Методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения

Щетинина Е.Д.1, Старикова М.С.1, Дубровина Т.А.1, Черкашина Я.В.1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548397

Аннотация:
В статье рассматриваются различные методы оценки конкурентоспособности предприятия, а также разработан инструментарий оценки конкурентоспособности предприятия, базирующийся на определении суммарного отклонения составляющих конкурентоспособности промышленного предприятия от эталонных значений и позволяющий выявить пути совершенствования деятельности для более успешной реализации политики импортозамещения. Проведен сравнительный анализ методологической базы оценки конкурентоспособности. Который показал, что современный спектр методов и моделей имеет ряд возможностей и ограничений в применении. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия говорит о наличии большинства универсальных методик, которые не учитывают влияние внешних факторов при исследовании конкурентоспособности предприятия, что ограничивает их применение в условиях реализации политики импортозамещения, а также требует использование большого числа количественных показателей, которые не всегда представляется возможным измерить. Авторами предложена методика оценки конкурентоспособности в условиях реализации политики импортозамещения, отличительной особенностью которой является учет внутренних возможностей развития предприятия и влияние эффектов политики импортозамещения на конкурентоспособность промышленного предприятия. Суть методики заключается в определении расстояния конкретного предприятия, функционирующего в условиях реализации политики, от предприятия-эталона. Чем меньше расстояние, тем выше уровень конкурентоспособности предприятия. Значение расстояния зависит от уровня экономического потенциала предприятия, а также от оценки его конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидирующие позиции на рынке и от эффективности реализации политики импортозамещения

Ключевые слова: оценка конкурентоспособности предприятии, методы оценки конкурентоспособности предприятия, политика импортозамещения

JEL-классификация: L51, L52, O25



Введение.

Вопросам оценки конкурентоспособности промышленных предприятий в современной экономической науке уделяется большое внимание. Выявление уровня конкурентоспособности для государства является определяющим фактором при предоставлении дотаций и субсидий. Кроме того, с точки зрения инвестиционной привлекательности, повышение конкурентоспособности выступает залогом получения более выгодного положения по сравнению с другими участниками экономической деятельности. Привлечение инвестиций в высококонкурентные промышленные предприятия обеспечивают их динамичное развитие и параллельно решают другие социально-экономические задачи: создание дополнительных рабочих мест, снижение социальной напряженности, увеличение доходной части бюджета территории, рост ВВП.

Цель исследования заключается в разработке методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения.

Научная новизна авторских разработок заключается в разработке авторской методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, основанной на обоснованной системе оцениваемых факторов, положительно и отрицательно влияющих на формирование конкурентных преимуществ промышленных предприятий.

В качестве основной проверяемой в работе научной гипотезы выступает идея о воздействии реализуемой политики импортозамещения на конкурентоспособность промышленных предприятий страны, в частности на их экономический потенциал.

Методами исследования послужили: аналитический, динамический, трендовый, регрессионный анализ.

Обзор литературных источников.

В настоящее время теорией и практикой оценки конкурентоспособности предприятий выработан широкий спектр методов и моделей, классифицируемых по различным признакам [1, 3, 6, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 28, 31, 33].

Чаще всего выделяют две группы методов: матричные и аналитические (графические).

В практике широко используют аналитические (расчетные) методы оценки конкурентоспособности предприятий (табл. 1).

Таблица 1 – Описание расчетных методов оценки конкурентоспособности предприятия

Классификация
Автор
Возможности
Методы, основанные на теории сравнительных преимуществ
Д. Рикардо [22]
Основным критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Чем ниже издержки, тем предпочтительнее предприятие по сравнению с конкурентами. Не учитывает влияния других характеристик
Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции
А.А. Воронов [4],
Р.А. Фатхутдинов [26]
Конкурентоспособность предприятия определяется конкурентоспособностью продукции. Не отражает влияния других возможных факторов
Методы, основанные на теории эффективной конкуренции
А.В.Новикова [20]
Конкурентоспособность предприятия определяется эффективностью менеджмента. Используются в основном экспертные оценки, что снижает объективность оценки
Методы, основанные на использовании интегрального показателя
В.Л. Белоусов [2],
И.У. Зулькарнаев [9],
С.Г. Светуньков [23],
Х.А. Фасхиев [25]
Учитывает динамику ряда частных показателей, характеризующих производственную деятельность, финансовое положение, маркетинговую политику предприятия, на основе финансовых отчетов, что повышает точность исследования. Не предполагает сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов.
Методы, основанные на оценке уровня потребительской стоимости
К.Р. Нурманганбетов,
Н.Д. Есмагулов [21]
Определяется уровень конкурентоспособности через значимость потребительских свойств. Не оценивает конкурентоспособность по другим характеристика предприятия
Метод, основанный на расчете рыночной доли
Л.В. Целикова [30]
В зависимости от значения рыночной доли (0%-100%) предприятия говорят о степени и конкурентоспособности. Невозможно определить причины места предприятия на рынке разработать стратегию для повышения конкурентоспособности
Метод использования идеального продукта (модель с идеальной точкой)
С.Ф. Голов [5],
О.В. Кириллова [11]
Определение расстояния до идеальной точки говорит о степени приближенности к ней6 чем ближе тем выше конкурентоспособность предприятия. Субъективность в определении характеристик идеальной точки. Использование экспертных оценок.
Динамический метод
Д.С. Воронов [4],
В.В. Криворотов [1414]
Конкурентоспособность определяется эффективностью использования экономических ресурсов конкурентами в динамике (операционная эффективность и стратегическое позиционирование). Требует расширения системы показателей в рамках реализации политики импортозамещения (далее РПИ).
А.С. Соколов [24] ссылаясь на работу А. Фанберга, А. Джоффриона и Дж. Дайера [8] использует инструментарий (в виде формулы 1), позволяющей сравнить конкурентоспособность предприятия по степени достижения целевых показателей:

, (1)

где 𝑝𝑖 – расстояние каждого из сравниваемых вариантов до точки эталона; 𝑎1, 𝑎2, … 𝑎𝑛 – набор координат (числовые значения целевых показателей) i-го варианта в n-мерном пространстве; 𝑝1, 𝑝2, … 𝑝𝑛 – коэффициенты весомости целевых показателей; , , … – набор координат точки-эталона.

Рациональными преимуществами подхода А.С. Соколова являются:

1) алгоритм определения «идеального» предприятия по лучшим значениям показателей сравниваемых компаний;

2) отклонение от «идеала» по совокупности показателей – критерий отнесения предприятия к конкурентоспособному.

Нам представляется данный подход достаточно обоснованным и для ситуации оценки предприятий, задействованных в РПИ, так как «идеальное» предприятие в нем описывается исходя из достижимых значений выделенных показателей.

Оценка конкурентоспособности предприятия в условиях РПИ по степени отклонения от гипотетического предприятия, демонстрирующего лучшие параметры функционирования позволяют использовать:

· сравнительный подход к оценке, который является традиционным при измерении конкурентоспособности;

· получить количественную оценку расстояния до «идеального» предприятия в значимых для его конкурентоспособности ситуативных параметрах, которые можно использовать для динамического и статического сопоставления.

При этом используемое А.С. Соколовым «взвешивание» составляющих конкурентоспособности мы считаем избыточным для модели конкурентоспособности, разработанной нами в первой главе, которую считаем возможным использовать совместно с принципом оценки, заложенным в формуле (2.1.3) при разработке авторской методики.

Так, Р.А. Фатхудинов [27] предлагает оценивать конкурентоспособность предприятия используя группы показателей. В свою очередь А.С. Шальминова [34] рассчитывает интегральный показатель конкурентоспособности с помощью теории желательности. В работе Л.В. Целиковой показатели объединены в 8 групп (рисунок 2.1.9).

Рисунок 1 – Показатели оценки конкурентоспособности [30]

На наш взгляд, является удачной в контексте РПИ классификация показателей, представленная схемой 2.

Рисунок 2 – Система показателей оценки уровня конкурентоспособности промышленного предприятия (систематизировано автором по источникам [26, 29, 30, 32])

При отборе показателей нами были учтены следующие требования:

· обоснованность значимости влияния на уровень конкурентоспособности предприятия в современных условиях развития экономики;

· возможность получения идентичных показателей у конкурирующих предприятий для проведения сравнительной оценки;

· чрезмерное увеличение количества показателей увеличивает трудоемкость их математических вычислений, что вызывает определенные сложности и существенно снижает практическую значимость;

· учет специфики отрасли промышленности, в которой функционирует предприятие.

Итак, на основании вышеперечисленного можно выделить такой недостаток, как использование сложноизмеримых показателей, что не всегда дает возможность произвести оценку предприятия. В некоторых методиках предлагают использовать показатели в несопоставимых величинах, при этом многие авторы стараются разработать или усовершенствовать уже существующие методики и сделать их универсальными, не учитывая при этом влияние введенных секторальных санкций и политики импортозамещения.

Существующие подходы к оценке конкурентоспособности предприятий имеют недостатки в условиях РПИ. На наш взгляд в методике должны быть учтены внутренние возможности развития предприятия в изменившихся экономических условиях развития и эффекты влияния политики импортозамещения на промышленные предприятия.

Таким образом, мы согласны с А.С. Соколовым, что при разработке методики необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:

1. Методика должна опираться на доступные показатели, количество которых представляется возможным.

2. Система показателей для оценки конкурентоспособности предприятия должна обязательно учитывать экономический потенциал предприятия в условиях политик импортозамещения.

3. Методика для каждой отрасли промышленности должна предусматривать использование специфического набора показателей.

4. В методике нужно учитывать не только внутренний потенциал предприятия, но и принимать во внимание влияние внешних факторов [24].

Разработанная по таким требованиям методика упрощает работу по сбору статистической информации для оценки конкурентоспособности предприятия и ее обработки. Большинство показателей будут получены из традиционных систем отчетности, что значительно повысит практическую значимость и применимость методики.

Авторская методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия.

Главной целью политики импортозамещения является повышение конкурентоспособности отечественных предприятий в целом и их продукции в частности. При этом оценка конкурентоспособности должна опираться на анализ возможностей предприятия, его экономического потенциала в условиях импортозамещающей индустриализации. Поэтому первым этапом авторской методики является оценка экономического потенциала предприятия, которая определяется факторами конкурентоспособности, и может быть представлен как совокупность производственного, инновационного, кадрового, финансового и маркетингового элементов. При экономическом анализе потенциальных возможностей предприятия, прежде всего, определяется направление влияния каждой группы факторов на вектор его развития в условиях РПИ. Так, например, технологическое отставание и износ основных фондов предприятия отрицательно скажется на его производственных возможностях и выпуске конкурентоспособной продукции. А такие факторы как, внедрение инноваций, модернизация производства, обеспеченность опытными специалистами, наоборот, будут способствовать повышению потенциала конкурентоспособности импортозамещающего предприятия.

Кроме этого, определяется степень влияния выявленных факторов на изменение экономического потенциала промышленного предприятия. Инструментом количественной оценки выступает индикативный метод. Индикативная оценка основана на сопоставлении фактических значений показателей, характеризующих экономический потенциал промышленного предприятия с их оптимальным значением. Оптимальным принимается значение, позволяющее достичь наибольший экономический эффект в условиях РПИ. Преимуществом данного метода оценки является простота, доступность и наглядность. Его применение способствует оптимизации управления экономическим потенциалом предприятия. Мониторинг частных индикаторов потенциала предприятия позволяет выявлять наиболее неустойчивые его структурные элементы, требующие неотложных управленческих воздействий.

Для проведения количественной оценки экономического потенциала автором сформирована система индикаторов (таблица 2).

Таблица 2 – Система индикаторов, характеризующих экономический потенциал предприятия (составлено авторами)

Обозначение
Индикатор
Производственный потенциал
х1
-коэффициент обновления основных фондов
х2
-фондовооруженность
х3
- коэффициент оборачиваемости запасов
Инновационный потенциал
х4
-затраты на НИОКР
х5
-число объектов интеллектуальной собственности
х6
-объем нематериальных активов
Кадровый потенциал
х7
-коэффициент постоянства кадров
х8
- число высококвалифицированных специалистов
х9
-производительность труда
Финансовый потенциал
х10
-обеспеченность собственными оборотными средствами
х11
-уровень платежеспособности
х12
-уровень финансовой устойчивости
Маркетинговый потенциал
х13
- эффективность рекламной деятельности
х14
- доля рынка предприятия
х15
- динамика спроса на продукцию предприятия по сравнению с импортными аналогами
Важно отметить, что все перечисленные в таблице показатели оказывают прямое влияние на экономический потенциал, то есть их рост ведет к росту экономического потенциала.

На основании показателей оценки структурных элементов потенциала промышленного предприятия с использованием индикативного метода анализа рассчитываются частные и интегральный индикаторы. В качестве интегрального показателя выступает коэффициент экономического потенциала предприятия (Кэп).

Предлагаются следующие этапы авторского подхода к оценке экономического потенциала промышленного предприятия:

1. Нормирование значений индикаторов экономического потенциала, приведенных в табл. 2.2.1, на основе конкурентного сравнения. Поскольку представленные в методике показатели имеют разные единицы измерения, необходима процедура нормирования для приведения их в сопоставимый вид. В ситуации, когда исходные показатели являются прямыми (что имеет место в предложенной в диссертации системе измерителей экономического потенциала), нормирование производится на основе соотнесения с максимальным значением частного показателя, наблюдаемого у конкурентов. Так, для нормирования коэффициента обновления основных фондов используется формула:

(2)

где, –нормированное значение показателя x1 для j-того предприятия; – значение показателя x1 для j-того предприятия; – максимальное значение показателя x1 среди рассматриваемых предприятий; j – порядковый номер предприятия, участвующего в расчете, j = 1, …, m (m–количество рассматриваемых предприятий).

Нормированные значения остальных i-тых показателей экономического потенциала рассчитываются на основе такой же логики.

2. Взвешивание частных показателей экономического потенциала. Оценку значимости (взвешивание) предлагается базировать на идее о том, что чем выше разброс между значениями показателя среди конкурентов, тем он является более важным с позиции удержания/завоевания конкурентного преимущества. Исходя из этого, вес частного показателя экономического потенциала определяется на основе предварительного расчета коэффициента относительного разброса показателя. Коэффициент относительного разброса для первого частного показателя j-того предприятия определяется по формуле:

(3)

где, min {x1j} – минимальное значение показателя x1 среди рассматриваемых m предприятий;x1–среднее значение показателя x1 по m предприятиям, участвующим в расчете.

Весовой коэффициент для первого показателя j-того предприятия определяется по формуле:

(4)

где,i=1, …, n, n – количество индикаторов экономического потенциала.

Весовые коэффициенты для остальных i-тых показателей экономического потенциала рассчитываются подобно.

3. Определение интегрального показателя экономического потенциала для j-того предприятия () производится по формуле:

(5)

Интегральный показатель имеет степень колеблемости от 0 до 1, причем, чем он ближе к 1, тем выше потенциальные возможности предприятия для успешной реализации политики импортозамещения. Шкала для интерпретации коэффициента экономического потенциала предприятия представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Шкала оценки коэффициента потенциальных возможностей предприятия для РПИ (составлено авторами)

Количественное значение
Уровень потенциальных возможностей
0,8< Кэп <1,0
«Высокий»
0,6< Кэп <0,8
«Выше среднего»
0,4< Кэп <0,6
«Средний»
0,2< Кэп <0,4
«Низкий»
0,0< Кэп <0,2
«Очень низкий»
Мультипликационный эффект на уровень конкурентоспособности предприятия оказывают конкурентные преимущества, сформированные факторами конкурентоспособности в условиях реализации политики импортозамещения.

Поэтому, на втором этапе авторской методики оценки конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях реализации политики импортозамещения имеет смысл провести их количественную оценку в отношении промышленного предприятия с помощью финансово-экономических показателей (таблица 4).

Таблица 4 – Финансово-экономические характеристики конкурентных преимуществ

Конкурентное
преимущество
Показатель
оценки
Формула расчета
Качество отечественного товара по сравнению с импортным аналогом
Рост объема
товарооборота

Технологическое обновление производства (модернизация производства)
Коэффициент фондоотдачи

Производственная эффективность предприятия
Коэффициент операционной эффективности

(авторское сопоставление)

Обоснование показателей: изменение товарооборота предприятия свидетельствует о повышении или снижении спроса на отечественный товар по сравнению импортными аналогами. Отметим, что рост объема товарооборота может быть обусловлен как увеличением спроса, так и цены на продукцию предприятия. Одной из причин роста цен выступают возрастающие издержки на производство и реализацию в связи устаревшим оборудованием и снижающейся эффективностью производственных фондов. В связи с этим требует решения вопрос обновления основных фондов в краткосрочной перспективе, что позволит увеличить количественные и качественные характеристики произведенной продукции.

Модернизация производства является одним из условий успешности политики импортозамещения. Приобретение инновационного оборудования способствует росту производства отечественной продукции, не уступающей импортным аналогам. В условиях жестких антироссийских санкций вопрос рационального использования основных производственных фондов является первоочередной задачей предприятия. На начальном этапе модернизации производства (технологического обновления производства) коэффициент фондоотдачи снижается, далее при эффективном использовании обновленных производственных фондов он растет, параллельно ускоряются темпы производства и уменьшаются издержки производства. В контексте оценки конкурентоспособности промышленного предприятия значение (динамика) коэффициента фондоотдачи выступает важной ее характеристикой. Положительная тенденция Кф говорит о росте его конкурентоспособности, и напротив, отрицательная динамика показателя свидетельствует о нерациональном использовании основных фондов, что не позволяет предприятию быть конкурентоспособным. Следовательно, при сравнительном анализе, предприятие с наибольшим значением фондоотдачи имеет больше возможностей для повышения конкурентоспособности в условиях РПИ.

Производственная эффективность деятельности предприятия выступает одним из ключевых источников формирования его конкурентных преимуществ. Коэффициент операционной эффективности () выступает ее количественной характеристикой и представляет собой соотношение между ресурсами производства и конечным результатом работы. Достигая наилучшего соотношения, предприятие способно конкурировать с аналогичными предприятиями отрасли. дает представление о степени эффективного использования имеющихся у предприятия факторов производства. Как отмечает в своей работе П.П. Корсунов [13], для быстрого изменения технико-экономических возможностей предприятия, с целью производства востребованной продукции на рынок, в условиях РПИ, необходимо регулярное применение именно производственных факторов.

Таким образом, управление производственной эффективностью предприятия способствует повышению рентабельности производства и позиционированию хозяйствующего субъекта на рынке отечественных товаров и услуг.

Перечисленные выше показатели оценки конкурентных преимуществ считаются вполне обоснованными и характеризуют эффективность деятельности предприятия в условиях РПИ. Уровень эффективности предприятия является основой производства высококонкурентной продукции, пользующейся спросом на рынке.

Наращивание потенциала и конкурентных преимуществ промышленного предприятия, ориентированного на импортозамещение выступает, несомненно, определяющим условием повышения его конкурентоспособности. При этом эффективность политики импортозамещения на предприятии также отражается на его конкурентоспособности. И, по мнению ученых Л.Г. Матвеевой, О.А. Черновой, В.В. Климук [18], методическим инструментом ее оценки на уровне предприятия выступает комплекс стоимостных показателей: коэффициент импортозависимости производства; коэффициент импортопокрытия; коэффициент импортозамещения. Их предлагается оценивать на третьем этапе измерения конкурентоспособности промышленного предприятия.

Отметим, что коэффициент импортозамещения в данном случае мультипликация коэффициента импортозависимости и коэффициента импортопокрытия:

(6)

(7)

(8)

(9)

Данная формула коэффициента импортозамещения применима в случае, когда акцент в РПИ для рассматриваемой отрасли, сделан на эффективном решении проблемы нехватки комплектующих готового изделия. В случае, когда готовая продукция промышленного предприятия сама выполняет задачу заполнения рыночных ниш, ранее занятых импортными товарами возможным использовать формулу:

(10)

Оценки могут быть получены методом анкетирования (респондентам предлагается вопрос: «Оцените свою удовлетворенность товаров предприятия N и товаром Y (импортным аналогом) по 10-ти бальной шкале»).

Исходя из описанного выше, многокритериальная оценка конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях РПИ будет проводиться по формуле:

=

(11)

где, – набор координат промышленного предприятия, являющихся характеристиками конкурентоспособности в условиях РПИ;набор координат предприятия-эталона, в качестве эталонных значений принимаются лучшие характеристики среди сравниваемых предприятий.

Для наглядности преобразуем данную формулу:

(12)

Математический смысл формулы 2.2.10 не меняется, полученные с помощью нее результаты будут выражены в долях, а по формуле 1 – в абсолютных значениях.

Сущность такой оценки основана на определении евклидова расстояния между конкретным промышленным предприятием и эталонной моделью предприятия, ориентированного на импортозамещение. Каждое промышленное предприятие рассматривается как точка в n – мерном евклидовом пространстве, координаты которого определяются через условия конкурентоспособности, его конкурентные преимущества и динамику импортозамещения. Эталонное предприятие выступает в качестве базы сравнения и его координаты – максимально возможные значения целевых показателей, участвующих в сравнении. Степень удаленности конкретного предприятия от предприятия-эталона характеризуется вектором наилучших значений выбранных показателей. В итоге выбирается минимальное расстояние, позволяющее говорить о более высоком уровне конкурентоспособности. Лидирующее из всех оцениваемых предприятий имеет высокие конкурентные преимущества и занимает лидирующее место на рынке. Следовательно, для объективной оценки конкурентоспособности предприятия нужно проводить динамический анализ за последние 3-5 лет.

Алгоритм оценки конкурентоспособности промышленного предприятия в условиях РПИ представлен на рисунке 3.

Таким образом, авторский алгоритм оценки можно представить следующими пунктами:

1. Сбор данных о промышленных предприятиях отрасли, ориентированной на импортозамещение.

2. Определение факторов конкурентоспособности в условиях реализации политики импортозамещения.

3. Оценка направления влияния факторов на конкурентоспособность промышленного предприятия в условиях РПИ.

4. Оценка экономического потенциала предприятия.

5. Выделение конкурентных преимуществ предприятия и их количественная оценка.

6. Динамический анализ импортозамещения предприятия.

7. Многокритериальная оценка уровня конкурентоспособности сравниваемых промышленных предприятий с целью выбора наилучшего варианта.

8. Ранжирование предприятий по уровню конкурентоспособности, выбор наилучшего варианта.

9. Обоснование путей повышения конкурентоспособности.

Рисунок 3 – Оценка конкурентоспособности предприятия в условиях РПИ (составлено авторами)

Далее в соответствии с поставленными задачами необходимо разработать инструментарий оценки перспективных отраслей для определения выбора предприятия и апробации разработанной методики.

Заключение.

Сравнительный анализ методологической базы оценки конкурентоспособности показывает, что современный спектр методов и моделей имеет ряд возможностей и ограничений в применении. Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия показал, что большинство универсальных методик не учитывают влияние внешних факторов при исследовании конкурентоспособности, что ограничивает их применение в условиях реализации политики импортозамещения, а также требует использование большого числа количественных показателей, которые не всегда представляется возможным измерить. Авторами предложена методика оценки конкурентоспособности в условиях реализации политики импортозамещения, отличительной особенностью которой является учет внутренних возможностей развития предприятия и влияние эффектов политики импортозамещения на конкурентоспособность промышленного предприятия. Суть методики заключается в определении расстояния конкретного предприятия, функционирующего в условиях реализации политики, от предприятия-эталона. Чем меньше расстояние, тем выше уровень конкурентоспособности предприятия. Значение расстояния зависит от уровня экономического потенциала предприятия, а также от оценки его конкурентных преимуществ, обеспечивающих лидирующие позиции на рынке и от эффективности реализации политики импортозамещения.

Возможными перспективами дальнейших исследований в рассмотренной области является развитие теоретических и методических направлений в оценке конкурентоспособности промышленного предприятия с учетом цифровой трансформации экономики.


Источники:

1. Белоногова Е. В., Берг Т.И., Чураева А.В. Методика оценки конкурентоспособности торговых предприятий // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2022. – № 7(213). – c. 19-32.
2. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – № 25. – c. 29-36.
3. Вихлянская В. О., Фадеева Е.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 10-1(80). – c. 78-81.
4. Воронов Д.С. Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. – № 5. – c. 92-102.
5. Голов С. Ф. Управленческий учет. / Учебник. - К.: Либра, 2005. – 704 c.
6. Гончаров А. Н., Дорогойченко Н.Ю., Белоусова Я.И. Метод оценки конкурентоспособности предприятия, SWOT - анализ // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 15 января 2019 года. – Челябинск: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна". Челябинск, 2019. – c. 67-69.
7. Джамай Е.В., Землянская Н.Б., Казакова Н.В. Механизмы оценки конкурентоспособности высокотехнологичного предприятия // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. – 2021. – № 4. – c. 41-47.
8. Джоффрион А., Дайер Дж., Фанберг А. Решение задач оптимизации при многих критериях на основе человеко-машинных 145 процедур. В кн. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. - М., 1976. – 126-145 c.
9. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. – № 4. – c. 24-26.
10. Кармышева Л.Ш., Щербакова Е.Г. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью предприятия и методы ее оценки // Финансовая экономика. – 2018. – № 9. – c. 34-36.
11. Кирилова О.В. Конкурентоспособность в маркетинге. - Тюмень: Тюменская государственная сельскохозяйственная академия, 2009. – 67 c.
12. Клименко В. А., Положенцева Ю.С. Оценка конкурентоспособности предприятий медицинской промышленности // Социально-экономическое развитие России: проблемы, тенденции, перспективы: сборник научных статей 19-й Международной научно-практической конференции, Курск, 25 июня 2020 года. Vol. 1. – Курск: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал. Курск, 2020. – c. 285-293.
13. Корсунов П.П. Методический инструментарий оценки и планирования конкурентоспособности топливно-энергетических предприятий. / дис.,.. кандидата экономических наук: 08.00.05 /. - Екатеринбург, 2017. – 227 c.
14. Криворотов В.В. Методология формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия. - Екатеринбург: Изд. УГТУ-УПИ, 2007. – 238 c.
15. Крылова Е. Б., Тарасова Г.В. Методические подходы к оценке конкурентоспособности малого предприятия // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2018. – № 35. – c. 112-117.
16. Лайчук О. В., Болдырева К.А. Алгоритм оценки конкурентоспособности транспортного предприятия // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 8(128). – c. 11-19.
17. Лукашова М. А. Оценка конкурентоспособности предприятия торговли на основе комплексного подхода // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2019. – № 8. – c. 38-43.
18. Матвеева Л.Г., Чернова О.А., Климук В.В. Оценка эффективности политики импортозамещения в промышленности: методический инструментарий // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2015. – № 3(75). – c. 3-13.
19. Неуступова А. С., Моргунов А. Конкурентоспособность предприятия: показатели, критерии оценки // Актуальные проблемы учета, анализа и аудита. – 2020. – № 9. – c. 87-93.
20. Новикова А.В. Формирование конкурентной стратегии промышленного предприятия на основе использования преимуществ процессно-ориентированного подхода. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - Орел, 2006. – 209 c.
21. Нурмаганбетов К.Р., Есмагулова Н.Д. Методика оценки конкурентоспособности предприятия легкой промышленности // Организатор производства. – 2009. – № 2. – c. 90-93.
22. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. / Сборник соч.: В 5 т. - М.: Госполитиздат, 1941. – 360 c.
23. Светуньков С.Г. Методы маркетинговых исследований. / Учебное пособие. - СПб.: ДНК, 2003. – 352 c.
24. Соколов А.С. Методический инструментарий оценки конкурентоспособности горнодобывающих предприятия. / дис.,.. канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2022. – 133 c.
25. Фасхиев Х.А. Анализ методов оценки качества и конкурентоспособности // Методы менеджмента качества. – 2017. – № 3. – c. 29-31.
26. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. / учебник. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 504 c.
27. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. / Учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2015. – 320 c.
28. Хамбулатова З. Р. Применение интегрального метода в оценке конкурентоспособности предприятия // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2019. – № 3. – c. 108-111.
29. Царев В.В., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология. / учеб, пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 799 c.
30. Целикова Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизм ее оценки // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2000. – № 2. – c. 57-67.
31. Чазов Е.Л., Грахов В.П. Разработка методического инструментария оценки конкурентоспособности промышленного предприятия на основе мониторинга рынка сбыта продукции // Управленческий учет. – 2021. – № 2-1. – c. 65-72.
32. Ченери X., Картер Н. Внутренние и внешние аспекты планов и процесса экономического развития // Конференция по долгосрочному планированию и прогнозированию. 1972. – c. 77–110.
33. Черепанова Т.Г., Махинова Н. В. Развитие и деловая оценка персонала как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Аллея науки. – 2018. – № 10(26). – c. 627-632.
34. Шальминова A.C. Инновационное бизнес-планирование развития приоритетной отрасли. / дис … канд. экон. наук: 08.00.05. - Казань, 2000. – 163 c.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 10:33:37