Значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий

Мальцева Н.А.1, Ковалев В.А.2
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
2 Омский государственный технический университет, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Мальцева Н.А., Ковалев В.А. Значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 8. – С. 2959-2974. – doi: 10.18334/ce.17.8.118656.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383749

Аннотация:
В статье представлен новый алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в общественном секторе спортивных услуг. В рамках данного исследования разработан механизм общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации спортивных объектов, приспособленных для занятий физической культуры и спорта; определены интересы бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления плоскостной спортивной инфраструктурой. Проанализирован потенциал общественного сектора спортивных услуг на примере использование интерактивной карты , как визуального инструмента определения нахождение спортивных объектов на примере города Омска. Отражено значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территориальной единицы, социальный эффект. Выявлены проблемные вопросы взаимодействия муниципальной структуры и бизнесс сообщества.

Ключевые слова: общественный сектор, спортивные услуги, экономический потенциал, экономическая эффективность, муниципального-частное партнерство, проект муниципально-частного партнерства

JEL-классификация: L32, H21, C21



Введение

Плоскостные спортивные объекты являются важным элементом в системе общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территории.

Их важность определяется демографическими, социальными и экономическими аспектами прямого и косвенного влияния объектов на решение основных социально-экономических задач. От эффективности и качества управления зависит общий эффект организации развития общественного сектора городской территории. В городе Омске данный вопрос является одним из наиболее важных, включенных в Стратегию социально-экономического развития города Омска, а также муниципальную программу «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики». Реализация векторных характеристик, представленных в данных документах, не предусматривает разработки механизма повышения эффективности управления плоскостными спортивными объектами, которое осуществляется практически полностью за счет средств муниципального бюджета и силами муниципального органа власти. Результатом такого подхода является отсутствие контроля над объектами и их быстрый износ, потребность в постоянных бюджетных вливаниях, и их увеличениях, отсутствие возможности оперативной реализации планов и проектов органа муниципальной власти по причине ограниченного бюджета. Потребность в решении данных проблем подтверждает актуальность темы исследования.

Данной проблематику изучали Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. [3] (Brovchak S.V., Smirnova A.A., Zotov I.A., Mingazov A.R., Golovko A.D, 2022), Низяев Д.А., Лебедева С.А. и Белякова М.Ю. [11] (Nizyaev D.A., Lebedeva S.A., Belyakova M.Y., 2022), Макаров И.Н., Филоненко Н.Ю., Селищев О.В. [10] (Makarov I.N., Filonenko N.Yu., Selishchev O.V. , 2022) описывая проблемы внедрения государственно-частное партнерство как инструментарий поддержки бизнеса и населения в сложных экономических условиях. Иванова Ю.О., Решетников А.М. [5] (Ivanova Yu.O.,2022) также рекомендовали использование инновационных технологические инструменты, которые позволяли выстраивать связи муниципальной структуры при взаимодействии бизнеса внутри рынка. Все они определяли, описывали инструменты совершенствования механизма создания условий для социально-экономического развития территорий.

Целью исследования является разработка рекомендаций по развитию системы управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска на основе применения механизма муниципально-частного партнерства.

Задачи исследования включают:

- исследовать организационно-структурные аспекты, а также выявить факторы и проблемы в системе управления плоскостной спортивной инфраструктурой в г. Омске;

- разработать новый механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации плоскостных объектов;

- разработать механизм обеспечения взаимных интересов бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления плоскостной спортивной инфраструктурой;

- разработать алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в г. Омске.

Гипотезой исследования является предположение о том, что механизм муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктуры способствует получению требуемой эффективности всех заинтересованных стейкхолдеров общественного сектора городских территорий

Методологию исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования, включающие: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогию, сравнение, наблюдение, мониторинг, моделирование, статистические методы. Информационная база исследования включает муниципальные нормативно-правовые акты в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой, данные сайта «Спортивный город» г. Омска.

Основной результат и новизна исследования заключаются в совершенствовании механизма муниципально-частного взаимодействия по вопросам развития плоскостной спортивной инфраструктуры, а также разработке авторской методики оценки проектов в сфере управления общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития в городе Омске.

Основная часть.

Экономическая эффективность плоскостной спортивной инфраструктуры является целевым аспектом в системе частного управления объектами и элементом совокупной системы целей при организации государственного и муниципального управления, составляя, как правило, дополнительный эффект в системе обеспечения социального и демографического баланса управляемой структуры. В городе Омске вопросами развития управления плоскостной спортивной инфраструктурой занимается Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска, осуществляющий мониторинг состояния объектов, опрос населения по вопросам планируемого размещения новых объектов. Департамент определяет объем требуемого финансирования в рамках реализации муниципальной стратегии и программ муниципального развития [1].

Согласно основам нормативной практики муниципальных образований Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска является центральным звеном в системе сбора и обработки информации, поступающей от организаций, оказывающих физкультурно-спортивные услуги, а также от жителей города, определяющих места размещения новых объектов плоскостной спортивной инфраструктуры.

План и результат размещения объектов отражаются в интерактивных картах, выполняющих информационную функцию, а также формирующих диалог между населением и органом власти, ответственным за развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании [1]. В качестве важнейших критериев, определяющих состав, структуру и размещение объектов, входят внешние – градостроительные, типологические и экономические, а также внутренние – социальные и экологические. В состав учитываемых экономических факторов, как правило, входят: объем затрат на строительство объектов, а также возможности привлечения частных инвестиции.

Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска организует механизм формирования плоскостной спортивной инфраструктуры таким образом, чтобы удовлетворить потребности потенциальной аудитории пользователей максимально полно, преимущественно ориентируясь на совокупность организационных и нормативных факторов. Вопросы финансирования проектов строительства объектов характеризуются, как правило, моно-структурностью посредством бюджетных ассигнований, несмотря на то что участие бизнеса и частного капитала в построении плоскостной спортивной инфраструктуры в целом подразумевается [2] (Groshev, Kuzmicheva, 2019). Недостаточная активность бизнеса и частных структур в системе муниципального управления объектами обусловлена наличием ошибок и пробелов в организации такого участия, не сформирован механизм, при котором участие бизнеса бы было логичным и безусловным. Результатом игнорирования экономических принципов в системе муниципального управления объектами является совокупность проблемных аспектов, отражающихся на эффективности такого управления и достижении иных, неэкономических целей, в частности:

- муниципальные органы власти не могут обеспечить достаточный контроль над объектами и их эксплуатацией, что приводит к быстрому износу конструкций и сооружений;

- процесс обновления объектов, их ремонта, замены, строительства новых объектов существенно затягивается во времени, что не способствует быстрому решению социальных и демографических вопросов;

- инфраструктура будет всегда требовать бюджетных вложений: сначала на строительство объектов, затем на обновление, ремонт, замену.

Тем самым, проблематика заключается в том, что создаваемые за счет муниципального бюджета объекты не ориентированы на дальнейшее частное управление и самоокупаемость, превращаясь в постоянную дополнительную статью бюджетных расходов. Для решения данной проблемы необходимо трансформировать восприятие плоскостных спортивных объектов, классифицировав их не как инструмент для достижения цели, а как производственную структуру, способную производить блага и генерировать доход [7] (Maltseva, 2021). Такой подход позволит расширить границы функционального содержания плоскостной спортивной инфраструктуры, определив возможности для формирования экономической самостоятельности в рамках системы управления частными структурами (рисунок 1).

Управление, финансирование

Рисунок 1 – Рекомендуемый механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации плоскостных объектов

Источник: составлено автором

Согласно рисунку 1, плоскостной спортивный объект следует рассматривать как производственную структуру, способную создавать продукт: для бизнеса – товары и услуги, производительность труда персонала, для муниципального органа власти – здоровье жителей, решение социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, а также увеличение бюджетных доходов от организации бизнеса. Интерес бизнеса может быть построен на предоставлении ему возможности использовать спортивные объекты для коммерческой деятельности с целью получения экономического результата.

В перечень вариантов использования спортивных объектов бизнесом в городе Омске можно рассматривать:

- передачу муниципальных площадок под управление бизнесу для организации занятий физической культурой и спортом для работников;

- предоставление возможности осуществления торговой и рекламной деятельности с использованием территорий и объектов;

- предоставление права проведения различных массовых мероприятий на территории спортивных сооружений и близлежащих территориях.

В качестве важнейших условий по передаче объектов бизнесу следует рассматривать: обеспечение бесплатного доступа на объекты для всех желающих; организацию контроля силами частной структуры над объектами; проведение своевременных строительных, ремонтных и восстановительных работ (рисунок 2).

Рисунок 2 – Рекомендуемый механизм обеспечения взаимных интересов бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития

Источник: составлено автором

Приведем примеры вариантов использования отдельных объектов плоскостной спортивной инфраструктуры города Омска частными организациями (таблица 1).

Таблица 1 – Примеры использования бизнес-структурами плоскостных спортивных объектов

Наименование спортивного комплекса, сооружения
Адрес
Площадь (кв.м.)
Единовременная пропускная способность (чел.)
Варианты использования для бизнеса
1
2
3
4
5
Спортивная площадка
10 лет Октября, 145
450
22
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Хоккейная площадка
10-я Чередовая, 17/1
800
25
Организация рекламной деятельности
Баскетбольная площадка
Марка Никифорова, 4
416
18
Организация торговой деятельности
Волейбольная площадка
1-я Полевая, 6 (Волжский)
162
20
Организация торговой деятельности
Комплексная спортивная площадка
20 Партсъезда, 46
450
25
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Спортивно-игровая площадка
24-я Северная, 200
450
22
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Комплексная спортивная площадка
2-я Солнечная, 17
1200
20
Проведение массовых
Спортивно-игровая площадка
2-я Челюскинцев, 7а/ 11-я Восточная, 17
1200
60
Проведение массовых
Комплексная спортивная площадка
40 лет Ракетных войск, 3
450
22
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Открытый теннисный корт
4-я Северная, 4
435
6
Организация рекламной и торговой деятельности
Футбольное поле
50 лет ВЛКСМ, 2 С.В. Ишутин
600
25
Организация рекламной и торговой деятельности
Тренажерный комплекс
Иртышская Набережная, 17 (пляж "Центральный")
90
12
организация занятий физической культурой и спортом для работников
Источник: составлено автором

Не каждый объект привлекателен для бизнеса; основным фактором, определяющим возможность генерировать доход является местоположение: объекты, расположенные вблизи от предпринимательской структуры, а также в местах традиционного массового скопления людей являются наиболее привлекательными для бизнеса, поскольку могут генерировать финансовый результат в виде увеличения производительности труда работников, либо дохода от коммерческой деятельности.

Для повышения эффективности управления общественного сектора спортивных услуг требуется разработка механизмов муниципально-частного партнерства в данной сфере. Наиболее подходящей формой взаимодействия бизнеса и муниципальных органов власти может быть проектное управление, основанное на передаче совокупности плоскостных спортивных объектов в управление бизнес-структурам на условиях получения какой-либо выгоды бизнесом. При этом проекты могут предусматривать:

- выгоду частной структуры, связанную с использованием объектов;

- выгоду, связанную с использованием близлежащих территорий с целью осуществления экономической деятельности;

- выгоду в другой сфере, например, связанную с передачей в аренду муниципальных помещений для осуществления экономической деятельности при соблюдении интересов всех стейкхолдеров.

Следовательно, проект частной компании может включать несколько объектов плоскостной спортивной инфраструктуры с разным уровнем экономического потенциала. Объекты могут использоваться в предпринимательской деятельности, а также могут находиться в частном управлении с сохранением только текущего функционала [8] (Maltseva, 2021). Частная компания может получать экономическую выгоду от использования плоскостного спортивного сооружения, объекта, либо выгода может состоять в других аспектах муниципально-частного сотрудничества (рисунок 3).

Рисунок 3 - Рекомендуемые варианты муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в городе Омске

Источник: составлено автором

В существующих условиях инициатива для развития муниципально-частного партнерства должна исходить от муниципальных структур, в частности, Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска, который должен организовать конкурс на размещение плоскостных спортивных объектов в частное управление. Базовыми условиями передачи объектов должны стать:

- сохранение общественного доступа [9] (Maltseva, 2020);

- сохранение функционала объектов [4] (Doev,2012);

- сохранение объектов в составе муниципальной собственности [12] (Shinkevich, Nogumanov, 2017);

- производить своевременный ремонт и улучшение объектов [6] (Karneychik,2017)

Без выполнения данных условий заявки не могут быть рассмотрены.

Заявки на участие в конкурсе от потенциальных управляющих должны представляться совместно с проектом муниципально-частного партнерства. Рекомендуемый алгоритм оценки проектов представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Рекомендуемый алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в городе Омске

Наименование критерия
Критерии оценки
Весовой коэффи-циент
Итоговый показатель оценки проекта
Количество объектов, передаваемый в управление (А1).
Критерии:
1-3 ед. – 3 балла
4-5 ед. – 5 баллов
6-8 ед. – 8 баллов
9 ед. и более – 10 баллов
0,10
Z = 0,1*А1 + 0,2*А2 + 0,15*А3 + 0,15*А4 + 0,05*А5 + 0,1 * А6 + 0,25*А7
Доля объектов с низким экономическим потенциалом (А2)
До 10% - 3 балла
11-30% - 5 баллов
31-50% - 8 баллов
Более 50% - 10 баллов
0,20
Наличие дополнительных условий – потребность в заключении других договоров с организацией (А3)
Имеется потребность – 0 баллов
Отсутствует потребность – 10 баллов
0,15
План модернизации и улучшения объектов, организации контроля (А4)
Оценка экспертом – от 0 до 10 баллов
0,15
Срок проекта (А5)
До 1 года – 0 баллов
1-5 лет – 5 баллов
Более 5 лет – 10 баллов
0,05
Бюджетная эффективность проекта (А6)
Оценка экспертом – от 0 до 10 баллов
0,10

Социальная эффективность проекта (А7)
Оценка экспертом – от 0 до 10 баллов
0,25

Источник: составлено автором

Согласно таблице 2, наибольшее рекомендованное весовое значение имеют критерии: доля объектов с низким экономическим потенциалом, а также социальная эффективность проекта, что позволит передать в частное управление объекты с низким и средним экономическим потенциалом, доля которых на данный момент преобладает в городе Омске. Кроме того, значительную долю в итоговой оценке имеет социальная эффективность проекта, что соответствует первоначальным целям создания плоскостной спортивной инфраструктуры.

Заключение

Существующая система управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска основывается на традиционных принципах бюджетного участия в создании и обновлении спортивных объектов. Результатом игнорирования экономических принципов в системе муниципального управления объектами является совокупность проблемных аспектов, отражающихся на эффективности такого управления и достижении поставленных социальных и демографических целей. Оптимальным вариантом развития системы может стать муниципально-частное партнерство, при котором часть общественного сектора спортивных услуг передается в частное управление на взаимовыгодных условиях: муниципальный орган власти получает частное финансирование на развитие объектов, а также контроль над их эксплуатацией, а бизнес получает финансовую выгоду от прямого использования объектов либо от дополнительных вариантов муниципально-частного взаимодействия, что подтверждает выдвинутую гипотезу. В результате исследования разработаны рекомендации по развитию системы управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска на основе применения механизма муниципально-частного партнерства.


Источники:

1. Решение Омского городского совета от 29.06.2011г. №415 «О департаменте по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска». Официальный портал Администрации города Омска. [Электронный ресурс]. URL: https://admomsk.ru/web/guest/government/divisions/41/about (дата обращения: 15.01.2023).
2. Грошев А.С., Кузьмичева Е.В. Повышение эффективности деятельности муниципального спортивного комплекса // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 4. – c. 60-63.
3. Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. Государственно-частное партнерство в финансовой модели социальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1377-1392. – doi: 10.18334/epp.12.4.114477.
4. Доев В.К. Социально-экономическая эффективность физической культуры и спорта // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 9(264). – c. 54-58.
5. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1085-1094. – doi: 10.18334/epp.10.4.100880.
6. Карнейчик В.В. Методика оценки социально-экономической эффективности функционирования спортивных объектов // Экономическая наука сегодня. – 2017. – № 6. – c. 209-218.
7. Расин М.С., Мальцева Н.А. Перспектива развития плоскостной спортивной инфраструктуры на примере города Омска // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы X Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2021. – c. 266-271.– doi: 10.36906/FKS-2020/50.
8. Мальцева Н.А., Расин М.С., Салугин Ф.В. Развитие муниципальной плоскостной спортивной инфраструктуры города Омска // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – № 3(16). – doi: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_22.
9. Мальцева Н.А., Расин М.С. Формирование физкультурно-спортивной среды в муниципальном образовании на примере города Омска // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: Материалы X Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта. Омск, 2020. – c. 230-239.
10. Макаров И.Н., Филоненко Н.Ю., Селищев О.В. Государственно-частное партнерство как механизм институциональной координации экономических агентов в системе мобилизационной экономики: политэкономический анализ // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4515-4536. – doi: 10.18334/ce.16.11.116292.
11. Низяев Д.А., Лебедева С.А., Белякова М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1791-1804. – doi: 10.18334/epp.12.6.114837.
12. Шинкевич А.И., Ногуманов Р.У. Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг // Российское предпринимательство. – 2017. – № 8. – c. 1413-1420. – doi: 10.18334/rp.18.8.37797.
13. Сайт «Спортивный город». [Электронный ресурс]. URL: sports-gorod.ru (дата обращения: 07.02.2023).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:05:44