Особенности организации маркетинговой деятельности в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования специализированная школа олимпийского резерва
Беликова Е.В.1, Герлежева Д.О.1
1 Волгоградская государственная академия физической культуры
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75097646
Аннотация:
В статье предлагается рассматривать основные проблемы формирования маркетинговой стратегии МБУ ДО СШОР и применение методов стратегического анализа. Эффективная маркетинговая стратегия для МБУ ДО СШОР поможет привлечь внимание потенциальных обучающихся и их родителей, а также партнеров и спонсоров. Кроме того, важно использовать современные коммуникационные каналы, такие как социальные сети, интернет-ресурсы, мобильные приложения, чтобы эффективно продвигать услуги МБУ ДО СШОР среди целевой аудитории.
Это позволит адаптировать предлагаемые услуги к современным потребностям обучающихся и родителей, повысить качество обучения и удовлетворенность клиентов, также способствует развитию и укреплению позиций МБУ ДО СШОР на рынке образовательных услуг.
Методы. Методологической базой исследования являются логический, системный и комплексный подходы, исторический, функциональный и сравнительный методы анализа, методы факторного, экономико-статистического анализа, приемы классифицирования, аналогии, синтеза.
Анализ. Для проведения исследования была проанализирована деятельность одной из МБУ ДО СШОР в городе Волгограде.
Применительно к МБУ ДО СШОР, SOVATIC-модель использовалась для выявления сильных сторон организации. SWOT-анализ — это метод оценки врождённых характеристик организации, её внешней среды и факторов, которые могут повлиять на её развитие.
При SWOT-анализе можно наблюдать меняющиеся тенденции в внешней среде организации, которые влияют на внутреннею работу спортивной школы. Проведение анализа может положительно повлиять на разработку маркетинговой стратегии на год. А внедрение в штат специалиста в области СММ, который занимался бы созданием индивидуального контента МБУ ДО СШОР повысил бы узнаваемость школы среди как потенциальных занимающихся, так и молодых специалистов.
Результаты. Построение программы маркетинга МБУ ДО СШОР представляет собой процесс взаимосвязанных и последовательных действий осуществляемые для решения поставленных задач. Ни одна организация не справиться с конкуренцией без правильно выстроенной маркетинговой деятельности. Зачастую спортивные школы не видят смысла в изучении маркетинга для использования его в своих образовательных учреждениях.
Внедрение SOVATIC-модели, РЕSТ- анализа и SWOT-анализа в работу МБУ ДО СШОР поможет в разработке собственной маркетинговой деятельности на год. Благодаря полученным результатом можно выявить основные проблемы спортивной школы и разработать стратегию поведения для их устранения, за счет выявления возможностей и сильных сторон, что даст больше возможностей для роста и привлечения спонсоров.
Ключевые слова: маркетинг, стратегия, PEST - анализ, SWOT - анализ, SOVATIC-модель
JEL-классификация: M30, M31, Q56
Введение
В настоящее время муниципальные бюджетные учреждения дополнительного образования специализированные школы олимпийского резерва (МБУ ДО СШОР) не всегда уделяют должное внимание организации своей маркетинговой деятельности. Они в основном пользуются устаревшими методами и концепциями в своей работе и не уделяют время для изучения современных тенденциям в спортивном маркетинге.
Неправильно выстроенная маркетинговая деятельность может негативно повлить на процесс набора обучающихся и профессиональных кадров в МБУ ДО СШОР. Недобор обучающихся в МБУ ДО СШОР может привести к снижению финансирования, а в худшем случае и закрыти. учреждения дополнительного образовательного. Поскольку МБУ ДО СШОР заинтересована находиться на рынке образовательных и спортивных услуг продолжительное время, то управление её должно осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в этих услугах, на стратегической сегментации рынка, на изучение современных тенденций, прогнозировании жизненного цикла и анализе конкурентов других образовательных услуг.
Другими словами, МБУ ДО СШОР должна активно внедрять при разработке своей маркетинговой стратегии классические методы анализа внешней и внутренней среды, такие как PEST-анализ и SWOT-анализ, а также применять современные модели, например SOVATIC-модель,
Использование SOVATIC-модели, PEST-анализа и SWOT-анализа упростит работу учебного заведения дополнительного образования, повысит качество результатов её деятельности, выявит сильные и слабые стороны МБУ ДО СШОР и даст возможность руководителям систематически использовать их для принятия эффективных стратегических решений. Учитывая это, маркетинговая деятельность в управлении спортивной школы приобретает ведущей, стратегический характер – маркетинговый подход к управлению реализуется с помощью всех управленческих функций (планирование, мотивация, координация, организация и контроль), связан с формированием ресурсов и компетенций, способных обеспечить интеграцию принципов маркетинга во все сферы деятельности организации и, как следствие, с формированием устойчивого конкурентного преимущества. Маркетинговая компетенция становится одной из корпоративных компетенций и обеспечивает успешность МБУ ДО СШОР за счет учета и соблюдения баланса интересов потребителей образовательных услуг, государства, министерства спорта, общественности и общеобразовательной организации.
Методологической базой исследования являются логический, системный и комплексный подходы, функциональный и сравнительный методы анализа, методы факторного, экономико-статистического анализа, приемы классифицирования, аналогии, синтеза.
Анализ Спортивный маркетинг — это процесс использования спорта для продвижения бренда, продукта или услуги. Это предполагает использование популярности и увлеченности спортом для взаимодействия с болельщиками и создания позитивных ассоциаций с определенным брендом или продуктом.
Примерами спортивного маркетинга является спонсорство в сфере ФКиС, реклама во время проведения спортивных мероприятий и создание оригинального индивидуального контента с участием именитых спортсменов.
Спортивный маркетинг требует особого подхода и стратегий, которые учитывают специфику спорта и его аудитории. Вот некоторые ключевые аспекты, которые следует учитывать при разработке маркетинговой стратегии в спорте:
1. Понимание аудитории: Спорт имеет свою специфическую аудиторию, которая может быть разделена на различные сегменты в зависимости от вида спорта, возраста, пола и других факторов. Важно понимать потребности и интересы этих сегментов, чтобы создать эффективную маркетинговую стратегию.
2. Спонсорство и партнерство: Спорт предоставляет множество возможностей для спонсорства и партнерства. Спонсоры могут получить значительную видимость и лояльность аудитории, а спортивные организации могут получить финансовую поддержку. Важно выбрать правильных партнеров, которые соответствуют ценностям и имиджу спортивного бренда.
3. Создание событий: Спортивные события, такие как матчи, турниры и соревнования, предоставляют уникальную возможность для маркетинга.
Можно организовать различные активности и промо-акции вокруг этих событий, чтобы привлечь внимание зрителей и болельщиков. Значит, внедрение средств маркетинга в работу организации как раз расширит узнаваемость бюджетной организации среди потенциальных клиентов и даст преимущество в борьбе с конкурентами.
В век информационных технологий и большой конкуренции на рынке услуг тяжело оспорить тот факт, что без правильной организации маркетинговой деятельности любой организации будет тяжело добиться каких-либо результатов, а МБУ ДО СШОР тем более. С появлением тренажёрных залов и спортивных клубах престиж спортивных школ снижается. Для проведения стратегического маркетингового анализа предлагается использовать не только методы PEST-анализа и SWOT-анализа, но и расширить их используя SOVATIC-модель.
SOVATIC-модель - это инструмент, который используется для анализа внешней среды организации. Она представляет собой аббревиатуру, которая расшифровывается следующим образом, рисунок 1:
Рисунок 1 - SOVATIC-модель как инструмент, который используется для анализа внешней среды организации [11]
В контексте спортивного маркетинга, SOVATIC-модель может быть использована для анализа различных факторов, влияющих на спортивную индустрию.
Таким образом, SOVATIC-модель помогает спортивным маркетологам лучше понять внешнюю среду, в которой они работают, и разработать более эффективные стратегии маркетинга и продвижения спортивных мероприятий, продуктов и организаций.
Недостатком SOVATIC-модели принято считать её субъективность. Но SOVATIC-модель позволяет быстро среагировать на меняющиеся условия и сориентировать работу так, чтобы это не повлияло на работу спортивной школы. Маркетинг может положительно повлиять на МБУ ДО СШОР, помогая ей привлечь больше обучающихся, улучшить репутацию и увеличить доходы. Внедрение маркетинговых инструментов – это инвестиция в будущее спортивной школы, которая поможет ей добиться успеха и занять лидирующие позиции в своей нише. Важно помнить, что маркетинг должен быть адаптирован к конкретным потребностям и целям каждой отдельной спортивной школы.
Результаты
Для проведения исследования была проанализирована деятельность одной из МБУ ДО СШОР в городе Волгограде.
Применительно к МБУ ДО СШОР, SOVATIC-модель использовалась для выявления сильных сторон клуба:
1. Сегментирование рынка (S):
1.1. Определение целевой аудитории:
· Пол: мальчики, девочки, юноши, девушки;
· Возраст: С 6 до 10 лет – дети; с 11 до 17 лет – подростки; 23-45 родители.
· Статус: «Новичок» – не занимался ранее; «любитель» – ранее занимался, имеет базовую подготовку; «профессионал» – занимается на постоянной основе.
1.2. Позиционирование: специализированный детская спортивная школа по футболу, предлагающий обучение этому виду спорта под руководством квалифицированных тренеров.
2. Определение объекта и субъекта взаимодействия (O):
2.1. Объект взаимодействия: обучающиеся, занимающиеся в школе, их родители.
2.2. Субъект взаимодействия: тренеры, администрация школы.
3. Выбор стратегии позиционирования (V):
· предоставление высококачественных услуг в области обучения футболу, создание условий для развития физических способностей и формирования здорового образа жизни у обучающихся;
· реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
· развитие в Волгоградской области физической культуры и спорта;
· пропаганда здорового образа жизни, привлечение к занятиям физической культурой и спортом населения Волгоградской области.
4. Анализ конкурентной среды (A):
4.1. Основные конкуренты: другие спортивные школы, клубы и секции по футболу.
4.2. Преимущества перед конкурентами: высокий уровень профессионализма тренеров, использование современных методик обучения, возможность участия в соревнованиях и турнирах. Наличие несколько баз спортивной школы в самых населенных районов города Волгограда.
5. Тактика реализации выбранной стратегии (T):
· Рекламная кампания: размещение информации о МБУ ДО СШОР в социальных сетях, на сайтах спортивной тематики, сотрудничество с местными СМИ, нанять специалиста на должность СММ-ка для создания контента и привлечения аудитории.
· Работа с клиентами: индивидуальный подход к каждому ребёнку, разработка программ тренировок с учётом его физических возможностей и уровня подготовки.
· Развитие персонала: проведение тренингов и семинаров для тренеров, повышение квалификации сотрудников.
Этот анализ позволяет выделить ключевые аспекты, которые следует учитывать при разработке стратегии развития и управления МБУ ДО СШОР, а также помогает определить перспективы для улучшения эффективности школы.
SWOT-анализ — это метод оценки врождённых характеристик организации, её внешней среды и факторов, которые могут повлиять на её развитие. Был проведён SWOT-анализ МБУ ДО СШОР, результаты которого представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Матрица SWOT-анализа МБУ ДО СШОР [2]
|
Возможности
|
Угрозы
| |
|
- Удобное
расположение МБУ ДО СШОР в городе Волгоград;
- Повышения уровня качества контента для ведения соц. сетей; - Проведение дня открытых дверей и различных спортивных праздников на базе спортивной школы; - Пропаганда здорового образа жизни среди населения. |
- Конкуренция со
стороны других школ по футболу;
- Демография населения; - Ужесточение гос. контроля за деятельностью спортивных субъектов; - Запрет участия в международных соревнованиях из-за санкций; - Большие цены на спортивные товар; - Инфляция. | |
Сильные стороны
|
|
| |
- Высокий
уровень профессионализма тренеров и преподавателей;
- Хорошая репутация среди воспитанников и родителей; - Большой опыт проведения тренировок и соревнований; - Высокий уровень подготовки футболистов; - Большая тренировочная база, много полей для занятия футболом; - Заинтересованное в развитие руководства школы. |
- Увеличение
числа занимающихся для повышения эффективности работы;
- Повышение уровня профессионализма тренеров и преподавателей за счёт курсов повышения квалификации; - Участие команд в различных турнирах и соревнованиях, что способствует повышению рейтинга школы. |
- Ведущая
позиция спортивного клуба по футболу среди конкурентов;
- Угроза снижения популярности футбола в России; - Снижение мотивации спортсменов в связи с санкциями на участие в соревнованиях. | |
Слабые стороны
|
|
| |
- Недостаточное
количество финансирования на развитие клуба;
- Ограниченный бюджет на проведение соревнований и мероприятий; - Нехватка сотрудника на должность СММ-маркетолога; - Нужда в замене некоторого тренировочного инвентаря. - Не удобный сайт школы; |
- Разработка
проекта для повышения финансирования МБУ ДО СШОР;
- Проведение мероприятий; - Набор сотрудников среди студентов спортивных Вузов и колледжей; - Внедрение денежной мотивации сотрудников; - Создание собственного оригинального контента в социальных сетях. |
- Нехватка
ресурсов для создания собственного проекта;
- Молодые сотрудники без практического опыта проведения занятий; - Нет возможности частой материальной мотивации сотрудников; - Большие денежные затраты на создание собственного контента. | |
Таким образом, при SWOT-анализе можно наблюдать меняющиеся тенденции в внешней среде организации, которые влияют на внутреннею работу спортивной школы. Проведение анализа может положительно повлиять на разработку маркетинговой стратегии на год. А внедрение в штат специалиста в области СММ, который занимался бы созданием индивидуального контента МБУ ДО СШОР повысил бы узнаваемость школы среди как потенциальных занимающихся, так и молодых специалистов.
В ходе проведённых анализов были выявлены основные проблемы в МБУ ДО СШОР:
· Не увлекательный контент в ведение социальных сетей.
· Нехватка сотрудников в административный штаб школы, а также нет должности «СММ-маркетолога» для проведений маркетинговых мероприятий по повышению узнаваемости школы и привлечению юных перспективных футболистов.
· Недостаток финансирования для проведения капитального ремонта сооружений, а также проведения различных мероприятий и соревнований внутри школы.
· Проблема с набором занимающихся в школу в возрастном диапазоне от 11 до 17 лет.
· Нет возможности заинтересовать молодых специалистов, закончивших Вуз работать в МБУ ДО СШОР.
· Наличие большого количества конкурентов, таких как другие спортивные школы, клубы и секции по футболу в городе Волгограде, которые осложняют процесс набора перспективных футболистов в школу.
Таким образом, построение программы маркетинга МБУ ДО СШОР представляет собой процесс взаимосвязанных и последовательных действий осуществляемые для решения поставленных задач. Ни одна организация не справиться с конкуренцией без правильно выстроенной маркетинговой деятельности. Зачастую спортивные школы не видят смысла в изучении маркетинга для использования его в своих образовательных учреждениях.
Внедрение SOVATIC-модели, РЕSТ- анализа и SWOT-анализа в работу МБУ ДО СШОР поможет в разработке собственной маркетинговой деятельности на год. Благодаря полученным результатом можно выявить основные проблемы спортивной школы и разработать стратегию поведения для их устранения, за счет выявления возможностей и сильных сторон, что даст больше возможностей для роста и привлечения спонсоров.
Экспериментальная стратегия поведения маркетинга заключается в выявление проблемных мест МБУ ДО СШОР и управление выявленными рисками. С помощью маркетинговых мероприятий можно добиться высоких показателей.
Источники:
2. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. / Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 687 c.
3. Афанасьева А.А., Шишова Н.С. Популяризация детского спорта посредством продвижения детских спортивных школ в сети internet (на примере школ художественной гимнастики) // Спортивная реклама и pr в цифровом формате: современные технологии и алгоритмы: Материалы Межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 7-10.
4. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. / Учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. – 304 c.
5. Брызгалов И.В., Сазонов И.Ю. Менеджмент организации физической культуры и спорта. / Учебное пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. – 236 c.
6. Булетова Н.Е., Опалев М.А. Особенности развития физической культуры и спорта на Региональном уровне // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 8(186). – c. 58-65. – doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p58-65.
7. Власов В.О. Развитие КГАУ спортивная школа Хабаровский краевой центр развития хоккея «Амур» // Студенческий вестник. – 2020. – № 40-4(138). – c. 31-32.
8. Кузьменко О.В., Чекарь В.Н., Мостипан С.В. PEST-анализ в системе стратегического маркетингового анализа // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2023. – № 2(96). – c. 217-223. – doi: 10.24412/2411-0450-2023-2-217-223.
9. Ластенко В. Как провести swot-анализ для маркетинга // Globus. – 2022. – № 4(69). – c. 77-80.
10. Лебедева Л.М. Основные инструменты интернет-маркетинга в бюджетной спортивной организации // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году цифровизации в Республике Татарстан. Том 3. Казань, 2022. – c. 169-171.
11. Малыгин А.В. Спортивный маркетинг. / Монография. - М.: ПЛАНЕТА, 2018. – 336 c.
12. Малыгин А.В., Малыгин А.В. Программа маркетинга спортивной школы: принципы и структура // Вестник Российского Международного Олимпийского комитета. – 2019. – № 4(33). – c. 42-55.
13. Суворова О.А., Акулова К.Ю. Спортивный маркетинг: понятие и характерные особенности // Центральный Научный Вестник. – 2019. – № 24(89). – c. 7-8.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 17:43:43