Цифровизация экономики Российской Федерации в условиях политики импортозамещения
Костин К.Б.1, Малевич Ю.В.1, Борисов Ф.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Цитировать:
Костин К.Б., Малевич Ю.В., Борисов Ф.А. Цифровизация экономики Российской Федерации в условиях политики импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – С. 1769-1786. – doi: 10.18334/epp.14.5.120911.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918243
Аннотация:
В статье проанализирован уровень технологического развития отраслей экономики России, а также рассмотрен вопрос применения цифровых инноваций как ключевого вызова для страны в рамках политики импортозамещения. Авторами получены данные о влиянии цифровых изменений на развитие ключевых отраслей экономики и необходимости интенсивного развития отечественных цифровых технологий. На основе анализа данных ИКТ отрасли в работе составлен авторский Индекс цифровизации. Также было выявлено, что для развития в России Индустрии 4.0 необходимо выделить ресурсы для модернизации технологической базы, усиления киберзащиты и привлечения инвестиций в цифровую инфраструктуру.
Ключевые слова: импортозамещение, цифровая трансформация, индекс цифровизации, Индустрия 4.0, вторичный сектор
JEL-классификация: L86, C80, M15
Введение
Тема исследования представляет особую актуальность в контексте глобализации и технологического развития цифровизации средств производства, которая в рамках политики импортозамещения приобретает в России особую значимость. Важность цифровизации в условиях политики импортозамещения также трудно переоценить. Она, по сути, выступает в качестве одного из основных способов укрепления экономической безопасности и стимулирования внутреннего производства в России.
Проблематика исследования основана на оптимальном распределении ресурсов, уделяемых на создание инновационных решений и внедрение цифровых технологий в различных отраслях экономики России, а также развитие цифровых навыков среди сотрудников. В работе обобщены контуры понимания использования цифровых изменений для преобразования внутренней архитектуры промышленных предприятий и оптимального соответствия условиям внешней среды.
При проведении исследования, в качестве исходных данных были использованы материалы статистического портала Росстат, немецкого статистического портала Statista, международной консалтинговой компании McKinsey & Company, Organisation for Economic Co-operation and Development Statistics, а также Института статистических исследований и экономики знаний. В основе исследования лежат изыскания как зарубежных (Сесиль Сезанн, Эдвард Лоренц), так и отечественных (Е.В. Дробот, Н.А. Ермакова, Л.Г. Демидова, А.С. Емельянова, П. Б. Рудник, Г. И. Абдрахманова, Л.К. Терещенко и др.) исследователей [4, 5, 11, 12, 14].
Цель исследования заключается в анализе процесса цифровизации отраслей экономики России, развития сферы ИКТ в стране, а также в изучении распределения ресурсов и оценке соответствующего влияния на развитие процесса цифровизации. Данная цель требует рассмотрения ряда задач.
Во-первых, были определены вызовы и возможности, стоящие перед государством в рамках внедрения отечественных цифровых решений, а также реализации процесса цифровизации отраслей экономики.
Во-вторых, был составлен детальный анализ процесса цифровизации экономики России и развития отрасли ИКТ.
В-третьих, были изучены особенности внедрения отечественных цифровых технологий в промышленные предприятия страны.
Научная новизна исследования заключается в авторском анализе данных о внедрении цифровых технологий в различные отрасли экономики, а также в оценке влияния цифровизации на внутриорганизационную ориентацию и инновационное развитие ключевых отраслей экономики страны.
Гипотеза исследования основана на том, что цифровая трансформация экономики России в условиях политики импортозамещения требует активных мер со стороны государства и промышленности для стимулирования технологического прогресса.
Определение цифровой экономики
Понятие «цифровая экономика» не имеет единого определения в международной практике. При описании цифровой экономики в зарубежных источниках большее внимание уделяется технологиям и связанным с ними изменениям в способах взаимодействия хозяйствующих субъектов [5].
В российской практике концепция цифровой экономики предполагает комплексную экосистему, состоящую их трех взаимосвязанных уровней, указанных в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»:
¾ Экономические отрасли и рынки, на которых осуществляется взаимодействие различных субъектов (поставщики и потребители товаров, работ и услуг).
¾ Технологии и площадки, целью которых является формирование компетенций и навыков для развития экономических отраслей и рынков. Данные инструменты служат основой для инноваций и содействуют развитию экономических секторов.
¾ Среда, обеспечивающая развитие платформ и технологий, а также эффективное взаимодействие между субъектами рынков и отраслей экономики [1].
Согласно программе, создание такой экосистемы требует обеспечения необходимых условий как институционального, так и инфраструктурного характера, включая устранение существующих препятствий и ограничений для развития высокотехнологичного бизнеса. В конечном итоге, целью является повышение конкурентоспособности как отдельных секторов экономики России, так и всей экономики на глобальном рынке.
С содержательной точки зрения цифровая экономика включает в себя цифровое оборудование и технологии (аппаратные средства, software и коммуникационное оборудование), человеческие навыки работы с этим оборудованием и технологиями (цифровые навыки), а также промежуточные цифровые товары и услуги, которые используются в производстве ВВП.
Вызовы и возможности процесса цифровизации
На данном этапе развития мировая экономика стоит на пороге очередной промышленной революции, предполагающей комплекс движущих сил и ключевых технологий. Данные факторы в тандеме приводят к качественным изменениям во всех отраслях экономики и бизнес-моделях предприятий, а также на всех этапах промышленной цепочки создания стоимости [17].
Переход к Индустрии 4.0 неразрывно связан с процессом цифровизации экономики. Индустрия 4.0 характеризуется интеграцией различных цифровых технологий в производственный процесс. Основанная на соединении объектов и киберфизических систем, она является основой для новой организации производственных мощностей, способствующей повышению производительности и более рациональному и устойчивому распределению ресурсов [14]. Четвертая промышленная революция подразумевает использование четырех типов основных прорывных технологий:
¾ Возможности подключения и данные: облачные технологии, Интернет, блокчейн, датчики.
¾ Аналитика и интеллект: расширенная аналитика, машинное обучение, искусственный интеллект.
¾ Взаимодействие человека и роботизированных систем: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR), робототехника и автоматизация, автономные управляемые транспортные средства.
¾ Передовая инженерия: аддитивное производство (например, 3D-печать), возобновляемые источники энергии, наночастицы [19].
В совокупности описанные ключевые технологии и движущие силы позволяют радикально изменить процессы по всей цепочке создания стоимости, начиная с исследований и разработок, производства и продаж и заканчивая услугами, связанными с использованием продукта.
На сегодняшний день вторичный сектор экономики вносит решающий вклад в поступательное развитие и процветание России, а также является превалирующим в структуре ВВП страны (Табл. 1). Отечественные компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности, тесно встроены в мировую систему разделения труда, а также занимают лидирующие позиции в глобальной конкуренции. Однако в условиях политики импортозамещения в рамках развития Индустрии 4.0 в стране возникают ряд значительных вызовов, связанных с формированием и модернизацией цифровой инфраструктуры. Цифровая инфраструктура предоставляет населению, частному и государственному сектору необходимые ресурсы для выхода в Интернет. В широком смысле цифровая инфраструктура состоит из соединений (высокоскоростного Интернета и точек обмена Интернетом), Интернета вещей и хранилища данных (центры обработки данных и облачные системы). Для развития цифровой экономики ключевую роль играет доступ пользователей к полноценному подключению. В России за период с 2014 по 2021 наблюдается как рост пользователей Интернета, так и рост кабельного подключения к сети Интернет. Так, доля домохозяйств, которые не имеют доступа в Интернет снизилась с 30,1% до 16%, соответственно, а ежегодный прирост числа пользователей Интернета составил 4,2 процентных пункта в период с 2021 по 2022 года [15]. Относительно высокоскоростного Интернета, то доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в Интернет на 2019 год, уже составляла 73,6% [9].
Таблица 1 - Структура ВВП по отраслям экономики [составлено авторами по 7]
Структура ВВП по отраслям экономики (в
текущих ценах, в % к итогу)
|
год
| |
2021
|
2022
| |
ВВП в основных ценах
|
100
|
100
|
сельское,
лесное хозяйство, охота,
рыболовство и рыбоводство
|
4,2
|
4,3
|
добыча
полезных ископаемых
|
12,8
|
14
|
обрабатывающие
производства
|
16,1
|
14,2
|
обеспечение
электрической
энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха
|
2,4
|
2,3
|
водоснабжение;
водоотведение,
организация сбора и утилизации
отходов, деятельность
по ликвидации загрязнений
|
0,6
|
0,5
|
строительство
|
5,1
|
5,2
|
торговля
оптовая и розничная;
ремонт автотранспортных
средств и мотоциклов
|
13
|
12,4
|
транспортировка
и хранение
|
6
|
6,2
|
деятельность
гостиниц
и предприятий общественного
питания
|
0,8
|
0,8
|
деятельность
в области
информации и связи
|
2,7
|
2,7
|
финансовая
и страховая деятельность
|
4,6
|
4,8
|
деятельность
по операциям
с недвижимым имуществом
|
9,9
|
10,8
|
профессиональная,
научная и техническая деятельность
|
4,4
|
4,4
|
административная
деятельность
и сопутствующие
дополнительные услуги
|
1,9
|
2,2
|
государственное
управление
и обеспечение военной
безопасности; социальное
обеспечение
|
7,1
|
7,1
|
образование
|
3,2
|
2,9
|
деятельность
в области
здравоохранения и социальных
услуг
|
3,4
|
3,5
|
деятельность
в области культуры,
спорта, организации досуга
и развлечений
|
0,9
|
0,9
|
предоставление
прочих видов
услуг
|
0,5
|
0,5
|
деятельность
домашних хозяйств
как работодателей; недифферен-
цированная деятельность
частных домашних хозяйств
по производству товаров
и оказанию услуг
для собственного потребления
|
0,4
|
0,3
|
¾ Отрасли с высоким технологическим уровнем включают в себя производство компьютеров, электроники и оптических устройств; разработку и производство летательных аппаратов, в том числе космической техники, а также соответствующего специализированного оборудования.
¾ Отрасли со средним технологическим уровнем охватывают производство электротехнического оборудования.
¾ Наукоемкие секторы экономики включают в себя деятельность в области воздушного и космического транспорта, сферу образования, научные исследования и разработки и другие направления.
В стране в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были сформированы дорожные карты по соответствующим сквозным технологиям (технологии виртуальной и дополненной реальности; квантовые технологии; новые производственные технологии; технологии беспроводной связи; системы распределенного реестра; компоненты робототехники и сенсорика; нейротехнологии и искусственный интеллект). На основании дорожных карт была создана система мер государственной поддержки по созданию и внедрению проектов в области высоких технологий. Так, за период 2019-2024 гг., для развития дорожных карт в федеральный бюджет было заложено 276 млрд. руб. целевых средств [6, 11].
Другим существенным вызовом является обеспечение кибербезопасности в условиях роста объемов цифровых данных и расширения Интернет-подключений. Уязвимость цифровой инфраструктуры перед киберугрозами и недостаток квалифицированных специалистов в области кибербезопасности создают риски для надежности и безопасности Индустрии 4.0. Более того, главной целью кибератак в стране на период 2021-2022 гг. стали государственные учреждения, их доля в общем объеме атак увеличилась до 17%, что на 2 процентных пункта превысило показатель 2021 года. Государственный сектор стал объектом внимания различных преступных групп, включая вымогателей и APT-группировки. Вредоносное программное обеспечение было использовано в почти каждой второй атаке на государственные учреждения [13].
Промышленный сектор также подвергся увеличению кибератак, с целью парализовать технологические процессы. В 2022 году примерно каждая десятая атака была направлена против промышленных предприятий. За год было зафиксировано 223 атаки на компании промышленного сектора, что на 7% выше, чем в 2021 году [13].
Еще одним критерием успеха цифровой трансформации отраслей экономки является хорошо функционирующий инновационный менеджмент, к основным задачам которого относится осведомленность о возможностях использования цифровых изменений для преобразования внутренней архитектуры организации для соответствия условиям внешней среды. Что также показывает, что цифровизация открывает новые способы внутриорганизационной ориентации – посредством инвестирования в развитие цифровых навыков персонала и внедрения цифровых инструментов. Так, согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний, на 2022 год в России на развитие цифровых навыков среди сотрудников, а также внедрение и использование цифровых технологий уделялось наименьшее количество ресурсов во всех отраслях экономики за исключением IT отрасли, телекоммуникаций, научной и технической деятельности, что следует из Индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы (Рис. 1).
Рисунок 1 - Распределение ресурсов на развитие ИКТ отрасли, 2022 г. (коэфф.) [составлено авторами по 2]
Данный Индекс рассчитывается как совокупность пяти подиндексов: использование цифровых технологий, цифровизация бизнес-процессов, цифровые навыки сотрудников, расходы на внедрение и эксплуатацию цифровых технологий и кибербезопасность. Каждый из указанных подиндексов включает в себя определенный набор показателей и имеет свой вес в общем расчете.
Так, в 2021 году интегральное значение Индекса составило 15,7 пункта, что на 0,4 пункта выше, чем в предыдущем году. Рост значений наблюдается в трех подиндексах: «Использование цифровых технологий», «Цифровизация бизнес-процессов» и «Кибербезопасность».
В целом, повышение цифровой зрелости компаний и их поддержка – центральная задача государственной политики, которая будет направлена на создание доступа к инновационным решениям и новым цифровым технологиям и инфраструктуре, с целью разработки предприятиями своих собственных бизнес-моделей в контексте цифровой трансформации, а также адаптации к новым внешним условиям.
Индекс цифровизации
Одним из центральных факторов развития цифровой трансформации отраслей экономики является финансовое обеспечение данного процесса. Среди развитых экономик стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития доля инвестиций в ИКТ (телекоммуникационное оборудование, компьютерное оборудование, компьютерное программное обеспечение и базы данных) в ВВП составляет более 5%. Так, за период 2020-2022 гг. лидерами по данному показателю стали Эстония (8,69%), Швеция (5,26%), Швейцария (5,25%), Чехия (5,06%), Франция (4,63%), в то время как США заняли 8 место [16]. В России этот за период 2022-2023 гг. доля инвестиций в ИКТ увеличилась с 3,7% до 4,2%, соответственно. К концу года ключевые направления сектора ИКТ (ИТ, телекоммуникации и производство) внесли свой вклад в поступательное развитие сектора. Наивысший годовой прирост был отмечен в сфере информационных технологий (+22%), и в течение всего года этот сегмент демонстрировал стабильный положительный тренд [8].
Для более детального анализа процесса цифровизации экономики России и развития отрасли ИКТ в стране был рассчитан авторский Индекс цифровизации (Индекс). Для его расчета была использована методика составления индекса цифровизации DESI (Digital Economy and Society Index), который разрабатывается Европейской комиссией и представляет собой комплексный показатель, отражающий уровень развития цифровой экономики и общества в странах ЕС [18].
Для расчета Индекса были взяты следующие показатели, представленные в таблице 2 (на 2022 год):
Таблица 2 – Реализация товаров и услуг в отечественной сфере ИКТ, 2022 г. [составлено авторами по 12]
Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ
(млрд. руб.)
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
5417,9
|
ИТ
отрасль
|
2166,2
|
Прочие
ИТ услуги
|
308,8
|
Телекоммуникации
|
2107,3
|
Производство
ИКТ
|
799
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
36,6
|
Инвестиции в основной капитал в сфере
ИКТ (млрд. руб.)
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
910,1
|
ИТ
отрасль и прочие ИТ услуги
|
312,5
|
Телекоммуникации
|
532,3
|
Производство
ИКТ
|
57,6
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
7,7
|
Среднесписочная численность работников
в сфере ИКТ (тыс. чел.)
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
1332,4
|
ИТ
отрасль
|
781
|
Телекоммуникации
|
339,2
|
Производство
ИКТ
|
164
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
48,2
|
Среднемесячная заработная плата в
сфере ИКТ (тыс. руб.)
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
112,6
|
ИТ
отрасль
|
131,1
|
Телекоммуникации
|
86,1
|
Производство
ИКТ
|
76,6
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
121,7
|
Для того чтобы привести показатели, выраженные в разных единицах, к размерности Индекса, эти показатели были нормализованы. Нормализация проводилась с использованием метода min-max, который заключается в линейной проекции каждого показателя на шкалу от 0 до 1. Для показателей с положительной направленностью (т. е. где выше - лучше) значение 0 в нормализованной шкале привязывалось к минимальному значению в исходной шкале показателя, а значение 1 в нормализованной шкале привязывалось к максимальному значению в шкале показателя.
Четыре измерения Индекса (реализация товаров и услуг в сфере ИКТ; инвестиции в основной капитал в сфере ИКТ; среднесписочная численность работников в сфере ИКТ; среднемесячная заработная плата в сфере ИКТ) равнозначны по значимости в составе общего индекса, что было отражено в равных весах каждого из них, как представлено в табл. 3.
Таблица 3 – Измерения Индекса цифровизации [составлено авторами]
Измерение
|
Вес
|
Реализация
товаров и услуг в сфере ИКТ
|
25%
|
Инвестиции
в основной капитал в сфере ИКТ
|
25%
|
Среднесписочная
численность работников в сфере ИКТ
|
25%
|
Среднемесячная
заработная плата в сфере ИКТ
|
25%
|
При определении весов учитывались уровни измерений и отдельных показателей. Большинство отдельных показателей в рамках каждого измерения были признаны одинаково важными и, соответственно, одинаково взвешенными в рамках соответствующего измерения. Эти показатели представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Распределение весов показателей измерений [составлено авторами]
Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
25%
|
ИТ
отрасль
|
20%
|
Прочие
ИТ услуги
|
10%
|
Телекоммуникации
|
20%
|
Производство
ИКТ
|
20%
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
5%
|
Инвестиции в основной капитал в сфере
ИКТ
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
25%
|
ИТ
отрасль и прочие ИТ услуги
|
25%
|
Телекоммуникации
|
20%
|
Производство
ИКТ
|
25%
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
5%
|
Среднесписочная численность работников
в сфере ИКТ
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
25%
|
ИТ
отрасль
|
25%
|
Телекоммуникации
|
20%
|
Производство
ИКТ
|
25%
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
5%
|
Среднемесячная заработная плата в
сфере ИКТ
| |
Сектор
ИКТ в целом
|
25%
|
ИТ
отрасль
|
25%
|
Телекоммуникации
|
20%
|
Производство
ИКТ
|
25%
|
Оптовая
торговля ИКТ товарами
|
5%
|
Агрегирование показателей в подразделы, подразделов в измерения и измерений в общий индекс осуществлялось снизу-вверх с помощью простых взвешенных арифметических средних в соответствии со структурой Индекса. Расчеты соответствующих показателей представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Расчет Индекса цифровизации [рассчитано авторами]
Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ
| |
Показатели
|
Вес
|
Сектор
ИКТ в целом
|
0,077
|
ИТ
отрасль
| |
Прочие
ИТ услуги
| |
Телекоммуникации
| |
Производство
ИКТ
| |
Оптовая
торговля ИКТ товарами
| |
Инвестиции в основной капитал в сфере
ИКТ
| |
Показатели
|
Вес
|
Сектор
ИКТ в целом
|
0,093
|
ИТ
отрасль и прочие ИТ услуги
| |
Телекоммуникации
| |
Производство
ИКТ
| |
Оптовая
торговля ИКТ товарами
| |
Среднесписочная численность работников
в сфере ИКТ
| |
Показатели
|
Вес
|
Сектор
ИКТ в целом
|
0,092
|
ИТ
отрасль
| |
Телекоммуникации
| |
Производство
ИКТ
| |
Оптовая
торговля ИКТ товарами
| |
Среднемесячная заработная плата в
сфере ИКТ
| |
Показатели
|
Вес
|
Сектор
ИКТ в целом
|
0,098
|
ИТ
отрасль
| |
Телекоммуникации
| |
Производство
ИКТ
| |
Оптовая
торговля ИКТ товарами
| |
Индекс
цифровизации
|
0,089
|
Инновационная трансформация в рамках политики импортозамещения
Создание промышленных технологий, связанных с производством технологического оборудования, напрямую зависит от цифрового проектирования (разработок и производства на основе цифровых данных). В свою очередь, данный процесс непосредственно связан с программой импортозамещения, которая представляет собой стратегическую инициативу, направленную на уменьшение зависимости от импорта и стимулирование внутреннего производства товаров и услуг.
Данная программа, которая реализуется уже порядка 15 лет, была разработана с целью укрепления экономической безопасности страны, повышения конкурентоспособности отечественных производителей и создания благоприятного климата для развития внутреннего производства. Одним из ключевых аспектов программы импортозамещения является стимулирование развития производственных мощностей средств производства в России. Уменьшение импорта в этой сфере способствует активизации отечественных производителей, что в свою очередь приводит к модернизации и расширению производственных линий, а также к повышению качества и доступности производимой продукции.
На данный момент в сфере инновационного развития в ключевых отраслях экономики России роста не наблюдается, на что указывает динамика удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в промышленном производстве страны. Так, по данному показателю доля внедренных инновационных продуктов в период с 2017 по 2022 год уменьшилось с 6,7% (от ВВП) до 5,5%, а доля разработки компьютерного программного обеспечения упала с 11,5% в 2019 году до 9,4% в 2022 году [10]. Более того, доля затрат на исследования и разработки (в ВВП страны) ежегодно снижается в среднем на 0,02 процентных пункта (Рис. 2).
Рисунок 2 - Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации [составлено авторами по 10]
Стоит отметить, что в современных реалиях для дальнейшего функционирования в рамках политики импортозамещения ответственные промышленные компании нуждаются в таких цифровых продуктах, как ERP (управление ресурсами предприятия), MES (управление производственными процессами), EAM (управление активами предприятия), IBP (бизнес-планирование), WMS (управление складом) и CAE (инженерный анализ). Вследствие чего Министерство промышленности и торговли России приняло план мер по замене зарубежного программного обеспечения на отечественное в горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной, химической отраслях и в сфере атомной энергетики к 2024 году. План, опубликованный в августе 2023 года на официальном портале, также определяет долю различных типов российского ПО, которую следует использовать к концу 2024 года, включая текстовые редакторы и системы безопасности. Так, согласно плану, к концу 2024 года все важные объекты критической информационной инфраструктуры будут использовать отечественные облачные решения, в отличие от 50% в 2023 году [3]. Также планируется полное замещение импортного программного обеспечения, такого как серверные системы, базы данных, инструменты виртуализации, системы мониторинга и управления, а также операционные и контейнерные системы.
Заключение
В данной статье были рассмотрены различные аспекты развития цифровых технологий в Российской Федерации, а также способы их внедрения и использования. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.
Во-первых, внедрение цифровых решений в производственные процессы вторичного сектора экономики позволяет оптимизировать управление ресурсами, автоматизировать рабочие операции, улучшить контроль качества и быстрее реагировать на изменения в экономической среде. Как следствие, для успешного развития индустрии 4.0 в России необходим комплексный подход, включающий в себя модернизацию технологической базы, усиление киберзащиты и привлечение инвестиций в цифровую инфраструктуру.
Во-вторых, в результате анализа специфики развития отечественной отрасли ИКТ было выявлено, что сфера в целом имеет положительную динамику развития, однако слабым звеном в данной области являются продажи товаров и услуг в сфере ИКТ, оценки которых основываются на продаже продукции, выпущенной предприятием, и услугах, предоставленных его сотрудниками. За период с 2021 по 2022 год темп роста этого сектора в реальных ценах составил -3,3%, что свидетельствует о сокращении доли отечественных ИКТ продуктов на рынке.
В-третьих, на основе анализа данных Росстата можно сделать вывод о том, что сфера инновационного развития ключевых отраслей экономики России стоит перед вызовом снижения темпов роста. Уменьшение доли инновационных продуктов и затрат на исследования и разработки требует активных мер со стороны государства и промышленности для стимулирования технологического прогресса. Политика импортозамещения в области программного обеспечения является одним из ответов на эти вызовы, направленных на укрепление отечественных технологических ресурсов. Важность этой задачи подтверждается принятым Минпромторгом России планом замены иностранного ПО на отечественное в ключевых отраслях до 2024 года. Эти усилия направлены не только на повышение безопасности и независимости критической информационной инфраструктуры страны, но и на стимулирование внутреннего рынка инноваций и технологического развития. Данное заключение подтверждает гипотезу исследования, основанную на том, что цифровая трансформация экономики России в условиях политики импортозамещения требует активных мер со стороны государства и промышленности для стимулирования технологического прогресса.
Источники:
2. Индикаторы цифровой экономики: 2024. Институт статистических исследований и экономики знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/ (дата обращения: 24.02.2024).
3. Ведомственный проект «Цифровая промышленность». Министерство промышленности и торговли России. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения: 24.03.2024).
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Башлыков Т.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Планирование инновационного развития региональных систем на основе цифровизации государственного стратегического управления // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 139-156. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.
5. Ермакова Н.А., Демидова Л.Г., Каримова Л.А. Цифровая трансформация экономики: опыт стран Зарубежной Европы // Наука и бизнес: пути развития. – 2022. – № 6(132). – c. 121-125.
6. Какая поддержка оказывается проектам в рамках «сквозных» цифровых технологий?. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в России. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/appeals/faq/394/ (дата обращения: 22.03.2022).
7. О производстве и использовании валового внутреннего продукта (ВВП) в 2021 году. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/59_08-04-2022.htm (дата обращения: 12.03.2024).
8. Российский сектор ИКТ. Институт статистических исследований и экономики знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://issekdash.hse.ru/viewer/public?dashboardGuid=0e54f8988a3241129ffae56ca76001cd&showNav=true&fit=true (дата обращения: 22.03.2024).
9. Тенденции развития информационного общества в Российской Федерации. 2020. / Краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 220 c.
10. Технологическое развитие отраслей экономики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11188 (дата обращения: 24.03.2024).
11. Емельянов А.С., Евремов А.А., Калмыкова А.В. и др. Цифровая трансформация и государственное управление. / Научно-практическое пособие. - М.: Инфотропик Медиа, 2022. – 224 c.
12. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А. и др. Цифровая трансформация: ожидания и реальность. / Докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 221 c.
13. Число кибератак в России и в мире. Tadviser. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 12.02.2024).
14. Cécile Cézanne, Edward Lorenz, Laurence Saglietto Exploring the economic and social impacts of Industry 4.0 // Revue d´économie industrielle. – 2020. – № 169. – p. 11-35. – doi: 10.4000/rei.8643.
15. Digital 2022: Global overview report. Datareportal. [Электронный ресурс]. URL: https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report (дата обращения: 12.03.2024).
16. ICT investment as a share of GDP. Oecd. [Электронный ресурс]. URL: https://goingdigital.oecd.org/en/indicator/30 (дата обращения: 24.02.2024).
17. Industrie 4.0 und Digitale Wirtschaft. Das Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/service/publikationen/industrie-4-0-und-digitale-wirtschaft-727144 (дата обращения: 24.03.2024).
18. The Digital Economy and Society Index (DESI). European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi (дата обращения: 24.02.2024).
19. What are Industry 4.0, the Fourth Industrial Revolution, and 4IR?. McKinsey&Company. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-are-industry-4-0-the-fourth-industrial-revolution-and-4ir (дата обращения: 22.03.2024).
Страница обновлена: 09.08.2024 в 12:27:42