Молодежное предпринимательство россиян: возможности и приоритеты

Солдатова Н.Ф.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Государственный Университет Управления

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Солдатова Н.Ф. Молодежное предпринимательство россиян: возможности и приоритеты // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5329-5342. – doi: 10.18334/epp.13.12.120157.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549035

Аннотация:
В статье рассмотрена динамика численности молодежи в Российской Федерации как инструмент роста предпринимательской активности, в том числе реализации ими своих установок не только в достижении финансового благополучия, но и привлекательного социального статуса. Показано распределение молодежи на городскую и сельскую молодежь за три последних года: 2020-2022 годы. Исследование выполнено на основе данных государственной статистики, включая год восстановления экономики после пандемии коронавируса и два последующих года накануне развертывания мобилизационных мероприятий в народном хозяйстве. Сейчас, когда российской экономике не хватает рабочих рук и квалифицированных специалистов, конкуренция за привлекательные рабочие места ослабевает, желание открыть собственный стартап среди молодежи, не является особенно актуальным. Социально-экономическая политика, которую проводит государство, в целом, направлена на закрепление установок по развитию молодежного предпринимательства. Но, при этом, государственные механизмы, регулирующие рынок труда в стране, вступают в противоречие с основными направлениями поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства, что обусловило научную проблему.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, реально располагаемые доходы населения, рынок товаров повседневного спроса, паттерны потребительского поведения, социально-экономическая политика

JEL-классификация: D40, D47, F60, F63



Введение. В сложившейся социально-экономической реальности насущной задачей становится разработка действенных мер по поддержке и стимулированию предпринимательской активности в целом, в том числе молодежного предпринимательства в частности. Предпринимательская среда в России определяется множеством вызовов и рисков, которые постоянно трансформируются, начиная с геополитической нестабильности в мире, и сохраняющейся угрозой пандемии covid-2019 и заканчивая современным этапом становления мобилизационной экономики [10]. Отношение молодежи к предпринимательской деятельности задает вектор трансформационного воздействия на государственную социально-экономическую политику страны и регионов. Полученные в результате маркетинговых исследований оценки и выводы отражают взгляды молодежи на будущее экономики и социальной сферы. Изменение ценностей и поведения среди молодежи, модернизация установок в предпринимательской деятельности может привести к формированию новых проблем и рисков при трансформирующемся социально-экономическом устройстве страны. В следствие вышесказанного, приоритетным является выявление отношения и установок молодого поколения об экономическом благополучии и перспективах реализации экономического поведения в складывающихся новых социально-экономических условиях [12].

Актуальность темы. Стратегия социально-экономического развития России формируется под воздействием экономического поведения участников рыночных отношений, отношением личности к деньгам, которое обусловлено ценностными ориентациями личности. Российские ученые признают, что богатство нации складывается под воздействием влияния множества факторов: от снижения доходов и уровня жизни населения, высокой степенью неопределенности в предпринимательской среде, достаточной степенью психологической уязвимости среди молодежного сообщества. В рейтинге стран Doing Business Российская Федерация перемещается с 120 места в 2010 году на 28 место в 2020 году, а Казахстан с 63 места переходит на 25 место в 2020 году, что свидетельствует о высокой положительной динамике [16].

В исследовании влияния предпринимательских установок молодежи на экономическое развитие общества зарубежные авторы сосредотачиваются на тенденциях в цифровизации предпринимательства, цифровых компетенциях молодежи, образе жизни молодежи и креативных компетенциях предпринимательской деятельности [1]. Российские коллеги рассматривают вопросы ценностей и социальных установок в молодежном предпринимательстве, уровне предпринимательской культуры, предпринимательском потенциале. К теме исследования относились вопросы ценностных установок, образа жизни молодежи, результативности стартап-сообществ [2].

Цель исследования - на основе маркетинговых, статистических данных и социологических данных выявить новые возможности в развитии молодежного предпринимательства, а также обозначить риски, обусловленные спецификой предпринимательства среди российской молодежи.

Научная новизна исследования: анализ экономических действий потребителей определяется одновременным воздействием групп факторов, которые зависят от пола и возраста, принадлежности к социальной группе, уровне образования, факторах культурного порядка, образа жизни, психологических и ценностных установок. В новых экономических реалиях добавляются еще специфические факторы - сохраняющаяся угроза пандемии COVID-2019, эпидемии гриппа, на которые накладываются постоянно вводимые экономические санкции, вводимые ЕС и США, которые меняют традиционные модели экономического поведения молодежи [11].

Гипотеза исследования – на основе авторского маркетингового-социологического инструментария, исследуются паттерны поведения молодежи, занятого предпринимательской деятельностью, тесно связанные с особенностями психосоциальных аспектов, экономических, культурных аспектов. Междисциплинарный подход в изучении предпринимательских установок, формирующих экономического поведение на различных рынках, позволяет выявить сложившиеся на данный момент возможности молодежного предпринимательства в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, а также исследовать факторы, влияющие на установки в открытии собственного дела среди молодежи.

Методология исследования – в авторском исследовании использовались эмпирические методы: метод сравнений, метод аналогий, методы экспериментально-теоретического уровня, такие как анализ и синтез, логический метод. Сопоставлены и использованы статистические данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, российских информационных платформ.

Основная часть. Государственная Дума Российской Федерации приняла ФЗ №489-ФЗ от 30.12.2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», где одним из приоритетов государства является развитие возможностей для реализации экономического поведения молодежи в сложившихся экономических реалиях. В соответствии с принятым законом молодыми людьми считаются граждане России в возрасте от 14 до 35 лет включительно. В таблице 1 представлена динамика численности населения России за последние 3 года, в том числе молодежи.

Таблица 1 - Динамика численности молодежи в Российской Федерации за 2020-2022гг.


Показатели

2020
год

2021
год

2022
год
Темпы роста, в %
2021г.
к
2020г.
2022г.
к
2021г.
Все население России, млн.чел.
146,749
146,171
145,558
99,6
99,6
Численность молодежи в РФ
(от 14 до 35 лет), млн.человек
39,1
39,1
38,3
100,0
98,0
в т.ч. городское молодежное население, млн.человек
30,0
29,6
28,9
98,7
97,6
сельское молодежное население, млн.человек
9,1
9,5
9,4
104,4
99,0
Доля молодежи в общей численности населения РФ, %
26,6
26,8
26,3
-
-
Доля городской молодежи в общей численности молодежи России, %
76,7
75,7
75,5
-
-
Доля сельской молодежи в общей численности молодежи России, %
23,3
24,3
24,5
-
-
Источник: составлено автором по данным [17] (РОССТАТ «Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту. Статистический бюллетень» 2021, 2022

Эмпирической базой данного исследования послужили данные Росстата, социологического исследования «Предпринимательские триггеры студенческой молодежи», проведенного в 2022-2023 годах в трех университетах г. Москвы (ГУУ, РАНХиГС и МосГУ преподавателями Института маркетинга ГУУ). В опросе приняли участие 200 студентов от 18 до 23 лет, обучающихся на очной форме подготовки. С 2000-х годов наблюдается сокращение численности населения, в том числе и за период 2020-2022 годы (темп составил 0,4%). Численность молодежи в Российской Федерации за три года снизилась на 2%, что привело к падению доли молодежи в общей численности населения на 0,3% (с 26,6% до 26,3%). Большая часть потерь приходится на городскую молодежь, когда темп снижения ее численности в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил 1,3%, а 2022г. по сравнению с 2021 г. – 2,4%. Для сельской молодежи характерен рост численности в 2021 г. на 104,4%, но в 2022г. наблюдается снижение численности на 1%. Снижение численности городской молодежи обеспечили падение удельного веса ее в общей численности молодежи РФ с 76,7% (в 2020 г.) до 75,5% (в 2022 г.). Доля сельской молодежи в общей численности молодежи страны, наоборот, стабильно растет и достигла 24,5% (2022г.) [17].

Снижение численности населения России за 2020-2022 гг. при одновременно снижении доли молодежи трудоспособного возраста способствует тому, что увеличивается демографическая нагрузка, хотя старение населения является общемировой тенденцией. Таким образом, с одной стороны, наблюдается воздействие демографических факторов (снижение доли молодежи в общей численности населения РФ) на социально-экономическую динамику страны и регионов, а с другой стороны, прямое влияние социально-экономических процессов на демографические факторы.

В Российской Федерации, как в стране с высокой региональной дифференциацией по уровню и качеству жизни, исследования связаны с особенностями территориального развития, различиях по принадлежности к социальным группам, формирующих предпринимательские активности населения, в т.ч. молодежи [7]. Анализ особенностей предпринимательской активности обычно опирается на оценку динамики численности индивидуальных предпринимателей, малых и микро-предприятий, их количественных и качественных показателей, показателей деловой активности. На данный момент времени в России, как и во всем мире исследователи сосредотачиваются на вопросах, связанных с реализацией молодежной политики, новых решений в социальной сфере и экономике [8].

Таблица 2 - Динамика распределения индивидуальных предпринимателей по возрасту


Показатели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Темпы роста,%
2020г.
к
2019г.
Темпы роста,%
2021г.
к
2020г.
Число
инд.
пред-при
нима
те-
лей
% к
итогу
Число
инд.
пред-при
нима
те-
лей
% к
итогу
Число
инд.
пред-при
нима
те-
лей
% к
итогу
Всего, тыс. человек
3621
100,0
3571
100,0
3687
100,0
98,6
103,2
в т.ч. в возрасте от 18 до 34 лет
1049
29,0
1030
28,8
1041
28,2
98,2
101,1
из них до 20 лет
29
0,8
28
0,8
30
0,8
96,6
107,1
20 – 24 года
138
3,8
130
3,6
135
3,7
94,2
103,8
25 – 29 лет
371
10,2
350
9,8
330
8,9
94,3
94,3
30 – 34 года
511
14,2
522
14,6
516
14,8
102,2
101,0
Источник: составлено автором по данным [17] (РОССТАТ «Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание.» 2022

На основе данных государственной статистики показано распределение индивидуальных предпринимателей РФ по возрасту. Ожидаемо в 2020 году количество индивидуальных предпринимателей в целом по стране снизилось на 1,4%, что связано с негативными последствиями на экономику введение локдаунов в ряде российских регионов. Количество молодежных предпринимателей за период 2019-2020 гг. упало на 1,8%, что несколько выше показателя по России. Молодые индивидуальные предприниматели, не имеющие практического опыта первые ощутили на себе удар от кризисных явлений, что отразилось на количестве банкротств в их среде. К 2021 году количество индивидуальных предпринимателей выросло на 103,2%, а среди молодежи – на 101,1% [17].

Рассматривая падение количества индивидуальных предпринимателей за 2019-2020 годы, самые высокие темпы снижения наблюдались в возрастной группе «20 – 24 года» (5,8%), а возрастная категория «30 – 34 года» демонстрирует рост на 102,2%. Таким образом, наиболее «взрослые» индивидуальные предприниматели устояли в период разрыва логистических цепочек и показали некоторый количественный рост [5].

В течение 2020-2021 гг. ситуация более позитивная и молодежное индивидуальное предпринимательство растет на 101,1%, где возрастная категория «до 20 лет» возросла на 7,1 процент при снижении количества индивидуальных предпринимателей в возрастной категории «25 – 29 лет» на 5,7% [17].

Социально-экономическая политика должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни всего населения, но особенно остро эта тема затрагивается молодежью в обсуждениях, при проведении социологических опросов [3]. Когда в основании идеологии стоит не только все граждане страны, а молодежь и подрастающие поколения, только тогда общество имеет шанс выйти на новый уровень социально-экономического развития, где катализатором является молодежное предпринимательство [4].

Рассматривая распределение молодых индивидуальных предпринимателей по уровню образования, можно сформулировать ряд выводов.

Таблица 4 – Распределение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью по уровню образования

Пока-
затели
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2020г.
к
2019г. %
2021г.
к 2020г.
%
тыс.
чело
век
% к итогу
тыс.
чело-
век
% к итогу
тыс.
чело-
век
% к итогу
Всего
3621
100,0
3571
100,0
3687
100,0
98,6
103,2
Из них:
с высшим образованием
1041
28,7
1042
29,2
1085
29,4
100,0
104,1
среднее профессиональное
1514
41,8
1548
43,3
1569
42,6
102,2
101,4
среднее общее
838
23,1
779
21,8
717
19,5
93,0
92,0
основное общее
203
5,6
183
5,2
225
6,1
90,1
123,0
не имеют основного общего
25
0,8
19
0,5
21
2,4
76,0
110,5
Источник: составлено автором по данным [ 17..] (РОССТАТ «Малое и среднее предпринимательство в России. Официальное издание.» 2022

Во-первых, за период 2019-2021гг. динамика молодых предпринимателей не стабильно: сначала наблюдается снижение их количества на 1,4% (за 2019-2020гг.), а к 2021 году показатель возрос до 103,2%.

Наибольший удельный вес среди индивидуальных предпринимателей занимают молодежь со средним профессиональным образованием (42,6% в 2021г.), с высшим образованием (29,4% за этот же период) и предприниматели

со средним образованием (19,5%). Совокупная доля индивидуальных предпринимателей со средним и среднем профессиональным образованием составила к 2021 году 62,1%, что свидетельствует о высокой мотивации данной категории лиц на реализацию в бизнесе и желании получить более высокий доход, чем простая работа по найму. Вполне вероятно, что имея статус индивидуального предпринимателя молодые люди воспринимают его как некий «социальный лифт» в более высокую социальную группу [17].

Система ценностей в экономической сфере представляет собой устойчивые представления о том, какие экономические блага наиболее важны для современной российской молодежи. К ним можно отнести: финансовую свободу, коммерческий успех, социальный статус, виды и источники получения дохода и пр. Убеждения и установки молодых людей в сфере зарабатывания доходов, формируют их потребности в знаниях (в сфере экономики и финансов, права, маркетинга и пр.). Имея хорошую базовую подготовку в финансово-экономической сфере, молодые люди, чьи личные характеристики и темперамент, интересы и мотивы сфокусированы на бизнес-развитие, формируют программу экономической установки на собственную реализацию в качестве предпринимателя [14].

Одним из катализаторов активного экономического поведения среди молодежи можно считать совокупность сложившихся ценностей и норм в обществе, способствующих или тормозящих смену потребностей и норм, подталкивающих молодежь на те или иные формы экономической активности [6]. Однако, достаточно сложно определить, в какой степени уровень экономического развития страны (регионов) зависит от сложившейся экономической среды, оказывающей значительное влияние на социальную мобильность молодежи и их финансовые приоритеты [19].

В статье представлены результаты пилотного опроса студенческой молодежи, проведенного в декабре-январе 2023 года посредством электронной почты среди студентов, обучающихся в г. Москве. Было опрошено 300 студентов при степени достоверности 95%. Исследование сфокусировано на темах: информированность о региональных программах поддержки молодежного предпринимательства и уровню мотивации по открытию собственного стартапа. Анкета распространялась в группах молодежи очной формы обучения, начиная с первого курса обучения бакалавриата и заканчивая четвертым курсом. Вопросы анкеты состояли из: социально-демографических показателей, и вопросов о взглядах и представлениях относительно форм поддержки молодежного предпринимательства в г. Москве, уровне личной мотивированности на создание собственного дела.

Около 30% студентов-первокурсников считают достаточно привлекательным открыть собственное дело и добиться финансового благополучия. Причем, более высокий процент (около 32%) из отпрошенных экспертов приходится на долю студентов АНО ВО МОСГУ, а более низкие показатели (28% и 29%) на студентов, обучающихся в РАНХиГС и ГУУ. Обучаясь на втором и третьих курсах студенты осознают необходимость дополнительно обучаться по своей специальности, их ответы распределились следующим образом. На втором курсе 15% опрошенных студентов ГУУ и РАНХиГС заявили о том, что они получают дополнительное образование через онлайн-курсы на платной основе. К третьему курсу количество студентов, активно формирующих дополнительные профессиональные компетенции, снизилось до 10%. Студенты, обучающиеся на платной форме обучения АНО ВО МОСГУ на втором курсе предпочитают подработки в сфере народного хозяйства, и доля таких студентов среди обучающихся оставила 45%. К третьему курсу практически 90% опрошенных экспертов (МОСГУ) уже имели опыт работы в компаниях. Эксперты, обучающиеся в ГУУ на 3 курсе, отметили, что практически 82% опрошенных, уже работают, в РАНХиГС – 73%. Но следует отметить, что большинство респондентов работают не по специальности (9% из 82% работающих), что свидетельствует о том, что пока не все студенты могут реализовать свой трудовой потенциал и идут по пути наименьшего сопротивления в поисках работы.

На четвертом курсе обучения мотивация на открытие собственного дела резко снижается до 10% практически во всех вузах, где проводились опросы студентов. Это связано в первую очередь, с серьезной волной банкротства малого и среднего бизнеса в период 2019-2020 гг. и с атмосферой высокой неопределенности на рынках, что значительно снижает уверенность молодежи в собственных силах и возможностях достижения хорошего финансового результата [20].

Выводы. Современные формы поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства должны предполагать учет разнообразных факторов, влияющих на рынок труда, приоритеты социально-экономической политики в регионах, а также тенденции динамики численности молодежи в Российской Федерации. Так, численность молодежи страны (от 14 до 35 лет) за период 2020-2021гг. снизилась на 2%, в т.ч. городского молодежного населения на 2,4%, а сельского населения на 1%. Таким образом, предложение рабочей силы на рынке труда за период 2020-2022гг. практически не изменилось, а соответственно спрос на нее вырос.

Доля сельской молодежи в общей численности молодежи РФ составляет 24,5 и этот показатель возрос на 1,2%, что характеризует более тесную привязку молодежи к своей территории проживания, чем у городской молодежи. Несомненно, устойчивые связи, сформированные в сельской социальной среде помогают создать положительный климат молодежного предпринимательства, хотя экономические факторы производства в условиях высоких процентов кредитования, могут препятствовать сельскохозяйственному предпринимательству. Доля городской молодежи в общей численности российской молодежи снизилась на 1,2% и составила 75,5%. В целом, в контексте снижения численности населения России за 2021-2022г. (на 0,4%) наблюдается падение количества российской молодежи за аналогичный период (на 2%) [16].

На этапе принятия решения об открытии собственного стартапа особое значение придается такому фактору как средний уровень заработной платы, сложившейся в регионе и оценочным показателям дохода индивидуального предпринимателя. В московском регионе, где средний уровень зарплаты в г. Москве составляет 125640 руб., в микропредприятии – 75380 руб., в малых предприятиях с численностью до 100 человек – 138200 руб., в крупных предприятиях с численностью от 250 человек – 175890 руб., привлекательность работы в крупных компаниях не вызывает сомнения. Так, по результатам пилотного исследования 60% ответивших считают, что привлекательность создания собственного дела рассматривается через рост финансового благополучия.

Количество малых и средних предпринимателей России в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросло на 102,1%, из них микропредприятий увеличилось на 102,2%, малых предприятий снизилось на 0,1%, средних предприятий на 100,2%. К ноябрю 2023 года две пятых экономически активного населения страны работают или на себя или в сфере малого и среднего бизнеса [18]. Малый бизнес, ориентированный на использование инновационных технологий, создание и развитие новых цифровых платформ, больших данных, применение искусственного интеллекта позволяет привлечь внимание молодежи к расширению онлайн-бизнесов. Современные маркетплейсы стали каналом сбыта для классического бизнеса, площадкой для запуска нового российского бренда, конкурентной средой среди молодых предпринимателей [13].

Среди опрошенных студентов московских вузов каждый третий (30%), обучающихся на первом курсе задумывался об открытии собственного дела. Так как региональные филиалы не участвовали в опросе, то сделать вывод о высокой мотивации в московском регионе или, наоборот, не представляется возможным. Но можно отметить, что студенты обучающиеся в государственных университетах имеет более низкую мотивацию на открытие собственного дела, чем студенты негосударственного вуза [15].

Получая базовые знания и формируя профессиональные компетенции на втором и третьем курсах, студенты воспринимают экономическую среду как токсичную для бизнеса и количество студентов, мечтающих открыть собственное дело снижается до 10%. Не смотря на положительный баланс спроса и предложения по многим специальностям, высокую востребованность предпринимательских навыков, студенческая молодежь не достаточно ориентирована на открытие собственного бизнеса, реализацию творческого потенциала самостоятельно. Современная молодежь вполне адекватно оценивает риски создания и развития собственного дела, особенно в трудный период экономической неопределенности [9].

Сложившиеся на данный момент времени условия поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства в городе Москве не гармонизированы с индивидуальными мотивами молодых людей по долгосрочному развитию предпринимательства, не адаптированы под изменившиеся социально-экономические факторы, складывающиеся на рынке труда.


Источники:

1. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2205-2222. – doi: 10.18334/ce.14.10.111042.
2. Гарина Е.П., Белоусова Н.А., Жаринова Н.А., Гусев Р.В. Формирование детерминант социально-экономического развития систем // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1307-1320. – doi: 10.18334/eo.9.2.40732.
3. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики. / Курс лекций. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 2019. – 644 c.
4. Доброва Е.Д. Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении формирования цифровой экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 485-506. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112101.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
6. Зимовец А.В. Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350. – doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
7. Ивинская Е.Ю., Абдрахманова Д.Р. Взаимосвязь технологических и организационных инноваций в условиях цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 431-442. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112040.
8. Измайлова М.А., Николаев В.И., Веселовский М.Я., Хорошавина Н.С. и др. Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации. / Коллективная монография. - Москва: ООО Издательство «Мир науки», 2021. – 291 c.
9. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 455-470. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
10. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
11. Плотников А.В. Проблемы цифровой трансформации и концепция управления изменениями // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1403-1414. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113975.
12. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
13. Хмелева Г.А., Чертопятов Д.А. Новые подходы к развитию инновационной среды в условиях «новой экономической эры» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 897-910. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112324.
14. Шуйский В.П. Цифровизация экономики России: достижения и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 6. – c. 158-169. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10076.
15. Яковлева Е.А., Толочко И.А. Инструменты и методы цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 415-430. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112016.
16. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Мэр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).
17. Малое и среднее предпринимательство в России. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.10.2023).
18. Статистика развития МСП в Российской Федерации. Опора России. [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf?ysclid=lph0kzjylf294013550 (дата обращения: 01.11.2023).
19. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.html?ysclid=lpinyvak4g533564873 (дата обращения: 07.10.2023).
20. МСП: восстановление отложено на 4 года. Аналитический обзор Национального рейтингового агентства. [Электронный ресурс]. URL: https://rusbonds.ru/rb-docs/analytics/msp.pdf (дата обращения: 17.11.2023).

Страница обновлена: 21.04.2024 в 14:24:16