Организационно-управленческая структура и нормативно-правовая основа системы подготовки контингента учащихся спортивных школ в Республике Татарстан

Вишнякова О.Н.1, Чугунова А.В.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Россия, Казань

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54894107

Аннотация:
Анализ работы спортивных школ по видам спорта, проведенный разными авторами в разные годы, выявил высокую текучесть и отсев контингента, низкий процент выхода квалифицированных спортсменов, завершивших полный цикл обучения и спортивной подготовки, а также низкий процент привлеченности и заинтересованности детей и подростков к занятиям непопулярными видами спорта.

Ключевые слова: спорт, спортивная индустрия, спортивная школа, спортсмены, спортивный клуб



Введение

В настоящее время в России функционируют более 5 тыс. образовательных учреждений спортивной направленности. В них проходят подготовку около 3,3 миллиона юных спортсменов. Учреждения спортивной направленности развивают более 110 видов спорта. Перед системой спортивных школ стояли и стоят две основные задачи – воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений.

Анализ работы спортивных школ по видам спорта, проведенный разными авторами в разные годы, выявил высокую текучесть и отсев контингента, низкий процент выхода квалифицированных спортсменов, завершивших полный цикл обучения и спортивной подготовки, а также низкий процент привлеченности и заинтересованности детей и подростков к занятиям непопулярными видами спорта. Это, в первую очередь, снижает эффективность работы спортивных школ по подготовке спортивных резервов.

Основная часть

Важнейшая задача системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.

Основой развития физической культуры и спорта в нашей стране являются статьи Конституции Российской Федерации – статья 41, в которой сказано, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, в соответствии с которой, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1].

В Российской Федерации в отношении развития физической культуры и спорта в общей сложности принято 88 актов Президента Российской Федерации; 779 актов Правительства Российской Федерации и более чем 130 федеральных законов [11].

Основными федеральными законами, обеспечивающими нормативное правовое сопровождение в области развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях, выступают Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 сентября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эти законы призваны совершенствовать систему управления в области физической культуры и спорта по вертикали (федеральный центр – субъекты Российской Федерации – местный уровень), а также наполнить систему управления качественным содержанием [2, 15].

Также немаловажными являются: Конституция Республики Татарстан от 22 июня 2012 года, Закон Республики Татарстан от 8 октября 2008 года № 99-ЗРТ «О физической культуре и спорте» с изменениями на 8 апреля 2021 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегия развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016–2021 гг. и на период до 2030 года, Государственные программы по развитию физической культуры и спорта в Республике Татарстан [3].

Для спортивных школ основой нормативно-правовой базы являются: Федеральный стандарт спортивной подготовки по видам спорта, Устав, Программа развития вида спорта, Годовой план спортивной школы, Локальные нормативные акты, Положения о соревнованиях, о режиме занятий, статистический отчет 5 – ФК, Приказы Министерства спорта РФ [7, 9].

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта (далее ФССП) разработан на основании Закона о спорте и Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации. ФССП определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.

Согласно статье 34.3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», а также в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта Учреждение реализует:

1. программу спортивной подготовки и принимает локальные нормативные акты, связанные с процессом спортивной подготовки;

2. отбор и набор лиц для их спортивной подготовки согласно порядку о приеме лиц в физкультурно-спортивные Учреждения, установленном частью 3 статьи 34.1 Федерального закона;

3. права в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами Учреждения, договорами оказания услуг по спортивной подготовке [4].

Также это прохождение спортивной подготовки под руководством тренеров в соответствии с программой спортивной подготовки; Участие спортсменов в спортивных соревнованиях, согласно календарному плану; Медицинское обеспечение спортсменов; Антидопинговые меры; Ознакомление спортсменов с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, с антидопинговыми правилами; Нормы материально-технического обеспечения спортсменов, проходящих спортивную подготовку [10].

Устав спортивной школы содержит в себе следующие разделы:

¾ общие положения;

¾ цели;

¾ задачи;

¾ предмет и виды деятельности учреждения.

В уставе прописываются права учреждения, такие как:

¾ учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных нормативно-правовыми актами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

¾ учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует указанным целям, и распоряжаться доходами от этой деятельности.

¾ учреждение вправе осуществлять за плату следующие виды деятельности:

1. разработка, утверждение и реализация программ спортивной подготовки по видам спорта на этапах подготовки;

2. разработка и утверждение рабочих программ, учебных планов, календарных учебных графиков, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

3. разработка и утверждение индивидуальных планов подготовки спортсменов; – реализация мероприятий, включенных в Единый календарный план физкультурных и спортивных мероприятий Российской Федерации, Республики Татарстан, муниципального образования г. Казани [8].

В Положении о соревновании прописываются следующие разделы:

¾ цели и задачи;

¾ место и время проведения;

¾ руководство и условия проведения соревнований;

¾ участники и условия розыгрыша;

¾ финансовые условия.

Программа развития вида спорта в Республике Татарстан включает поэтапную подготовку спортсменов в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта. Знание всех сторон, характеризующих деятельность спортсменов, поможет правильно спланировать тренировочный и соревновательный процессы, выполнить нормативные требования Федерального стандарта спортивной подготовки.

В программе представлены основные разделы спортивной подготовки спортсменов, изложенные на основе новейших данных в области теории и методики определенного вида спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю за процессом многолетней спортивной подготовки, от начинающих до высококвалифицированных спортсменов. В программе представлены средства и методы совершенствования мастерства спортсменов. В основу Программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность общеобразовательных организаций, имеющих специализированные спортивные классы, и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов на основе результатов научных исследований и передовой спортивной практики. Программа опирается на ключевые стратегические направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта. При разработке Программы учитываются региональный, российский и передовой зарубежный опыт развития вида спорта, предложения регионального и муниципальных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений, специалистов-практиков [5].

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой [6].

Модернизация подготовки спортивного резерва крайне актуальна в различных видах олимпийского спорта, где проявляется комплекс общих и частных противоречий между:

– ростом популярности спорта в современном мире, усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений, завоеванием высших спортивных наград на крупнейших международных соревнованиях как отражением социально-экономического и политического развития страны и снижением результатов российских спортсменов на международной арене;

– неэффективной системой управления подготовкой спортивного резерва и недостаточной подготовленностью к внедрению инноваций в управлении как со стороны управляющей, так и с управляемой стороны, разобщенностью внешних и внутренних звеньев управления;

– значительным отставанием от ведущих спортивных держав в развитии, внедрении инновационных спортивных технологий и значительном сокращении программ научных исследований, направленных на углубление и расширение, а в отдельных случаях и на принципиальное изменение общепринятых теоретико-методических положений в сфере спортивной подготовки;

– постоянно возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов высокой квалификации и снижением резервов здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения;

– недостаточным количеством детей и подростков в системе детско-юношеского спорта и большими их потерями при переходе во «взрослый» спорт;

– необходимостью выявления, подготовки одаренных детей и подростков, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта и отсутствием эффективной системы отбора, ориентации и подготовки спортивного резерва в различных видах олимпийского спорта;

– специфическими требованиями к соревновательной деятельности в травмоопасных видах олимпийского спорта, требующих высокого уровня развития двигательных, психических и интеллектуальных качеств, способностей и недостаточной разработанностью технологии выявления и реализации предрасположенности и перспективности специализации юных спортсменов в данных видах спорта [14].

Организация и управление подготовкой спортивного резерва должно осуществляться, в первую очередь на муниципальном уровне. Основное содержание процесса управления – это разработка, принятие и реализация управленческих решений [13].

С точки зрения системного подхода и концепции принятия решений организационные формы должны быть подчинены достижению поставленных целей и процессу решения связанных с этим проблем, а организационную структуру управления можно определить как форму распределения решений и в то же время как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию. Сложность многоуровневой (иерархической) системы управления подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне заключается в следующем: наблюдается принятое в современных системах управления положение, когда в результате разделения труда одни специалисты подготавливают, разрабатывают решение, другие – принимают или утверждают, третьи – выполняют. Сложность решения данной проблемы заключается и в том, что большинство управленческих решений являются вероятностными, принимаемыми в условиях риска или неопределенности [12].

Основной государственной задачей для СШ остается развитие массового спорта путем привлечения максимально возможного числа детей и подростков. Последнее относится к этапу начальной спортивной подготовки. Потребность вовлечения как можно большей части детей и подростков в занятия спортом сегодня усиливается теми неблагоприятными тенденциями в развитии общества, которые обусловлены сменой в последние десятилетия системы жизненных ценностей, стиля жизни, стандарта мышления и оценок.

В настоящее время тенденция в интеграции деятельности физкультурно-спортивных организаций, внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий, возникновение новых видов спорта предъявляют высокие требования к подготовке специалистов, имеющих знания междисциплинарного характера на стыке экономики, права, планирования и специфики организаций. Эффективность менеджмента спортивной школы зависит от совершенствования системы набора и отбора способных детей, повышения качества деятельности тренеров, повышения финансового обеспечения, совершенствования материально-технической базы. Успешность работы спортивной школы зависит также от материального и морального стимулирования персонала, демократического стиля общения руководителя с персоналом, индивидуального подхода к работникам.

Практика показывает, что определенная текучесть контингента детей, способных к высоким достижениям, неизбежна, а также нельзя не отметить многочисленные факты прекращения спортивного совершенствования квалифицированными молодыми спортсменами, которые уже потратили 5–8 лет на упорную систематическую тренировочную работу. Источники иррациональной заботы о молодых спортсменах следует искать прежде всего в сфере некачественной организации тренировочного процесса и организационно-методической работе спортивной школы. В этом случае динамика отсева указывает на слабые места в организации долгосрочного обучения [16].

Организационная структура спортивной школы состоит из следующих элементов: ее возглавляет директор, на 2-ом уровне управления находятся заместители директора по 3-ем отделениям: по спортивной, по методической и административно-хозяйственной работе, на том же уровне находятся: главный бухгалтер, главный инженер и врач. На следующем уровне управления находятся тренеры отделений по видам спорта, инструкторы-методисты, бухгалтеры, инженеры, специалисты по эксплуатации и ремонту спортивной техники и инвентаря, технический персонал и средний медицинский персонал.

Организационно-управленческая структура системы подготовки контингента учащихся спортивной школы включает следующие направления: организационно-методическую деятельность, учебно-методическую деятельность, научно-методическую деятельность. Организационно-методическая деятельность осуществляет следующие функции: собственно методическую, повышения квалификации, координационную. Учебно-методическая деятельность осуществляет: информационную функцию и аналитическую функцию. В практике работы спортивной школы выделяют две функции научно-методической деятельности: прогностическая и проектировочная. Эффективность процесса подготовки предпочтительно оценивать по показателям: здоровья и физического развития, подготовленности, достигнутым спортивным результатам, сдвигам в состоянии спортсмена; критериям, характеризующим информативность: высокую (биомеханическим, психологическим, эстетическим), среднюю (педагогическим, физиологическим, биохимическим).

Одним из важнейших вопросов планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также детализация его по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Непременным условием эффективности работы методической службы является четкое определение в каждой спортивной школе основных задач и содержательных составных элементов деятельности. Это позволит административно-управленческим и тренерско-преподавательским кадрам наглядно представить специфику и объем методической работы в системном варианте, исходя из чего осуществлять планирование деятельности методической службы и каждого работника, ее осуществляющего.

Заключение

Проанализировав литературные источники, мы можем сделать вывод, что развитие спорта и спортивного движения в нашей стране всегда рассматривалось как дело государственной важности. Перед системой спортивных школ стояли и стоят две основные задачи – воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений. Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в воспитании молодежи и демонстрацию высшего спортивного мастерства. Реализация научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва включает информационный аспект: выявление тенденций развития современного спорта, прогноз изменения программ и правил соревнований, систематическое отслеживание достижений спортивной науки и пограничных с ней научных дисциплин, сбор и анализ сведений о тренировочной и соревновательной деятельности наиболее вероятных конкурентов в различных видах спорта и спортивных дисциплин. Все это должно быть направлено на постоянное совершенствование различных разделов подготовки, максимальное использование достижений науки, передового отечественного и мирового опыта, инновационные подходы и решения.

Основные программно-методические документы, регламентирующие работу спортивных школ, определяют нормативно-правовые, организационно-управленческие, научно-методические и материально-технические стороны работы спортивных школ. Преимущество заключается в создании условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, что, в свою очередь, зависит от организационно-методической работы школы, работы тренеров, отношений между тренером и спортсменами, условий тренировок, организации соревнований и т.д. Однако практика показывает, что непопулярные виды спорта больше нуждаются в привлечении занимающихся, в полном комплектовании групп, в лучшем финансировании. Им необходима популяризация для дальнейшего развития. Разделение контингента учащихся на группы не является условным, а определяет целенаправленность и законченность курса обучения на данном этапе подготовки.


Источники:

1. Конституция Российской Федерации (от 03.07.2020 № 445). – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001/. – Текст: электронный
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. 27.12.2017). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. – Текст: электронный
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (от 24.11.2020 № 3081-р). – URL: http://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/. – Текст: электронный
4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта (от 10.04.2013 № 114). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148092/81d0223f47a58ec42b5319a12e41470311bc5ecc/. – Текст: электронный
5. Программа развития вида спорта в Республике Татарстан (от 17.09.2015 № 123). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148092/81d0223f47a58ec42b5/. – Текст: электронный
6. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении перечня базовых видов спорта» (от 26.12.2019 № 1117). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344609/. – Текст: электронный
7. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении программы развития вида спорта в Российской Федерации на 2019–2022 гг.». – Текст: непосредственный
8. Устав Муниципального Бюджетного Учреждения СШ «Стрела» (от 11.05.2019). – Текст: непосредственный
9. Нормативно-правовые основы регулирующие деятельность спортивных школ: Гос. Комитет РФ по физкульт. и туризму. М., 2020. – 65 с. – Текст: электронный
10. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской федерации / Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. М., 2020. -№ 1. 41–57 С. – Текст: электронный
11. Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. / учебник / С.В. Алексеев,– 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спорт, 2017. – 672 c.
12. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. / учебник / ред.: П.В. Крашенинников, Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА), С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 688 c.
13. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания [Электронный ресурс]: учебник / Теория и практика физической культуры. 2019. – 21–25 с. – ISB№ 978–5-736–90785–4 – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/930512. – Текст: электронный
14. Бауэр, В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Автореф. дис. канд. пед. наук – М., 2020. – 25 с. – ISB№ 978–5-347891–92–7 – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/131685. – Текст: электронный
15. Филиппов, С.С. Документационное обеспечение управленческой деятельности в физкультурных организациях [Электронный ресурс]: учебное пособие / C. C. Филиппов – М.: Советский спорт, 2019. – 164 с. – ISB№ 978–5-123–80126–5 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/736754. – Текст: электронный
16. Шапошникова В.И. Научное обоснование современной системы отбора и подготовки спортсменов в спорте (на примере футбола и хоккея): монография (2-е издание) / В.И. Шапошникова, М.А. Рубин, Л.В. Михно. – СПб. – 2020. – 150 с. – Текст: непосредственный

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:42:29