Молодежное предпринимательство россиян: возможности и приоритеты
Солдатова Н.Ф.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 Государственный Университет Управления
Скачать PDF | Загрузок: 43
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549035
Аннотация:
В статье рассмотрена динамика численности молодежи в Российской Федерации как инструмент роста предпринимательской активности, в том числе реализации ими своих установок не только в достижении финансового благополучия, но и привлекательного социального статуса. Показано распределение молодежи на городскую и сельскую молодежь за три последних года: 2020-2022 годы. Исследование выполнено на основе данных государственной статистики, включая год восстановления экономики после пандемии коронавируса и два последующих года накануне развертывания мобилизационных мероприятий в народном хозяйстве. Сейчас, когда российской экономике не хватает рабочих рук и квалифицированных специалистов, конкуренция за привлекательные рабочие места ослабевает, желание открыть собственный стартап среди молодежи, не является особенно актуальным. Социально-экономическая политика, которую проводит государство, в целом, направлена на закрепление установок по развитию молодежного предпринимательства. Но, при этом, государственные механизмы, регулирующие рынок труда в стране, вступают в противоречие с основными направлениями поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства, что обусловило научную проблему.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, реально располагаемые доходы населения, рынок товаров повседневного спроса, паттерны потребительского поведения, социально-экономическая политика
JEL-классификация: D40, D47, F60, F63
Введение. В сложившейся социально-экономической реальности насущной задачей становится разработка действенных мер по поддержке и стимулированию предпринимательской активности в целом, в том числе молодежного предпринимательства в частности. Предпринимательская среда в России определяется множеством вызовов и рисков, которые постоянно трансформируются, начиная с геополитической нестабильности в мире, и сохраняющейся угрозой пандемии covid-2019 и заканчивая современным этапом становления мобилизационной экономики [10]. Отношение молодежи к предпринимательской деятельности задает вектор трансформационного воздействия на государственную социально-экономическую политику страны и регионов. Полученные в результате маркетинговых исследований оценки и выводы отражают взгляды молодежи на будущее экономики и социальной сферы. Изменение ценностей и поведения среди молодежи, модернизация установок в предпринимательской деятельности может привести к формированию новых проблем и рисков при трансформирующемся социально-экономическом устройстве страны. В следствие вышесказанного, приоритетным является выявление отношения и установок молодого поколения об экономическом благополучии и перспективах реализации экономического поведения в складывающихся новых социально-экономических условиях [12].
Актуальность темы. Стратегия социально-экономического развития России формируется под воздействием экономического поведения участников рыночных отношений, отношением личности к деньгам, которое обусловлено ценностными ориентациями личности. Российские ученые признают, что богатство нации складывается под воздействием влияния множества факторов: от снижения доходов и уровня жизни населения, высокой степенью неопределенности в предпринимательской среде, достаточной степенью психологической уязвимости среди молодежного сообщества. В рейтинге стран Doing Business Российская Федерация перемещается с 120 места в 2010 году на 28 место в 2020 году, а Казахстан с 63 места переходит на 25 место в 2020 году, что свидетельствует о высокой положительной динамике [16].
В исследовании влияния предпринимательских установок молодежи на экономическое развитие общества зарубежные авторы сосредотачиваются на тенденциях в цифровизации предпринимательства, цифровых компетенциях молодежи, образе жизни молодежи и креативных компетенциях предпринимательской деятельности [1]. Российские коллеги рассматривают вопросы ценностей и социальных установок в молодежном предпринимательстве, уровне предпринимательской культуры, предпринимательском потенциале. К теме исследования относились вопросы ценностных установок, образа жизни молодежи, результативности стартап-сообществ [2].
Цель исследования - на основе маркетинговых, статистических данных и социологических данных выявить новые возможности в развитии молодежного предпринимательства, а также обозначить риски, обусловленные спецификой предпринимательства среди российской молодежи.
Научная новизна исследования: анализ экономических действий потребителей определяется одновременным воздействием групп факторов, которые зависят от пола и возраста, принадлежности к социальной группе, уровне образования, факторах культурного порядка, образа жизни, психологических и ценностных установок. В новых экономических реалиях добавляются еще специфические факторы - сохраняющаяся угроза пандемии COVID-2019, эпидемии гриппа, на которые накладываются постоянно вводимые экономические санкции, вводимые ЕС и США, которые меняют традиционные модели экономического поведения молодежи [11].
Гипотеза исследования – на основе авторского маркетингового-социологического инструментария, исследуются паттерны поведения молодежи, занятого предпринимательской деятельностью, тесно связанные с особенностями психосоциальных аспектов, экономических, культурных аспектов. Междисциплинарный подход в изучении предпринимательских установок, формирующих экономического поведение на различных рынках, позволяет выявить сложившиеся на данный момент возможности молодежного предпринимательства в удовлетворении потребностей населения в товарах и услугах, а также исследовать факторы, влияющие на установки в открытии собственного дела среди молодежи.
Методология исследования – в авторском исследовании использовались эмпирические методы: метод сравнений, метод аналогий, методы экспериментально-теоретического уровня, такие как анализ и синтез, логический метод. Сопоставлены и использованы статистические данные с официального сайта Федеральной службы государственной статистики, российских информационных платформ.
Основная часть. Государственная Дума Российской Федерации приняла ФЗ №489-ФЗ от 30.12.2020 г. «О молодежной политике в Российской Федерации», где одним из приоритетов государства является развитие возможностей для реализации экономического поведения молодежи в сложившихся экономических реалиях. В соответствии с принятым законом молодыми людьми считаются граждане России в возрасте от 14 до 35 лет включительно. В таблице 1 представлена динамика численности населения России за последние 3 года, в том числе молодежи.
Таблица 1 - Динамика численности молодежи в Российской Федерации за 2020-2022гг.
Показатели |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Темпы роста, в %
| |
2021г.
к 2020г. |
2022г.
к 2021г. | ||||
Все население России, млн.чел.
|
146,749
|
146,171
|
145,558
|
99,6
|
99,6
|
Численность молодежи в РФ
(от 14 до 35 лет), млн.человек |
39,1
|
39,1
|
38,3
|
100,0
|
98,0
|
в т.ч. городское молодежное население,
млн.человек
|
30,0
|
29,6
|
28,9
|
98,7
|
97,6
|
сельское молодежное население, млн.человек
|
9,1
|
9,5
|
9,4
|
104,4
|
99,0
|
Доля молодежи в общей численности
населения РФ, %
|
26,6
|
26,8
|
26,3
|
-
|
-
|
Доля городской молодежи в общей
численности молодежи России, %
|
76,7
|
75,7
|
75,5
|
-
|
-
|
Доля сельской молодежи в общей
численности молодежи России, %
|
23,3
|
24,3
|
24,5
|
-
|
-
|
Эмпирической базой данного исследования послужили данные Росстата, социологического исследования «Предпринимательские триггеры студенческой молодежи», проведенного в 2022-2023 годах в трех университетах г. Москвы (ГУУ, РАНХиГС и МосГУ преподавателями Института маркетинга ГУУ). В опросе приняли участие 200 студентов от 18 до 23 лет, обучающихся на очной форме подготовки. С 2000-х годов наблюдается сокращение численности населения, в том числе и за период 2020-2022 годы (темп составил 0,4%). Численность молодежи в Российской Федерации за три года снизилась на 2%, что привело к падению доли молодежи в общей численности населения на 0,3% (с 26,6% до 26,3%). Большая часть потерь приходится на городскую молодежь, когда темп снижения ее численности в 2021 г. по сравнению с 2020 г. составил 1,3%, а 2022г. по сравнению с 2021 г. – 2,4%. Для сельской молодежи характерен рост численности в 2021 г. на 104,4%, но в 2022г. наблюдается снижение численности на 1%. Снижение численности городской молодежи обеспечили падение удельного веса ее в общей численности молодежи РФ с 76,7% (в 2020 г.) до 75,5% (в 2022 г.). Доля сельской молодежи в общей численности молодежи страны, наоборот, стабильно растет и достигла 24,5% (2022г.) [17].
Снижение численности населения России за 2020-2022 гг. при одновременно снижении доли молодежи трудоспособного возраста способствует тому, что увеличивается демографическая нагрузка, хотя старение населения является общемировой тенденцией. Таким образом, с одной стороны, наблюдается воздействие демографических факторов (снижение доли молодежи в общей численности населения РФ) на социально-экономическую динамику страны и регионов, а с другой стороны, прямое влияние социально-экономических процессов на демографические факторы.
В Российской Федерации, как в стране с высокой региональной дифференциацией по уровню и качеству жизни, исследования связаны с особенностями территориального развития, различиях по принадлежности к социальным группам, формирующих предпринимательские активности населения, в т.ч. молодежи [7]. Анализ особенностей предпринимательской активности обычно опирается на оценку динамики численности индивидуальных предпринимателей, малых и микро-предприятий, их количественных и качественных показателей, показателей деловой активности. На данный момент времени в России, как и во всем мире исследователи сосредотачиваются на вопросах, связанных с реализацией молодежной политики, новых решений в социальной сфере и экономике [8].
Таблица 2 - Динамика распределения индивидуальных предпринимателей по возрасту
Показатели |
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
Темпы роста,%
2020г. к 2019г. |
Темпы роста,%
2021г. к 2020г. | |||
Число
инд. пред-при нима те- лей |
% к
итогу |
Число
инд. пред-при нима те- лей |
% к
итогу |
Число
инд. пред-при нима те- лей |
% к
итогу | |||
Всего, тыс. человек
|
3621
|
100,0
|
3571
|
100,0
|
3687
|
100,0
|
98,6
|
103,2
|
в т.ч. в возрасте от 18 до 34 лет
|
1049
|
29,0
|
1030
|
28,8
|
1041
|
28,2
|
98,2
|
101,1
|
из них до 20 лет
|
29
|
0,8
|
28
|
0,8
|
30
|
0,8
|
96,6
|
107,1
|
20 – 24 года
|
138
|
3,8
|
130
|
3,6
|
135
|
3,7
|
94,2
|
103,8
|
25 – 29 лет
|
371
|
10,2
|
350
|
9,8
|
330
|
8,9
|
94,3
|
94,3
|
30 – 34 года
|
511
|
14,2
|
522
|
14,6
|
516
|
14,8
|
102,2
|
101,0
|
На основе данных государственной статистики показано распределение индивидуальных предпринимателей РФ по возрасту. Ожидаемо в 2020 году количество индивидуальных предпринимателей в целом по стране снизилось на 1,4%, что связано с негативными последствиями на экономику введение локдаунов в ряде российских регионов. Количество молодежных предпринимателей за период 2019-2020 гг. упало на 1,8%, что несколько выше показателя по России. Молодые индивидуальные предприниматели, не имеющие практического опыта первые ощутили на себе удар от кризисных явлений, что отразилось на количестве банкротств в их среде. К 2021 году количество индивидуальных предпринимателей выросло на 103,2%, а среди молодежи – на 101,1% [17].
Рассматривая падение количества индивидуальных предпринимателей за 2019-2020 годы, самые высокие темпы снижения наблюдались в возрастной группе «20 – 24 года» (5,8%), а возрастная категория «30 – 34 года» демонстрирует рост на 102,2%. Таким образом, наиболее «взрослые» индивидуальные предприниматели устояли в период разрыва логистических цепочек и показали некоторый количественный рост [5].
В течение 2020-2021 гг. ситуация более позитивная и молодежное индивидуальное предпринимательство растет на 101,1%, где возрастная категория «до 20 лет» возросла на 7,1 процент при снижении количества индивидуальных предпринимателей в возрастной категории «25 – 29 лет» на 5,7% [17].
Социально-экономическая политика должна быть направлена на повышение уровня и качества жизни всего населения, но особенно остро эта тема затрагивается молодежью в обсуждениях, при проведении социологических опросов [3]. Когда в основании идеологии стоит не только все граждане страны, а молодежь и подрастающие поколения, только тогда общество имеет шанс выйти на новый уровень социально-экономического развития, где катализатором является молодежное предпринимательство [4].
Рассматривая распределение молодых индивидуальных предпринимателей по уровню образования, можно сформулировать ряд выводов.
Таблица 4 – Распределение лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью по уровню образования
Пока-
затели |
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2020г.
к 2019г. % |
2021г.
к 2020г. % | |||
тыс.
чело век |
% к итогу
|
тыс.
чело- век |
% к итогу
|
тыс.
чело- век |
% к итогу
| |||
Всего
|
3621
|
100,0
|
3571
|
100,0
|
3687
|
100,0
|
98,6
|
103,2
|
Из
них:
с высшим образованием |
1041
|
28,7
|
1042
|
29,2
|
1085
|
29,4
|
100,0
|
104,1
|
среднее
профессиональное
|
1514
|
41,8
|
1548
|
43,3
|
1569
|
42,6
|
102,2
|
101,4
|
среднее
общее
|
838
|
23,1
|
779
|
21,8
|
717
|
19,5
|
93,0
|
92,0
|
основное
общее
|
203
|
5,6
|
183
|
5,2
|
225
|
6,1
|
90,1
|
123,0
|
не
имеют основного общего
|
25
|
0,8
|
19
|
0,5
|
21
|
2,4
|
76,0
|
110,5
|
Во-первых, за период 2019-2021гг. динамика молодых предпринимателей не стабильно: сначала наблюдается снижение их количества на 1,4% (за 2019-2020гг.), а к 2021 году показатель возрос до 103,2%.
Наибольший удельный вес среди индивидуальных предпринимателей занимают молодежь со средним профессиональным образованием (42,6% в 2021г.), с высшим образованием (29,4% за этот же период) и предприниматели
со средним образованием (19,5%). Совокупная доля индивидуальных предпринимателей со средним и среднем профессиональным образованием составила к 2021 году 62,1%, что свидетельствует о высокой мотивации данной категории лиц на реализацию в бизнесе и желании получить более высокий доход, чем простая работа по найму. Вполне вероятно, что имея статус индивидуального предпринимателя молодые люди воспринимают его как некий «социальный лифт» в более высокую социальную группу [17].
Система ценностей в экономической сфере представляет собой устойчивые представления о том, какие экономические блага наиболее важны для современной российской молодежи. К ним можно отнести: финансовую свободу, коммерческий успех, социальный статус, виды и источники получения дохода и пр. Убеждения и установки молодых людей в сфере зарабатывания доходов, формируют их потребности в знаниях (в сфере экономики и финансов, права, маркетинга и пр.). Имея хорошую базовую подготовку в финансово-экономической сфере, молодые люди, чьи личные характеристики и темперамент, интересы и мотивы сфокусированы на бизнес-развитие, формируют программу экономической установки на собственную реализацию в качестве предпринимателя [14].
Одним из катализаторов активного экономического поведения среди молодежи можно считать совокупность сложившихся ценностей и норм в обществе, способствующих или тормозящих смену потребностей и норм, подталкивающих молодежь на те или иные формы экономической активности [6]. Однако, достаточно сложно определить, в какой степени уровень экономического развития страны (регионов) зависит от сложившейся экономической среды, оказывающей значительное влияние на социальную мобильность молодежи и их финансовые приоритеты [19].
В статье представлены результаты пилотного опроса студенческой молодежи, проведенного в декабре-январе 2023 года посредством электронной почты среди студентов, обучающихся в г. Москве. Было опрошено 300 студентов при степени достоверности 95%. Исследование сфокусировано на темах: информированность о региональных программах поддержки молодежного предпринимательства и уровню мотивации по открытию собственного стартапа. Анкета распространялась в группах молодежи очной формы обучения, начиная с первого курса обучения бакалавриата и заканчивая четвертым курсом. Вопросы анкеты состояли из: социально-демографических показателей, и вопросов о взглядах и представлениях относительно форм поддержки молодежного предпринимательства в г. Москве, уровне личной мотивированности на создание собственного дела.
Около 30% студентов-первокурсников считают достаточно привлекательным открыть собственное дело и добиться финансового благополучия. Причем, более высокий процент (около 32%) из отпрошенных экспертов приходится на долю студентов АНО ВО МОСГУ, а более низкие показатели (28% и 29%) на студентов, обучающихся в РАНХиГС и ГУУ. Обучаясь на втором и третьих курсах студенты осознают необходимость дополнительно обучаться по своей специальности, их ответы распределились следующим образом. На втором курсе 15% опрошенных студентов ГУУ и РАНХиГС заявили о том, что они получают дополнительное образование через онлайн-курсы на платной основе. К третьему курсу количество студентов, активно формирующих дополнительные профессиональные компетенции, снизилось до 10%. Студенты, обучающиеся на платной форме обучения АНО ВО МОСГУ на втором курсе предпочитают подработки в сфере народного хозяйства, и доля таких студентов среди обучающихся оставила 45%. К третьему курсу практически 90% опрошенных экспертов (МОСГУ) уже имели опыт работы в компаниях. Эксперты, обучающиеся в ГУУ на 3 курсе, отметили, что практически 82% опрошенных, уже работают, в РАНХиГС – 73%. Но следует отметить, что большинство респондентов работают не по специальности (9% из 82% работающих), что свидетельствует о том, что пока не все студенты могут реализовать свой трудовой потенциал и идут по пути наименьшего сопротивления в поисках работы.
На четвертом курсе обучения мотивация на открытие собственного дела резко снижается до 10% практически во всех вузах, где проводились опросы студентов. Это связано в первую очередь, с серьезной волной банкротства малого и среднего бизнеса в период 2019-2020 гг. и с атмосферой высокой неопределенности на рынках, что значительно снижает уверенность молодежи в собственных силах и возможностях достижения хорошего финансового результата [20].
Выводы. Современные формы поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства должны предполагать учет разнообразных факторов, влияющих на рынок труда, приоритеты социально-экономической политики в регионах, а также тенденции динамики численности молодежи в Российской Федерации. Так, численность молодежи страны (от 14 до 35 лет) за период 2020-2021гг. снизилась на 2%, в т.ч. городского молодежного населения на 2,4%, а сельского населения на 1%. Таким образом, предложение рабочей силы на рынке труда за период 2020-2022гг. практически не изменилось, а соответственно спрос на нее вырос.
Доля сельской молодежи в общей численности молодежи РФ составляет 24,5 и этот показатель возрос на 1,2%, что характеризует более тесную привязку молодежи к своей территории проживания, чем у городской молодежи. Несомненно, устойчивые связи, сформированные в сельской социальной среде помогают создать положительный климат молодежного предпринимательства, хотя экономические факторы производства в условиях высоких процентов кредитования, могут препятствовать сельскохозяйственному предпринимательству. Доля городской молодежи в общей численности российской молодежи снизилась на 1,2% и составила 75,5%. В целом, в контексте снижения численности населения России за 2021-2022г. (на 0,4%) наблюдается падение количества российской молодежи за аналогичный период (на 2%) [16].
На этапе принятия решения об открытии собственного стартапа особое значение придается такому фактору как средний уровень заработной платы, сложившейся в регионе и оценочным показателям дохода индивидуального предпринимателя. В московском регионе, где средний уровень зарплаты в г. Москве составляет 125640 руб., в микропредприятии – 75380 руб., в малых предприятиях с численностью до 100 человек – 138200 руб., в крупных предприятиях с численностью от 250 человек – 175890 руб., привлекательность работы в крупных компаниях не вызывает сомнения. Так, по результатам пилотного исследования 60% ответивших считают, что привлекательность создания собственного дела рассматривается через рост финансового благополучия.
Количество малых и средних предпринимателей России в 2022 году по сравнению с 2021 годом выросло на 102,1%, из них микропредприятий увеличилось на 102,2%, малых предприятий снизилось на 0,1%, средних предприятий на 100,2%. К ноябрю 2023 года две пятых экономически активного населения страны работают или на себя или в сфере малого и среднего бизнеса [18]. Малый бизнес, ориентированный на использование инновационных технологий, создание и развитие новых цифровых платформ, больших данных, применение искусственного интеллекта позволяет привлечь внимание молодежи к расширению онлайн-бизнесов. Современные маркетплейсы стали каналом сбыта для классического бизнеса, площадкой для запуска нового российского бренда, конкурентной средой среди молодых предпринимателей [13].
Среди опрошенных студентов московских вузов каждый третий (30%), обучающихся на первом курсе задумывался об открытии собственного дела. Так как региональные филиалы не участвовали в опросе, то сделать вывод о высокой мотивации в московском регионе или, наоборот, не представляется возможным. Но можно отметить, что студенты обучающиеся в государственных университетах имеет более низкую мотивацию на открытие собственного дела, чем студенты негосударственного вуза [15].
Получая базовые знания и формируя профессиональные компетенции на втором и третьем курсах, студенты воспринимают экономическую среду как токсичную для бизнеса и количество студентов, мечтающих открыть собственное дело снижается до 10%. Не смотря на положительный баланс спроса и предложения по многим специальностям, высокую востребованность предпринимательских навыков, студенческая молодежь не достаточно ориентирована на открытие собственного бизнеса, реализацию творческого потенциала самостоятельно. Современная молодежь вполне адекватно оценивает риски создания и развития собственного дела, особенно в трудный период экономической неопределенности [9].
Сложившиеся на данный момент времени условия поддержки и стимулирования молодежного предпринимательства в городе Москве не гармонизированы с индивидуальными мотивами молодых людей по долгосрочному развитию предпринимательства, не адаптированы под изменившиеся социально-экономические факторы, складывающиеся на рынке труда.
Источники:
2. Гарина Е.П., Белоусова Н.А., Жаринова Н.А., Гусев Р.В. Формирование детерминант социально-экономического развития систем // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1307-1320. – doi: 10.18334/eo.9.2.40732.
3. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики. / Курс лекций. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 2019. – 644 c.
4. Доброва Е.Д. Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении формирования цифровой экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 485-506. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112101.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
6. Зимовец А.В. Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350. – doi: 10.18334/epp.10.5.110126.
7. Ивинская Е.Ю., Абдрахманова Д.Р. Взаимосвязь технологических и организационных инноваций в условиях цифровой трансформации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 431-442. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112040.
8. Измайлова М.А., Николаев В.И., Веселовский М.Я., Хорошавина Н.С. и др. Инновационное развитие экономических систем в условиях цифровизации. / Коллективная монография. - Москва: ООО Издательство «Мир науки», 2021. – 291 c.
9. Леднева О.В. Статистическое изучение уровня цифровизации экономики России: проблемы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 455-470. – doi: 10.18334/vinec.11.2.111963.
10. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
11. Плотников А.В. Проблемы цифровой трансформации и концепция управления изменениями // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1403-1414. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113975.
12. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
13. Хмелева Г.А., Чертопятов Д.А. Новые подходы к развитию инновационной среды в условиях «новой экономической эры» // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 897-910. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112324.
14. Шуйский В.П. Цифровизация экономики России: достижения и перспективы // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 6. – c. 158-169. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10076.
15. Яковлева Е.А., Толочко И.А. Инструменты и методы цифровой трансформации // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 415-430. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112016.
16. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Мэр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 01.09.2023).
17. Малое и среднее предпринимательство в России. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.10.2023).
18. Статистика развития МСП в Российской Федерации. Опора России. [Электронный ресурс]. URL: https://opora.ru/site/assets/files/42057/statistika_razvitiya_msp_v_rf.pdf?ysclid=lph0kzjylf294013550 (дата обращения: 01.11.2023).
19. Доклад о состоянии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию за 2019-2022 гг. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/doklad_o_sostoyanii_msp_v_rossiyskoy_federacii_i_merah_po_ego_razvitiyu_za_20192022_gg.html?ysclid=lpinyvak4g533564873 (дата обращения: 07.10.2023).
20. МСП: восстановление отложено на 4 года. Аналитический обзор Национального рейтингового агентства. [Электронный ресурс]. URL: https://rusbonds.ru/rb-docs/analytics/msp.pdf (дата обращения: 17.11.2023).
Страница обновлена: 29.11.2024 в 13:35:42