Организационно-управленческая структура и нормативно-правовая основа системы подготовки контингента учащихся спортивных школ в Республике Татарстан
Вишнякова О.Н.1
, Чугунова А.В.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 18 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 1, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54894107
Цитирований: 1 по состоянию на 15.09.2025
Аннотация:
Анализ работы спортивных школ по видам спорта, проведенный разными авторами в разные годы, выявил высокую текучесть и отсев контингента, низкий процент выхода квалифицированных спортсменов, завершивших полный цикл обучения и спортивной подготовки, а также низкий процент привлеченности и заинтересованности детей и подростков к занятиям непопулярными видами спорта.
Ключевые слова: спорт, спортивная индустрия, спортивная школа, спортсмены, спортивный клуб
Введение
В настоящее время в России функционируют более 5 тыс. образовательных учреждений спортивной направленности. В них проходят подготовку около 3,3 миллиона юных спортсменов. Учреждения спортивной направленности развивают более 110 видов спорта. Перед системой спортивных школ стояли и стоят две основные задачи – воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений.
Анализ работы спортивных школ по видам спорта, проведенный разными авторами в разные годы, выявил высокую текучесть и отсев контингента, низкий процент выхода квалифицированных спортсменов, завершивших полный цикл обучения и спортивной подготовки, а также низкий процент привлеченности и заинтересованности детей и подростков к занятиям непопулярными видами спорта. Это, в первую очередь, снижает эффективность работы спортивных школ по подготовке спортивных резервов.
Основная часть
Важнейшая задача системы управления физической культурой и спортом – формирование оптимальной отраслевой модели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенция и полномочия, функции и ответственность всех государственных и общественных структур физкультурно-спортивной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и местных органов власти.
Основой развития физической культуры и спорта в нашей стране являются статьи Конституции Российской Федерации – статья 41, в которой сказано, что поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, и статья 72, в соответствии с которой, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1].
В Российской Федерации в отношении развития физической культуры и спорта в общей сложности принято 88 актов Президента Российской Федерации; 779 актов Правительства Российской Федерации и более чем 130 федеральных законов [11].
Основными федеральными законами, обеспечивающими нормативное правовое сопровождение в области развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях, выступают Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 сентября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эти законы призваны совершенствовать систему управления в области физической культуры и спорта по вертикали (федеральный центр – субъекты Российской Федерации – местный уровень), а также наполнить систему управления качественным содержанием [2, 15].
Также немаловажными являются: Конституция Республики Татарстан от 22 июня 2012 года, Закон Республики Татарстан от 8 октября 2008 года № 99-ЗРТ «О физической культуре и спорте» с изменениями на 8 апреля 2021 года, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегия развития государственной молодежной политики, физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2016–2021 гг. и на период до 2030 года, Государственные программы по развитию физической культуры и спорта в Республике Татарстан [3].
Для спортивных школ основой нормативно-правовой базы являются: Федеральный стандарт спортивной подготовки по видам спорта, Устав, Программа развития вида спорта, Годовой план спортивной школы, Локальные нормативные акты, Положения о соревнованиях, о режиме занятий, статистический отчет 5 – ФК, Приказы Министерства спорта РФ [7, 9].
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта (далее ФССП) разработан на основании Закона о спорте и Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации. ФССП определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
Согласно статье 34.3 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», а также в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта Учреждение реализует:
1. программу спортивной подготовки и принимает локальные нормативные акты, связанные с процессом спортивной подготовки;
2. отбор и набор лиц для их спортивной подготовки согласно порядку о приеме лиц в физкультурно-спортивные Учреждения, установленном частью 3 статьи 34.1 Федерального закона;
3. права в соответствии с законодательством о физической культуре и спорте, учредительными документами и локальными нормативными актами Учреждения, договорами оказания услуг по спортивной подготовке [4].
Также это прохождение спортивной подготовки под руководством тренеров в соответствии с программой спортивной подготовки; Участие спортсменов в спортивных соревнованиях, согласно календарному плану; Медицинское обеспечение спортсменов; Антидопинговые меры; Ознакомление спортсменов с локальными нормативными актами, связанными с осуществлением спортивной подготовки, с антидопинговыми правилами; Нормы материально-технического обеспечения спортсменов, проходящих спортивную подготовку [10].
Устав спортивной школы содержит в себе следующие разделы:
¾ общие положения;
¾ цели;
¾ задачи;
¾ предмет и виды деятельности учреждения.
В уставе прописываются права учреждения, такие как:
¾ учреждение вправе сверх установленного муниципального задания, а также в случаях, определенных нормативно-правовыми актами, выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к основным видам его деятельности, предусмотренным уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
¾ учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, поскольку это служит достижению уставных целей и соответствует указанным целям, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
¾ учреждение вправе осуществлять за плату следующие виды деятельности:
1. разработка, утверждение и реализация программ спортивной подготовки по видам спорта на этапах подготовки;
2. разработка и утверждение рабочих программ, учебных планов, календарных учебных графиков, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
3. разработка и утверждение индивидуальных планов подготовки спортсменов; – реализация мероприятий, включенных в Единый календарный план физкультурных и спортивных мероприятий Российской Федерации, Республики Татарстан, муниципального образования г. Казани [8].
В Положении о соревновании прописываются следующие разделы:
¾ цели и задачи;
¾ место и время проведения;
¾ руководство и условия проведения соревнований;
¾ участники и условия розыгрыша;
¾ финансовые условия.
Программа развития вида спорта в Республике Татарстан включает поэтапную подготовку спортсменов в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта. Знание всех сторон, характеризующих деятельность спортсменов, поможет правильно спланировать тренировочный и соревновательный процессы, выполнить нормативные требования Федерального стандарта спортивной подготовки.
В программе представлены основные разделы спортивной подготовки спортсменов, изложенные на основе новейших данных в области теории и методики определенного вида спорта. Особое внимание уделяется планированию, построению и контролю за процессом многолетней спортивной подготовки, от начинающих до высококвалифицированных спортсменов. В программе представлены средства и методы совершенствования мастерства спортсменов. В основу Программы заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность общеобразовательных организаций, имеющих специализированные спортивные классы, и основополагающие принципы спортивной подготовки спортсменов на основе результатов научных исследований и передовой спортивной практики. Программа опирается на ключевые стратегические направления государственной политики в сфере физической культуры и спорта. При разработке Программы учитываются региональный, российский и передовой зарубежный опыт развития вида спорта, предложения регионального и муниципальных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и образовательных учреждений, специалистов-практиков [5].
Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является Годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; медицинское обеспечение учащихся; повышение квалификации кадров; задачи в работе с родителями и с общеобразовательной школой [6].
Модернизация подготовки спортивного резерва крайне актуальна в различных видах олимпийского спорта, где проявляется комплекс общих и частных противоречий между:
– ростом популярности спорта в современном мире, усилением глобальной конкуренции в спорте высших достижений, завоеванием высших спортивных наград на крупнейших международных соревнованиях как отражением социально-экономического и политического развития страны и снижением результатов российских спортсменов на международной арене;
– неэффективной системой управления подготовкой спортивного резерва и недостаточной подготовленностью к внедрению инноваций в управлении как со стороны управляющей, так и с управляемой стороны, разобщенностью внешних и внутренних звеньев управления;
– значительным отставанием от ведущих спортивных держав в развитии, внедрении инновационных спортивных технологий и значительном сокращении программ научных исследований, направленных на углубление и расширение, а в отдельных случаях и на принципиальное изменение общепринятых теоретико-методических положений в сфере спортивной подготовки;
– постоянно возрастающими требованиями к подготовленности спортсменов высокой квалификации и снижением резервов здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения;
– недостаточным количеством детей и подростков в системе детско-юношеского спорта и большими их потерями при переходе во «взрослый» спорт;
– необходимостью выявления, подготовки одаренных детей и подростков, способных достичь высоких результатов в конкретном виде спорта и отсутствием эффективной системы отбора, ориентации и подготовки спортивного резерва в различных видах олимпийского спорта;
– специфическими требованиями к соревновательной деятельности в травмоопасных видах олимпийского спорта, требующих высокого уровня развития двигательных, психических и интеллектуальных качеств, способностей и недостаточной разработанностью технологии выявления и реализации предрасположенности и перспективности специализации юных спортсменов в данных видах спорта [14].
Организация и управление подготовкой спортивного резерва должно осуществляться, в первую очередь на муниципальном уровне. Основное содержание процесса управления – это разработка, принятие и реализация управленческих решений [13].
С точки зрения системного подхода и концепции принятия решений организационные формы должны быть подчинены достижению поставленных целей и процессу решения связанных с этим проблем, а организационную структуру управления можно определить как форму распределения решений и в то же время как совокупность органов, обеспечивающих их реализацию. Сложность многоуровневой (иерархической) системы управления подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне заключается в следующем: наблюдается принятое в современных системах управления положение, когда в результате разделения труда одни специалисты подготавливают, разрабатывают решение, другие – принимают или утверждают, третьи – выполняют. Сложность решения данной проблемы заключается и в том, что большинство управленческих решений являются вероятностными, принимаемыми в условиях риска или неопределенности [12].
Основной государственной задачей для СШ остается развитие массового спорта путем привлечения максимально возможного числа детей и подростков. Последнее относится к этапу начальной спортивной подготовки. Потребность вовлечения как можно большей части детей и подростков в занятия спортом сегодня усиливается теми неблагоприятными тенденциями в развитии общества, которые обусловлены сменой в последние десятилетия системы жизненных ценностей, стиля жизни, стандарта мышления и оценок.
В настоящее время тенденция в интеграции деятельности физкультурно-спортивных организаций, внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий, возникновение новых видов спорта предъявляют высокие требования к подготовке специалистов, имеющих знания междисциплинарного характера на стыке экономики, права, планирования и специфики организаций. Эффективность менеджмента спортивной школы зависит от совершенствования системы набора и отбора способных детей, повышения качества деятельности тренеров, повышения финансового обеспечения, совершенствования материально-технической базы. Успешность работы спортивной школы зависит также от материального и морального стимулирования персонала, демократического стиля общения руководителя с персоналом, индивидуального подхода к работникам.
Практика показывает, что определенная текучесть контингента детей, способных к высоким достижениям, неизбежна, а также нельзя не отметить многочисленные факты прекращения спортивного совершенствования квалифицированными молодыми спортсменами, которые уже потратили 5–8 лет на упорную систематическую тренировочную работу. Источники иррациональной заботы о молодых спортсменах следует искать прежде всего в сфере некачественной организации тренировочного процесса и организационно-методической работе спортивной школы. В этом случае динамика отсева указывает на слабые места в организации долгосрочного обучения [16].
Организационная структура спортивной школы состоит из следующих элементов: ее возглавляет директор, на 2-ом уровне управления находятся заместители директора по 3-ем отделениям: по спортивной, по методической и административно-хозяйственной работе, на том же уровне находятся: главный бухгалтер, главный инженер и врач. На следующем уровне управления находятся тренеры отделений по видам спорта, инструкторы-методисты, бухгалтеры, инженеры, специалисты по эксплуатации и ремонту спортивной техники и инвентаря, технический персонал и средний медицинский персонал.
Организационно-управленческая структура системы подготовки контингента учащихся спортивной школы включает следующие направления: организационно-методическую деятельность, учебно-методическую деятельность, научно-методическую деятельность. Организационно-методическая деятельность осуществляет следующие функции: собственно методическую, повышения квалификации, координационную. Учебно-методическая деятельность осуществляет: информационную функцию и аналитическую функцию. В практике работы спортивной школы выделяют две функции научно-методической деятельности: прогностическая и проектировочная. Эффективность процесса подготовки предпочтительно оценивать по показателям: здоровья и физического развития, подготовленности, достигнутым спортивным результатам, сдвигам в состоянии спортсмена; критериям, характеризующим информативность: высокую (биомеханическим, психологическим, эстетическим), среднюю (педагогическим, физиологическим, биохимическим).
Одним из важнейших вопросов планирования учебно-тренировочного процесса является распределение программного материала по периодам и этапам годового цикла, а также детализация его по недельным циклам как основным структурным блокам планирования. Непременным условием эффективности работы методической службы является четкое определение в каждой спортивной школе основных задач и содержательных составных элементов деятельности. Это позволит административно-управленческим и тренерско-преподавательским кадрам наглядно представить специфику и объем методической работы в системном варианте, исходя из чего осуществлять планирование деятельности методической службы и каждого работника, ее осуществляющего.
Заключение
Проанализировав литературные источники, мы можем сделать вывод, что развитие спорта и спортивного движения в нашей стране всегда рассматривалось как дело государственной важности. Перед системой спортивных школ стояли и стоят две основные задачи – воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для спорта высших достижений. Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в воспитании молодежи и демонстрацию высшего спортивного мастерства. Реализация научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва включает информационный аспект: выявление тенденций развития современного спорта, прогноз изменения программ и правил соревнований, систематическое отслеживание достижений спортивной науки и пограничных с ней научных дисциплин, сбор и анализ сведений о тренировочной и соревновательной деятельности наиболее вероятных конкурентов в различных видах спорта и спортивных дисциплин. Все это должно быть направлено на постоянное совершенствование различных разделов подготовки, максимальное использование достижений науки, передового отечественного и мирового опыта, инновационные подходы и решения.
Основные программно-методические документы, регламентирующие работу спортивных школ, определяют нормативно-правовые, организационно-управленческие, научно-методические и материально-технические стороны работы спортивных школ. Преимущество заключается в создании условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов, что, в свою очередь, зависит от организационно-методической работы школы, работы тренеров, отношений между тренером и спортсменами, условий тренировок, организации соревнований и т.д. Однако практика показывает, что непопулярные виды спорта больше нуждаются в привлечении занимающихся, в полном комплектовании групп, в лучшем финансировании. Им необходима популяризация для дальнейшего развития. Разделение контингента учащихся на группы не является условным, а определяет целенаправленность и законченность курса обучения на данном этапе подготовки.
Источники:
2. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329 – ФЗ (ред. 27.12.2017). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. – Текст: электронный
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года (от 24.11.2020 № 3081-р). – URL: http://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/. – Текст: электронный
4. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта (от 10.04.2013 № 114). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148092/81d0223f47a58ec42b5319a12e41470311bc5ecc/. – Текст: электронный
5. Программа развития вида спорта в Республике Татарстан (от 17.09.2015 № 123). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148092/81d0223f47a58ec42b5/. – Текст: электронный
6. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении перечня базовых видов спорта» (от 26.12.2019 № 1117). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344609/. – Текст: электронный
7. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении программы развития вида спорта в Российской Федерации на 2019–2022 гг.». – Текст: непосредственный
8. Устав Муниципального Бюджетного Учреждения СШ «Стрела» (от 11.05.2019). – Текст: непосредственный
9. Нормативно-правовые основы регулирующие деятельность спортивных школ: Гос. Комитет РФ по физкульт. и туризму. М., 2020. – 65 с. – Текст: электронный
10. Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской федерации / Сборник официальных документов и материалов. Федеральное агентство по физической культуре и спорту. М., 2020. -№ 1. 41–57 С. – Текст: электронный
11. Алексеев С.В. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте. / учебник / С.В. Алексеев,– 2-е изд., испр. и доп. - М.: Спорт, 2017. – 672 c.
12. Алексеев С.В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий. / учебник / ред.: П.В. Крашенинников, Моск. гос. юрид. ун-т им. О.Е. Кутафина (МГЮА), С.В. Алексеев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 688 c.
13. Бальсевич, В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания [Электронный ресурс]: учебник / Теория и практика физической культуры. 2019. – 21–25 с. – ISB№ 978–5-736–90785–4 – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/930512. – Текст: электронный
14. Бауэр, В.Г. Научно-организационные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Автореф. дис. канд. пед. наук – М., 2020. – 25 с. – ISB№ 978–5-347891–92–7 – Режим доступа: https://rucont.ru/efd/131685. – Текст: электронный
15. Филиппов, С.С. Документационное обеспечение управленческой деятельности в физкультурных организациях [Электронный ресурс]: учебное пособие / C. C. Филиппов – М.: Советский спорт, 2019. – 164 с. – ISB№ 978–5-123–80126–5 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/736754. – Текст: электронный
16. Шапошникова В.И. Научное обоснование современной системы отбора и подготовки спортсменов в спорте (на примере футбола и хоккея): монография (2-е издание) / В.И. Шапошникова, М.А. Рубин, Л.В. Михно. – СПб. – 2020. – 150 с. – Текст: непосредственный
Страница обновлена: 15.09.2025 в 16:46:25
Download PDF | Downloads: 18 | Citations: 1
Organizational and managerial structure and regulatory framework of the system of training the contingent of students of sports schools in the Republic of Tatarstan
Vishnyakova O.N., Chugunova A.V.Journal paper
Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 1, Number 2 (April-June 2021)
Abstract:
An analysis of the work of sports schools by sports, conducted by different authors in different years, revealed a high turnover and dropout of the contingent, a low percentage of qualified athletes who have completed a full cycle of education and sports training, as well as a low percentage of involvement and interest of children and adolescents in unpopular sports.
Keywords: sports, sports industry, sports school, athletes, sports club

Россия, Казань