Цифровая трансформация логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения

Лукашевич А.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 3 (Март 2024)

Цитировать:
Лукашевич А.А. Цифровая трансформация логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 3. – С. 757-768. – doi: 10.18334/epp.14.3.120591.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63861809

Аннотация:
Статья рассматривает трансформацию механизмов логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли с целью повышения эффективности и конкурентоспособности компаний. На основе анализа публикаций в научных и деловых изданиях представлен анализ и оценка текущих бизнес-процессов, включающих механизмы цифровизации, автоматизации, мониторинга и управления. Экспертные интервью позволили провести анализ ИТ-инфраструктуры как механизма взаимосвязи логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли. В статье представлен механизм трансформации логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения, позволяющий повысить эффективность логистики нефтегазовой отрасли.

Ключевые слова: нефтегазовая отрасль, цифровая трансформация, логистические бизнес-процессы, импортозамещение, программное обеспечение, микросервисная инфраструктура

JEL-классификация: O10, O30, H54

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



ВВЕДЕНИЕ

В современной нефтегазовой отрасли цифровые технологии и автоматизация играют важную роль в оптимизации бизнес-процессов и повышении эффективности работы компаний [3,4]. В условиях антироссийских санкций устойчивое развитие российской нефтегазовой отрасли зависит не только от физических и экономических показателей, но и от эффективного использования цифровых технологий [5,6].

Антироссийские санкции, запрет на морские поставки российской нефти, уход с российского рынка зарубежных партнеров – BP, Shell, запрет на поставки оборудования и продуктов нефтепереработки заставляют отечественные нефтегазовые компании переориентироваться на азиатский регион, в первую очередь на Китай и Индию. Экспорт нефти в Китай в 2023 г. составил около 100 млн. тонн (по сравнению с 89 млн. тонн в 2022 г.) , в Индию – около 70 млн. тонн (в 2022 г. – 41 млн. тонн) [14]. Появляется необходимость перестройки всех логистических процессов, а также процессов управления [6,7]. Такая глобальная трансформация бизнеса требует эффективного внедрения ИТ-инфраструктуры, которая бы отвечала современным потребностям рынка и учитывала существующие геополитические условия. Российские нефтегазовые компании активно внедряют отечественные программные решения для цифровизации бизнес-процессов. В некоторых компаниях удалось внедрить до 80% российского программного обеспечения, однако в целом по отрасли показатель импортозамещения ПО составляет по разным оценкам от 40 до 60% [11,12].

Учитывая, что цифровые продукты для отрасли поставлялись в том числе иностранными компаниями, и работа с частично уже устаревшими программами во многом зависела от налаженных контактов с поставщиками, перед отраслью встала задача цифровой трансформации логистических процессов на основе импортозамещения. Введенные санкции и ограничения привели к потере ИТ-инструментов управления логистикой нефтегазовой отрасли [5,9]. С российского рынка ушли ряд производителей ключевых информационных систем: Fleetroot, Wyn Enterprise, Zoho Analytics, Insite, Adonia, SAP и т.п. Это безусловно повлияло на скорость реализации бизнес-процессов, систему контроля и учета грузов. В связи с этим можно выделить ряд возникающих проблем:

- потеря возможности сбора, анализа и интеграции данных в режиме реального времени;

- уход компаний, предоставляющих Интернет вещей, датчики, приводят к потере энергии, утечкам и невозможности отслеживания окружающей среды;

- невозможность оптимизации планирования транспортировки, складских операций и управления запасами.

Актуальность решения указанных проблем подтверждается необходимостью сбора, хранения, анализа и обмена информации между участниками логистического процесса. Средняя скорость логистических процессов в РФ 8 км/ч, лидеры отрасли говорят о возможности увеличения скорости до 15–20 км/ч. благодаря Национальной цифровой платформе [10]. Правовым основанием для цифровой трансформации отрасли является Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. No 1632-р [2], утвердившее основные направления развития цифровой экономики, и Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. No 204 [1], определяющие в качестве средства достижения цифровизации внедрение «цифровых технологий и платформенных решений».

В связи с уходом основных ИТ-поставщиков с рынка встает необходимость не только разработки отечественного ПО для логистики в нефтегазовой отрасли, но и формирования архитектуры, которая бы связывала системное, прикладное, инструментальное и сервисное программное обеспечение. Далее в статье оказано, как с помощью ИТ- импортозамещения можно осуществить переход на ИТ-архитектуру, связывающую различные виды программного обеспечения в логистике, с целью повышения эффективности логистических бизнес-процессов.

Научная новизна статьи заключается в разработке механизма цифровой трансформации логистических бизнес-процессов с применением ИТ-импортозамещения. Статья подготовлена на основе анализа научных публикаций в российских и международных изданиях и экспертных интервью с представителями отрасли [1].

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Под цифровизацией нефтегазовой отрасли следует понимать применение цифровых технологий в рамках существующих бизнес-процессов без изменения их принципов и структуры [15]. С учетом современных проблем отрасли ключевыми бизнес-процессами, к которым применена цифровизация, являются:

- Планирование и управление запасами: процесс, в рамках которого определяются нужные запасы товаров на складе или в пути, чтобы удовлетворить потребности потребителей в нужное время. Бизнес-процессы планирования и управления запасами генерируют большой объем данных, обладают высоким уровнем риска и требуют систематизации. Сегодня ИТ-система управления запасами представляет собой отдельно закупаемое программное обеспечение, а также облачное хранилище (Рис.1). Цифровые технологии, обеспечивающие эти процессы (например, Fleetroot, SAP) предоставлялись зарубежными компаниями. Для снижения рисков сбоя и увеличения эффективности работы необходимо внедрение современной отечественной ИТ-инфраструктуры. Ключевым направлением работы с бизнес-процессами планирования и управления запасами является работа с большими данными (Dig Data) и развитие системы аналитики. Это позволяет компаниям принимать более обоснованные решения за счет автоматизации аналитики данных как в онлайн режиме, так и исторических данных. В том числе отслеживание показателей̆ производства, потребления, цен на нефть, а также метеорологических и геологических данных помогает оптимизировать логистику.

Рисунок 1. Программное обеспечение управления запасами.

Источник: cоставлено автором

- Управление складом: процесс включает в себя управление приемом, хранением, отгрузкой товаров на складе и систему менеджмента качества. Современная ИТ-инфраструктура для управления складом предоставлялась компаниями Wyn Enterprise, Insite, Adonia. Программное обеспечение управление складом аналогично управлению запасами и состоит из отдельной системы со своим облачным хранилищем, иностранным ПО и пользовательским интерфейсом (рис.2). Работа с большими данными повышает эффективность управления складом путем оптимизации хранения и ускорения процессов приема и отгрузки товаров. Ускорение достигается за счет автоматического распределения грузов по складам и более быстрого поиска, сбора и отгрузки товаров.

Рисунок 2. Программное обеспечение управления складом.

Источник: составлено автором

- Транспортировка: процесс, в рамках которого осуществляется доставка товаров от производителя до конечного потребителя. Компания Zoho Analytics предоставляла программное обеспечение для управления транспортировкой. Сегодня предоставляемое решение плохо интегрируется с программным обеспечением других бизнес-процессов и требует отдельной оплаты облачного хранилища, IOT-оборудования, ручных операций по анализу данных системы (Рис.3).

Рисунок 3. Программное обеспечение управления транспортировкой.

Источник:Составлено автором

- Управление возвратами: процесс, связанный с управлением возвратами товаров от потребителя к производителю [8]. Компании Insite и Adonia разработали в том числе программное обеспечение и для управления возвратами, но ушли с российского рынка в связи с санкциями. Информационная система управления возвратами поддерживается стандартной базой данных и отдельным облачным хранилищем (рис.4). Управление возвратами также связано с применением систем, работающих с большими данными, которые позволяют быстрее доставлять возвращенный товар, связывать его с системой хранения и работы с ним.

Рисунок 4 - Программное обеспечение управления возвратами. Составлено автором

Управление описанными бизнес-процессами связано с применением облачных технологий, которые позволяют обрабатывать большие объемы данных без необходимости значительных денежных вложений в цифровую инфраструктуру. Каждый из указанных бизнес-процессов включает в себя создание и анализ большого объема информации, влияющего на скорость передвижения грузов, принятие управленческих решений, а также взаимодействие участников логистических бизнес-процессов.

МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

В настоящее время механизм связи логистических бизнес-процессов, перечисленных выше, представляет собой разрозненные платформенные решения, в которые включены многие функции, предоставляемые иностранными поставщиками ИТ-услуг (рис.5).

Рисунок 5. Текущий механизм взаимосвязи логистических бизнес-процессов

Источник: Составлено автором

В настоящий момент ИТ-инфраструктура, связывающая логистические бизнес-процессы, включает в себя следующие компоненты:

- Облачное файловое хранилище, в котором размещается документация в открытом доступе для сотрудников компании и заинтересованных участников процесса, имеющих доступ для более быстрого и эффективного обмена информацией;

- Стандартная база данных (Casandra или PostgeSQL), в которой не используется кластерная функция распределения и хранения информации из-за единого платформенного пространства;

- Разрозненные ИТ-решения, включающие функционал управления запасами, складами, транспортировкой и возвратами. Проблемой таких решений является долгая разработка и долгий процесс интеграции в случае необходимости

Все перечисленные сервисы в досанкционный период предоставлялись иностранными поставщиками: Fleetroot, Wyn Enterprise, Zoho Analytics, Insite, Adonia. Такой механизм был эффективен в досанкционный период в связи с большим объемом разработанных функций и предоставляемых решений поставщиками. Иностранные компании уже начали разработку микросервисной архитектуры на базе новых ИТ-технологий, но в связи с санкционной политикой не могут поставлять эти продукты российским нефтегазовым компаниям. На сегодняшний день на российском рынке не используются комплексные решения, позволяющие увязать в единую систему программное обеспечение управления различными логистическими бизнес-процессами. Такое комплексное решение разрабатывалось компанией SAP, но данная компания уже не работает на российском рынке. В связи с этим встает необходимость разработки ИТ-продуктов с применением нового подхода, который будет примером цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в нефтегазовой отрасли.

Ключевые преимущества микросервисной архитектуры включают [13]:

‒ Независимое развертывание сервисов, которое позволяет вносить изменения в сервис и быстро предоставлять его пользователям;

‒ Моделирование вокруг предметной области или бизнес-процесса. Учитывая частые изменения в законодательстве и турбулентном рынке, такая архитектура позволяет быстро вносить изменения в конкретную область или бизнес-процесс: управление возвратами, складом, транспортировкой или управления запасами;

‒ Границы ответственности. Из-за дублирования баз данных снижается риск потери информации, в том числе в случае недобросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей;

‒ Надежность. В случае выхода из строя какого-то элемента архитектура позволяет изолировать его для восстановления.

Развитие независимой от зарубежных компонентов инфраструктуры поддержки высокопроизводительных вычислений для решения задач логистики нефтегазовой отрасли — одно из наиболее актуальных направлений обеспечения национальной безопасности.

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ПОСРЕДСТВОМ ИТ-ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

С учетом необходимости импортозамещения, появления новых методов разработки программного обеспечения, а также современных проблем логистики нефтегазовой отрасли цифровая трансформация логистических бизнес-процессов должна включать использование отечественного программного обеспечения, удовлетворяющего следующим требованиям:

‒ быстрый сбор, анализ и интеграция данных;

‒ ускорение процессов передачи информации, а следовательно принятия управленческих решений и ускорения логистических бизнес-процессов;

‒ новая микросервисная архитектура, позволяющая быстро разрабатывать и интегрировать отраслевое программное обеспечение;

‒ отдельные разработанные сервисы, связанные между собой «бесшовно»;

‒ механизм, позволяющий распределять потоки информации;

‒ единый интерфейс пользователей, позволяющий быстрее и удобнее работать с системой.

Механизм цифровой трансформации логистических бизнес-процессов представлен на рисунке 6.

Рисунок 6. Механизм цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в современной нефтегазовой отрасли посредством ИТ-импортозамещения.

Источник:Составлено автором

Успешное импортозамещение иностранного программного обеспечения для логистики нефтегазовой отрасли затруднено в том числе и скоростью развития информационных технологий. Среди компаний, которые могут успешно разрабатывать импортозамещающее программное обеспечение, «Ланит», «Гаскар Груп», «Барс Груп», «БФТ», имеющие успешный опыт работы с логистическими компаниями и нефтегазовой отраслью в целом. Их подход соответствует лучшим мировым практикам и включает в себя следующие шаги:

1. Подготовка персонала: перед внедрением проводится обучение персонала новым технологиям и процедурам. Это позволяет минимизировать возможные ошибки и ускорить процесс внедрения;

2. Пилотное тестирование: перед внедрением проводится пилотное тестирование в ограниченном числе отделов или на отдельных этапах производственной цепочки. Это позволяет выявить возможные проблемы и доработать механизмы перед их полным внедрением;

3. Разработка плана внедрения: после выбора технологий разрабатывается план внедрения, включающий этапы внедрения, описание ролей и ответственности, временные рамки и бюджет;

4. Постоянный мониторинг: после внедрения проводится мониторинг результатов работы, позволяющий выявить возможные проблемы и своевременно принять меры по их устранению.

Для мониторинга и управления процессами цифровой трансформации можно использовать специализированные микросервисные программные решения, такие как системы управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM), которые позволяют отслеживать выполнение задач, контролировать качество продукции и услуг, управлять ресурсами и персоналом, а также автоматизировать некоторые операции. Кроме того, такие системы могут предоставлять аналитические отчеты и данные, необходимые для принятия решений.

‒ Основные эффекты от внедрения импортозамещающих технологий в рамках цифровой трансформации логистических бизнес-процессов включают:

‒ - Оптимизацию численности сотрудников и повышение производительности труда за счет роботизации;

‒ - Снижение сбоев и увеличение эффективности работы за счет оптимизации бизнес-процессов;

‒ - Снижение транспортных издержек и сокращение сроков исполнения процессов за счет внедрения цифровой экосистемы;

‒ - Оптимизацию затрат и повышение эффективности управления хранением и возвратами за счет создания цифровых микросервисных двойников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Российская Федерация является крупным игроком на международном нефтегазовом рынке, страна обладает значительными запасами нефти и газа, которые по-прежнему являются важнейшими энергоносителями в современном мире. Многие иностранные компании до 2022 года активно сотрудничали с российскими организациями в нефтегазовой сфере – от предоставления оборудования, сервисных услуг до реализации крупных проектов. Введенные ограничения на участие иностранных компаний в энергетическом секторе России поставили под угрозу крупные международные проекты и создали дополнительные трудности в процессе цифровой трансформации отрасли.

Антироссийские санкции и уход зарубежных ИТ-компаний, предоставляющих программное обеспечение для управления ключевыми логистическими бизнес-процессами, предоставили возможность в процессе импортозамещения ИТ-решений перейти на более высокий современный уровень цифровой трансформации логистических бизнес-процессов в нефтегазовой отрасли. Рассмотрев текущую информационную архитектуру цифровизации логистических бизнес-процессов, которая не может поддерживаться и развиваться в связи с санкциями, выявлена необходимость цифровой трансформации и импортозамещения не только иностранного программного обеспечения, но и инфраструктуры цифровизации. Использование микросервисной архитектуры, которая будет соответствовать общемировому темпу развития информационных технологий, позволит повысить производительность труда, увеличить эффективность работы за счет оптимизации бизнес-процессов, сократить транспортные издержки и сроки исполнения процессов, повысит эффективность управления логистическими бизнес-процессами.

[1] Экспертные мнения участников с отраслевых сайтов и конференций https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_blagodarya_natsionalnoy_tsifrovoy_platforme_srednyaya_skorost_dostavki_gruzov_vyrastet_do_1.html; https://www.cnews.ru/event/byte_oil_conf_2023glavnoe_sobytie_goda; https://сферанефтьигаз.рф/Smart-Oil--Gas-2023-kurs-na-tehnologicheskiy-suverenitet--podtvergden/; https://www.idexpert.ru/events/20033/ (дата обращения 10.01.2024).


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
2. Об утверждении программы цифровая экономика Российской̆ Федерации: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. No 1632-р. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71634878.
3. Азиева Р.Х. Оценка экономического эффекта от использования цифровых технологий в нефтегазовой отрасли // Креативная экономика. – 2022. – № 8. – c. 3225-3240. – doi: 10.18334/ce.16.8.115235.
4. Будяков А.Н., Халеева И.Л. Роботизация логистических процессов в нефтегазовых компаниях // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2022. – № 3(79). – c. 63-69. – doi: 10.54220/V.RSUE.1991-0533.2022.79.3.008.
5. Ларченко Л.В., Яковлева Т.В. Нефтегазовый комплекс России в новых условиях: геополитическая ситуация, диверсификация, формирование новых рынков сбыта // Деловой журнал Neftegaz.RU. – 2023. – № 1(133). – c. 88-91.
6. Мокрова Е.М. Антироссийские экономические санкции США в нефтяном секторе: вызов или стимул для внешней политики РФ // Власть. – 2022. – № 2. – c. 77-83. – doi: 10.31171/vlast.v30i2.8937.
7. Полянская И.Г., Юрак В.В. Идентификация текущего состояния цифровой трансформации лидеров нефтегазовой отрасли России // Известия Уральского государственного горного университета. – 2022. – № 4(68). – c. 139-150. – doi: 10.21440/2307-2091-2022-4-139-150.
8. Фокина И.И., Мартынов Д.С. Рециклинг в условиях логистической системы нефтяной отрасли // В центре экономики. – 2020. – № 4. – c. 14-17.
9. Чарыева Г.Т., Дурдыева М., Аннакулыев Д. Роль транспортно-логистической системы в нефтегазовой отрасли // Eo ipso. – 2023. – № 2. – c. 39-41.
10. Логистика в России. Деловой журнал Logirus.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://logirus.ru/news/transport/ekspert-_blagodarya_natsionalnoy_tsifrovoy_platforme_srednyaya_skorost_dostavki_gruzov_vyrastet_do_1.html (дата обращения: 10.01.2024).
11. Доля иностранного ПО в нефтегазе составляет 40%. Журнал «Нефтегазовая промышленность». [Электронный ресурс]. URL: https://nprom.online/news/dolya-eenostrannogo-po-v-nyeftyegazye-sostavlyayet-40 (дата обращения: 10.01.2024).
12. Информационные технологии в нефтегазовой отрасли. Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Информационные_технологии_в_нефтегазовой_отрасли (дата обращения: 10.01.2024).
13. Солонков А. Микросервисы: преимущества и недостатки. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/dev/719244-mikroservisy-preimushchestva-i-nedostatki/ (дата обращения: 10.01.2024).
14. Савенкова Д. Как российская нефтегазовая отрасль пережила 2023 год. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/12/26/1012951-kak-rossiiskaya-neftegazovaya-otrasl-perezhila-2023-god (дата обращения: 10.01.2024).
15. Сулоева С.Б., Мартынатов В.С. Особенности цифровой трансформации предприятий нефтегазового комплекса // Организатор производства. – 2019. – № 2. – p. 27-36. – doi: 10.25987/VSTU.2019.26.70.003.

Страница обновлена: 11.04.2024 в 00:00:52