Теоретико-методологические аспекты и роль конкуренции в развитии экономических субъектов и национальной экономики

Яни А.В.1
1 Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, Россия, Краснодар

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184863

Аннотация:
В статье изложены теоретические аспекты конкуренции, раскрыты ее сущность, функции и роль в развитии рыночной экономики. С ретроспективной точки зрения отражены различные подходы к формированию понятия конкуренция и конкурентоспособность, отражена роль факторов и их влияние на трансформацию подходов к пониманию природы конкурентных преимуществ экономических субъектов на разных этапах развития общественного производства. Проведена систематизация и дополнена иерархия конкурентоспособности экономических субъектов за счет выделения и формирования экономической категории «конкурентоспособность личности», обуславливающей повышение роли трудовых компетенций и человеческого капитала в формировании конкурентных преимуществ фирм, в условиях активного использования инноваций и информационных технологий. Раскрыты положительные и отрицательные формы воздействия конкуренции на развитие национальной экономики в современных условиях. Отмечена целесообразность внешнего регулирования, с одной стороны, для поддержания конкуренции как движителя для развития национальной экономики на основе саморегулирования, а, с другой стороны, для нивелирования негативных её последствий, особенно остро проявляющихся в условиях открытой экономики и значительного объема импорта на внутреннем рынке страны.

Ключевые слова: конкуренция, механизм рыночного регулирования, импорт, конкурентные преимущества, факторы, конкурентоспособность

JEL-классификация: D40, D47, D52



Введение

Конкуренция является одной из важных отличительных черт и в то же время движущей силой в развитии рыночной экономики, а само явление определяет возможность реализации механизма рыночного саморегулирования. Экономическое явление «конкуренция» следует рассматривать как объективный и естественно-исторический закономерный процесс, который реализуется исключительно в результате экономической деятельности членов общества. Длительное время конкуренция рассматривалась как результат развития товарно-денежных отношений среди независимых (самостоятельных) экономических субъектов, реализующих свои рыночные интересы. Данная трактовка конкуренции раскрывается в трудах А. Смита [20] (Smith, 1997), Д. Рикардо [17] (Ricardo, 2016), Дж. Милля [12] (Mill, 1980), У.С. Джевансона [7] (Jevons, 2000), А. Маршалла [11] (Marshall, 1993).

В то же время современные условия хозяйствования свидетельствуют об изменении роли конкуренции как в хозяйственной деятельности отдельных экономических субъектов, так и в развитии национальной экономики. Данный подход отражен в трудах П. Сраффа [21] (Sraffa, 1999), Й. Шумпетера [27] (Schumpeter, 1982) и др.

Трансформация роли и значения конкуренции в развитии национальной экономики определяет важность восприятия причинно-следственных связей, определяющих условия и результаты ее реализации. Нарастание торговых и экономических войн между государствами также обуславливает рост внимания к вопросам конкурентоспособности и формированию условий для повышения конкурентных преимуществ экономических субъектов рыночной экономики.

Цель исследования заключается в выработке концептуальных подходов к управлению созидательной составляющей конкуренции как движущей силы развития рыночной экономики и нивелировании негативных ее последствий для развития национальной экономики, противоречащих интересам общества и бизнеса.

Научная новизна заключается в систематизации и дополнении иерархии

конкурентоспособности экономических субъектов за счет выделения и формирования экономической категории «конкурентоспособность личности», обуславливающей повышение роли трудовых компетенций и человеческого капитала в формировании конкурентных преимуществ фирм в условиях активного использования информационных и инновационных технологий.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что возрастает потребность в исследовании условий и форм воздействия на повышение уровня конкурентоспособности экономических субъектов, способствующих устойчивому развитию национальной экономики.

В целях решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования: монографический, анализа и синтеза, системный.

Понятие и сущность конкуренции как экономической категории в ретроспективе

В экономической науке изучение вопросов конкуренции берет свое начало с формирования причинно-следственных связей среди экономических явлений и нашло свое отражение в работах А. Смита [20] (Smit, 1997), Д. Рикардо [17] (Rikardo, 2016), Дж. Милля [12] (Mill, 1980), У.С. Джевансона [7] (Dzhevons, 2000), А. Маршалла [11] (Marshall, 1993), Дж. Робинсон [16] (Robinson, 1986), Э. Чемберлина [25] (Chemberlin, 1996) и др.

Так, к примеру, А. Смит один из первых большое внимание уделил конкуренции как движущей силе экономического развития общественного производства в условиях рыночной экономики, определив конкуренцию как «невидимую руку», направляющую деятельность хозяйствующих субъектов, как способ достижения рыночного равновесия (в анализе учитывал роль относительных преимуществ). А. Смит также выделил ряд основных условий проявления совершенной конкуренции:

- свобода экономических субъектов, вступающих в конкурентную борьбу, отсутствие среди них сговора;

- достаточное количество конкурентов для формирования полноценной (совершенной) конкуренции;

- наличие у экономических субъектов полноценной информации о рыночной конъюнктуре и прочих рыночных возможностях;

- свобода действий экономических субъектов на рынке и в хозяйственной деятельности, исходя из информации о состоянии рыночной конъюнктуры;

- понимание необходимости учета временного лага, для того чтобы направление движения и характер использования ресурсов стали соответствовать желанию предпринимателей [20] (Smit, 1997).

Считается, что в своих трудах А. Смит первым обратил внимание на конкуренцию как на эффективное средство регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов, но при этом не рассмотрел элементы исследуемого им рыночного механизма. Слабо исследовал факторы и прочие элементы данного механизма, которые препятствуют достижению оптимума.

Д. Рикардо в своем исследовании пошел дальше А. Смита и в своих трудах более подробно развил теорию совершенной конкуренции [17] (Rikardo, 2016). Дж. Милль говорил о конкуренции как о единственном регулировщике цен, заработной платы, ренты, что позволяло воспринимать конкуренцию как «закон» саморегулирования хозяйственной деятельности [12] (Mill, 1980).

А. Курно отмечал, что конкуренцию на рынке следует воспринимать как «несовершенную до тех пор, пока цена превышает предельные затраты фирмы, и эта разность приближается к нулю, когда число конкурентов устремляется к бесконечности» [3] (Blaug, 1994).

Подвижность ресурсов воспринимается многими учеными-экономистами как важное условие для формирования конкуренции среди субъектов предпринимательства. Так, к примеру, А. Маршалл выделил роль технологических ограничений, оказывающих влияние на движение ресурсов между сферами деятельности. Также А. Маршалл последовательно обосновал механизм установления равновесия на рынке совершенной конкуренции. В то же время проведенные эмпирические наблюдения позволили А. Маршаллу подвергнуть критике сам факт существования модели совершенной конкуренции [11] (Marshall, 1993).

Длительное время конкуренция рассматривалась как результат развития товарно-денежных отношений среди независимых (самостоятельных) экономических субъектов, реализующих свои рыночные интересы. В то же время можно выделить три подхода в понимании сущности экономической категории «конкуренция», а именно:

Во-первых, поведенческий подход – конкуренция как состязательность рыночных агентов за долю рынка и прибыль (А. Смит [20] (Smit, 1997), Д. Риккардо [17] (Rikardo, 2016), М. Портер [15] (Porter, 2016) и др.).

Во-вторых, структурный подход – конкуренция рассматривается как элемент рыночного механизма, изучаются условия функционирования рыночных агентов (А. Курно [19] (Simakova, 2016), Дж. Робинсон [16] (Robinson, 1986), Э. Чемберлин [25] (Chemberlin, 1996) и др.).

В-третьих, функциональный подход – описывает роль конкуренции в развитии современной экономики (П. Сраффа [21] (Sraffa, 1999), Й. Шумпетер [27] (Shumpeter, 1982) и др.).

Новые научные труды в исследовании конкуренции поставили под сомнение практичность использования модели свободной конкуренции, что определило переход к анализу монополии (в 1933 г. изданы работы о монополистических моделях Дж. Робинсон и Э.Чемберлина) [19] (Simakova, 2016). В свою очередь, появление трудов, связанных с анализом монополий, послужило основанием для аргументации необходимости государственного вмешательства в уклад рыночных отношений.

По мере усложнения форм хозяйственной деятельности и условий ведения конкурентной борьбы в конце XX в. возросла потребность в формировании новых подходов к расширению конкурентных преимуществ [1] (Arkhipov, 2007).

Параметрические характеристики конкурентного преимущества экономических субъектов рыночной экономики

Под конкурентными преимуществами понимают наличие определенных внутренних характеристик экономического субъекта или отдельных изделий (товаров, услуг), которые способны обеспечить рыночному агенту превосходство над фирмами-конкурентами, находящимися с ним на одном рынке и в едином временном интервале. По мере развития общественного фактора меняется среда функционирования экономических субъектов, а также факторы, влияющие на результативность его деятельности. В связи с этим в экономической литературе не был сформирован устойчивый понятийный аппарат, при этом были сформированы четыре этапа в развитии теории конкурентных преимуществ:

Первый этап характеризует «теория абсолютных преимуществ», которую раскрыл в своих трудах А. Смит [20] (Smit, 1997). При этом основными факторами, определяющими данный этап становления теории конкурентных преимуществ, являются природные ресурсы и климатические условия.

Второй этап характеризует «теория сравнительных издержек», которая была изложена в трудах Д. Рикардо [17] (Rikardo, 2016) и Д.С. Милля [12] (Mill, 1980). Среди факторов, определяющих конкурентные преимущества, были выделены издержки производства, а также природные ресурсы.

Третий этап характеризует «теория сравнительных преимуществ», которая связана с трудами Э. Хекшира, Б. Олина, П. Самуэльсона [28] (Yudanov, 1998). На данном этапе большое значение было отведено использованию всей совокупности производственных факторов.

Четвертый этап связывают с «концепцией конкурентных преимуществ», изложенной в трудах М. Портера [15] (Porter, 2016), где в поле внимания попадают все многообразие экономических отношений и все факторы.

В экономической литературе выделяют различные характеристики конкурентных преимуществ. К примеру, выделяют преимущества низкого и высокого порядка. Преимущества низкого порядка связаны с использованием доступных ресурсов в стоимостном выражении, что обеспечивает для фирмы неустойчивое преимущество.

В то время как преимущество высокого порядка предполагает более устойчивую конкурентную позицию экономического субъекта, что связано с наличием некой уникальности товара (услуги), патентов на технологию, эффективным менеджментом и маркетинговой деятельностью, репутацией и

прочими преимуществами фирмы.

Одной из первых квалификаций конкурентных преимуществ было

деление на абсолютные преимущества (наличие дешевых природных ресурсов, выгодное географическое расположение) и относительные преимущества (связаны с внедрением новых технологий и организацией

производства, способствующих снижению себестоимости товаров и услуг).

Солидарны с положениями М. Портера о природе конкурентных преимуществ [15] (Porter, 2016), в основе которых лежит использование двух видов факторов – качество товаров (услуг) и издержки производства.

Так, к примеру, М. Портер, говоря о формировании у фирмы конкурентного преимущества за счет изменения качества товаров и услуг, отмечал важность формирования у продукции предприятия уникальных потребительских характеристик, которые будут существенно повышать ее ценность в глазах потребителя. Кроме того, высокое качество продукции может положительно отразиться и на ценовой политике фирмы (возможность выставлять более высокие цены, чем у конкурентов).

В свою очередь, формирование конкурентных преимуществ на основе снижения производственных издержек (внутреннее преимущество фирмы) является результатом эффективной организационно-управленческой деятельности, приводящей к снижению ресурсоемкости производственной деятельности, росту производительности труда и др.

В экономической литературе выделяют и другие квалификации конкурентных преимуществ. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что по мере изменения условий хозяйственной деятельности (к примеру, при расширении глобализации экономики) меняется характер и структура конкурентных преимуществ.

Иерархия понятий конкурентоспособности экономических субъектов в рыночной экономике

В отношении термина «конкурентоспособность», так же как и к термину «конкуренция», не сложилось единого определения, которое в полной мере могло отразить сущность данной экономической категории. Данное положение также связано с тем, что в экономической литературе не была сформирована универсальная методика для объективной оценки конкурентоспособности как субъектов, так и объектов исследования.

С ретроспективной точки зрения наглядно видно, что многие ученые при раскрытии понятия «конкурентоспособность» опирались на используемый ими термин «конкуренция». О справедливости данного утверждения свидетельствуют различные трактовки конкурентоспособности, представленные в таблице 1 [13] (Mokronosov, Mavrina, 2014).

Таблица 1

Различные подходы к определению понятия «конкурентоспособность»

Автор определения
Определение экономической категории
М. Портер [15] (Porter, 2016)
Свойство продукции (товара, услуги), а также экономического субъекта функционировать наравне с другими фирмами, товарами-аналогами (услугами), конкурирующими в одном рыночном сегменте
М. Гельвановский [4] (Gelvanovskiy, 1998)
Обладание у продукции (товаров, услуг) ряда свойств, обеспечивающих преимущества фирмы в экономическом соревновании среди аналогичных фирм
П.C. Завьялов [8] (Zavyalov, Demidov, 1991)
Концентрированное выражение научно-технических, организационно-управленческих, производственных и прочих возможностей национальной экономики (и отдельных рыночных агентов), которые проявляются в ходе реализации товаров и услуг на внешнем и внутреннем рынках
В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева [24] (Khrutskiy, Korneeva, 2005)
Способность успешно функционировать на конкурентном рынке в определенный период времени посредством производства и сбыта востребованных и доступных товаров и услуг
Н.С. Яшин [29] (Yashin, 2006)
Формируется, с одной стороны, за счет потенциала самой фирмы (использование производственного, научно-технического, кадрового потенциала), а, с другой стороны, за счет внешних экономических и организационных факторов, позволяющих фирме производить более привлекательную продукцию по сравнению с продукцией фирм-конкурентов
Р.А. Фатхутдинов [22] (Fatkhutdinov, 2008)
Свойство присущее объектам, в основе которого лежит степень удовлетворения конкретной потребности в сравнении с объектами-аналогами фирм-конкурентов, одновременно представленных на потребительском рынке

Из таблицы видно, что различные трактовки конкурентоспособности как экономической категории связаны с неоднозначным пониманием ее

сущности, а также с ее многоуровневым характером.

Несмотря на множество трактовок, экономической категории конкурентоспособности присущ относительный характер, а сама она выявляется на основе сопоставления субъекта (объекта) анализируемого предприятия с конкурирующими.

В то же время солидарны с мнением ряда экономистов о том, что конкурентоспособность имеет динамический характер, приводящий к изменению ее параметров с течением времени [19] (Simakova, 2016). Кроме того, подвижность внешней и внутренней среды любого предприятия в рыночной экономике также влияет на изменения конкурентоспособности фирмы и ее продукции (товаров и услуг).

В экономической теории конкурентоспособность как термин может применяться к категориям различного уровня. К примеру, можно выделить такие понятия, как конкурентоспособность продукции, предприятия, отрасли, региона и национальной экономики. При этом следует выделить тот факт, что конкурентоспособность разных уровней взаимообусловлена, а конкурентоспособность более высокого уровня определяется нижестоящими ее видами. В то же время считаем важным добавить в цепочку разных уровней конкурентоспособности такую форму, как конкурентоспособность личности (табл. 2).

Конкурентоспособность личности вполне объективно должна занять место одного из первоначального вида конкурентоспособности экономического субъекта, так как в процессе социального и профессионального развития трудовых компетенций у каждого человека формируется своя способность создавать полезность (прибавочную стоимость), которая, в свою очередь, может определить стоимость его труда для работодателя (или деловых партнеров). Кроме того, в условиях инновационного развития современной экономики способность к творческому созидательному труду, становится одним из важных условий для формирования конкурентных преимуществ предприятий. В то же время сложность новых технологий и внедрение информационных технологий в общественное производство свидетельствуют о государственной важности увеличения трудовых компетенций и уровня образования молодых поколений, определяет важность создания условий в обществе для инвестирования в человеческий капитал.

Таблица 2

Иерархия конкурентоспособности экономических субъектов

рыночной экономики

Уровень иерархии
Понятие конкурентоспособности
Конкурентоспособность
государства
Способность национальной экономики производить товары и услуги, удовлетворяющие потребностям международных рынков, а также формировать благоприятные условия для наращивания ВВП страны, повышение уровня жизни населения
Конкурентоспособность
региона
Способность региональной экономики воспроизводить товары и услуги, востребованные как на национальных, так и на международных рынках, формировать условия для повышения производственного потенциала местных фирм, повышения конкурентоспособности предприятий, роста регионального валового продукта, уровня жизни населения региона
Конкурентоспособность
отрасли
Способность отрасли к устойчивому расширенному воспроизводству товаров и услуг, отвечающих требованиям мировых и внутренних рынков
Конкурентоспособность
предприятия
Характеристика предприятия, в основе которой лежат отличия ее развития от фирм-конкурентов, включающие в себя параметры производительности, ресурсоемкости производства, качества и актуальности товаров в глазах потребителей
Конкурентоспособность
продукции (товаров и услуг)
Совокупность качественных и стоимостных характеристик товаров (услуг), их способность удовлетворить потребности потребителей, и быть востребованными при одновременном присутствии на рынке товаров-аналогов других фирм-конкурентов
Конкурентоспособность
личности
Совокупность умственных и физических способностей, а также сформированных трудовых компетенций и степени деловой активности физического лица, обуславливающих его востребованность для работодателей и общества Критерием оценки конкурентоспособности личности в рыночной экономике выступает уровень и качество жизни, наличие средств к существованию
Источник: составлено автором.

В вопросах определения конкурентоспособности национальной экономики следует использовать два подхода – оценка внешней и внутренней конкурентоспособности. Внешнюю конкурентоспособность национальной экономики характеризует доля отраслей в экспорте, что позволяет отметить способность создавать востребованную продукцию для мирового рынка. При этом во внимание берется анализ структуры экспорта с позиций определения достаточного количества реализуемых товаров и услуг для поддержания платежного баланса государства, а также определения потенциальной группы товаров, привлекательной для экспортных поставок.

Для внутренней конкурентоспособности национальной экономики также используется анализ доли отечественной продукции и ее ассортимент на местных внутренних рынках государства. Соответственно, постепенный рост импорта товаров и услуг на внутренних рынках страны свидетельствует о снижении конкурентоспособности государства и отраслей и наоборот.

В анализе конкурентоспособности используют количественную оценку, при этом ей присуще свойство многоаспектности. В ходе анализа конкурентоспособности выделяют объект оценки, субъекта, а также цели. К объектам конкурентоспособности относят товары и услуги, нормативные акты, технологии, производство, сотрудников, информацию и др.

В анализе конкурентоспособности также следует учитывать присущее свойство противоречивости, что связано с необходимостью учета как интересов потребителей товаров (работ, услуг), так и интересы собственников бизнеса (предпринимателей). Конкурентоспособность также является одним из важных параметров для стратегического развития экономического субъекта, что повышает значимость данной экономической категории как объекта исследования.

Роль конкуренции в развитии национальной экономики

Роль конкуренции в развитии современной национальной экономики не следует воспринимать однозначно. Длительное время (до ХХ в.) многие ученые-экономисты характеризовали конкуренцию как движитель экономики, как важный инструмент развития общественного производства, приписывая ей

такие качества, как:

Во-первых, механизм рыночного саморегулирования, подталкивающий общественное производство к саморазвитию. Считалось, что риск банкротства от снижения спроса на товар из-за потери потребительской стоимости вследствие конкурентной борьбы подталкивает предпринимателей постоянно работать над повышением эффективности производства, улучшением качества продукции и повышением ее доступности для потребителей.

Во-вторых, под воздействием конкуренции субъекты предпринимательства постоянно сопоставляют собственные издержки производства со среднеотраслевыми, что также подталкивает их внедрять новые технологии и средства производства, которые позволят снизить себестоимость и получить ценовое преимущество перед конкурентами.

В-третьих, постоянная борьба с конкурентами за потребительскую аудиторию и факторы производства позволяют воспринимать конкуренцию как средство выживания экономического субъекта в рыночной среде, поскольку стабильность бизнеса напрямую связана с наличием у рыночного агента конкурентных преимуществ.

Несмотря на очевидную важность конкуренции как механизма рыночного саморегулирования хозяйственных отношений, следует выделить и противоречивость ее роли в развитии национальной экономики в современных условиях. Несомненно, положительной стороной конкуренции является сам факт выражения экономической свободы рыночных агентов, формирование предприимчивости у хозяйствующих субъектов. В то же время считаем важным уделить внимание и отрицательной составляющей конкуренции, которая связана с формированием жесткой системы отношений, приводящих к банкротству хозяйствующих субъектов, не выдерживающих в конкурентной борьбе (последствия для общества: банкротство предпринимателей, рост безработицы, снижение налогооблагаемой базы и др.).

Таким образом, в конкуренции сочетаются две движущие силы – созидательная (способствует развитию общественного производства) и разрушительная (приводит к банкротству предприятия и целые отрасли, к росту безработицы и снижению занятости, эмиграции наиболее ценных трудовых кадров, оттоку капитала, снижению платежного баланса государства и курса национальной валюты, сокращению налогооблагаемой базы и др.).

В условиях ведения торговых и экономических войн конкуренцию стоит рассматривать как один из важных инструментов политического противостояния, а также реализации стратегических и тактических задач внешнеэкономических отношений.

Так, к примеру, в истории современной России резкий переход от плановой экономики к рыночной экономике на фоне открытости границ и значительных объемов поставок импортной продукции привели к резкому возникновению конкуренции на внутреннем рынке. При этом российским предприятиям в одночасье предстояло адаптироваться к рыночным условиям и конкурентной борьбе с иностранными фирмами, которые десятилетиями оттачивали и совершенствовали механизмы продвижения своей продукции и захвата новых рыночных ниш, используя инструменты маркетинга и рекламные кампании.

По вполне объективным причинам многие отечественные предприятия не смогли быстро адаптироваться к новым условиям хозяйствования и стали банкротами, ухудшив тем самым социально-экономическое положение в государстве (последствие негативного проявления конкуренции для общественного производства национальной экономики).

Кроме того, спустя тридцать лет рыночных преобразований по-прежнему

нельзя считать, что только конкурентная борьба сможет ликвидировать слабые и неконкурентоспособные предприятия с безусловной пользой для национальной экономики, оставляя на рынке исключительно сильные фирмы, максимально удовлетворяющие потребности потребителей по качеству и ценовой доступности.

В отношении ценовой конкурентоспособности отечественного производства конечной продукции с иностранными фирмами важно учитывать не только особенности географического расположения России, наличие природных ресурсов, но и рыночные аспекты ведения хозяйственной деятельности. Так, к примеру, по темпам инфляции наше государство опережает страны Западной Европы, США, Китая и ряда других стран. Устойчивость данной тенденции на протяжении длительного периода времени ежегодно снижает ценовые конкурентные преимущества отечественной конечной продукции, делая невыгодным местное производство все большего ассортимента товаров. Кроме того, многие иностранные государства оказывают своим экспортерам разные формы финансовой (материальной) поддержки, что также выводит современные формы конкуренции на внутреннем российском рынке за рамки «равных возможностей» [10] (Lukomets et al., 2013).

Представляется, что в современных условиях полной свободы для субъектов рыночной экономики не может быть. Та, к примеру, Н.И. Бухарин в своих трудах отмечал тот факт, что рыночный агент в «своих мотивах и действиях зависит от внешней среды». Солидарны с мнением Дж. Гэлбрейта, который утверждал, что «сегодня не может быть свободного рынка времен Адама Смита и кто призывает к этому – человек с психическим заболеванием клинического характера» [14] (Nosova, 1999).

В современных условиях призывы руководства страны к выстраиванию на территории России условий для развития свободной (совершенной) конкуренции являются нерациональными. Одной из важных задач для руководства страны должно быть формирование благоприятных условий для развития отечественного бизнеса, увеличения количества предприятий, роста занятости и др. Достижение таких положительных тенденций в развитии общественного производства возможно при повышении конкурентных преимуществ (относительных и абсолютных) для развития бизнеса на территории нашей страны. Поэтому органы власти должны систематически проводить мониторинг рыночной среды в реальном секторе национальной экономики, своевременно выявляя угрозы для устойчивого развития общественного производства в национальной экономике, формируя благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, в том числе за счет повышения относительных и абсолютных конкурентных преимуществ.

Считаем, что в современных условиях в российской экономике должна проводиться активная работа органов власти с субъектами предпринимательства, направленная на повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Такая форма взаимодействия бизнеса и власти позволит более эффективно решать задачи, связанные со стимулированием производства товаров, направленных на импортозамещение товаров, увеличивая долю отечественной продукции на внутреннем рынке, а также для повышения объемов экспорта конечных товаров (кроме сырья).

Также считаем, что в настоящее время многие развитые страны уже длительное время выстраивают свою внутреннюю и внешнюю экономическую политику с позиций формирования конкурентных преимуществ. В условиях ограниченности природных ресурсов наличие абсолютных преимуществ хоть и является существенным преимуществом, но уже не является определяющим условием. На первое место выходит формирование относительных конкурентных преимуществ, что связано с внедрением новых технологий, инновационных разработок, роботизацией и т.д. Развитие науки и технологий идет столь быстрыми темпами, что формирование относительных конкурентных преимуществ приобретает государственное значение. С другой стороны, большая капиталоемкость опытно-конструкторской деятельности для формирования новых технологий и средств труда является одним из факторов, который может сдерживать появление и распространение новых относительных преимуществ в национальной экономике, снижая конкурентные позиции всего государства на международном рынке. Данные аспекты также свидетельствуют о том, что вопросы формирования конкурентных преимуществ среди субъектов предпринимательства выходят за пределы интересов лишь самих бизнесменов и отчасти являются вопросами государственной важности.

Также считаем, что для разных отраслей и сфер деятельности необходимо формировать свою стратегию наращивания конкурентных преимуществ, при этом в каждом регионе должны учитываться местные особенности функционирования бизнеса (включая сложившиеся относительные и абсолютные конкурентные преимущества).

Таким образом, не отрицая важность сохранения конкуренции для стимулирования деловой активности субъектов предпринимательства национальной экономики, предлагаем органам власти реализовать ряд мер, которые могут нивелировать негативные последствия от чрезмерного увеличения импорта на внутреннем рынке потребительских товаров. С другой стороны, современная внутренняя экономическая политика любого государства не может быть эффективной, если в ходе ее реализации органы власти не создают условия для стимулирования развития местного производства. В свою очередь, национальное производство может устойчиво и эффективно развиваться лишь при сохранении и расширении конкурентных преимуществ (абсолютных и относительных). Соответственно, активное взаимодействие органов власти, научного сообщества и бизнеса в вопросах сохранения и расширения конкурентных преимуществ является важным условием для развития национальной экономики России в долгосрочном периоде.

Заключение

Вышеизложенный материал призван актуализировать вопросы повышения конкурентоспособности национальной экономики, которая является результатом проявления успешной конкурентоспособности местной продукции (товаров и услуг) на внутреннем и внешнем рынках. Конкуренция как составная часть рыночного механизма саморегулирования не только может положительно отражаться на темпах развития общественного производства, подталкивая предпринимателей к росту качества продукции и снижению ее стоимости, но и имеет отрицательные последствия, когда в условиях открытой экономики могут полностью перестать функционировать целые отрасли и сферы деятельности, а доминирование импортной продукции на внутреннем рынке способно существенно подорвать суверенитет государства. В этой связи регулирование механизма конкуренции со стороны государства в направлении сохранения движущих сил для развития общественного производства и нивелирования отрицательных (разрушительных) ее последствий для национальной экономики в условиях наличия значительного объема импортной продукции на внутренних рынках является целесообразным направлением реализации внутренней экономической политики в России.


Источники:

1 Архипов А.М. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики / А.М. Архипов // Инновации и инвестиции. – 2007. - №4. – С. 56-65.
2 Ахматова М. Теоретические модели конкурентоспособности / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. – 2003. – №4. – С. 25
3 Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: учебник / М. Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994. – 720 с.
4 Гельвановский М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях / М.И. Гельвановский // Российский экономический журнал. – 1998. – №2. – С. 16-24
5 Говорова Н. Конкурентоспособность – основной фактор развития современной экономики / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – №4. – С.25-37.
6 Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – з№28. – С.317-321.
7 Джевонс У.С. Об общей математической теории политической экономии / У.С. Джевонс // Вехи экономической мысли. Теория потребитель-ского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. – Спб.: Экономическая школа, 2000. – Т. 1. – 380 с.
8 Завьялов П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е.
Демидов. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 416 с.
9 Левина Е.А. Конкуренция по Курно и по Бертрану: выбор стратегической переменной на примере автомобильного рынка России / Е.А. Левина, Е.В. Покатович // Journal of Modern Competition. – 2015. – №6. – С. 52-62
10 Лукомец М.И. Теоретические аспекты и практическая значимость конкуренции для развития отечественной экономики / М.И. Лукомец, С.Ю. Андреев, А.И. Сергеева, Н.В. Власова, Т.А. Бочкова, М.Д. Строганова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – №94. – С. 650-665.
11 Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. – М.: Прогресс, 1993.
12 Милль Дж. С. Основы политической экономии. – М., 1980. Т.1
13 Мокроносов А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
14 Носова С.С. Экономическая теория: учебник для вузов / С.С. Носова. – М.: ВЛАДОС. – 1999.
15 Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран / М. Портер. – М.: Альпина паблишер, 2016. – 947 с.
16 Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Дж. Робинсон. – М.: Прогресс, 1986.
17 Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения / Д. Рикардо. – М.: 2016
18 Самошилова Г.М. Вопросы конкуренции в экономической мысли XX века / Г.М. Самошилова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика», – 2013. – №4. – С.15-21.
19 Симакова Е.К. Теории конкуренции в истории экономических учений: основные подходы /Е.К. Симакова // Управление экономическим развитием. –
2016. – №4. – С. 96-101
20 Смит А. Исследование о богатствах народов / А. Смит. – М.: Республика, 1997. – 352 с.
21 Сраффа П. Законы доходности в условиях конкуренции. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 160 С.
22 Фатхутдинов Р.А. Экономика знаний и инструменты конкурентоспособной экономики / Р.А. Фатхутдинов // Вопросы теории. – 2008. - №6. – С. 137-143.
23 Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. – 1989. – №12. – С.6
24 Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 516 с.
25 Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции / Э. Чемберлин. – М.: Экономика, 1996. – 531 с.
26 Шпотов Б.М. О современных теориях конкурентных премуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практик управления. – 2001. – №3. – С.50-55.
27 Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры): перевод с английского / Й. Шумпетер. – М.: Прогресс. – 1982. – 455 с.
28 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие. – 2-е изд. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», 1998.
29 Яшин С.Н. Концептуальные вопросы оценки экономической безопасности регионов / С.Н. Яшин // Финансы и кредит. – 2006. – № 1 (205). – С. 15-19.
30 Salomons A. Robocalypse now ‒ does productivity growth threaten employment? // Investment and growth in advanced economies. Conference pro-ceedings. European Central Bank. Sintra, 2017. – P. 45‒118.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 22:55:43