Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы – региональный аспект

Трапезникова И.С.1
1 Кемеровский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)

Цитировать:
Трапезникова И.С. Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы – региональный аспект // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 2. – С. 97-106. – doi: 10.18334/et.3.2.35156.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27658468
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Данная статья посвящена анализу организационно-экономических инструментов решения проблем молодежи на региональном рынке труда. Результаты исследования показали высокую степень окупаемости программ профессионального обучения проводимых Центром занятости населения г.Кемерово, большая часть респондентов (88%) были трудоустроены после обучения в рамках данных программ, причем 76% нашли работу менее чем за три месяца. Исследование также выявило серьезную проблему, которой является отсутствие в центре занятости действенной методики по оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан. Единственным способом, по которому Центр занятости населения г. Кемерово определяет эффективность профессионального обучения, является показатель численности трудоустроившихся безработных после профессионального переобучения. Этот показатель, к сожалению, не отражает всю ситуацию, часть безработных, пройдя профессиональное обучение, все равно остается не трудоустроенной или трудоустраивается по другим специальностям. В связи с этим необходим постоянный мониторинг трудоустройства людей, прошедших профессиональное переобучение, который будет позволять отслеживать реальные результаты деятельности центра занятости по переобучению безработных граждан.

Ключевые слова: трудоустройство безработной молодежи, программы профессиональной переподготовки кадров, центры занятости населения, экономическая эффективность профессионального обучения, популяризация предпринимательской деятельности

JEL-классификация: R11, J68, R23



Рынок молодежного труда в Кемеровской области на протяжении нескольких последних лет сталкивается с ростом числа безработных молодых людей, в том числе выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. В основном это люди, которые впервые ищут работу и не имеют профессии и трудовых навыков. Они обращаются в службу занятости за помощью в содействии в трудоустройстве, так как самостоятельно не могут справиться с проблемой.

Анализ ситуации, складывающейся на региональном рынке труда безработной молодежи в период с 2010 по 2015 гг., позволяет охарактеризовать ее двумя основными параметрами:

1. Низкая конкурентоспособность выпускников. Если сравнивать молодых людей в возрасте 18–25 лет с другими возрастными группами, то четко прослеживаются часто расплывчатое, общее представление о будущей профессии, недостаточная информированность о внутреннем устройстве различных организаций, недостаточная информированность о ситуации на рынке труда и возможных способах поиска работы, нередко завышенная самооценка.

2. Отсутствие детального и систематического изучения и анализа регионального и федерального рынка труда и координации в подготовке кадров. Как следствие, до 40 % выпускников работает не по полученной специальности, снижая тем самым уровень своей первоначальной квалификации.

По данным Росстата (на основе материалов обследования населения по проблемам занятости), в Кемеровской области уровень общей безработицы в среднем за сентябрь–ноябрь 2014 года составлял 5,5 % экономически активного населения, третья часть из них – это безработные граждане в возрасте от 16 до 29 лет [6].

Современный рынок труда молодежи в г. Кемерово, как и в Кемеровской области в целом, характеризуется, во-первых, деформированной структурой занятости, во-вторых, преобладанием вакансий для рабочих (75,7 %) при доле вакансий для специалистов и служащих 24 % от общего числа [3].

Статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке труда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40 %, около четверти которой составляет работающая молодежь.

Определенная часть безработной молодежи не в состоянии самостоятельно преодолеть проблему трудоустройства и нуждается в посторонней помощи, в защите и поддержке государства [1]. Эту функцию поддержки и помощи в трудоустройстве, на региональном уровне, оказывают Центры занятости населения. Для безработной молодежи в таких центрах предлагаются программы профессионального переобучения, учитывающие потребности работодателей региона, с целью повышения шансов на их последующее трудоустройство.

В основе адаптационной стратегии социальной группы безработных в настоящее время лежит стремление к выживанию, сохранению прежнего или хотя бы минимально приемлемого социального статуса. И естественно, что человек, потерявший работу, обращается в службу занятости, которая должна оказать помощь в данной ситуации, посредством профессиональной ориентации сформировать заинтересованность безработного в переходе от безработицы к профессиональному обучению и от обучения к занятости.

Если признать за направлением профессиональной подготовки и переподготовки безработной молодежи статус важнейшего в функционировании системы региональных органов занятости населения, встает вопрос о социальной и экономической эффективности программ профессионального переобучения, применяемых в рамках его реализации [7].

Экономический эффект рассматривается со стороны потраченных финансовых средств, которые выделяются государством Центру занятости на профессиональное переобучение безработных, оценивается рациональность потраченных средств. Объем финансовых ресурсов, направляемых на программы поддержки безработной молодежи весьма ограничен, поэтому оценка эффективности его расходования имеет существенное значение.

Социальный эффект рассматривается со стороны влияния переобучения безработного на его последующее трудоустройство и оценивается с помощью изменения сокращения количества безработных.

В течение 2014 года проводился системный анализ деятельности ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» с целью разработки и внедрения комплекса организационно-экономических инструментов для решения проблемы на региональном уровне. Также, с этой же целью, была проведена статистическая оценка эффективности программ профессионального переобучения безработных, проводящихся на базе Центра занятости населения.

Применив методику оценки экономической эффективности услуг Центра занятости по профессиональному переобучению безработной молодежи, мы получили следующие результаты:

Э = Т х З х N х [(13 + 26 + 0,2):100],

где

Э – экономическая эффективность от трудоустройства работу;

Т – численность трудоустроенных на работу;

З – средняя оплата труда (по вакансиям) трудоустроенных на работу;

N – время работы трудоустроенного на работу [5].

Расчет срока окупаемости затрат СЗ на обслуживание безработных, определяется отношением общих затрат к экономическому эффекту:

Со = Оз : Э,

где

Со – срок окупаемости затрат;

Оз – общие расходы на обслуживание безработных;

Э – общая эффективность от трудоустройства.

Э = 676 * 7000 * 4 * 0,392 = 7419776 (тысяч рублей).

Со = 8724100 : 71419776 = 1,17 (месяца).

Таким образом, затраты на переобучение окупаются в срок 1,17 месяца, что прежде всего говорит о высокой степени окупаемости программы профессионального обучения, а также о ее эффективности с экономической точки зрения.

Результаты полуформализованного интервью показали, что более 40 % безработных молодых людей, направленных ГКУ «ЦЗН г. Кемерово» на переобучение, имеют средне-специальное образование, 40 % – имеют высшее образование, 10 % безработной молодежи имеет неоконченное высшее образование.

Это в первую очередь свидетельствует о том, что все обратившиеся за переобучением безработные граждане, имея специальность и профессию, остаются невостребованными на рынке труда и нуждаются в помощи Центра занятости населения.

Важное место при этом занимает неправильный или необдуманный профессиональный выбор молодых людей на самом раннем этапе их профессионального самоопределения.

При выборе профессии и поступлении в учебное заведение молодые люди редко интересуются тем, какие специальности востребованы на рынке труда, и как следствие, позже они сталкиваются с трудностями при дальнейшем трудоустройстве.

В центре занятости населения профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению безработных уделяется особое внимание. Каждый безработный, направленный на переобучение, обязан пройти определенное тестирование, направленное на определение профессиональных склонностей и способностей, а также посетить профориентационную консультацию. Исходя из результатов тестирования, безработному предлагается выбор возможных специальностей, которым он может обучиться [4].

Анализируя результаты опроса, можно сделать следующие выводы:

1. Более 75 % безработных молодых людей до обращения в службу занятости находились без работы менее 1 года. Это свидетельствует о нежелании оставаться безработными, о стремлении молодых людей трудоустроиться.

2. 88 % опрошенных безработных после профессионального обучения трудоустроились по новой полученной специальности. Из них 76 % трудоустроились менее чем за 3 месяца.

3. Только 12 % безработных граждан, прошедших профессиональное переобучение, не трудоустроились по полученной специальности. Во многом это зависит от специфических особенностей самих безработных граждан, направленных на профессиональное переобучение.

4. В настоящее время сформировалась устойчивая группа безработных граждан, не желающих трудоустраиваться и работать, а только ориентированных на получение различных видов пособий [2].

Проведенное исследование выявило еще одну серьезную проблему – отсутствие в Центре занятости действенной методики по оценке эффективности профессионального обучения безработных граждан. Единственным способом, по которому Центр занятости населения г. Кемерово определяет эффективность профессионального обучения, является показатель численности трудоустроившихся безработных после профессионального переобучения.

Этот показатель, к сожалению, не отражает всю ситуацию. Как мы видим из результатов анкетирования, некоторые безработные, пройдя профессиональное обучение, все равно остаются нетрудоустроенными или трудоустраиваются по другим специальностям.

В связи с этим необходим постоянный мониторинг трудоустройства людей, прошедших профессиональное переобучение, который будет позволять отслеживать реальные результаты деятельности Центра занятости по переобучению безработных граждан.

Мониторинг трудоустройства может осуществляться как с помощью проведения выборочных социологических опросов прошедших профессиональное обучение спустя некоторое время после переобучения, так и с помощью полного опроса каждого, прошедшего профессиональное обучение (при обязательной явке или по телефону). Такой мониторинг позволит определять не только количество людей, трудоустроившихся по новой специальности, но и количество людей, трудоустроившихся по другим специальностям. Мониторинг также позволит определить причины, по которым человек не стал трудоустраиваться по новой полученной специальности или не стал трудоустраиваться вообще.

Еще одним организационно-экономическим инструментом, позволяющим достаточно эффективно решать проблемы безработицы среди молодежи, считаются программы, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности.

В 2014 году, при помощи Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, 4,5 тысячи молодых людей в возрасте от 16 до 30 лет прошли обучение и стажировки, презентовали свои бизнес-идеи успешным предпринимателям региона, посетили мастер-классы и конференции, приняли участие в бизнес-играх. За исследуемый период молодые предприниматели создали 80 предприятий, на которых организовали более 100 новых рабочих мест.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо расширять комплекс организационно-экономических мер для компенсации неблагоприятной ситуации, сложившейся на региональном рынке молодежного труда, в том числе расширять программы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, ввести систему постоянного мониторинга трудоустройства молодежи, прошедшей профессиональное переобучение в региональных центрах занятости, разработать действенную методику оценки эффективности программ профессионального переобучения безработных.


Источники:

1. Беглова Е.И. Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда // Экономические науки. – 2010. – № 11. – С. 172–176.
2. Данько Х.А., Халиулина В.В. Миграционная привлекательность Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 1-2. – С. 202–207.
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики.
4. Анализ программ государственной поддержки: информационный ресурс поддержки малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Smb.economy.gov.ru. – Режим доступа: http://smb.economy.gov.ru/analysis/greg/programmes
5. Зибарев Д. Основные изменения в динамике и структуре занятости населения в условиях трансформации экономики // Человек и труд. – 2006. – № 12. – С. 30–32.

Страница обновлена: 07.08.2024 в 18:48:58