Формирование и развитие национальной инновационной системы: ретроспектива и перспектива

Мелихова Л.А.1, Савина С.А.2, Заварыкин К.В.3
1 Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ
2 Волгоградский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
3 Воронежский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Мелихова Л.А., Савина С.А., Заварыкин К.В. Формирование и развитие национальной инновационной системы: ретроспектива и перспектива // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 5435-5452. – doi: 10.18334/epp.13.12.119824.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549057

Аннотация:
В статье рассмотрены исторические аспекты и этапы становления национальной инновационной системы России, а также затронуты аспекты практической оценки инновационности регионального развития на примере конкретного региона, рассчитаны показатели инновационного потенциала региона, проведен сравнительный анализ с общей инновационной системой России. Предложена и апробирована оценка эффективности внедрения реального регионального инновационного проекта на примере фирмы Волгоградской области. Авторами затронута проблема исследования системы оценки инновационного потенциала региона, который ранее не был исследован в национальной научной литературе. Данная статья будет актуальной для организаций, занимающихся проблемами инновационного развития, количественного подсчета уровня инновационности с целью составления аналитических выводов и разработки практических предложений и управленческих решений о целесообразности внедрения инновационных проектов на региональном уровне. Также данное исследование будет полезно топ-менеджменту современных организаций, занимающихся разработкой и внедрением инновационных проектов и решений

Ключевые слова: инновационная система, эффективность, инновационный проект, инновационность, эффективность инноваций



Введение

Актуальность. Формирование и развитие национальной инновационной системы является естественным историческим процессом, который существует в практической деятельности страны по формированию сравнительных преимуществ в экономике, науке и технологиях посредством научно-технических и институциональных инноваций. Вступив в новый этап развития, новую социально-экономическую действительность, виток научно-технической революции и изменения во внутренней и международной ситуации переплетаются, интеллектуальная элита нашей страны пришла к пониманию необходимости срочной оптимизации и корректировки национальной инновационной системы, совершенствования модели управления инновациями для соответствия новым требованиям и вызовам современности, потребностям национальной безопасности, конкурентоспособного экономического и социального развития. Однако, в национальной литературе данный вопрос исследован не в полной мере, что предопределяет актуальность данной статьи.

Вопросами, связанными с формированием и повышением эффективности национальной инновационной активности и инновационного потенциала страны и региона, занимались многие ученые. В их числе: Абрамова М.И. [1], Асаул А.Н. [2], Велюллаева Э.У. [5], Гохберг Л.М. [7], Гусева З.В. [9], Гапоненко Ю.В. [10], Голиченко О.Г. [12] и другие. Однако, научный пробел, связанный с рассмотрением эффективности именно инновационной активности региона в период изменений в экономике страны, изменения рыночных условий в контексте национальной технологической инициативы, не закрыт.

Целью исследования является разработка методических подходов к оценке эффективности региональной национальной инновационной системы на примере конкретного инновационного проекта, а также проведение практических расчетов эффективности данного проекта.

Научная новизна представленного исследования заключается в представлении практического подхода оценки уровня инновационности региональной инновационной системы и влияния на него разработки и внедрения конкретного инновационного проекта. [3]

Авторы согласны с авторитетным мнением, что «при текущей мировой конъюнктуре попытка догнать мировых лидеров на уже сложившихся рынках или использовать их бизнес-модели для русскоязычной аудитории признана бесперспективной». [19] В связи с чем необходимо создание уникальной системы инновационной активности, введение понятия инновационной эффективности региона и страны, которые тесно связаны с инвестиционной и инновационной эффективностью компании. Также предполагается, что введение нового показателя для изучения и прогнозирования динамики инновационной эффективности региона имеет объективную необходимость, учитывая слишком серьезный разрыв в уровне инновационной активности разных субъектов Российской Федерации.

В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы описания, обобщения и синтеза.

Основная часть

Национальная инновационная система представляет собой концептуальную основу с эволюционными характеристиками. С систематической аналитической точки зрения ее объективная практика и теоретическое исследование предоставляют важные теоретические инструменты для глубокого понимания научных и технологических инноваций, формулирования и реализации инновационной политики, а также формирования инновационной конкурентоспособности. [5]

Появление парадигмы исследования национальной инновационной системы является естественным результатом исследования инновационного процесса и необходимости лучшего объяснения влияния инноваций на экономические показатели и анализа национальной конкурентоспособности, законы научно-технических инноваций и особенности национального инновационного поведения. С тех пор, как она была официально предложена в конце 1980-х годов, она широко использовалась академическими кругами, международными организациями и правительствами различных стран. Сопутствующие исследования описывали и анализировали существование и функции национальных инновационных систем с разных точек зрения, совместно формируя и развивая концепцию национальной инновационной системы и ее значения.

В настоящее время соответствующие исследования в основном описывают и определяют национальную инновационную систему из основных компонентов и элементов, влияющих на инновационный процесс, и рассматривают системную взаимозависимость и взаимодействие как основные характеристики инновационной системы. Инновационная система в узком смысле главным образом относится к различным организациям и институтам, которые способствуют созданию, распространению и использованию знаний и технологий, включая поведение и взаимоотношения участников, таких как предприятия, университеты, научно-исследовательские институты и посреднические агентства. [6] В широком смысле под инновационной системой предполагается, что инновационная деятельность встроена в социальные подсистемы. Знания возникают не только в результате формальной деятельности в области НИОКР, но также связаны с применением, улучшением и накоплением технологий. Они также возникают в результате взаимодействия различных институциональных субъектов, таких как политика, культура, а также экономическая политика, которые определяюще влияют на масштаб, направление и успех инновационной деятельности. [2]

Объединив эволюцию технико-экономической парадигмы и практику инновационного развития различных стран, Богомолов А.И. еще больше расширил концепцию национальной инновационной системы, которая «охватывает внутренние компоненты различных организаций, систем и социально-экономических структур», а также взаимосвязанные принципы открытости, сложности и непрерывного развития, определяющие скорость и направление инновационного процесса и наращивание инновационного потенциала на основе научных знаний и изучения технологического опыта. В этом определении подчеркивается важность инноваций и активного обучения в широком смысле, а также указывается, что наращивание потенциала и инновационный процесс являются двумя сторонами одной медали.

Видно, что национальная инновационная система представляет собой эффективную аналитическую основу для понимания того, как инновации в национальном масштабе влияют на экономический рост и поддерживают национальную конкурентоспособность. Она необходима не только развитым, но и развивающимся странам. Авторы считают, что национальная инновационная система представляет собой открытую систему, которая способствует генерированию, применению и распространению новых знаний и новых технологий, а также взаимодействию и динамичному развитию различных инновационных элементов и субъектов, что является важной гарантией совершенствования научно-технического прогресса, применения инноваций и роста институциональных инновационных возможностей. [10]

Эволюция национальной инновационной системы коренится в понимании и развитии инновационного процесса. В настоящее время в соответствующих исследованиях проведены обширные дискуссии по теоретической поддержке и пути развития национальной инновационной системы. С точки зрения теоретической поддержки, национальная инновационная система основана на теории долгосрочного роста и эволюционной экономике и содержит три основных предположения:

1. существует совместная эволюция между национальной экономической структурой и системой инфраструктуры знаний;

2. крайне важен способ, которым институты генерируют обучение и инновации;

3. модели взаимодействия, специфичные для конкретной страны, будут отражать процесс социализации инноваций. [7]

Поскольку национальная инновационная система обладает исторической относительностью и присущей ей стабильностью, соответствующие ученые, наблюдая за очередным взлетом и падением некоторых крупных экономик после установления «абсолютного преимущества» в течение длительного исторического периода, сделали выводы, что национальные инновации играют важную роль в системе формирования базовой конкурентоспособности. С другой стороны, через процесс взаимодействия основных элементов, таких как субъекты, сети и институты на разных уровнях, национальная инновационная система раскрывается как всесторонняя и целостная модель мышления, а также интегрированные характеристики формирования «систематических возможностей» для реагирования на национальные стратегические потребности посредством обучения и наращивания потенциала. [5]

С точки зрения путей развития, национальная инновационная система постепенно сформировала множество исследовательских перспектив и путей. В зависимости от стадии экономического развития и характеристик развития инновационной системы Богомолов А.И. и др. разделили национальную инновационную систему на три категории: формирующаяся инновационная система, децентрализованная (двойная) инновационная система и зрелая инновационная система, и отметили, что национальная инновационная система находится в динамичной и постоянно развивающейся среде, она постепенно развивается, и реализация такого скачка требует формирования ключевых институтов, способствующих общей трансформации системы. В Российской Федерации подобные институты только начинают свою полномасштабную работу, существенно отставая от международных инновационных систем. [9]

Необходимо, что российская национальная инновационная система была адаптирована к тенденциям развития науки и техники и потребностям в инновациях. Для этого необходимо создать систему «обратной связи», которая на данный момент действует, но недостаточно эффективно для акселерационного развития и рывка.

С развитием науки и техники эволюция российской национальной инновационной системы прошла четыре этапа. На разных этапах инновационные субъекты, организации, системы и методы взаимодействия демонстрируют разные характеристики. [16]

17-й век - середина 19-го века: этап многообещающих исследований. До индустриального общества научные исследования и технологические инновации были разбросаны по индивидуальному исполнителю. Начиная с конца 17 века, научно-технические инновации постепенно стали ведущей силой экономического развития. В это время научные исследования все еще были любительской деятельностью. Хотя функция университетов заключалась в распространении знаний, она не имела ничего общего с производственной деятельностью предприятий. Начиная с 18 века Правительство энергично развивает транспортную инфраструктуру, защищает новые технологии посредством патентного законодательства и тарифов, субсидирует механизированное производство и расширяет возможности начального, среднего и высшего образования. В этот период инновации были стихийным поведением рынка. Под влиянием ориентации спроса и рыночного механизма предприятия были основными субъектами инноваций, а все общество формировало культурную атмосферу, которая занималась наукой и поощряла инновации. [11]

19-й век - середина 20-го века: этап спонтанного роста. В середине-конце 19 века категории естествознания стали более зрелыми, а отношения между наукой и техникой стали становиться более тесными. Научное развитие, представленное электромагнетизмом, термодинамикой и химией, вызвало ряд технологических изменений в электричестве, двигатели внутреннего сгорания и т.д., что привело к возникновению химической промышленности, электротехнической промышленности и т. д. Возникновение и развитие наукоемких производств в этой области позволило развиваться науке, в связи с чем масштабно возникли научно-исследовательские учреждения различных форм с четкими функциями и иерархической структурой, такие как исследовательские университеты, научные лаборатории и промышленные лаборатории. В этот период инновации по-прежнему в основном действовали через механизм рыночной конкуренции. [10]

Научно-технические инновации, основанные на образовании и исследованиях, играли важную роль в содействии промышленному развитию. Основные субъекты, такие как предприятия, исследовательские университеты и государственные исследовательские институты, постепенно совершенствовались, и крупные предприятия создали системы. Проведение фундаментальных научных исследований стало важной функцией университетов. Национальные исследовательские институты проводят исследования и разработки в области технологий общественного благосостояния. Функции каждого инновационного субъекта относительно независимы, с очевидным разделением труда и четкими границами.

Середина 20-го века - начало 21-го века: этап сотрудничества между правительством, промышленностью, научными кругами и исследованиями.

После середины 20 в. скорость трансформации науки и техники в производительность значительно возросла. Наука и техника стали переплетаться и проникать друг в друга в различных областях. Значение фундаментальных научных исследований для экономического развития становилось все более важным. Политика побуждает бизнес-сообщество инвестировать в фундаментальные исследования, оборудование и подготовку талантов в университетах. Содействие сотрудничеству и интеграции ресурсов различных научных и технологических сил, создание модели сотрудничества «промышленность-университет-правительство», в которой предприятия, университеты, национальные научно-исследовательские институты и правительство используют свои сравнительные преимущества, успешно создают новые отрасли промышленности, добиваются модернизации промышленности. [18]

В этот период бурно развивались наукоемкие и наукоемкие отрасли, научно-техническая исследовательская деятельность стала превращаться в системный проект, организуемый государством, а элементы и функции национальной инновационной системы становились все более сложными и разнообразными. Правительство значительно увеличило инвестиции в научные исследования, образование и общественную инфраструктуру, а также сыграло роль в организации, координации, мобилизации и интеграции инновационных сил в инновационную систему. Постепенно сформировалась тесная связь между промышленностью, научными кругами и исследованиями.

Начало 21 века и современность: этап сохранения конкурентоспособности и лидирующих позиций. Вступая в 21 век, наука, технология и промышленность интегрируются и развиваются вместе. В области передовой науки и техники наблюдается многосторонняя тенденция массового развития. Новые технологии и отрасли будущего полагаются на новый прогресс и прорывы в базовых дисциплинах. Крупные теоретические открытия и научные прорывы все больше зависят от передовых технологий, условий научных исследований, таких как экспериментальное оборудование и крупная научно-техническая инфраструктура. [9]

В течение этого периода в стране были в основном созданы базовые и институциональные рамки для научно-технических инноваций и в основном сформирована структура разнообразных инновационных предприятий. Новые инновационные структуры, такие как ассоциации и альянсы, значительно улучшили свои научные и технологические инновационные возможности. Судя по таким основным показателям, как инвестиции в НИОКР, общая численность персонала, занимающегося НИОКР, количество опубликованных научных работ и количество патентных заявок, страна вошла в число инновационных стран, а ее комплексный рейтинг инновационного потенциала постоянно растет. Крупные достижения были достигнуты в пилотируемых космических полетах, исследовании Луны, спутниковой навигации, квантовой информации, ядерно-энергетических технологиях, производстве крупных самолетов и биомедицине. На передний план вышло большое количество инновационных компаний-лидеров, обладающих международной конкурентоспособностью. [1]

В последние годы Россия активно работает над развитием своей национальной инновационной системы. Страна признает важность инноваций для устойчивого экономического роста и поэтому вкладывает значительные ресурсы в поддержку и развитие инновационных проектов. В этой статье мы рассмотрим перспективы развития инновационной системы в России и основные направления, которые помогут стране достичь успеха в этой области.

1. Укрепление связей между научно-исследовательскими учреждениями и промышленными предприятиями. Одной из ключевых задач для развития инновационной системы в России является улучшение сотрудничества между научными и промышленными секторами. В последние годы было создано множество технопарков, инновационных центров и инкубаторов, которые способствуют взаимодействию ученых и предпринимателей. Это позволяет ускорить коммерциализацию научных разработок и технологий.

2. Повышение доступности финансирования для инновационных проектов. Россия активно развивает финансовую инфраструктуру для поддержки инноваций. Венчурные фонды, государственные программы поддержки и кредитные механизмы стимулируют финансирование инноваций и помогают развитию стартапов.

3. Расширение инструментов финансирования технологических инноваций. Важным шагом в этом направлении было создание Фонда прямых инвестиций, который финансирует инновационные проекты и привлекает иностранные инвестиции.

4. Создание благоприятной институциональной среды. Государственные органы в России активно работают над созданием политик и законов, которые способствуют инновациям. Введение налоговых льгот для инновационных компаний, защита интеллектуальной собственности и обеспечение справедливой конкуренции - все это помогает создать благоприятную институциональную среду для развития инноваций.

4. Развитие человеческого капитала. Российские образовательные учреждения активно работают над подготовкой специалистов с инновационными навыками и знаниями. Введение инновационных программ обучения, развитие культуры инноваций среди студентов и преподавателей - все это способствует развитию человеческого капитала и созданию новых инноваций.

5. Содействие международному сотрудничеству. Россия активно участвует в международных научных и технологических программах и сетях. Участие в таких программах позволяет стране получить доступ к мировым знаниям и опыту, а также укрепить свою позицию на международном рынке инноваций. Кроме того, международное сотрудничество способствует обмену опытом и созданию новых партнерств.

6. Развитие инновационной инфраструктуры. Россия активно развивает инновационную инфраструктуру, создавая технологические парки, инкубаторы и другие инновационные центры. Это помогает создать благоприятную среду для развития и коммерциализации новых идей и технологий.

7. Содействие развитию инновационных кластеров. Россия активно работает над формированием инновационных кластеров, где компании из одной отрасли сосредоточены на определенной территории. Такие кластеры способствуют обмену знаниями и опытом, а также созданию синергии между участниками.

Оглядываясь назад на историю развития науки и технологических инноваций в России, от зарождения современной науки и техники до создания относительно независимой научно-технической и промышленной системы, от опоры на внедрение иностранных технологий до развития науки и техники и экономическое и социальное развитие посредством независимых инноваций, от университетов и научно-исследовательских институтов, ведущих научно-технические инновации, необходимо отметить, что развитие национальной инновационной системы России существенно отличается от развития национальной инновационной системы других стран. [8]

В результате основной статус предприятий в области технологических инноваций постепенно улучшается, и в нашей стране, в том числе и на фоне применяемых санкций, постепенно формируются эндогенные и независимые инновационные возможности. Однако, по сравнению с мировыми технологическими державами в развитии технологических инноваций в России все еще существует много проблем, таких как отсутствие базовых технологий и ключевых общих технологий, недостаточное взаимодействие между индустрией образовательных технологий и отсутствие научных и технологических инноваций, отсутствие так называемой «системы обратной связи» и т. д., что серьезно ограничило общую эффективность национальной инновационной системы. В условиях глубоких и сложных изменений во внутренней и международной среде и ситуациях национальная инновационная система остро нуждается в системных изменениях и регулировании порядка предоставления отчетных данных по реализуемым инновационным проектам в стране. [13]

Цикл обратной связи системы должен представлять собой принцип «единого окна» для инновационных предприятий и предпринимателей на всех уровнях экономического пространства с целью своевременной корректировки инновационной системы, подчеркивая своевременное решение различных структурных проблем, возникающих в системе посредством оценки эффективности, а также способствуя эффективной работе и итеративному обновлению системы в динамичном режиме. В связи с этим авторы рассчитали экономическую эффективность такого проекта применительно к вновь создаваемому предприятию. Авторы считают, что такие предприятия должны быть созданы в каждом регионе нашей страны с целью увеличить его инновационный потенциал. Компания будет иметь свой офис для личного сотрудничества, сайт и web-приложение для моментальной связи инновационных предпринимателей региона с компанией. Основной деятельностью создаваемого проекта станет деятельность в области информационных и коммуникационных технологий для инновационно-ориентированных предприятий. Целью деятельности создаваемой фирмы станут консультационные услуги инновационным стартапам, инновационным действующим предприятиям и фирмам, желающим увеличить свой уровень инновационности. Также создаваемая компания будет заниматься предоставлением услуг «единого окна», подразумевающего под собой получение и передачу моментальной обратной связи. Заинтересованные компании смогут получить полный спектр услуг, начиная от разработки инновационной идеи до ее внедрения. Компания будет основана как общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом 10тыс.р. Социальная и общественная эффективность данного стартапа будет основана на его положительном воздействии на инновационные предприятия региона, повышение их инновационности, что создаст синергетический эффект в регионе в целом.

Резиденция компании будет располагаться в г.Волгограде Волгоградской области, который является административным и экономическим центром региона, будет иметь хорошую инфраструктуру и доступность через всю область. Большинство встреч с клиентами будут проводиться непосредственно на рабочем месте клиента, где одновременно проводится оценка существующих и потенциальных инновационных решений. Штат компании будет состоять из руководителя, двух специалистов сферы ИТ и двух консультантов. Остальные функции будут вынесены на аутсорсинг. При определении названия вновь создаваемой фирмы выбор пал на ООО «Мега100». Название отсылает к пониманию сферы деятельности создаваемой компании. Финансовая цель создаваемой компании – достижение ежемесячного дохода в течение 4 лет с момента начала деятельности, продажи примерно 1 000 000 рублей.

Таблица 1

Финансовые цели компании ООО «Мега100»

Активность
Уровень продаж, %
Корректировка на реальность плана, %
Продажи, руб.
Планируемый уровень выручки, руб.
Тестирование инновационности
30
90
300000
270000
Повышение уровня инновационности (разработка нового инновационного направления)

65

10

650000

65000
Разработка программ
3
40
30000
12000
Дополнительные виды деятельности
2
33
20000
6667
Источник: составлено автором

Согласно предварительному расчету ежемесячная валовая прибыль компании может достичь 350 000 руб. Предполагаемые расходы компании рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Оцененные годовые расходы компании, руб.

Расходы на 2024 год
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Подключение сервера к Интернет (Серверный корпус)
1500
1500
1500
1500
1500
1500
Лизинг
7000
7000
7000
7000
7000
7000
Интернет
800
800
800
800
800
800
Мобильная связь
2000
2000
2000
2000
2000
2000
Топливо
5000
5000
5000
5000
5000
5000
Аренда
1000
1000
1000
1000
1000
1000
Заработная плата
15000
15000
15000
15000
15000
15000
Социальное страхование
1350
1350
1350
1350
1350
1350
Медицинское страхование
3750
3750
3750
3750
3750
3750
Другие денежные затраты
10000
10000
10000
10000
10000
10000
Общие ежемесячные расходы
47 400
47400
47400
47400
47400
47400
Расходы на 2024 год
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Подключение сервера к Интернет (Серверный корпус)
1500
1500
1500
1500
1500
1500
Лизинг
7000
7000
7000
7000
7000
7000
Интернет
800
800
800
800
800
800
Мобильная связь
2000
2000
2000
2000
2000
2000
Топливо
5000
5000
5000
5000
5000
5000
Аренда
1000
1000
1000
1000
1000
1000
Заработная плата
15000
15000
15000
15000
15000
15000
Социальное страхование
1350
1350
1350
1350
1350
1350
Медицинское страхование
3750
3750
3750
3750
3750
3750
Другие денежные затраты
10000
10000
10000
10000
10000
10000
Общие ежемесячные расходы
47400
47400
47400
47400
47400
47400
Источник: составлено автором

Таким образом, общая смета расходов на 2024 год установлена следующая: 568 800 руб. действующие расходы, которые увеличиваются на 30 000 руб. – расходы на мелкие инвестиционные расходы. Общая сумма составляет: 628 800 руб.

Далее рассмотрим потоки денежных средств на 2024 год.

Таблица 3

Уточненный денежный поток для 2024 года

Поток денежных средств
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Начальный капитал
200000
138850
120867
107967
97734
90584
Продажи
108750
102917
119000
118167
134250
128417
Доходы в итоге
308750
241767
239867
226134
231984
219001
Учреждение ООО
15000
0
0
0
0
0
Аренда + энергия
1000
1000
1000
1000
1000
1000
Заработная плата
20100
20100
20100
20100
20100
20100
ГСМ
10000
10000
10000
10000
10000
10000
Лизинг
7000
7000
7000
7000
7000
7000
Авансовый платеж за автомобиль
30000
0
0
0
0
0
Командировки
5000
5000
5000
5000
5000
5000
Интернет
800
800
800
800
800
800
Телефон
2000
2000
2000
2000
2000
2000
Серверный корпус
1500
1500
1500
1500
1500
1500
Покупка HW
56000
56000
63000
63000
72000
72000
Веб-дизайн
8000
4000
8000
4000
8000
4000
Затраты, связанные с управлением сетью

3500

3500

3500

4000

4000

4000
Прочие оперативные затраты
10000
10000
10000
10000
10000
10000
Затраты общие
169900
120900
131900
128400
141400
137400
Денежный поток
138 850
120 867
107 967
97 734
90 584
81 601
Поток денежных средств
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Начальный капитал
81 601
81 701
81 884
86 151
103 501
120 018
Продажи
138 500
138 583
178 667
214 750
218 917
225 000
Доходы в итоге
220 101
220 284
260 551
300 901
322 418
345 018
Учреждение ООО
0
0
0
0
0
0
Аренда + энергия
1000
1000
1000
1000
1000
1000
Заработная плата
20100
20100
20100
20100
20100
20100
ГСМ
10000
10000
10000
10000
10000
10000
Лизинг
7000
7000
7000
7000
7000
7000
Авансовый платеж за автомобиль
0
0
0
0
0
0
Командировки
5000
5000
5000
5000
5000
5000
Интернет
800
800
800
800
800
800
Телефон
2000
2000
2000
2000
2000
2000
Серверный корпус
1500
1500
1500
1500
1500
1500
Покупка HW
72000
72000
108000
126000
135000
135000
Веб-дизайн
4000
4000
4000
8000
4000
4000
Затраты, связанные с управлением сетью
5000
5000
5000
6000
6000
6000
Прочие оперативные затраты
10000
10000
10000
10000
10000
10000
Затраты общие
138400
138400
174400
197400
202400
237335
Денежный поток
81 701
81 884
86 151
103 501
120 018
107 683
Источник: составлено автором.

Как видно из проведенных расчетов, создаваемая компания должна получать прибыль в первый же год работы. В конце 4-го года деятельности на счете компании должно быть около 750 000 рублей, т.е. первоначальный вложенный финансовый капитал для создания компании в стоимости 200 000р. будет полностью окупаться в течение первого года работы, а, значит, данный проект может быть предложен для внедрения в инновационную деятельность региона.

Заключение

В целом, Россия имеет огромный потенциал для развития инновационной системы. Правительство нашей страны активно работает над созданием благоприятной среды для инноваций, поддерживая финансирование и развивая инфраструктуру. Однако, для достижения успеха необходимо продолжать работу во всех направлениях и обеспечить взаимодействие всех компонентов национальной инновационной системы. Необходимо создание уникальной системы инновационной активности в регионах и стране, которые тесно связаны с инвестиционной и инновационной эффективностью компании.

Авторы выявили недостаточность исследования инновационного потенциала региона в общей системе национальной инновационной инициативы. В связи с чем назрела необходимость создания в каждом регионе такой фирмы, которая бы действовала по принципу «единого окна», создавая новый уровень консультативной активности и обратной связи для всех инновационных предприятий. Для этого была предложена бизнес-модель такой фирмы, проведен расчет эффективности и сроков окупаемости.

Как видно из расчетов, создаваемая компания должна получить прибыль уже в первый год работы. По итогам 4-го года деятельности на счете компании должно быть около 750 000 рублей, т.е. первоначальный вложенный финансовый капитал для создания компании стоимостью 200 000 руб. полностью окупит себя в течение первого года работы, а это значит, что данный проект может быть предложен к внедрению в инновационную деятельность регионов нашей страны. Только так Россия сможет стать лидером в области инноваций и обеспечить устойчивый экономический рост.


Источники:

1. Абрамова М.И. Национальная инновационная система России: современное состояние и перспективы развития // Инновации в науке. – 2011. – № 1.
2. Асаул А.Н. Национальная стратегия инновационного развития // Экономическое возрождение России. – 2010. – № 1. – c. 4-9.
3. Бахрачева Ю.С. Проектная деятельность как методологическая основа подготовки студентов по направлению // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 2(11). – c. 94-96.
4. Богомолов А.И., Невежин В.П., Пискун Е.И. Модели в информационном обществе // Анализ, моделирование, управление, развитие социально-экономических систем: Сборник научных трудов XI Международной школы-симпозиума АМУР-2017. 2017. – c. 294-299.
5. Велюллаева Э.У. Формирование национальной инновационной системы российской Федерации // Хроноэкономика. – 2019. – № 2(15).
6. Гапоненко Ю.В., Мордвинцев И.А. Инновационные аспекты развития продовольственного комплекса // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2015. – № 2(31). – c. 112-120.
7. Гохберг Л.М., Иванова Н.И., Клевжиц Д.В. Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. - М.: ИМЭМО РАН, ГУ - ВШЭ, 2008. – 168 c.
8. Гапоненко Ю.В. Инновационные процессы в инфраструктурном обеспечении экономического роста региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 1(10). – c. 6-10.
9. Гусева З.В. Национальная инновационная система и ее особенности в России // Креативная экономика. – 2009. – № 8. – c. 106-110.
10. Гапоненко Ю.В., Небогатикова Н.Г. Инновационное развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры продовольственного комплекса региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 4(13). – c. 6-11.
11. Гапоненко Ю.В. Управление инновационными процессами на региональном уровне // Перспективные направления применения инновационных технологий в управлении: Межвузовский сборник научных трудов по материалам IV Межвузовской научной конференции молодых исследователей. 2013. – c. 59-64.
12. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система. - М.: МФТИ, 2012. – 500 c.
13. Волков С.В., Гапоненко Ю.В., Мерзликина Г.С., Минаева О.А.,Пономарева Е.К., Трунина В.Ф., Шаталов О.М., Шевченко С.А. Инновационные модели и инструменты управления промышленным предприятием. / монография. - Волгоград, 2015. – 112 c.
14. Медведев Р.С., Бахрачева Ю.С. Применение статистических методов управления качеством для оптимизации производства по ремонту пути // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 10: Инновационная деятельность. – 2014. – № 3(12). – c. 93-97.
15. Пискун Е.И., Брусникин К.Н. Индустриальные парки: возможности для предпринимательских структур // Экономика и управление: теория и практика. – 2018. – № 4. – c. 28-32.
16. Пискун Е.И. Прогнозирование инновационной деятельности мезоэкономической системы и ее структурных элементов // Анализ, моделирование и прогнозирование экономических процессов: материалы VII Международной научно-практической Интернет-конференции, 20 декабря 2015г.-20 февраля 2016г. /под ред. Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса; Волгоград.гос. ун-т, Волгоград: ООО «Консалт». Волгоград, 2016. – c. 216-225.
17. Полтерович В. М. Принципы формирования национальной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 11. – c. 8-19.
18. Стреляева А.Е. Формирование национальной инновационной системы России на основе долгосрочной стратегии кластеризации экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.
19. Https://nti2035.ru/nti/

Страница обновлена: 26.07.2024 в 00:39:39