Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции
Широкова О.В.1, Назаренко В.С.1
1 Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 34
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2017)
Цитировать:
Широкова О.В., Назаренко В.С. Государственная политика импортозамещения: предварительные итоги и тенденции // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 4. – С. 343-356. – doi: 10.18334/eo.7.4.38431.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=32337785
Цитирований: 34 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируются предварительные итоги и проблемы, возникшие при реализации политики импортозамещения в России. Не вызывает сомнений, что зависимость ведущих и стратегически важных предприятий и отраслей от поставок импортного оборудования, комплектующих и материалов является серьезной угрозой национальной безопасности. В статье обосновано, что в условиях ограниченности средств финансирования, импортозамещению необходимо придавать приоритетно контролируемый характер, с учетом перспектив и индивидуальных особенностей экономики. Рассмотрены эффективные меры государственной поддержки, ее направления, основные сложности в замещении иностранного кредитования, необходимость учета международных стандартов качества, технологических трендов, диверсификации экспорта и наличия здоровой внутренней конкуренции.
Ключевые слова: национальная экономика, экспорт, государственная поддержка, национальная безопасность, импорт, ипортозамещение, стратегия импортозамещения
JEL-классификация: Q18, F52, F10
Введение
Современную геополитическую ситуацию весьма трудно охарактеризовать однозначно, можно лишь с полной уверенностью сказать, что «шахматная доска» пошатнулась.
И в условиях изменяющихся мировых реалий все актуальнее звучит политическое кредо императора Александра III, но если раньше Государь Император считал, что «у России есть только два верных союзника: ее армия и флот», то сейчас к ним с полной уверенностью причисляют нефть и газ.
Однако весьма наивно полагать, что углеводороды являются надежной основой национальной безопасности, и недавние события: падение цен на энергоносители, введение антироссийских и ответных санкций – еще раз продемонстрировали необходимость достижения если не полной автаркии, то хотя бы экономической безопасности России, основанной на внутреннем отечественном производстве.
Именно поэтому на данный момент в ранг государственной политики было возведено импортозамещение, как экономическая стратегия государства, ориентированная на защиту национальной экономики и воплощение приоритетов социально-экономического развития, основывающихся на поддержке отечественного производителя на внутреннем рынке.
Вопросам импортозамещания в российской экономике, в т.ч. в условиях санкционных войн, посвящено достаточное количество исследований российских экономистов, таких как: Бажанов В.А., Мкртчян М.Г. [7] (Bazhanov V.A., Mkrtchyan M.G., 2015), Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В., Ушалова А.А. [8] (Borodkina V.V., Ryzhkova O.V., Ulas Yu.V., Ushalova A.A., 2015), Дробот Е.В. [9, 10] (Drobot E.V., 2016a; (Drobot E.V., 2016b), Голота П.А. [11] (Golota P.A., 2016), Евтюхин А.С. [12] (Evtyukhin A.S., 2016), Котилко В.В., Вишнякова В.С. [13] (Kotilko V.V., Vishnyakova V.S., 2016), Крутиков В.К., Зайцев Ю.В. [14, 15] (Krutikov V.K., Zaytsev Yu.V., Dorozhkina T.V., 2015; Krutikov V.K., Zaytsev Yu.V., Kostogryzova E.A., 2015), Куликов Д.И., Хайров Ш.Р., Куликова Е.Г. [16] (Kulikov D.I., Khayrov Sh.R., Kulikova E.G., 2015), Нестеренко Ю.Ю. [17] (Nesterenko Yu.Yu., 2016), Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Рамазанов И.А. [18] (Paramonova T.N., Uryaseva T.I., Ramazanov I.A., 2015), Савицкая К.С., Абросимова А.С. [19] (Savitskaya K.S., Abrosimova A.S., 2016), Садекова Н.Х. [20] (Sadekova N.Kh., 2016), Фальцман В.К. [21] (Faltsman V.K., 2015), Филимоненко И.В., Васильева З.А. [22, 23] (Filimonenko I.V., Vasileva Z.A., Likhacheva T.P., 2015; Filimonenko I.V., Vasileva Z.A., Karpycheva O.V., 2015).
Однако интерес вызывает исследование мер государственной поддержки, ее направлений, основных сложностей в замещении иностранного кредитования, необходимости учета международных стандартов качества, технологических трендов, диверсификации экспорта и наличия здоровой внутренней конкуренции.
В контексте национальной безопасности импортозамещение можно рассматривать как некую стратегию «догоняющего развития», условно ассоциирующуюся со странами «третьего мира» и предательством основ конкуренции и свободы рынка. Но жизненноважная потребность в импортозамещении возникает лишь в случае полной сознательной или вынужденной изоляции. Однако сегодняшняя ситуация не вполне является аллюзией к истории СССР, хотя исторические параллели вполне уместны.
Необходимо отметить, что слепой протекционизм и тотальный запрет на импортную продукцию в России сегодня немыслим. Сразу оговоримся, что речь не идет о ВПК, где зависимость от поставляемых комплектующих равносильна его отсутствию. Автаркия же в других секторах экономики нецелесообразна, а на данном этапе и недостижима.
Тем не менее, за прошедшее время российская экономика достигла внушительного сокращения импорта. Первые результаты импортозамещения, в частности изменение доли импорта в объеме товарных ресурсов, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доля импорта в объеме товарных ресурсов розничной торговли России
|
II квартал 2014
|
II квартал 2015
|
II квартал 2016
|
II квартал 2017
|
Доля импортных
потребительских товаров в товарных ресурсах розничной торговли
|
41
|
34
|
36
|
33 |
Доля импортных
продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли
продовольственными товарами
|
33
|
26
|
22
|
21 |
Так, если в II квартале 2014 года импортные продовольственные товары в розничной торговле составляли 33 %, то с введением ответного продовольственного эмбарго и активизацией политики импортозамещения доля импортной продукции стала заметно снижаться. В меньшей же степени уменьшается доля в розничной торговле импортных потребительских товаров. Но, тем не менее, за прошедший период отмечается существенное сокращение по всем статьям импорта (табл. 2).
Однако, оценивая столь значимый результат в переориентации на отечественную продукцию, не стоит забывать о девальвационном эффекте, оказывающем определенное положительное воздействие в большей степени на сокращение импорта и в меньшей на промышленность. Естественно, что преимущества, полученные отдельными производителями, не вечны и рано или поздно нивелируются [3, с. 102] (Zagorskaya E.A., Shirokova O.V., 2016).
Таблица 2
Товарная структура импорта Российской Федерации в торговле со странами дальнего зарубежья
Наименование товарной группы
|
Импорт
| |||||
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
Снижение импорта
| |||
стои-
|
в %
|
стои-
|
стои-
|
в %
| ||
мость
|
к итогу
|
мость
|
мость
|
к итогу
|
в % к 2014
| |
Всего:
|
253776
|
100
|
161681,4
|
162724,5
|
100,0
|
35,9
|
в том числе:
| ||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
|
34104
|
13,4
|
22203,5
|
20 428,5
|
12,6
|
40,1
|
Минеральные продукты
|
2153,6
|
0,8
|
1513,8
|
1 290,1
|
0,8
|
40,1
|
Топливно-энергетические товары
|
1232,2
|
0,5
|
860,6
|
777,2
|
0,5
|
36,9
|
Продукция химической промышленности, каучук
|
42629,7
|
16,8
|
30844,9
|
31 041,4
|
19,1
|
27,2
|
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
|
1257,4
|
0,5
|
791,5
|
782,4
|
0,5
|
37,8
|
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
|
4793
|
1,9
|
2941,9
|
2 782,9
|
1,7
|
41,9
|
Текстиль, текстильные изделия и обувь
|
14647,8
|
5,8
|
9653,2
|
9 465,6
|
5,8
|
35,4
|
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них
|
811,2
|
0,3
|
328,9
|
303,5
|
0,2
|
62,6
|
Металлы и изделия из них
|
14396,4
|
5,7
|
9107,8
|
8 713,1
|
5,4
|
39,5
|
Машины,оборудование и транспортные средства
|
128035
|
50,5
|
77619
|
81 557,0
|
50,1
|
36,3
|
Другие товары
|
10947,2
|
4,3
|
6676,8
|
6 360,0
|
3,8
|
41,9
|
Уже в 2015 году, трудном для промышленности, было отмечено сокращение доли импорта в обрабатывающих отраслях, несмотря на снижение индексов производства и уменьшение инвестиционного и потребительского спроса. По итогам 2015 года некоторые запланированные показатели по отраслям, находящимся в ведении Минпромторга России, были даже перевыполнены. В таблице 3 представлены отрасли, фактические показатели которых перевыполнили план содействия импортозамещению в промышленности, утвержденный Правительством РФ.
Таблица 3
Изменение доли импорта в промышленности
Отрасль
|
Планируемая доля импорта
|
Фактическая доля импорта в 2015 г.
|
сельскохозяйственная
техника
|
50
|
37,5
|
транспортное
машиностроение
|
20,5
|
8,5
|
тяжелое
машиностроение
|
50
|
38
|
строительно-дорожная
техника
|
48
|
31
|
фармацевтическая
промышленность
|
60
|
51
|
Глобализация диктует свои правила, усиливаются взаимосвязи, ТНК все гуще опутывают мировую экономику, все четче проявляется разделение труда, выделяются ниши и сегменты мирового рынка, занимаемые странами. Говорить о протекционизме все сложнее, ведь еще в XVII веке политика, проводимая во Франции Жаном-Батистом Кольбером, содрогалась под яростным гневом доброй половины Европы. В конечном счете, кольбертизм в своем стремлении к автаркии стал причиной нескольких военных конфликтов, даже с учетом того, что протекционизм вовсе не предполагает отказ от импорта в ущерб национальной экономике – необходимые товары, и в этом нет нелогичности, все также импортируются в соответствии с объективными законами экономики. В наше время о прямых военных столкновениях речь, конечно, не идет, но косвенные меры воздействия не сильно изменились.
Несмотря на то, что острая необходимость в решении проблемы импортозамещения назрела уже давно, западные санкции все же можно считать основным стимулом к внедрению импортозамещения, однако их нельзя воспринимать как исключительно положительное явление. Конечно, эффект, произведенный ими, во многом позитивный, например, мы вдруг обнаружили отсутствие национальной платежной системы или обратили внимание на кабальную зависимость от безальтернативных иностранных софтов. И все же ошибочно считать экономические санкции частью той силы, «что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Итоги и последствия санкционной войны весьма неопределенны для сторон, но что точно не вызывает сомнений, так это наличие определенных обоюдных убытков [5, с. 292] (Nazarenko V.S., 2017).
Спусковым крючком явились санкционированный отказ западных кредиторов от предоставления займов российским компаниям и прекращение иностранных инвестиций, что в свою очередь вылилось в массовое усиление оттока капитала. При этом в 2014 году ЦБ повышает процентную ставку и устраняется от валютного регулирования, переходя на режим таргетирования инфляции, и не предпринимает мер для ограничения трансграничного движения капиталов. В результате банки были нацелены не на кредитование, а на спекуляции, кредит становился почти недостижимым, а инвестиции в производство все больше сокращались.
В 2015 году, вследствие сжатия инвестиционного и потребительского спроса, объемы торговли в России, в соответствии с данными, предоставленными Росстатом, упали на 10 %, а индекс производства в обрабатывающих отраслях – на 5,4 %. [2] Несмотря на чересчур сдержанную динамику кредитной активности в 2015 году, когда годовой прирост кредитования населения и реального сектора составил 7,6 %, по итогам 2016 и вовсе произошло снижение на 6,9 %. [3]
В результате все быстрее растут издержки, а в финансировании оборотных средств и инвестициях предприятиям приходится рассчитывать только на собственные силы, которых явно не хватает не только на расширение, но и на привычный уровень производства, что никак не способствует увеличению экспорта и импортозамещению. Данные таблицы 4 указывают на существование определенных диспропорций в импортозамещении пищевых продуктов.
Таблица 4
Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов в Российской Федерации (тыс. тонн)
|
2014
|
2015
|
20161)
|
2016 в % к 2014
| |
Мясо
крупного рогатого скота парное, остывшее, охлажденное
|
224,6
|
254,7
|
266,2
|
106,1
| |
Свинина
свежая, охлажденная или замороженная
|
1525,9
|
1763,0
|
1993,5
|
130,6
| |
Мясо
домашней птицы
|
3978,9
|
4340,0
|
4457,2
|
112,0
| |
Изделия
колбасные
|
2475,8
|
2445,0
|
2410,5
|
97,4
| |
Рыба
живая, свежая или охлажденная
|
1167,1
|
1175,0
|
901,9
|
77,3
| |
Ракообразные
немороженые; устрицы; водные беспозвоночные прочие, живые, свежие или
охлажденные
|
55,3
|
67,9
|
52,2
|
94,5
| |
Морепродукты
пищевые
|
119,9
|
97,8
|
118,4
|
98,8
| |
Плодоовощные
консервы, млн усл. банок
|
7851,0
|
7248,0
|
6765,9
|
86,2
| |
Фрукты,
ягоды и орехи сушеные
|
12,0
|
12,2
|
11,1
|
92,3
| |
Молоко
и молочная продукция
|
9452,7
|
9513,0
|
9595,4
|
101,5
| |
Сыры
и продукты сырные
|
499,2
|
589,0
|
599,7
|
120,1
| |
1)
Данные предварительные.
|
|
|
|
|
И это одна из крупнейших сложностей на начальном этапе импортозамещения, для преодоления которой снижения ключевой ставки явно мало. Для решения данной проблемы необходимо проведение комплекса масштабных мер по замещению внешних займов кредитами отечественных банков, на основе целенаправленной эмиссии ЦБ кредитных ресурсов. Хочется отметить, что в связи с привлекательностью данных операций решать возникающие задачи необходимо исключительно посредством подконтрольных государству кредитных институтов.
Государственная поддержка в 2015 году составила около 53,5 млрд рублей, причем бюджетные и внебюджетные источники использовались в равных долях. Фонд развития промышленности (ФРП) выступает одним из ключевых элементов государственной программы импортозамещения, обеспечивая доступность длинных денег посредством заемного финансирования проектов под 1 или 4 %. В 2015 году ФРП одобрил 74 проекта на общую сумму 24,6 млрд рублей. [4] В 2016 году ФРП были профинансированы 130 проектов, общая стоимость которых превысила 142 млрд рублей. [5] Кроме того, предполагается докапитализация Фонда развития промышленности. В 2017 году за счет ресурсов фонда предполагается профинансировать не менее 50 проектов, которые направлены на развитие импортозамещения и производства.
В условиях ограниченности средств финансирования импортозамещению необходимо придавать всесторонне контролируемый характер, первостепенно отдавая предпочтение наиболее приоритетным направлениям импортозамещения, с учетом перспектив и индивидуальных особенностей экономики регионов.
Анализ реализуемых программ господдержки подтверждает их приоритетно-отраслевой характер – первоочередная поддержка оказывается проектам, отвечающим отраслевым планам импортозамещения. Минпромторг России разработал программы бюджетного финансирования инвестпроектов и научных разработок на 2013–2025 годы, основными направлениями которых являются: развитие авиационной промышленности, судостроения, электронной и радиоэлектронной промышленности, фармацевтической и медицинской промышленности.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, мы можем говорить только о частичном импортозамещении. Но и здесь существуют существенные, даже фатальные риски для бизнеса. Исходя из уже перечисленных нами аспектов, однозначно можно говорить об увеличении издержек производства, естественно и цен товаров, вдобавок к этому, как показывает мировая практика, отсутствие конкуренции приводит, если не к падению качества, то к абсолютной уверенности в стабильности спроса и отсутствию развития. а ведь данный виток охлаждения отношений не вечен, а значит, вполне реальна отмена санкций и ответного эмбарго и, как следствие, возвращение более конкурентоспособный иностранный продукции.
Поэтому политика импортозамещения требует учета целостного комплекса актуальных факторов, конъюнктурных потребностей, отраслевых и региональных проблем, имеющих фундаментальный характер. Также замещение должно проводиться с учетом международных стандартов качества, технологических трендов, на основе диверсификации экспорта и в условиях здоровой внутренней конкуренции.
Согласно принятой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, низкая конкурентоспособность экономики рассматривается наравне с сырьевой зависимостью, как основная угроза национальной безопасности.
Контролем над качеством, сертификацией и продвижением российской продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке займется учрежденная Правительством Российская система качества. В 2015 году, совместно с бизнес-сообществом, было утверждено более двух тысяч национальных стандартов, в соответствии с которыми заказчики могут устанавливать требования к продукции и услугам.
Применение нацстандартов, обусловленное Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в совокупности с изменениями, внесенными ФЗ № 104 от 5 апреля 2016 г. в федеральные законы о госзакупках и закупках компаний с госучастием, так же благоприятно скажется на качестве процесса импортозамещения.
Важная задача по трансферу в Россию технологий иностранных компаний возлагается на формирующееся Агентство по технологическому развитию, основная задача которого позиционируется, как содействие реализации лицензионных проектов, посредством привлечения частных инвестиций. а Российский фонд развития информационных технологий, учрежденный в рамках развития инновационной инфраструктуры в сфере информационно-коммуникационных технологий, будет содействовать разработке и продвижению отечественного программного обеспечения.
Отечественные высококонкурентные товары должны не только наполнить российский рынок, но и выйти на внешний рынок. Данную задачу призван решать Российский экспортный центр, созданный в структуре Внешэкономбанка, оказывающий финансовые и нефинансовые меры поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами.
При этом, несмотря на сокращение экспорта на данном этапе почти по всем статьям (табл. 5), что естественно отчасти объясняется первоочередной необходимостью наполнения внутреннего рынка, отечественные экспортно-ориентированные отрасли имеют существенный потенциал.
При этом, безусловно, необходимо всесторонне анализировать международную практику реализации концепции импортозамещения, учитывать накопленный в ходе апробации опыт. На первоначальном этапе процесс в большинстве своем сводился к замене импортных пищевых продуктов и товаров легкой промышленности, а также продукции, не требующей высокотехнологической системы производства. В дальнейшем направления политики весьма индивидуализировались.
Некоторые страны Латинской Америки, в частности Бразилия, пошли по пути налогового и финансового регулирования, другие же сделали ставку на госрегулирование и промышленную политику. Однако в итоге и те, и другие, реализуя единственно стратегию покрытия запрещенных импортных товаров, столкнулись с сокращением инвестиционной активности, падением объемов производства и ухудшением ситуации в экономике.
Таблица 5
Товарная структура экспорта РФ в торговле со странами дальнего зарубежья
Наименование товарной группы
|
Экспорт
| |||||
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2016 год
| |||
стои-
|
в %
|
стои-
|
стои-
|
в %
|
в %
к 2014 | |
мость
|
к итогу
|
мость
|
мость
|
к итогу
| ||
Всего:
|
433173
|
100
|
298524,4
|
247 943,7
|
100,0
|
57,2
|
в том числе:
| ||||||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье
|
13808,5
|
3,2
|
11951,3
|
12 873,1
|
5,2
|
93,2
|
Минеральные продукты
|
321339
|
74,2
|
200839,7
|
156 238,2
|
63,0
|
48,6
|
Топливно-энергетические товары
|
317689
|
73,3
|
198465,7
|
153 926,8
|
62,1
|
48,5
|
Продукция химической промышленности, каучук
|
22069,2
|
5,1
|
19336,6
|
14 975,3
|
6,0
|
67,9
|
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них
|
347,9
|
0,1
|
260,1
|
204,6
|
0,1
|
58,8
|
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия
|
8991,8
|
2,1
|
8117,7
|
8 140,2
|
3,3
|
90,5
|
Текстиль, текстильные изделия и обувь
|
288,3
|
0,1
|
240,4
|
246,3
|
0,1
|
85,4
|
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них
|
11566,2
|
2,7
|
7688,1
|
8 688,0
|
3,5
|
75,1
|
Металлы и изделия из них
|
33759,6
|
7,8
|
28017,6
|
24 385,3
|
9,8
|
72,2
|
Машины, оборудование и транспортные средства
|
15962,5
|
3,7
|
18019,7
|
18 037,7
|
7,3
|
113,0
|
Другие товары
|
5039,9
|
1,2
|
4053,1
|
4 155,0
|
1,7
|
82,4
|
Стоит отметить качественное отличие взвешенной и весьма успешной стратегии импортозамещения ряда стран Восточной Азии, например, Тайваня, комбинированной на основе протекционизма и товарно-географической диверсификации экспорта. При этом стимулирующая роль государства выражается в осуществлении всесторонней поддержки развитых отраслей, которые обладают быстро достижимым экспортным потенциалом. Так же первостепенно производится субсидирование слабых производств, для развития на внутреннем рынке, и бесспорно допускается импорт аналогов, непроизводимых товаров. Осуществляется своевременное перераспределение средств, оценка степени загрузки производственных мощностей, формирование институциональных условий, инфраструктуры, по возможности обеспечивается возможность полной завершенности инновационного цикла. Особняком стоит экономическая целесообразность товара или оборудования, а не идеологические мотивы запуска производства.
Кроме того, проявление позитивного эффекта импортозамещения возможно лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Несмотря на желание положительного сальдо в краткосрочном периоде, неизбежно замедление темпов экономического развития роста в стране.
Заключение
Выполнение намеченной Правительством программы импортозамещения требует длительного времени, обширных ресурсов, конечно же, инвесторов, намеренных вкладываться в экспортоориентированную промышленность, а главное: высокопрофессиональных управленцев и грамотного, целевого выделения и расходования средств [6, с. 318] (Shirokova O.V., 2010).
В долгосрочной же перспективе данная политика, осуществляемая на всех уровнях и призванная, как минимум, к сокращению зависимости стратегических отраслей промышленности от импортного сырья, комплектующих и оборудования, приведет к ликвидации синдрома нефтяной иглы и развитию экономики, обеспечивающей отечественный и отчасти мировой спрос.
[1] Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Справка «О реализации планов импортозамещения в промышленности. – URL: http://government.ru/info/22804/ (дата обращения 26.12.2016).
[2] Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Справка «О реализации планов импортозамещения в промышленности». – URL: http://government.ru/info/22804/ (дата обращения 26.12.2016).
[3] Годовой отчет Банка России за 2016 г. – URL: http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2016.pdf (дата обращения 07.09.2017).
[4] Доклад министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о мерах по реализации планов импортозамещения в промышленности в 2016 году и о ходе разработки и реализации планов импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе. – URL: http://government.ru/news/22797/#manturov (дата обращения 26.12.2016).
[5] Годовой отчет ФРП за 2016 г. – URL: http://frprf.ru/download/godovoy-otchet-za-2016-god.pdf (дата обращения 26.08.2017).
Источники:
Доклад министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о мерах по реализации планов импортозамещения в промышленности в 2016 году и о ходе разработки и реализации планов импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/22797/#manturov.
Загорская Е.А., Широкова О.В. Реализация политики импортозамещения // К 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета: В сборнике: Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях материалы международной научно-практической конференции. Елец, 2016. – С. 101-106.
Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Справка «О реализации планов импортозамещения в промышленности». Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/22804/..
5. Назаренко В.С. Политика количественного смягчения как стимул экономического роста: анализ опыта ЕЦБ и ФРС США // Финансы, экономика и управление: проблемы, тенденции и перспективы развития в условиях нестабильности. – 2017. – С. 291-294.
Широкова О.В. Роль государства в регулировании инновационной деятельности предприятий // Формирование новой парадигмы развития социально-экономических систем: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции в рамках ежегодного собрания членов Липецкого регионального отделения общественной организации ВЭО России. Липецк, 2010. – С. 316-322.
7. Бажанов В.А., Мкртчян М.Г. Об одном способе расчета инвестиций для импортозамещения продовольственных продуктов // Российское предпринимательство. – 2015. – № 3. – С. 453-462. – doi: 10.18334/rp.16.3.85.
8. Бородкина В.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В., Ушалова А.А. Исследование Программ развития импортозамещения в регионах Российской Федерации // Креативная экономика. – 2015. – № 11. – С. 1397-1414. – doi: 10.18334/ce.9.11.2088.
9. Дробот Е.В. Оценка экономических последствий санкционных войн для экономики европейских стран // Российское предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 2685-2696. – doi: 10.18334/rp.17.20.36847.
10. Дробот Е.В. Особенности внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в условиях санкционной политики // Российское предпринимательство. – 2016. – № 16. – С. 1879-1902. – doi: 10.18334/rp.17.16.36478.
11. Голота П.А. Развитие бенчмаркинга в рамках формирования программ импортозамещения // Креативная экономика. – 2016. – № 1. – С. 45-52. – doi: 10.18334/ce.10.1.2236.
12. Евтюхин А.С. Роль инвестиций в политике импортозамещения нефтяной промышленности России // Креативная экономика. – 2016. – № 10. – С. 1090-1102. – doi: 10.18334/ce.10.10.36615.
13. Котилко В.В., Вишнякова В.С. Анализ конъюнктуры рынка основных видов мясной и молочной продукции в условиях проведения политики импортозамещения // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – № 3. – С. 163-179. – doi: 10.18334/ppib.3.3.36580.
14. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В. Политика кластеризации в обеспечении лекарственной безопасности: региональный опыт импортозамещения // Креативная экономика. – 2015. – № 4. – С. 553-564. – doi: 10.18334/ce.9.4.212.
15. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Костогрызова Е.А. Ресурсное обеспечение политики импортозамещения в сегменте туристических услуг // Российское предпринимательство. – 2015. – № 6. – С. 925-934. – doi: 10.18334/rp.16.6.150.
16. Куликов Д.И., Хайров Ш.Р., Куликова Е.Г. Колбасное производство в условиях импортозамещения: пути сохранения и развития // Продовольственная политика и безопасность. – 2015. – № 4. – С. 231-244. – doi: 10.18334/ppib.2.4.1936.
17. Нестеренко Ю.Ю. Перспективы безопасного экономического развития региона в аспекте импортозамещения (на примере Волгоградской области) // Российское предпринимательство. – 2016. – № 2. – С. 2697-2708. – doi: 10.18334/rp.17.20.36667.
18. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Рамазанов И.А. Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 1. – С. 53-66. – doi: 10.18334/tezh.3.1.35072.
19. Савицкая К.С., Абросимова А.С. Санкционные войны и их последствия // Экономические отношения // Эко. – 2016. – № 3. – С. 49-53. – doi: 10.18334/eo.6.3.37370.
20. Садекова Н.Х. Развитие пищевой промышленности России в условиях импортозамещени // Продовольственная политика и безопасность. – 2016. – № 2. – С. 77-90. – doi: 10.18334/ppib.3.2.35798.
21. Фальцман В.К. Критические точки политики импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 2. – С. 241-262. – doi: 10.18334/rp.16.2.73.
22. Филимоненко И.В., Васильева З.А., Лихачева Т.П. Методология выявления потребностей экономики региона в продукции импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 21. – С. 3659-3674. – doi: 10.18334/rp.16.21.2071.
23. Филимоненко И.В., Васильева З.А., Карпычева О.В. Методология выявления перспективных товарных рынков региона в целях импортозамещения // Российское предпринимательство. – 2015. – № 22. – С. 4011-4024. – doi: 10.18334/rp.16.22.2081.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:53:26