Значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий
Мальцева Н.А.1, Ковалев В.А.2
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
2 Омский государственный технический университет, Россия, Омск
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 8 (Август 2023)
Цитировать:
Мальцева Н.А., Ковалев В.А. Значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2959-2974. – doi: 10.18334/ce.17.8.118656.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383749
Аннотация:
В статье представлен новый алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в общественном секторе спортивных услуг. В рамках данного исследования разработан механизм общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации спортивных объектов, приспособленных для занятий физической культуры и спорта; определены интересы бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления плоскостной спортивной инфраструктурой. Проанализирован потенциал общественного сектора спортивных услуг на примере использование интерактивной карты , как визуального инструмента определения нахождение спортивных объектов на примере города Омска. Отражено значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территориальной единицы, социальный эффект. Выявлены проблемные вопросы взаимодействия муниципальной структуры и бизнесс сообщества.
Ключевые слова: общественный сектор, спортивные услуги, экономический потенциал, экономическая эффективность, муниципального-частное партнерство, проект муниципально-частного партнерства
JEL-классификация: L32, H21, C21
Введение
Плоскостные спортивные объекты являются важным элементом в системе общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территории.
Их важность определяется демографическими, социальными и экономическими аспектами прямого и косвенного влияния объектов на решение основных социально-экономических задач. От эффективности и качества управления зависит общий эффект организации развития общественного сектора городской территории. В городе Омске данный вопрос является одним из наиболее важных, включенных в Стратегию социально-экономического развития города Омска, а также муниципальную программу «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики». Реализация векторных характеристик, представленных в данных документах, не предусматривает разработки механизма повышения эффективности управления плоскостными спортивными объектами, которое осуществляется практически полностью за счет средств муниципального бюджета и силами муниципального органа власти. Результатом такого подхода является отсутствие контроля над объектами и их быстрый износ, потребность в постоянных бюджетных вливаниях, и их увеличениях, отсутствие возможности оперативной реализации планов и проектов органа муниципальной власти по причине ограниченного бюджета. Потребность в решении данных проблем подтверждает актуальность темы исследования.
Данной проблематику изучали Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. [3] (Brovchak S.V., Smirnova A.A., Zotov I.A., Mingazov A.R., Golovko A.D, 2022), Низяев Д.А., Лебедева С.А. и Белякова М.Ю. [11] (Nizyaev D.A., Lebedeva S.A., Belyakova M.Y., 2022), Макаров И.Н., Филоненко Н.Ю., Селищев О.В. [10] (Makarov I.N., Filonenko N.Yu., Selishchev O.V. , 2022) описывая проблемы внедрения государственно-частное партнерство как инструментарий поддержки бизнеса и населения в сложных экономических условиях. Иванова Ю.О., Решетников А.М. [5] (Ivanova Yu.O.,2022) также рекомендовали использование инновационных технологические инструменты, которые позволяли выстраивать связи муниципальной структуры при взаимодействии бизнеса внутри рынка. Все они определяли, описывали инструменты совершенствования механизма создания условий для социально-экономического развития территорий.
Целью исследования является разработка рекомендаций по развитию системы управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска на основе применения механизма муниципально-частного партнерства.
Задачи исследования включают:
- исследовать организационно-структурные аспекты, а также выявить факторы и проблемы в системе управления плоскостной спортивной инфраструктурой в г. Омске;
- разработать новый механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации плоскостных объектов;
- разработать механизм обеспечения взаимных интересов бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления плоскостной спортивной инфраструктурой;
- разработать алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в г. Омске.
Гипотезой исследования является предположение о том, что механизм муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктуры способствует получению требуемой эффективности всех заинтересованных стейкхолдеров общественного сектора городских территорий
Методологию исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования, включающие: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогию, сравнение, наблюдение, мониторинг, моделирование, статистические методы. Информационная база исследования включает муниципальные нормативно-правовые акты в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой, данные сайта «Спортивный город» г. Омска.
Основной результат и новизна исследования заключаются в совершенствовании механизма муниципально-частного взаимодействия по вопросам развития плоскостной спортивной инфраструктуры, а также разработке авторской методики оценки проектов в сфере управления общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития в городе Омске.
Основная часть.
Экономическая эффективность плоскостной спортивной инфраструктуры является целевым аспектом в системе частного управления объектами и элементом совокупной системы целей при организации государственного и муниципального управления, составляя, как правило, дополнительный эффект в системе обеспечения социального и демографического баланса управляемой структуры. В городе Омске вопросами развития управления плоскостной спортивной инфраструктурой занимается Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска, осуществляющий мониторинг состояния объектов, опрос населения по вопросам планируемого размещения новых объектов. Департамент определяет объем требуемого финансирования в рамках реализации муниципальной стратегии и программ муниципального развития [1].
Согласно основам нормативной практики муниципальных образований Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска является центральным звеном в системе сбора и обработки информации, поступающей от организаций, оказывающих физкультурно-спортивные услуги, а также от жителей города, определяющих места размещения новых объектов плоскостной спортивной инфраструктуры.
План и результат размещения объектов отражаются в интерактивных картах, выполняющих информационную функцию, а также формирующих диалог между населением и органом власти, ответственным за развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании [1]. В качестве важнейших критериев, определяющих состав, структуру и размещение объектов, входят внешние – градостроительные, типологические и экономические, а также внутренние – социальные и экологические. В состав учитываемых экономических факторов, как правило, входят: объем затрат на строительство объектов, а также возможности привлечения частных инвестиции.
Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска организует механизм формирования плоскостной спортивной инфраструктуры таким образом, чтобы удовлетворить потребности потенциальной аудитории пользователей максимально полно, преимущественно ориентируясь на совокупность организационных и нормативных факторов. Вопросы финансирования проектов строительства объектов характеризуются, как правило, моно-структурностью посредством бюджетных ассигнований, несмотря на то что участие бизнеса и частного капитала в построении плоскостной спортивной инфраструктуры в целом подразумевается [2] (Groshev, Kuzmicheva, 2019). Недостаточная активность бизнеса и частных структур в системе муниципального управления объектами обусловлена наличием ошибок и пробелов в организации такого участия, не сформирован механизм, при котором участие бизнеса бы было логичным и безусловным. Результатом игнорирования экономических принципов в системе муниципального управления объектами является совокупность проблемных аспектов, отражающихся на эффективности такого управления и достижении иных, неэкономических целей, в частности:
- муниципальные органы власти не могут обеспечить достаточный контроль над объектами и их эксплуатацией, что приводит к быстрому износу конструкций и сооружений;
- процесс обновления объектов, их ремонта, замены, строительства новых объектов существенно затягивается во времени, что не способствует быстрому решению социальных и демографических вопросов;
- инфраструктура будет всегда требовать бюджетных вложений: сначала на строительство объектов, затем на обновление, ремонт, замену.
Тем самым, проблематика заключается в том, что создаваемые за счет муниципального бюджета объекты не ориентированы на дальнейшее частное управление и самоокупаемость, превращаясь в постоянную дополнительную статью бюджетных расходов. Для решения данной проблемы необходимо трансформировать восприятие плоскостных спортивных объектов, классифицировав их не как инструмент для достижения цели, а как производственную структуру, способную производить блага и генерировать доход [7] (Maltseva, 2021). Такой подход позволит расширить границы функционального содержания плоскостной спортивной инфраструктуры, определив возможности для формирования экономической самостоятельности в рамках системы управления частными структурами (рисунок 1).
Рисунок 1 – Рекомендуемый механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации плоскостных объектов
Источник: составлено автором
Согласно рисунку 1, плоскостной спортивный объект следует рассматривать как производственную структуру, способную создавать продукт: для бизнеса – товары и услуги, производительность труда персонала, для муниципального органа власти – здоровье жителей, решение социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, а также увеличение бюджетных доходов от организации бизнеса. Интерес бизнеса может быть построен на предоставлении ему возможности использовать спортивные объекты для коммерческой деятельности с целью получения экономического результата.
В перечень вариантов использования спортивных объектов бизнесом в городе Омске можно рассматривать:
- передачу муниципальных площадок под управление бизнесу для организации занятий физической культурой и спортом для работников;
- предоставление возможности осуществления торговой и рекламной деятельности с использованием территорий и объектов;
- предоставление права проведения различных массовых мероприятий на территории спортивных сооружений и близлежащих территориях.
В качестве важнейших условий по передаче объектов бизнесу следует рассматривать: обеспечение бесплатного доступа на объекты для всех желающих; организацию контроля силами частной структуры над объектами; проведение своевременных строительных, ремонтных и восстановительных работ (рисунок 2).
Рисунок 2 – Рекомендуемый механизм обеспечения взаимных интересов бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития
Источник: составлено автором
Приведем примеры вариантов использования отдельных объектов плоскостной спортивной инфраструктуры города Омска частными организациями (таблица 1).
Таблица 1 – Примеры использования бизнес-структурами плоскостных спортивных объектов
Наименование спортивного комплекса, сооружения
|
Адрес
|
Площадь (кв.м.)
|
Единовременная пропускная способность
(чел.)
|
Варианты использования для бизнеса
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Спортивная площадка
|
10 лет Октября, 145
|
450
|
22
|
Организация занятий физической культурой и спортом для
работников
|
Хоккейная площадка
|
10-я Чередовая, 17/1
|
800
|
25
|
Организация рекламной деятельности
|
Баскетбольная площадка
|
Марка Никифорова, 4
|
416
|
18
|
Организация торговой деятельности
|
Волейбольная площадка
|
1-я Полевая, 6 (Волжский)
|
162
|
20
|
Организация торговой деятельности
|
Комплексная спортивная площадка
|
20 Партсъезда, 46
|
450
|
25
|
Организация занятий физической культурой и спортом для
работников
|
Спортивно-игровая площадка
|
24-я Северная, 200
|
450
|
22
|
Организация занятий физической культурой и спортом для
работников
|
Комплексная спортивная площадка
|
2-я Солнечная, 17
|
1200
|
20
|
Проведение массовых
|
Спортивно-игровая площадка
|
2-я Челюскинцев, 7а/ 11-я Восточная, 17
|
1200
|
60
|
Проведение массовых
|
Комплексная спортивная площадка
|
40 лет Ракетных войск, 3
|
450
|
22
|
Организация занятий физической культурой и спортом для
работников
|
Открытый теннисный корт
|
4-я Северная, 4
|
435
|
6
|
Организация рекламной и торговой деятельности
|
Футбольное поле
|
50 лет ВЛКСМ, 2 С.В. Ишутин
|
600
|
25
|
Организация рекламной и торговой деятельности
|
Тренажерный комплекс
|
Иртышская Набережная, 17 (пляж "Центральный")
|
90
|
12
|
организация занятий физической культурой
и спортом для работников
|
Не каждый объект привлекателен для бизнеса; основным фактором, определяющим возможность генерировать доход является местоположение: объекты, расположенные вблизи от предпринимательской структуры, а также в местах традиционного массового скопления людей являются наиболее привлекательными для бизнеса, поскольку могут генерировать финансовый результат в виде увеличения производительности труда работников, либо дохода от коммерческой деятельности.
Для повышения эффективности управления общественного сектора спортивных услуг требуется разработка механизмов муниципально-частного партнерства в данной сфере. Наиболее подходящей формой взаимодействия бизнеса и муниципальных органов власти может быть проектное управление, основанное на передаче совокупности плоскостных спортивных объектов в управление бизнес-структурам на условиях получения какой-либо выгоды бизнесом. При этом проекты могут предусматривать:
- выгоду частной структуры, связанную с использованием объектов;
- выгоду, связанную с использованием близлежащих территорий с целью осуществления экономической деятельности;
- выгоду в другой сфере, например, связанную с передачей в аренду муниципальных помещений для осуществления экономической деятельности при соблюдении интересов всех стейкхолдеров.
Следовательно, проект частной компании может включать несколько объектов плоскостной спортивной инфраструктуры с разным уровнем экономического потенциала. Объекты могут использоваться в предпринимательской деятельности, а также могут находиться в частном управлении с сохранением только текущего функционала [8] (Maltseva, 2021). Частная компания может получать экономическую выгоду от использования плоскостного спортивного сооружения, объекта, либо выгода может состоять в других аспектах муниципально-частного сотрудничества (рисунок 3).
Рисунок 3 - Рекомендуемые варианты муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в городе Омске
Источник: составлено автором
В существующих условиях инициатива для развития муниципально-частного партнерства должна исходить от муниципальных структур, в частности, Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска, который должен организовать конкурс на размещение плоскостных спортивных объектов в частное управление. Базовыми условиями передачи объектов должны стать:
- сохранение общественного доступа [9] (Maltseva, 2020);
- сохранение функционала объектов [4] (Doev,2012);
- сохранение объектов в составе муниципальной собственности [12] (Shinkevich, Nogumanov, 2017);
- производить своевременный ремонт и улучшение объектов [6] (Karneychik,2017)
Без выполнения данных условий заявки не могут быть рассмотрены.
Заявки на участие в конкурсе от потенциальных управляющих должны представляться совместно с проектом муниципально-частного партнерства. Рекомендуемый алгоритм оценки проектов представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Рекомендуемый алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в городе Омске
Наименование
критерия
|
Критерии
оценки
|
Весовой
коэффи-циент
|
Итоговый
показатель оценки проекта
|
Количество объектов,
передаваемый в управление (А1).
|
Критерии:
1-3 ед. – 3 балла 4-5 ед. – 5 баллов 6-8 ед. – 8 баллов 9 ед. и более – 10 баллов |
0,10
|
Z
= 0,1*А1
+ 0,2*А2 + 0,15*А3 + 0,15*А4 + 0,05*А5 + 0,1 * А6 + 0,25*А7
|
Доля объектов с низким
экономическим потенциалом (А2)
|
До
10% - 3 балла
11-30% - 5 баллов 31-50% - 8 баллов Более 50% - 10 баллов |
0,20
| |
Наличие дополнительных
условий – потребность в заключении других договоров с организацией (А3)
|
Имеется
потребность – 0 баллов
Отсутствует потребность – 10 баллов |
0,15
| |
План модернизации и улучшения
объектов, организации контроля (А4)
|
Оценка
экспертом – от 0 до 10 баллов
|
0,15
| |
Срок проекта (А5)
|
До
1 года – 0 баллов
1-5 лет – 5 баллов Более 5 лет – 10 баллов |
0,05
| |
Бюджетная эффективность
проекта (А6)
|
Оценка экспертом – от 0
до 10 баллов
|
0,10
|
|
Социальная
эффективность проекта (А7)
|
Оценка экспертом – от 0
до 10 баллов
|
0,25
|
|
Согласно таблице 2, наибольшее рекомендованное весовое значение имеют критерии: доля объектов с низким экономическим потенциалом, а также социальная эффективность проекта, что позволит передать в частное управление объекты с низким и средним экономическим потенциалом, доля которых на данный момент преобладает в городе Омске. Кроме того, значительную долю в итоговой оценке имеет социальная эффективность проекта, что соответствует первоначальным целям создания плоскостной спортивной инфраструктуры.
Заключение
Существующая система управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска основывается на традиционных принципах бюджетного участия в создании и обновлении спортивных объектов. Результатом игнорирования экономических принципов в системе муниципального управления объектами является совокупность проблемных аспектов, отражающихся на эффективности такого управления и достижении поставленных социальных и демографических целей. Оптимальным вариантом развития системы может стать муниципально-частное партнерство, при котором часть общественного сектора спортивных услуг передается в частное управление на взаимовыгодных условиях: муниципальный орган власти получает частное финансирование на развитие объектов, а также контроль над их эксплуатацией, а бизнес получает финансовую выгоду от прямого использования объектов либо от дополнительных вариантов муниципально-частного взаимодействия, что подтверждает выдвинутую гипотезу. В результате исследования разработаны рекомендации по развитию системы управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска на основе применения механизма муниципально-частного партнерства.
Источники:
2. Грошев А.С., Кузьмичева Е.В. Повышение эффективности деятельности муниципального спортивного комплекса // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 4. – c. 60-63.
3. Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. Государственно-частное партнерство в финансовой модели социальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1377-1392. – doi: 10.18334/epp.12.4.114477.
4. Доев В.К. Социально-экономическая эффективность физической культуры и спорта // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 9(264). – c. 54-58.
5. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1085-1094. – doi: 10.18334/epp.10.4.100880.
6. Карнейчик В.В. Методика оценки социально-экономической эффективности функционирования спортивных объектов // Экономическая наука сегодня. – 2017. – № 6. – c. 209-218.
7. Расин М.С., Мальцева Н.А. Перспектива развития плоскостной спортивной инфраструктуры на примере города Омска // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы X Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2021. – c. 266-271.– doi: 10.36906/FKS-2020/50.
8. Мальцева Н.А., Расин М.С., Салугин Ф.В. Развитие муниципальной плоскостной спортивной инфраструктуры города Омска // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – № 3(16). – doi: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_22.
9. Мальцева Н.А., Расин М.С. Формирование физкультурно-спортивной среды в муниципальном образовании на примере города Омска // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: Материалы X Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта. Омск, 2020. – c. 230-239.
10. Макаров И.Н., Филоненко Н.Ю., Селищев О.В. Государственно-частное партнерство как механизм институциональной координации экономических агентов в системе мобилизационной экономики: политэкономический анализ // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4515-4536. – doi: 10.18334/ce.16.11.116292.
11. Низяев Д.А., Лебедева С.А., Белякова М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1791-1804. – doi: 10.18334/epp.12.6.114837.
12. Шинкевич А.И., Ногуманов Р.У. Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг // Российское предпринимательство. – 2017. – № 8. – c. 1413-1420. – doi: 10.18334/rp.18.8.37797.
13. Сайт «Спортивный город». [Электронный ресурс]. URL: sports-gorod.ru (дата обращения: 07.02.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:05:44