Формирование единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры Российской Федерации

Фахретдинова А.Б.1, Вишнякова О.Н.1, Агеева Г.Ф.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Фахретдинова А.Б., Вишнякова О.Н., Агеева Г.Ф. Формирование единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры Российской Федерации // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 2. – doi: 10.18334/sport.4.2.121194.

Аннотация:
В настоящее время цифровизация охватила различные сферы общественной жизни, в том числе область физической культуры и спорта. Современные технологии открывают возможность созданияцифровыхплатформ, позволяющихсистематизировать и хранить данные, вести учет и оперативно получать необходимую информациюпользователям физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Формированиеи актуализация единого национального цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры является основоймониторинга отраслевого развития, способствует повышению обоснованности и эффективности принимаемых решений. В данной статье определена необходимость создания единого цифрового реестра объектов спорта, предложена концепция его формирования и обеспечения многопользовательского доступа, систематизированы возможности его использования и потенциальные выгоды для различных стейкхолдеров

Ключевые слова: спортивная инфраструктура, реестр объектов спорта, спортивное сооружение, цифровая трансформация физической культуры и спорта

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» №777-00022-24-00 по теме: «Методологические основы развития спортивной инфраструктуры Российской Федерации»

JEL-классификация: Z2 ,Z20, Z21, Z29



Введение

Цифровая трансформация – одно из ключевых направлений развития сферы физической культуры и спорта. Ее главные цели заключаются в создании в рассматриваемой отрасли единой цифровой среды, во внедрении технологий искусственного интеллекта и новых электронных сервисов для граждан – пользователей физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Среди ключевых задач, утвержденного распоряжением правительства Российской Федерации в 2024 году, «Стратегического направления в области цифровой трансформации физической культуры и спорта до 2023 года» [1] отчетливо просматривается необходимость повышения эффективности управления объектами спортивной инфраструктуры. Внедрение цифровых технологий в управление спортивной инфраструктурой обуславливается следующими задачами:

- обеспечение комплексного подхода к управлению спортивными объектами, их максимальной доступности, безопасности и эффективности, интеграции с географическими информационными системами;

- создание информационных систем для пользования органами государственной власти федерального и регионального уровней, с последующей интеграцией с информационными системами сфер спортивной науки, образования, медицины, а также с цифровой платформой «Физическая культура и спорт» [1].

Спортивная инфраструктура играет важную роль в развитии физической культуры и спорта. Однако, в нашей стране, несмотря на активное строительство и модернизацию объектов спорта, возникают серьезные проблемы с их учетом и координацией деятельности. Отсутствие единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры, как систематизированной динамичной базы данных, становится значимым ограничением для эффективного использования имеющихся в отрасли ресурсов. Часто информация о существующих в стране объектах спорта распределена по разным базам данных, которые не связаны между собой и не предоставляют возможности для централизованного управления и анализа. Такая ситуация приводит как к отсутствию учета ряда объектов, так и к их повторной регистрации и потере искомой информации. Например, различные регионы могут собирать информацию об объектах спортивной инфраструктуры, используя собственные критерии и основания для классификации, что затрудняет сравнение и анализ данных по объектам спорта на региональном или национальном уровне.

Таким образом, создание единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры становится актуальной задачей для нашего государства. Единая база данных позволит аккумулировать информацию о технических характеристиках всех спортивных объектов страны, об их доступности и безопасности для разных категорий граждан, о готовности к проведению спортивных мероприятий разных уровней и т.п. Это поможет оптимизировать процесс управления объектами спортивной инфраструктуры и повысить прозрачность их работы.

На пути к созданию такого цифрового реестра имеется ряд сложностей. Прежде всего речь идет о необходимости разработки методологии его проектирования и внедрения, а также определения современных классификационных признаков спортивных сооружений, которые будут положены в основу формирования реестра. Обозначенный запрос вытекает из избыточности существующих классификационных признаков и противоречий содержащихся в действующих нормативно-правовых документах. Данная проблематика просматривается в научных публикациях последних лет; в них тема спортивной инфраструктуры фигурирует в нескольких ключевых аспектах: классификация объектов спорта, обеспеченность спортивными сооружениями различных территорий и источники финансирования их содержания, управление объектами спортивной инфраструктуры.

Спортивная инфраструктура в контексте развития отрасли и вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом рассматривается в работах Вишняковой О.Н. [3], Рапопорт А.С., Рапопорт Л.А. [16], Маловой Л.П., Звягинцева П.Н., Кокоулиной О.П., Татаровой С.Ю. [13]. Данная проблематика представлена и в публикациях зарубежных коллег. В частности, Nagy A. и Tobak J. [22] делают акцент на том, что, если государству важно, чтобы население вело здоровый образ жизни и занималось спортом, следует обеспечить соответствующую инфраструктуру. Значимость развития спортивной инфраструктуры отмечается Bansal N. [19], но в рамках поддержки спорта высших достижений. Об использовании спортивной инфраструктуры для осуществления экономических и социальных изменений пишет Davies E.L. [20].

Ворониной В.Т. [4] исследуется динамика изменений количества объектов спорта в России, определяются хорошо и плохо обеспеченные спортивными сооружениями регионы. При рассмотрении затрат на содержание спортивных объектов автор говорит о снижение доли государственного участия и увеличение доли частных инвестиций.

Современные подходы к управлению объектами спортивной инфраструктуры представлены в трудах Ивановой Ю.О., Антоненко С.П., Войновой А.А., Гетун Д.О. [7] и других. В свою очередь, сербские ученые Dugalić S. и Krsteska A. [21], рассматривая опыт европейский стран, утверждают, что в современных условиях управлять спортивными сооружениями и проектами должны специально обученные этому кадры.

Правоприменительная практика в отношении спортивного объекта анализируется Подшиваловым Т.П. [15], который устанавливая свойства объекта спорта определяет его разновидности. С экономической точки зрения проблему эффективного управления физкультурно-спортивными сооружениями рассматривает Лавриненко А.Р. [11]. Автор утверждает, что правильное планирование и организация деятельности спортивных сооружений способствует их самоокупаемости, пониманию того, каким образом они могут приносить прибыль. Методика оценки социальной и экономической эффективности функционирования объектов спортивной инфраструктуры предпринята в работах Карнейчика В.В. [8]. Комплексная оценка состояния спортивных объектов регионов России на основе прикладных исследований дана в трудах Жестянникова Л.В., Мироненко В.В., Пронина С.А., Хитёва А.В. [6].

Потребность в спортивных объектах, прогноз строительства и финансирования спортивных сооружений представлены в публикациях Вакаловой Л.Г., Воеводиной С.С., Гетман Е.П. [2]. Спортивная инфраструктура как фактор социально-экономического развития сельских территорий, эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам нашей страны исследуется Перьковой Е.Ю. [14]. Динамика обеспеченности населения спортивными сооружениями и региональные особенности развития спортивной инфраструктуры представлены в статьях Крыловой А.Т. [9], Лосева А.С., Каеровой Е.В., Осиповой Н.М. [12] и других.

Анализ обеспеченности территорий спортивными объектами в соответствии с действующей нормативно-правовой базой приведен в работках Саенко И.А., Кожевниковой М.С., Васильевой А.А., Мингареевой Р.Р., Ожгибесовой К.Е. [17]. Проблема нормирования строительства объектов физической культуры и спорта рассматривается в публикациях Солнцева И.В., Панарина А.Ю., Захаровой В.А. [18].

В трудах Лаврикова С.И., Тараканова А.В. [10] изложена авторская структура классификатора спортивных сооружений, определен методологический подход к его разработке. При построении классификатора исследователи предлагают использовать такие параметры спортивного сооружения, которые определяют его непосредственное предназначение.

В целом, анализ научной литературы показал, что сегодня существуют различные критерии и подходы к классификации объектов спортивной инфраструктуры, что порождает проблему сбора и систематизации данных об этих объектах. И несмотря на то, что с целью систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта в России формируется Всероссийский реестр объектов спорта (далее ВРОС) [5], последний не отражает реальной динамики в развитии спортивной инфраструктуры. Использование информации из ВРОС для управления отраслью не может быть эффективным по следующими причинами:

- не включение в реестр тех спортивных объектов, которые не предоставили или предоставили неполный комплект документов в Министерство спорта РФ;

- неполнота информации о спортивных объектах во ВРОС для целей планирования и управления на региональном и федеральном уровнях.

Сказанное во многом обусловлено отсутствием должного контроля в данном вопросе со стороны органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта в регионах.

Цель исследования – разработка подхода и модели формирования единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры.

Новизна исследования состоит в моделировании критериев и элементов системы многопользовательского доступа к единому цифровому реестру объектов спортивной инфраструктуры.

Основная часть

Для успешного создания единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры необходимо разработать единые стандарты и критерии классификации объектов спорта, которые будут учитывать их местоположение, функциональность, размеры, безопасность, состояние доступности для маломобильных групп населения и другие параметры. Это позволит сформировать единую базу данных спортивных объектов России, в которой каждый объект найдет свое место и описание. Выявление и решение проблемы классификации объектов спорта является важным шагом к созданию единого цифрового реестра, который может стать актуальным инструментом не только для государственных органов в области физической культуры и спорта, но и для пользователей физкультурно-оздоровительных услуг, физкультурно-спортивных организаций, организаторов и участников спортивных мероприятий, развития креативных индустрий.

Таким образом, введение единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры может найти применение у широкого круга пользователей. В первую очередь, данный ресурс будет полезен организациям, предоставляющим физкультурно-спортивные услуги. Благодаря реестру такие организации смогут повысить результативность своей деятельности, в связи с привлечением большего числа клиентов и адаптацией предоставляемых услуг под запросы рынка.

Во-вторых, единый цифровой реестр объектов спортивной инфраструктуры актуален для государственных органов, занимающихся развитием сферы физической культуры и спорта. Формирование такого реестра позволит им отслеживать и анализировать существующую инфраструктуру фактически он-лайн, получать интерактивные отчеты, определять проблемные зоны и принимать своевременные шаги по их устранению.

На современном этапе отсутствие единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры затрудняет принятие решений по строительству новых спортивных объектов и модернизации, ремонту имеющихся. Создание реестра позволит государственным органам иметь доступ к достоверным данным о существующих спортивных объектах, что позволит провести анализ и определить удовлетворенность спортивных потребностей на той или иной территории, управлять рисками.

Наконец, единый реестр будет полезен широкому кругу потребителей, поскольку позволит им более удобно и быстро находить объекты спортивной инфраструктуры, которые соответствуют их требованиям и предпочтениям. Отсутствие единой базы данных с общедоступной информацией о таких объектах затрудняет их использование широкой общественностью и привлечение инвестиций для их развития. Современные технологии информационной и экономической безопасности позволят выделять те части реестра, которые доступны всем потребителям услуг, и зоны информационно ограниченного доступа, в том числе для служебного пользования.

Концепция многопользовательского доступа к единому цифровому реестру объектов спортивной инфраструктуры предполагает, что любой зарегистрированный пользователь информационного ресурса по запросу получит данные о любом объекте спорта на территории России.

На рисунке 1 представлена модель организации единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры. Она предполагает следующий путь клиента: запрос в базу данных, проверка сертификата доступа, получение альтернатив, сравнительный анализ для принятия решений. Если решение принято, то информационной системой проводится автоматическая аналитика данных по запросам, которая ложится в основу отчетов и дашбордов, в перспективе используемых при принятии решений соответствующими государственными органами.

Такая аналитика может привести к актуализации нормативно-правовых актов, координации деятельности по ведению базы данных, перманентному мониторингу развития спортивной инфраструктуры и спортивной индустрии в целом. Если же решение не принято, то происходит корректировка критерия выбора. Клиент получает обратную связь для корректировки входной информации, а информационная система сигнал к развитию, совершенствованию базы данных.

Согласно рассматриваемой модели, запросы могут поступать от клиентов разных рыночных секторов (B2B, B2C, B2G). Технология многопользовательского доступа к цифровому реестру объектов спортивной инфраструктуры несет большой потенциал для улучшения организации и управления спортивными объектами страны. Создание такого реестра позволит классифицировать различные объекты спорта, даст возможность пользователям быстро находить и получать информацию о доступных спортивных сооружениях и условиях их использования. Открытость и многопользовательский доступ к реестру создадут условия для сотрудничества между различными заинтересованными сторонами и повысят эффективность использования объектов спортивной инфраструктуры.

Рисунок 1 – Модель организации единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры*

* «Составлено авторами»

Кроме того, предложенная модель предполагает интеграцию реестра с базами данных федеральных органов исполнительной власти (Федеральной налоговой службы РФ, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ и др.), а также государственными информационными системами (далее ГИС).

В современном цифровом мире государственные организации активно используют информационные системы для обработки и хранения данных, поэтому вопрос бесшовной интеграции этих систем становится все более актуальным. Бесшовная интеграция цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры с существующими государственными порталами и платформами предполагает создание единого пространства данных и функций, где информация о спортивных объектах становится доступной всем заинтересованным сторонам без каких-либо помех и задержек. Благодаря бесшовной интеграции можно повысить скорость и качество работ государственных учреждений, а также улучшить взаимодействие между ними.

Особо отметим возможность интеграции цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры с Порталом государственных услуг РФ (Госуслуги), благодаря которой можно значительно упростить процедуры взаимодействия между государственными органами и гражданами по вопросам физической культуры и спорта. Такая интеграция позволит автоматизировать процессы предоставления информации об объектах спорта, их доступности, оказываемых услугах, а также возможность онлайн-заявок на эксплуатацию спортивных сооружений, что позволит сократить временные издержки пользователей.

Интеграция реестра с платформой «ГосТех» позволит упростить процесс регистрации и учета спортивных сооружений, а также электронного взаимодействия между государственными органами и спортивными организациями. Использование стандартных протоколов и форматов данных обеспечит беспрепятственный обмен информацией, уменьшая риски ошибок и упрощая доступ к актуальным сведениям. Интеграция реестра с платформой ГИС «Физическая культура и спорт» позволит обеспечить эффективный сбор, анализ и обработку информации о спортивных объектах страны, их загруженности и возможностей использования.

В заключение отметим основные ограничения, которых следует придерживаться при создании единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры. Первое – предоставляемая собственниками, арендаторами или балансодержателями объектов спорта информация должна быть верифицируема. Поэтому важна интеграция реестра с базами данных государственных служб. Второе – не должно быть избыточности предоставляемой об объектах спорта информации, которая может привести к сложности заполнения классификатора объектов спортивной инфраструктуры и хранению бесполезных данных, не применимых при планировании и управлении отраслью. Так же важно, чтобы содержащаяся в реестре информация отвечала интересам инвесторов и регионов (муниципалитетов).

Выводы

Государственным органам приходиться принимать решения о строительстве новых и реконструкции имеющихся спортивных объектов, которые необходимо обосновать на основе анализа существующей спортивной инфраструктуры. При этом возникает проблема получения актуальных данных о спортивных объектах страны, поскольку информация о них может быть разбросана по разным источникам и не всегда быть полной и достоверной. Для решения этой проблемы предлагается создание единого цифрового реестра объектов спортивной инфраструктуры, интегрированного с другими государственными информационными системами и базами данных федеральных органов исполнительной власти. Доступ к базе данных такого реестра предлагается сделать омниканальным и многопользовательским, то есть открытым, как для государственных служб, так и для физкультурно-спортивных организаций, частных пользователей. Благодаря такому реестру появляется возможность комплексного подхода к управлению спортивными объектами, оптимизируется структура его нормативно-методического обеспечения и цифровое сопровождение, реализуется принцип клиентоцентрированности в процессах функционирования спортивной инфраструктуры, обеспечиваются приоритеты развития сервисной экономики.


Источники:

1. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации физической культуры и спорта до 2030 г.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2024 г. № 264-р. – Текст: электронный. Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408416419/ (дата обращения: 27.05.2024).
2. Вакалова Л.Г., Воеводина С.С., Гетман Е.П. Физкультурно-спортивные сооружения как ключевой фактор развития физической культуры и спорта в Краснодарском крае // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2009. – № 2. – c. 73-76.
3. Вишнякова О. Н. Внедрение цифровых технологий в управление объектами спортивной инфраструктуры // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 2. – c. 23-32. – doi: 10.25198/2077-7175-2024-2-23.
4. Воронина В.Т. Динамика развития и финансирование спортивных сооружений в России // Иннов: электронный научный журнал. – 2017. – № 4(33). – c. 20.
5. Всероссийский реестр объектов спорта. Министерство спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/activity/government-regulation/vserossijskij-reestr-obektov-sporta/ (дата обращения: 29.05.2024).
6. Жестянников Л.В., Мироненко В.В., Пронин С.А., Хитёв А.В. Оценка состояния спортивных объектов в Российской Федерации // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 3(73). – c. 66-74.
7. Иванова Ю.О., Антоненко С.П., Войнова А.А., Гетун Д.О. Современные подходы к управлению объектами спортивной инфраструктуры // Вестник московского финансово-юридического университета. – 2021. – № 2. – c. 92-100. – doi: 10.52210/2224669X_2021_2_92.
8. Карнейчик В.В. Методика оценки социально-экономической эффективности функционирования спортивных объектов // Экономическая наука сегодня. – 2017. – № 6. – c. 209-218.
9. Крылова А.Т. Региональные особенности развития спортивной инфраструктуры в Камчатском крае // Общество: социология, психология, педагогика. – 2021. – № 10. – c. 96-101.
10. Лавриков С.И., Тараканов А.В. Методологический подход к разработке классификатора спортивных сооружений // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 7(53). – c. 61-65.
11. Лавриненко А.Р. Экономический анализ физкультурно-спортивных сооружений: проблемы и направления развития // Вестник Полоцкого государственного университета (Серия Д. Экономические и юридические науки). – 2012. – № 6. – c. 63-72.
12. Лосев А.С., Каерова Е.В., Осипова Н.М. Динамика обеспеченности населения Приморского края спортивными сооружениями и ее перспективы // Бюллетень науки и практики. – 2020. – № 8. – c. 251-255. – doi: 10.33619/2414-2948/57/28.
13. Малова Л.П., Звягинцев П.Н., Кокоулина О.П., Татарова С.Ю. Спортивная инфраструктура как фактор вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11(189). – c. 321-325.
14. Перькова Е.Ю. Эффективность развития спортивной инфраструктуры по федеральным округам Российской Федерации // Иннов: электронный научный журнал. – 2017. – № 4(33). – c. 39.
15. Подшивалов Т.П. Объект спорта как недвижимая вещь // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – № 22(S1). – c. 138-141. – doi: 10.14529/hsm22s122.
16. Рапопорт А.С., Рапопорт Л.А. Спортивная инфраструктура региона как индикатор развития отрасли физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 6. – c. 53-55.
17. Саенко И.А., Кожевникова М.С., Васильева А.А., Мингареева Р.Р., Ожгибесова К.Е. Исследование объектов спортивного назначения как основы развития сферы физической культуры и спорта в г. Красноярске // Московский экономический журнал. – 2021. – № 4. – c. 593-604. – doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10256.
18. Солнцев И.В., Панарин А.Ю., Захарова В.А. Международный опыт в области нормирования строительства объектов физической культуры и спорта // Экономика строительств. – 2015. – № 6(36). – c. 46-66.
19. Bansal N. Building India's Sporting Future: Challenges and Opportunities in Sports Infrastructure Development, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.investindia.gov.in/team-india-blogs/building-indias-sporting-future (дата обращения: 29.05.2024).
20. Davies E.L..Viewpoint: Using sports infrastructure to deliver economic and social change: Lessons for London beyond 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://shura.shu.ac.uk/3987/1/LarissaDaviesviewpoint.pdf (дата обращения: 12.05.2024).
21. Dugalić S., Krsteska A. Challenges of sports facilities and projects management in the XXI century // SPORT - Science & Practice. – 2013. – № 2. – p. 59–77.
22. Nagy A., Tobak J. The role of sport infrastructure: use, preferences and needs // Apstract. – 2015. – № 1-2. – p. 47-52.

Страница обновлена: 21.06.2024 в 13:40:18