Траектории развития спортивной индустрии в Российской Федерации

Беликова Е.В.1, Перфильева И.В.
1 Волгоградская государственная академия физической культуры

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предлагается рассматривать основные проблемы развития спортивной индустрии в России, что имеет большое значение не только для спортсменов и бизнеса, но и для общества в целом. Спорт способствует укреплению здоровья нации, повышению ее престижа в мире, а также способствует социальной интеграции и общению. Для успешного развития спортивной индустрии в России необходимо уделить внимание не только профессиональным спортсменам, но и обеспечить широкий доступ к спортивным мероприятиям для всех слоев населения. Это поможет не только повысить интерес к спорту, но и поддерживать здоровый образ жизни у широких масс населения. В целом, развитие спортивной индустрии в России представляет собой многообещающую отрасль, способную принести заметные экономические и социальные выгоды. Важно продолжать работу над улучшением инфраструктуры, развитием спортивных талантов и поддержкой спортивных мероприятий на международном уровне. Методологической базой исследования являются логический, системный и комплексный подходы, исторический, функциональный и сравнительный методы анализа, методы факторного, экономико-статистического анализа, приемы классифицирования, аналогии, синтеза. Сегодня вовлеченность россиян в занятия физической культурой вышла на плато: показатель держится на уровне пятилетней давности — 50% занимаются спортом 1–3 раза в месяц и чаще, в том числе 18% — ежедневно, 22% — 2–3 раза в неделю. В 2023 году цифра впервые превысила 70 млн. Согласно отчету Минспорта, за год регулярно занимающихся спортом граждан стало 75,7 млн или 56,8%. Прирост по сравнению с 2022 годом составил — 5,9 млн человек или 3,85%. Несмотря на то, что трендом последних лет стали самостоятельные тренировки, что следует из исследования, проведенного ЦСП «Платформа» совместно с Министерством спорта РФ. Наиболее популярные виды занятий – ходьба или бег (практикуют 24% занимающихся спортом), плавание (16%), фитнес (14%), ЛФК, оздоровительная гимнастика (11%), тяжелая атлетика (11%), командные игры (13%), популярность видов спорта определяется инфраструктурной доступностью, простотой вхождения в тренировочный процесс и привлекательным образом, определяемым массовой культурой. Увеличилось и количество спортивных объектов: за год в России построили 8 409 сооружений — теперь их по стране 361 903. Появились новые стадионы на 1500 и более мест, плавательные бассейны и крытые объекты с искусственным льдом, а вот лыжных и биатлонных комплексов стало меньше. Этот вопрос на фоне санкций стоит особо остро. В 2023 году были достигнуты значительные успехи в реализации стратегии развития физической культуры -2030. Благодаря активной работе всех заинтересованных сторон удалось увеличить доступ населения к спортивным мероприятиям, расширить сеть спортивных объектов и обеспечить качественную спортивную подготовку для всех категорий населения. В результате проведенных мероприятий удалось значительно улучшить общую физическую подготовку граждан, повысить уровень здоровья населения и способствовать формированию здорового образа жизни. В целом, достижение поставленных показателей в развитии физической культуры и спорта по итогам 2023 года свидетельствует о продолжении успешной реализации стратегии и дальнейших перспективах в этом направлении. Индустрия спорта является уникальной с точки зрения диверсификации видов деятельности организаций, ее формирующих: профессиональные и любительские клубы, медиа, букмекеры, производители экипировки, фитнес и горнолыжные курорты – все они зарабатывают на спорте, предлагая свои уникальные продукты и услуги. И все эти области были заметно преобразованы цифровыми технологиями.

Ключевые слова: физическая культура, стратегическое планирование, спортивные сооружения, массовый спорт

JEL-классификация: L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение

Спортивная индустрия в Российской Федерации претерпевает значительные изменения, которые оказывают влияние как на экономические показатели отрасли, так и на социальные. спортивная индустрия все больше рассматривается как перспективный бизнес, при этом сохраняя свою социальную направленность.

Можно выделить два глобальных направления развития российской спортивной индустрии — это повышение конкурентоспособности российских спортсменов на международных соревнованиях, и создание новых направлений международных соревнований, и с другой стороны развитие массового спорта, доступного для населения, повышение вовлеченности граждан в занятия физической культурой и спортом [7].

В последние годы экономические отношения в сфере спорта и спор-тивной индустрии в России претерпели существенные изменения: коренным образом трансформировалась макроэкономическая среда, качественно изме-нились имущественные отношения в системе спортивных организаций и их инфраструктур, деятельность многих видов спорта клубы, команды и феде-рации были выведены на рынок. При этом процессы коренных преобразова-ний в российском спорте далеки от завершения, предстоит еще многое сде-лать для вывода отечественной спортивной индустрии на лидирующие пози-ции [1-5, 14, 15].

Анализ научных источников, касающихся траекторий развития спортивной индустрии в Российской Федерации, выявляет ряд ключевых тенденций и факторов, влияющих на эту сферу. Последние несколько лет среди отечественных ученых набирают популярность исследования сферы физической культуры и спорта. Как отмечает Лебедева С.А.: «Тем не менее несмотря на динамично развивающуюся отрасль, отечественные научные изыскания в области физической культуры и спорта отстают от зарубежных» [9].

В последние десятилетия наблюдается активное взаимодействие государства и спортивной сферы, что проявляется в увеличении финансирования, создании новых спортивных объектов и проведении международных соревнований. В частности, о проблемах развития государственно-частного партнерства в России много сказано в работах Кесаевой Д.А. [8], Папоян Р.А. и Воротникова А.М. [12].

Спортивная индустрия в России также испытывает влияние глобализации и цифровизации, что открывает новые возможности для привлечения молодежной аудитории через социальные сети и цифровые платформы, эти аспекты затрагиваются в работах Дьяконова А.Д. [7], Д. В. Полежаева, А. Н. Столяровой, Д. С. Петросян [13].

Современные исследования отмечают важность формирования здорового образа жизни, что способствует популяризации массового спорта и активному вовлечению населения в физическую активность [6,10,11].

Вместе с тем, существуют значительные проблемы, такие как недостаточное внимание к инфраструктуре, коррупция и неэффективное управление ресурсами, проблемы оценки социально-экономических эффектов развития спортивной индустрии.

Для обеспечения устойчивого развития спортивной индустрии необходимо проводить комплексные реформы, основанные на научных данных, а также развивать партнерство между государственными, частными и некоммерческими организациями. Это позволит создать гармоничную экосистему, способствующую успешному развитию спорта в России.

Методологической базой исследования являются логический, системный и комплексный подходы, функциональный и сравнительный методы анализа, методы факторного, экономико-статистического анализа, приемы классифицирования, аналогии, синтеза. Вместе эти методы помогают исследователям получить и анализировать данные, выявить паттерны и тенденции, сравнить различные факторы и сделать обобщения, что способствует более полному пониманию исследуемого явления или проблемы.

Анализ. Государство ставит задачу, перед спортивными организациями, к 2030 году вовлечь в массовый спорт не менее 70% населения страны. Для реализации этих планов, реализуется национальный государственный проект «Спорт – норма жизни».

Судя по отчету Минспорта, массовый спорт в России совершил очередной прорыв. С тех пор, как в 2020 году, президентом была озвучена цель в 70% занимающихся спортом россиян, цифры в отчетах Министерства неуклонно растут. Еще в 2021-м по подсчетам Минспорта здорового образа жизни придерживалось меньше половины населения страны (65,2 млн), но уже в 2022-м был преодолен этот рубеж — ведомство отчиталось о вовлечении в спорт и физкультуру 69,8 млн человек или 52,95% от всего населения в возрасте от 3 до 79 лет.

Рисунок 1 – Доля граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом 2015-2023гг.

[Составлено авторами по материалам Министерства спорта РФ]

Рассматривая вовлеченность граждан в занятия физической культурой и спортом можно отметить устойчивый тренд последних лет, на увеличение занимающихся, последние пять лет в среднем количество занимающихся составляет более 50 %, что говорит о системности и постоянстве проводимой пропаганды занятий физической культуро и спортом.

В 2023 году цифра впервые превысила 70 млн. Согласно отчету Минспорта, за год регулярно занимающихся спортом граждан стало 75,7 млн или 56,8%. Прирост по сравнению с 2022 годом составил — 5,9 млн человек или 3,85%.

Рисунок 2 – Состав граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2023 году

[Составлено авторами по материалам Министерства спорта РФ]

Статистика, представленная Министерством спорта РФ, показывает и регионы, которые лидируют по вовлечению граждан в занятия физической культурой и спортом, это Татарстан (62,9% граждан вовлеченный в занятия), Тамбовская область (65,7%), Тюменская область (62%), Краснодарский край (64,9%). На первом месте находится Сахалинская область (67,1%), этот показатель стал выше по сравнению с 2022 годом на 4,1%.

Самым же неспортивным регионом России в 2023 году признали Северную Осетию, где занимается массовым спортом всего 39% от населения. Плохо дела также обстоят в Брянской области, у аутсайдера 2022 года Еврейской автономной области, Иркутской области и Ингушетии. Крым, который в 2022-м был в топ-5 неспортивных регионов страны с 38,9%, в прошлом году свои показатели улучшил — на полуострове регулярно занимающихся спортом стало 51%.

Рисунок 3 – Взаимозависимость количества занимающихся физической культурой и спортом и обеспеченности спортивными сооружениями, по федеральным округам

[Составлено авторами по материалам Министерства спорта РФ]

Как видно из рисунка 3, можно проследить взаимозависимость количества спортивных сооружений и количества занимающихся физической культурой и спортом.

Достижение цели требует и увеличения финансирования. В 2022 году государство израсходовало на спорт 671,37 млрд рублей. В 2023-м бюджет увеличился на 172,9 млрд рублей и составил 844,36 млрд — из внебюджетных источников было получено 63,1 млрд.

На организацию и проведение физкультурных и массовых спортивных мероприятий в прошлом году ушло 63,8 млрд — это почти на 9 млрд больше, чем в 2022-м. Зато меньше потратили на приобретение оборудования и инвентаря — 49 млрд рублей в 2023-м против 50 млрд в 2022-м.

Увеличилось и количество спортивных объектов: за год в России построили 8 409 сооружений — теперь их по стране 361 903. Появились новые стадионы на 1500 и более мест, плавательные бассейны и крытые объекты с искусственным льдом, а вот лыжных и биатлонных комплексов стало меньше. Этот вопрос на фоне санкций стоит особо остро.

На 18 287 человек стало больше и работников физической культуры и спорта — в 2023 их насчитали 431 283. По этому случаю для их заработной платы из бюджета было выделено на 154,7 млрд рублей больше, чем в 2022 году — 439,7 млрд.

Самым массовым видом спорта стал футбол. В 2023 году к игре с мячом приобщилось на 70 829 человек больше, чем в 2022-м — общее же число футболистов стало 3,4 млн. Идущее вторым по популярности плавание уступает в количестве занимающихся почти на 700 000 занимающихся.

Рисунок 4 – Рейтинг массовых видов спорта

[Составлено авторами по материалам Министерства спорта РФ]

В топ-10 также попали волейбол, легкая атлетика, баскетбол, фитнес-аэробика, лыжные гонки, шахматы, спортивный туризм и спортивное программирование — Россия стала первой страной, признавшей дисциплину официальным видом спорта в 2022 году.

Согласно отчету Минспорта, в 2023 году новой дисциплиной занималось 2,2 млн человек. Спортивное программирование опередило такие популярные в 2022 году виды спорта как настольный теннис, спортивная борьба, полиатлон, фитнес-аэробику и фигурное катание. У последнего вида снижение числа занимающихся продолжается не первый год, несмотря на строительство новых крытых катков в стране — минус 375 316 занимающихся по сравнению с 2022 годом, (год назад фигурное катание потеряло 75 тысяч спортсменов).

Стремительно в России (плюс 488 542 занимающихся) растет интерес к воздушно-силовой атлетике (воркауту) и скейтбордингу (+277 791). В 2022-м такого ажиотажа вокруг этих дисциплин не было

В рамках реализации Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года, удалось увеличить численность занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья до 1759,48 тыс. человек.

Рисунок 5 – Динамика численности занимающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья

[Составлено авторами по материалам Министерства спорта РФ]

Комплекс спортивной подготовки "Готов к труду и обороне" был разработан и внедрен на базе действующей программы физического воспитания. В него включены основные проверки, тесты и список знаний о здоровом образе жизни. Этот комплекс предназначен для подготовки к выполнению установленных стандартов для различных возрастных групп - от 6 до 70 лет.

Основная цель программы ГТО заключается в сбалансированном развитии личности через физическую культуру и спорт, воспитании патриотизма и улучшении качества жизни. Ее ключевыми задачами являются увеличение числа людей, занимающихся спортом, повышение общей физической подготовленности населения, продление и улучшение жизни, формирование осознанного интереса к занятиям спортом, повышение уровня знаний о методиках и организации физической подготовки. Главной целью также является совершенствование системы физического воспитания для разных слоев населения, а также развитие массового спорта, студенческого спорта. На данный момент количество участников и центров для тестирования превышает 2,5 миллиона.

Сегодняшнее состояние сферы физической культуры и спорта - это результат успешной реализации стратегии развития спортивной отрасли до 2035 года, принятой правительством Российской Федерации в 2019 году. Анализ статистических данных показал, что основные цели стратегии были достигнуты.

Плановые показатели по основным планируемым направлениям деятельности достигнуты, или перевыполнены.

Единственный показатель, который не удалось достичь в 2023 году это доля средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта.

В 2023 году были достигнуты значительные успехи в реализации стратегии развития физической культуры -2030. Благодаря активной работе всех заинтересованных сторон удалось увеличить доступ населения к спортивным мероприятиям, расширить сеть спортивных объектов и обеспечить качественную спортивную подготовку для всех категорий населения. В результате проведенных мероприятий удалось значительно улучшить общую физическую подготовку граждан, повысить уровень здоровья населения и способствовать формированию здорового образа жизни.

В целом можно отметить, что основные показатели, поставленные в «Стратегии развития физической культуры и спорта», в 2023 году достигнуты и это свидетельствует об успешной реализации мероприятий стратегии.

Рассматривая спортивную индустрию, нельзя забывать о диверсификации, которая присутствует в отрасли. Здесь пересекаются интересы профессиональных спортивных клубов и любительских спортивных клубов, производителей инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, одежды, обуви, представителей фитнес индустрии, букмекерские компании и средства массовой информации, все они являются стейкхолдерами спортивной индустрии. На данный момент можно отметить, что все эти направления постепенно преобразовываются и объединяются цифровыми технологиями.

При проведении спортивных состязаний активно используются новые цифровые продукты, позволяющие более эффективно проводить анализ, обрабатывать большое количество данных, взаимодействовать с аудиторией в социальных сетях, использовать цифровые устройства при проведении тренировок и соревнований, все это значительно повысило эффективность спортивной деятельности.

На данный момент, с помощью современных технологий профессиональные спортсмены и любители, а также тренеры собирают и анализируют большие массивы данных, улучшают методы тренировок, избегают травмы и воздействие отрицательных факторов, повышают целый ряд навыков.

Большое значение современные цифровые технологии играют и в создании и продвижении информационного контента о спорте и физической культуре и организации трансляции соревнований различного уровня и спортивных событий.

Активно используются продукты, основанные на искусственном интеллекте, виртуальной и дополненной реальности, анализе больших данных и других сквозных цифровых технологиях, которые способны не только повлиять на улучшение спортивных результатов, но и вовлечь больше людей в занятия физической культурой и массовым спортом, а также расширить аудиторию зрителей.

Рисунок 6 - Достижение показателей Стратегии-2030 по итогам 2023 года

[Составлено авторами по материалам Министерства спорта РФ]

Итак, можно констатировать, что на данный момент спортивная индустрия в Российской Федерации находится на перекрёстке технологического и социально-экономического развития. Это взаимодействие очень важно, так как с одной стороны, современные технологии активно внедряются в спортивные мероприятия и тренировочный процесс, что повышает их эффективность и доступность для широкой аудитории. С другой стороны, спорт становится всё более коммерциализированным и востребованным как инструмент продвижения товаров и услуг.

Социально-экономическое состояние страны оказывает большое влияние на развития спортивной индустрии в России, спортом заинтересовано и государство, и бизнес-структуры, что способствует развитию спортивной инфраструктуры, программ поддержки спорта и обеспечению финансовой устойчивости спортивных организаций. Значительное внимание уделяется развитию массового спорта и поддержке талантливых спортсменов в рамках государственных программ.

Главным направлением в продвижении массового спорта в стране является устойчивое развитие спортивной индустрии во всех регионах страны. Это важное условие доступности и востребованности спортивно-физкультурных услуг. Здесь активно используется механизм государственно-частного партнерства, когда объединятся цели государства и коммерческих структур и увеличивается поток инвестиций в спортивную индустрию страны.

Это касается как локальных проектов, так и крупных спортивных событий, которые повышают интерес к спорту, физической культуре и способствуют вовлечению граждан в постоянные спортивные занятия.

Одним из ключевых аспектов развития спортивной индустрии является также укрепление международного сотрудничества. Российские спортивные организации активно участвуют в международных соревнованиях, проводят совместные проекты с зарубежными партнерами и участвуют в обмене опытом с коллегами из других стран. Это способствует поддержанию высокого уровня профессионализма и конкурентоспособности российских спортсменов на мировой арене.

Важным вызовом для спортивной индустрии в России является также необходимость обеспечения устойчивого развития спорта во всех регионах страны. Неравномерное распределение ресурсов, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченные возможности для развития спортивной инфраструктуры могут стать препятствием для полноценного развития спорта в регионах. Поэтому важно продолжать работу над улучшением условий для занятия спортом, повышением доступности спортивных мероприятий и созданием равных возможностей для всех жителей страны.

В целом, спортивная индустрия в России находится на перспективном пути развития, который открывает новые возможности для спортивных организаций, спортсменов и болельщиков. Современные технологии, активное государственное вмешательство и международное сотрудничество способствуют повышению престижа спорта в обществе и создают благоприятные условия для дальнейшего развития отрасли.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 8 ноября 2021 г. № 633 «Об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_400057/ (дата обращения: 08.07.2024).
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 08.07.2024).
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1661. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397234// (дата обращения: 08.07.2024).
4. Паспорт федерального проекта «Спорт – норма жизни». Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (дата обращения: 08.07.2024).
5. Цифровая трансформация государственного управления (стратегическое направление). Tadviser.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 08.07.2024).
6. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. Социальные и экономические аспекты функционирования организаций в сфере физической культуры и спорта // Креативная экономика. – 2023. – № 2. – c. 643-660. – doi: 10.18334/ce.17.2.117341.
7. Дьяконов А.Д. Цифровая трансформация в сфере физической культуры и спорта // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 1. – c. 39-50. – doi: 10.18334/sport.3.1.119818.
8. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации // Актуальные вопросы экономики и управления: Материалы научно-практической конференции, посвященной 90-летию Смоленского филиала Финансового университета. Москва, 2022. – c. 147-152.
9. Лебедева С.А. Анализ публикационной активности в области экономики спорта и спортивного менеджмента // Экономика и управление в спорте. – 2024. – № 2. – c. 125-150. – doi: 10.18334/sport.4.2.120924.
10. Марченко Е.М., Науменко С.В., Куликов М.Л., Хыбыртов Р.Б. Спортивный менеджмент: понятие, сущность и содержание // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2022. – № 1(57). – c. 76-85. – doi: 10.26456/2219-1453/2022.1.076-085.
11. Низяев Д.А., Лебедева С.А., Белякова М.Ю. Ключевые барьеры, препятствующие получению максимальных социально-экономических эффектов от организации и проведения спортивно-массовых мероприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1791-1804. – doi: 10.18334/epp.12.6.114837.
12. Папоян Р.А. Воротников А.М. Проблемы и перспективы взаимодействия государства и бизнеса в развитии спортивной инфраструктуры // XII международная научно-практическая конференция Регионы России: стратегии развития и механизмы реализации приоритетных национальных проектов и программ; конференция «Научно-технологическое развитие России: приоритеты, проблемы, решения»: В сборнике: Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Том Выпуск 16. Часть 2. Курск, 2021. – c. 587-591.
13. Полежаев Д.В., Столярова А.Н., Петросян Д.С. и др. Профессиональное самоопределение молодежи и профессиональное образование в условиях системных изменений: практические, социально-экономические и правовые аспекты. / Том 1. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2022. – 322 c.
14. Реброва Н.П., Ивашкевич Т.В., Лунева Е.А. Социально-экономическое развитие региона: вовлечение молодежи в занятие физической культурой и спортом // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 7. – c. 3549-3565. – doi: 10.18334/epp.14.7.121130.
15. Шамхалов А.М. Особенности спортивного менеджмента в коммерческих и некоммерческих сегментах спорта и возможности эффективного сочетания применяемых подходов // Проблемы современной экономики. – 2016. – № 4(60). – c. 213-215.

Страница обновлена: 03.09.2024 в 19:22:53