Commercial development of a sports school as a multifunctional object

Vishnyakova O.N.1, Ryzhov I.V.1
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Russia

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 1, Number 3 (July-september 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54945841

Abstract:
Currently, due to the growth of living standards and changing consumer behavior, the sports industry is actively developing. Sports facilities and events are becoming more and more popular. This opens up new opportunities for the commercial development of sports organizations. The rental of sports facilities and staff for events is one of the most promising areas in the development of a sports school. This can be both holding competitions in various sports and corporate and tourist events. Holding events on the premises of the facility can become a real cash cow for the organization. It can increase its visibility and help attract new customers. The research results may be interesting and useful to the heads of physical education and sports organizations.

Keywords: physical education, sports, sports school, sports industry, municipal budgetary institution “Olympic Reserve Sports School “Rocket Physical Culture and Sports Association”

JEL-classification: L80, L83, M20, Z21, Z29



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в связи с ростом уровня жизни и изменением поведения потребителей происходит активное развитие индустрии спорта. Спортивные объекты и мероприятия становятся все более популярными, и это открывает новые возможности для коммерческого развития физкультурно-спортивных организаций.

Коммерческое развитие спортивной школы может помочь организации увеличить прибыль и привлечь новых клиентов. Развитие спортивной школы как объекта мультифункционального использования может привести к улучшению эксплуатации имущества и увеличению эффективности деятельности организации.

Аренда спортивных площадок и персонала для проведения мероприятий является одним из наиболее перспективных направлений в развитии спортивной школы. Это может быть, как проведение соревнований по различным видам спорта, так и корпоративными и туристическими мероприятиями. Проведение мероприятий на территории объекта может стать настоящей золотой жилой для организации, повысить ее узнаваемость, а также помочь привлечь новых клиентов.

Основная часть

Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Однако в начале XXI века сфера физической культуры и спорта столкнулась с рядом серьезных проблем, связанных: во-первых, с ухудшением здоровья людей, их физическим развитием и физической подготовленностью; во-вторых, с необходимостью модернизации системы подготовки спортивного резерва; в-третьих, с возросшей конкуренцией в спорте высших достижений [2].

Коммерческая деятельность спортивной школы – это осуществление деятельности с целью получения прибыли. В рамках коммерческой деятельности спортивной школы она может предлагать платные услуги, такие как обучение спорту, аренду площадок и спортивного оборудования.

Коммерческая деятельность включает в себя разнообразные процессы, связанные преимущественно с производством и продажей товаров и услуг. В случае спортивной школы это тренировки и мероприятия, а также все процессы, связанные с их организацией и продажей. Для успешной коммерческой деятельности важно учитывать особенности рынка, потребности клиентов, мониторинг качества услуг и финансовый учет. Она также включает в себя маркетинговые исследования. Это – сбор информации о рынке, потребителях, конкурентах и т.д. Результаты маркетинговых исследований используются для разработки новых продуктов и многочисленных маркетинговых акций. Одна из целей маркетинговых исследований – это увеличение продаж, что повышает доход коммерческих организаций [6].

Об изменении роли физической культуры и спорта в обществе можно судить по основным направлениям государственной политики, зафиксированной в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2030 года», Концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2020–2024 гг.» и др. В Концепции отмечается, что распространение здорового образа жизни предполагает внедрение в жизнь физической культуры и спорта, формирование у населения стремления к здоровому образу жизни через занятия физической культурой и спортом.

Для решения обозначенных проблем государственным и общественным органам управления всех уровней необходимо предпринимать адекватные организационно-управленческие, нормативно-правовые и экономические меры.

Внебюджетные средства – это средства, поступившие на расчетный счет учреждения из внебюджетных источников в соответствии с законодательством в распоряжение учреждения.

Внебюджетная деятельность спортивной школы – это деятельность, осуществляемая организацией за счет собственных средств, полученных от третьих лиц и других источников доходов, кроме государственного бюджета. Это могут быть доходы коммерческой деятельности, благотворительные взносы, пожертвования и др.

Спортивные школы, как и любые другие коммерческие организации, стараются использовать внебюджетную деятельность как средства для финансирования текущих нужд и осуществления инновационного развития. Платные услуги, оказываемые спортивными школами в рамках внебюджетной деятельности, позволяют не только организовать более высококачественные занятия для клиентов, но и получать дополнительные доходы, которые могут быть использованы для инвестирования в коммерческое развитие.

Коммерческое развитие, в свою очередь, также может способствовать улучшению качества продукции и услуг и, как следствие, увеличению доходов. Например, если спортивная школа инвестирует в улучшение оборудования, разработку новых программ или обучение сотрудников, это может привести к увеличению числа клиентов и, соответственно, увеличению доходов.

Анализ специальной литературы по вопросам управления физической культурой и спортом показывает, что при существовании на протяжении многих лет органов управления различных уровней государственных и общественных форм, активная работа по научному изучению управленческой деятельности началась только в 1970-е годы. Этому в значительной степени способствовали идеи кибернетики, благодаря которым сформировалось новое направление – научное управление обществом. Свое развитие это направление получило в работах В.Г. Афанасьева, Д.М. Гвишиани и других ученых [4].

Приведенные работы имели большое значение и для осмысления вопросов управления в сфере физической культуры и спорта, они послужили методологическим фундаментом для проведения исследований. Теоретико- методологические вопросы управления в эти годы разрабатываются: Н.Н. Бугровым; К.А. Вороновой; Т.М. Каневец; К.А. Кулинковичем; Г.И. Кукушкиным; Н.И. Тороповым и другими учеными.

Результатами этих исследований явились разработанные вопросы: предмет и методология управления физической культурой и спортом принципы, функции и методы научного управления физической культурой и спортом; система управления физической культурой и спортом в стране; организация работы государственных органов управления физической культурой и спортом [3].

Известные события на рубеже XX-XXI веков внесли коренные политические и социально-экономические изменения как в жизни общества, так и отдельных отраслей. Это привело к поиску оптимальных условий для совершенствования управления физической культурой и спортом на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, местный.

Как, например, отмечает В.А. Бескровная, рассматривая регионы как автономные самоуправляемые объекты, государство воздействует на них с использованием различных инструментов для достижения как минимум цели обеспечения необходимого уровня доступности физкультурно-спортивных услуг [7].

В этой связи, как считает автор, происходит смещение акцентов в решении проблем с федерального уровня на региональный и муниципальный, что предполагает наличие научно обоснованной парадигмы развития региональной системы управления сферы физкультурно-спортивных услуг, включающей систему управленческих решений по ее совершенствованию на региональном и муниципальном уровне.

Не претендуя на полное изложение новых условий функционирования системы физической культуры и спорта, приведем некоторые соображения на этот счет. Во-первых, изменилось содержание функций органов управления, составляющих вертикаль управления отраслью. Во-вторых, впервые создана достаточно полная нормативно-правовая база, регулирующая многообразные общественные отношения в рассматриваемой сфере. В-третьих, стремительно развивается система коммерческих физкультурно-спортивных организаций, физкультурно-оздоровительные услуги которых востребованы населением.

В-четвертых, впервые получил официальный статус российский профессиональный спорт. В-пятых, изменилось положение в отрасли общественных физкультурно-спортивных объединений [5].

Доходы (внебюджетные средства) – денежные и иные материальные средства юридических или физических лиц, в том числе родителей (законных представителей) обучающихся, переданные образовательному учреждению на основе добровольного волеизъявления или по договорам возмездного оказания услуг и другим гражданско-правовым договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приносящей доход (внебюджетной деятельностью) является деятельность, целью которой является получение доходов (в том числе от платных дополнительных образовательных услуг), а также деятельность, связанная с реинвестициями (расходованием на образовательные нужды) внебюджетных средств [10].

Источниками формирования средств от приносящей доход деятельности являются в сфере спортивной организации:

- средства, привлеченные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за счет предоставления платных услуг;

- средства добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц; другие источники, не запрещенные законодательством.

Таким образом, коммерческая деятельность спортивной школы может быть организована как в основной сфере деятельности, так и в качестве дополнительных услуг. Это может приводить к дополнительному доходу для школы, который может быть инвестирован в развитие спортивной базы и качества предоставляемых услуг, расширение инфраструктуры. Однако, необходимо учитывать, что коммерческая деятельность спортивной школы не должна забывать о своих основных целях, таких как развитие детей и подростков, создание условий для их физического и духовного развития, формирование здорового образа жизни. Коммерческая деятельность должна быть в рамках этих целей, а также соответствовать правовым и нормативным требованиям. [12].

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» государство берет на себя обязанность финансировать отрасль физической культуры и спорта. Речь, прежде всего, идет о прямом финансировании спортивных сооружений, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных организаций (объединений) федерального значения. Кроме того, это касается научных исследований, подготовки и выступлений в официальных и международных спортивных соревнованиях сборных команд [2].

Значение физической культуры и спорта для экономики и общества чрезвычайно высоко. Учитывая это обстоятельство, государственные органы в России и за рубежом активно содействуют развитию профессионального и любительского спорта в своих странах и на межгосударственном уровне.

Государственная поддержка физической культуре и спорту осуществляется по широкому спектру направлений.

В частности, поддержка оказывается: на законодательном уровне, закрепляя благоприятные условия для функционирования и развития физкультуры и спорта; в части прямого финансирования физкультуры и спорта.

Финансирование отдельных структур отрасли физической культуры и спорта осуществляется за счет средств местных федеральных бюджетов в соответствии с государственными нормативами. Отмеченное касается организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства, в санаториях, домах отдыха, на туристических базах. Особое внимание при этом обращается на организацию непрерывной реабилитации инвалидов (включая детей с отклонениями в развитии).

Ассигнования на финансирование отрасли физической культуры и спорта указываются в государственном бюджете отдельной строкой. Ни должны быть не менее 2% от всего его объема. На развитие спорта высших достижений установлена доля в размере 30% (не более) средств, направленных на финансирование всей отрасли физической культуры и спорта.

Кроме прямых денежных поступлений есть и иные показатели, определяющие финансирование данной отрасли. Прежде всего это земельные участки, занятые физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями. Их налогообложение является льготным. То же самое касается услуг, предоставляемых детям их малообеспеченных семей, инвалидам.

Освобождаются от таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акциза: спортивные товары, оборудование, медикаменты, ввозимые в страну в качестве безвозмездной помощи иностранных юридических и физических лиц российским спортивным и физкультурно-оздоровительным учреждениям. Не взимается курортный сбор с лиц, прибывших для участия в учебно-тренировочных сборах и спортивных соревнованиях [11].

Спортивные организации используют одновременно несколько источников финансирования. При этом происходят изменения в их структуре и, соответственно, это касается соотношения платной и бесплатной форм оказания физкультурно-спортивных услуг. Их выбор определяется функциональной направленностью деятельности физкультурно-спортивных организаций, необходимостью повышения социально-экономической эффективности использования денежных фондов.

Все источники финансов физкультурно-спортивных организаций можно объединить в несколько групп. Имеется ввиду:

- доходы, выделяемые из государственного бюджета Российской Федерации и из бюджетов административно-территориальных образований страны;

- средства предприятий, учреждений, организаций, в том числе общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности;

- средства государственного социального страхования;

- коммерческие источники финансирования;

- взносы благотворительных организаций и обществ. В принципе, могут быть и другие источники. Но названные выше относятся к числу основных [13].

Нормативно-правовая база для коммерческой деятельности спортивных школ, как частных организаций, основана на Законе РФ «О предпринимательской деятельности» № 129-ФЗ от 08.08.2001 года и других нормативно-правовых актах в области бизнеса. Спортивные школы могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе, предоставляя свои услуги за плату и получая прибыль [1].

Цены на услуги спортивной школы могут регулироваться Федеральным законом «О защите прав потребителей» № 2300–1 от 07.02.1992 года, а также другими нормативно-правовыми актами в области потребительской защиты. Контроль за выполнением норм и требований в данной сфере возлагается на органы государственного надзора и контроля.

Государственные бюджетные спортивные школы создаются на основе решения органов государственной власти или местного самоуправления и регулируются Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ» № 329-ФЗ от 04.12.2007 года. Они не могут заниматься коммерческой деятельностью и получать доходы за предоставление своих услуг [2].

Государственные бюджетные спортивные школы финансируются из государственного бюджета и других источников финансирования, средства которых могут направляться на развитие материально-технической базы, поддержку спортсменов и тренеров, а также на проведение мероприятий в области спорта и физической культуры.

В целом, нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности частных спортивных школ и государственных бюджетных спортивных школ прописано в соответствующих законах и нормативных актах Российской Федерации, и осуществляется через систему государственного надзора и контроля.

Формирование источников образования финансов физической культуры и спорта происходит под влиянием изменения экономической, социально-политической ситуации в стране, отражает процессы децентрализации управления экономикой, возникновения новых организационно-правовых форм предприятий и их объединений. Многообразие, альтернативность источников образования финансов физкультурно-спортивных организаций расширяет возможность привлечения дополнительных денежных средств.

Вместе с тем наличие разных источников финансирования приводит к неравенству в ресурсном обеспечении физкультурно-спортивных организаций в регионах страны. Местные бюджеты в этих условиях выступают в качестве одного из инструментов мобилизационного механизма привлечения средств предприятий и направление их в те сферы деятельности, которые не покрываются получаемыми доходами [14].

Одной стороной процесса финансирования физической культуры и спорта является формирование источников поступления денежных средств, а другой стороной – определение направлений целевого использования этих средств. Прежде всего это касается средств прямого финансирования из федерального и местных бюджетов.

Государство выделяет денежные средства из бюджетов всех уровней на содержание управленческого аппарата, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) в области физкультуры и спорта, на спортивное образование, на содержание спортивных команд и некоторые другие мероприятия; в виде косвенного финансирования. Например, если государство в законодательных и нормативных актах предусматривает льготное налогообложение и кредитование, частичное или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, то это, в сущности, эквивалентно предоставлению финансовой помощи, так как позволяет работать спортивным организациям на более выгодных экономических условиях; в виде прямого участия в строительстве стадионов, бассейнов, спортивных и туристических комплексов, обслуживающих крупные соревнования (например, государство берет на себя расходы по строительству Олимпийской деревни). В создании и укреплении материальной базы физической культуры и спорта также принимают участие муниципалитеты и местные власти – они возводят за счет своих бюджетов новые спортплощадки и гимнастические залы, несут расходы по ремонту и содержанию уже существующих объектов спортивного назначения, финансируют местные соревнования [15].

Государство осуществляет финансирование по всем перечисленным направлениям не хаотично и бессистемно, а на основе специально разработанных перспективных планов. Планы развития физической культуры и спорта формируются на федеральном, республиканском, областном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных районов и спортивных организаций. Все эти планы взаимосвязываются и согласуются друг с другом, образуя целостный единый план государственного развития физической культуры и спорта с обоснованием выделения определенных денежных сумм на запланированные мероприятия [8].

Планирование обеспечивает целенаправленное и согласованное общественное воздействие на развитие физкультуры и спорта на основе единого плана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей общества и каждой отдельной личности в физическом совершенствовании. С помощью планирования физической культуры и спорта решаются следующие задачи:

- определяются общие направления и выделяются приоритеты развития физкультуры и спорта в стране в долгосрочной и краткосрочной перспективе;

- устанавливается численность аппарата управления физической культурой и спортом;

- устанавливается количество научно-исследовательских организаций в области спорта, а также вырабатываются перспективные направления научно-технического прогресса в сфере физкультуры и спорта;

- устанавливаются конкретные задания по развитию массового и профессионального спорта;

- устанавливается оптимальная численность занятых в сфере физической культуры и спорта кадров;

- обеспечивается комплексное развитие всех элементов единой системы физкультуры и спорта;

- устанавливаются ориентиры по дальнейшему повышению уровня мастерства всех участников спортивных отношений;

- приводятся в соответствие с финансовыми и материальными ресурсами все запланированные мероприятия.

На основе составленных и утвержденных правительственными органами планов развития физической культуры и спорта формируются бюджеты соответствующих уровней по статьям расходов на спортивные мероприятия. Таким образом, налоговые платежи от физических и юридических лиц государственные и муниципальные органы направляют на развитие физкультуры и спорта в стране. Федеральный бюджет финансирует наиболее значимые для государства направления, осуществляет финансирование центрального аппарата управления, высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры, выделяет средства на фундаментальные научные исследования. [9]

Федеральный бюджет, как известно, рассматривается и утверждается Государственной думой России. Прежде чем утвердить заявленные на развитие физической культуры и спорта суммы, Государственная дума принимает бюджет поэтапно, в нескольких чтениях. Перед этой процедурой и непосредственно в момент ее прохождения, над бюджетом работают соответствующие комитеты и комиссии, которые в свою очередь привлекают к своей работе экспертов и специалистов по физической культуре, спорту, туризму и финансам. Пройдя все согласительные и законодательные процедуры, федеральный бюджет страны в части физической культуры и спорта принимается в окончательном, четвертом чтении. После того как утвержденный Государственной думой федеральный бюджет одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом России, он должен быть выполнен исполнительной властью по всем статьям расходов [8].

Из местных бюджетов денежные средства выделяются на финансирование соревнований на первенство города и области, на покупку спортивного инвентаря, на содержание спортивных школ и спортивных команд; из бюджетных средств выплачиваются стипендии отдельным спортсменам, оказывается помощь ветеранским спортивным организациям. За счет областных, районных и муниципальных бюджетов ведется строительство и ремонт спортивных площадок и сооружений в жилых районах города и в сельской местности.

Прохождение бюджетов на уровне субъектов Федерации (краев, областей, республик) происходит определенным образом по установленному порядку. Вначале местными спортивными комитетами и департаментами разрабатывается комплексная программа развития физической культуры и спорта в регионе. При этом учитывается календарь спортивно-массовых мероприятий и соревнований, количество штатных и внештатных сотрудников и величина их зарплаты, количество СШ, школ олимпийского резерва, затраты на приобретение спортинвентаря, ремонт и строительство новых спортивных сооружений и другие факторы [16].

Далее разработанный план физкультурно-спортивных мероприятий с постатейным указанием расходов согласовывается спорткомитетом с другими структурными подразделениями исполнительной власти – с финансовым управлением, с юридическим отделом и другими департаментами. После этого проект бюджета передается для изучения в областную думу. Вначале проект изучается Постоянной комиссией по делам молодежи, туризма и физической культуры; здесь проект уточняется, корректируется и дополняется. После этой процедуры проект передается на рассмотрение депутатов, которые утверждают его на своем пленарном заседании. После этого утвержденный бюджет становится законом.

Комплексные программы развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации представляют собой документы, состоящие, как правило, из следующих разделов:

- введение. В этом разделе раскрывается важность физической культуры и массового спорта для государства и общества; указывается, что поддержка физкультурно-спортивных мероприятий – важная социально-экономическая мера, направленная на сохранение здоровья нации;

- основные цели и задачи программы. В частности, в этом разделе указываются такие цели, как обеспечение необходимым инвентарем и оборудованием образовательных учреждений, клубов по месту жительства, коллективов физической культуры; реконструкцию имеющихся и строительство новых спортивных площадок и сооружений; улучшение подготовки спортивных резервов, повышение эффективности работы спортивных школ и другие задачи;

- организационно-методическая работа. В данном разделе раскрывается сущность мероприятий по повышению уровня учебно-тренировочных занятий и улучшению качества организации и проведения соревнований, по вовлечению все большего количества занимающихся в орбиту массовой физкультуры. В этом разделе указываются также сроки проведения учебно-методических семинаров, научно-практических конференций и совещаний, которые играют важную роль в повышении педагогического мастерства преподавателей и тренеров;

- спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. Этот раздел включает в себя мероприятия по организации и проведению спартакиад; районных, городских и областных соревнований по видам спорта; создание сборных команд для участия во всероссийских массовых соревнованиях; медицинское обеспечение спортивно-массовых мероприятий и создание благоприятных условий для лечебно-профилактического обслуживания спортсменов; проведение оздоровительных мероприятий;

- материальное обеспечение массовой физической культуры. В данном разделе указывается, в какие организации и на какую сумму направляется спортивный инвентарь;

- формирование и развитие спортивной базы. Очевидно, что без наличия спортивных сооружений невозможно проведение качественных учебно-тренировочных занятий и спортивно-массовых мероприятий, привлечение широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой. В связи с этим обстоятельством в состав данного раздела включаются работы, связанные с ремонтом, реконструкцией и возведением новых спортивных сооружений, а также определяются суммы, необходимые на проведение данных работ;

- развитие сети СШ. В состав этого раздела включаются мероприятия по развитию и финансированию сети спортивных школ, указываются конкретные суммы выделяемых денежных средств, а также предусматриваются льготы членам сборных, а также тем спортивным сооружениям, где занимаются члены СШ;

- информационное обеспечение физической культуры и спорта. Данный раздел объединяет мероприятия по рекламе, изданию спортивной литературы, пропаганде физической культуры и спорта, по сбору, обработке и анализу информации о состоянии развития физкультуры и спорта в области. В этом разделе предусматриваются также мероприятия по прогнозированию процессов развития физкультуры и спорта, подготовка рекомендаций для органов исполнительной и законодательной власти.

Осуществляя бюджетное финансирование физической культуры и спорта, государство стремится ко всестороннему развитию человека, утверждению здорового образа жизни, формированию условий для занятий любыми видами физкультуры и спорта, организации профессионально-прикладной подготовки, профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

Многофункциональность (универсальность) спортивной школы – это создание оптимальных условий для организации и проведения занятий различного формата по физической культуре с обучающимися. Спортивная школа может быть использована для организации различных мероприятий, таких как концерты, выставки, конференции, семинары, дни активного отдыха и многие другие. Это связано с тем, что в спортивных школах имеется удобная инфраструктура, современное оборудование, широкий спектр услуг.

В настоящее время становится очевидно, что для решения задач современной государственной политики в сфере физической культуры и спорта жизненно необходимо совершенствование модели менеджмента в существующих организациях физкультурно-спортивного профиля, обеспечение стабильного функционирования существующих объектов спорта и спортивных сооружений, и в первую очередь комплексных. Как показывает опыт, развитие спортивно-оздоровительной инфраструктуры наиболее результативно происходит именно в рамках современных многофункциональных спортивных комплексов, спортивных школ, обеспечивающих условия для максимального удовлетворения потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

В соответствии с требованиями действующего общероссийского классификатора объектов спорта, можно выделить основные критерии, позволяющие отнести тот или иной спортивный объект спортивной школы к категории многофункциональных спортивных комплексов: наличие как минимум двух спортивных зон (спортивных сооружений) открытого или закрытого типа в любой комбинации для занятий физической культурой и спортом; наличие возможности проведения соревнований и занятий разнообразными видами спорта [17].

По нашему мнению, многофункциональный спортивный комплекс представляет собой не просто архитектурный, инженерно-строительный объект, состоящий из нескольких спортивных сооружений. Под ним мы будем понимать особый вид социальных комплексов, то есть учреждений, представляющих собой сложную и многоаспектную систему, реализующую услуги в сфере физической культуры и спорта. Как и любой другой социальный комплекс, спортивный комплекс спортивной школы обладает рядом обязательных характеристик, к числу которых относятся: «завершенность и целостность, ибо комплексом не может быть нечто, не имеющее четких границ; соединение всех аспектов жизнедеятельности в организованную систему (производства, транспортных коммуникаций, социальной сферы, информационного пространства); территориальная размещенность, так как любой комплекс охватывает определенное социальное пространство и имеет свою конфигурацию; сложность состава комплекса, его структуры, условий функционирования и развития, а также управления им; назначение и существование социального комплекса определяется, прежде всего, производством продукции, товаров или предоставлением услуг населению» [18].

В современных условиях любой многофункциональный спортивный комплекс интегрирован в сложную сеть отношений, включая экономические, организационно-правовые, социально-педагогические, технико-эксплуатационные и т.д. Данное обстоятельство определяет необходимость применения системного подхода к исследованию спортивного комплекса как сложного социального объекта и одной из организаций сферы физической культуры и спорта. С позиций системного подхода многофункциональный спортивный комплекс (как и любая физкультурно-спортивная организация) выступает, прежде всего, как относительно автономная социальная общность, совокупность людей с четко структурированной коллективной деятельностью и границами, существующая для достижения общих целей. Следует отметить, что сектор физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время представлен частными, государственными (муниципальными) и общественными организациями. Очевидно, что конечной целью коммерческой частной организации является обеспечение получения прибыли. Однако в большинстве своем физкультурно-спортивные комплексы находятся либо в государственной (муниципальной) собственности, либо в собственности некоммерческих организаций (спортивных федераций и клубов, спортивных школ). В этом случае их целью является удовлетворение потребностей и спортивных интересов различных категорий населения в физкультурно-спортивных услугах.

Деятельность спортивных комплексов «государственного сегмента направлена на обеспечение системы государственных минимальных стандартов двигательной активности населения, прежде всего – подрастающего поколения, а общественного сегмента – нацелена на развитие отдельных видов спорта и ориентирована на все возрастные группы населения» [19].

Основным, системообразующим видом деятельности многофункционального спортивного комплекса является производство и предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, представляющих собой, как отмечает И.В. Шубарин, «такой вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей населения посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоения и применения специфических знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях в качестве зрителя» [20].

По критерию взаимосвязи с окружающей средой многофункциональный спортивный комплекс можно рассматривать как открытую систему; по критерию изменения во времени как динамическую. Кроме того, современные спортивные комплексы (особенно коммерческие, ориентированные на рынок спортивных услуг) должны обладать такими свойствами систем как инновационность, гибкость, и адаптивность. Как отмечают С.С. Филиппов и Н.И. Антонова, гибкость в данном случае «проявляется в целом ряде показателей – во внутренней структуре, в кадровом обеспечении, в количественных и качественных результатах работы по предоставлению спортивных услуг и т.д.; адаптивность рассматривается как способность физкультурно-спортивной организации активно приспосабливаться к условиям изменяющейся социальной среды, а инновационность – как поиск и использование новых физкультурно-оздоровительных технологий, новых технических средств для занятий, современных подходов в менеджменте и др.» [21].

На развитие любого многофункционального спортивного комплекса оказывают воздействие различные внешние и внутренние факторы. Целесообразно разделить их на несколько групп по уровню воздействия: факторы макросреды (дальнего окружения); мезосреды (ближнего окружения); микросреды (факторы на уровне спортивного комплекса). К числу факторов макросреды относятся различные экономические, политические, социальные факторы: уровень инфляции, доходов населения, общеотраслевой уровень спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, наличие моды на здоровый образ жизни, направленность государственной политики в сфере физической культуры и спорта, объемы государственной поддержки отрасли, уровень налогообложения, изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли. Факторы мезосреды находятся в более близком окружении, что позволяет спортивному комплексу корректировать их негативное влияние и оказывать на них обратное воздействие. Данная группа факторов связана, прежде всего, с потенциальными и реальными потребителями, партнерами, конкурентами, вышестоящими организациями. К числу факторов мезосреды можно отнести востребованность услуг конкретного комплекса, удовлетворенность клиентов качеством и доступностью его услуг, информированность потенциальных потребителей о комплексе, его внешний имидж, конкуренцию, уровень цен на ресурсы и услуги сторонних организаций, регулирующее воздействие государственных и муниципальных органов. Третью группу составляют факторы микросреды спортивного комплекса, связанные с его внутренним ресурсным потенциалом. По большому счету, именно они определяют возможности стабильного функционирования и развития спортивного комплекса. Посредством изменения конкретных показателей работы учреждение может воздействовать на негативные параметры микросреды и таким образом управлять своей устойчивостью. В данной группе факторов можно выделить несколько категорий: материально-технические, производственные, организационно-управленческие, финансово-экономические, кадровые, социальные, маркетинговые, информационные. Динамика развития многофункционального спортивного комплекса как системы определяется совокупным воздействием экзогенных и эндогенных факторов, оказывающих на него как негативное, так и позитивное влияние. При этом эндогенные факторы определяют потенциальные возможности организации к устойчивому развитию, а экзогенные характеризуют условия реализации данного потенциала.

В современном многофункциональном спортивном комплексе осуществляется сразу несколько видов социального управления: во-первых, это процессы административного управления (общее руководство комплексом, управление финансами, управление кадрами, персоналом, имиджем, маркетингом); а во-вторых, это процессы профессионального управления в спортивной сфере (руководство спортивными клубами, командами, спортивными организациями, менеджмент спортивных мероприятий). Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, к числу основных функций социального управления в современном спортивном комплексе относятся:

- планирование и организация спортивных соревнований, учебно-тренировочной работы, культурно-зрелищных мероприятий;

- управление финансовыми потоками комплекса, включая финансовый менеджмент, финансовое планирование, экономический анализ;

- техническое обслуживание и ремонт спортивных сооружений и зданий;

- маркетинговая деятельность по изучению физкультурно-спортивных потребностей и интересов различных категорий населения;

- деятельность по созданию позитивного имиджа комплекса (связи с общественностью, реклама);

- оптимизация организационной структуры управления спорткомплексом как сложным социально-педагогическим объектом;

- работа с персоналом комплекса, включая его подбор, расстановку кадров, обучение, мотивацию и стимулирование труда;

- менеджмент качества услуг, предоставляемых спортивным комплексом, в соответствии с международными стандартами [22].

В целом, можно констатировать, что независимо от формы собственности и конкретной организационно-правовой формы современный спортивный комплекс следует рассматривать одновременно как хозяйствующий субъект и специфический пространственно-физический объект, где непосредственно проводятся практические физкультурно-спортивные занятия, реализуется особый тип социального менеджмента, обеспечивающий текущую работу и развитие спортивного сооружения, осуществляется хозяйственная деятельность, обеспечивающая предоставление потребителю определенной категории услуг. Однако прежде всего любой крупный объект спорта, в том числе многофункциональный спортивный комплекс, характеризуется как особая социальная организация, коллектив сотрудников, выполняющих определенную социально-педагогическую деятельность по развитию спорта высших достижений и физическому воспитанию граждан, оказывающих физкультурно-спортивные и зрелищные услуги.


References:

Ageevets V.U. (2012). Ekonomika fizicheskoy kultury i sporta [Economics of physical culture and sports] SPb.. (in Russian).

Aleshin V.V. (1998). Stadion kak kompleksnyy obekt sotsialnogo menedzhmenta [Stadium as a complex object of social management] International Congress: A man in the world of sports: new ideas, technologies, prospects. 322-323. (in Russian).

Anikina I.N. (2017). Osobennosti konkurentsii na rynke sportivno-ozdorovitelnyh uslug [Features of competition in the market of sports and health services] Global problems of modernization of the national economy. 286-296. (in Russian).

Antipenkova I.V. (2013). Predprinimatelskaya deyatelnost fizkulturno-sportivnyh organizatsiy [Entrepreneurial activity of physical culture and sports organizations] M.: SGIFK. (in Russian).

Antipenkova I.V. (2015). Finansovaya sistema Rossiyskoy Federatsii [The financial system of the Russian Federation] Smolensk. (in Russian).

Filippov S.S., Antonova N.I. (2012). Analiz kommercheskoy fizkulturno-sportivnoy organizatsii kak sotsialnoy sistemy [Analysis of the commercial physical culture and sports organization as social system]. Scientific Notes of University ofP.F. Lesgafta. (5(87)). 145-148. (in Russian).

Kosova Yu.A. (2012). Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy razvitiya materialno-tekhnicheskoy bazy fizicheskoy kultury i sporta [Organizational and economic foundations of the development of the material and technical base of physical culture and sports] M.. (in Russian).

Kutepov M.E. (2009). Marketing v zarubezhnom sporte [Marketing in foreign sports] M.: GTsOLIFK. (in Russian).

Pereverzin I.I. (2015). Razvitie sportivnogo predprinimatelstva v Rossii [Development of sports entrepreneurship in Russia] M.. (in Russian).

Pobyvanets V.S., Izaak S.I. (2009). Sportivnyy menedzhment [Sports management] M.: Fizkultura i sport. (in Russian).

Pochinkin A.V., Seyranov S.G. (2011). Ekonomika fizicheskoy kultury i sporta [Economics of physical culture and sports] M.: Sovetskiy sport. (in Russian).

Popov A.N. (2011). Ekonomika fizicheskoy kultury i sporta [Economics of physical culture and sports] Chelyabinsk: UralGAFK. (in Russian).

Sastamoynen T.V. (2014). Menedzhment v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Management of physical culture and sports] M.: Akademiya. (in Russian).

Sergeev A.I. (2008). Kratkiy terminologicheskiy spravochnik po ekonomike fizicheskoy kultury i sporta [A short terminological reference book on the economics of physical culture and sports] M.: OOO «Print-ekspress». (in Russian).

Shapoval Zh.A., Krivchenkov V.V. (2017). Mnogofunktsionalnyy sportivnyy kompleks kak sotsialnaya sistema [Multifunctional sports complex as a social system]. The young scientist. (6(140)). 217-219. (in Russian).

Sharunenko Yu.M. (2014). Problemy upravleniya podgotovkoy sportsmenov vysokoy kvalifikatsii [Problems of managing the training of highly qualified athletes] Orel: Akademiya bezopasnosti i vyzhivaniya. (in Russian).

Shubarin I.V. (2004). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm razvitiya uslug v sfere fizicheskoy kultury i sporta [Organizational and economic mechanism of development of services in the field of physical culture and sports] Chelyabinsk. (in Russian).

Zolotov M.I. (2012). Menedzhment i ekonomika fizicheskoy kultury i sporta [Management and economics of physical culture and sports] M.: Akademiya. (in Russian).

Zolotov M.I., Kuzin V.V., Seyranov S.G. (2011). Menedzhment i ekonomika fizicheskoy kultury i sporta [Management and economics of physical culture and sports] M.: Akademiya. (in Russian).

Страница обновлена: 27.04.2025 в 17:43:11