Коммерческое развитие спортивной школы как объекта мультифункционального использования
Вишнякова О.Н.1, Рыжов И.В.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 27
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54945841
Аннотация:
В настоящее время в связи с ростом уровня жизни и изменением поведения потребителей происходит активное развитие индустрии спорта. Спортивные объекты и мероприятия становятся все более популярными, и это открывает новые возможности для коммерческого развития физкультурно-спортивных организаций. Аренда спортивных площадок и персонала для проведения мероприятий является одним из наиболее перспективных направлений в развитии спортивной школы. Это может быть как проведение соревнований по различным видам спорта, так и корпоративными и туристическими мероприятиями. Проведение мероприятий на территории объекта может стать настоящей золотой жилой для организации, повысить ее узнаваемость, а также помочь привлечь новых клиентов. Результаты данной работы могут быть интересны и полезны руководителям физкультурно-спортивных организаций.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивная школа, спортивная индустрия, МБУ «СШОР «ФСО «Ракета»
JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с ростом уровня жизни и изменением поведения потребителей происходит активное развитие индустрии спорта. Спортивные объекты и мероприятия становятся все более популярными, и это открывает новые возможности для коммерческого развития физкультурно-спортивных организаций.
Коммерческое развитие спортивной школы может помочь организации увеличить прибыль и привлечь новых клиентов. Развитие спортивной школы как объекта мультифункционального использования может привести к улучшению эксплуатации имущества и увеличению эффективности деятельности организации.
Аренда спортивных площадок и персонала для проведения мероприятий является одним из наиболее перспективных направлений в развитии спортивной школы. Это может быть, как проведение соревнований по различным видам спорта, так и корпоративными и туристическими мероприятиями. Проведение мероприятий на территории объекта может стать настоящей золотой жилой для организации, повысить ее узнаваемость, а также помочь привлечь новых клиентов.
Основная часть
Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом серьезных проблем, связанных: во-первых, с ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью; во-вторых, с необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва; в-третьих, с возросшей конкуренцией в спорте высших достижений [2].
Коммерческая деятельность спортивной школы – это осуществление деятельности с целью получения прибыли. В рамках коммерческой деятельности спортивной школы она может предлагать платные услуги, такие как обучение спорту, аренду площадок и спортивного оборудования.
Коммерческая деятельность включает в себя разнообразные процессы, связанные преимущественно с производством и продажей товаров и услуг. В случае спортивной школы это тренировки и мероприятия, а также все процессы, связанные с их организацией и продажей. Для успешной коммерческой деятельности важно учитывать особенности рынка, потребности клиентов, мониторинг качества услуг и финансовый учет. Она также включает в себя маркетинговые исследования. Это – сбор информации о рынке, потребителях, конкурентах и т.д. Результаты маркетинговых исследований используются для разработки новых продуктов и многочисленных маркетинговых акций. Одна из целей маркетинговых исследований – это увеличение продаж, что повышает доход коммерческих организаций [6].
Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2020–2024 гг.» и др. В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.
Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.
Внебюджетные средства – это средства, поступившие на расчетный счет учреждения из внебюджетных источников в соответствии с законодательством в распоряжение учреждения.
Внебюджетная деятельность спортивной школы – это деятельность, осуществляемая организацией за счет собственных средств, полученных от третьих лиц и других источников доходов, кроме государственного бюджета. Это могут быть доходы коммерческой деятельности, благотворительные взносы, пожертвования и др.
Спортивные школы, как и любые другие коммерческие организации, стараются использовать внебюджетную деятельность как средства для финансирования текущих нужд и осуществления инновационного развития. Платные услуги, оказываемые спортивными школами в рамках внебюджетной деятельности, позволяют не только организовать более высококачественные занятия для клиентов, но и получать дополнительные доходы, которые могут быть использованы для инвестирования в коммерческое развитие.
Коммерческое развитие, в свою очередь, также может способствовать улучшению качества продукции и услуг и, как следствие, увеличению доходов. Например, если спортивная школа инвестирует в улучшение оборудования, разработку новых программ или обучение сотрудников, это может привести к увеличению числа клиентов и, соответственно, увеличению доходов.
Анализ специальной литературы по вопросам управления физической культурой и спортом показывает, что при существовании на протяжении многих лет органов управления различных уровней государственных и общественных форм, активная работа по научному изучению управленческой деятельности началась только в 1970-е годы. Этому в значительной степени способствовали идеи кибернетики, благодаря которым сформировалось новое направление – научное управление обществом. Свое развитие это направление получило в работах В.Г. Афанасьева, Д.М. Гвишиани и других ученых [4].
Приведенные работы имели большое значение и для осмысления вопросов управления в сфере физической культуры и спорта, они послужили методологическим фундаментом для проведения исследований. Теоретико- методологические вопросы управления в эти годы разрабатываются: Н.Н. Бугровым; К.А. Вороновой; Т.М. Каневец; К.А. Кулинковичем; Г.И. Кукушкиным; Н.И. Тороповым и другими учеными.
Результатами этих исследований явились разработанные вопросы: предмет и методология управления физической культурой и спортом принципы, функции и методы научного управления физической культурой и спортом; система управления физической культурой и спортом в стране; организация работы государственных органов управления физической культурой и спортом [3].
Известные события на рубеже XX-XXI веков внесли коренные политические и социально-экономические изменения как в жизни общества, так и отдельных отраслей. Это привело к поиску оптимальных условий для совершенствования управления физической культурой и спортом на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, местный.
Как, например, отмечает В.А. Бескровная, рассматривая регионы как автономные самоуправляемые объекты, государство воздействует на них с использованием различных инструментов для достижения как минимум цели обеспечения необходимого уровня доступности физкультурно-спортивных услуг [7].
В этой связи, как считает автор, происходит смещение акцентов в решении проблем с федерального уровня на региональный и муниципальный, что предполагает наличие научно обоснованной парадигмы развития региональной системы управления сферы физкультурно-спортивных услуг, включающей систему управленческих решений по ее совершенствованию на региональном и муниципальном уровне.
Не претендуя на полное изложение новых условий функционирования системы физической культуры и спорта, приведем некоторые соображения на этот счет. Во-первых, изменилось содержание функций органов управления, составляющих вертикаль управления отраслью. Во-вторых, впервые создана достаточно полная нормативно-правовая база, регулирующая многообразные общественные отношения в рассматриваемой сфере. В-третьих, стремительно развивается система коммерческих физкультурно-спортивных организаций, физкультурно-оздоровительные услуги которых востребованы населением.
В-четвертых, впервые получил официальный статус российский профессиональный спорт. В-пятых, изменилось положение в отрасли общественных физкультурно-спортивных объединений [5].
Доходы (внебюджетные средства) – денежные и иные материальные средства юридических или физических лиц, в том числе родителей (законных представителей) обучающихся, переданные образовательному учреждению на основе добровольного волеизъявления или по договорам возмездного оказания услуг и другим гражданско-правовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приносящей доход (внебюджетной деятельностью) является деятельность, целью которой является получение доходов (в том числе от платных дополнительных образовательных услуг), а также деятельность, связанная с реинвестициями (расходованием на образовательные нужды) внебюджетных средств [10].
Источниками формирования средств от приносящей доход деятельности являются в сфере спортивной организации:
- средства, привлеченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет предоставления платных услуг;
- средства добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц; другие источники, не запрещенные законодательством.
Таким образом, коммерческая деятельность спортивной школы может быть организована как в основной сфере деятельности, так и в качестве дополнительных услуг. Это может приводить к дополнительному доходу для школы, который может быть инвестирован в развитие спортивной базы и качества предоставляемых услуг, расширение инфраструктуры. Однако, необходимо учитывать, что коммерческая деятельность спортивной школы не должна забывать о своих основных целях, таких как развитие детей и подростков, создание условий для их физического и духовного развития, формирование здорового образа жизни. Коммерческая деятельность должна быть в рамках этих целей, а также соответствовать правовым и нормативным требованиям. [12].
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» государство берет на себя обязанность финансировать отрасль физической культуры и спорта. Речь, прежде всего, идет о прямом финансировании спортивных сооружений, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных организаций (объединений) федерального значения. Кроме того, это касается научных исследований, подготовки и выступлений в официальных и международных спортивных соревнованиях сборных команд [2].
Значение физической культуры и спорта для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России и за рубежом активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта в своих странах и на межгосударственном уровне.
Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений.
В частности, поддержка оказывается: на законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта; в части прямого финансирования физкультуры и спорта.
Финансирование отдельных структур отрасли физической культуры и спорта осуществляется за счет средств местных федеральных бюджетов в соответствии с государственными нормативами. Отмеченное касается организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, в санаториях, домах отдыха, на туристических базах. Особое внимание при этом обращается на организацию непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с отклонениями в развитии).
Ассигнования на финансирование отрасли физической культуры и спорта указываются в государственном бюджете отдельной строкой. Ни должны быть не менее 2% от всего его объема. На развитие спорта высших достижений установлена доля в размере 30% (не более) средств, направленных на финансирование всей отрасли физической культуры и спорта.
Кроме прямых денежных поступлений есть и иные показатели, определяющие финансирование данной отрасли. Прежде всего это земельные участки, занятые физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями. Их налогообложение является льготным. То же самое касается услуг, предоставляемых детям их малообеспеченных семей, инвалидам.
Освобождаются от таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза: спортивные товары, оборудование, медикаменты, ввозимые в страну в качестве безвозмездной помощи иностранных юридических и физических лиц российским спортивным и физкультурно-оздоровительным учреждениям. Не взимается курортный сбор с лиц, прибывших для участия в учебно-тренировочных сборах и спортивных соревнованиях [11].
Спортивные организации используют одновременно несколько источников финансирования. При этом происходят изменения в их структуре и, соответственно, это касается соотношения платной и бесплатной форм оказания физкультурно-спортивных услуг. Их выбор определяется функциональной направленностью деятельности физкультурно-спортивных организаций, необходимостью повышения социально-экономической эффективности использования денежных фондов.
Все источники финансов физкультурно-спортивных организаций можно объединить в несколько групп. Имеется ввиду:
- доходы, выделяемые из государственного бюджета Российской Федерации и из бюджетов административно-территориальных образований страны;
- средства предприятий, учреждений, организаций, в том числе общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;
- средства государственного социального страхования;
- коммерческие источники финансирования;
- взносы благотворительных организаций и обществ. В принципе, могут быть и другие источники. Но названные выше относятся к числу основных [13].
Нормативно-правовая база для коммерческой деятельности спортивных школ, как частных организаций, основана на Законе РФ «О предпринимательской деятельности» № 129-ФЗ от 08.08.2001 года и других нормативно-правовых актах в области бизнеса. Спортивные школы могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе, предоставляя свои услуги за плату и получая прибыль [1].
Цены на услуги спортивной школы могут регулироваться Федеральным законом «О защите прав потребителей» № 2300–1 от 07.02.1992 года, а также другими нормативно-правовыми актами в области потребительской защиты. Контроль за выполнением норм и требований в данной сфере возлагается на органы государственного надзора и контроля.
Государственные бюджетные спортивные школы создаются на основе решения органов государственной власти или местного самоуправления и регулируются Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» № 329-ФЗ от 04.12.2007 года. Они не могут заниматься коммерческой деятельностью и получать доходы за предоставление своих услуг [2].
Государственные бюджетные спортивные школы финансируются из государственного бюджета и других источников финансирования, средства которых могут направляться на развитие материально-технической базы, поддержку спортсменов и тренеров, а также на проведение мероприятий в области спорта и физической культуры.
В целом, нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности частных спортивных школ и государственных бюджетных спортивных школ прописано в соответствующих законах и нормативных актах Российской Федерации, и осуществляется через систему государственного надзора и контроля.
Формирование источников образования финансов физической культуры и спорта происходит под влиянием изменения экономической, социально-политической ситуации в стране, отражает процессы децентрализации управления экономикой, возникновения новых организационно-правовых форм предприятий и их объединений. Многообразие, альтернативность источников образования финансов физкультурно-спортивных организаций расширяет возможность привлечения дополнительных денежных средств.
Вместе с тем наличие разных источников финансирования приводит к неравенству в ресурсном обеспечении физкультурно-спортивных организаций в регионах страны. Местные бюджеты в этих условиях выступают в качестве одного из инструментов мобилизационного механизма привлечения средств предприятий и направление их в те сферы деятельности, которые не покрываются получаемыми доходами [14].
Одной стороной процесса финансирования физической культуры и спорта является формирование источников поступления денежных средств, а другой стороной – определение направлений целевого использования этих средств. Прежде всего это касается средств прямого финансирования из федерального и местных бюджетов.
Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия; в виде косвенного финансирования. Например, если государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, то это, в сущности, эквивалентно предоставлению финансовой помощи, так как позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях; в виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных и туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (например, государство берет на себя расходы по строительству Олимпийской деревни). В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие муниципалитеты и местные власти – они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования [15].
Государство осуществляет финансирование по всем перечисленным направлениям не хаотично и бессистемно, а на основе специально разработанных перспективных планов. Планы развития физической культуры и спорта формируются на федеральном, республиканском, областном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных районов и спортивных организаций. Все эти планы взаимосвязываются и согласуются друг с другом, образуя целостный единый план государственного развития физической культуры и спорта с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия [8].
Планирование обеспечивает целенаправленное и согласованное общественное воздействие на развитие физкультуры и спорта на основе единого плана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и каждой отдельной личности в физическом совершенствовании. С помощью планирования физической культуры и спорта решаются следующие задачи:
- определяются общие направления и выделяются приоритеты развития физкультуры и спорта в стране в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
- устанавливается численность аппарата управления физической культурой и спортом;
- устанавливается количество научно-исследовательских организаций в области спорта, а также вырабатываются перспективные направления научно-технического прогресса в сфере физкультуры и спорта;
- устанавливаются конкретные задания по развитию массового и профессионального спорта;
- устанавливается оптимальная численность занятых в сфере физической культуры и спорта кадров;
- обеспечивается комплексное развитие всех элементов единой системы физкультуры и спорта;
- устанавливаются ориентиры по дальнейшему повышению уровня мастерства всех участников спортивных отношений;
- приводятся в соответствие с финансовыми и материальными ресурсами все запланированные мероприятия.
На основе составленных и утвержденных правительственными органами планов развития физической культуры и спорта формируются бюджеты соответствующих уровней по статьям расходов на спортивные мероприятия. Таким образом, налоговые платежи от физических и юридических лиц государственные и муниципальные органы направляют на развитие физкультуры и спорта в стране. Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, осуществляет финансирование центрального аппарата управления, высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования. [9]
Федеральный бюджет, как известно, рассматривается и утверждается Государственной думой России. Прежде чем утвердить заявленные на развитие физической культуры и спорта суммы, Государственная дума принимает бюджет поэтапно, в нескольких чтениях. Перед этой процедурой и непосредственно в момент ее прохождения, над бюджетом работают соответствующие комитеты и комиссии, которые в свою очередь привлекают к своей работе экспертов и специалистов по физической культуре, спорту, туризму и финансам. Пройдя все согласительные и законодательные процедуры, федеральный бюджет страны в части физической культуры и спорта принимается в окончательном, четвертом чтении. После того как утвержденный Государственной думой федеральный бюджет одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом России, он должен быть выполнен исполнительной властью по всем статьям расходов [8].
Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд; из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности.
Прохождение бюджетов на уровне субъектов Федерации (краев, областей, республик) происходит определенным образом по установленному порядку. Вначале местными спортивными комитетами и департаментами разрабатывается комплексная программа развития физической культуры и спорта в регионе. При этом учитывается календарь спортивно-массовых мероприятий и соревнований, количество штатных и внештатных сотрудников и величина их зарплаты, количество СШ, школ олимпийского резерва, затраты на приобретение спортинвентаря, ремонт и строительство новых спортивных сооружений и другие факторы [16].
Далее разработанный план физкультурно-спортивных мероприятий с постатейным указанием расходов согласовывается спорткомитетом с другими структурными подразделениями исполнительной власти – с финансовым управлением, с юридическим отделом и другими департаментами. После этого проект бюджета передается для изучения в областную думу. Вначале проект изучается Постоянной комиссией по делам молодежи, туризма и физической культуры; здесь проект уточняется, корректируется и дополняется. После этой процедуры проект передается на рассмотрение депутатов, которые утверждают его на своем пленарном заседании. После этого утвержденный бюджет становится законом.
Комплексные программы развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации представляют собой документы, состоящие, как правило, из следующих разделов:
- введение. В этом разделе раскрывается важность физической культуры и массового спорта для государства и общества; указывается, что поддержка физкультурно-спортивных мероприятий – важная социально-экономическая мера, направленная на сохранение здоровья нации;
- основные цели и задачи программы. В частности, в этом разделе указываются такие цели, как обеспечение необходимым инвентарем и оборудованием образовательных учреждений, клубов по месту жительства, коллективов физической культуры; реконструкцию имеющихся и строительство новых спортивных площадок и сооружений; улучшение подготовки спортивных резервов, повышение эффективности работы спортивных школ и другие задачи;
- организационно-методическая работа. В данном разделе раскрывается сущность мероприятий по повышению уровня учебно-тренировочных занятий и улучшению качества организации и проведения соревнований, по вовлечению все большего количества занимающихся в орбиту массовой физкультуры. В этом разделе указываются также сроки проведения учебно-методических семинаров, научно-практических конференций и совещаний, которые играют важную роль в повышении педагогического мастерства преподавателей и тренеров;
- спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Этот раздел включает в себя мероприятия по организации и проведению спартакиад; районных, городских и областных соревнований по видам спорта; создание сборных команд для участия во всероссийских массовых соревнованиях; медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий и создание благоприятных условий для лечебно-профилактического обслуживания спортсменов; проведение оздоровительных мероприятий;
- материальное обеспечение массовой физической культуры. В данном разделе указывается, в какие организации и на какую сумму направляется спортивный инвентарь;
- формирование и развитие спортивной базы. Очевидно, что без наличия спортивных сооружений невозможно проведение качественных учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий, привлечение широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой. В связи с этим обстоятельством в состав данного раздела включаются работы, связанные с ремонтом, реконструкцией и возведением новых спортивных сооружений, а также определяются суммы, необходимые на проведение данных работ;
- развитие сети СШ. В состав этого раздела включаются мероприятия по развитию и финансированию сети спортивных школ, указываются конкретные суммы выделяемых денежных средств, а также предусматриваются льготы членам сборных, а также тем спортивным сооружениям, где занимаются члены СШ;
- информационное обеспечение физической культуры и спорта. Данный раздел объединяет мероприятия по рекламе, изданию спортивной литературы, пропаганде физической культуры и спорта, по сбору, обработке и анализу информации о состоянии развития физкультуры и спорта в области. В этом разделе предусматриваются также мероприятия по прогнозированию процессов развития физкультуры и спорта, подготовка рекомендаций для органов исполнительной и законодательной власти.
Осуществляя бюджетное финансирование физической культуры и спорта, государство стремится ко всестороннему развитию человека, утверждению здорового образа жизни, формированию условий для занятий любыми видами физкультуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Многофункциональность (универсальность) спортивной школы – это создание оптимальных условий для организации и проведения занятий различного формата по физической культуре с обучающимися. Спортивная школа может быть использована для организации различных мероприятий, таких как концерты, выставки, конференции, семинары, дни активного отдыха и многие другие. Это связано с тем, что в спортивных школах имеется удобная инфраструктура, современное оборудование, широкий спектр услуг.
В настоящее время становится очевидно, что для решения задач современной государственной политики в сфере физической культуры и спорта жизненно необходимо совершенствование модели менеджмента в существующих организациях физкультурно-спортивного профиля, обеспечение стабильного функционирования существующих объектов спорта и спортивных сооружений, и в первую очередь комплексных. Как показывает опыт, развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры наиболее результативно происходит именно в рамках современных многофункциональных спортивных комплексов, спортивных школ, обеспечивающих условия для максимального удовлетворения потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.
В соответствии с требованиями действующего общероссийского классификатора объектов спорта, можно выделить основные критерии, позволяющие отнести тот или иной спортивный объект спортивной школы к категории многофункциональных спортивных комплексов: наличие как минимум двух спортивных зон (спортивных сооружений) открытого или закрытого типа в любой комбинации для занятий физической культурой и спортом; наличие возможности проведения соревнований и занятий разнообразными видами спорта [17].
По нашему мнению, многофункциональный спортивный комплекс представляет собой не просто архитектурный, инженерно-строительный объект, состоящий из нескольких спортивных сооружений. Под ним мы будем понимать особый вид социальных комплексов, то есть учреждений, представляющих собой сложную и многоаспектную систему, реализующую услуги в сфере физической культуры и спорта. Как и любой другой социальный комплекс, спортивный комплекс спортивной школы обладает рядом обязательных характеристик, к числу которых относятся: «завершенность и целостность, ибо комплексом не может быть нечто, не имеющее четких границ; соединение всех аспектов жизнедеятельности в организованную систему (производства, транспортных коммуникаций, социальной сферы, информационного пространства); территориальная размещенность, так как любой комплекс охватывает определенное социальное пространство и имеет свою конфигурацию; сложность состава комплекса, его структуры, условий функционирования и развития, а также управления им; назначение и существование социального комплекса определяется, прежде всего, производством продукции, товаров или предоставлением услуг населению» [18].
В современных условиях любой многофункциональный спортивный комплекс интегрирован в сложную сеть отношений, включая экономические, организационно-правовые, социально-педагогические, технико-эксплуатационные и т.д. Данное обстоятельство определяет необходимость применения системного подхода к исследованию спортивного комплекса как сложного социального объекта и одной из организаций сферы физической культуры и спорта. С позиций системного подхода многофункциональный спортивный комплекс (как и любая физкультурно-спортивная организация) выступает, прежде всего, как относительно автономная социальная общность, совокупность людей с четко структурированной коллективной деятельностью и границами, существующая для достижения общих целей. Следует отметить, что сектор физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время представлен частными, государственными (муниципальными) и общественными организациями. Очевидно, что конечной целью коммерческой частной организации является обеспечение получения прибыли. Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные комплексы находятся либо в государственной (муниципальной) собственности, либо в собственности некоммерческих организаций (спортивных федераций и клубов, спортивных школ). В этом случае их целью является удовлетворение потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах.
Деятельность спортивных комплексов «государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего – подрастающего поколения, а общественного сегмента – нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения» [19].
Основным, системообразующим видом деятельности многофункционального спортивного комплекса является производство и предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, представляющих собой, как отмечает И.В. Шубарин, «такой вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей населения посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения специфических знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях в качестве зрителя» [20].
По критерию взаимосвязи с окружающей средой многофункциональный спортивный комплекс можно рассматривать как открытую систему; по критерию изменения во времени как динамическую. Кроме того, современные спортивные комплексы (особенно коммерческие, ориентированные на рынок спортивных услуг) должны обладать такими свойствами систем как инновационность, гибкость, и адаптивность. Как отмечают С.С. Филиппов и Н.И. Антонова, гибкость в данном случае «проявляется в целом ряде показателей – во внутренней структуре, в кадровом обеспечении, в количественных и качественных результатах работы по предоставлению спортивных услуг и т.д.; адаптивность рассматривается как способность физкультурно-спортивной организации активно приспосабливаться к условиям изменяющейся социальной среды, а инновационность – как поиск и использование новых физкультурно-оздоровительных технологий, новых технических средств для занятий, современных подходов в менеджменте и др.» [21].
На развитие любого многофункционального спортивного комплекса оказывают воздействие различные внешние и внутренние факторы. Целесообразно разделить их на несколько групп по уровню воздействия: факторы макросреды (дальнего окружения); мезосреды (ближнего окружения); микросреды (факторы на уровне спортивного комплекса). К числу факторов макросреды относятся различные экономические, политические, социальные факторы: уровень инфляции, доходов населения, общеотраслевой уровень спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, наличие моды на здоровый образ жизни, направленность государственной политики в сфере физической культуры и спорта, объемы государственной поддержки отрасли, уровень налогообложения, изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли. Факторы мезосреды находятся в более близком окружении, что позволяет спортивному комплексу корректировать их негативное влияние и оказывать на них обратное воздействие. Данная группа факторов связана, прежде всего, с потенциальными и реальными потребителями, партнерами, конкурентами, вышестоящими организациями. К числу факторов мезосреды можно отнести востребованность услуг конкретного комплекса, удовлетворенность клиентов качеством и доступностью его услуг, информированность потенциальных потребителей о комплексе, его внешний имидж, конкуренцию, уровень цен на ресурсы и услуги сторонних организаций, регулирующее воздействие государственных и муниципальных органов. Третью группу составляют факторы микросреды спортивного комплекса, связанные с его внутренним ресурсным потенциалом. По большому счету, именно они определяют возможности стабильного функционирования и развития спортивного комплекса. Посредством изменения конкретных показателей работы учреждение может воздействовать на негативные параметры микросреды и таким образом управлять своей устойчивостью. В данной группе факторов можно выделить несколько категорий: материально-технические, производственные, организационно-управленческие, финансово-экономические, кадровые, социальные, маркетинговые, информационные. Динамика развития многофункционального спортивного комплекса как системы определяется совокупным воздействием экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих на него как негативное, так и позитивное влияние. При этом эндогенные факторы определяют потенциальные возможности организации к устойчивому развитию, а экзогенные характеризуют условия реализации данного потенциала.
В современном многофункциональном спортивном комплексе осуществляется сразу несколько видов социального управления: во-первых, это процессы административного управления (общее руководство комплексом, управление финансами, управление кадрами, персоналом, имиджем, маркетингом); а во-вторых, это процессы профессионального управления в спортивной сфере (руководство спортивными клубами, командами, спортивными организациями, менеджмент спортивных мероприятий). Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, к числу основных функций социального управления в современном спортивном комплексе относятся:
- планирование и организация спортивных соревнований, учебно-тренировочной работы, культурно-зрелищных мероприятий;
- управление финансовыми потоками комплекса, включая финансовый менеджмент, финансовое планирование, экономический анализ;
- техническое обслуживание и ремонт спортивных сооружений и зданий;
- маркетинговая деятельность по изучению физкультурно-спортивных потребностей и интересов различных категорий населения;
- деятельность по созданию позитивного имиджа комплекса (связи с общественностью, реклама);
- оптимизация организационной структуры управления спорткомплексом как сложным социально-педагогическим объектом;
- работа с персоналом комплекса, включая его подбор, расстановку кадров, обучение, мотивацию и стимулирование труда;
- менеджмент качества услуг, предоставляемых спортивным комплексом, в соответствии с международными стандартами [22].
В целом, можно констатировать, что независимо от формы собственности и конкретной организационно-правовой формы современный спортивный комплекс следует рассматривать одновременно как хозяйствующий субъект и специфический пространственно-физический объект, где непосредственно проводятся практические физкультурно-спортивные занятия, реализуется особый тип социального менеджмента, обеспечивающий текущую работу и развитие спортивного сооружения, осуществляется хозяйственная деятельность, обеспечивающая предоставление потребителю определенной категории услуг. Однако прежде всего любой крупный объект спорта, в том числе многофункциональный спортивный комплекс, характеризуется как особая социальная организация, коллектив сотрудников, выполняющих определенную социально-педагогическую деятельность по развитию спорта высших достижений и физическому воспитанию граждан, оказывающих физкультурно-спортивные и зрелищные услуги.
Источники:
2. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 (последняя редакция). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.
3. Агеевец В.У. Экономика физической культуры и спорта. / Автореферат диссертации на соискание степени канд. эконом. наук: 08.00.05. - СПб., 2012. – 33 c.
4. Аникина И.Н. Особенности конкуренции на рынке спортивно-оздоровительных услуг // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Тамбов, 2017. – c. 286-296.
5. Антипенкова И.В. Предпринимательская деятельность физкультурно-спортивных организаций. / Учебное пособие. - М.: СГИФК, 2013. – 17 c.
6. Антипенкова И.В. Финансовая система Российской Федерации. / Автореферат диссертации на соискание степени канд. эконом. наук: 08.00.05. - Смоленск, 2015. – 19 c.
7. Золотов М.И., Кузин В.В., Сейранов С.Г. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - М.: Академия, 2011. – 426 c.
8. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - М.: Академия, 2012. – 19 c.
9. Косова Ю.А. Организационно-экономические основы развития материально-технической базы физической культуры и спорта. / Диссертация на соискание степени канд. эконом.наук : 08.00.05. - М., 2012. – 28 c.
10. Кутепов М.Е. Маркетинг в зарубежном спорте. / Учебное пособие. - М.: ГЦОЛИФК, 2009. – 54 c.
11. Переверзин И.И. Развитие спортивного предпринимательства в России. - М., 2015. – 28 c.
12. Побыванец В.С., Изаак С.И. Спортивный менеджмент. / Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2009. – 129 c.
13. Попов А.Н. Экономика физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - Челябинск: УралГАФК, 2011. – 35 c.
14. Починкин А.В., Сейранов С.Г. Экономика физической культуры и спорта. / Монография. - М.: Советский спорт, 2011. – 326 c.
15. Састамойнен Т.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - М.: Академия, 2014. – 240 c.
16. Сергеев А.И. Краткий терминологический справочник по экономике физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - М.: ООО «Принт-экспресс», 2008. – 104 c.
17. Классификатор объектов спорта. Minsport.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/activities/economy/5/1726/.
18. Шаруненко Ю.М. Проблемы управления подготовкой спортсменов высокой квалификации. / Монография. - Орел: Академия безопасности и выживания, 2014. – 168 c.
19. Шубарин И.В. Организационно-экономический механизм развития услуг в сфере физической культуры и спорта. / Дис. канд. экон. наук. - Челябинск, 2004. – 167 c.
20. Филиппов С.С., Антонова Н.И. Анализ коммерческой физкультурно-спортивной организации как социальной системы // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 5(87). – c. 145-148.
21. Алешин В.В. Стадион как комплексный объект социального менеджмента // Международный конгресс «человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы»: Тезисы докладов Международного Конгресса Российская государственная академия физической культуры. - Том. 2. Москва, 1998. – c. 322-323.
22. Шаповал Ж.А., Кривченков В.В. Многофункциональный спортивный комплекс как социальная система // Молодой ученый. – 2017. – № 6(140). – c. 217-219.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 16:53:00