К вопросу оценки политики импортозамещения в регионе (на примере ЦФО)

Беркович М.И.1, Закревская Е.С.1
1 Костромской государственный университет (КГУ)

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предложен авторский подход к оценке организационно-экономического обеспечения процесса импортозамещения регионов России, положенного в основу концепции экономической безопасности страны. Определен интегрированный рейтинг состояния региональной экономической политики в сфере импортозамещения субъектов ЦФО, на основе которого оценена ее эффективность с использованием корреляционно-регрессионного анализа степени ее влияния на уровень импортозависимости в регионе. Выделены пять оригинальных форм развития импортозамещения, что позволяет обосновать приоритеты региональной экономической политики в сфере импортозамещения в конкретном субъекте РФ.

Ключевые слова: региональная экономическая политика, внешнеэкономическая деятельность, развитие импортозамещения, региональная экономика, экономическая безопасность, организационно-методическое обеспечение

JEL-классификация: P25, R10, R13



Введение. Беспрецедентное санкционное давление западных стран вызвало необходимость трансформации политики протекционизма как основы экономической безопасности страны. Неотъемлемой частью указанного направления является активное развитие импортозамещения на макро- и мезоэкономическом уровнях.

Антироссийская политика недружественных стран оказала негативное воздействие на внешнюю торговлю, изменив структуру товарооборота и осложнив доступ к современным технологиям и высокотехнологичной продукции, что потребовало реализации системы мер поддержки импортозамещения на макро- и мезоэкономическом уровнях и актуализировало значимость исследования мер воздействия, их систематизации, анализа институционального обеспечения.

После начала СВО ряд стран объявили о введении экономических санкций, приняв решение о заморозке российских зарубежных активов, фактически заблокировав валютные резервы ЦБ РФ на сумму $640 млрд. Были введены санкции против отдельных российских компаний: «Аэрофлота» «Газпрома» и других ведущих корпораций.

В марте 2022 г. прессинг на экономику нашей страны усилился, после того как под запрет попал импорт отечественных энергоносителей, побудив европейские страны отказаться от российского газа в пользу американского СПГ. США оказало политическое давление на участников проекта Северный поток-2, причиной которого является усиление межгосударственной конкурентной борьбы, так как США активно продвигают в ЕС свой сжиженный природный газ. Россия имеет доказательства причастности США и Британии к подрыву газопроводов «Северный поток». Российские банки были исключены из системы международных платежей SWIFT, что привело к их изоляции от международных финансовых институтов.

Переориентация экспортеров на государства восточной Азии, Африки и внутренний рынок отразилась в системе мер поддержки отечественных товаропроизводителей.

В частности, Минпромторг РФ посредством ЭТП «Газпромбанка» и ГИСП создал и ввел в эксплуатацию «Биржу импортозамещения». Государственная поддержка малого и среднего бизнеса осуществляется, в том числе, путем финансирования кредитных организаций, сотрудничающих с разными отраслями экономики, совершенствуется порядок взаимодействия с органами власти, реализуется система мер развития бизнеса, активизируется инвестиционная деятельность.

Это направление предлагается развивать, для чего формируется система мер как для развития уже существующего бизнеса, так и для стимулирования к созданию нового, для преодоления внешнего секционного давления н на макро- и-мезоэкономическом уровнях. В свою очередь, каждый из субъектов РФ вносит свой вклад, в соответствии со спецификой своего географического положения, располагаемого природно-ресурсного потенциала, других характеристик.

В связи с повышением роли регионов в развитии импортозамещения важно исследовать меры государственной поддержки импортозамещения на мезоэкономическом уровне как фактора обеспечение национальной экономической безопасности региона и страны и стабильности государства в целом.

Целью исследования является разработка методических и прикладных аспектов процесса формирования и развития региональной экономической политики в системе международных экономических отношений и оценка форм ее реализации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

– изучение и структурирование форм региональной экономической политики в системе международных экономических отношений;

– разработка методики оценки форм экономической политики, направленных на развитие импортозамещения в регионе.

В качестве научной новизны исследования следует обозначить:

– выявление 15 форм региональной экономической политики в сфере развития импортозамещения и объединение их в три блока: мероприятия по совершенствованию электронных информационных ресурсов, мероприятия в рамках поддержки импортозамещения при осуществлении государственных закупок, применение финансовых инструментов поддержки импортозамещения;

– разработку и апробацию методики рейтинговой оценки эффективности различных форм и методов развития импортозамещения субъектов ЦФО, особенностью которой является учет весомости каждой конкретной ее формы, что позволило определить интегрированный рейтинг состояния региональной экономической политики в сфере развития импортозамещения субъектов ЦФО;

– определение эффективности региональной экономической политики на основе корреляционно-регрессионного анализа степени ее влияния на уровень импортозависимости в регионе.

Результаты исследования могут быть использованы:

– органами власти субъектов субъектах Российской Федерации при формировании региональной экономической политики в системе международных экономических отношений;

– субъектами международных экономических отношений (экспортерами, банками, государственными и частными фондами поддержки по разным направлениям) при разработке стратегии развития;

Основная часть. Вопросам реализации политики импортозамещения на современном этапе посвящены работы российских ученых, формирующих теоретико-методологическую основу исследования проблем в данной сфере [1; 3; 4; 6; 9; 10; 14].

Региональные аспекты импортозамещения рассмотрены в трудах зарубежных авторов [17-19].

В трудах отдельных экономистов акцентировано внимание на том, что направление политики импортозамещения зависит от экономических, институциональных, социальных, географических факторов, которые могут быть разделены на внешние (рыночные факторы, регулирование на государственном уровне, ситуация в стране) и внутренние (финансовые возможности, производственный, экспортный, инновационный потенциал региона) [4; 6].

Развитие импортозамещения зависит от эффективности региональной экономической политики для оценки которой сформировано несколько подходов, причем имеется опыт разработки методики оценки эффективности мер государственной промышленной политики импортозамещения, позволяющей провести анализ ее эффективности в регионах страны, по результатам которого выбрать конкретные меры [7].

По мнению других ученых, оценка эффективности импортозамещения региона базируется на количественных критериях и проводится в три этапа:

– выявление процесса импортозамещения в регионе;

– оценка эффективности реализации стратегии импортозамещения;

– определение наиболее приоритетных производств, способных повысить эффективность политики импортозамещения.

В указанном подходе предлагается сравнить полученные результаты между регионами и рассчитать вклад каждого субъекта в экономику федерального округа и страны [15].

Имеются публикации по конкретным направлениям, в отраслевом аспекте, где большое внимание уделяется совершенствованию организационно-экономического механизма импортозамещения на основе перераспределения средств государственной поддержки, развития экспортной ориентации региональной экономики. Разработана методика составления рейтинга аграрно-ориентированных регионов России, на основе которой регионам, получившим по результатам деятельности максимальную сумму баллов в сводном рейтинге, рекомендовано оказывать дополнительную финансовую поддержку [11; 13].

В то же время, предлагаемые отечественными и зарубежными учеными методы расчета интегрированного показателя оценки эффективности региональной экономической политики развития импортозамещения не консолидированы в единую методику. Вместе с тем, отмечается, что отсутствие четкой стратегической концепции, недостаточная координация между различными уровнями власти и непрозрачные механизмы финансирования часто приводят к неэффективности реализуемых программ импортозамещения и в целом региональной экономической политики по данному направлению [8; 16].

Одним из способов решения данной задачи авторами предлагается провести комплексную оценку всего организационно-экономического обеспечения процесса развития импортозамещения в регионах. Он предполагает разработку адекватного инструментария, имеющего целью активизацию внешнеторговой деятельности в регионе. Объектом исследования этого процесса определен ЦФО как наиболее мощный макрорегион.

Теоретической базой оценки организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения явились нормативная правовая база РФ и субъектов, а также официальные источники информации, специализированные порталы и площадки.

В основе авторского подхода лежит разработка и апробация метода оценки состояния региональной экономической политики в сфере импортозамещения, отличающегося учетом значимости каждой конкретной ее формы, что позволило определить интегрированный рейтинг состояния организационно-экономического, в том числе институционального обеспечения развития импортозамещения на примере субъектов ЦФО [2].

Данный подход реализуется в соответствии с алгоритмом (рис. 1):

Подпись: Выявление мер поддержки импортозамещения в регионах и их институционального обеспечения

Рисунок 1. Алгоритм анализа уровня организационного обеспечения развития импортозамещения на региональном уровне)

Источник: составлено авторами.

Количественная оценка организационно-экономического обеспечения включает пять последовательных этапов:

1. Выявление, обобщение, анализ, классификация различных форм организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения.

В целях определения частных мер государственной поддержки, применяемых для развития импортозамещения в различных областях, выделены подходы к становлению системы поддержки импортозамещения, подразделив методы развития по нескольким основным направлениям.

Для стимулирования развития импортозамещения во всех субъектах ЦФО создаются свои системы мер по поддержке предприятий в развитии собственного производства, в том числе посредством применения вышеуказанной системы мер.

2. Систематизация и классификация выявленных мер поддержки развития импортозамещения в регионах, их группировка в количественном и качественном аспекте по трем основным блокам:

– мероприятия по совершенствованию электронных информационных ресурсов;

– мероприятия в рамках поддержки импортозамещения при осуществлении государственных закупок,

– применение финансовых инструментов поддержки импортозамещения.

3. Разработка системы оценки состояния региональной экономической политики импортозамещения, предусматривающую оценку конкретных мер поддержки развития импортозамещения в целях выработки наиболее перспективных направлений развития нормативной правовой базы деятельности по импортозамещению, которая проведена в баллах (с использованием весовых коэффициентов посредством экспертного метода).

4. Рейтинговая оценка организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения в субъектах ЦФО в зависимости от количественной составляющей реализации региональной экономической политики импортозамещения путем составления интегрированного рейтинга, который складывается исходя из суммы коэффициентов весомости рангов соответствующих методов развития исследуемой деятельности.

Перечень мероприятий субъектов РФ по развитию импортозамещения базируется на институциональном обеспечении данного направления региональной экономической политики и включает в себя четыре основных направления:

– программы социально-экономического развития субъектов России;

– программы развития внешнеторговой деятельности;

– отраслевые планы и программы;

– специфические нормативные правовые акты, прежде всего в сфере государственных закупок [10; 14].

В число нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие импортозамещающих отраслей также целесообразно включить распоряжения и постановления глав субъектов и исполнительных органов государственной власти либо законодательной власти в части регламентирования финансовых инструментов и иной материальной поддержки (рис. 2).

Рисунок 2. Элементы региональной экономической политики импортозамещения

Источник: составлено авторами.

Авторами предлагается посредством экспертного метода оценить 15 инструментов организационно-экономического обеспечения процесса импортозамещения в зависимости от степени их влияния на эффективность поддержки отечественного производства. После обработки мнения специалистов необходимо определена значимость этих факторов на основании коэффициента весомости путем применения метода экспертных оценок. Расчет коэффициента весомости показателей:

γi = (m*n–Si) / 0,5*m*n*(n–1), где:

m – количество экспертов;

n – количество факторов;

Si – сумма рангов;

Если бы все показатели были равнозначными, их коэффициент весомости был бы равен:

γi = 1/n = 0,067

Существенными считаются показатели коэффициента весомости, которых больше найденного значения. (табл. 1).

Таблица 1. Ранжирование и значимость способов развития импортозамещения, 2023 г.

Фактор развития импортозамещения
Ранг
Коэффициент весомости
1. Совершенствование электронных информационных ресурсов
1.1 Создание тематических информационных порталов
1
0,017
1.2 Разработка и внедрение Маркетплэйсов/Биржи импортозамещения
2
0,012
2. Поддержка импортозамещения в рамках государственных закупок
2.1 Установление запретов и ограничений при осуществлении государственных закупок определенных товаров
1
0,130
2.2 Применение национального режима при осуществлении закупок российского программного обеспечения
2
0,112
2.3 Выдача разрешения на покупку иностранных промышленных товаров
3
0,107
2.4 Обязанность заказчиков закупать изделия, произведенные на территории РФ в установленных минимальных долях
4
0,093
2.5 Внедрение упрощенной схемы взаимодействия с продуктами из сферы медицины и фармацевтики
5
0,085
2.6 Утверждение перечня продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения
6
0,079
2.7 Поиск аналогов продукции и оборудования, поступавших ранее из стран, признанных недружественными, в пользу отечественных производителей
7
0,018
2.8 Предоставление приоритета местным товаропроизводителям в рамках закупок у единственного поставщика
8
0,011
3. Финансовые инструменты поддержки импортозамещения
3.1 Промышленная ипотека
1
0,127
3.2 Стимулирование внедрения новых технологий в промышленное производство
2
0,063
3.3 Субсидирование НИОКР
3
0,062
3.4 Стимулирование разработки конструкторской документации
4
0,044
3.5 Поддержка производства при реализации пилотных партий средств производства
5
0,042
Источник: составлено авторами.

Обобщенные экспертные оценки форм государственной политики развития импортозамещения в регионах по трем обозначенным направлениям, представленные в таблице 1, показывают, что в блоке мероприятий по совершенствованию электронных информационных ресурсов весомых форм не выявлено. Ряд значимых мероприятий выявлен при реализации национального режима в раках осуществления конкурентных процедур и закупок у единственного поставщика.

Важно отметить, что большинство лидирующих мест заняли меры, направленные на поддержку производства и реализацию товаров отечественного происхождения в рамках государственных закупок, имеющие в основном императивный характер, поддающиеся гораздо более легкому и оперативному управлению. При этом некоторые регионы, помимо федеральных ограничительных мер национального режима активно внедряют собственные нормативные правовые механизмы поддержки импортозамещения, формирую региональную институциональную основу этого процесса.

В соответствии с предлагаемой методикой рейтинг организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения в регионе предложено определить, исходя из суммы коэффициентов весомости рангов соответствующих методов развития импортозамещения:

Rсм=∑ γi1 + ∑ γi2 + ∑ γi3 , где

∑ γi1 - сумма коэффициентов весомости методов совершенствования электронных информационных ресурсов

∑ γi2 - сумма коэффициентов весомости методов поддержки через госзакупки

∑ γi3 - сумма коэффициентов весомости финансовых методов развития импортозамещения.

Результаты рейтинговой оценки показали, что наиболее развитое организационно-экономическое обеспечение сформировано в Курской (0,927), Тамбовской (0,938), Ивановской (0,894), Белгородской областях (0,873) и в г. Москва (1,0) (табл. 2).

Таблица 2. Рейтинговая оценка организационно-экономического обеспечения

развития импортозамещения регионов ЦФО, 2023 г.

Регион
МПРИЗ1
МПРИЗ2
МПРИЗ3
Rсм
Место
Белгородская
0,029
0,633
0,211
0,873
5
Брянская
0,029
0,526
0,211
0,765
7-8
Владимирская
0,012
0,345
0,106
0,463
16
Воронежская
0,029
0,508
0,211
0,748
10-12
Ивановская
0,029
0,633
0,232
0,894
4
Калужская
0,012
0,335
0,062
0,408
18
Костромская
0,012
0,526
0,211
0,749
9
Курская
0,029
0,623
0,276
0,927
3
Липецкая
0,029
0,623
0,211
0,862
6
Московская
0,012
0,352
0,211
0,575
14
Орловская
0,029
0,526
0,211
0,765
7-8
Рязанская
0,029
0,508
0,211
0,748
10-12
Смоленская
0,029
0,508
0,211
0,748
10-12
Тамбовская
0,029
0,633
0,276
0,938
2
Тверская
0,029
0,431
0,211
0,670
13
Тульская
0,012
0,352
0,106
0,470
15
Ярославская
0,012
0,352
0,062
0,426
17
г. Москва
0,029
0,633
0,338
1,000
1
Источник: составлено авторами.

Так, в Ивановской области в 2023 г. Фонд развития промышленности предоставил займы на четыре проекта на сумму свыше 1,1 млрд рублей. Используя механизмы господдержки, свои проекты реализуют компании «Профессионал» (сумма займа 490 млн рублей) и «Верхневолжский СМЦ» (540 млн рублей). Среди получателей поддержки в 2023 г. – предприятия «Снабцентр» и «Армос-Блок», заключен договор целевого займа 50,4 млн. рублей с компанией «Меркурий» по совместной с региональным Фондом развития промышленности программе финансирования. В Белгородской области зарегистрировано шесть индустриальных парков, из которых в стадии создания и развития находятся четыре — там размещено 85 резидентов. Общие затраты на создание и развитие индустриальных парков региональные власти оценивают в 4 млрд рублей. Кроме того, в Белгородской области была реализована программа «Индустриальное финансирование», целью которой являлось стимулирование развития производственной сферы.

В Москве основные усилия направлены на поддержку и развитие высокотехнологичных отраслей, в том числе электроники и информационных технологий. На основе государственной стратегии развития отросли, региональные власти предоставляют поддержку и инвестиции в создание новых предприятий и поддержку существующих. В частности, российскому разработчику программного обеспечения Astra Linux выделили льготный кредит на 3,8 млрд. рублей, поскольку сфера информационных технологий является одной из самых перспективных [1] [5; 13].

Сейчас российский рынок программного обеспечения постепенно переходит от импортных систем к отечественным и к 2030 г. в госсегменте российские ПО будут занимать почти 100% рынка. В 2023 г. рынок российских ПО для ПК и серверов увеличился на 57%, по сравнению с результатами предыдущего года, и составил 11,3 млрд рублей, причем его почти весь поделили три основные системы: Astra Linux (76%), «Альт» (11%) и РЕД ОС (10%).

В Тамбовской области в целях обеспечения продовольственной безопасности развития туризма планируют реализовать 6 инвестпроектов на сумму более 20,7 млрд рублей.

Поскольку в качестве одной из ключевых целей развития импортозамещения государство выделяет снижение импортозависимости, в том числе на региональном уровне, то представляет значительный интерес определение эффективности региональной экономической политики на основе установления степени ее влияния на уровень импортозависимости в регионе. Математическим инструментом установления такой взаимозависимости выступает корреляционно-регрессионный анализ, который позволит обосновать приоритеты региональной экономической политики в сфере импортозамещения в конкретном субъекте РФ (табл. 3).

Таблица 3. Оценка взаимосвязи организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения регионов ЦФО и уровня их импортозависимости, 2023 г.

Регион
Уровень импортозависимости
Место
Рейтинг организационно-экономического обеспечения
Место
Белгородская обл.
4,1
11 - 13
0,873
5
Брянская обл.
4,2
6 - 10
0,765
7-8
Владимирская обл.
5
2
0,463
16
Воронежская обл.
4,1
11 - 13
0,748
10-12
Ивановская обл.
3,4
17 - 18
0,894
4
Калужская обл.
5,8
1
0,408
18
Костромская обл
4,2
6 - 10
0,749
9
Курская обл.
3,8
16
0,927
3
Липецкая обл.
4,1
11 - 13
0,862
6
Московская обл.
4,4
5
0,575
14
Орловская обл.
4
14
0,765
7-8
Рязанская обл.
4,2
6 - 10
0,748
10-12
Смоленская обл.
4,2
6 - 10
0,748
10-12
Тамбовская обл.
3,9
15
0,938
2
Тверская обл.
4,2
6 - 10
0,670
13
Тульская обл.
4,6
4
0,470
15
Ярославская обл.
4,7
3
0,426
17
г. Москва
3,4
17 - 18
1,000
1
Источник: составлено авторами.

Оценка взаимосвязи рейтинга организационно-экономического обеспечения и уровня импортозависимости позволила выявить сильную обратную взаимосвязь между данными величинами (коэффициент Пирсона составил -0,878523294), то есть, чем выше уровень организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения, выраженное в наличии и эффективности реализации мер поддержки собственного производства взамен импортной продукции, тем ниже уровень импортозависимости региона. В то же время, активное привлечение иностранных инвестиций в период до введения санкционных ограничений повлекло осложнение экономического положения данных регионов в 2022 г. Наиболее показательным примером в данном случае может послужить Калужская, Владимирская и Ярославская области. Так, уход крупных производителей Volkswagen, Volvo, Peugeot стали причиной простоя автомобильного кластера Калужской области и привело к необходимости корректировки логистики, поиска контрагентов и локализации производства.

Исследование опыта регионов с наиболее развитым организационно-экономическим обеспечением и низким уровнем импортозависимости, позволило выделить пять значимых форм развития собственного производства взамен импортной продукции, обеспеченных стабильной финансовой поддержкой:

– содействие активному развитию региональных промышленных предприятий с применением финансовых, организационных и информационных инструментов развития (Ивановская область);

– содействие развитию импортозамещения путем реализации крупных инвестпроектов в наиболее импортозависимых отраслях (Тамбовская область, Белгородская область);

– содействие развитию собственных предприятий на основе приоритетных отраслей экономики (Костромская область, Курская область);

– содействие развитию импортозамещения путем поддержки развития высокотехнологичных отраслей (Москва);

– предоставление приоритета местным товаропроизводителям в рамках закупок у единственного поставщика (Курская, Тамбовская, Белгородская области);

– применение финансовых инструментов поддержки импортозамещения (рис. 3).

Ивановская область. В 2023 году Фонд развития промышленности предоставил займы на четыре проекта в Ивановской области на сумму свыше 1,1 млрд рублей. («Профессионал» (сумма займа – 490 млн рублей) и «Верхневолжский СМЦ» (сумма займа – 540 млн рублей
Тамбовская область. Шесть инвестиционных проектов на общую сумму 20,7 млрд рублей планируют реализовать в Тамбовской области в ближайшее годы. В общей сложности, инвестпортфель региона включает более 60 приоритетных проектов

Москва. ГК «Астра», разработчику отечественной модификации Linux ОС Astra Linux, выдали льготный кредит на сумму 3,8 млрд рублей под 5% годовых
Постановление Правительства Белгородской области от 06.02.2023 № 45-пп, Перечень продукции, необходимой для обеспечения импортозамещения

Рисунок 3. Формы организационно-экономического обеспечения развития импортозамещения (на примере регионов ЦФО)

Источник: составлено авторами.

Примеры конкретных форм региональной экономической политики импортозамещения, показанные на рисунке 2, наглядно демонстрируют, что дальнейшее стратегическое развитие регионов будет связано с их успехами в привлечении замещающих инвестиций из дружественных стран, а также конкуренции за новые федеральные ресурсы «обеспечения технологического суверенитета», мобилизации внутренних ресурсов.

Заключение

1. На основе изучения и обобщения практики хозяйствования в 18-ти субъектах ЦФО выявлены 15 форм региональной экономической политики в сфере развития импортозамещения, объединенных в три блока: мероприятия по совершенствованию электронных информационных ресурсов, мероприятия в рамках поддержки импортозамещения при осуществлении государственных закупок, применение финансовых инструментов поддержки импортозамещения.

2. Разработана и апробирована методика рейтинговой оценки эффективности различных форм и методов развития импортозамещения субъектов ЦФО, особенностью которой является учет весомости каждой конкретной ее формы, что позволило определить интегрированный рейтинг состояния региональной экономической политики в сфере развития импортозамещения субъектов ЦФО.

3. Определена эффективность региональной экономической политики на основе корреляционно-регрессионного анализа степени ее влияния на уровень импортозависимости в регионе в разрезе основных направлений. Выделены пять оригинальных форм развития импортозамещения (содействие активному развитию региональных промышленных предприятий, содействие развитию импортозамещения путем реализации крупных инвестпроектов в наиболее импортозависимых отраслях, содействие развитию собственных предприятий на основе приоритетных отраслей экономики, поддержка развития высокотехнологичных отраслей, предоставление приоритета местным товаропроизводителям в рамках закупок у единственного поставщика), обеспеченных стабильной финансовой поддержкой, что позволяет обосновать приоритеты региональной экономической политики в сфере импортозамещения в конкретном субъекте Федерации.

Результаты работы могут быть использованы органами власти федерального и регионального уровней для развития импортозамещения и совершенствования форм его государственной поддержки, финансовым регулятором, потенциальными инвесторами, исследователями процесса импортозамещения в стране.

[1] Так, министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ опубликовало на своем сайте методические рекомендации, согласно которым российские операционные системы, офисные пакеты, системы виртуализации, а также антивирусные программы предстоит начать использовать с 1 января 2025 года, а переход на отечественные системы управления базами данных (СУБД) планируется с 1 января 2026 года


Источники:

1. Алаухова О.И. Импортозамещение в условиях преодоления внешнего санкционного давления // Вестник Евразийской науки. – 2022. – № 3.
2. Беркович М.И., Яковлев Р.А. Ипотечное жилищное кредитование в регионе: теория, методика, практика. / Монография. - Кострома: КГТУ, 2009. – 145 c.
3. Ваганова О.В., Коньшина Л.А., Рычкин В.В. Исследование региональных и маркетинговых аспектов формирования политики по импортозамещению // Экономика устойчивого развития. – 2023. – № 2(54). – c. 23-27. – doi: 10.37124/20799136_2023_2_54_23.
4. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономические науки. – 2009. – № 61. – c. 281-286.
5. Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/dvms/ (дата обращения: 01.10.2024).
6. Ершов А.Ю. Формирование импортозамещающей стратегии // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 8-2. – c. 374-379.
7. Ершова И.Г., Ершов А.Ю. Оценка эффективности мер государственного регулирования политики импортозамещения // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 3-2. – c. 375-379.
8. Захарова Е.В. Важность инновационного импортозамещения в условиях международных санкций против российской экономики // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2014. – № 12. – c. 92-94.
9. Коньшина Л.А. Оценка экономико-технологических проблем и перспектив развития импортозамещения в ЦФО России // Экономика устойчивого развития. – 2023. – № 2(54). – c. 221-225. – doi: 10.37124/20799136_2023_2_54_221.
10. Копыт П.С., Фомин О.Ю. Импортозамещение как способ обеспечения экономической безопасности РФ в условиях санкций // Инновационные механизмы управления цифровой и региональной экономикой: Материалы V Международной студенческой научной конференции. Том 2. Москва, 2023. – c. 59-65.
11. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Экономические санкции: содержание, цели, мотивы, эффективность // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 4. – c. 88-93. – doi: 10.28983/asj.v0i4.454.
12. Лявина М.Ю. Формирование стратегии импортозамещения продовольствия аграрно ориентированного региона // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 11. – c. 92-95. – doi: 10.28983/asj.v0i11.637.
13. Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области. [Электронный ресурс]. URL: https://mii.mosreg.ru/ (дата обращения: 01.10.2024).
14. Мищенко М.М. Импортозамещение: плюсы и минусы // Всероссийский форум молодых исследователей-2023: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. – c. 229-234.
15. Сомов В.Л., Марков В.А. Статистический анализ перспектив импортозамещения и конкурентных преимуществ реального сектора экономики Саратовской области // Вопросы статистики. – 2016. – № 3. – c. 65-71.
16. Фальцман В.К. Форсирование импортозамещения в новой геополитической обстановке // Проблемы прогнозирования. – 2015. – № 1(148). – c. 22-32.
17. Bradford Jr.C.I., Branson W.H. Trade and Structural Change in Pacific Asia. - Chicago: The University of Chicago Press, 1987. – 578 p.
18. Stephan J. Goetz, Steven C. Deller, Thomas R. Harris Targeting Regional Economic Development. - London: Routledge Publishing, 2009. – 432 p.
19. Scott B.R. Capitalism: Its Origins and Evolution as a System of Governance. - New York, NY: Springer Science & Business Media, 2011. – 672 p.

Страница обновлена: 04.12.2024 в 17:15:55