Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона

Бизин С.В.1
1 Липецкий государственный технический университет, Россия, Липецк

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122576
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье на примере Липецкой области проведен стратегический анализ региональной молодежной политики и дана оценка ее влияния на кадровую обеспеченность региона. Исследованы особенности и факторы, влияющие на молодежную политику. Рассмотрены взаимообусловленные проблемы социально-экономического развития и обеспеченности региона молодыми кадрами: социально-демографические факторы и причины миграционного оттока из регионов. Анализируется проблемы кадрового дефицита в отдельных отраслях экономики и социальной сферы Липецкой области. В статье проведен SWOT-анализ всесторонних аспектов реализации молодежной политики с учетом социально-экономического развития Липецкой области, и рассмотрена целесообразность разработки Стратегии государственной молодежной политики в Липецкой области как инструмента нивелирования кадрового дефицита в регионе. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе при проведении стратегического анализа молодежной политики региона и акценте на ее приоритетном влиянии на ключевую региональную проблему – обеспеченность кадрами отраслей экономики и социальной сферы Липецкой области. Статья может быть интересна региональным органам исполнительной государственной власти, осуществляющим разработчику стратегии социально-экономического развития региона или ответственным за реализацию молодежной политики, а также исследователям занимающимся изучением проблем молодежи и регионального рынка труда

Ключевые слова: стратегический анализ, региональная молодежная политика, региональная кадровая политика, кадровое обеспечение региона, стратегическое планирование, региональная экономика

JEL-классификация: J13, J18, R13



Введение

В условиях негативных демографических тенденций, старения населения остро встают вопросы привлечения трудовых ресурсов в регион, особенно молодых кадров.

Молодое поколение – одна из главных социальных групп, которая имеет огромный потенциал для влияния как на отдельные процессы (экономику, политику, культуру и т.д.), так и на социально-экономическое развитие региона и страны [3, с. 1421] (Bizin, Bizina, 2021, р. 1421).

Приоритетным направлением региональной молодежной политики с точки зрения многих российских ученых (Гурина М.А. [7] (Gurina, Sokolskaya, 2020), Никулина Ю.Н. [9–12] (Nikulina, Grishina, 2020; Nikulina, 2019; Nikulina, 2018; Nikulina, 2020), Самойлов А.В. [20] (Samoylov, Molchanova, 2020), Трапезникова И.С. [21] (Trapeznikova, 2016) и др.) являются вопросы занятости молодежи и ее вовлечение в социально-экономические процессы региона как ключевого источника трудовых ресурсов.

Вместе с тем в стратегическом горизонте необходим постоянный приток молодых кадров в экономику субъекта РФ (как с помощью естественных процессов – рождаемость и последующее удержание, так и миграционных инструментов), который невозможно обеспечить без реализации долгосрочной молодежной политики, направленной на решение многоаспектных разносторонних проблем молодежи.

В настоящее время многие регионы столкнулись с миграционным оттоком молодежи в крупные, более экономически и социально развитые города.

Так, относительная близость Липецкой области к Москве, обладающей несопоставимыми преимуществами, и соседство с городом-миллионером Воронежем, исторически считающимся центром студенчества в Центральном Черноземье, усиливает негативные тенденции в обеспеченности региона трудовыми ресурсами и снижает кадровый потенциал.

В условиях конкурентной борьбы между регионами за рабочую силу Липецкой области и другим субъектам РФ необходим комплексный подход, основанный на имеющихся преимуществах, формирующий действенные механизмы привлечения и удержания молодежи в регионе, и стратегическом анализе (SWOT-анализ) реализации региональной молодежной политики.

Цель исследования заключается в оценке проблем обеспеченности региона трудовыми ресурсами и стратегическом анализе региональной молодежной политики как инструмента для их решения.

Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе при проведении стратегического анализа молодежной политики региона и акценте на ее приоритетном влиянии на ключевую региональную проблему – обеспеченность кадрами отраслей экономики и социальной сферы Липецкой области.

В этом контексте основные положения и выводы статьи могут выступить основой для разработки документа стратегического планирования на уровне субъекта РФ – Стратегии государственной молодежной политики региона и, возможно, более объективно оценивать ее влияние на проблематику регионального рынка труда с точки зрения привлечения молодых кадров.

Методология исследования основана на изучении опубликованных научных работ, материалов стратегических сессий по разработке стратегии социально-экономического развития региона, нормативно-правовых актов по данной тематике, а также анализе статической отчетности.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования при разработчике стратегии социально-экономического развития региона, а также при реализации молодежной политики.

Оценка взаимообусловленных проблем социально-экономического развития и обеспеченности молодыми кадрами региона

Обеспечение социально-экономического развития региона и страны невозможно без высококлассных специалистов и квалифицированной рабочей силы, ключевым источником которой является молодежь.

В последние три десятилетия в большинстве регионов России сохраняется воздействие неблагоприятных социально-демографических факторов.

Сложился негативный тип воспроизводства населения: наблюдается естественная убыль населения вследствие высокой смертности и низкой (или невысокой в отдельные годы) рождаемостью. С марта 2020 г. данные процессы ускорились в связи с пандемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшей рост избыточной смертности.

С другой стороны, усиливаются региональные разрывы в уровне жизни и инвестициях как на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, так и на уровне федеральных округов.

В регионах продолжается миграционный отток в направлении Московской агломерации и ряда других развитых субъектов России (с более высоким уровнем оплаты труда и развития социальной сферы), при этом основу внутренней миграции составляет, прежде всего, молодежь.

Описанные тенденции приводят к дефициту кадров в большинстве регионов и порождают дисбаланс трудовых ресурсов по территории страны. А ухудшение демографической ситуации еще сильнее обостряет эту проблему.

Липецкая область, к сожалению, не является исключением: снижение экономически активного населения в регионе и отток молодых специалистов и квалифицированного персонала из региона является стратегической проблемой для региона.

В регионе снижается трудовой потенциал и практически необратимой становится проблема старения населения, многократно увеличивая нагрузку на трудоспособное население [2, с. 299] (Bizin, 2017, р. 299).

Численность экономически активного населения в Липецкой области за 10 лет (2011–2020 гг.) сократилась на 2,2% (или на 13,5 тыс. чел.) и составила в 2020 г. 595,6 тыс. чел., при этом в России данный показатель снизился на 1,3%, а в ЦФО – вырос на 1,3%. Уровень экономической активности в Липецкой области вырос с 2011 г. на 2,1 п.п. и составил 65,8% от населения региона, что связано, прежде всего, с общим сокращением численности населения области вследствие естественной убыли [8].

В 2019 г. выбыло в другие регионы 3 569 молодых людей, имеющих высшее профессиональное образование, а прибыло 2 618 человек. Отток молодежи имеет значительные масштабы и в основном связан с выездом на учебу в крупные города с последующим трудоустройством. Кроме того, в Липецкой области (как и в большинстве российских регионов) наблюдается несоответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей, отсутствие опыта работы. Также одной из проблем является низкий уровень оплаты высококвалифицированных, в том числе молодых специалистов в субъектах малого и среднего бизнеса.

Подтверждением негативных тенденций является отток абитуриентов из Липецкой области, который превышает приток абитуриентов в область. Численность иностранных студентов составляет менее 1% в общей численности студентов (по итогам мониторинга образовательных организаций ВО 2020 г.) [8].

Согласно статистическим данным за 2020 г. «Численность населения Липецкой области по полу и отдельным возрастным группам на начало 2020 года», число мужчин и женщин в возрасте 14–15 лет составляло 22 876 чел., в возрасте 16–17 лет – 21 766 чел., в возрасте 18–19 лет – 18 128 чел. Снижение численности молодежи после окончания школы составляет 16,7%, что может свидетельствовать о переезде населения указанного возраста в другие регионы [8].

В целом в Липецкой области наблюдается снижение численности населения в возрасте 14–35 лет в результате миграционного оттока молодежи. На территории Липецкой области проживает 192,4 тыс. чел. в возрасте 14–30 лет, что составляет 16,8% от общего числа населения (всего в 2020 г. – 1139,4 тыс. чел.). В период 2010–2020 гг. наблюдается сокращение численности молодежи в регионе на 29,93 пп. (2010 г. – 274,6 тыс. чел.).

Таким образом, нехватка кадров в регионе, замедляющая социально-экономическое развитие, обусловлена помимо дефицита рождаемости в последнем десятилетии прошлого века и продолжающимися негативными демографическими тенденциями, наличием миграционного оттока среди молодежи по причине получения образования (в случае возвратной миграции) и переезда в близлежащие от региона города с более высоким уровнем оплаты труда (г. Москва, г. Санкт-Петербург).

Проблемы кадрового дефицита отдельных отраслей экономики и социальной сферы Липецкой области

В Липецкой области рост дефицита кадров характерен для многих отраслей экономики региона (транспортно-логистического комплекса, IT и информационной безопасности, телекоммуникаций и др.) и социальной сферы (дефицит медицинских, педагогических кадров, работников физкультурно-спортивных организаций и др.) [19].

С проблемой нехватки квалифицированного персонала столкнулась, по сути, регионообразующая отрасль – черная металлургия, несмотря на наличие профильных учебных заведений среднего профессионального и высшего образования (прежде всего, ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет»). При этом основные причины дефицита кадров в металлургии характерны и для большинства отраслей и сфер экономической деятельности:

- недостаточное количество специализированных высших и средних учебных заведений как в регионе, так и в России, готовящих кадры для металлургической индустрии;

- отток профильных специалистов в другие отрасли промышленности (топливно-энергетический и оборонно-промышленный комплексы) по причине более привлекательного уровня заработной платы в данных отраслях;

- стремление молодых специалистов работать в Москве, Санкт-Петербурге и крупных городах (городах-миллионниках);

- постепенное старение основного персонала (кадрового ядра отрасли) на фоне слабого притока молодых специалистов-металлургов (средний возраст работников по металлургической отрасли превышает 40 лет);

- непопулярность рабочих профессий;

- вредное и опасное производство [19].

Так, в сфере образования фиксируется недостаточная обеспеченность региональных образовательных организаций кадровыми ресурсами: старение педагогических кадров и недостаточный уровень притока молодых педагогов.

В регионе наблюдается отток высококвалифицированных педагогических кадров из системы образования, средний возраст учителей превышает 45 лет, при этом приток молодых специалистов в отрасль не превышает 10%. Наметилась тенденция к увеличению количества педагогов старше 55 лет с 25% в 2021 г. до 35–50% в 2030 г. В настоящее время доля учителей в возрасте до 35 лет (2020/2021 учебный год) составляет 18% от общего количества (1 476 чел.). В связи с этим возникает необходимость привлечения большего числа молодых педагогов в отрасль [8].

В Липецкой области подготовку педагогических кадров осуществляет ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж» и «Усманский многопрофильный колледж», ФГБОУ ВО «ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского», ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», в том числе с использованием механизма организация целевого обучения. В настоящее время в рамках квоты целевого приема в вышеуказанных организациях обучаются более 150 чел. Ежегодно в регионе осуществляется выпуск от 600 до 1 тыс. молодых педагогов. Несмотря на значительное количество выпускников по педагогическим специальностям, заявляемая потребность (от 300 до 500 ставок) образовательных организаций не закрывается полностью.

Стоит отметить, что современное состояние сферы физической культуры и спорта в Липецкой области характеризуется также сокращением тренерского состава, в т.ч. квалифицированных кадров. За период с 2018 по 2020 г. на территории Липецкой области наблюдается сокращение тренерского состава на 31,75 пп. В 2020 г. число тренеров спортивных школ составило 615 чел. (2018 г. – 756 чел.) [19].

В Липецкой области сохраняется тенденция сокращения врачебного персонала, уровень обеспеченности врачами в области ниже как среднероссийского показателя, так и среднего показателя по ЦФО. В 2018 году на 10 тыс. чел. населения приходилось 33,32 врачей, в 2019 году – 33,19 врачей, в 2020 году – 32,63 врачей. Численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. чел. населения уменьшилась с 102,09 чел. на 10 тыс. чел. населения в 2018 году до 99,27 на 10 тыс. чел. населения в 2020 году (четвертое место в ЦФО), однако выше показателя обеспеченности РФ – 85,26 (ЦФО – 78,29) [8].

Рисунок 1. Обеспеченность врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек, на 10 тыс. населения)

Источник: составлено автором по данным Росстата.

Стоит отметить, что в отличие от динамики показателей по России и ЦФО, в 2019–2020 гг. обеспеченность врачами на 10 тыс. человек в Липецкой области имеет нисходящий тренд. Обеспеченность врачами в Российской Федерации за последние 3 года увеличилось: в 2019 году по отношению к 2018 году – на 0,48%, в 2020 году по отношению к 2019 году – на 1,09%. В ЦФО темп прироста показателя по отношению к предыдущему году в 2019 году составил 1,39%, в 2020 году – 1,95%. На территории Липецкой области ежегодно наблюдается снижение: в 2019 году по отношению к 2018 г. данный показатель снизился на 0,39%, в 2020 году – на 1,69%.

Ситуация с обеспеченностью средними медицинскими работниками иная – как в Липецкой области, так и в России и ЦФО наблюдается снижение показателя в 2019–2020 гг., однако в Липецкой области обеспеченность на протяжении всего периода исследования выше.

Рисунок 2. Обеспеченность средними медицинскими работниками, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях (человек, на 10 тыс. населения)

Источник: составлено автором по данным Росстата.

Численность среднего медицинского персонала на 10 тыс. чел. населения уменьшилась с 102,09 чел. на 10 тыс. чел. населения в 2018 году до 99,27 на 10 тыс. чел. населения в 2020 году (четвертое место в ЦФО), однако выше показателя обеспеченности РФ – 85,26 (ЦФО – 78,29) [8].

Таким образом, нехватка кадров фиксируется во многих экономических отраслях региона, а также в ключевых отраслей социальной сферы, что негативно сказывается на качестве жизни в регионе и может в долгосрочной перспективе существенно усилить негативные тренды в экономике.

Стратегический анализ региональной молодежной политики Липецкой области

Молодежь – наиболее перспективная часть населения. За счет реализации успешной молодежной политики должна сформироваться интеллектуально развитая часть населения, обеспечивающая достижение целей регионального развития и повышения конкурентоспособности [4, с. 122] (Bogatyreva, Zhabchik, 2019, р. 122).

Анализ молодежи как социальной группы – это «срез» общества, отражающий с учетом масштаба характерные для данного общества проблемы, вместе с тем обладающий рядом особенностей, выражающихся в т.ч. в гиперболизации отдельных, второстепенных для других социальных групп аспектов (проблемы наркозависимости, взаимоотношения полов; максимализм и бескомпромиссность и т.п.).

На сегодняшний день в Российской Федерации отношение к молодому поколению значительно изменилось, что привело к восприятию молодежи в качестве самостоятельной демографической группы населения, которая требует к себе особого подхода и отношения со стороны государства, игнорирование интересов которой может привести к печальным последствиям [6, с. 18] (Grechikhin, 2021, р. 18).

Вместе с тем ценность и значимость молодежной политики заключается в возможности ее стратегического влияния на социально-экономическое развитие территории.

В настоящее время в Липецкой области ведется разработка Стратегии социально-экономического развития в период до 2030 года, при этом в рамках проектных площадок которой выделен раздел «Молодежная политика».

Безусловно, наличие данного раздела (табл. 1) говорит об осознании органами исполнительной власти субъекта ее важности и о приоритизации молодежной политики. Вместе с тем его содержание не отражает в полной мере совокупность стратегических факторов, оказывающих влияние на развитие молодежной политики Липецкой области.

Таблица 1

SWOT-анализ реализации молодежной политики Липецкой области

Сильные стороны (S)
Слабые стороны (W)
· Организация и активное участие молодежи во всероссийских, межрегиональных и региональных мероприятиях.
· Привлечение средств федерального и иных бюджетов через участие в грантовых конкурсах и проектах.
· Предоставление субсидий из областного бюджета на реализацию проектов, направленных на развитие молодежной политики.
· Рост числа добровольческих объединений (отрядов).
· Функционирование творческих кластеров «Библиотека», «Coworking zone»
· Снижение численности населения в возрасте 14–35 лет в результате миграционного оттока молодежи.
· Низкая степень порицания экстремизма и национализма среди молодежи
Возможности (O)
Угрозы (T)
· Цифровая трансформация молодежной политики (разработка и внедрение новых цифровых платформ и инициатив)
· Низкий уровень доверия молодежи к власти
Источник: Портал по разработке стратегии социально-экономического развития Липецкой области [19].

Важно отметить, что необходим комплексный подход при исследовании, анализе и разработке стратегических аспектов региональной молодежной политики, таких как:

- занятость и проблемы безработицы в молодежной среде;

- узкий образовательный спектр вузов, узкопрофильность образования (в т.ч. дополнительного образования) и его доступность;

- проблемы заболеваемости поддержания здоровья молодежи региона (в т.ч. репродуктивного);

- обеспечение жильем молодых семей;

- психоэмоциональное состояние и его негативные последствия;

- проблемы досуга/культуры.

Таким образом, в представленном SWOT-анализе делается акцент лишь на отдельных второстепенных с точки зрения охвата молодежной аудитории аспектах (вовлечение молодежи в различные мероприятия, добровольчество, творческие и профессиональные конкурсы), без привязки к взаимообусловленным социально-экономических сторонам: рынок труда, доступность жилья, образования, а также вопросы здоровья, физической культуры, спорта и т.д.

Учитывая вышеизложенное, необходимо провести стратегический SWOT-анализ реализации молодежной политики Липецкой области, максимально охватывающий ключевые вопросы молодежной политики в увязке с социально-экономическим развитием региона.

Таблица 2

SWOT-анализ реализации молодежной политики с учетом социально-экономического развития Липецкой области

Сильные стороны (S)
Слабые стороны (W)
· Наличие в регионе крупных промышленных предприятий, предприятий АПК и особой экономической зоны Липецк как потенциальных работодателей для молодежи.
· Два крупных образовательных центра – высшие учебные заведения: ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» и ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина».
· Стабильный рост охвата молодежи, систематически занимающейся физической культурой и спортом.
· Наличие в регионе программ, направленных на обеспечение жильем молодые семьи.
· Наличие регионального органа исполнительной власти, реализующего молодежную политику (управление молодежной политики Липецкой области).
· Высокая вовлеченность и активное участие молодежи в мероприятиях, общественных инициативах, в добровольческой деятельности, в т.ч. в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
· Привлечение средств федерального и областного бюджетов на реализацию грантов и проектов, направленных на развитие молодежной политики.
· Функционирование творческих кластеров «Библиотека», «Coworking zone», а также проведение мероприятий по развитию творческих способностей и поддержка талантливой молодежи
· Снижение численности населения в возрасте 14–35 лет в результате миграционного оттока молодежи.
· Низкий уровень оплаты труда в отдельных отраслях и сферах (транспорт, образование, физическая культура и спорт и др.), препятствующий притоку молодых квалифицированных работников.
· Узкий образовательный спектр ВУЗов области.
· Низкая конкурентоспособность системы профессионального образования и непрестижность рабочих профессий.
· Отсутствует единая информационно-аналитическая система управления и сопровождения педагогических кадров (в т.ч. молодых).
· Отсутствует система мониторинга состояния здоровья и заболеваемости молодежи.
· Низкая эффективность жилищных молодежных программ.
· Недостаточная эффективность влияния молодежи на общественную жизнь, вовлечения молодых людей в деятельность государственных органов власти.
· Недостаточная инициативность молодежных общественных объединений и некоммерческих объединений.
· Недостаточно развитые современные компьютерные и электронные системы информирования по вопросам жизни молодежи в обществе.
· Низкая степень порицания экстремизма и национализма среди молодежи
Возможности (O)
Угрозы (T)
· Региональный рынок труда с учетом демографических тенденций будет нуждаться в молодых специалистах.
· Открытие новых учебных заведений и направлений подготовки (медицинский ВУЗ, «Тренер по виду спорта» и т.д.)
· Развитие рынка арендного жилья для молодежи в регионе.
· Восприимчивость молодежи к новому, рост инновационной активности.
· Цифровая трансформация молодежной политики (разработка и внедрение новых цифровых платформ и инициатив).
· Развитие социальных лифтов в регионе
· Рост конкуренции между регионами за трудовые ресурсы.
· Миграция иностранных граждан, готовых работать за более низкую заработную плату.
· Снижение качества трудовых ресурсов.
· Расширение выбора альтернативных (инертных) форм организации досуга и отдыха для молодежи.
· Неблагоприятные тенденции изменения репродуктивного поведения молодежи.
· Низкий уровень доверия молодежи к власти
Источник: составлено автором.

Некоторые аспекты, представленные в таблице 2, требуют уточнения и пояснения.

Низкая конкурентоспособность системы профессионального образования обусловлена тем, что численность студентов среднего профессионального образования на 10 тыс. чел. населения снизилась с 2013 г. с 222,3 до 162,5 чел. [8].

В настоящее время уже наблюдается рост конкуренции между регионами за трудовые ресурсы по отдельным направлениям (например, медицинский персонал). Липецкая область еще не является достаточно привлекательной для молодых специалистов из других регионов, вдобавок к этому при росте и улучшении качества жизни в ведущих регионах страны может усиливаться серьезный отток квалифицированных кадров из Липецкой области в эти регионы.

В отдельных отраслях и сферах сложился низкий уровень оплаты труда (транспорт, образование, физическая культура и спорт и др.), препятствующий притоку молодых квалифицированных работников. Либо уровень оплаты труда относительно высок в сравнении с другими отраслями в данном субъекте РФ, но неконкурентоспособен с другими регионами (медицинские кадры).

В сфере образования в регионе функционируют два крупных образовательных центра высшего образования подведомственные Минобрнауки России (ФГБОУ ВО «Липецкий государственный технический университет» и ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»), которые в перспективе могут сформировать единый научно-образовательный кластер.

Кроме того, Липецкая область один из немногих регионов Центрального Черноземья, в котором отсутствует высшее учебное заведение, готовящее врачебный персонал по направлениям: «Педиатрия» и «Лечебное дело» (медицинский факультет ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» не аккредитован). Динамика обеспеченности врачами (рис. 1) свидетельствует, что целевое обучение и программы по привлечению медицинских кадров в регион («Земский доктор», «губернаторский миллион») не решают проблему дефицита врачей в Липецкой области.

В области тенденция снижения тренерского состава оказала непосредственное влияние на сокращение квалифицированных тренерских кадров, имеющих высшее профессиональное образование, с 420 чел. (2018 г.) до 380 чел. (2020 г.) – 9,53 пп. Из них высшее физкультурное образование в 2018 г. имели 376 чел., в 2020 г. – 361 чел. Стоит отметить, что есть и объективный фактор, негативно влияющий на данный процесс – отсутствие профильного высшего учебного заведения на территории региона, в котором ведется подготовка специалистов по направлению подготовки «Тренер по виду спорта».

В долгосрочной перспективе уменьшение численности молодежи в общей численности населения области, сопровождаемое отрицательной миграцией, приводит к снижению качества потенциала трудовых ресурсов [1, с. 760] (Bizin, 2018, р. 760).

Так, в сфере образования на качество кадровых ресурсов влияет отсутствие единой информационно-аналитической системы управления и сопровождения педагогических кадров (в т.ч. молодых).

В настоящее время слабо развита система выявления дефицитов компетенций у педагогических работников и, соответственно, повышение квалификации на основе индивидуально выявленных потребностей педагогических работников.

Отсутствие информационной кадровой системы, которая систематизирует и анализирует данные о педагогических работниках в единой региональной системе, не позволяет оперативно анализировать достоверную полную информацию и принимать на основе выводов эффективные управленческие решения своевременно. Единая информационно-аналитическая система должна содержать первичные данные о педагогических работниках, результаты профессиональной диагностики, информацию об индивидуальных образовательных маршрутах и их освоении, достижениях, результатах профессиональной деятельности, в том числе о прохождении аттестационных процедур.

Кроме того, в регионе отсутствует муниципальная методическая служба, что приводит к сложности доступа к качественной методической педагогической поддержке, а следовательно, к снижению качества образования.

При этом, согласно государственной программе Липецкой области «Развитие образование Липецкой области», доля педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, в том числе в центрах непрерывного повышения мастерства, должна увеличиться с 9% в 2021 г. до 40% в 2024 г. [16]. Для достижения данной цели функционирует ГАУ ДПО Липецкой области «Институт развития образования».

Липецкая область характеризуется стабильным ростом охвата населения (в т.ч. молодежи), систематически занимающегося физической культурой и спортом: более 51% (247,1 тыс. чел.) от общего числа населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, составляет городское население, преимущественно – дети и молодежь в возрасте до 29 лет; 84,4% от общего числа населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, – обучающиеся и студенты.

В соответствии с Законом Липецкой области от 27 марта 2009 г. № 260-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта» молодежи и одаренным детям в сфере физической культуры и спорта предоставляются областные субсидии.

В то же время состояние здоровья и заболеваемость молодежи системно не мониторируется на постоянной основе (за исключением социально опасных заболеваний – алкоголизм, наркомания, заболевания, передающиеся половым путем), хотя физическое здоровье – ключевая характеристика качества трудовых ресурсов.

С другой стороны, расширяется выбор альтернативных (инертных) форм организации досуга и отдыха для молодежи: общение в социальных сетях и мессенджерах; игровые приставки, компьютерные игры и киберспорт; веб-серфинг и т.п. [18, с. 396] (Petrenko, Shabaltina, Kuttybaeva, Salzhanova, 2019, р. 396).

Современный образ жизни и молодежная культура, а также «девальвация» семейных ценностей формируют неблагоприятные тенденции изменения репродуктивного поведения молодежи, которые могут усугубить демографические проблемы региона.

Одной из сильных сторон Липецкой области является наличие программ, направленных на обеспечение жильем молодые семьи: подпрограммы «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей», «Свой дом», «Ипотечное жилищное кредитование» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» [15].

Однако стоит признать, что в Липецкой области, несмотря на важность и значимость проблемы обеспечения молодых семей жильем, реализуются подпрограммы неэффективно в связи с отсутствием финансирования на должном уровне: выделяемые средства не покрывают в должном объеме сумму по заявкам граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках подпрограмм, что приводит к многолетнему ожиданию выплат; темп роста очереди непропорционален темпу роста финансирования госпрограмм [3, с. 1415] (Bizin, Bizina, 2021, р. 1415).

С другой стороны, высокая скорость застройки вкупе с высокими ставками по ипотечному кредитованию может способствовать развитию рынка арендного жилья для молодежи в регионе. Негативным фактором при этом может являться тот факт, что отсутствие недвижимого имущества в собственности у молодых людей приводит к росту их территориальной мобильности и высокой вероятности миграции в другие регионы.

Наличие самостоятельного органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию молодежной политики, является сильной стороной, только в 30 субъектах РФ существуют самостоятельные органы по делам молодежи [5, с. 25] (Butylina, 2018, р. 25).

Основным программным документом, регулирующим реализацию молодежной политики в Липецкой области, является подпрограмма 1 «Содействие развитию гражданского общества, патриотического воспитания населения Липецкой области и реализации молодежной политики» государственной программы «Реализация внутренней политики Липецкой области». Она направлена на вовлеченность и активное участие молодежи в мероприятиях, общественных инициативах, в добровольческой деятельности, в т.ч. в рамках духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания [17].

Заключение

Дальнейшее нарастание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов может привести к деградации отдельных территорий, не способных конкурировать за трудовые ресурсы и обеспечить привлекательность для молодежи, что выразится в снижении их экономического потенциала, увеличении разрыва с крупными центрами и агломерациями в развитии инфраструктуры и городской среды, а также в увеличении отставания уровня инфраструктурного развития (в т.ч. в социальной сфере).

Главным инструментом преодоления наметившихся негативных тенденций является последовательная реализация долгосрочной региональной молодежной политики, охватывающей все стороны жизни и нивелирующей проблемы молодого поколения Липецкой области.

Стоит отметить, что в разрабатываемой в настоящее время Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года молодежная политика выделена в качестве приоритета, однако, по сути, не затрагивает комплексно молодежную проблематику (в т.ч. ее влияние на обеспечение региона трудовыми ресурсами), хотя ее отдельные аспекты присутствуют в других разделах (приоритетах, проектах и т.д.) [19].

Проведенный стратегический анализ (SWOT-анализ) региональной молодежной политики обосновал необходимость системного подхода к ее реализации и выявил необходимость формирования регионального документа стратегического планирования – Стратегии государственной молодежной политики в Липецкой области, что не противоречит федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Стратегия государственной молодежной политики в Липецкой области может быть сформирована на основе проведенного SWOT-анализа с выделением ключевых приоритетов, декомпозированием целей, задач и мероприятий, а также дополнением измеримыми индикаторами эффективности ее реализации.

Финальный документ должен быть утвержден в качестве нормативного акта распоряжением главы администрации Липецкой области.

К разработке данного стратегического документа на уровне целеполагания необходимо активно привлекать молодежь (проводить опросы и конкурсы в молодежной среде и т.д.), а также учитывать положения Стратегии социально-экономического развития Липецкой области.

Региональная молодежная стратегия, по сути, является масштабированной Стратегией социально-экономического развития субъекта РФ и направлена на эффективную реализацию ключевых ее компонентов (прежде всего, в части кадрового потенциала и трудовых ресурсов).

И от того, насколько успешно будет реализована региональная молодежная стратегия, настолько же это отразится на эффективном обеспечении региона высококвалифицированными кадрами и рабочей силой и, как следствие, на долгосрочном социально-экономическом развитии.


Источники:

1. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760.
2. Бизин С.В. Актуализация стратегии развития региона: социальные и экономические проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-1 (89). – c. 295-300.
3. Бизин С.В., Бизина А.С. Региональная молодежная политика как инструмент социально-экономического развития Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1405-1422.
4. Богатырева А.К., Жабчик С.В. Стратегия молодежной политики в Краснодарском крае: основные направления и пути их реализации // Социально-гуманитарный вестник. – 2019. – № 24. – c. 121-124.
5. Бутылина Е.А. О молодежной политике в Ставропольском крае: стратегия и сложности реализации // Российский политический процесс в региональном измерении: история, теория, практика. – 2018. – № 1. – c. 24-27.
6. Гречихин В. Г. Современная молодежная политика в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 5. – c. 18-21.
7. Гурина М.А., Сокольская Т.И. Направления обеспечения эффективной занятости региона в условиях реализации национального проекта по повышению производительности труда (на примере Липецкой области) // Экономика труда. – 2020. – № 5. – c. 439-456.
8. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). [Электронный ресурс]. URL: https:// https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 15.01.2022).
9. Никулина Ю.Н., Гришина Д.Д. Региональная кадровая политика в области регулирования рынка труда // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2020. – № 5. – c. 63-67.
10. Никулина Ю.Н. Молодежь на рынке труда региона: актуальные вопросы трудоустройства и занятости // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 747-762.
11. Никулина Ю.Н. Основные направления политики обеспечения занятости молодежи: мировой опыт // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 9(98). – c. 536-538.
12. Никулина Ю.Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1263-1280.
13. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 15.01.2022).
14. Закон Липецкой области от 27 марта 2009 г. № 260-ОЗ «О поощрительных выплатах в сфере физической культуры и спорта». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/33727439/ (дата обращения: 15.01.2022).
15. Постановление администрации Липецкой области от 13.12.2013 № 588 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/33798572/ (дата обращения: 16.01.2022).
16. Постановление администрации Липецкой области от 29.11.2013 № 534 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образование Липецкой области». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/33797717/ (дата обращения: 16.01.2022).
17. Постановлением администрации Липецкой области от 31.10.2013 № 495 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Реализация внутренней политики Липецкой области». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/33797642/ (дата обращения: 16.01.2022).
18. Петренко Е.С., Шабалтина Л.В., Куттыбаева Н.Б., Сальжанова З.А. Ментальные модели менеджеров: компаративный анализ России и Казахстана // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 361-374.
19. Портал по разработке Стратегии социально-экономического развития Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://стратегия.липецкаяобласть.рф (дата обращения: 20.01.2022).
20. Самойлов А.В., Молчанова С.М. Неравенство в оплате труда. Сегментация рынка // Экономика труда. – 2020. – № 1. – c. 27-42.
21. Трапезникова И.С. Организационно-экономические инструменты решения проблемы молодежной безработицы – региональный аспект // Экономика труда. – 2016. – № 2. – c. 97-106.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:29