Digitalization of the Russian economy in the context of import substitution policy

Kostin K.B.1, Malevich Yu.V.1, Borisov F.A.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 5 (May 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67918243

Abstract:
The article analyzes the level of technological development of Russian economic sectors and examines the application of digital innovation as a key challenge for the country within the framework of import substitution policy. The authors have obtained data on the impact of digital changes on the development of key sectors of the economy and the need for intensive development of domestic digital technology. Based on the analysis of data from the ICT industry, the authors' Digitalization Index is compiled. It has also been revealed that for the development of Industry 4.0 in Russia, it is necessary to allocate resources to modernize the technological base, strengthen cyber defense and attract investments in digital infrastructure.

Keywords: import substitution, digital transformation, Digitalization Index, Industry 4.0, secondary sector

JEL-classification: L86, C80, M15



Введение

Тема исследования представляет особую актуальность в контексте глобализации и технологического развития цифровизации средств производства, которая в рамках политики импортозамещения приобретает в России особую значимость. Важность цифровизации в условиях политики импортозамещения также трудно переоценить. Она, по сути, выступает в качестве одного из основных способов укрепления экономической безопасности и стимулирования внутреннего производства в России.

Проблематика исследования основана на оптимальном распределении ресурсов, уделяемых на создание инновационных решений и внедрение цифровых технологий в различных отраслях экономики России, а также развитие цифровых навыков среди сотрудников. В работе обобщены контуры понимания использования цифровых изменений для преобразования внутренней архитектуры промышленных предприятий и оптимального соответствия условиям внешней среды.

При проведении исследования, в качестве исходных данных были использованы материалы статистического портала Росстат, немецкого статистического портала Statista, международной консалтинговой компании McKinsey & Company, Organisation for Economic Co-operation and Development Statistics, а также Института статистических исследований и экономики знаний. В основе исследования лежат изыскания как зарубежных (Сесиль Сезанн, Эдвард Лоренц), так и отечественных (Е.В. Дробот, Н.А. Ермакова, Л.Г. Демидова, А.С. Емельянова, П. Б. Рудник, Г. И. Абдрахманова, Л.К. Терещенко и др.) исследователей [4, 5, 11, 12, 14].

Цель исследования заключается в анализе процесса цифровизации отраслей экономики России, развития сферы ИКТ в стране, а также в изучении распределения ресурсов и оценке соответствующего влияния на развитие процесса цифровизации. Данная цель требует рассмотрения ряда задач.

Во-первых, были определены вызовы и возможности, стоящие перед государством в рамках внедрения отечественных цифровых решений, а также реализации процесса цифровизации отраслей экономики.

Во-вторых, был составлен детальный анализ процесса цифровизации экономики России и развития отрасли ИКТ.

В-третьих, были изучены особенности внедрения отечественных цифровых технологий в промышленные предприятия страны.

Научная новизна исследования заключается в авторском анализе данных о внедрении цифровых технологий в различные отрасли экономики, а также в оценке влияния цифровизации на внутриорганизационную ориентацию и инновационное развитие ключевых отраслей экономики страны.

Гипотеза исследования основана на том, что цифровая трансформация экономики России в условиях политики импортозамещения требует активных мер со стороны государства и промышленности для стимулирования технологического прогресса.

Определение цифровой экономики

Понятие «цифровая экономика» не имеет единого определения в международной практике. При описании цифровой экономики в зарубежных источниках большее внимание уделяется технологиям и связанным с ними изменениям в способах взаимодействия хозяйствующих субъектов [5].

В российской практике концепция цифровой экономики предполагает комплексную экосистему, состоящую их трех взаимосвязанных уровней, указанных в национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации»:

¾ Экономические отрасли и рынки, на которых осуществляется взаимодействие различных субъектов (поставщики и потребители товаров, работ и услуг).

¾ Технологии и площадки, целью которых является формирование компетенций и навыков для развития экономических отраслей и рынков. Данные инструменты служат основой для инноваций и содействуют развитию экономических секторов.

¾ Среда, обеспечивающая развитие платформ и технологий, а также эффективное взаимодействие между субъектами рынков и отраслей экономики [1].

Согласно программе, создание такой экосистемы требует обеспечения необходимых условий как институционального, так и инфраструктурного характера, включая устранение существующих препятствий и ограничений для развития высокотехнологичного бизнеса. В конечном итоге, целью является повышение конкурентоспособности как отдельных секторов экономики России, так и всей экономики на глобальном рынке.

С содержательной точки зрения цифровая экономика включает в себя цифровое оборудование и технологии (аппаратные средства, software и коммуникационное оборудование), человеческие навыки работы с этим оборудованием и технологиями (цифровые навыки), а также промежуточные цифровые товары и услуги, которые используются в производстве ВВП.

Вызовы и возможности процесса цифровизации

На данном этапе развития мировая экономика стоит на пороге очередной промышленной революции, предполагающей комплекс движущих сил и ключевых технологий. Данные факторы в тандеме приводят к качественным изменениям во всех отраслях экономики и бизнес-моделях предприятий, а также на всех этапах промышленной цепочки создания стоимости [17].

Переход к Индустрии 4.0 неразрывно связан с процессом цифровизации экономики. Индустрия 4.0 характеризуется интеграцией различных цифровых технологий в производственный процесс. Основанная на соединении объектов и киберфизических систем, она является основой для новой организации производственных мощностей, способствующей повышению производительности и более рациональному и устойчивому распределению ресурсов [14]. Четвертая промышленная революция подразумевает использование четырех типов основных прорывных технологий:

¾ Возможности подключения и данные: облачные технологии, Интернет, блокчейн, датчики.

¾ Аналитика и интеллект: расширенная аналитика, машинное обучение, искусственный интеллект.

¾ Взаимодействие человека и роботизированных систем: виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR), робототехника и автоматизация, автономные управляемые транспортные средства.

¾ Передовая инженерия: аддитивное производство (например, 3D-печать), возобновляемые источники энергии, наночастицы [19].

В совокупности описанные ключевые технологии и движущие силы позволяют радикально изменить процессы по всей цепочке создания стоимости, начиная с исследований и разработок, производства и продаж и заканчивая услугами, связанными с использованием продукта.

На сегодняшний день вторичный сектор экономики вносит решающий вклад в поступательное развитие и процветание России, а также является превалирующим в структуре ВВП страны (Табл. 1). Отечественные компании, специализирующиеся на добыче полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности, тесно встроены в мировую систему разделения труда, а также занимают лидирующие позиции в глобальной конкуренции. Однако в условиях политики импортозамещения в рамках развития Индустрии 4.0 в стране возникают ряд значительных вызовов, связанных с формированием и модернизацией цифровой инфраструктуры. Цифровая инфраструктура предоставляет населению, частному и государственному сектору необходимые ресурсы для выхода в Интернет. В широком смысле цифровая инфраструктура состоит из соединений (высокоскоростного Интернета и точек обмена Интернетом), Интернета вещей и хранилища данных (центры обработки данных и облачные системы). Для развития цифровой экономики ключевую роль играет доступ пользователей к полноценному подключению. В России за период с 2014 по 2021 наблюдается как рост пользователей Интернета, так и рост кабельного подключения к сети Интернет. Так, доля домохозяйств, которые не имеют доступа в Интернет снизилась с 30,1% до 16%, соответственно, а ежегодный прирост числа пользователей Интернета составил 4,2 процентных пункта в период с 2021 по 2022 года [15]. Относительно высокоскоростного Интернета, то доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ в Интернет на 2019 год, уже составляла 73,6% [9].

Таблица 1 - Структура ВВП по отраслям экономики [составлено авторами по 7]

Структура ВВП по отраслям экономики (в текущих ценах, в % к итогу)
год
2021
2022
ВВП в основных ценах
100
100
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство
4,2
4,3
добыча полезных ископаемых
12,8
14
обрабатывающие производства
16,1
14,2
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
2,4
2,3
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
0,6
0,5
строительство
5,1
5,2
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов
13
12,4
транспортировка и хранение
6
6,2
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания
0,8
0,8
деятельность в области информации и связи
2,7
2,7
финансовая и страховая деятельность
4,6
4,8
деятельность по операциям с недвижимым имуществом
9,9
10,8
профессиональная, научная и техническая деятельность
4,4
4,4
административная деятельность и сопутствующие дополнительные услуги
1,9
2,2
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение
7,1
7,1
образование
3,2
2,9
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг
3,4
3,5
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений
0,9
0,9
предоставление прочих видов услуг
0,5
0,5
деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифферен- цированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления
0,4
0,3
Одним из ключевых вызовов является технологическое развитие страны в области высоких технологий и цифровых инноваций. Высокими технологиями в экономике считаются отрасли с высоким и средним уровнем технологичности, а также научно-ориентированные секторы в соответствии с классификацией Росстата:

¾ Отрасли с высоким технологическим уровнем включают в себя производство компьютеров, электроники и оптических устройств; разработку и производство летательных аппаратов, в том числе космической техники, а также соответствующего специализированного оборудования.

¾ Отрасли со средним технологическим уровнем охватывают производство электротехнического оборудования.

¾ Наукоемкие секторы экономики включают в себя деятельность в области воздушного и космического транспорта, сферу образования, научные исследования и разработки и другие направления.

В стране в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» были сформированы дорожные карты по соответствующим сквозным технологиям (технологии виртуальной и дополненной реальности; квантовые технологии; новые производственные технологии; технологии беспроводной связи; системы распределенного реестра; компоненты робототехники и сенсорика; нейротехнологии и искусственный интеллект). На основании дорожных карт была создана система мер государственной поддержки по созданию и внедрению проектов в области высоких технологий. Так, за период 2019-2024 гг., для развития дорожных карт в федеральный бюджет было заложено 276 млрд. руб. целевых средств [6, 11].

Другим существенным вызовом является обеспечение кибербезопасности в условиях роста объемов цифровых данных и расширения Интернет-подключений. Уязвимость цифровой инфраструктуры перед киберугрозами и недостаток квалифицированных специалистов в области кибербезопасности создают риски для надежности и безопасности Индустрии 4.0. Более того, главной целью кибератак в стране на период 2021-2022 гг. стали государственные учреждения, их доля в общем объеме атак увеличилась до 17%, что на 2 процентных пункта превысило показатель 2021 года. Государственный сектор стал объектом внимания различных преступных групп, включая вымогателей и APT-группировки. Вредоносное программное обеспечение было использовано в почти каждой второй атаке на государственные учреждения [13].

Промышленный сектор также подвергся увеличению кибератак, с целью парализовать технологические процессы. В 2022 году примерно каждая десятая атака была направлена против промышленных предприятий. За год было зафиксировано 223 атаки на компании промышленного сектора, что на 7% выше, чем в 2021 году [13].

Еще одним критерием успеха цифровой трансформации отраслей экономки является хорошо функционирующий инновационный менеджмент, к основным задачам которого относится осведомленность о возможностях использования цифровых изменений для преобразования внутренней архитектуры организации для соответствия условиям внешней среды. Что также показывает, что цифровизация открывает новые способы внутриорганизационной ориентации – посредством инвестирования в развитие цифровых навыков персонала и внедрения цифровых инструментов. Так, согласно исследованию Института статистических исследований и экономики знаний, на 2022 год в России на развитие цифровых навыков среди сотрудников, а также внедрение и использование цифровых технологий уделялось наименьшее количество ресурсов во всех отраслях экономики за исключением IT отрасли, телекоммуникаций, научной и технической деятельности, что следует из Индекса цифровизации отраслей экономики и социальной сферы (Рис. 1).

Рисунок 1 - Распределение ресурсов на развитие ИКТ отрасли, 2022 г. (коэфф.) [составлено авторами по 2]

Данный Индекс рассчитывается как совокупность пяти подиндексов: использование цифровых технологий, цифровизация бизнес-процессов, цифровые навыки сотрудников, расходы на внедрение и эксплуатацию цифровых технологий и кибербезопасность. Каждый из указанных подиндексов включает в себя определенный набор показателей и имеет свой вес в общем расчете.

Так, в 2021 году интегральное значение Индекса составило 15,7 пункта, что на 0,4 пункта выше, чем в предыдущем году. Рост значений наблюдается в трех подиндексах: «Использование цифровых технологий», «Цифровизация бизнес-процессов» и «Кибербезопасность».

В целом, повышение цифровой зрелости компаний и их поддержка – центральная задача государственной политики, которая будет направлена на создание доступа к инновационным решениям и новым цифровым технологиям и инфраструктуре, с целью разработки предприятиями своих собственных бизнес-моделей в контексте цифровой трансформации, а также адаптации к новым внешним условиям.

Индекс цифровизации

Одним из центральных факторов развития цифровой трансформации отраслей экономики является финансовое обеспечение данного процесса. Среди развитых экономик стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития доля инвестиций в ИКТ (телекоммуникационное оборудование, компьютерное оборудование, компьютерное программное обеспечение и базы данных) в ВВП составляет более 5%. Так, за период 2020-2022 гг. лидерами по данному показателю стали Эстония (8,69%), Швеция (5,26%), Швейцария (5,25%), Чехия (5,06%), Франция (4,63%), в то время как США заняли 8 место [16]. В России этот за период 2022-2023 гг. доля инвестиций в ИКТ увеличилась с 3,7% до 4,2%, соответственно. К концу года ключевые направления сектора ИКТ (ИТ, телекоммуникации и производство) внесли свой вклад в поступательное развитие сектора. Наивысший годовой прирост был отмечен в сфере информационных технологий (+22%), и в течение всего года этот сегмент демонстрировал стабильный положительный тренд [8].

Для более детального анализа процесса цифровизации экономики России и развития отрасли ИКТ в стране был рассчитан авторский Индекс цифровизации (Индекс). Для его расчета была использована методика составления индекса цифровизации DESI (Digital Economy and Society Index), который разрабатывается Европейской комиссией и представляет собой комплексный показатель, отражающий уровень развития цифровой экономики и общества в странах ЕС [18].

Для расчета Индекса были взяты следующие показатели, представленные в таблице 2 (на 2022 год):

Таблица 2 – Реализация товаров и услуг в отечественной сфере ИКТ, 2022 г. [составлено авторами по 12]

Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ (млрд. руб.)
Сектор ИКТ в целом
5417,9
ИТ отрасль
2166,2
Прочие ИТ услуги
308,8
Телекоммуникации
2107,3
Производство ИКТ
799
Оптовая торговля ИКТ товарами
36,6
Инвестиции в основной капитал в сфере ИКТ (млрд. руб.)
Сектор ИКТ в целом
910,1
ИТ отрасль и прочие ИТ услуги
312,5
Телекоммуникации
532,3
Производство ИКТ
57,6
Оптовая торговля ИКТ товарами
7,7
Среднесписочная численность работников в сфере ИКТ (тыс. чел.)
Сектор ИКТ в целом
1332,4
ИТ отрасль
781
Телекоммуникации
339,2
Производство ИКТ
164
Оптовая торговля ИКТ товарами
48,2
Среднемесячная заработная плата в сфере ИКТ (тыс. руб.)
Сектор ИКТ в целом
112,6
ИТ отрасль
131,1
Телекоммуникации
86,1
Производство ИКТ
76,6
Оптовая торговля ИКТ товарами
121,7

Для того чтобы привести показатели, выраженные в разных единицах, к размерности Индекса, эти показатели были нормализованы. Нормализация проводилась с использованием метода min-max, который заключается в линейной проекции каждого показателя на шкалу от 0 до 1. Для показателей с положительной направленностью (т. е. где выше - лучше) значение 0 в нормализованной шкале привязывалось к минимальному значению в исходной шкале показателя, а значение 1 в нормализованной шкале привязывалось к максимальному значению в шкале показателя.

Четыре измерения Индекса (реализация товаров и услуг в сфере ИКТ; инвестиции в основной капитал в сфере ИКТ; среднесписочная численность работников в сфере ИКТ; среднемесячная заработная плата в сфере ИКТ) равнозначны по значимости в составе общего индекса, что было отражено в равных весах каждого из них, как представлено в табл. 3.

Таблица 3 – Измерения Индекса цифровизации [составлено авторами]

Измерение
Вес
Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ
25%
Инвестиции в основной капитал в сфере ИКТ
25%
Среднесписочная численность работников в сфере ИКТ
25%
Среднемесячная заработная плата в сфере ИКТ
25%

При определении весов учитывались уровни измерений и отдельных показателей. Большинство отдельных показателей в рамках каждого измерения были признаны одинаково важными и, соответственно, одинаково взвешенными в рамках соответствующего измерения. Эти показатели представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Распределение весов показателей измерений [составлено авторами]

Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ
Сектор ИКТ в целом
25%
ИТ отрасль
20%
Прочие ИТ услуги
10%
Телекоммуникации
20%
Производство ИКТ
20%
Оптовая торговля ИКТ товарами
5%
Инвестиции в основной капитал в сфере ИКТ
Сектор ИКТ в целом
25%
ИТ отрасль и прочие ИТ услуги
25%
Телекоммуникации
20%
Производство ИКТ
25%
Оптовая торговля ИКТ товарами
5%
Среднесписочная численность работников в сфере ИКТ
Сектор ИКТ в целом
25%
ИТ отрасль
25%
Телекоммуникации
20%
Производство ИКТ
25%
Оптовая торговля ИКТ товарами
5%
Среднемесячная заработная плата в сфере ИКТ
Сектор ИКТ в целом
25%
ИТ отрасль
25%
Телекоммуникации
20%
Производство ИКТ
25%
Оптовая торговля ИКТ товарами
5%

Агрегирование показателей в подразделы, подразделов в измерения и измерений в общий индекс осуществлялось снизу-вверх с помощью простых взвешенных арифметических средних в соответствии со структурой Индекса. Расчеты соответствующих показателей представлены в таблице 5.

Таблица 5 - Расчет Индекса цифровизации [рассчитано авторами]

Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ
Показатели
Вес
Сектор ИКТ в целом
0,077
ИТ отрасль
Прочие ИТ услуги
Телекоммуникации
Производство ИКТ
Оптовая торговля ИКТ товарами
Инвестиции в основной капитал в сфере ИКТ
Показатели
Вес
Сектор ИКТ в целом
0,093
ИТ отрасль и прочие ИТ услуги
Телекоммуникации
Производство ИКТ
Оптовая торговля ИКТ товарами
Среднесписочная численность работников в сфере ИКТ
Показатели
Вес
Сектор ИКТ в целом
0,092
ИТ отрасль
Телекоммуникации
Производство ИКТ
Оптовая торговля ИКТ товарами
Среднемесячная заработная плата в сфере ИКТ
Показатели
Вес
Сектор ИКТ в целом
0,098
ИТ отрасль
Телекоммуникации
Производство ИКТ
Оптовая торговля ИКТ товарами
Индекс цифровизации
0,089
Таким образом, расчетный показатель Индекса цифровизации за 2022 год составил 0,089, который по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличился на 0,4%. Реализация товаров и услуг в сфере ИКТ характеризовалась самым низким средневзвешенным нормализированным показателем. Подразделы измерения фокусируются на товарах, произведенных самим предприятием, а также на работах и услугах, выполненных его сотрудниками. Темп роста этого показателя в среднем за период 2021-2022 гг. был рассчитан в реальных ценах и составил -3,3%, что указывает на сокращение рынка ИКТ, т.е. на сокращение производства продуктов отечественного производства.

Инновационная трансформация в рамках политики импортозамещения

Создание промышленных технологий, связанных с производством технологического оборудования, напрямую зависит от цифрового проектирования (разработок и производства на основе цифровых данных). В свою очередь, данный процесс непосредственно связан с программой импортозамещения, которая представляет собой стратегическую инициативу, направленную на уменьшение зависимости от импорта и стимулирование внутреннего производства товаров и услуг.

Данная программа, которая реализуется уже порядка 15 лет, была разработана с целью укрепления экономической безопасности страны, повышения конкурентоспособности отечественных производителей и создания благоприятного климата для развития внутреннего производства. Одним из ключевых аспектов программы импортозамещения является стимулирование развития производственных мощностей средств производства в России. Уменьшение импорта в этой сфере способствует активизации отечественных производителей, что в свою очередь приводит к модернизации и расширению производственных линий, а также к повышению качества и доступности производимой продукции.

На данный момент в сфере инновационного развития в ключевых отраслях экономики России роста не наблюдается, на что указывает динамика удельного веса инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг в промышленном производстве страны. Так, по данному показателю доля внедренных инновационных продуктов в период с 2017 по 2022 год уменьшилось с 6,7% (от ВВП) до 5,5%, а доля разработки компьютерного программного обеспечения упала с 11,5% в 2019 году до 9,4% в 2022 году [10]. Более того, доля затрат на исследования и разработки (в ВВП страны) ежегодно снижается в среднем на 0,02 процентных пункта (Рис. 2).

Рисунок 2 - Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по Российской Федерации [составлено авторами по 10]

Стоит отметить, что в современных реалиях для дальнейшего функционирования в рамках политики импортозамещения ответственные промышленные компании нуждаются в таких цифровых продуктах, как ERP (управление ресурсами предприятия), MES (управление производственными процессами), EAM (управление активами предприятия), IBP (бизнес-планирование), WMS (управление складом) и CAE (инженерный анализ). Вследствие чего Министерство промышленности и торговли России приняло план мер по замене зарубежного программного обеспечения на отечественное в горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной, химической отраслях и в сфере атомной энергетики к 2024 году. План, опубликованный в августе 2023 года на официальном портале, также определяет долю различных типов российского ПО, которую следует использовать к концу 2024 года, включая текстовые редакторы и системы безопасности. Так, согласно плану, к концу 2024 года все важные объекты критической информационной инфраструктуры будут использовать отечественные облачные решения, в отличие от 50% в 2023 году [3]. Также планируется полное замещение импортного программного обеспечения, такого как серверные системы, базы данных, инструменты виртуализации, системы мониторинга и управления, а также операционные и контейнерные системы.

Заключение

В данной статье были рассмотрены различные аспекты развития цифровых технологий в Российской Федерации, а также способы их внедрения и использования. На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Во-первых, внедрение цифровых решений в производственные процессы вторичного сектора экономики позволяет оптимизировать управление ресурсами, автоматизировать рабочие операции, улучшить контроль качества и быстрее реагировать на изменения в экономической среде. Как следствие, для успешного развития индустрии 4.0 в России необходим комплексный подход, включающий в себя модернизацию технологической базы, усиление киберзащиты и привлечение инвестиций в цифровую инфраструктуру.

Во-вторых, в результате анализа специфики развития отечественной отрасли ИКТ было выявлено, что сфера в целом имеет положительную динамику развития, однако слабым звеном в данной области являются продажи товаров и услуг в сфере ИКТ, оценки которых основываются на продаже продукции, выпущенной предприятием, и услугах, предоставленных его сотрудниками. За период с 2021 по 2022 год темп роста этого сектора в реальных ценах составил -3,3%, что свидетельствует о сокращении доли отечественных ИКТ продуктов на рынке.

В-третьих, на основе анализа данных Росстата можно сделать вывод о том, что сфера инновационного развития ключевых отраслей экономики России стоит перед вызовом снижения темпов роста. Уменьшение доли инновационных продуктов и затрат на исследования и разработки требует активных мер со стороны государства и промышленности для стимулирования технологического прогресса. Политика импортозамещения в области программного обеспечения является одним из ответов на эти вызовы, направленных на укрепление отечественных технологических ресурсов. Важность этой задачи подтверждается принятым Минпромторгом России планом замены иностранного ПО на отечественное в ключевых отраслях до 2024 года. Эти усилия направлены не только на повышение безопасности и независимости критической информационной инфраструктуры страны, но и на стимулирование внутреннего рынка инноваций и технологического развития. Данное заключение подтверждает гипотезу исследования, основанную на том, что цифровая трансформация экономики России в условиях политики импортозамещения требует активных мер со стороны государства и промышленности для стимулирования технологического прогресса.


References:

Tendentsii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii. 2020 [Trends in the development of the information society in the Russian Federation. 2020] (2020). M.: NIU VShE. (in Russian).

Abdrakhmanova G.I., Vasilkovskiy S.A. i dr. (2022). Tsifrovaya transformatsiya: ozhidaniya i realnost [Digital transformation: expectations and reality] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).

Cécile Cézanne, Edward Lorenz, Laurence Saglietto (2020). Exploring the economic and social impacts of Industry 4.0 Revue d\'économie industrielle. (169). 11-35. doi: 10.4000/rei.8643.

Digital 2022: Global overview reportDatareportal. Retrieved March 12, 2024, from https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report

Drobot E.V., Makarov I.N., Bashlykov T.V., Sukhina Yu.V., Volodina A.I. (2024). Planirovanie innovatsionnogo razvitiya regionalnyh sistem na osnove tsifrovizatsii gosudarstvennogo strategicheskogo upravleniya [Planning the innovative development of regional systems based on digitalization of state strategic management]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 139-156. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.

Emelyanov A.S., Evremov A.A., Kalmykova A.V. i dr. (2022). Tsifrovaya transformatsiya i gosudarstvennoe upravlenie [Digital transformation and public administration] M.: Infotropik Media. (in Russian).

Ermakova N.A., Demidova L.G., Karimova L.A. (2022). Tsifrovaya transformatsiya ekonomiki: opyt stran Zarubezhnoy Evropy [Digital transformation: experience of the european countries]. Science and business: development ways. (6(132)). 121-125. (in Russian).

ICT investment as a share of GDPOecd. Retrieved February 24, 2024, from https://goingdigital.oecd.org/en/indicator/30

Industrie 4.0 und Digitale WirtschaftDas Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. Retrieved March 24, 2024, from https://www.bundesregierung.de/breg-de/service/publikationen/industrie-4-0-und-digitale-wirtschaft-727144

The Digital Economy and Society Index (DESI)European Commission. Retrieved February 24, 2024, from https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi

What are Industry 4.0, the Fourth Industrial Revolution, and 4IR?McKinsey&Company. Retrieved March 22, 2024, from https://www.mckinsey.com/featured-insights/mckinsey-explainers/what-are-industry-4-0-the-fourth-industrial-revolution-and-4ir

Страница обновлена: 24.04.2025 в 08:54:40