Концептуальные противоречия в сфере высшего образования как угроза экономической безопасности России

Руденко М.Н.1, Баландин Д.А.2
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук - Пермский филиал

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548777

Аннотация:
Вопрос исследования заключается в выявлении современных проблем высшей школы. В работе, на основе проведения ретроспективного анализа образовательной политики России в сфере высшего образования выявлены противоречия между внедренными в образовательную деятельность ВУЗов западными теоретическими концепциями и национальными интересами в подготовке высококвалифицированных специалистов для нужд страны. По итогам работы сформулирован вывод о необходимости пересмотра многих положений образовательной политики в Российской Федерации в интересах стабильного развития российского общества, а также организации постоянного мониторинга деятельности по совершенствованию учебных планов в государственных высших учебных заведениях в целях приведения процесса подготовки специалистов к уровню, удовлетворяющему современные запросы национальной экономики. Результаты исследования адресованы экспертному сообществу в вопросах реализации образовательной политики страны в сфере высшего образования, а также могут представлять практический интерес для руководства и методических служб отечественных ВУЗов.

Ключевые слова: политика в сфере высшего образования, образовательные программы, Болонская система, экономическая безопасность

Финансирование:
Исследование выполнено в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28



Введение. Реалии современных геополитических процессов, нарастающее противостояние со странами так называемого «золотого миллиарда» как в военной и экономической сферах, так и в идеологической плоскости, задачи защиты национальных интересов актуализируют проблематику совершенствования образовательной политики Российской Федерации. Необходимость модернизации высшей школы в настоящее время связывается не только с образовательными трендами на подготовку практико-ориентированных специалистов [1, с. 93], но и с процессами критического переосмысления отдельных теоретических концепций западных ученых, активно внедряемых в последние десятилетия в образовательную деятельность российских государственных вузов, учрежденных и финансируемых государством для обеспечения отечественной экономики востребованными высококвалифицированными кадрами [8, с. 13].

Цель настоящей статьи заключается в выявлении концептуальных противоречий в образовательной политике и современных проблем высшей школы как угроз экономической безопасности Российской Федерации в условиях современной неопределенности.

Методология исследования, материалы и методы. Исследование основано на обобщении теоретических материалов и сведений практического характера в организации образовательного процесса российских ВУЗов. В процессе работы над настоящей статьей в рамках системного подхода применялся метод ретроспективного анализа образовательной политики России в сфере высшего образования. Авторские рекомендации и выводы базируются на выявленных противоречиях между внедренными в образовательную деятельность ВУЗов западными теоретическими концепциями и национальными интересами в подготовке высококвалифицированных специалистов для нужд экономики страны.

Основная часть. Смена научной парадигмы, поспешные, зачастую формальные попытки имплантации [10, с. 239] западных образовательных технологий в российскую действительность, переход на многоуровневое высшее образование, непрекращающейся пересмотр и обновление государственных образовательных стандартов, наряду с несомненными положительными моментами, на практике привели к снижению объема академических часов обязательных профессиональных дисциплин и не всегда оправданному возрастанию нагрузки на профессорско-преподавательский состав, что негативным образом сказалось на качестве реализации образовательных программ и показателях текучести педагогических кадров.

В перечень возникших проблем можно также включить:

– деградацию материально-технической базы ВУЗов, нарушенные связи с корпоративным бизнесом в аспектах целевого набора и прохождения производственной практики [11, с. 76];

– отсутствие внятной государственной политики в сфере книгоиздания научной, учебной и учебно-методической литературы, что дезориентирует участников образовательного процесса в общем пространстве страны;

– зависимость присвоения научного звания работникам ВУЗов от публикации определенного объема учебно-методических работ (как правило минимально допустимым тиражом), содержание которых мало отлично от подобных пособий во множестве издаваемых другими учебными организациями, а сами работы зачастую практически не используются в учебном процессе.

Дополнительно следует отметить, что попытки повысить рейтинговые позиции российских ВУЗов посредством наращивания научных публикаций, индексируемых в международных базах научной литературы, по нашему мнению, мало принесли пользы отечественному образованию. В отраслях национальной науки, достижения которых востребованы за рубежом, уже ранее издавались и издаются в настоящее время российские журналы, включенные в подобные библиографические базы. А в исторический период активного продвижения Болонской системы большая доля опубликованных работ российских авторов в платных иностранных журналах (в необходимость исполнения эффективных контрактов), как правило, содержит результаты эмпирических наблюдений и не представляет какого-либо существенного интереса для глобального научного сообщества [6].

Кроме того, требование о соблюдении процентного соотношения «остепененных» преподавателей (введенное как один из инструментов борьбы с засильем частных образовательных учреждений в начале постсоветского периода), с одной стороны, привело к нехватке педагогов и поощрило массовое внешнее совместительство в ущерб научной деятельности, с другой стороны, породило беспрецедентное в сравнении с эпохой СССР число докторов наук в возрасте 30-40 лет, многие из которых смогли обеспечить нормативный квалификационный уровень своих диссертационных работ, но, тем не менее, не обладают в силу отсутствия научного опыта фундаментальными компетенциями, позволяющими решать важные народнохозяйственные проблемы, оставаясь еще на многие годы по сути «ремесленниками» от науки.

Распространение практики дистанционного обучения [20, с. 100], увеличение часов самостоятельной работы, замена устных экзаменов контрольным тестированием стали серьезными вызовами для качества процессов управления учебно-методической и научно-исследовательской работой в высших учебных заведениях и, безусловно, усложнили восприятие и усвоение материала, адаптацию студентов к профессиональной деятельности. Ситуация усугубляется тем, что современные образовательные стандарты, уже пятое поколение за три десятилетия [5, с. 90], не отвечают в полной мере профессиональным запросам потенциальных работодателей, принимаются и утверждаются формально, в ориентации на западные новшества, форматы и терминологию, а не на запросы национальной экономики. В результате – переход от академического к узкоспециализированному высшему образованию [14, с. 14], при этом одинаковые заявленные компетенции выпускников в пространстве страны формируются различными образовательными дисциплинами [7, с. 2].

Мейнстримом современной европейской системы образования является трансформация традиционных методологических положений и реструктуризация образовательных программ. Провозглашены задачи формирования у обучающихся навыков критического мышления и инициативности, развития индивидуальных способностей к принятию решений. Поощряется интерес к предпринимательству. Развивается практика инициативного определения учащимся необходимых ему учебных дисциплин и самостоятельного выбора педагогов [12, с. 46]. Реализуется межвузовское сетевое взаимодействие, а также стратегическое партнерство университетов и бизнес-структур в организации конкурентного образовательного процесса и продвижении на рынке образовательных услуг [13, с. 82, 85].

Экономическая и политическая интеграция в форме Европейского союза в едином образовательном пространстве отразилась в виде Болонской конвенции, установившей определенные принципы и правила для подписавших соответствующие декларации стран.

Следует отметить, что внедрение Болонской системы сопровождалось различными эксцессами, вызванными ростом стоимости обучения в отдельных государствах, угрозами потери преемственности и национальной идентичности в образовательной сфере (Великобритания, Нидерланды). В высокоиндустриальной Германии констатировалось: падение качества образования, снижение уровня мобильности обучающихся и преподавательского состава, несоответствие выпускников бакалавриата запросам национальной экономики и необходимость последующей переподготовки, ограниченность мест в магистратуре [18, с. 286-287].

По нашему мнению, целесообразность возникновения Болонской системы лежит прежде всего в экономической плоскости и отражает, зачастую, диаметрально противоположные интересы государств с различным уровнем развития, транснациональных корпораций и отдельных групп населения стран, входящих в Евросоюз.

Не погружаясь глубоко в данную тематику, все же считаем возможным отметить следующие причины устойчивости Болонской системы:

– евробюрократы получают возможность определенного контроля свободного перемещения рабочей силы между странами Евросоюза и трудовых мигрантов из государств третьего мира;

– разделение высшего образования на магистратуру, бакалавриат и специалитет позволяет бизнесу получать сверхприбыль посредством найма на рынке труда более дешевых работников, на обучение и подготовку которых затрачивалось меньше средств и ресурсов;

– активная часть трудоспособного населения стран с неразвитой экономикой повышает шансы трудоустройства по специальности (нередко с понижением размера оплаты труда в сравнении с местными жителями) в более развитых сегментах пространства Евросоюза и получает возможность обеспечивать благополучие членов своих семей, проживающих в традиционных местах обитания.

Вхождение Российской Федерации в Болонский процесс в 2003 году являлось зеркальным отражением тождественных тенденций общественного развития. Отметим, что закономерность интеграции в глобальное образовательное пространство прослеживается еще из эпохи СССР, подписавшего в числе ряда государств акты, принятые под эгидой ООН и ЮНЕСКО, о взаимном признании дипломов о высшем образовании.

Несомненно, что перестройка российской высшей школы в последние три десятилетия, в том числе в рамках Болонского процесса имеет свои положительные эффекты. Так, национальная система высшего образования стала более конкурентоспособной и привлекательной для иностранных студентов (в основном из развивающихся стран ввиду более низкой стоимости обучения и проживания в России). В свою очередь, количество российских студентов, обучающихся в Евросоюзе в последние годы достигало 12-16 тысяч [19, с. 400-401]. Присоединение к Болонской системе нацеливало отечественные ВУЗы на налаживание долгосрочных устойчивых связей с зарубежными университетами, взаимообмен студентами и т.д. Вместе с тем, усилилась тенденция трудоустройства россиян-выпускников европейских университетов за рубежом в ущерб национальным интересам.

Не секрет, что в постсоветский период в значительном сегменте российского общества, сформировалось устойчивое мнение о степени успешности в жизни от переезда на постоянное место жительства в развитые страны. Многие абитуриенты стали рассматривать поступление в отечественные ВУЗы на специальности по изучению иностранных языков только как определенный адаптационный «лифт» для последующей миграции. В значительной степени, это относится и к целому ряду востребованных на Западе специальностей российских выпускников, например, специалистов в сферах IT, биотехнологии, химии. Способствует данному процессу целевая деятельность в развитых странах различного рода служб и фондов, курирующих отбор и переезд за рубеж перспективных выпускников российских ВУЗов. В то же время, число россиян, которые самостоятельно смогли найти работу по специальности за рубежом крайне мало [2, с. 454].

В условиях Болонской системы установка на конкурентоспособность привела к тому, что у российских ВУЗов результативность стала оцениваться с позиции привлечения дополнительных доходов и степени внедрения, так называемых, инновационных методов образования, а не по качеству подготовки реально востребованных в экономике специалистов. Особенно тревожными факторами являются:

– усиление тенденции к завершению образования на ступени бакалавриата;

– низкая мотивация у обучающихся в трудоустройстве по полученной специальности;

– отсутствие у молодых специалистов реальных возможностей найти работу без наличия профессионального опыта и трудового стажа.

Как последствия – неудовлетворенный спрос на рынке труда, снижение качества выпускаемых специалистов и падение престижности российского образования [3, с. 6].

В условиях современной экономической неопределенности и попытках международной изоляции, выше отмеченные проблемы, как явные угрозы национальной экономической безопасности можно рассматривать как определенные предпосылки объявленного Российской Федерацией выхода из Болонской системы с сохранением положительно зарекомендовавших себя инновационных практик и образовательных технологий [17, с. 94].

Обзор научной дискуссии подтверждает гипотезу о том, что условия современной неопределенности и угрозы экономической безопасности диктуют незамедлительность анализа образовательных программ и учебных планов как определенных форм заказа государства и бизнеса на подготовку необходимых экономике специалистов [15, с. 73] с позиции их соответствия интересам национальной экономики. При этом, требования работодателей о высоком профессионализме, в полной мере относятся к выпускникам экономических специальностей высших учебных заведений [4, с. 4].

В порядке обсуждения считаем необходимым выразить солидарность с теми представителями научного сообщества, которые пришли в своей научно-педагогической деятельности к констатации того, что современная подготовка специалистов в области «Экономическая безопасность» и «Таможенное дело» усложняется отсутствием единого подхода при определении профессиональных задач, которые будут решать выпускники при выполнении трудовых функций, в частности в вопросах предотвращения последствий различного рода рисков и угроз в условиях изменений внешней среды [9, с. 89, 93]. Выпускники различных ВУЗов по данным специальностям в настоящее время овладевают различным объемом знаний, профессиональных компетенций и практических навыков, что несомненно повышает неопределенность на рынке труда, вызывает неудовлетворенность работодателей и усложняет процесс трудоустройства. Решению многих проблем будет способствовать выработанная в университетской среде во взаимодействии с представителями работодателей консолидированная позиция по наполнению образовательных программ в едином пространстве страны [16, с. 55].

Выводы

Проведенное исследование, по нашему мнению, показало, что реализация положений Болонского процесса в условиях попыток внешней изоляции России и ограничений для интеграции ее граждан в европейскую систему высшего образования не только не способствует решению задач национального развития, но и становится причиной для понижения фундаментальности отечественных ВУЗов в сторону подготовки узкоспециализированных специалистов, что также, несомненно, является угрозой экономической безопасности страны. В этой связи, преодоление концептуальных противоречий в сфере высшего образования становится важным направлением политики обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.


Источники:

1. Бодренко Ю.Д. Тренды и глобальные трансформации в сфере образования на примере вузов (future skills team challenge) // Журавлевские чтения. Трансформационные процессы в педагогической науке и образовании: Материалы VI Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти Журавлева Василия Ивановича. Москва, 2022. – c. 91-96.
2. Васильева Н.В., Васильев К.В. К вопросу о переосмыслении глобальных подходов и практик в отечественном профессиональном образовании // Цитисэ. – 2022. – № 2(32). – c. 451-460. – doi: 10.15350/2409-7616.2022.2.39.
3. Дрогобыцкий И.Н. Моделирование процессов модернизации высшего образования в Российской Федерации // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2021. – № 1(33). – c. 3-18.
4. Дудкевич О.А. Актуальные аспекты организации образовательного процесса при подготовке специалистов экономических направлений в условиях цифровой трансформации экономики // Актуальные проблемы экономики и финансов: Труды Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск, 2022. – c. 238-243.
5. Игнатьев В.П. Оппозиции и антиномии современной образовательной реальности // Высшее образование в России. – 2021. – № 3. – c. 87-103. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-87-103.
6. Караваева И.В., Лев М.Ю. Итоги проведения IV международной научно-практической конференции «Сенчаговские чтения» социально-экономическая безопасность: сфера государственного регулирования и область научного знания // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 549-578. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111150.
7. Киселев А.А. Проблемы формирования современных профессионалов в отечественных вузах и пути их решения // Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии: Сборник материалов II Всероссийской научной конференции с международным участием. Чебоксары, 2022. – c. 163-168.
8. Кононов Л.А. Образовательная политика Российской Федерации в сфере высшего образования в условиях информационной борьбы с коллективным западом: проблемы и пути их решения // Право и современные государства. – 2022. – № 5. – c. 9-16. – doi: 10.14420/ru.2022.5.1.
9. Коське М.С., Мишучкова Ю.Г., Воюцкая И.В. Ключевые задачи профессиональной деятельности специалистов по экономической безопасности и их значение для образовательного процесса в ВУЗе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2022. – № 2. – c. 86-105. – doi: 10.37691/2311-5351-2022-0-2-86-105.
10. Кусургашева Л.В., Давыдова В.Н. Экономическая наука, практика и образование: проблемы взаимодействия // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11-2. – c. 237-243. – doi: 10.17513/vaael.1941.
11. Линник Б.Б. Аспекты взаимодействия образовательных организаций и промышленных предприятий // Менеджер. – 2021. – № 2(96). – c. 75-80. – doi: 10.5281/zenodo.5075468.
12. Марфенин Н.Н., Попова Л.В. Образование для устойчивого развития в неустойчивом мире // Ученые записки. – 2021. – № 4. – c. 40-54. – doi: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-40-54.
13. Петров А.М. Стратегический альянс высших учебных заведений: опыт современной Германии // Образование и наука. – 2021. – № 4. – c. 79-107. – doi: 10.17853/1994-5639-2021-4-79-107.
14. Попова В.Б., Кириллова С.С., Лосева А.С. Исторические аспекты и современные условия развития высшего экономического образования // Наука и образование. – 2022. – № 1.
15. Самохин В.Ф., Митрофанов М.В., Киселев К.Н. Современный подход к разработке учебного плана подготовки специалистов // Развитие военной педагогики в XXI веке: Материалы IX Межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 72-81.
16. Сенин И.Н., Филина Н.В. Совершенствование профессиональной подготовки специалистов таможенного дела в контексте развития цифровой таможни // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 10. – c. 47-56. – doi: 10.47576/2712-7516_2022_10_1_47.
17. Сидакова Н.В. Выход из Болонского процесса – неизбежность и логика российского образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. – 2023. – № 4. – c. 93-98. – doi: 10.29025/1994-7720-2023-4-93-98.
18. Старостенко К.В. Будущее высшего образования в России: проблемы и пути развития // Образ будущего: Сборник статей. Орел, 2021. – c. 285-295.
19. Цыганенко А.М. К вопросу о том: что изменилось в системе высшего образования в новейшее время? // Россия в ХХI веке: образование как важный цивилизационный институт развития и формирования российской культурно-исторической идентичности: Сборник докладов и материалов ХХX Моисеевских чтений - научно-практической конференции. Москва, 2022. – c. 398-414.
20. Шевчук Е.В., Григоренко О.В., Шпак А.В. Цифровая трансформация процесса управления учебной нагрузкой ВУЗа // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2023. – № 4(85). – c. 99-115. – doi: 10.26105/SSPU.2023.85.4.010.

Страница обновлена: 12.08.2025 в 21:14:28

 

 

Conceptual controversies in higher education as a threat to Russia's economic security

Rudenko M.N., Balandin D.A.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 2 (February 2024)

Citation:

Abstract:
The article identifies modern problems of higher education. Based on a retrospective analysis of Russia's educational policy in higher education, contradictions between Western theoretical concepts introduced into the educational activities of universities and national interests in the training of highly qualified specialists for the needs of the country have been revealed. There is the need to revise many provisions of the educational policy in the Russian Federation in the interests of the stable development of Russian society, as well as the organization of constant monitoring of activities to improve curricula in state higher educational institutions in order to bring the process of training specialists to a level that meets the modern demands of the national economy. The results of the study are addressed to the expert community in the implementation of the country's educational policy in higher education. The results may also be of practical interest to the management and methodological services of domestic universities. Acknowledgments. The study was carried out in accordance with the Research Plan of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences.

Keywords: higher education policy, educational program, Bologna system, economic security

Funding:
Исследование выполнено в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.

JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28