Значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий

Мальцева Н.А.1, Ковалев В.А.2
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
2 Омский государственный технический университет, Россия, Омск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383749

Аннотация:
В статье представлен новый алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в общественном секторе спортивных услуг. В рамках данного исследования разработан механизм общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территорий, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации спортивных объектов, приспособленных для занятий физической культуры и спорта; определены интересы бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления плоскостной спортивной инфраструктурой. Проанализирован потенциал общественного сектора спортивных услуг на примере использование интерактивной карты , как визуального инструмента определения нахождение спортивных объектов на примере города Омска. Отражено значение общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территориальной единицы, социальный эффект. Выявлены проблемные вопросы взаимодействия муниципальной структуры и бизнесс сообщества.

Ключевые слова: общественный сектор, спортивные услуги, экономический потенциал, экономическая эффективность, муниципального-частное партнерство, проект муниципально-частного партнерства

JEL-классификация: L32, H21, C21



Введение

Плоскостные спортивные объекты являются важным элементом в системе общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития территории.

Их важность определяется демографическими, социальными и экономическими аспектами прямого и косвенного влияния объектов на решение основных социально-экономических задач. От эффективности и качества управления зависит общий эффект организации развития общественного сектора городской территории. В городе Омске данный вопрос является одним из наиболее важных, включенных в Стратегию социально-экономического развития города Омска, а также муниципальную программу «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики». Реализация векторных характеристик, представленных в данных документах, не предусматривает разработки механизма повышения эффективности управления плоскостными спортивными объектами, которое осуществляется практически полностью за счет средств муниципального бюджета и силами муниципального органа власти. Результатом такого подхода является отсутствие контроля над объектами и их быстрый износ, потребность в постоянных бюджетных вливаниях, и их увеличениях, отсутствие возможности оперативной реализации планов и проектов органа муниципальной власти по причине ограниченного бюджета. Потребность в решении данных проблем подтверждает актуальность темы исследования.

Данной проблематику изучали Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. [3] (Brovchak S.V., Smirnova A.A., Zotov I.A., Mingazov A.R., Golovko A.D, 2022), Низяев Д.А., Лебедева С.А. и Белякова М.Ю. [11] (Nizyaev D.A., Lebedeva S.A., Belyakova M.Y., 2022), Макаров И.Н., Филоненко Н.Ю., Селищев О.В. [10] (Makarov I.N., Filonenko N.Yu., Selishchev O.V. , 2022) описывая проблемы внедрения государственно-частное партнерство как инструментарий поддержки бизнеса и населения в сложных экономических условиях. Иванова Ю.О., Решетников А.М. [5] (Ivanova Yu.O.,2022) также рекомендовали использование инновационных технологические инструменты, которые позволяли выстраивать связи муниципальной структуры при взаимодействии бизнеса внутри рынка. Все они определяли, описывали инструменты совершенствования механизма создания условий для социально-экономического развития территорий.

Целью исследования является разработка рекомендаций по развитию системы управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска на основе применения механизма муниципально-частного партнерства.

Задачи исследования включают:

- исследовать организационно-структурные аспекты, а также выявить факторы и проблемы в системе управления плоскостной спортивной инфраструктурой в г. Омске;

- разработать новый механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации плоскостных объектов;

- разработать механизм обеспечения взаимных интересов бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления плоскостной спортивной инфраструктурой;

- разработать алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в г. Омске.

Гипотезой исследования является предположение о том, что механизм муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктуры способствует получению требуемой эффективности всех заинтересованных стейкхолдеров общественного сектора городских территорий

Методологию исследования составляют общенаучные и специальные методы исследования, включающие: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аналогию, сравнение, наблюдение, мониторинг, моделирование, статистические методы. Информационная база исследования включает муниципальные нормативно-правовые акты в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой, данные сайта «Спортивный город» г. Омска.

Основной результат и новизна исследования заключаются в совершенствовании механизма муниципально-частного взаимодействия по вопросам развития плоскостной спортивной инфраструктуры, а также разработке авторской методики оценки проектов в сфере управления общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития в городе Омске.

Основная часть.

Экономическая эффективность плоскостной спортивной инфраструктуры является целевым аспектом в системе частного управления объектами и элементом совокупной системы целей при организации государственного и муниципального управления, составляя, как правило, дополнительный эффект в системе обеспечения социального и демографического баланса управляемой структуры. В городе Омске вопросами развития управления плоскостной спортивной инфраструктурой занимается Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации г. Омска, осуществляющий мониторинг состояния объектов, опрос населения по вопросам планируемого размещения новых объектов. Департамент определяет объем требуемого финансирования в рамках реализации муниципальной стратегии и программ муниципального развития [1].

Согласно основам нормативной практики муниципальных образований Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска является центральным звеном в системе сбора и обработки информации, поступающей от организаций, оказывающих физкультурно-спортивные услуги, а также от жителей города, определяющих места размещения новых объектов плоскостной спортивной инфраструктуры.

План и результат размещения объектов отражаются в интерактивных картах, выполняющих информационную функцию, а также формирующих диалог между населением и органом власти, ответственным за развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании [1]. В качестве важнейших критериев, определяющих состав, структуру и размещение объектов, входят внешние – градостроительные, типологические и экономические, а также внутренние – социальные и экологические. В состав учитываемых экономических факторов, как правило, входят: объем затрат на строительство объектов, а также возможности привлечения частных инвестиции.

Департамент по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска организует механизм формирования плоскостной спортивной инфраструктуры таким образом, чтобы удовлетворить потребности потенциальной аудитории пользователей максимально полно, преимущественно ориентируясь на совокупность организационных и нормативных факторов. Вопросы финансирования проектов строительства объектов характеризуются, как правило, моно-структурностью посредством бюджетных ассигнований, несмотря на то что участие бизнеса и частного капитала в построении плоскостной спортивной инфраструктуры в целом подразумевается [2] (Groshev, Kuzmicheva, 2019). Недостаточная активность бизнеса и частных структур в системе муниципального управления объектами обусловлена наличием ошибок и пробелов в организации такого участия, не сформирован механизм, при котором участие бизнеса бы было логичным и безусловным. Результатом игнорирования экономических принципов в системе муниципального управления объектами является совокупность проблемных аспектов, отражающихся на эффективности такого управления и достижении иных, неэкономических целей, в частности:

- муниципальные органы власти не могут обеспечить достаточный контроль над объектами и их эксплуатацией, что приводит к быстрому износу конструкций и сооружений;

- процесс обновления объектов, их ремонта, замены, строительства новых объектов существенно затягивается во времени, что не способствует быстрому решению социальных и демографических вопросов;

- инфраструктура будет всегда требовать бюджетных вложений: сначала на строительство объектов, затем на обновление, ремонт, замену.

Тем самым, проблематика заключается в том, что создаваемые за счет муниципального бюджета объекты не ориентированы на дальнейшее частное управление и самоокупаемость, превращаясь в постоянную дополнительную статью бюджетных расходов. Для решения данной проблемы необходимо трансформировать восприятие плоскостных спортивных объектов, классифицировав их не как инструмент для достижения цели, а как производственную структуру, способную производить блага и генерировать доход [7] (Maltseva, 2021). Такой подход позволит расширить границы функционального содержания плоскостной спортивной инфраструктуры, определив возможности для формирования экономической самостоятельности в рамках системы управления частными структурами (рисунок 1).

Управление, финансирование

Рисунок 1 – Рекомендуемый механизм управления плоскостной спортивной инфраструктурой, основанный на муниципально-частном партнерстве и принципах производственной локализации плоскостных объектов

Источник: составлено автором

Согласно рисунку 1, плоскостной спортивный объект следует рассматривать как производственную структуру, способную создавать продукт: для бизнеса – товары и услуги, производительность труда персонала, для муниципального органа власти – здоровье жителей, решение социальных проблем, таких как наркомания, алкоголизм, а также увеличение бюджетных доходов от организации бизнеса. Интерес бизнеса может быть построен на предоставлении ему возможности использовать спортивные объекты для коммерческой деятельности с целью получения экономического результата.

В перечень вариантов использования спортивных объектов бизнесом в городе Омске можно рассматривать:

- передачу муниципальных площадок под управление бизнесу для организации занятий физической культурой и спортом для работников;

- предоставление возможности осуществления торговой и рекламной деятельности с использованием территорий и объектов;

- предоставление права проведения различных массовых мероприятий на территории спортивных сооружений и близлежащих территориях.

В качестве важнейших условий по передаче объектов бизнесу следует рассматривать: обеспечение бесплатного доступа на объекты для всех желающих; организацию контроля силами частной структуры над объектами; проведение своевременных строительных, ремонтных и восстановительных работ (рисунок 2).

Рисунок 2 – Рекомендуемый механизм обеспечения взаимных интересов бизнеса и муниципального органа власти в вопросах управления общественного сектора спортивных услуг для социально-экономического развития

Источник: составлено автором

Приведем примеры вариантов использования отдельных объектов плоскостной спортивной инфраструктуры города Омска частными организациями (таблица 1).

Таблица 1 – Примеры использования бизнес-структурами плоскостных спортивных объектов

Наименование спортивного комплекса, сооружения
Адрес
Площадь (кв.м.)
Единовременная пропускная способность (чел.)
Варианты использования для бизнеса
1
2
3
4
5
Спортивная площадка
10 лет Октября, 145
450
22
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Хоккейная площадка
10-я Чередовая, 17/1
800
25
Организация рекламной деятельности
Баскетбольная площадка
Марка Никифорова, 4
416
18
Организация торговой деятельности
Волейбольная площадка
1-я Полевая, 6 (Волжский)
162
20
Организация торговой деятельности
Комплексная спортивная площадка
20 Партсъезда, 46
450
25
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Спортивно-игровая площадка
24-я Северная, 200
450
22
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Комплексная спортивная площадка
2-я Солнечная, 17
1200
20
Проведение массовых
Спортивно-игровая площадка
2-я Челюскинцев, 7а/ 11-я Восточная, 17
1200
60
Проведение массовых
Комплексная спортивная площадка
40 лет Ракетных войск, 3
450
22
Организация занятий физической культурой и спортом для работников
Открытый теннисный корт
4-я Северная, 4
435
6
Организация рекламной и торговой деятельности
Футбольное поле
50 лет ВЛКСМ, 2 С.В. Ишутин
600
25
Организация рекламной и торговой деятельности
Тренажерный комплекс
Иртышская Набережная, 17 (пляж "Центральный")
90
12
организация занятий физической культурой и спортом для работников
Источник: составлено автором

Не каждый объект привлекателен для бизнеса; основным фактором, определяющим возможность генерировать доход является местоположение: объекты, расположенные вблизи от предпринимательской структуры, а также в местах традиционного массового скопления людей являются наиболее привлекательными для бизнеса, поскольку могут генерировать финансовый результат в виде увеличения производительности труда работников, либо дохода от коммерческой деятельности.

Для повышения эффективности управления общественного сектора спортивных услуг требуется разработка механизмов муниципально-частного партнерства в данной сфере. Наиболее подходящей формой взаимодействия бизнеса и муниципальных органов власти может быть проектное управление, основанное на передаче совокупности плоскостных спортивных объектов в управление бизнес-структурам на условиях получения какой-либо выгоды бизнесом. При этом проекты могут предусматривать:

- выгоду частной структуры, связанную с использованием объектов;

- выгоду, связанную с использованием близлежащих территорий с целью осуществления экономической деятельности;

- выгоду в другой сфере, например, связанную с передачей в аренду муниципальных помещений для осуществления экономической деятельности при соблюдении интересов всех стейкхолдеров.

Следовательно, проект частной компании может включать несколько объектов плоскостной спортивной инфраструктуры с разным уровнем экономического потенциала. Объекты могут использоваться в предпринимательской деятельности, а также могут находиться в частном управлении с сохранением только текущего функционала [8] (Maltseva, 2021). Частная компания может получать экономическую выгоду от использования плоскостного спортивного сооружения, объекта, либо выгода может состоять в других аспектах муниципально-частного сотрудничества (рисунок 3).

Рисунок 3 - Рекомендуемые варианты муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в городе Омске

Источник: составлено автором

В существующих условиях инициатива для развития муниципально-частного партнерства должна исходить от муниципальных структур, в частности, Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска, который должен организовать конкурс на размещение плоскостных спортивных объектов в частное управление. Базовыми условиями передачи объектов должны стать:

- сохранение общественного доступа [9] (Maltseva, 2020);

- сохранение функционала объектов [4] (Doev,2012);

- сохранение объектов в составе муниципальной собственности [12] (Shinkevich, Nogumanov, 2017);

- производить своевременный ремонт и улучшение объектов [6] (Karneychik,2017)

Без выполнения данных условий заявки не могут быть рассмотрены.

Заявки на участие в конкурсе от потенциальных управляющих должны представляться совместно с проектом муниципально-частного партнерства. Рекомендуемый алгоритм оценки проектов представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Рекомендуемый алгоритм оценки проектов муниципально-частного партнерства в сфере управления плоскостной спортивной инфраструктурой в городе Омске

Наименование критерия
Критерии оценки
Весовой коэффи-циент
Итоговый показатель оценки проекта
Количество объектов, передаваемый в управление (А1).
Критерии:
1-3 ед. – 3 балла
4-5 ед. – 5 баллов
6-8 ед. – 8 баллов
9 ед. и более – 10 баллов
0,10
Z = 0,1*А1 + 0,2*А2 + 0,15*А3 + 0,15*А4 + 0,05*А5 + 0,1 * А6 + 0,25*А7
Доля объектов с низким экономическим потенциалом (А2)
До 10% - 3 балла
11-30% - 5 баллов
31-50% - 8 баллов
Более 50% - 10 баллов
0,20
Наличие дополнительных условий – потребность в заключении других договоров с организацией (А3)
Имеется потребность – 0 баллов
Отсутствует потребность – 10 баллов
0,15
План модернизации и улучшения объектов, организации контроля (А4)
Оценка экспертом – от 0 до 10 баллов
0,15
Срок проекта (А5)
До 1 года – 0 баллов
1-5 лет – 5 баллов
Более 5 лет – 10 баллов
0,05
Бюджетная эффективность проекта (А6)
Оценка экспертом – от 0 до 10 баллов
0,10

Социальная эффективность проекта (А7)
Оценка экспертом – от 0 до 10 баллов
0,25

Источник: составлено автором

Согласно таблице 2, наибольшее рекомендованное весовое значение имеют критерии: доля объектов с низким экономическим потенциалом, а также социальная эффективность проекта, что позволит передать в частное управление объекты с низким и средним экономическим потенциалом, доля которых на данный момент преобладает в городе Омске. Кроме того, значительную долю в итоговой оценке имеет социальная эффективность проекта, что соответствует первоначальным целям создания плоскостной спортивной инфраструктуры.

Заключение

Существующая система управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска основывается на традиционных принципах бюджетного участия в создании и обновлении спортивных объектов. Результатом игнорирования экономических принципов в системе муниципального управления объектами является совокупность проблемных аспектов, отражающихся на эффективности такого управления и достижении поставленных социальных и демографических целей. Оптимальным вариантом развития системы может стать муниципально-частное партнерство, при котором часть общественного сектора спортивных услуг передается в частное управление на взаимовыгодных условиях: муниципальный орган власти получает частное финансирование на развитие объектов, а также контроль над их эксплуатацией, а бизнес получает финансовую выгоду от прямого использования объектов либо от дополнительных вариантов муниципально-частного взаимодействия, что подтверждает выдвинутую гипотезу. В результате исследования разработаны рекомендации по развитию системы управления плоскостной спортивной инфраструктурой г. Омска на основе применения механизма муниципально-частного партнерства.


Источники:

1. Решение Омского городского совета от 29.06.2011г. №415 «О департаменте по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска». Официальный портал Администрации города Омска. [Электронный ресурс]. URL: https://admomsk.ru/web/guest/government/divisions/41/about (дата обращения: 15.01.2023).
2. Грошев А.С., Кузьмичева Е.В. Повышение эффективности деятельности муниципального спортивного комплекса // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 4. – c. 60-63.
3. Бровчак С.В., Смирнова А.А., Зотов И.А., Мингазов А.Р., Головко А.Д. Государственно-частное партнерство в финансовой модели социальной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1377-1392. – doi: 10.18334/epp.12.4.114477.
4. Доев В.К. Социально-экономическая эффективность физической культуры и спорта // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 9(264). – c. 54-58.
5. Иванова Ю.О., Решетников А.М. Экономические и технологические преимущества использования инновационных технологий при строительстве спортивных объектов в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1085-1094. – doi: 10.18334/epp.10.4.100880.
6. Карнейчик В.В. Методика оценки социально-экономической эффективности функционирования спортивных объектов // Экономическая наука сегодня. – 2017. – № 6. – c. 209-218.
7. Расин М.С., Мальцева Н.А. Перспектива развития плоскостной спортивной инфраструктуры на примере города Омска // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы X Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2021. – c. 266-271.– doi: 10.36906/FKS-2020/50.
8. Мальцева Н.А., Расин М.С., Салугин Ф.В. Развитие муниципальной плоскостной спортивной инфраструктуры города Омска // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – № 3(16). – doi: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_22.
9. Мальцева Н.А., Расин М.С. Формирование физкультурно-спортивной среды в муниципальном образовании на примере города Омска // Университетский спорт: здоровье и процветание нации: Материалы X Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Международная ассоциация университетов физической культуры и спорта. Омск, 2020. – c. 230-239.
10. Макаров И.Н., Филоненко Н.Ю., Селищев О.В. Государственно-частное партнерство как механизм институциональной координации экономических агентов в системе мобилизационной экономики: политэкономический анализ // Креативная экономика. – 2022. – № 11. – c. 4515-4536. – doi: 10.18334/ce.16.11.116292.
11. Низяев Д.А., Лебедева С.А., Белякова М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1791-1804. – doi: 10.18334/epp.12.6.114837.
12. Шинкевич А.И., Ногуманов Р.У. Экономическое содержание инфраструктуры сферы спортивных услуг // Российское предпринимательство. – 2017. – № 8. – c. 1413-1420. – doi: 10.18334/rp.18.8.37797.
13. Сайт «Спортивный город». [Электронный ресурс]. URL: sports-gorod.ru (дата обращения: 07.02.2023).

Страница обновлена: 30.08.2025 в 18:30:05

 

 

The importance of the public sports services sector for the socio-economic development of territories

Maltseva N.A., Kovalev V.A.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 8 (August 2023)

Citation:

Abstract:
The article presents a new algorithm for evaluating municipal-private partnership projects in the public sector of sports services. The article develops a mechanism of the public sector of sports services for the socio-economic development of territories. The mechanism is based on municipal-private partnership and the principles of industrial localization of sports facilities adapted for physical culture and sports. The interests of the business and the municipal authority in the management of the planar sports infrastructure are determined. The potential of the public sector of sports services is analyzed. The possibilities of applying an interactive map as a visual tool for determining the location of sports facilities on the example of the city of Omsk are considered. The importance of the public sector of sports services for the socio-economic development of the territorial unit is reflected. Problems of interaction between the municipal structure and the business community are identified.

Keywords: public sector, sports services, economic potential, economic efficiency, municipal-private partnership, municipal-private partnership project

JEL-classification: L32, H21, C21