условий жизни детей и молодежи. Для молодежной политики Дании необходимо отметить такое направление как развитие медицинских услуг для молодежи, а в Швеции и Финляндии решение психологических проблем молодежи. В Исландии развивается направление, связанное со здоровым образом жизни.

[1] Грачев Е. Н. Молодежная политика в Европейском союзе: национальный и наднациональный уровни/Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Московский государственный институт международных отношений (университет). Москва, 2019. - с.54.

[2] Грачев Е.Н. Молодежная политика в Европейском союзе/ Международные процессы. 2016. Т. 14. № 4 (47). С. 133–145.

[3] The Youth Guarantee country by country - Employment, Social Affairs & Inclusion - European Commission. (n.d.). Retrieved July 25, 2021, from https://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=1161&langId=en&intPageId=3332.

[4] Daria Buyanova, Olga Bykova. Europeanization of Youth Policy: Case Study of Finland and Norway // European Youth Labour Markets pp 205-217. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007%2F978-3-319-68222-8_14 (Date of access 27.04.2021).

[5] Nora Wiium, Ayfer Dost-Gözkan & Marianna Kosic. Developmental Assets Among Young People in Three European Contexts: Italy, Norway and Turkey // SpringerLink 2019. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10566-018-9446-1 (Date of access 27.04.2021).

[6] Stine Berrefjord. New contexts for youth participation: integrating youth theory, policy and practice in Norway// Revisiting youth political participation. Challenges for research and democratic practice in Europe. Edited by Joerg Forbrig. Council of Europe Publishing. 2005. URL: http://republikamladi.reactororg.webfactional.com/media/download-files/megjunarodni-istrazhuvanja/Revisiting_youth_politica.pdf#page=103 (Date of access 27.04.2021).

[7] Nikolai George Lewis Holm, Linn-Marie Lillehaug Pedersen & Elisabeth Pettersen (2020) Youth, gender, and perceptions of security in Norway, International Journal of Adolescence and Youth, 25:1, 421-434, DOI: 10.1080/02673843.2019.1669060 URL: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1669060

[8] Xuan Li. The critical assessment of the youth policy and youth civic engagement in Denmark and three Danish municipalities // Children and Youth Services Review. 2020. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0190740919306188?via%3Dihub

[9] Torben Bechmann Jensen & Gry Morch-Hejl & Sven Morch & Liv Os Stolan. Youth transitions, youth policy and participation. National report from Denmark // Department of Psychology(Date of access 27.04.2021).

University of Copenhagen. URL: https://iris-egris.de/yoyo/pdf/danemnr.pdf

[10] Szilvia Schmitsek. “Who are you to know who I am?” Comparing the experiences of youth at risk of dropping out in England, Denmark and Hungary // Compare: A Journal of Comparative and International

Education. 2020. URL: https://www.researchgate.net/profile/Szilvia-Schmitsek/publication/341027776_%27Who_are_you_to_know_who_I_am%27_Comparing_the_experiences_of_youth_at_risk_of_dropping_out_in_England_Denmark_and_Hungary/links/5eb2d597299bf152d69e3bf8/Who-are-you-to-know-who-I-am-Comparing-the-experiences-of-youth-at-risk-of-dropping-out-in-England-Denmark-and-Hungary.pdf (Date of access 27.04.2021).

[11] Forkby, T. Youth Policy and Participation in Sweden – a historical perspective // Marti Taru, Filip Coussée & Howard Williamson (ed.), The history of youth work in Europe - Volume 4 (pp. 45-57). 2014. Strasbourg: Council of Europe Publishing. URL: http://lnu.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1194866&dswid=-7335(Date of access 27.04.2021).

[12] Mona Sommer. Mental health among youth in Sweden: Who is responsible? What is being done? // Nordic Welfare Centre, 2016. URL: https://www.diva-portal.org/smash/record.jsf?pid=diva2%3A1071223&dswid=3349

[13] Lisbeth Lundahl & Jonas Olofsson (2014) Guarded transitions? Youth trajectories and school-to-work transition policies in Sweden // International Journal of Adolescence and Youth, 19:sup1, 19-34, 2014 DOI: 10.1080/02673843.2013.852593 URL: https://doi.org/10.1080/02673843.2013.852593(Date of access 27.04.2021).

[14] Eva Harðardóttir, Berglind Rós Magnúsdóttir & Jo-Anne Dillabough (2021) Understanding the politics of inclusion, the ‘refugee’ and nation: analysis of public policies and teacher narratives in Iceland, International Journal of Inclusive Education, 25:2, 239-258, DOI: 10.1080/13603116.2019.1707306

[15] Anna Katarzyna Wozniczka and Per-Åke Rosvall. A Nordic model in policy and practice? The case of immigrants and refugees in rural schools in Iceland and Sweden // Hungarian Educational Research Journal. 2019. URL: https://akjournals.com/view/journals/063/9/3/article-p388.xml (Date of access 27.04.2021).

[16] Cecilie Høj Anvik & Ragnhild Holmen Waldahl. Excluded Youth in Iceland, the Faroe Islands and Norway // Nordic Welfare Research. 2017. URL: https://www.idunn.no/nordisk_valfardsforskning/2017/01/excluded_youth_in_iceland_the_faroe_islands_and_norway(Date of access 27.04.2021).

JR Arnardóttir. Mental health among youth in Iceland: Who is responsible? What is being done?// diva-portal.org URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:968735/FULLTEXT01.pdf(Date of access 27.04.2021).

[17] Lasse Siurala. Youth Work in Finland // The Impact of Youth Work in Europe: A Study of Five European Countries

Edited by Jon Ord with Marc Carletti, Susan Cooper, Christophe Dansac, Daniele Morciano, Lasse Siurala and Marti Taru. Humak University of Applied Sciences Publications, 56. Helsinki. 2018. URL: https://d1wqtxts1xzle7.cloudfront.net/65138456/The_Impact_Of_Youth_Work-with-cover-page-v2.pdf?Expires=1628585703&Signature=OfOM~FKCeQAu7tktSwHOEALQoBS9IyvrocgiErx-tNVLr8G1xNQfOM~Bn8v0164quQrlxJMFEi7mAW4xNGb07kgy2i4ztWJP2wsWmk~y8zRWAzfnixo1JHvJoF2DkEDL8dIX-ZuTS43G6DOz55hTNDmKJRiA4oAnUaO7q2nJIt16i-LXbmW2ARlg3ECZu5usAG77BiVGzoW9BWpSvkBKC8B9kRh-xSppubaEy84saXrYGW7zy3q33utKll0QEw011rQBwCIjHxlAQqHROoksQygMmqmium6mKcajcRFzxbHBnvInTci5e4iHN~ZPY76pNGKQ7kGRzoIux5F6fAQxJQ__&Key-Pair-Id=APKAJLOHF5GGSLRBV4ZA#page=49 (Date of access 27.04.2021).

[18] Риэккинен М. А., Гафнер А. И., Рагозина Л. Ю. Поддержка молодежи в получении качественного образования и трудоустройстве: социально-экономические гарантии в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции // Научное обозрение: теория и практика. 2020. Т. 10. Вып. 6. С. 1067–1078. DOI: 10.35679/2226-0226-2020-10-6-1067-1078. С 71.

[19] Mariya Riekkinen. Social Inclusion, Empowerment, and Youth Rights: A Note on the Legislation of Finland. // Promoting the Social Inclusion of Youth and Access to Labour Markets: Experiences in Finland, Sweden, and Russia. Institute for Human Rights Åbo Akademi University Vänrikinkatu 3A 20500 Turku, Finland 2019. URL: https://www.abo.fi/wp-content/uploads/2019/06/Riekkinen-et-al_-Promoting-the-Social-Inclusion-of-Youth_2019.pdf#page=7 (Date of access 27.04.2021).

[20] Европейская комиссия: Молодежь. Электронный ресурс URL: http://ec.europa.eu/youth, (дата обращения 21.07.2021).


Источники:

1. Алексеев С. В. Молодежная политика в Европе и России (сравнительный анализ) // Проблемы постсоветского пространства. – 2017. – № 4(1). – c. 49-56. – doi: 10.24975/2313–8920-2017-4-1-49-56.
2. Амиантова И.С. Образовательная политика Европейского союза: проблемы и перспективы // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2016. – № 4 (35). – c. 124–131.
3. Бизин С.В., Бизина А.С. Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1405–1422. – doi: 10.18334/epp.11.6.112195.
4. Грачев Е.Н. Молодежная политика в Европейском союзе // Международные процессы. – 2016. – № 4 (47). – c. 133–145.
5. Грачев Е. Н. Молодежная политика в Европейском союзе: национальный и наднациональный уровни. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Московский государственный институт международных отношений (университет). - Москва, 2019.
6. Риэккинен М. А., Гафнер А. И., Рагозина Л. Ю. Поддержка молодежи в получении качественного образования и трудоустройстве: социально-экономические гарантии в Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – № 6. – c. 1067–1078. – doi: 10.35679/2226-0226-2020-10-6-1067-1078.
7. Anna Katarzyna Wozniczka, Per-Åke Rosvall A Nordic model in policy and practice? The case of immigrants and refugees in rural schools in Iceland and Sweden // Hungarian Educational Research Journal. – 2019.
8. Cecilie Høj Anvik, Ragnhild Holmen Waldahl (2017). Excluded Youth in Iceland, the Faroe Islands and Norway. Nordic Welfare Research. [Электронный ресурс]. URL: https://www.idunn.no/nordisk_valfardsforskning/2017/01/excluded_youth_in_iceland_the_faroe_islands_and_norway (дата обращения: 27.04.2021).
9. Buyanova D., Bykova O. Europeanization of Youth Policy: Case Study of Finland and Norway. - European Youth Labour Markets, 2018. – 205-217 p.
10. Jon Ord, Marc Carletti, Susan Cooper, Christophe Dansac, Daniele Morciano, Lasse Siurala, Marti Taru The Impact of Youth Work in Europe: A Study of Five European Countries. - Humak University of Applied Sciences Publications, 2018.
11. Szilvia Schmitsek “Who are you to know who I am?” Comparing the experiences of youth at risk of dropping out in England, Denmark and Hungary // Compare. – 2020. – doi: 10.1080/03057925.2020.1747984.
12. Eva Harðardóttir, Berglind Rós Magnúsdóttir & Jo-Anne Dillabough Understanding the politics of inclusion, the ‘refugee’ and nation: analysis of public policies and teacher narratives in Iceland // International Journal of Inclusive Education. – 2021. – № 25:2. – p. 239-258. – doi: 10.1080/13603116.2019.1707306.
13. Forkby T. Youth Policy and Participation in Sweden – a historical perspective. / In: The history of youth work in Europe - Volume 4 / [ed.] Marti Taru, Filip Coussée & Howard Williamson. - Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2014. – 45-57 p.
14. Arnardóttir J.R. Mental health among youth in Iceland: Who is responsible? What is being done?. Diva-portal.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:968735/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 27.04.2021).
15. Lasse Siurala Youth Work in Finland. / The Impact of Youth Work in Europe: A Study of Five European Countries. - Humak University of Applied Sciences Publications, 2018.
16. Lisbeth Lundahl, Jonas Olofsson Guarded transitions? Youth trajectories and school-to-work transition policies in Sweden // International Journal of Adolescence and Youth. – 2014. – № 19(1). – p. 19-34. – doi: 10.1080/02673843.2013.852593.
17. Mariya Riekkinen Social Inclusion, Empowerment, and Youth Rights: A Note on the Legislation of Finland. / Promoting the Social Inclusion of Youth and Access to Labour Markets: Experiences in Finland, Sweden, and Russia. - Institute for Human Rights Åbo Akademi University Vänrikinkatu 3A 20500 Turku, Finland, 2019.
18. Mona Sommer Mental health among youth in Sweden: Who is responsible? What is being done?. - Nordic Welfare Centre, 2016.
19. Nikolai George Lewis Holm, Linn-Marie Lillehaug Pedersen, Elisabeth Pettersen Youth, gender, and perceptions of security in Norway // International Journal of Adolescence and Youth. – 2020. – № 25:1. – p. 421-434. – doi: 10.1080/02673843.2019.1669060.
20. Nora Wiium, Ayfer Dost-Gözkan, Marianna Kosic Developmental Assets Among Young People in Three European Contexts: Italy, Norway and Turkey. - SpringerLink, 2019.
21. Stine Berrefjord New contexts for youth participation: integrating youth theory, policy and practice in Norway. / Revisiting youth political participation. Challenges for research and democratic practice in Europe. Edited by Joerg Forbrig. - Council of Europe Publishing, 2005.
22. Szilvia Schmitsek “Who are you to know who I am?” Comparing the experiences of youth at risk of dropping out in England, Denmark and Hungary // Compare. – 2020. – doi: 10.1080/03057925.2020.1747984.
23. The Youth Guarantee country by country - Employment, Social Affairs & Inclusion - European Commission. (n.d.). [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/social/main.jsp?catId=1161&langId=en&intPageId=3332 (дата обращения: 25.07.2021).
24. Torben Bechmann Jensen, Gry Morch-Hejl, Sven Morch, Liv Os Stolan Youth transitions, youth policy and participation. National report from Denmark. Department of Psychology University of Copenhagen. [Электронный ресурс]. URL: https://iris-egris.de/yoyo/pdf/danemnr.pdf (дата обращения: 27.04.2021).
25. Xuan Li (2020). The critical assessment of the youth policy and youth civic engagement in Denmark and three Danish municipalitie. Children and Youth Services Review. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0190740919306188?via%3Dihub (дата обращения: 27.04.2021).
26. Официальный сайт Европейского Союза. [Электронный ресурс]. URL: http://europa.eu (дата обращения: 13.08.2021).
27. Доступ к европейскому праву. [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu (дата обращения: 13.08.2021).
28. Европейская комиссия: Молодежь. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/youth (дата обращения: 13.08.2021).
29. Европейская комиссия: Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA). [Электронный ресурс]. URL: http://eacea.ec.europa.eu/youth (дата обращения: 13.08.2021).
30. Евростат. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/ (дата обращения: 13.08.2021).

Страница обновлена: 21.09.2021 в 21:03:48