Формирование и развитие национальной инновационной системы: ретроспектива и перспектива
Мелихова Л.А.1, Савина С.А.2, Заварыкин К.В.3
1 Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
2 Волгоградский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
3 Воронежский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 19
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Мелихова Л.А., Савина С.А., Заварыкин К.В. Формирование и развитие национальной инновационной системы: ретроспектива и перспектива // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5435-5452. – doi: 10.18334/epp.13.12.119824.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549057
Аннотация:
В статье рассмотрены исторические аспекты и этапы становления национальной инновационной системы России, а также затронуты аспекты практической оценки инновационности регионального развития на примере конкретного региона, рассчитаны показатели инновационного потенциала региона, проведен сравнительный анализ с общей инновационной системой России. Предложена и апробирована оценка эффективности внедрения реального регионального инновационного проекта на примере фирмы Волгоградской области. Авторами затронута проблема исследования системы оценки инновационного потенциала региона, который ранее не был исследован в национальной научной литературе. Данная статья будет актуальной для организаций, занимающихся проблемами инновационного развития, количественного подсчета уровня инновационности с целью составления аналитических выводов и разработки практических предложений и управленческих решений о целесообразности внедрения инновационных проектов на региональном уровне. Также данное исследование будет полезно топ-менеджменту современных организаций, занимающихся разработкой и внедрением инновационных проектов и решений
Ключевые слова: инновационная система, эффективность, инновационный проект, инновационность, эффективность инноваций
Введение
Актуальность. Формирование и развитие национальной инновационной системы является естественным историческим процессом, который существует в практической деятельности страны по формированию сравнительных преимуществ в экономике, науке и технологиях посредством научно-технических и институциональных инноваций. Вступив в новый этап развития, новую социально-экономическую действительность, виток научно-технической революции и изменения во внутренней и международной ситуации переплетаются, интеллектуальная элита нашей страны пришла к пониманию необходимости срочной оптимизации и корректировки национальной инновационной системы, совершенствования модели управления инновациями для соответствия новым требованиям и вызовам современности, потребностям национальной безопасности, конкурентоспособного экономического и социального развития. Однако, в национальной литературе данный вопрос исследован не в полной мере, что предопределяет актуальность данной статьи.
Вопросами, связанными с формированием и повышением эффективности национальной инновационной активности и инновационного потенциала страны и региона, занимались многие ученые. В их числе: Абрамова М.И. [1], Асаул А.Н. [2], Велюллаева Э.У. [5], Гохберг Л.М. [7], Гусева З.В. [9], Гапоненко Ю.В. [10], Голиченко О.Г. [12] и другие. Однако, научный пробел, связанный с рассмотрением эффективности именно инновационной активности региона в период изменений в экономике страны, изменения рыночных условий в контексте национальной технологической инициативы, не закрыт.
Целью исследования является разработка методических подходов к оценке эффективности региональной национальной инновационной системы на примере конкретного инновационного проекта, а также проведение практических расчетов эффективности данного проекта.
Научная новизна представленного исследования заключается в представлении практического подхода оценки уровня инновационности региональной инновационной системы и влияния на него разработки и внедрения конкретного инновационного проекта. [3]
Авторы согласны с авторитетным мнением, что «при текущей мировой конъюнктуре попытка догнать мировых лидеров на уже сложившихся рынках или использовать их бизнес-модели для русскоязычной аудитории признана бесперспективной». [19] В связи с чем необходимо создание уникальной системы инновационной активности, введение понятия инновационной эффективности региона и страны, которые тесно связаны с инвестиционной и инновационной эффективностью компании. Также предполагается, что введение нового показателя для изучения и прогнозирования динамики инновационной эффективности региона имеет объективную необходимость, учитывая слишком серьезный разрыв в уровне инновационной активности разных субъектов Российской Федерации.
В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы описания, обобщения и синтеза.
Основная часть
Национальная инновационная система представляет собой концептуальную основу с эволюционными характеристиками. С систематической аналитической точки зрения ее объективная практика и теоретическое исследование предоставляют важные теоретические инструменты для глубокого понимания научных и технологических инноваций, формулирования и реализации инновационной политики, а также формирования инновационной конкурентоспособности. [5]
Появление парадигмы исследования национальной инновационной системы является естественным результатом исследования инновационного процесса и необходимости лучшего объяснения влияния инноваций на экономические показатели и анализа национальной конкурентоспособности, законы научно-технических инноваций и особенности национального инновационного поведения. С тех пор, как она была официально предложена в конце 1980-х годов, она широко использовалась академическими кругами, международными организациями и правительствами различных стран. Сопутствующие исследования описывали и анализировали существование и функции национальных инновационных систем с разных точек зрения, совместно формируя и развивая концепцию национальной инновационной системы и ее значения.
В настоящее время соответствующие исследования в основном описывают и определяют национальную инновационную систему из основных компонентов и элементов, влияющих на инновационный процесс, и рассматривают системную взаимозависимость и взаимодействие как основные характеристики инновационной системы. Инновационная система в узком смысле главным образом относится к различным организациям и институтам, которые способствуют созданию, распространению и использованию знаний и технологий, включая поведение и взаимоотношения участников, таких как предприятия, университеты, научно-исследовательские институты и посреднические агентства. [6] В широком смысле под инновационной системой предполагается, что инновационная деятельность встроена в социальные подсистемы. Знания возникают не только в результате формальной деятельности в области НИОКР, но также связаны с применением, улучшением и накоплением технологий. Они также возникают в результате взаимодействия различных институциональных субъектов, таких как политика, культура, а также экономическая политика, которые определяюще влияют на масштаб, направление и успех инновационной деятельности. [2]
Объединив эволюцию технико-экономической парадигмы и практику инновационного развития различных стран, Богомолов А.И. еще больше расширил концепцию национальной инновационной системы, которая «охватывает внутренние компоненты различных организаций, систем и социально-экономических структур», а также взаимосвязанные принципы открытости, сложности и непрерывного развития, определяющие скорость и направление инновационного процесса и наращивание инновационного потенциала на основе научных знаний и изучения технологического опыта. В этом определении подчеркивается важность инноваций и активного обучения в широком смысле, а также указывается, что наращивание потенциала и инновационный процесс являются двумя сторонами одной медали.
Видно, что национальная инновационная система представляет собой эффективную аналитическую основу для понимания того, как инновации в национальном масштабе влияют на экономический рост и поддерживают национальную конкурентоспособность. Она необходима не только развитым, но и развивающимся странам. Авторы считают, что национальная инновационная система представляет собой открытую систему, которая способствует генерированию, применению и распространению новых знаний и новых технологий, а также взаимодействию и динамичному развитию различных инновационных элементов и субъектов, что является важной гарантией совершенствования научно-технического прогресса, применения инноваций и роста институциональных инновационных возможностей. [10]
Эволюция национальной инновационной системы коренится в понимании и развитии инновационного процесса. В настоящее время в соответствующих исследованиях проведены обширные дискуссии по теоретической поддержке и пути развития национальной инновационной системы. С точки зрения теоретической поддержки, национальная инновационная система основана на теории долгосрочного роста и эволюционной экономике и содержит три основных предположения:
1. существует совместная эволюция между национальной экономической структурой и системой инфраструктуры знаний;
2. крайне важен способ, которым институты генерируют обучение и инновации;
3. модели взаимодействия, специфичные для конкретной страны, будут отражать процесс социализации инноваций. [7]
Поскольку национальная инновационная система обладает исторической относительностью и присущей ей стабильностью, соответствующие ученые, наблюдая за очередным взлетом и падением некоторых крупных экономик после установления «абсолютного преимущества» в течение длительного исторического периода, сделали выводы, что национальные инновации играют важную роль в системе формирования базовой конкурентоспособности. С другой стороны, через процесс взаимодействия основных элементов, таких как субъекты, сети и институты на разных уровнях, национальная инновационная система раскрывается как всесторонняя и целостная модель мышления, а также интегрированные характеристики формирования «систематических возможностей» для реагирования на национальные стратегические потребности посредством обучения и наращивания потенциала. [5]
С точки зрения путей развития, национальная инновационная система постепенно сформировала множество исследовательских перспектив и путей. В зависимости от стадии экономического развития и характеристик развития инновационной системы Богомолов А.И. и др. разделили национальную инновационную систему на три категории: формирующаяся инновационная система, децентрализованная (двойная) инновационная система и зрелая инновационная система, и отметили, что национальная инновационная система находится в динамичной и постоянно развивающейся среде, она постепенно развивается, и реализация такого скачка требует формирования ключевых институтов, способствующих общей трансформации системы. В Российской Федерации подобные институты только начинают свою полномасштабную работу, существенно отставая от международных инновационных систем. [9]
Необходимо, что российская национальная инновационная система была адаптирована к тенденциям развития науки и техники и потребностям в инновациях. Для этого необходимо создать систему «обратной связи», которая на данный момент действует, но недостаточно эффективно для акселерационного развития и рывка.
С развитием науки и техники эволюция российской национальной инновационной системы прошла четыре этапа. На разных этапах инновационные субъекты, организации, системы и методы взаимодействия демонстрируют разные характеристики. [16]
17-й век - середина 19-го века: этап многообещающих исследований. До индустриального общества научные исследования и технологические инновации были разбросаны по индивидуальному исполнителю. Начиная с конца 17 века, научно-технические инновации постепенно стали ведущей силой экономического развития. В это время научные исследования все еще были любительской деятельностью. Хотя функция университетов заключалась в распространении знаний, она не имела ничего общего с производственной деятельностью предприятий. Начиная с 18 века Правительство энергично развивает транспортную инфраструктуру, защищает новые технологии посредством патентного законодательства и тарифов, субсидирует механизированное производство и расширяет возможности начального, среднего и высшего образования. В этот период инновации были стихийным поведением рынка. Под влиянием ориентации спроса и рыночного механизма предприятия были основными субъектами инноваций, а все общество формировало культурную атмосферу, которая занималась наукой и поощряла инновации. [11]
19-й век - середина 20-го века: этап спонтанного роста. В середине-конце 19 века категории естествознания стали более зрелыми, а отношения между наукой и техникой стали становиться более тесными. Научное развитие, представленное электромагнетизмом, термодинамикой и химией, вызвало ряд технологических изменений в электричестве, двигатели внутреннего сгорания и т.д., что привело к возникновению химической промышленности, электротехнической промышленности и т. д. Возникновение и развитие наукоемких производств в этой области позволило развиваться науке, в связи с чем масштабно возникли научно-исследовательские учреждения различных форм с четкими функциями и иерархической структурой, такие как исследовательские университеты, научные лаборатории и промышленные лаборатории. В этот период инновации по-прежнему в основном действовали через механизм рыночной конкуренции. [10]
Научно-технические инновации, основанные на образовании и исследованиях, играли важную роль в содействии промышленному развитию. Основные субъекты, такие как предприятия, исследовательские университеты и государственные исследовательские институты, постепенно совершенствовались, и крупные предприятия создали системы. Проведение фундаментальных научных исследований стало важной функцией университетов. Национальные исследовательские институты проводят исследования и разработки в области технологий общественного благосостояния. Функции каждого инновационного субъекта относительно независимы, с очевидным разделением труда и четкими границами.
Середина 20-го века - начало 21-го века: этап сотрудничества между правительством, промышленностью, научными кругами и исследованиями.
После середины 20 в. скорость трансформации науки и техники в производительность значительно возросла. Наука и техника стали переплетаться и проникать друг в друга в различных областях. Значение фундаментальных научных исследований для экономического развития становилось все более важным. Политика побуждает бизнес-сообщество инвестировать в фундаментальные исследования, оборудование и подготовку талантов в университетах. Содействие сотрудничеству и интеграции ресурсов различных научных и технологических сил, создание модели сотрудничества «промышленность-университет-правительство», в которой предприятия, университеты, национальные научно-исследовательские институты и правительство используют свои сравнительные преимущества, успешно создают новые отрасли промышленности, добиваются модернизации промышленности. [18]
В этот период бурно развивались наукоемкие и наукоемкие отрасли, научно-техническая исследовательская деятельность стала превращаться в системный проект, организуемый государством, а элементы и функции национальной инновационной системы становились все более сложными и разнообразными. Правительство значительно увеличило инвестиции в научные исследования, образование и общественную инфраструктуру, а также сыграло роль в организации, координации, мобилизации и интеграции инновационных сил в инновационную систему. Постепенно сформировалась тесная связь между промышленностью, научными кругами и исследованиями.
Начало 21 века и современность: этап сохранения конкурентоспособности и лидирующих позиций. Вступая в 21 век, наука, технология и промышленность интегрируются и развиваются вместе. В области передовой науки и техники наблюдается многосторонняя тенденция массового развития. Новые технологии и отрасли будущего полагаются на новый прогресс и прорывы в базовых дисциплинах. Крупные теоретические открытия и научные прорывы все больше зависят от передовых технологий, условий научных исследований, таких как экспериментальное оборудование и крупная научно-техническая инфраструктура. [9]
В течение этого периода в стране были в основном созданы базовые и институциональные рамки для научно-технических инноваций и в основном сформирована структура разнообразных инновационных предприятий. Новые инновационные структуры, такие как ассоциации и альянсы, значительно улучшили свои научные и технологические инновационные возможности. Судя по таким основным показателям, как инвестиции в НИОКР, общая численность персонала, занимающегося НИОКР, количество опубликованных научных работ и количество патентных заявок, страна вошла в число инновационных стран, а ее комплексный рейтинг инновационного потенциала постоянно растет. Крупные достижения были достигнуты в пилотируемых космических полетах, исследовании Луны, спутниковой навигации, квантовой информации, ядерно-энергетических технологиях, производстве крупных самолетов и биомедицине. На передний план вышло большое количество инновационных компаний-лидеров, обладающих международной конкурентоспособностью. [1]
В последние годы Россия активно работает над развитием своей национальной инновационной системы. Страна признает важность инноваций для устойчивого экономического роста и поэтому вкладывает значительные ресурсы в поддержку и развитие инновационных проектов. В этой статье мы рассмотрим перспективы развития инновационной системы в России и основные направления, которые помогут стране достичь успеха в этой области.
1. Укрепление связей между научно-исследовательскими учреждениями и промышленными предприятиями. Одной из ключевых задач для развития инновационной системы в России является улучшение сотрудничества между научными и промышленными секторами. В последние годы было создано множество технопарков, инновационных центров и инкубаторов, которые способствуют взаимодействию ученых и предпринимателей. Это позволяет ускорить коммерциализацию научных разработок и технологий.
2. Повышение доступности финансирования для инновационных проектов. Россия активно развивает финансовую инфраструктуру для поддержки инноваций. Венчурные фонды, государственные программы поддержки и кредитные механизмы стимулируют финансирование инноваций и помогают развитию стартапов.
3. Расширение инструментов финансирования технологических инноваций. Важным шагом в этом направлении было создание Фонда прямых инвестиций, который финансирует инновационные проекты и привлекает иностранные инвестиции.
4. Создание благоприятной институциональной среды. Государственные органы в России активно работают над созданием политик и законов, которые способствуют инновациям. Введение налоговых льгот для инновационных компаний, защита интеллектуальной собственности и обеспечение справедливой конкуренции - все это помогает создать благоприятную институциональную среду для развития инноваций.
4. Развитие человеческого капитала. Российские образовательные учреждения активно работают над подготовкой специалистов с инновационными навыками и знаниями. Введение инновационных программ обучения, развитие культуры инноваций среди студентов и преподавателей - все это способствует развитию человеческого капитала и созданию новых инноваций.
5. Содействие международному сотрудничеству. Россия активно участвует в международных научных и технологических программах и сетях. Участие в таких программах позволяет стране получить доступ к мировым знаниям и опыту, а также укрепить свою позицию на международном рынке инноваций. Кроме того, международное сотрудничество способствует обмену опытом и созданию новых партнерств.
6. Развитие инновационной инфраструктуры. Россия активно развивает инновационную инфраструктуру, создавая технологические парки, инкубаторы и другие инновационные центры. Это помогает создать благоприятную среду для развития и коммерциализации новых идей и технологий.
7. Содействие развитию инновационных кластеров. Россия активно работает над формированием инновационных кластеров, где компании из одной отрасли сосредоточены на определенной территории. Такие кластеры способствуют обмену знаниями и опытом, а также созданию синергии между участниками.
Оглядываясь назад на историю развития науки и технологических инноваций в России, от зарождения современной науки и техники до создания относительно независимой научно-технической и промышленной системы, от опоры на внедрение иностранных технологий до развития науки и техники и экономическое и социальное развитие посредством независимых инноваций, от университетов и научно-исследовательских институтов, ведущих научно-технические инновации, необходимо отметить, что развитие национальной инновационной системы России существенно отличается от развития национальной инновационной системы других стран. [8]
В результате основной статус предприятий в области технологических инноваций постепенно улучшается, и в нашей стране, в том числе и на фоне применяемых санкций, постепенно формируются эндогенные и независимые инновационные возможности. Однако, по сравнению с мировыми технологическими державами в развитии технологических инноваций в России все еще существует много проблем, таких как отсутствие базовых технологий и ключевых общих технологий, недостаточное взаимодействие между индустрией образовательных технологий и отсутствие научных и технологических инноваций, отсутствие так называемой «системы обратной связи» и т. д., что серьезно ограничило общую эффективность национальной инновационной системы. В условиях глубоких и сложных изменений во внутренней и международной среде и ситуациях национальная инновационная система остро нуждается в системных изменениях и регулировании порядка предоставления отчетных данных по реализуемым инновационным проектам в стране. [13]
Цикл обратной связи системы должен представлять собой принцип «единого окна» для инновационных предприятий и предпринимателей на всех уровнях экономического пространства с целью своевременной корректировки инновационной системы, подчеркивая своевременное решение различных структурных проблем, возникающих в системе посредством оценки эффективности, а также способствуя эффективной работе и итеративному обновлению системы в динамичном режиме. В связи с этим авторы рассчитали экономическую эффективность такого проекта применительно к вновь создаваемому предприятию. Авторы считают, что такие предприятия должны быть созданы в каждом регионе нашей страны с целью увеличить его инновационный потенциал. Компания будет иметь свой офис для личного сотрудничества, сайт и web-приложение для моментальной связи инновационных предпринимателей региона с компанией. Основной деятельностью создаваемого проекта станет деятельность в области информационных и коммуникационных технологий для инновационно-ориентированных предприятий. Целью деятельности создаваемой фирмы станут консультационные услуги инновационным стартапам, инновационным действующим предприятиям и фирмам, желающим увеличить свой уровень инновационности. Также создаваемая компания будет заниматься предоставлением услуг «единого окна», подразумевающего под собой получение и передачу моментальной обратной связи. Заинтересованные компании смогут получить полный спектр услуг, начиная от разработки инновационной идеи до ее внедрения. Компания будет основана как общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 10тыс.р. Социальная и общественная эффективность данного стартапа будет основана на его положительном воздействии на инновационные предприятия региона, повышение их инновационности, что создаст синергетический эффект в регионе в целом.
Резиденция компании будет располагаться в г.Волгограде Волгоградской области, который является административным и экономическим центром региона, будет иметь хорошую инфраструктуру и доступность через всю область. Большинство встреч с клиентами будут проводиться непосредственно на рабочем месте клиента, где одновременно проводится оценка существующих и потенциальных инновационных решений. Штат компании будет состоять из руководителя, двух специалистов сферы ИТ и двух консультантов. Остальные функции будут вынесены на аутсорсинг. При определении названия вновь создаваемой фирмы выбор пал на ООО «Мега100». Название отсылает к пониманию сферы деятельности создаваемой компании. Финансовая цель создаваемой компании – достижение ежемесячного дохода в течение 4 лет с момента начала деятельности, продажи примерно 1 000 000 рублей.
Таблица 1
Финансовые цели компании ООО «Мега100»
Активность
|
Уровень продаж, %
|
Корректировка на
реальность плана, %
|
Продажи, руб.
|
Планируемый уровень
выручки, руб.
|
Тестирование инновационности
|
30
|
90
|
300000
|
270000
|
Повышение уровня инновационности (разработка нового
инновационного направления)
|
65 |
10 |
650000 |
65000 |
Разработка программ
|
3
|
40
|
30000
|
12000
|
Дополнительные виды деятельности
|
2
|
33
|
20000
|
6667
|
Согласно предварительному расчету ежемесячная валовая прибыль компании может достичь 350 000 руб. Предполагаемые расходы компании рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
Оцененные годовые расходы компании, руб.
Расходы на 2024
год
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Подключение сервера к Интернет (Серверный корпус)
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
Лизинг
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
Интернет
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
Мобильная
связь
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
Топливо
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
Аренда
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
Заработная плата
|
15000
|
15000
|
15000
|
15000
|
15000
|
15000
|
Социальное страхование
|
1350
|
1350
|
1350
|
1350
|
1350
|
1350
|
Медицинское страхование
|
3750
|
3750
|
3750
|
3750
|
3750
|
3750
|
Другие денежные
затраты
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
Общие ежемесячные расходы
|
47 400
|
47400
|
47400
|
47400
|
47400
|
47400
|
Расходы на 2024 год
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Подключение сервера к Интернет (Серверный корпус)
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
Лизинг
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
Интернет
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
Мобильная
связь
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
Топливо
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
Аренда
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
Заработная плата
|
15000
|
15000
|
15000
|
15000
|
15000
|
15000
|
Социальное страхование
|
1350
|
1350
|
1350
|
1350
|
1350
|
1350
|
Медицинское страхование
|
3750
|
3750
|
3750
|
3750
|
3750
|
3750
|
Другие денежные
затраты
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
Общие ежемесячные расходы
|
47400
|
47400
|
47400
|
47400
|
47400
|
47400
|
Таким образом, общая смета расходов на 2024 год установлена следующая: 568 800 руб. действующие расходы, которые увеличиваются на 30 000 руб. – расходы на мелкие инвестиционные расходы. Общая сумма составляет: 628 800 руб.
Далее рассмотрим потоки денежных средств на 2024 год.
Таблица 3
Уточненный денежный поток для 2024 года
Поток денежных средств
|
Январь
|
Февраль
|
Март
|
Апрель
|
Май
|
Июнь
|
Начальный капитал
|
200000
|
138850
|
120867
|
107967
|
97734
|
90584
|
Продажи
|
108750
|
102917
|
119000
|
118167
|
134250
|
128417
|
Доходы в итоге
|
308750
|
241767
|
239867
|
226134
|
231984
|
219001
|
Учреждение ООО
|
15000
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Аренда + энергия
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
Заработная плата
|
20100
|
20100
|
20100
|
20100
|
20100
|
20100
|
ГСМ
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
Лизинг
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
Авансовый платеж за автомобиль
|
30000
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Командировки
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
Интернет
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
Телефон
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
Серверный корпус
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
Покупка HW
|
56000
|
56000
|
63000
|
63000
|
72000
|
72000
|
Веб-дизайн
|
8000
|
4000
|
8000
|
4000
|
8000
|
4000
|
Затраты, связанные с управлением сетью
|
3500 |
3500 |
3500 |
4000 |
4000 |
4000 |
Прочие оперативные затраты
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
Затраты общие
|
169900
|
120900
|
131900
|
128400
|
141400
|
137400
|
Денежный поток
|
138 850
|
120 867
|
107 967
|
97 734
|
90 584
|
81 601
|
Поток денежных средств
|
Июль
|
Август
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
Декабрь
|
Начальный
капитал
|
81 601
|
81 701
|
81 884
|
86 151
|
103 501
|
120 018
|
Продажи
|
138 500
|
138 583
|
178 667
|
214 750
|
218 917
|
225 000
|
Доходы в итоге
|
220 101
|
220 284
|
260 551
|
300 901
|
322 418
|
345 018
|
Учреждение ООО
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Аренда + энергия
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
1000
|
Заработная плата
|
20100
|
20100
|
20100
|
20100
|
20100
|
20100
|
ГСМ
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
Лизинг
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
7000
|
Авансовый платеж за
автомобиль
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Командировки
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
5000
|
Интернет
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
800
|
Телефон
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
2000
|
Серверный корпус
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
1500
|
Покупка HW
|
72000
|
72000
|
108000
|
126000
|
135000
|
135000
|
Веб-дизайн
|
4000
|
4000
|
4000
|
8000
|
4000
|
4000
|
Затраты, связанные с управлением сетью
|
5000
|
5000
|
5000
|
6000
|
6000
|
6000
|
Прочие оперативные затраты
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
10000
|
Затраты общие
|
138400
|
138400
|
174400
|
197400
|
202400
|
237335
|
Денежный поток
|
81 701
|
81 884
|
86 151
|
103 501
|
120 018
|
107 683
|
Как видно из проведенных расчетов, создаваемая компания должна получать прибыль в первый же год работы. В конце 4-го года деятельности на счете компании должно быть около 750 000 рублей, т.е. первоначальный вложенный финансовый капитал для создания компании в стоимости 200 000р. будет полностью окупаться в течение первого года работы, а, значит, данный проект может быть предложен для внедрения в инновационную деятельность региона.
Заключение
В целом, Россия имеет огромный потенциал для развития инновационной системы. Правительство нашей страны активно работает над созданием благоприятной среды для инноваций, поддерживая финансирование и развивая инфраструктуру. Однако, для достижения успеха необходимо продолжать работу во всех направлениях и обеспечить взаимодействие всех компонентов национальной инновационной системы. Необходимо создание уникальной системы инновационной активности в регионах и стране, которые тесно связаны с инвестиционной и инновационной эффективностью компании.
Авторы выявили недостаточность исследования инновационного потенциала региона в общей системе национальной инновационной инициативы. В связи с чем назрела необходимость создания в каждом регионе такой фирмы, которая бы действовала по принципу «единого окна», создавая новый уровень консультативной активности и обратной связи для всех инновационных предприятий. Для этого была предложена бизнес-модель такой фирмы, проведен расчет эффективности и сроков окупаемости.
Как видно из расчетов, создаваемая компания должна получить прибыль уже в первый год работы. По итогам 4-го года деятельности на счете компании должно быть около 750 000 рублей, т.е. первоначальный вложенный финансовый капитал для создания компании стоимостью 200 000 руб. полностью окупит себя в течение первого года работы, а это значит, что данный проект может быть предложен к внедрению в инновационную деятельность регионов нашей страны. Только так Россия сможет стать лидером в области инноваций и обеспечить устойчивый экономический рост.
Источники:
2. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. – 2010. – № 1. – c. 4-9.
3. Бахрачева Ю.С. Проектная деятельность как методологическая основа подготовки студентов по направлению // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 2(11). – c. 94-96.
4. Богомолов А.И., Невежин В.П., Пискун Е.И. Модели в информационном обществе // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем: Сборник научных трудов XI Международной школы-симпозиума АМУР-2017. 2017. – c. 294-299.
5. Велюллаева Э.У. Формирование национальной инновационной системы российской Федерации // Хроноэкономика. – 2019. – № 2(15).
6. Гапоненко Ю.В., Мордвинцев И.А. Инновационные аспекты развития продовольственного комплекса // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2015. – № 2(31). – c. 112-120.
7. Гохберг Л.М., Иванова Н.И., Клевжиц Д.В. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ - ВШЭ, 2008. – 168 c.
8. Гапоненко Ю.В. Инновационные процессы в инфраструктурном обеспечении экономического роста региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 1(10). – c. 6-10.
9. Гусева З.В. Национальная инновационная система и ее особенности в России // Креативная экономика. – 2009. – № 8. – c. 106-110.
10. Гапоненко Ю.В., Небогатикова Н.Г. Инновационное развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры продовольственного комплекса региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 4(13). – c. 6-11.
11. Гапоненко Ю.В. Управление инновационными процессами на региональном уровне // Перспективные направления применения инновационных технологий в управлении: Межвузовский сборник научных трудов по материалам IV Межвузовской научной конференции молодых исследователей. 2013. – c. 59-64.
12. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система. - М.: МФТИ, 2012. – 500 c.
13. Волков С.В., Гапоненко Ю.В., Мерзликина Г.С., Минаева О.А.,Пономарева Е.К., Трунина В.Ф., Шаталов О.М., Шевченко С.А. Инновационные модели и инструменты управления промышленным предприятием. / монография. - Волгоград, 2015. – 112 c.
14. Медведев Р.С., Бахрачева Ю.С. Применение статистических методов управления качеством для оптимизации производства по ремонту пути // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 3(12). – c. 93-97.
15. Пискун Е.И., Брусникин К.Н. Индустриальные парки: возможности для предпринимательских структур // Экономика и управление: теория и практика. – 2018. – № 4. – c. 28-32.
16. Пискун Е.И. Прогнозирование инновационной деятельности мезоэкономической системы и ее структурных элементов // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов: материалы VII Международной научно-практической Интернет-конференции, 20 декабря 2015г.-20 февраля 2016г. /под ред. Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса; Волгоград.гос. ун-т, Волгоград: ООО «Консалт». Волгоград, 2016. – c. 216-225.
17. Полтерович В. М. Принципы формирования национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 11. – c. 8-19.
18. Стреляева А.Е. Формирование национальной инновационной системы России на основе долгосрочной стратегии кластеризации экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.
19. Https://nti2035.ru/nti/
Страница обновлена: 26.07.2024 в 00:39:39