Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности услуг на рынке спортивного туризма за счет эффективного использования объектов инфраструктуры
Карпова Г.А.1,2, Сиренко О.О.3
1 Санкт-Петербургский государственный
2 экономический университет
3 Балтийская академия туризма и предпринимательства
Статья в журнале
Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Цитировать:
Карпова Г.А., Сиренко О.О. Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности услуг на рынке спортивного туризма за счет эффективного использования объектов инфраструктуры // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 3. – doi: 10.18334/sport.4.3.121499.
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования теоретических аспектов формирования и развития конкурентных преимуществ, возникающих за счет повышения эффективности использования объектов инфраструктуры на рынке спортивного туризма. В статье уточнены место и роль конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов за счет повышения эффективности использования и развития объектов инфраструктуры в системе устойчивого развития рынка услуг спортивного туризма в РФ. В качестве одного из основных направлений исследования авторы рассматривают изучение возможных фронтов конкуренции на рынке спортивного туризма в современных условиях. В статье обосновано, что внешний контур фронта конкуренции на рынке спортивного туризма представляет собой конкурентную борьбу за потребителя между спортивным туризмом и другими видами услуг, а внутренний – конкурентную борьбу между различными сегментами рынка спортивного туризма. В статье также рассмотрены и охарактеризованы возможные оценочные позиции конкурентов с точки зрения анализа объектов инфраструктуры спортивного туризма как конкурентного преимущества на рынке
Ключевые слова: спортивный туризм, объекты инфраструктуры, инфраструктура спортивного туризма, конкурентоспособность услуг
JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57
Введение
Наряду с социальной значимостью самих объектов инфраструктуры рынка услуг спортивного туризма с точки зрения решения важных социально-экономических и демографических задач любого государства, не менее актуальным остается и вопрос превращения подобного рода инфраструктуры и ее объектов в ключевые конкурентные преимущества для тех организаций и предприятий, которые функционируют на рынке спортивного туризма.
В связи с вышесказанным весьма актуальным представляется исследование конкурентных преимуществ, возникающих за счет повышения эффективности использования и развития объектов инфраструктуры на рынке спортивного туризма. В целом, проблематика конкуренции в сфере услуг, ее практические аспекты в условиях роста сервисной экономики, современные подходы к обеспечению конкурентоспособности как самой сервисной организации, так и тех услуг, которые она предоставляет нашли широкое отражение в трудах ряда отечественных и зарубежных ученых [3,4,17,19].
Вместе с тем необходимо отметить, что роль именно инфраструктуры спортивного туризма в качестве ключевого конкурентного преимущества практически не раскрыта в научных исследованиях, представлена весьма фрагментарно, в большей степени, в контексте общих вопросов инфраструктуры туристской индустрии.
Основное содержание исследования
В связи с этим авторы считают необходимым предложить собственное видение места и роли конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов за счет повышения эффективности использования и развития объектов инфраструктуры (рисунок 1).
Рисунок 1 – Место и роль конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов за счет повышения эффективности использования и развития объектов инфраструктуры в системе устойчивого развития рынка услуг спортивного туризма в РФ (авторские разработки)
В целом, необходимо разграничивать ряд ключевых классических дефиниций, которые определяют характеристику и основные направления формирования и развития конкурентных преимуществ в условиях любой рыночной структуры вне зависимости от влияния тех или иных факторов внешней среды. К числу данных дефиниций, как видно из рисунка 1, следует относить такие основополагающие понятия, используемые в экономической теории и теории менеджмента, как «конкуренция», «конкурентоспособность хозяйствующего субъекта (организации, предприятия и т.д.)», а также «конкурентоспособность услуги».
Краткая характеристика данных понятий, предложенная в ряде научных и нормативно-правовых источников, представлена авторами в таблице 1.
Необходимо отметить, что только понятие «конкуренция» регламентируется со стороны государства как ключевой элемент определения правовых отношений между участниками отраслевых и региональных рынков с целью сокращения количества возможных правонарушений в области антимонопольной деятельности. Остальные два понятия не имеют четкого закрепления в российском национальном законодательстве и могут иметь разную трактовку в зависимости от позиции того или иного автора. Учитывая различные подходы к определению «конкуренции» в отечественной и зарубежной науке [8,9,20], следует также отметить два возможных состояния данного явления:
- конкуренция как результат рыночного взаимодействия. В контексте конкурентных преимуществ, применительно к инфраструктуре спортивного туризма, можно говорить об открытии\создании совершенно нового или модернизации\реконструкции уже существующего объекта, на базе которого могут оказываться соответствующие услуги в сфере спортивного туризма, как результата рыночного взаимодействия в условиях конкурентной борьбы.
Таблица 1
Основные методические подходы к трактовке понятия «конкуренция», «конкурентоспособность организации\предприятия», «конкурентоспособность услуги» (составлено на основе анализа научной литературы и собственных рассуждений)
Автор
|
Трактовка определения
|
Роль инфраструктуры спортивного
туризма в контексте предложенного подхода
|
Конкуренция
| ||
А. Смит
|
«Поведенческая
категория, отражающая процессы уравновешивания частных и общественных
интересов в условиях борьбы экономических субъектов за относительно лучшие
условия существования, в частности, за наиболее выгодные условия продажи
товаров» [7]
|
Развитие
инфраструктуры спортивного туризма представляет собой предмет интереса как
для предпринимательского сектора с точки зрения получения определенного
уровня дохода и чистой прибыли, так и для государства с точки зрения решения
социальных проблем и задач демографической политики. В связи с этим,
конкуренция на рынке спортивного туризма предполагает необходимость
инвестирования средств в развитие объектов, прежде всего спортивной,
инфраструктуры за счет расширения программ ГЧП, в том числе на муниципальном
уровне
|
ФЗ «О защите конкуренции»
|
«Соперничество
хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из
них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем
порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке» [1]
|
В
контексте данного определения необходимо отметить значимость принципа
обеспечения доступности услугами, которые могут предоставлять объекты
инфраструктуры спортивного туризма как с точки зрения влияния ценового
фактора, так и с точки зрения территориально-пространственного расположения,
учета интересов и возможностей отдельных групп потребителей, цифровой
доступности и т.д. В связи с этим задача органов государственной власти –
практическая реализация данного принципа с учетом требований российского законодательства
|
Фатхутдинов Р.А.
|
«Процесс
управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или
достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных
или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных
условиях» [12]
|
С
точки зрения данного определения необходимо подчеркнуть прямую обязанность
рыночного субъекта по обеспечению функционирования объекта инфраструктуры для
реализации услуг в области спортивного туризма в надлежащем виде с целью не
только роста конкурентных преимуществ, но и с точки зрения запросов и
безопасности потребителей услуг
|
Конкурентоспособность
хозяйствующего субъекта (организации, предприятия и т.д.)
| ||
Ф. Котлер
|
«Свойство,
характеризующееся уровнем реального и потенциального удовлетворения
потребности» [15]
|
В
соответствии с подходом Ф. Котлера, объект инфраструктуры спортивного туризма
должен как реально, так и потенциально удовлетворять потребности
определенного потребительского сегмента, на который он рассчитан. В связи с
этим очень важно, как проводить необходимую модернизацию самих объектов, так
и учитывать изменения запросов потребителей к уровню и качеству обслуживания
на данном объекте.
|
Моисеева Н.К.
|
«Способность
организации приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не
ниже заданной или превышение прибыльности по сравнению со
среднестатистической прибыльностью в данной сфере бизнеса» [5]
|
Строительство
нового или модернизация уже существующего объекта инфраструктуры спортивного
туризма должно быть ориентировано на принцип экономической целесообразности и
учитывать не только социальный характер функционирования объекта, но и его
экономические результаты, полученные в определенный период времени. Учитывая
данный принцип в контексте конкурентоспособности хозяйствующего субъекта,
необходимо соизмерять плановые затраты на строительство, ремонт и т.д.,
достижение социального эффекта и возможные экономические результаты от
функционирования объекта инфраструктуры спортивного туризма.
|
Жуков А.В.
|
«Способность
и возможность средства размещения осуществлять деятельность по оказанию
гостиничных услуг в условиях рынка, а также иметь преимущества перед
гостиницами-конкурентами и за счет этого получать дополнительную прибыль,
направляемую как на развитие гостиницы и ее кадрового состава, так и на
обеспечение качественного обслуживания клиентов отеля» [2]
|
Предложенное
определение фокусирует внимание на средстве размещения (гостиничном
предприятии) как объекте инфраструктуры спортивного туризма, который с одной
стороны, ориентирован на туристов, участвующих в программах спортивного
туризма и использующих средство размещение в качестве составной части
туристского продукта, а с другой стороны - предполагает более широкий вариант
диверсификации поведения данного экономического субъекта на туристском рынке
с целью обеспечения приемлемого уровня конкурентоспособности для роста
экономических показателей в стратегической перспективе, качества оказываемых
услуг и т.д.
|
Конкурентоспособность услуги
| ||
Юданов А.Ю.
|
«Степень
притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку
потребителя» [14]
|
Объект
инфраструктуры в сфере спортивного туризма должен быть ориентирован на
повышение туристской аттрактивности самой услуги спортивного туризма за счет
целого ряда важных практических аспектов, связанных с уровнем его
комфортности, доступности, инновационности и т.д.
|
Швец В.Е.
|
«Проявление
качества товара в условиях рыночных отношений» [13]
|
Данное
определение фокусирует внимание на качестве предложения экономических благ,
фактически указывая на то, что качество услуг, связанных с объектом
инфраструктуры спортивного туризма и его текущим и долгосрочным
функционированием, напрямую определяет конкурентоспособность услуг
|
Фасхиев Х.А.
|
«Оценённое
потребителем свойство превосходить в определенный момент времени без ущерба
производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном
сегменте рынка» [11]
|
Приведенная
трактовка возвращает нас к определенным ранее уровням конкуренции в сфере
спортивного туризма, где объекты инфраструктуры и уровень их состояния
одновременно могут выступать в качестве конкурентных преимуществ как внутри
национального туристского рынка в сравнении с другими видами туризма, так и в
контексте конкуренции между отдельными видами и направлениями рынка
спортивных услуг
|
Панферов Н.А.
|
«Конкурентоспособность
услуги – это способность эффективно и качественно удовлетворять потребности
покупателей, превосходя конкурентов на рынке услуг по потребительским
характеристикам услуги при минимальных затратах на их удовлетворение,
обеспечивая при этом коммерческий успех организаций индустрии туризма и
гостеприимства» [6]
|
По
мнению авторов, одно из наиболее полных и расширенных определений
конкурентоспособности услуг в индустрии туризма и гостеприимства, которое
следует рассматривать в контексте определения места и роли объектов
инфраструктуры в обеспечении устойчивого роста конкурентоспособности услуг
организаций рынка спортивного туризма
|
-конкуренция как процесс рыночного взаимодействия. С точки зрения процесса рыночного взаимодействия в качестве конкурентных преимуществ на рынке спортивного туризма необходимо рассматривать эффективную организацию управления уже существующего или нового объекта инфраструктуры. Эффективное управление объектом инфраструктуры в сфере спортивного туризма предполагает максимизацию использования ресурсного потенциала самого объекта применительно к особенностям, структуре и объемам туристских потоков с учетом возможности более широкой диверсификации оказываемых услуг и расширения потенциального потребительского сегмента.
Ориентируясь на эти два фундаментальных подхода к конкуренции, можно говорить о выделении нескольких фронтов конкуренции на рынке спортивного туризма, которые, в свою очередь, можно разделить на внешний и внутренние контуры, в том числе с точки зрения роли объектов инфраструктуры. Сам фронт конкуренции, исходя из существующих научных подходов [10,15,16,18], можно охарактеризовать как определенный вектор конкуренции в зависимости от категории непосредственных участников, которые вступают в конкурентную борьбу между собой в рамках определенного регионального или отраслевого рынка.
Исходя из данного определения, внешний контур фронта конкуренции на рынке спортивного туризма представляет собой конкурентную борьбу за потребителя между спортивным туризмом и другими видами услуг, а внутренний – конкурентную борьбу между различными сегментами рынка спортивного туризма (рисунок 2).
Предложенный рисунок отражает как фундаментальную конкуренцию между экономическими благами (товарное производство и оказание услуг) за расходы потребителей в рамках как государственного бюджета, так и бюджетов корпоративного сектора и сектора домашних хозяйств, так и конкурентную борьбу на уровне туризма и отдельных сегментов сферы услуг (2 уровень), а также между отдельными видами туризма, включая спортивный туризм как отдельный сегмент туристского рынка (3 уровень).
Рисунок 2 – Внешний и внутренний контур фронта конкуренции на рынке спортивного туризма (авторские разработки)
Выводы
Для того, чтобы понять, каких именно конкурентных преимуществ необходимо добиваться во внутреннем контуре фронта конкуренции на рынке спортивного туризма, необходимо тщательно проанализировать деятельность основных возможных конкурентов в выбранном сегменте данного рынка. В таблице 2 представлены наиболее важные характеристики конкурентов, которые необходимо выявлять, анализировать и учитывать с точки зрения объектов инфраструктуры спортивного туризма как конкурентного преимущества на рынке.
Таблица 2
Возможные характеристики конкурентов с точки зрения анализа объектов инфраструктуры спортивного туризма как конкурентного преимущества на рынке (авторские разработки)
Критерии для проведения анализа
|
Основные направления проведения
анализа
|
Анализ общих характеристик
| |
Год
основания (возможно, ещё – год проведения реновации) конкурента
|
Проводится
анализ наличия опыта функционирования на рынке
|
Объекты
инфраструктуры по видам
|
Проводится
количественный анализ по схожим объектам инфраструктуры
|
Цена
посещения\пользования услугами объектов инфраструктуры
|
Проводится
стоимостной анализ по схожим объектам инфраструктуры
|
Условия
реализации услуг (по возможности – реализация условий в процентном отношении)
|
Проводится
анализ прямых продаж
|
Проводится
анализ продаж через контрагентов
| |
Среднегодовая
заполняемость объектов инфраструктуры
|
Проводится
анализ динамики туристских потоков на объектах инфраструктуры
|
Число
сотрудников объектов инфраструктуры
|
Проводится
анализ состава и структуры персонала
|
Целевые
группы конкурента
|
Проводится
анализ потребительских сегментов и целевых групп
|
Наличие
стимулирующих условий
|
Проводится
анализ мероприятий по стимулированию спроса
|
Анализ с точки зрения достижения
отдельных позиций конкурента
| |
Конкурент
с точки зрения эффективности использования объектов инфраструктуры является
|
-
лидером на рынке
|
-
важнейшим конкурентом
| |
-
одним из многих
| |
-
незначительным
| |
Деловая
активность конкурента за счет эффективности использования объектов
инфраструктуры
|
-
повышается
|
-
остаётся на прежнем уровне
| |
-
снижается
| |
Конкурент
по отношению к использованию объектов инфраструктуры считается
|
-
агрессивным
|
-
быстро реагирующим
| |
-
консервативным
| |
Сильные
и слабые стороны
|
-
самого гостиничного продукта
|
-
в политике продвижения
| |
-
персонала
| |
-
в оснащении гостиничного предприятия
| |
Как
изменился объём продаж услуг конкурента за последнее время?
|
-
увеличился
|
-
не изменился
| |
-
уменьшился
|
Источники:
2. Жуков А.В. Обеспечение конкурентоспособности гостиничных услуг на основе применения инсентив-программ. / дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Гос. университет упр. - М., 2014. – 172 c.
3. Михайлов М.В. Анализ инфраструктурной обеспеченности экономического развития региона // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 11. – c. 161-164.
4. Мурадова Н.Р. Социальная инфраструктура: понятие и проблемы её развития // Пространство современного региона: вызовы, трансформации, барьеры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2023. – c. 118-122.
5. Моисеева Н.К. Стратегической управление туристской фирмой. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 230 c.
6. Панферов Н.А. Управление конкурентоспособностью российских организаций индустрии гостеприимства в современных условиях хозяйствования. / автореф. дис.,.. канд. экон. наук. - М., 2009.
7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.
8. Ташибеков Т.Ч. Оценка объектов социальной инфраструктуры и анализ их состояния // Вестник филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования \"Российский государственный социальный университет\" в г. Ош Киргизской Республики. – 2017. – № 15. – c. 78-83.
9. Торопушина Е.Е. Методические подходы к оценке уровня развития социальной инфраструктуры регионов Севера и Арктики России // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2018. – № 4(60). – c. 101-111.
10. Шлемина И.В. Анализ тенденций развития социальной инфраструктуры // Экономика в условиях социально-техногенного развития мира. материалы II Международной междисциплинарной научной конференции по фундаментальным и прикладным проблемам современного социально-экономического и экономико-экологического развития: материалы II Международной междисциплинарной научной конференции по фундаментальным и прикладным проблемам современного социально-экономического и экономико-экологического развития. Том 2. 2017. Брянск, 2017. – c. 326-329.
11. Фасхиев Х.А. Применение «ворот конкурентоспособности» при разработке товаров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 2. – c. 73–83.
12. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях рынка. - М., 2002.
13. Швец В.Е. Устойчивое развитие и менеджмент качества // Стандарты и качество. – 2005. – № 11. – c. 38-43.
14. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. / Учебно–практическое пособие. - М.: АКА–ЛИС, 1996. – 272 c.
15. Kotler Philip, Armstrong Gary. Pearson Education, 2010
16. Rami Khaled Al Shawabkeh a, Esraa Alobaidat a, Mwfeq Ibraheem Alhaddad, Ahmad M. Alzouby the role of social infrastructure services in developing the city centre planning: A framework for delivering sustainable cities in Jordan// Ain Shams Engineering Journal, Volume 13, Issue 6, November 2022
17. Spanova B.K. Analysis and assessment of Kazakhstan’s social infrastructure development// Bulletin of Karaganda University // Economy Series. – 2017. – № 2. – p. 97-103.
18. Susanne Stark, Michael Ewers Infrastructure- and workforce capacity for the provision of health care to people with invasive home mechanical ventilation: A scoping review of indicators and norms// Zeitschrift für Evidenz, Fortbildung und Qualität im Gesundheitswesen Volume 179, June 2023, Pages 18-28
19. Timothy Fraser, Napuck Cherdchaiyapong, Winta Tekle, Erin Thomas, Joel Zayas, Courtney Page-Tan, Daniel P. Aldrich Trust but verify: Validating new measures for mapping social infrastructure in cities//Urban Climate, Volume 46, December 2022
20. Zihai Shi, Shizuo Watanabe, Kenichi Ogawa, Hajime Kubo 4 - Japan’s efforts to enhance social infrastructure resilience// Structural Resilience in Sewer Reconstruction from Theory to Practice 2018, Pages 113-141
Страница обновлена: 20.08.2024 в 10:58:53